ПРОМО
Как выиграть Айфон, попробовав симкарту
Узнать

Я потратил около 110 000 ₽ на курсы по написанию текстов, но так и не стал копирайтером

Я потратил около 110 000 ₽ на курсы по написанию текстов, но так и не стал копирайтером

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

С детства меня не тянуло к писательству, но я предпочитал текстовые статьи яркому видеоконтенту.

Возможно, из-за того, что как читателю мне было проще контролировать поглощение информации, чем справляться с эмоциональной бомбежкой в видео. Вот и подумал: почему бы на этом не зарабатывать?

Все началось с того, что я решил узнать, сколько получают копирайтеры. Я зашел на сайт одной школы копирайтинга. По их расчетам, зарабатывают авторы в среднем неплохо, а на продающих текстах — даже шестизначные суммы. С учетом того, что все копирайтеры удаленщики, это совсем классный вариант. Хотя в школе предупреждали, что столько получают лишь единицы: остальная масса авторов застряла на биржах, где за статью платят не больше хлеба.

Но я все равно заинтересовался этой профессией, купился на красивые цифры. Сначала подписался на их сообщество во «Вконтакте», потом приобрел подписку на обучающую программу. Для меня она стоила 1240 Р в месяц, а для остальных — 3000 Р: когда я оставлял заявку, мне пришло предложение о скидке, которая действовала два дня, и я сгоряча оплатил. Программа позволяла получить интересную информацию о том, как писать вовлекающие посты, обучиться основам редактуры и даже навыкам создания продающих текстов. Также в подписку входила возможность общаться с единомышленниками, которые, к слову, делились своими личными историями и мемами, но никак не новостями или вакансиями из сферы копирайтинга.

В любом случае меня затянуло в эту сферу. Полноценно освоившись в этом сообществе, я решил пойти на основную программу школы, чтобы начать зарабатывать на статьях. Информация, конечно, есть и в интернете, но навыкам работы с текстом можно было научиться только в связке с редактором. Я уже хотел было подать заявку, но остановился — увидел приглашение от школы на трехдневный интенсив по продающим текстам и откликнулся.

На удивление мне очень понравилось. В качестве домашки нужно было выполнить самостоятельный маркетинговый анализ, чем я занимался в течение двух недель. После этого я сделал выбор в пользу программы по продающим текстам вместо инфотекстов. Но тренер программы сказал, что у меня слабые навыки редактуры, и намекнул, что их надо освоить. Я решил последовать его совету, хотя мотивации у меня не было.

Стоимость обучения зависела от тарифа:

  1. «Оптимум» — 8200 Р в месяц, задания два раза в неделю проверяет куратор.
  2. «Стандарт» — 11 500 Р в месяц, задания три раза в неделю проверяют куратор и тренер.
  3. «ВИП» — 30 000 Р в месяц, задания пять раз в неделю проверяет только тренер.

Тренер — это опытный автор и редактор, который работал на громкие имена или компании.

Куратор — обычный автор. В моем случае это был выпускник, который еще не окончил программу.

Я выбрал тариф «Оптимум» — и понеслась. Первую статью-проблему мы писали три месяца! Уже тогда меня стали мучить сомнения и страхи: «Зачем мне эта дешевая профессия? Столько усилий, а платят несоответственно». Уже хотел было бросить, но решил довести дело до конца.

Я думал, что освою программу за полгода, но в итоге все растянулось на год.

После первой статьи я решил взять еще и тариф «Стандарт». На вторую статью-инструкцию снова ушло три месяца. Куратор и менеджер уверяли меня, что это нормально, ведь я учусь. Но я считал, что заказчики не будут столько ждать. Через год я окончил первую ступень — это сертификат неполноценного специалиста. На вторую решил не идти.

Теперь о самом процессе обучения. Куратор, на мой взгляд, не был профессионалом. У него не было опыта общения с реальными заказчиками — следовательно, он передавал знания под копирку, как учили его. Также он совершал ошибки. Например, правильную SEO-оптимизацию мы смогли сделать только на второй статье. Часто его ответы ограничивались «неплохо, но посмотрим, что скажет тренер».

Тренер, в свою очередь, давала развернутые ответы, подсвечивала мои слабые стороны, очень подробно редактировала статью. Возможно, только от нее я почерпнул какие-то навыки, хотя сейчас от них ничего не осталось. Но ни куратор, ни тренер не могли просто сказать: «Тексты не твое». Вместо этого мы продолжали долго мучиться над моими кривыми статьями.

В сентябре 2022 года я все же поступил на программу продающих текстов на пару месяцев — сразу на третью ступень. По этому направлению тарифы были дороже: я выбрал «Стандарт» и платил 14 000 Р в месяц. Со мной работал уже другой тренер — и наконец учеба пошла как по маслу. Всю информацию я усваивал быстро, текст писал с большим энтузиазмом, меня больше хвалили, чем ругали. Но я все равно все бросил.

Когда я начал искать первых заказчиков, они сами помогли мне уйти из этой сферы. Я откликался на множество предложений, сделал несколько тестовых заданий, но меня ждали сплошные отказы с комментариями о моих ошибках. Это очень било по моей самооценке.

Как-то раз мне удалось взять один проект, но и то благодаря моему практическому опыту дизайнера-верстальщика. Первую статью мы написали на ура, а вот вторую и третью заказчики полностью переписали за меня, оставили только главное. Тогда я сам предложил прекратить совместную работу. В этом проекте за четыре месяца я заработал только 5000 Р — вот она, вся окупаемость.

После того как один из заказчиков проехался по моей статье танком, я решил бросить все, что связано с текстами.

Вывод: если тебе действительно нравится специальность, лучше попробуй освоить ее бесплатно. Хотя бы азы. И если тебе будут нравиться результаты, тогда уже смело записывайся на курсы или продолжай самостоятельное обучение.



Редакция
Редакция
Расскажите, были ли у вас подобные случаи:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
не читаю комментарии

> Все началось с того, что я решил узнать, сколько получают копирайтеры.

Вот в этом основная ошибка. Начинать надо с определения занятия, которым нравится заниматься, а не с зарплаты.

Я проработал копирайтером 9 лет. Начинал с фриланса за копейки (что-то типа 20 рублей за 1000 знаков), потом были баннеры, социальные сети, сценарии рекламных роликов, рекламные лайны. Ни на какие курсы не тратился, просто получал удовольствие от работы.

32
polna panama

За два года в копирайтинге в том числе поняла, что это работа для тех, кто готов работать с критикой. Наверное, есть в мире специалисты, которые пишут тексты без правок и идеально с первого щелчка по клавиатуре. Но по больше части это работа с мнением других людей, оно не всегда может быть приятным, созвучным вашему и всё такое.

Мне показалось, что есть плато страданий, где ты слушаешь весь ад, который сливает на тебя клиент, правишь тексты по указке и набираешь экспертность.

А когда это плато преодолеваешь, то становится намного легче демонстрировать пресловутую экспертность, вносить правки и в целом работать с материалом.

Не призываю к мучениям, но, возможно, стоит отдохнуть и попробовать ещё разочек. Может быть, это не станет вашей основной работой, но в качестве подработки хороший копирайтинг тоже может приносить деньги.

27
Ekaterina

Автор дам вам бесплатный совет: чтобы научиться хорошо писать, нужно просто писать. Бывают, конечно, люди, который от рождения пишут классно, но большинство людей достигает этого только большим количеством написанного и анализом ошибок, на которые указывает заказчик.

Нет ничего плохого в том, чтобы поработать на бирже за копейки. Зато вы сможете набить руку и научиться на практике. Такой опыт явно дешевле, чем более 100 тыс. за курсы. Или заведите блог и пишите туда. Регулярно, каждый день. Сравните свой первый текст с текстом через год - условным 365-м. Уверена, вы почувствуете разницу. А потом с текстом через 3 года, когда за вашими плечами будет более 900 статей.

14
Schindler7
Отредактировано

Ekaterina, разрешите отредактировать первую строчку комментария: "Чтобы научиться хорошо писать, нужно много читать [качественной литературы], и писать". Многие забывают, что для владения языком нужно сначала набрать базу на примерах тех, кто делал это совершенно.

20
Ekaterina
Герой
Отредактировано

Schindler7, отличное добавление, чтение хорошо развивает мышление. Но лично мне не помогло. Я очень много читала с детства, но научиться писать смогла только спустя сотни написанных текстов. Навык писать — очень полезен, нужен не только копирайтеру, пригодится практически каждому.

7
Дарья

Знаете, есть такой совет, что чтобы научиться маркетингу, надо сначала поработать в маркетинговом агентстве. Где все процессы налажены, есть бюджеты на аналитические исследования, есть структура работы. За год-два вы там прокачиваетесь, а дальше выбираете, куда идти дальше.

Вот с копирайтингом, по моему мнению, так же. На биржах сложно подтянуть свои слабые стороны: структуру, умение задавать верные вопросы, навык мыслить не знаками, а тем, как решить задачу заказчика.

А вот в компании, где выпускают кучу контента, планируют, анализируют, дистрибутируют, гораздо проще. Где есть дизайнер, аналитик, редактор, сммщик.

В такой компании есть возможность посмотреть на процессы с разных сторон: как составляется маркетинговая стратегия, как взаимодействуют разные отделы и сотрудники, какой контент заходит лучше в соцсетях, а какой приносит трафик на сайт и Лиды.

И даже инфотексты не пишут просто ради текстов. У них тоже есть цель: прогрев, лояльность, репутационка.

Я, честно, не могу представить, как вырасти в профессионала, если работаешь только на бирже и сам по себе.

Я бы на вашем месте попробовала устроиться в компанию, где есть своя редакция или отдел маркетинга с командой копирайтеров. Прокачаться, а дальше выбирать: найм, Фриланс, своя фирма :)))

Удачи вам 🙂

9
Hässlich Willkommen

"В итоге сплошные отказы с комментариями от них о моих ошибках."
О каких ошибках? Грамматических, стилистических? Вы были согласны с комментариями?

7
Злой Добби
Герой статьи

Hässlich, указывали на ошибки в основном по структуре, стилю и стилистике.
Я с ними не спорил - все ж я не мог объективно правильно оценить свои работы и полностью доверял мнению клиентов.

0
Чай Улун

Злой, а вот это зря. Вы все-таки обученный специалист. Представьте, что домохозяйка начнет указывать сантехнику на ошибки. И что он ей ответит (не в смысле лексики, а по существу).

Клиент - не куратор, он обращается к Вам потому что сам писать не умеет. Ваша задача - сделать это за него с учетом его задач. И на любое "тут ошибка" иметь ответ либо объясняющий, почему написано именно так, либо "ок, на задачу это не влияет, дело вкуса, напишем, как хотите, но только вот тут".

Работа с клиентом - отдельная песня в любой профессии, но воспринимать его как гуру и наставника в Вашем деле точно не стоит) потому что, будь это так, клиент бы не искал, кому бы за эту работу заплатить)

19
Ekaterina

Чай, полностью не согласна с вами. Вот, например, я заказываю статью. Я четко знаю, какая в ней должна быть структура, для какой ЦА и вообще, что в ней должно быть. Обычно я все четко указываю в ТЗ. Но допустим попадается автор, который лучше знает, как должно быть. И на мои замечания посылает с комментарием, что ему лучше знать. При этом за его плечами корочки какого-то непонятного курса, а за моими годы практики с текстами, хорошее знание специфики бизнеса и ЦА. Текст пишется не ради текста, а ради решения определенных задач.

Или еще понятный пример. Вам нужен ремонт. Вы заказываете дизайнеру работу и озвучиваете свои пожелания - основной цвет белый, спокойные тона и т.д. В готовой работе получаете креативную концепцию с черными стенами и красным потолком. На вопрос: "что это", дизайнер отвечает, что он прошел курсы и имеет корочку и ему лучше знать, что подойдет для вашей квартиры...

5
Чай Улун

Ekaterina, речь не о том, что профи должен что-то диктовать и уж тем более нарушать ТЗ - я об этом не писала)))
Речь о том, что профи должен, во-первых, четко понимать что и зачем он делает, а во-вторых, не бояться вступать в дискуссии с заказчиком, который может считать за ошибку, например, отсутствие канцелярита или недостаточно активное восхваление товарища директора (который покупателю нафиг не интересен).

7
Ekaterina

Чай, вот с этим я согласна. Но автор же написал, что у него проблемы со структурой и стилем, по мнению заказчика. Во многих текстах еще важен TOV. Со структурой и логикой текста проблема у многих начинающих авторов, я заметила. Наверное, этому на курсах по копирайтингу не учат. Решает это только четкое ТЗ.

Вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение можно и нужно, если есть опыт. Это и для заказчика важно. Он видит, что человек не просто выполнил задачу, а попытался помочь бизнесу, предложил улучшения. Но новичку сложно подобрать аргументы.

2
Наталья Елизарова

Ekaterina, вы профессионал и это отлично. Гораздо чаще ТЗ выглядит как «продающая статья про пластиковые окна на 3000 знаков». А когда пытаешься задать вопросы - раздраженное «че те надо, ты специалист, вот и пиши». Причем в глубине души заказчик имеет образ того, что хочет, но никогда устно не поделится тайной своей души🥲 только в правках!

6
Наталья Елизарова

Ekaterina, вы профессионал и это отлично. Гораздо чаще ТЗ выглядит как «продающая статья про пластиковые окна на 3000 знаков». А когда пытаешься задать вопросы - раздраженное «че те надо, ты специалист, вот и пиши». Причем в глубине души заказчик имеет образ того, что хочет, но никогда устно не поделится тайной своей души🥲 только в правках!

0
Hässlich Willkommen

Злой, вам ниже дали 2 противоположных комментария. И они отлично иллюстрируют, что я хотела сказать. Обратная связь по вашим ошибкам - это же материал для анализа. Если вы с ними согласны, значит и сами понимаете, как улучшить результат, осталось делать. Если не согласны - наверное, у вас есть какие-то аргументы. Может быть, вы правы, может быть, их нужно пересмотреть. Вроде бы всё это неотъемлемая часть профессионального роста.

5
Леона Красуцкая

Всё-таки этот текст написан достаточно неплохо.
Может быть вам попробовать продолжить работать с текстом, просто в каком-то другом формате?

Истории вашей сочувствую, тоже есть опыт обучения, не дошедший до практики.
Сейчас вообще опасаюсь ввязываться в обучение "из ума".

7
Reinhard

Леона, все статьи так или иначе редактируются самими Т-Ж

3
Дмитрий Малахов

"Я решил узнать, сколько получают копирайтеры. Я зашел на сайт одной школы копирайтинга"
Очевидно, что те кто продают курсы заинтересованы их продать, а не делиться объективной информацией.

"не могли просто сказать: «Тексты не твое»" - Опять же у них нет такого интереса, им надо чтобы вы прошли курс, пусть и на "тройки"

По опыту - для того, чтобы получить практический опыт надо просто искать нетребовательных и небогатых заказчиков. Они понимают ( не всегда правда проговаривают), что профи не тянут ... и дают прекрасно прокачивать скиллы занедорого.

5
Ирина Анлимова

Panzer, не согласна по всем пунктам.
1. Хорошо научиться писать можно, если речь идёт о коммерческих текстах, а не о написании «Войны и мира».
2. Зарабатывать хорошими (именно хорошими) текстами не так уж и сложно. За хорошим автором кленты в очередь стоят с деньгами. Никакие графоманы никому не нужны.
3. Любить писать не обязательно, достаточно просто уметь. Но желательно в том смысле, что неплохо вообще любить свою работу. «Сочинять» вообще ничего не нужно, есть ТЗ, есть материал. Если ты «не грамотен» (у вас ошибка), это не беда, если есть хороший смысл и структура текста. У хорошего заказчика обязательно есть корректор. Скорость печати и слепой десятипальцевый метод никакого отношения к копирайтингу не имеет, это навыки для машинистки, а копирайтеру они только дают некоторый бонус. Копирайтер работает в первую очередь головой.

4
Евгений Евгеньев

В любом случае базу Вы получили. Попробуйте писать тексты в сфере, где у Вас высокие скиллы. Условно, юридический копирайтинг, авто, медицина. Возможно, будет проще.

Я занимаюсь копирайтингом пару лет, но работаю только в своей сфере - оформление строительства, земля, сделки и т.п. В коммерческие тексты в других специализациях стараюсь не заходить - времени на переработку информации много уходит.

3
Дмитрий Малахов

Anton, это просто устойчивое выражение.
Их использование банально делает текст более понятным.

3
Anton Zhitarev

Дмитрий, по запросу "вообщем" тоже много выдачи, но это не делает слово грамматически верным.

4
Дмитрий Малахов

Anton, я не очень понимаю как подобное слово, из двух языков, может вообще относиться к грамматике.
"SEO-оптимизация" - упоминается на vc , МТС , тинькова ,1с, кокоса....
по мне , если это устойчивое выражение, то его можно использовать особенно тем, кто не хочет заниматься спорной межязыковой лингвистикой

1
Anton Zhitarev

Дмитрий, нет, это такой же языковой уродец, как "линия ЛЭП", "Система СИ" и CD-диск.
Вики - плеоназм.

2
Апельсинка

Никогда не знаешь, где пригодятся знания) Вообще считаю, что любая учеба полезна, даже если она на первый взгляд не окупается материально — когда-нибудь вам пригодится умение писАть тексты и навыки редактуры.
Сама закончила копирайтерский курс и очень довольна. Зарабатывать напрямую я на этом деле не стала — заказчики хотели продающие воронки, и анализы рынка на 10 стр за 500 р. (Один раз я повелась, сделала, но это ужасное обесценивание себя) Но! Я научилась делать продающие тексты и продажи на авито пошли лучше. Машину продала за 3 часа по хорошей цене. Считаю, это заслуга продуманного мною текста. Сделала мужу лендинг и ещё много чего по мелочам. Если посчитать, курс давно окупился.
Плюс для меня учеба это своеобразная психотерапия, когда мозг занят полезным и новым делом легче справляться с проблемами. Так что автор, не грустите! Ваши навыки ещё пригодятся 😉

2
Ирина Анлимова
Отредактировано

Panzer, не надо далеко ходить. А кто, по-вашему, пишет статьи для Т—Ж? Пушкин? Нет, копирайтеры. А вы ходите и читаете, то есть, по вашему, читаете «помойку дворниками нагаженную в интернете»?

Без обид, но))) мне кажется, вы как-то где-то попробовали, у вас не получилось, и вы решили не продолжать, а осадочек остался. В этом случае полезно перечитать басню Крылова «Лисица и виноград» 😉

1
Владимир

Перебирайтесь с тех. писы. там попроще будет.

0
Елена М

Тоже одно время увлеклась таргетированной рекламой в соцсетях. Обучалась на платных и бесплатных курсах. Были несколько клиентов. В итоге работа не пошла, так как бюджеты у них были небольшие, а результат ожидали грандиозный. В итоге работа за очень небольшие деньги меня не вдохновляла, плюс постоянные изменения в техниках продвижения и т.п. Считаю, что могла бы искать более платежеспособных клиентов и более интересные проекты, но как-то энтузиазм угас. Но не считаю, что всё зря, так как основная информация со мной и может мне пригодиться.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Популярное за неделю