Никогда не понимал: почему виноват в ДТП водитель без ОСАГО, а проблемы у меня
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В июле 2023 года я стал участником ДТП.
Все банально: водитель, выезжающий с прилегающей территории, вместо того, чтобы смотреть за дорогой, витал где-то в облаках и ударил мою машину.
Несмотря на свой вспыльчивый характер и то, что это первое мое ДТП за многолетний водительский стаж — с 2004 года, я воспринял ситуацию весьма спокойно. Остановился, включил аварийку, установил знак аварийной остановки и пошел осматривать нанесенный мне ущерб.
Хруст при ударе был громкий. Треснул бампер, помято крыло и передняя пассажирская дверь, повреждено лакокрасочное покрытие задней двери и заднее крыло — повреждена пассажирская сторона машины от передней фары до заднего крыла.
У виновника ДТП был снесен перед на его машине: бампер, решетка, капот гармошкой, фары. Но меня это меньше всего интересовало в тот момент. Я предложил ему вызвать аварийных комиссаров, но он отказался, что мне сразу показалось подозрительным. Ну, мало ли, у всех свои взгляды и принципы.
Вызвали ГИБДД. Аварийные комиссары сами нашли нас и предложили свои услуги. Я был не против и отправил общаться с виновником ДТП.
И тут меня ждала новость, которой я так боялся: у виновника нет ОСАГО.
Я начал мысленно подсчитывать ущерб, попутно звоня знакомому, который занимается запчастями, и уточняя стоимость деталей. Благо время у меня на это было.
Забегая вперед, скажу, что сотрудники приехали на место ДТП через три с половиной часа после вызова. Подбив цифры, я пошел разговаривать с виновником о возмещении ущерба. По моей предварительной прикидке, стоимость ремонта составляла 80 000—90 000 ₽ — с учетом того, что машина не новая, 2010 года выпуска, но некоторые запчасти, а именно переднее крыло и бампер, требовали замены.
М., как представился виновник, предложил решить вопрос на месте и был готов дать 30 000 ₽. Смешно, правда? Я ему об этом и сказал. В итоге приехал инспектор, оформил протокол и назначил день, когда нужно явиться за справкой о ДТП.
В назначенный день я забрал справку и начал думать, как быть дальше. Проконсультировавшись у юристов, я представлял, что мне предстоит, но еще была надежда решить вопрос полюбовно.
Набрав М., я снова выслушал историю про 30 000 ₽, на что ответил: «Увидимся в суде!»
И вот теперь начинается самое интересное. Я поехал к независимому оценщику, который назначил дату осмотра автомобиля, чтобы я мог заранее уведомить виновника, что я и сделал. Хотя это сейчас и не обязательно. Но мы же хотим, чтобы все правильно было?
Естественно, М. на оценку не явился, и я, заплатив 10 000 ₽ и проведя осмотр, поехал ждать результатов экспертизы. Дней через десять мне позвонили из компании и сообщили, что все готово и можно забрать результаты. Я снова поехал за документами к оценщику. Без учета износа ремонт автомобиля, по результатам оценки, составил 95 000 ₽.
Обратившись к адвокату, я заключил с ним договор, чтобы он вел мое дело в суде до получения исполнительного листа. Затраты на адвоката — 30 000 ₽. Необходимо было сделать доверенность на адвоката у нотариуса, чтобы он мог представлять мои интересы в суде.
Снова время на поиски, дорогу, прием у нотариуса — 2000 ₽. Адвокат сказал, что, раз есть на руках независимая оценка, можно машину отремонтировать, что я и сделал, заплатив 93 000 ₽. Три недели был пешеходом.
В процессе ремонта, как всегда, возникали определенные трудности: найти новый бампер, крыло, отогнать машину к рихтовщику, перегнать к маляру. Приходилось просить друзей и родственников о помощи.
Адвокат подал иск, его зарегистрировали и назначили первую дату заседания. На первый суд ответчик не хотел приходить — судье пришлось звонить ему и вызывать. По итогу первого заседания суд удовлетворил наше ходатайство об аресте машины и назначил следующее заседание через месяц.
На втором заседании ответчик заявил ходатайство о проведении дополнительной судебной экспертизы, которая теперь должна состояться в течение двух месяцев. Пока дело идет, и чем оно закончится — неясно. Как итог, с момента ДТП уже прошло почти четыре месяца, а конца и края в деле до сих пор не видно. Куча потраченного времени, денег и нервов, которые не факт, что вернутся.
Почему я, как законопослушный гражданин, который оформил полис ОСАГО, должен ездить к адвокату, на оценку, в ГИБДД, к нотариусу, по судам? В то время как ответчик спокойно сидит дома и не напрягается. Считаю, что моя страховая должна оплатить мне ремонт или починить машину, а с виновником пусть сами дальше разбираются, ведь для этого у них целый штат юристов имеется.
Как возместить ущерб, если у виновника нет ОСАГО
ОСАГО страхует только вашу гражданскую ответственность перед другими участниками ДТП. Если застрахованный виновен в аварии, ему не придется компенсировать ущерб пострадавшим из своего кармана — за него заплатит страховая. Лимиты компенсации каждому потерпевшему в случае причинения ущерба жизни или здоровью — 500 000 ₽, имуществу — 400 000 ₽.
В этой истории вред вам должна была компенсировать страховая компания виновника, но у него нет ОСАГО.
В таком случае возмещение можно получить через суд. Единственный способ защититься от риска попасть в такую ситуацию — оформить каско. Бывает, что виновник выплачивает деньги добровольно.
Виновник не оспаривал обстоятельства ДТП и был готов выплатить на месте 30 000 ₽ — в такой ситуации, возможно, стоило взять деньги.
Это не освобождает виновника от обязанности полностью возместить затраты, связанные с ДТП , даже если вы напишете расписку, что больше не имеете претензий. Чтобы получить остальные деньги, вы могли попробовать договориться — отправить виновнику копию акта оценки и досудебную претензию. Если бы он отказался или не ответил, можно было бы обратиться в суд за полной компенсацией.
Собирать документы, подтверждать ущерб и обращаться за выплатой — в любом случае обязанность потерпевшего, даже когда есть ОСАГО, ДСАГО или каско.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil