«Клиенты думали, что мы их разводим»: как арендодатели переживают уход Booking и Airbnb
5 марта сервисы бронирования Booking и Airbnb приостановили работу в России.
Путешественники и те, кто ездит в командировки, теперь не могут искать жилье в российских регионах на этих сайтах. Владельцы домов и квартир, которые сдавали их через Booking и Airbnb, лишились части заказов и ищут альтернативы.
Мы пообщались с хозяевами жилья и узнали, как на них повлиял уход популярных туристических сервисов.
«Неизвестно, что будет с туризмом через несколько месяцев»
Я сдаю двухкомнатную квартиру в Ессентуках. Дом почти новый, 2015 года постройки. Мы с семьей планировали сами там жить. Делали ремонт для себя, потратили миллион рублей по ценам 2015 года. Потом переехали в другой город, а квартиру решили сдавать путешественникам.
Спрос был всегда: дом рядом с курортной зоной — санаториями, парками. Наша квартира стоит 1500 ₽ не в сезон, 2000—2200 ₽ летом. Сдаем на срок от пяти суток. Решили так, потому что на сутки — это пьянки-гулянки, курение, беспорядок, парочки на ночь.
Сдавали через Airbnb и Booking. Это было очень удобно: человек забронировал, мы видим его телефон, созваниваемся, уточняем, надо ли встречать. Airbnb брал комиссию 3% и переводил деньги на следующий день после выселения. Деньги от Booking приходили в следующем месяце, сервис брал комиссию в 15%.
На Airbnb есть отзывы об арендаторах и путешественниках. Если я видел плохие отзывы о госте, то отказывался его заселять. К нам приезжали люди, которые искали хорошее жилье и сами следили за ним. За четыре года не было никаких проблем, в квартире ничего не испортили. Только одна царапина на кухонном столе, еще одна — на акриловой ванне.
До того как Airbnb и Booking ушли, у нас было три бронирования: на весну и на осень. С двумя гостями, которые хотели приехать весной, я созвонился, они подтвердили, что приедут и оплатят на месте. Тем, кто бронировал на осень, нет смысла звонить сейчас. Неизвестно, что будет с туризмом через несколько месяцев.
Сейчас мы сдаем квартиру через «Авито», «Юлу», «Квартирку». Там неудобно: например, на «Авито» платишь 800 ₽ в месяц за объявление и не знаешь, сдашь или не сдашь. Сейчас я заплатил 1600 ₽ за два месяца, а бронирование на пять суток всего одно.
«Пока не вижу альтернативы Airbnb»
У нас квартира в Центральном районе Санкт-Петербурга, на улице Маяковского недалеко от Московского вокзала. Купили ее в августе 2020 года: две комнаты, просторно, все окна на солнечную сторону. Старались сделать так, чтобы гостям было комфортно. Заказали за 18 000 ₽ дополнительный наполнитель для дивана в гостиной. Купили манеж, детский стульчик, горшок для семей с маленькими детьми. Я украсила квартиру панно, подушками, вазами — это часть моего творчества.
Размещались на Airbnb — этот сервис идеально подходит для сдачи квартир. У нас там было много хороших отзывов и статус «Суперхозяин». Заявок всегда оказывалось много, квартира была загружена на 95%. Гости к нам всегда приезжали интеллигентные и доброжелательные, часто рекомендовали нас своим знакомым. Средняя цена была 3000 ₽ в сутки.
До конца февраля квартира была занята: в ней жила пара из Москвы. Я ждала, что на 8 Марта кто-то забронирует. Но было ощущение, что с 24 февраля Airbnb не показывает пользователям нашу квартиру: не было ни одного бронирования, ни одного просмотра. Обычно видишь, сколько человек смотрели твое объявление, а здесь ни одного. На нашу квартиру всегда высокий спрос, поэтому для меня это было странно.
Сейчас я не вижу альтернативы Airbnb. Хотела зарегистрироваться в сервисе РЖД, но не готова платить комиссию 30% — такая цифра прописана в договоре. Выручил сын: у него 19 000 подписчиков в «Инстаграме», он опубликовал пост и сторис с моим рассказом о квартире.
Запись увидела девушка, которая забронировала квартиру на два месяца, до начала июня. С «Суточно-ру» тоже планирую работать. Там тоже хотели забронировать на май, но девушка из соцсети их опередила.
«Сначала получили шквал негодования»
Мы сдаем два дома в Карелии. Строили их восемь лет назад для себя: в одном доме жили мы с мужем и сыном, во втором — родители мужа. Первый дом большой, 130 м², с огромными панорамными окнами, сауной и видом на лес. Второй дом поменьше, на 40 м², с красивой территорией и родником прямо на участке.
Когда решили их сдавать, использовали все возможные сервисы: группу во «Вконтакте», «Авито», Airbnb, Booking, свой сайт и аккаунт в «Инстаграме». В соцсетях работали с блогерами за бартер, настраивали таргет, в поисковиках — контекстную рекламу. Еще продавали через туристические агентства и обменивались клиентами с владельцами других домов: если у нас занята дата, мы предлагали гостям поселиться у наших партнеров, а с них брали процент. У нас есть база домов, с которыми мы сотрудничаем.
Мы четко определили свою целевую аудиторию: семейные люди с детьми из-за рубежа и из России. Сначала больше всего бронирований было с Airbnb — 30—40% от общего числа клиентов. Потом мы подключили специальную программу Bnovo и объединили календари Airbnb и Booking. После этого Booking перетянул на себя почти все брони, а с Airbnb почти не стало запросов, один-два в месяц.
К тому моменту, как сервисы ушли из России, весь март был забронирован. Мы не знали, как Booking будет работать, переведет нам деньги за эти бронирования или нет. Сервис перестал отвечать на запросы. Два дня пытались дозвониться до Booking, муж по 30—40 минут висел на телефоне.
Стали связываться с клиентами, просили их отменить бронирование и заплатить нам напрямую по приезде. В итоге почти все согласились так сделать, но сначала мы получили шквал негодования.
Люди думали, что мы их разводим. Боялись, что приедут и не смогут заселиться в дом.
Нам писали: «Пожалуйста, подтвердите, что вы работаете, едем праздновать юбилей, все заранее распланировали». Приходилось всех успокаивать и объяснять: мы просто не хотим, чтобы их деньги зависли в Booking.
Сейчас мы зарегистрировались еще на «Островке» и в сервисе РЖД. Не помню, какая комиссия у РЖД, а на «Островке» — 15%. Оттуда пока не было бронирований. Сервис РЖД кажется более-менее удобным, а «Островок» пока не поняла. Пыталась оценить его с точки зрения пользователя, пробовала подобрать себе бронирование, но сервис ничего не выдал под мой запрос.
Делаем большие ставки на летний сезон. Люди все равно захотят путешествовать, а Карелия уже несколько лет в топе мест для поездок по России. Поэтому особо не стрессуем.
«Путешественники никуда не денутся»
Мы сдаем квартиру в Петрозаводске. Покупали ее для родителей мужа, специально выбирали второй этаж и дом с лифтом, чтобы им было проще спускаться. Ремонт делали сами, муж у меня рукастый. Когда все было готово, родители отказались переезжать. Сказали, что в их возрасте сложно осваиваться на новом месте.
Тогда мы решили, что квартира идеально подходит для посуточной сдачи в аренду. Это студия 50 м², в ней могут жить четыре человека. Есть телевизор, посудомоечная и стиральная машины. Дом в самом центре города, в пяти минутах от набережной Онежского озера, откуда идут теплоходы на остров Кижи.
Сдавали через Airbnb. На Booking не стали размещаться: там комиссия выше и сложная система проверки жилья. Нужно созвониться с менеджером по видеосвязи, показать ему квартиру и документы на нее. На Airbnb мы просто разместили фотографии и платили сервису комиссию в 3%. Летом и в новогодние каникулы аренда квартиры стоила до 4000 ₽ в сутки, в несезон — 2500 ₽.
Все было хорошо, с гостями никогда не возникало проблем. Мне нравится общаться с путешественниками. Мы стараемся помочь организовать отдых, рассказываем, куда сходить и съездить. Разрешали останавливаться с детьми, с животными. Единственное, что запрещали, — курить и устраивать пьяные вечеринки в квартире.
В основном к нам приезжали из других регионов России, но иностранцы тоже были. Летом 2021 года у нас жили гости из Великобритании, США, Японии, Хорватии. Одна девушка из Лондона так полюбила Россию, что мечтает приехать даже сейчас, когда это стало намного сложнее. Говорит, будет летать через ОАЭ.
Когда в конце февраля начались санкции, я сразу подумала, что Airbnb это тоже коснется. Переживала, но к тому моменту у нас уже было много бронирований на весну и лето. Бронь на сайте отменили только два человека, но они созвонились с нами напрямую и сказали, что приедут.
Airbnb не дает туристам делать новые бронирования, но по тем заказам, что сделаны до ухода сервиса из России, выполнили свои обязательства. По-прежнему присылали напоминания: сегодня к вам приедет условная Маша, не забудьте передать ей ключи.
После ухода Airbnb за 2 недели у нас остановились три человека.
Деньги переводили, как и раньше, на следующий день после отъезда гостя. Думала, с переводами возникнут проблемы из-за отключения «Визы» и «Мастеркард», но мне все приходило на карту.
Квартира у нас не кредитная, доход с ее сдачи не единственный. Поэтому мы не терзались, как жить дальше, и не боялись умереть с голоду. Подумали, что путешественники, которые бронировали на Airbnb, никуда не денутся, просто переместятся на другие сайты. Наша задача — перестроиться и понять, где их искать.
Стала изучать русские аналоги, зарегистрировалась на сайте «Суточно-ру». Удивилась, что кто-то уже десять лет сдает там жилье. С этого сайта пришло уже три бронирования. Пользоваться им удобно, все устроено почти так же, как на Airbnb. Комиссия 15%, но она возвращается баллами на виртуальный счет. Ими можно оплачивать собственные поездки или продвижение своего объекта на сайте.
На «Авито» поначалу не хотела размещаться. Бронирование там ничем не защищено, ты не знаешь, кто к тебе приедет. Airbnb в этом плане удобнее, там есть отзывы о гостях. Но потом все же разместила на сервисе объявление за 800 ₽, и в тот же день получила первое бронирование. Позже пришло сообщение от девушек, которые уже снимали нашу квартиру через Airbnb. Написали, что расстроились после ухода сервиса, не знали, где нас искать, а сейчас нашли тут и обрадовались.
В «Авито» быстро перестроились: теперь на сайте есть календарь, как в Airbnb, видно, какие даты свободны, какие заняты.
Уход Booking и Airbnb — не самое плохое, что могло случиться. Считаю, что не стоит отчаиваться, надо брать все в свои руки. Кто хорошо работает, к тому обязательно вернутся их гости.
«Настороженно отношусь к „Авито“»
Я сдаю однокомнатную квартиру 40 м² в Мурманске. Ремонт был от застройщика, дополнительно потратили 300 000 ₽ на кухню, мебель и декор.
Квартиру покупали в ипотеку и планировали первое время сдавать, а потом сами в ней жить. Я работаю в гостиничной сфере, поэтому мне было интересно попробовать посуточную аренду. В этом случае меньше коммунальные расходы, и мы сами следим за чистотой и порядком.
Начали сдавать в середине декабря 2021 года через Booking и Airbnb. Почти всегда в квартире кто-то жил. Цена за сутки сначала была 2200 ₽, потом я увеличила стоимость в выходные дни до 2500 ₽, а на популярные даты, например новогодние праздники, ставила 3300 ₽. В основном останавливались молодые пары из Москвы и других городов, многие гости приезжали из области по работе или на лечение. Только один раз успели принять иностранных туристов — гостью из Кореи с детьми, — но и она постоянно живет в Москве.
С декабря было четыре брони на Airbnb, все остальные с Booking. У меня была настроена синхронизация календарей, очень удобно отслеживать заявки. У обоих сервисов хорошие мобильные приложения, всегда понятно, кто и когда заедет. Есть контакты гостей, можно их сохранить или сразу в приложении задавать вопросы и видеть всю переписку. За пару месяцев работы я заработала рейтинг 9,9 на Booking и дорожила отзывами гостей с Airbnb.
Booking собирал деньги с гостей, вычитал комиссию и присылал мне общую сумму за месяц. В первые дни марта должен был поступить платеж за февраль. Было непонятно, придет ли оплата, но 4 марта сервис перевел всю сумму на карту.
После этого мою квартиру на сайте заблокировали, потому что я подавала заявку на изменение способа выплат. Booking должен был провести дополнительную проверку и снова активировать мой аккаунт. Но он так и остался заблокированным, а 5 марта от сервиса отключили всю Россию.
В начале марта у меня жили гости по бронированиям Booking, за них я надеялась получить выплату в апреле, деньги пришли в срок. Еще в марте жила семья: с ними мы договорились, что они удалят бронь на сайте и оплатят напрямую на месте.
После 5 марта я стала искать площадки для квартир в аренду. Это сложнее, чем с отелями, выбор площадок для квартир небольшой. Завела аккаунты на «Авито» и «Суточно-ру».
На мой взгляд, на «Авито» неудобно искать жилье, но сейчас выбора особо нет. Разместила платное объявление — 1367 ₽ за месяц. Я настороженно отношусь к этой площадке. Мне кажется, она предоставляет намного меньше гарантий, чем Booking и Airbnb. С Airbnb знаешь: если гость сломал что-то в квартире, можно обратиться к сервису, и он возместит ущерб. У Booking таких гарантий нет, но там есть хотя бы профили гостей. А на «Авито» слишком мало информации о пользователе.
На Booking и Airbnb обычно не ищут квартиры для вечеринок, а на «Авито» снимают для разных целей. Например, на 8 Марта хотели забронировать квартиру на сутки, но я не стала сдавать.
На «Авито» есть календарь и можно бронировать сразу на сайте, но все предпочитают писать сообщения. Из-за этого много запросов на одни и те же даты, а реальные бронирования потом выуживаешь из комментариев. Приходится держать в голове больше информации, заносить в календарь на телефоне, но спрос есть. В марте я не просела в выручке, но дальше пока броней нет.
С «Суточно-ру» пока не было ни одной брони. Сейчас ищу другие площадки для сдачи.
«Понимала, что не могу подвести гостей»
У меня есть трехкомнатная квартира в центре Петрозаводска, рядом с железнодорожным вокзалом. Мы жили в ней сами, а когда переехали за город, решили сдавать.
Сначала я противилась сдаче посуточно, относилась к этому брезгливо. Думала, это что-то неприличное, проходной двор. Боялась, что квартиру разгромят. Первый год сдавали ее семейной паре. Но у них родился ребенок, поэтому они переехали в жилье побольше. Тогда я решила сдавать через Airbnb и Booking, и они перевернули мое представление о краткосрочной аренде. Оказалось, мои страхи были напрасны: никаких проблем, никакой грязи, все очень удобно.
Иногда у нас останавливались иностранцы — французы, китайцы. Booking и Airbnb переводят переписку: если мне пишут на китайском, я вижу текст на русском. Отвечаю на русском — гости видят на китайском. Но в основном к нам приезжали из регионов России. Летом у нас была стопроцентная загрузка, в межсезонье — 50—60%. Аренда квартиры стоила от 1800 ₽ в несезон, в сезон — до 4000 ₽ в сутки.
С Airbnb и Booking у нас было полностью бесконтактное заселение. В квартире установлен умный замок, поэтому с туристами я не встречалась, деньги мне переводили сервисы. Моя квартира еще есть на «Суточно-ру», но с этим сайтом мне неудобно работать: надо самой контролировать оплату, связываться с гостями. Некоторые говорят: «У нас только наличка», — приходится ехать, забирать.
Еще удобно, что на Airbnb можно видеть рейтинг клиента. И еще я знала: если гости что-то испортят в квартире и откажутся оплачивать, сервис полностью возместит ущерб. Но такого у нас не было.
Когда Airbnb и Booking ушли из России, я занервничала. Рассчитывала на доход от сдачи своей квартиры и взяла еще одну в аренду, чтобы сдавать в субаренду. Теперь мне нужно платить каждый месяц 16 000 ₽ за аренду и дополнительно за коммунальные услуги. Пока эту квартиру сняли на месяц за 26 000 ₽. Гости останавливались в квартире у вокзала и захотели пожить в Петрозаводске подольше, я предложила им такой вариант.
От сервисов мне пришли письма, что они приостанавливают работу в России, и больше они на связь не выходили. В начале марта люди успели забронировать на Airbnb и Booking. Я не знала, оплатят ли мне эти заявки. Но решила, что не могу подвести гостей, всех принимала, как обещала. Airbnb перечислил оплату сразу после выезда гостей.
В марте от Booking пришли деньги за февраль, в начале апреля перечислили за март.
Насколько знаю, с 4 марта Booking сообщил всем туристам, что отменяет их бронирования. Но у меня остались контакты людей: когда кто-то оставлял заявку, я сразу отправляла приветственное письмо. Некоторые из тех, кому пришлось отменить бронь, сами мне написали. Кому-то я написала и предложила обращаться напрямую.
Я смогла зайти в личный кабинет Airbnb и хотя бы скопировать отзывы гостей, чтобы разместить их на других сайтах. Booking такой возможности не дает, скрывает даже рейтинг.
Сложно говорить, что будет дальше, какое будет заселение летом. Сейчас активно работает сервис «Суточно-ру», оттуда каждый день идут заявки. Еще я пыталась зарегистрироваться на других площадках — «Островок», «101 отель», «Броневик» и прочих. Они не всегда подходят для сдачи квартиры: кто-то работает только с теми, у кого много объектов, кто-то — только с юрлицами. Но все просят написать через неделю, говорят, что сейчас перестраивают свою работу.