По данным Росстата, среди руководителей женщин на 8% меньше, чем мужчин.
Читательницы Тинькофф Журнала, которые управляют командами, рассказали, как им удалось построить карьеру, с какими трудностями они столкнулись и что бы посоветовали молодым специалисткам.
Это истории читательниц из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
История № 1
Когда смогла совместить роли матери и руководительницы большой команды
Образование. Я всегда была фанатом учебы. В 2013 году окончила специалитет по социальной психологии в Российском государственном гуманитарном университете и затем поступила в аспирантуру по общей психологии.
Пока писала диссертацию, захотела попробовать себя в подборе персонала — в университете были предметы, связанные с организационной психологией. Работа давалась легко, но банально меня не вдохновляла. Уже готовясь к защите, решила сменить специализацию и заняться UX-исследованиями. Вуз дал много информации, которая могла пригодиться в этой сфере: я освоила основы экспериментальной психологии, училась у экспертов когнитивной психологии.
Карьерный путь. Я начинала UX-карьеру в стартапе, а в 2017 году попала в VK на роль аналитика-исследователя. Тогда таких специалистов еще не закрепляли за конкретными командами, и это стало отличной возможностью познакомиться с интересными людьми и продуктами. В 2018 году я стала руководителем направления и проводила исследования в e-commerce — моя команда помогала сервису объявлений. Чуть позже у меня появились стажеры.
В 2019 году ушла в декрет. Для меня было важно сохранить экспертность, поэтому я следила за отраслевыми конференциями, чтобы держать себя в тонусе. Когда началась пандемия, все переместились в онлайн — стало даже проще.
В 2021 году я вышла из отпуска по уходу за ребенком. Хотелось новых вызовов, и я присоединилась к команде «Райффайзенбанка» на позицию Lead UX/CX. Уже через год вернулась в VK: поняла, что темп работы в этой компании приносит больше драйва.
По возвращении мне предложили должность руководителя лаборатории. Конечно, было страшно: я остро почувствовала переломный момент роста со специалиста до менеджера. Новая роль стала вызовом — до этого я в первую очередь была исследователем и не погружалась так глубоко в менеджерские процессы.
Сейчас у меня в подчинении 17 человек. Я координирую исследования в Почте и Облаке Mail.ru, голосовом помощнике Марусе, новом продукте RuStore. Исследования проводятся давно, мы наработали опыт и сейчас можем влиять на стратегию развития сервисов.
Трудности. На первых порах помогало общение с другими руководительницами. В компании организовано профессиональное женское сообщество VK Women, где девушки на высоких должностях делятся опытом, как справлялись с трудностями и искали баланс между работой и личной жизнью.
У меня была проблема с разграничением ролей матери и начальника. Для мужчины допустимо, когда на онлайн-встрече видно детей на заднем плане, но, если во время разговора с коллегами ко мне подходила дочь, казалось, что они думают: «Ну вот, она еще и работает с ребенком». Но такой стереотип был только в моей голове.
Если говорить о рабочих моментах, то я хотела изменить процессы в команде, но опасалась сопротивления со стороны подчиненных — сильных и самостоятельных ребят. Лучший совет дала моя руководительница: не гнаться за быстрым результатом, а наблюдать за сотрудниками и вводить улучшения постепенно.
Это очень мне помогло. Я посмотрела на команду как на слаженный механизм и решила, что мы будем вместе выстраивать работу. Так мы перешли от стандартных исследований к анализу, по итогам которого улучшаем продукт.
Совет. Я рада, что пришла в сферу UX-исследований, и мне приятно, что сейчас в этой области много девушек. Рекомендую молодым специалисткам быть любознательными, не стесняться задавать вопросы, ведь большинство коллег открыты к диалогу и готовы помочь.
Еще я уверена, что можно быть классным руководителем и хорошей матерью. Вижу позитивный опыт других женщин, и это очень вдохновляет и дает поддержку.
История № 2
Когда осуществила мечту и начала помогать женщинам
Образование. Я окончила Московский авиационный институт по специальности «управление проектами» в 2015 году. Считаю, что в первую очередь высшее образование дало софт-скиллы: гибкость, умение быстро находить решение и заниматься несколькими задачами одновременно. Все эти качества позже пригодилось в работе, когда я готовила к запуску две большие просветительские кампании — обе завершились с отличным результатом.
Карьерный путь. Раньше я работала в области HR и занималась развитием бренда работодателя. Команде Avon меня порекомендовала бывшая коллега. Сразу после собеседования я поняла, что хочу там работать, и уже на следующий день получила оффер.
Сначала я занималась продвижением бренда работодателя. Потом перешла в команду развития талантов, которая отвечает за обучение и карьерное развитие сотрудников в России и странах Центральной Европы. Параллельно меня попросили помочь команде, которая работала с благотворительными программами, выстроить коммуникацию в социальных сетях.
Я согласилась, потому что мне близка концепция корпоративной социальной ответственности. Мне нравилось развивать кампанию по борьбе с раком груди — еще в детстве я видела упоминания миссии в каталогах Avon. Я даже задумалась, что было бы здорово перейти в эту команду через пару лет, но мечта сбылась намного быстрее. Уже через месяц мне предложили управлять благотворительными программами Avon в России. Я была счастлива!
Сейчас я координирую направление корпоративной социальной ответственности и внешние коммуникации. В мои задачи входят работа с фондами, отбор благотворительных программ и распределение денежных пожертвований между ними.
Еще мы рассказываем о признаках рака груди и о том, как распознать домашнее насилие. Наш проект «Азбука абьюза» объясняет, какие формы могут принимать нездоровые отношения в паре.
В Тулу мы привозили петербургских онкологов от фонда «Не напрасно». Пациентки получили второе профессиональное мнение о своем диагнозе, а одну врач даже успела прооперировать.
С 2023 года я начала вести направление корпоративных коммуникаций. Сейчас мы сотрудничаем со СМИ и блогерами, чтобы продвигать бренд и усиливать имидж прямых продаж. Если вы видите в журналах продукт Avon, возможно, именно мы с командой работали над ним.
Трудности. В самом начале, пребывая в эйфории после оффера, я испытала эффект Даннинга — Крюгера, когда из-за неполноты знаний не осознаешь своих ошибок. Думала, что могу все и помогу всем, но оказалось, что это не так.
Когда я начала заниматься социальными проектами, градус нервозности сильно вырос — ведь если не сделаю все вовремя, женщины не получат помощь! Я очень старалась, но не могла предусмотреть форс-мажоры, из-за которых сдвигались сроки запуска проектов.
Мой синдром спасателя говорил: «Как так! Надо все в срок и никак иначе».
Чтобы справиться с проблемой, я медитировала, смотрела интервью руководителей НКО о работе в социальных областях и тренировала «холодный ум». Сейчас я учитываю в плане возможные риски, чтобы дедлайн был реалистичным, и справляюсь со стрессом гораздо лучше, чем раньше.
Совет. В Avon нет проблем с женским лидерством. В наших компаниях по всему миру 52% руководящих позиций занимают женщины, а в российском офисе даже больше — 63%. Так что я не чувствую дискриминации ни в чем. Но девушкам, которые хотят построить крутую карьеру, могу дать три важные рекомендации.
Во-первых, не отказывайтесь от нового. Относитесь к карьере как к набору навыков, которые вы приобретаете, и оценивайте, насколько они делают вас дороже на рынке. Если новый опыт прибавит вам ценности и вам интересно — соглашайтесь.
Во-вторых, развивайте гибкость. Мир быстро меняется, и надо под него подстраиваться. Не планируйте карьеру на 5—10 лет вперед — возможно, к тому времени ваша специальность перестанет существовать. Будьте готовы изменить курс: если вы нужны рынку в другой роли, почему бы и нет.
В-третьих, будьте в теме. Поддерживайте актуальные знания и следите за другими проектами. Это вдохновляет и помогает принимать качественные решения.
История № 3
Когда ощутила на себе все сложности и вызовы руководящей должности
Образование. Я окончила бакалавриат МГУ по специальности «государственное и муниципальное управление» в 2016 году. После пошла в магистратуру ВШЭ по корпоративным финансам. Готовилась все лето 2017 года, открыла для себя макро- и микроэкономику, задачи по корпоративным финансам.
Учиться оказалось сложнее, чем в МГУ: программа ориентирована на практику, мы решали много кейсов в командах. Требовалась хорошая база по экономике, матстатистике и эконометрике.
Карьерный путь. Успела попробовать себя в разных ролях: преподавателя, координатора, диджитал-маркетолога, аккаунт-менеджера и руководителя.
Работать начала еще в студенчестве. Сначала преподавала на курсах в учебном центре Maximum Education. Перед учебным годом для преподавателей провели крутой интенсив, рекомендации оттуда использую до сих пор.
Я вела очные и онлайн-занятия по обществознанию — последние слушали 100 человек. Другим важным направлением стал партнерский проект с «Яндексом», где мы готовили задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Я координировала процесс и передавала проверенные материалы. Было страшно ошибиться, и гиперответственность осталась со мной до сих пор.
|
|
Во время магистратуры получила опыт в диджитал-маркетинге. Начала со стажировки в компании, где у меня было много практических задач. Я писала тексты, настраивала процессы, общалась с заказчиками, запускала таргетированную рекламу и тестировала ее на разных аудиториях, работала с посадочными страницами — сайтами, где описаны товар или услуга.
В начале 2019 года я сломала ногу на скалодроме, уволилась с работы из диджитал-агентства и ушла в отпуск, чтобы спокойно дописать магистерскую диссертацию. Все это время мне было стыдно, что не работаю. Летом решила, что не хочу идти куда-то без четкого видения целей и интересов, и купила подписку на карьерный клуб. Это помогло лучше понять себя, рынок, научиться писать резюме и искать вакансии на разных площадках.
Я отправила резюме и сопроводительное письмо, и через некоторое время мне позвонил рекрутер и предложил три или четыре вакансии в компании. Сразу выбрала Тинькофф Образование.
Я успешно прошла отбор из двух интервью и тестового задания. На позицию продуктового маркетолога вышла 19 декабря 2019 года, так все и закрутилось.
В ноябре 2020 года меня повысили до тимлида продуктового маркетинга на проектах Тинькофф Образования и HR-бренда, а в августе 2022 года я перешла на должность руководителя продуктового маркетинга и HR-бренда.
|
|
До того, как стать руководителем, я долго сомневалась, даже дважды отказывалась от повышения. Мне было комфортно на позиции тимлида с двумя подчиненными. Впервые за долгое время советовалась с папой. Он спросил: «Сколько человек? Задачи ясны?» Я ответила: «Пока не больше десяти сотрудников в подчинении, цели понятны, так как их генерирую в том числе я сама». Папа ответил: «Ну вот, не сто человек же сразу, не надо отказываться».
На позиции руководителя я отвечаю за команду продуктового маркетинга HR-бренда. У меня в команде десять сотрудников, но скоро их станет больше: открыт набор еще на пять вакансий.
Работаем по огромному количеству направлений: аналитика, качественные и количественные исследования целевой аудитории, промокампании, спецпроекты, социальные сети.
Трудности. На мой взгляд, во всем мире девушкам строить карьеру по-прежнему сложнее, чем мужчинам, и в будущем это не изменится. Одна из причин — рождение детей. Для меня вопросы про декрет — хороший индикатор, который показывает, с какими работодателями лучше не связываться.
По опыту прошлых работ могу сказать, что женщины порой сталкиваются со снисходительным отношением. Будто кредит доверия у мужчин больше, а наши слова не воспринимают всерьез. Бывало, что на встречах слышала обращение «девчата», «девушки» и улавливала пренебрежительный тон. Приходилось быть жестче, ставить оппонента на место или зеркалить его поведение. Однажды я даже ответила коллеге: «У нас тут юноши, парнишки молодые, неопытные».
Я выступаю за то, чтобы мужчин тоже не попрекали стереотипными фразами вроде «будь мужиком». Стоит давать свободу друг другу и меньше проецировать на другого человека свое восприятие того, как правильно жить.
С мужчинами старшего поколения было сложнее преодолеть этот барьер. Иногда нет смысла тратить на это время и пытаться за одну встречу исправить человека. Надежнее оказалось работать над своим восприятием ситуации, чтобы спокойно идти дальше.
Сейчас я редко сталкиваюсь с дискриминацией, потому что мой осознанный выбор — работать с адекватными, рефлексирующими людьми. На моей нынешней работе в первую очередь смотрят на навыки.
Совет. Слово «руководство» звучит красиво и статусно, но это очень дорого — и я имею в виду не зарплату. Моя голова перегружена каждый день, тяжело тормозить себя в выходные и не думать о работе, не оставляют новые идеи, мысли о запусках и команде. Помогает побегать, сходить на кроссфит с утра или запланировать что-то на вечер, чтобы не засиживаться в офисе.
Еще одна сложность — огромное количество коммуникаций и расфокусировка: есть и ручные, и стратегические, и личные задачи, и менеджмент — и все приходится решать одновременно. Чтобы справляться, нужны эмоциональная стабильность и стойкость, а они приходят с опытом.
Работать с людьми непросто, особенно когда отношение к жизни, подход к решению задач и скорость реакции разнятся. Не нужно проецировать свое восприятие на других. Лучше постараться осознать причины своих реакций.
История № 4
Когда открыла бизнес в студенчестве, а после возглавила центры разработки Тинькофф
Образование. Я родилась и живу в Екатеринбурге. С 2009 по 2014 год училась в УрФУ на физтехе по направлению «социальная безопасность». На факультете в основном учатся парни, но в моей группе преобладали девушки, и я ни разу не слышала от преподавателей, что девочкам здесь не место.
В середине третьего курса я поступила в институт переподготовки и повышения квалификации на специальность «экономика и управление на предприятии». Учеба длилась два с половиной года, вплоть до окончания специалитета. Я смогла совмещать получение двух образований, хоть временами было непросто, особенно когда пришлось одновременно готовиться сразу к двум защитам диплома.
Карьерный путь. В университете у меня не было целостного видения карьеры и будущего: хотелось работать с людьми, решать аналитические задачи и применять на практике знания по статистике и анализу данных.
Студенткой я подрабатывала промоутером и мерчандайзером выходного дня. Помню, как раскладывала по полкам корм для животных в компании «Марс». На четвертом курсе мы с другом открыли небольшой бизнес: производили и продавали стеклянные магнитно-маркерные доски. Кстати, наша компания Askell существует до сих пор — теперь ею руководит друг.
Незадолго до выпуска я устроилась в небольшое кадровое агентство, где проработала два с половиной года. Там оценивала персонал, вела переговоры и подбирала топ-менеджеров. Специализировалась на инженерах, так как благодаря физтеху могу оценить технический склад ума.
В 2016 году меня пригласили работать в HR-департамент одного банка в Екатеринбурге. Я искала ИТ-специалистов: банк и департамент стремительно росли и нуждались в новых кадрах. Тогда я не была погружена в эту сферу — пришлось разбираться в процессах с нуля.
Я ушла в Тинькофф в 2017 году. С трудоустройством произошла интересная история. Коллега рассказал, что банк открывает в регионах центры разработки, ТЦР, в том числе и в Екатеринбурге. Он же отправил ссылку на вакансию руководителя отдела по работе с персоналом.
Я прочитала многочисленные требования к кандидатам и подумала, что не пройду в такую крупную компанию, но из любопытства решила направить резюме. В итоге меня взяли. Считаю, это произошло потому, что на прошлой работе я выходила за рамки своей функциональности: не только занималась наймом, но и помогала ИТ-департаменту, изучала специфику бизнеса.
Спектр задач в Тинькофф с самого начала был очень широким, приходилось заниматься буквально всем: открытием офиса в Екатеринбурге, развитием комьюнити, административной частью. Сперва работа казалась авантюрой, но увлекала и вдохновляла.
К 2020 году я стала замдиректора офиса, а в 2021 году — региональным директором ТЦР «Екатеринбург». Вскоре компания стала объединять центры разработки в макрорегионы: так удобнее для управления. В 2022 году я возглавила макрорегион «Урал-Сибирь», куда входят пять центров разработки: в Новосибирске, Томске, Омске, Челябинске и Екатеринбурге. Сейчас под моим началом находятся 600 человек в макрорегионе и десять непосредственно в команде.
Мы ведем множество интересных проектов, один из моих любимых — проектная практика. Я выстраиваю и поддерживаю отношения с ведущими региональными вузами: УрФУ, Омским и Томским политехническими университетами. Вместе с нашими менторами студенты работают над техническими проектами — например, делали мобильное приложение и чат-бота. Еще мы обучаем Scala-разработчиков и приглашаем студентов на ИТ-стажировки.
Трудности. Я ни разу за все время работы не сталкивалась с гендерной дискриминацией. Мой пример говорит о том, что женщина может стать руководителем в крупной компании. У нас три девушки возглавляют макрорегионы: Поволжье, Санкт-Петербург, Урал-Сибирь.
Я сама никогда не мыслю с позиции сексизма: не важно, какого пола сотрудник, если он эффективен.
Помню, когда начинала руководить макрорегионом, не могла свыкнуться с тем, что больше не нужно решать задачи более низкого уровня. Я делегирую их подчиненным, а сама только помогаю. Многие дела сложно было передать другим, так как мне самой было интересно, например, составлять задания для региональных университетов. Хоть это и увлекательно, но я в первую очередь менеджер и руководитель.
Совет. Чтобы прокачать управленческие навыки, я читала книги «Бизнес без МВА» Максима Ильяхова и Олега Тинькова, «Теорию игр» Авинаша Диксита и Барри Нейлбаффа и «Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей» Майлза Дауни. Я убеждена, что нужно читать не только книги для менеджмента, но и междисциплинарные работы и автобиографии. Мои фавориты — «Моя жизнь. Мои достижения» Генри Форда и «Никаких правил. Уникальная культура Netflix» Рида Хастингса и Эрина Мейера.
К трудностям в профессии отношусь легко и всем советую попробовать такой подход на практике. Каждую сложность воспринимаю как интересную задачу. А еще важно не поддаваться панике из-за факторов, на которые невозможно повлиять, и сохранять в коллективе рабочий настрой, несмотря на неопределенность. Таким испытанием стал, например, коронавирус. Грамотный руководитель проявляет эмпатию к подчиненным, но никогда не пропускает их чувства через себя. Умение сохранять баланс приходит с опытом.
Работал в крупных компаниях, там женщинам ни чуть не сложнее строить карьеру, чем мужчинам. Там ценят опыт, характер и навыки.
Встречал таких руководителей женщин, у которых стержень и яйца были куда больше чем у 99% мужчин.
тьфунатебя, это да.
Тут, думаю, главное не судить только по нашему опыту. Разная жизнь, не все хотелось бы на себе прочувствовать, но и не игнорировать альтернативные сценарии..
Строить карьеру одинаково сложно всем, поскольку карьера больше зависит не от пола, а от стартового этажа в социальном лифте. В технических сферах женщинам традиционно сложнее, но это снова больше эффект возраста, а не гендера.
Чтобы стать руководителем, нужно предъявлять требования прежде всего к себе, организовывать работу самому, не ожидая, когда расскажут, правой ногой сейчас двигать или левой. Нужно показывать результаты. Ну а тем, кто выдает чужие результаты за свои (опять же вне зависимости от пола), полагается симметричный кармический ответ. Не надо так.
Богиня, "В технических сферах женщинам традиционно сложнее, но это снова больше эффект возраста, а не гендера"
почему возраста?
Уроки_французского, потому что когда ты молод, то поучать тебя своим долгом считают все, а когда уже приобрел навыки и завоевал авторитет, пол отступает на второй-третий план перед имеющимся опытом.
Богиня, женщин больше поучают в молодости?
Уроки_французского, совершенно верно
ivan, больше денег - хм, меньше усилий - хммммм...
Больше риска - да, да и ещё раз да.
Если готов, то вперёд! Но это не универсальный рецепт)
Куда девают предыдущих руководителей, когда повышают новых?
Светлана, пенсия
user2169815, не получается. Повышают молодых лет 27-30 им до пенсии далеко.
Как же вдохновляют эти истории!
ivan, в бизнесе меньше усилий, чем в найме? 🤔
мне кажется основная трудность это попасть в крутую компанию (после курсов!) и через год-два попасть там на руководящую позицию. Никаких советов как такую задачу можно решить в статье нет.
а рассказы от том как что делать после того как уже сделал скачок в руководители как-то не особо интересны
Энтони, способности к манипулированию и обесцениванию от пола также не зависят))
ivan, ну, то есть ответить на вопрос вы не можете) ок