В нашей семье уверены: язык лучше учить ради цели, а не ради процесса.
Мой сын учил английский с семи лет: сначала в группе, а потом с индивидуальным репетитором. Никаких целей мы перед ним не ставили — просто говорили, что этот язык нужно знать. И он неплохо ему давался.
Но в 2019 году, когда сыну было восемь лет, репетитор предложила поставить перед ним первую цель — сдать детский кембриджский экзамен по английскому. Он назывался YLE Movers A1. Этот экзамен помогает объективно оценить знания и получить международный сертификат об уровне владения языком. Сын согласился — и через два года успешно сдал экзамен.
Расскажу подробнее, что такое YLE Movers A1, зачем сыну понадобилось его сдавать и почему пришлось так долго готовиться.
Как сын учил английский до подготовки к экзамену
Сын начал учить английский с первого класса. В школе уроков иностранного еще не было, они начинаются во втором классе. Но мне показалось, что так ему будет проще преодолеть порог входа — и на школьных занятиях у него уже будет минимальный набор знаний.
Мой уровень английского — примерно В2, есть неоконченное высшее образование переводчика. Однако я работаю по другой специальности и не использую язык в работе — только читаю на нем книги и статьи. Я понимала, что моих знаний будет достаточно, чтобы помогать первокласснику: делать с ним домашние задания по английскому, объяснять то, чего он не понял, и контролировать обучение.
Но я считала, что учить сына должен сторонний педагог: родителю это трудно. Поэтому нашла ему других преподавателей — сначала он занимался в группе, а потом индивидуально.
Групповые онлайн-занятия. Я не нашла рядом с домом офлайн-курсов с хорошими отзывами. А далеко возить сына не хотелось: это бы его утомляло. В итоге я записала его в онлайн-школу, в которой дополнительно занимался мой старший сын. Не буду писать здесь название школы, чтобы лишний раз ее не рекламировать: в целом она не вызвала у нас восторгов. Однако младшему сыну нужно было просто познакомиться с английским.
Сначала я выбрала ему групповые занятия: они не такие интенсивные, как уроки с репетитором. Первый класс и так сложный, мне не хотелось перегружать сына вне школы.
В сентябре 2018 года одно 40-минутное занятие в группе стоило 300 ₽. Эта цена меня устраивала, и сын стал заниматься дважды в неделю. То есть в месяц я отдавала 2400—2700 ₽.
Преподавала там веселая и энергичная женщина лет сорока. Она проводила уроки в «Зуме» в игровой форме: дети разгадывали кроссворды с английскими словами и соревновались, кто вспомнит больше слов из домашнего задания. Так что сыну на занятиях всегда было весело.
Мне же такой подход не нравился. Казалось, что в уроках мало пользы: сплошная игра, веселье и никакой учебы. Плюс меня смущало, что в группе 5—6 человек и у сына мало шансов быть услышанным. Но в первом классе английский у нас не был в приоритете, поэтому я не искала альтернатив. Сын проучился в группе до конца учебного года.
Уже потом я поняла, что именно игра помогла ему легко начать учить английский. Он познакомился с языком, сформировал базовый словарный запас. Сейчас я рада, что сын начал именно с групповых уроков.
В марте 2019 года я подключила к ним и индивидуальные — с онлайн-репетитором старшего сына.
Индивидуальные онлайн-занятия стоили по 600 ₽. Они проходили раз в неделю и длились по 30 минут. Репетитор объяснила, что для первоклассника этого достаточно.
Преподавательнице было около 40 лет, и я уже знала, что она спокойная и позитивная. До этого она работала со взрослыми и с детьми постарше, но мне показалось, что она найдет общий язык и с моим сыном. И я не ошиблась.
На занятиях сын и репетитор увлеченно общались: обсуждали погоду, дни недели, праздники, события в школе и семье. Смотрели и обсуждали мультфильмы, пересказывали истории из книжек. А дополнительно делали упражнения по грамматике. По сравнению с групповыми уроками, на этих занятиях сын был постоянно включенным: выполнял задания, слушал, говорил, учил новые слова. И такой формат ему тоже нравился.
Через три месяца, в конце учебного года, я оценила результаты индивидуальных занятий. Сын получил начальные знания грамматики, пополнил словарный запас и научился понимать на слух английскую речь. Поэтому во втором классе я решила оставить только индивидуальные занятия — по-прежнему раз в неделю. А групповые мы отменили.
- 28 800 ₽
Во втором классе английский начался и в школе: у сына было по три урока в неделю. На них ему было легко, он уже многое знал. Хотя иногда открывал и что-то новое: например, с репетитором он не проходил названия предметов быта, а в школе это была одна из первых тем.
В общем, в начале второго класса репетитор сказала, что у сына достаточно знаний, чтобы сдать международный экзамен. И рассказала нам про YLE Movers А1.
YLE в системе международных экзаменов
Международных экзаменов по английскому много. Самые популярные — IELTS, TOEFL и кембриджские FCE, CAE и CPE. Они сложные, к ним нужно долго и серьезно готовиться. Обычно их сдают взрослые: например, чтобы поступить в иностранный вуз или получить работу за границей.
Но среди кембриджских есть и упрощенные экзамены:
- YLE, Young Learners Exams, — «экзамены для юных учащихся». Их могут сдавать дети и подростки от 7 до 12 лет, чьи знания находятся на уровне А1 и А2 по системе CERF. Один из таких экзаменов и сдавал мой сын.
- KET, Key English Tests, — «тесты на основы английского». Они для подростков и взрослых, которые претендуют на уровень А2.
- PET, Preliminary English Tests, — «предварительные тесты по английскому». Они тоже для подростков и взрослых, но с уровнем В1.
Эти упрощенные тесты — как ступеньки на пути к серьезным экзаменам. Здесь нет сдавших и несдавших: по итогам все участники получают бессрочные сертификаты международного образца, но с разным количеством баллов — «щитков». Их можно набрать максимум 15. Сертификаты могут пригодиться, если ребенок поступает в зарубежную школу. Но чаще они остаются просто для себя.
Уровни YLE
YLE бывают трех уровней:
- Pre A1 Starters — для детей, которые учат язык недавно и освоили только азы. В международной системе их знания соответствуют уровню Beginners — «начинающие».
- А1 Movers — для «продолжающих», чьи знания соответствуют международному уровню Elementary. На этом уровне нужно уметь отвечать на вопросы и строить простые предложения.
- А2 Flyers — для «продвинутых» учеников, которые претендуют на уровень Pre-Intermediate. Здесь уже нужно понимать грамматику, участвовать в диалогах, читать тексты и писать.
Чтобы понять, какой уровень подходит вашему ребенку, можно предложить ему пройти бесплатный онлайн-тест. Он называется Cambridge English Placement Test for Young Learners. В нем всего 15 вопросов.
Мой сын его не проходил: репетитор и так знала его уровень и сразу рекомендовала Movers A1. Этот экзамен — второй по сложности среди всех YLE. Его сын и сдавал.
Из чего состоит YLE Movers A1
В экзамене YLE Movers A1 три блока:
- Listening — аудирование.
- Reading and Writing — чтение и письмо.
- Speaking — устная речь.
Блок аудирования длится 25 минут и состоит из пяти частей по пять заданий. Они выстроены от простого к сложному. В каждом ребенок должен прослушать текст, а затем, например, соединить изображения детей с их именами, вписать в окошки нужные слова, закрасить на картинке определенные предметы или написать слово, которое услышал.
Блок чтения и письма длится 35 минут, состоит из шести частей и 35 вопросов. Это самая большая и сложная часть экзамена. Ребенок должен, например, соотнести картинки с описаниями, выбрать ответ на вопрос из нескольких вариантов, заполнить пропуски в тексте, выбрать название текста или просто ответить на вопросы.
Блок устной речи длится примерно 10 минут и состоит из четырех частей. Сначала экзаменатор спрашивает у ребенка имя, фамилию и возраст. Затем предлагает две похожие картинки и просит описать четыре различия. Для примера первое называет сам.
Во второй части экзаменатор предлагает лист с четырьмя картинками. Рассказывает, что изображено на первой, и называет имена героев. А потом предлагает посмотреть на другие и продолжить рассказ.
В третьей части перед ребенком четыре ряда из четырех картинок. В каждом ряду одна лишняя — ребенок должен объяснить, какая и почему. Лишнюю можно выбрать по любому признаку, главное — объяснить свой выбор на английском.
В четвертой части экзаменатор может спросить про школу, хобби, день рождения, семью, лучшего друга или про то, как ребенок проводит выходные.
Чистое время экзамена — 60 минут, но по факту он длится дольше, потому что между блоками есть перерывы.
Зачем сыну был нужен YLE
Когда я рассказывала знакомым, что сын будет готовиться к YLE, многие меня не понимали. Ведь в зарубежную школу он не собирался, сертификат не дал бы ему никаких преимуществ.
Но причины сдавать экзамен у нас все-таки были.
Иметь четкую цель. Я считаю, что изучать язык — это как заниматься спортом: ребенок тренируется, а потом проверяет свой уровень на соревнованиях. Сначала они внутри спортивной школы, потом — районные, городские, областные, всероссийские. Каждый этап — четкая цель и ступенька к мировому первенству.
В английском вместо мирового первенства есть международный экзамен для взрослых. Мой сын мечтает когда-нибудь его сдать, потом учиться или стажироваться в других странах, а затем работать в международных компаниях.
Но эта цель слишком большая, она на далекое будущее. А хочется уже сейчас показать ребенку, насколько он к ней приблизился. Для этого и нужен детский экзамен. Сдать его — более понятная и близкая цель. И я посчитала, что она лучше замотивирует сына учить язык.
Объективно оценить знания. Репетитор и школьный учитель хвалили сына, но их мнения казались мне субъективными. Ведь можно быть лучшим в классе, но не иметь знаний.
Я хотела получить объективную оценку и точно узнать, на каком уровне у сына английский. Если бы он оказался низким, мы бы сменили репетитора и всю систему подготовки. Считаю, это лучше, чем потерять годы, а потом понять, что знаний нет, и начинать все заново.
Выявить слабые места. Мне понравилось, что экзамен проверяет самые разные навыки: грамотно ли ребенок говорит и пишет, понимает ли устную и письменную речь. И я решила, что подготовка и сам тест покажут, где у сына слабые места. А потом он разовьет эти навыки с репетитором.
Забегая вперед — так и вышло. Во время подготовки выяснилось, что сын хорошо понимает текст на слух и свободно отвечает на вопросы. Но при этом ему сложно было составить рассказ по картинке и объяснить, почему он выбрал тот или иной лишний предмет. Пришлось учиться строить предложения и запоминать устойчивые обороты.
А самыми слабыми навыками оказались чтение и письмо. Репетитор помогла сыну их подтянуть, но за блок Reading and Writing он все равно получил на экзамене четыре «щитка» из пяти. Так что и после экзамена продолжает развивать эти умения.
Получить награду за труды. Я хотела, чтобы экзамен стал праздником и наградой за то, что сын долго учил язык и готовился. Поэтому я сказала, что после экзамена он получит подарок: сын давно просил котенка — и я пообещала, что мы его возьмем.
Как сын готовился к экзамену с первым репетитором
Экзамены проходят каждый месяц, но мы решили, что сын сдаст YLE Movers А1 в третьем классе — осенью 2020 года. Так у него будет целый год, чтобы подготовиться.
С сентября 2019 по май 2020 сын занимался с репетитором раз в неделю. 30-минутные занятия по-прежнему стоили 600 ₽. Групповые уроки в онлайн-школе он больше не посещал.
Репетитор уже знала про формат экзамена, отрабатывала с сыном нужные навыки и давала домашние задания. У сына хорошие способности к учебе, и он легко зажигается любимым делом. Так что он занимался с удовольствием, а я ему просто помогала.
Рассказываю, что потребовалось сыну для подготовки.
Учебники и тесты. У репетитора были электронные комплекты Cambridge English Fun for Movers и Storyfun for Movers — их и советовали организаторы экзамена. В них входили учебники, онлайн-задания и аудиозаписи. Репетитор высылала сыну сканы страниц, а я распечатывала их дома на цветном принтере.
Еще репетитор использовала учебник Get Ready for Movers. Задания в нем похожи на экзаменационные. Плюс часто давала сыну тесты — образцы самого экзамена. Он решал их дома, а она потом проверяла. Так сын одновременно учил английский и готовился к экзамену.
Я не присутствовала на уроках с репетитором, поэтому расскажу, как мы с сыном занимались дома. Сначала он читал тексты из учебника и пытался понять их смысл. Потом перечитывал их вслед за диктором, чтобы отработать произношение. А затем пересказывал текст и выполнял небольшие задания на грамматику.
Сыну было трудно: в текстах попадалось много незнакомых слов, каждое нужно было переводить. А некоторые еще и сложно произносились — приходилось повторять их отдельно и только потом читать в тексте. Здесь помогло мое знание английского. Затем я записывала чтение сына на диктофон и отправляла репетитору. А та на уроке комментировала запись и исправляла ошибки.
Пересказывать текст тоже было непросто. Сначала сын составлял рассказ на русском, после — писал перевод на английский и уже его излагал устно. Только сейчас, спустя полтора года, он свободно пересказывает английские тексты без всех этих этапов.
Мультфильмы. Чтобы сын лучше понимал устную английскую речь, репетитор предлагала ему видео о животных с субтитрами. Много мультфильмов было с ютуб-канала Little Fox — Kids Songs and Stories. Сначала сын и репетитор смотрели их на уроке и разбирали новые слова, а потом сын пересматривал их дома.
Первое время репетитор показывала сыну простые мультфильмы о животных, потом они перешли к «Маззи» и «Свинке Пеппе». А особенно веселыми были истории о кролике Питере — они так и назывались, Peter Rabbit. Главный герой был очень забавным, и с ним случались разные приключения. При этом каждая серия не была законченной историей — и сын ждал следующих, чтобы узнать продолжение.
После просмотра нужно было письменно пересказать мультфильм на английском. Так сын отрабатывал навыки письма.
Разговоры. На каждом уроке репетитор обсуждала с сыном его день в школе, хобби, семью, дом и то, как он провел выходные. Так он готовился к устной части экзамена — учился отвечать на вопросы и разговаривать.
В таком формате сын занимался с марта 2019 по май 2020 года. Уроки были интересные, и сын легко получил крепкие базовые знания по английскому. Но за это время репетитор переехала в США и из-за разницы в часовых поясах больше не могла преподавать детям из России. Поэтому в мае онлайн-школа предложила нам другого репетитора.
Почему не получилось со вторым репетитором
В онлайн-школе мне сказали, что у нового репетитора большой опыт и много хороших рекомендаций. Ее занятия длились не 30, а 45 минут и стоили не 600, а 700 ₽, но меня это устроило. Я даже решила, что сын будет заниматься более интенсивно — по два раза в неделю. Он был не против.
- 700 ₽
Сын с удовольствием посещал уроки нового репетитора. Она тоже говорила, что он чудесный и очень способный и что она с удовольствием с ним занимается. Но спустя пять месяцев я дала сыну вариант теста — и поняла, что он не продвигается в английском. Более того, он растерял многие навыки, которые получил у первого репетитора.
У второго репетитора действительно был большой опыт, но в обычной общеобразовательной школе. Поэтому она не понимала, что за экзамен будет сдавать мой сын, какие там требования и зачем вообще это нужно.
Сначала она предлагала ему задания из теста. Но мне показалось, что это было только для вида: постепенно подготовка к экзамену сошла на нет. Дома сын только смотрел «Маззи», а на уроках обсуждал мультфильмы с репетитором. То есть он весело проводил время, но не отрабатывал ни письмо, ни пересказ.
Я не стала жаловаться и обсуждать с репетитором эту ситуацию. Ведь она считала, что все хорошо. Я просто отказалась от ее занятий и стала искать сыну нового преподавателя. А экзамен решила отложить.
Как третий репетитор готовила сына к экзамену
В онлайн-школе я настойчиво попросила найти сыну более опытного репетитора. Им оказалась строгая женщина лет 45 — методист этой онлайн-школы. К этому времени цены в онлайн-школе выросли, и за ее 45-минутные уроки я стала платить по 900 ₽.
На первом занятии, в ноябре 2020 года, репетитор протестировала моего сына и сказала, что экзамен можно планировать только на лето 2021. Мы согласились: у нас не было цели сдать экзамен любым способом. Знания и навыки были важнее.
С ноября 2020 по июль 2021 сын занимался у нового репетитора один раз в неделю. Этого было достаточно, ведь в школе у него было еще по три урока английского.
К урокам нового преподавателя сын относился уже серьезно — не как к игре. Она тоже занималась с ним по учебникам, отрабатывала грамматику и вернула занятия с текстом. Например, просила читать его вслед за диктором, пересказывать и учить много новых слов.
Весной 2021 года я напомнила репетитору, что сыну нужно сдавать экзамен. Мне показалось, она об этом немного забыла: я не видела, чтобы сын решал тесты. Но репетитор сказала, что сын готов к экзамену и можно спокойно на него записываться.
Как я записывала сына на экзамен
Центры, где сдают YLE, можно найти на сайте Cambrige Assessment English. Я хотела записать сына на начало лета, но посмотрела расписание этих центров и поняла, что ближайшие свободные даты — только в середине июля. А в это время мы собирались в отпуск.
В итоге я выбрала центр ВКС International House: он ближе всего к нашему дому и там была свободна удобная дата — 22 августа. К этому времени мы бы точно вернулись в Москву.
Чтобы записаться, нужно было сразу оплатить экзамен. В ВКС в июне 2021 года он стоил 5187 ₽. А сейчас, в 2022 году, обойдется в 5550 ₽. В других центрах стоимость может быть другой.
- 5550 ₽
Как только я оплатила экзамен, мне на почту пришло уведомление, что место забронировано. Забегу вперед и скажу, что 6 августа, за две недели до экзамена, пришли еще два письма: на английском — от Cambridge Assessment English, на русском — от BKC. Там было индивидуальное расписание и правила проведения экзамена.
Как я готовила сына к экзамену
В июне и июле я предложила репетитору заниматься с сыном чаще. Но она по какой-то причине не смогла, и мы оставили одно занятие в неделю. В остальное время я занималась с ним сама.
Для начала я напомнила сыну, как проходит экзамен, сколько он длится и какие в нем части. Думаю, это помогло ему преодолеть страх неизвестного.
Потом репетитор стала высылать нам примеры тестов и сын тренировался делать их на время. Там были задания из всех блоков: и на чтение, и на аудирование, и на устную речь. Результаты мы сначала разбирали сами, а потом высылали учителю.
Мы занимались тестами каждый день, вечером или утром. В остальное время сын играл, встречался с друзьями и родственниками, гулял и развлекался. Отпуск мы тоже не отменяли. То есть английский не мешал сыну отдыхать.
В августе, перед самым экзаменом, мы стали много разговаривать на английском. На прогулках я спрашивала сына о семье, школе, любимой еде и хобби, а он тренировался отвечать.
В итоге перед экзаменом сын не волновался: он уже точно знал, что будет в заданиях, умел отвечать на самые разные вопросы и понимал, сколько у него времени.
Как прошел экзамен
В день экзамена сын был в отличном настроении и радовался, что подготовка наконец закончится. По пути в центр мы ничего не повторяли.
По расписанию экзамен начинался в 10:20, но мы пришли к 10:00. У сына была с собой только бутылка воды без этикетки и пенал с ручками и карандашами. В группе оказалось еще девять детей. Когда все собрались, организатор увел их в другое помещение, а родителям сказал возвращаться к полудню.
Потом сын рассказал, что на экзамене была дружеская атмосфера. Аудирование, чтение и письмо дети сдавали в группе, а устную речь — по одному, наедине с экзаменатором. Перед каждым блоком всем выдавали буклеты с заданиями и объясняли на русском, как их заполнять.
Задания оказались такого же типа, как и в тренировочных тестах. То есть сын сразу понял, что и где нужно сделать. Он сказал, что легче всего ему далось аудирование: он понял слова диктора и быстро ответил на вопросы. Но признался, что точно сделал пару ошибок в блоке по чтению и письму. Не зря за него он получил на один «щиток» меньше.
Еще сын рассказал, что, когда устно общался с экзаменатором, назвал ему номер своей школы и этаж класса по-русски. Думаю, сработал эффект неожиданности: именно эти вопросы мы с ним не отрабатывали. И хотя мой ребенок редко теряется в незнакомой обстановке, волнение сыграло свою роль. В итоге сыну не снизили оценку за блок Speaking: видимо, экзаменатор увидел, что он понял вопрос. Но такое вполне могло случиться.
Что дал сыну экзамен
Как только сын сдал экзамен, мы нашли ему котенка, о котором он мечтал. Так я показала, что результат для меня не важен: главное, что сын старательно готовился.
Результаты пришли только 8 октября, спустя полтора месяца. По телефону их не сообщают, пришлось ехать в BKC лично и получать большой конверт с сертификатом. В нем и были баллы сына — 14 из 15. Мы оба очень обрадовались.
- 14 баллов
В итоге сын стал увереннее и понял, что международные экзамены ему по плечу. А мне было важно, что его знания оценили непредвзято — не репетиторы и школьный учитель, а независимые эксперты.
Но главное — что во время подготовки сын укрепил английский во всех направлениях: он стал лучше понимать текст, легче читать и свободнее излагать свои мысли. Это было особенно видно, когда мы решили попробовать занятия с носителем языка. Тот провел тесты и сказал, что уровень сына даже выше А1. Так что теперь мы готовимся к следующему уровню YLE — Flyers А2.
За два года на подготовку сына к YLE Movers A1 я потратила 83 200 ₽
Как он занимался | В какое время | Сколько это стоило |
---|---|---|
Занятия с первым репетитором раз в неделю по 30 минут | Сентябрь 2019 — апрель 2020 | 19 200 ₽ |
Занятия со вторым репетитором два раза в неделю по 45 минут | Май — октябрь 2020 | 28 000 ₽ |
Занятия с третьим репетитором раз в неделю по 45 минут | Ноябрь 2020 — август 2021 | 36 000 ₽ |
Со мной каждый день по 1—2 часа | Июнь — август 2021 | Бесплатно |
За два года на подготовку сына к YLE Movers A1 я потратила 83 200 ₽
Занятия с первым репетитором раз в неделю по 30 минут | |
В какое время | Сентябрь 2019 — апрель 2020 |
Сколько это стоило | 19 200 ₽ |
Занятия со вторым репетитором два раза в неделю по 45 минут | |
В какое время | Май — октябрь 2020 |
Сколько это стоило | 28 000 ₽ |
Занятия с третьим репетитором раз в неделю по 45 минут | |
В какое время | Ноябрь 2020 — август 2021 |
Сколько это стоило | 36 000 ₽ |
Со мной каждый день по 1—2 часа | |
В какое время | Июнь — август 2021 |
Сколько это стоило | Бесплатно |
Если вы хотите, чтобы ребенок сдал кембриджский экзамен по английскому
- Определите его уровень английского: предложите пройти Cambridge English Placement Test for Young Learners или расспросите преподавателя.
- Сообщите преподавателю об экзамене и спросите, сможет ли он подготовить ребенка. Если это школьный учитель и на уроках готовиться невозможно, найдите репетитора.
- Расскажите ребенку про формат экзамена и по возможности помогайте с домашними заданиями.
- Если видите, что занятия идут, а знания на том же уровне, не стесняйтесь менять преподавателя.
- Когда преподаватель скажет, что ребенок готов к экзамену, выберите, где его сдавать. Список центров есть на сайте Cambrige Assessment English.
- Запишите ребенка на свободную дату и оплатите экзамен.
- Дождитесь письма с расписанием и приходите в центр к нужному времени.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.