Что мешает выучить английский и как это исправить
Я учила английский 18 лет.
Я из Екатеринбурга. С шести лет я ходила в кружок по английскому, потом учила язык в школе, с репетиторами и в вузе. Сейчас у меня диплом переводчика, а последние семь лет я работала маркетологом в языковой школе. Там я тоже прошла два курса английского — и только тогда достигла уровня С1, пятого из шести возможных по системе CEFR. Это значит, что я свободно говорю, понимаю сложные тексты и речь с акцентом, а еще использую язык для работы.
Но до этого среди коллег я чувствовала себя неполноценной. Как и многие ученики школы, я долго не могла освоить язык. Они тоже ходили по репетиторам, смотрели сериалы на английском, скачивали самоучители, но все равно топтались на одном уровне.
Как маркетолог, я анализировала и обсуждала с преподавателями проблемы таких учеников. В итоге поняла, что мешает учить английский, и лично для себя это исправила. Делюсь с вами своими открытиями.
Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 ₽
Три года занятий с репетитором в школе | 66 600 ₽, 300 ₽ за урок |
Год занятий с репетитором из вуза | 37 000 ₽, 1000 ₽ за урок |
Экзамен CAE | 11 690 ₽ |
Пробный тест TOEFL со скидкой 25% | 2333 ₽ |
Учебники в университете | 2197 ₽ |
Учебники в языковой школе | 2000 ₽ |
Обучение в языковой школе | 0 ₽ |
Три года занятий с репетитором в школе | 66 600 ₽, 300 ₽ за урок |
Год занятий с репетитором из вуза | 37 000 ₽, 1000 ₽ за урок |
Экзамен CAE | 11 690 ₽ |
Пробный тест TOEFL со скидкой 25% | 2333 ₽ |
Учебники в университете | 2197 ₽ |
Учебники в языковой школе | 2000 ₽ |
Обучение в языковой школе | 0 ₽ |
Почему язык мне не давался
То, насколько легко и быстро дается английский, зависит от ваших способностей. Чем лучше развиты логика, восприятие и память, тем проще учить язык. Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов.
Но чаще прогресса нет по более простым причинам. У меня их было шесть.
Не было четкой цели. В школе я не могла определиться, кем хочу быть, а в университете поняла, что перевод — это не мое. Путешествовать или эмигрировать я не планировала, а англоязычных друзей у меня не было. Без стимула я часто пропускала занятия и не могла похвастаться хорошими оценками.
Но потом я устроилась на работу — и поняла, зачем мне английский. Там пришлось писать на нем письма, зачитывать на экзаменах инструкции и общаться с иностранцами. У меня появилась мотивация, чтобы разбираться в правилах, стилях речи, учить новые слова и практиковаться в разговоре.
Не подходили преподаватели. Некоторые из них мне просто не нравились. Например, школьная учительница была старательной, но плохо знала язык: все время повторяла одни и те же фразы и непонятно объясняла правила.
А у репетитора был прекрасный английский, но она на пол-урока выдавала мне учебник по грамматике и шла пить чай. В общем, грамматика до сих пор вызывает у меня отторжение.
С другими преподавателями мне было психологически трудно. Помню, как в университете они оценивали не результат работы, а мою личность и пугали отчислением. Так и пропадало желание ходить на пары.
Не подходил формат. После школы и университета я пробовала заниматься с преподавателями в «Скайпе». Но тогда онлайн-формат только появлялся и был неудобным. Я хранила упражнения в виде фото на телефоне, новые слова искала в чате, а задания — в почте. В итоге путалась и часто забывала что-то выучить.
Потом я поняла, что мне подходят занятия в группе. Мне нравится общаться и чувствовать поддержку, к тому же в группе есть соревновательный эффект.
Не подходила методика. Раньше в большинстве школ учились по грамматико-переводной методике: осваивали правила языка и переводили тексты. В итоге у меня не было проблем с чтением и переводом, но говорить на английском я не могла.
Есть и другие методики. Например, коммуникативная учит общаться, а проектная — презентовать свои идеи на английском. К тому же их можно комбинировать. Какие выбрать, зависит от ваших целей.
Было неинтересно. В школе меня заставляли читать скучные тексты про Шекспира и смотреть мультфильмы про Маззи, которые мне не нравились. А в университете я переводила академические и технические тексты. Все это не было связано с моей жизнью, и язык казался мертвым и скучным.
Не хватало денег. Преподаватели на работе объяснили мне, что у каждого ученика свои особенности, поэтому индивидуальные занятия — самые эффективные, на них я бы быстро закрыла пробелы в знаниях. Но я не могла платить 12 000 ₽ за восемь занятий в месяц. Поэтому занималась в группе: для сотрудников это было бесплатно, а иначе бы стоило 4400 ₽ в месяц. Однако я просила дополнительные задания, чтобы отработать ошибки, или сама находила материал в учебниках и приложениях.
Эти проблемы я осознавала постепенно — когда работала с клиентами и чувствовала, что во мне отзывается их боль. А потом стала решать их шаг за шагом.
Узнать свой уровень
Чтобы выбрать преподавателя и формат занятий, сначала нужно определить свой уровень языка. Для этого необязательно сдавать дорогие и сложные экзамены вроде TOEFL и IELTS — достаточно быстрых онлайн-тестов.
Часто их дают в языковых школах, когда вы приходите туда записываться. Есть хороший бесплатный тест EF SET, он длится 50 минут. А сама я сдавала Oxford English Placement Test. Он шел полтора часа и стоил 500 ₽. Я читала на компьютере тексты, слушала аудио и отвечала на вопросы. В итоге получила понятный отчет о своем уровне.
Вообще, уровень языка — это относительное понятие. Например, я, когда начинала заниматься в группе, считалась учеником с уровнем B2. Я понимала основные идеи в речи и тексте, свободно говорила, меня понимали носители. Еще я могла описать абстрактные понятия, обосновать свои мысли и написать эссе на незнакомую тему. Но при этом я постоянно забывала добавлять окончание -s в глаголах, хотя этому учат в самом начале.
Поэтому не рассчитывайте, что уровень точно отразит знания. Его нужно узнать просто для ориентира.


Определиться с форматом и тратами
Я считаю, что невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно. Уроки на «Ютубе», самоучители и приложения не учат активно применять язык. Из моих знакомых сами выучили английский только преподаватели другого иностранного языка. Они уже знали, как подбирать материал и анализировать ошибки, а практиковались с носителями.
Если вы не преподаватель иностранных языков, лучше заниматься с профессионалом. Такие занятия бывают групповыми и индивидуальными, в языковой школе или с репетитором, в онлайне и в офлайне, с носителем или без. Главное — найти самый эффективный формат из всех, что вы можете себе позволить.
В группе или индивидуально. Групповые занятия подойдут, если уровень языка ниже В2 и нет срочных целей. Например, английский нужен для карьерного роста и вы хотите прилично владеть им только через пару лет.
Но если через три месяца вам нужно выступать на англоязычной конференции, выбирайте индивидуальные занятия. Они эффективны и когда ваш уровень B2 или выше. Там вы отработаете только те навыки, что нужны.
Индивидуальные уроки подойдут и тем, кому нужен гибкий график. Если вы не можете учиться по расписанию, группа не будет переносить уроки ради вас, а индивидуальный преподаватель сможет.
Прогресс в группе зависит от того, сколько людей там занимается. На мой взгляд, 4—5 человек — это отлично, 6—8 — нормально, а больше 8 — плохо. В больших группах не все успевают говорить на занятиях, а преподаватель проверяет задания наспех.
Зато чем больше людей в группе, тем дешевле. По работе я исследовала рынок и считаю, что для Екатеринбурга оптимальная стоимость группового обучения — 5000—5500 ₽ в месяц. При условии, что занятия идут дважды в неделю по полтора часа, а в группе не более 8 человек. И на курсе должна быть продуманная программа и хороший преподаватель.
Любые индивидуальные уроки дороже групповых. Например, сейчас, в 2021 году, в школе Global Ambassador в Екатеринбурге групповое занятие стоит 680 ₽, а индивидуальное — 1800 ₽. А в московской школе BKC-IH они обойдутся в 1250 и 4200 ₽ соответственно. Поэтому иногда занятия в группе — это компромисс для тех, кто не может платить за индивидуальные. Так было и у меня.


В языковой школе или с репетитором. Мне кажется, преимущество школы в том, что она дает гарантии: если занятия вам не понравятся, за них можно вернуть деньги. И учить будут по проверенной стандартной программе, с которой можно ознакомиться заранее. А репетитор без рекомендаций или отзывов — как кот в мешке: неизвестно, каким он окажется и стоит ли своих денег.
В хороших школах есть целые методические отделы. Они разрабатывают курсы, адаптируют учебные материалы и следят за результатами учеников, чтобы улучшить курс. А репетиторы ориентируются на собственное чутье. Еще школы предлагают дополнительные плюшки: дискуссионные клубы и приложения. Репетитор такого не предложит.

Зато, по моему опыту, заниматься с репетитором дешевле, чем в школе. Ведь он не платит методистам и маркетологам и не арендует помещение. Правда, совсем мало просят специалисты с плохой квалификацией. А есть и неоправданно дорогие школы, которые поднимают цены, чтобы сделать красивый ремонт, крутой сайт или побольше денег вложить в рекламу. Хотя там учатся по обычным школьным учебникам, а преподают студенты.
На «Профи-ру» екатеринбургские репетиторы берут 500—1200 ₽ за полтора часа, то есть в среднем 850 ₽. Я уже знаю, что такое же занятие в хорошей школе должно стоить в полтора-два раза больше. Если полтора часа дешевле 1200 ₽, то у преподавателя школы наверняка нет опыта или он не очень хороший. А если репетитор просит больше 1200 ₽ за такое занятие, то он явно завышает цену.


Онлайн или вживую. Онлайн-занятия не сильно отличаются от тех, что в офлайне. Разница только в том, что при онлайне не нужно никуда ездить и страдать из-за душного помещения. Зато нужно больше дисциплины: в классе нет соблазна отвлечься на телефон, не будут мешать коты или дети.
Хорошие онлайн-школы это учитывают. Они подбирают эмоциональных преподавателей, делают программу разнообразной и стараются удерживать внимание учеников. Еще там не надо покупать учебники, все задания интерактивные, а материалы собраны в одном месте.
Так что, если вам нужно дистанционное обучение, лучше выбирать онлайн-школы, а не обычные. Многие из обычных тоже приспособились под дистанционный формат, но не на таком уровне. То же самое с репетиторами: некоторые занимаются онлайн по старинке — пользуясь видеосвязью, но без интерактивных инструментов.
Дистанционные занятия у репетиторов стоят столько же, сколько и вживую. А в школах онлайн-занятия обычно дешевле уроков в классе. Однако учитывайте, что онлайн-уроки всегда короче: не 90 минут, а 50—60.
- В онлайн-школе «Инглекс» 45-минутное занятие с русскоязычным преподавателем стоит 650 ₽, 50 минут в EnglishDom — 990 ₽. Но есть и более дорогие онлайн-школы: в Skyeng 50 минут обойдутся в 1340 ₽.
- Для сравнения: один полуторачасовой офлайн-урок в екатеринбургской школе «Оксфордский центр» стоит 1500 ₽. В Москве разница еще больше: в школе Language Link такой же урок в классе обойдется в 3744 ₽, а в BKC-IH — в 4200 ₽.
Некоторые онлайн-школы предлагают только индивидуальные занятия, в других есть и варианты с группами. Так что выбрать нужный формат можно и онлайн, и очно.


С носителем или с русскоязычным преподавателем. Носитель нужен тем, чей уровень выше В2: им требуется больше языковой практики. Еще он научит понимать конкретный акцент.
Но с носителями есть подвох: школы часто называют так всех иностранцев. Хотя на самом деле носитель — это тот, кто вырос и жил в стране, где английский — официальный язык. А еще знание языка не гарантирует, что человек будет хорошо его преподавать. Для этого нужны педагогические навыки. Так что, если соберетесь заниматься с носителем, узнайте, из какой он страны, и изучите его резюме.
И учтите: занятия с носителями в 2—2,5 раза дороже. В Skyeng урок с носителем стоит 2695 ₽, а с русскоязычным преподавателем — 1340 ₽. А в «Инглексе» они стоят 1700 и 650 ₽ соответственно.
Когда вы выбираете формат, главный критерий — это эффективность. Даже если вы хотите сэкономить, от этого не должно страдать качество занятий. Если уроки вам совсем не по карману, а учить английский хочется, можно найти работу, где предлагают скидки на обучение или бесплатные занятия. Так получилось и у меня.


Найти подходящего преподавателя
Универсального, идеального учителя не существует. Одни ученики просят строгого преподавателя, другие — женщину постарше, а кому-то важно, чтобы она была замужем.
Я считаю, что такие критерии только мешают найти подходящего педагога — того, чья квалификация будет вас устраивать и на чьих занятиях вам будет комфортно.
Квалификацию можно оценить заранее: спросите, есть ли у преподавателя международные сертификаты. Они бывают двух типов: CELTA, TEFL и TESOL подтверждают, что учитель умеет преподавать английский, а TOEFL, IELTS, CAE, CPE — что он владеет языком. Лучше, если есть сертификат первого типа.
Если преподаватель покажет языковой сертификат, проверьте, какой в нем уровень. Если у вас А1, А2 или В1, то у преподавателя должен быть не ниже В2. А если ваш уровень В2, выбирайте преподавателей с C1 или C2.

Если нет сертификата, это не значит, что преподаватель плох, но оценить его уровень получится только на занятиях. Например, у моей школьной учительницы я заметила скудный словарный запас. Она все время говорила «It’s interesting» и «Yes, I see», так что новым словам мы у нее не научились.
А другой мой преподаватель не любил отвечать на дополнительные вопросы. Он путался и спешил перейти к новой теме. Скорее всего, он и сам во многом не разбирался.
С кем вам комфортно, можно узнать только на занятиях. Если вы энергичны, то вам не подойдет преподаватель, который учит медленно и методично. Вы потеряете интерес и снова бросите английский.
Грамотный преподаватель будет интересоваться вашими целями и увлечениями, поймет ваш мир и сможет вас мотивировать. Еще он будет адаптировать занятия под вас. Например, воссоздавать ситуации общения, с которыми вы столкнетесь после переезда или на работе. В итоге вы получите и прикладные знания.
Так было с двумя моими преподавателями в языковой школе. Сначала я узнала их как коллег, мы хорошо общались. Они были моего возраста, и у нас нашлись общие ценности. Потом уроки с ними проходили весело, мне нравилось, как они меня мотивируют.
Преподаватели хвалили меня за задания, которые я хорошо выполнила, но тщательно разбирали ошибки и тактично делали замечания, если я пропускала занятие. Все это вселяло в меня уверенность и чувство ответственности. И даже когда было сложно, я не бросала, а шла к преподавателям за помощью.
Поставить четкую цель
Подумайте, зачем вам английский: об этом обязательно спросят и репетитор, и администратор в языковой школе. «Просто для себя», «для работы» и «для путешествий» — это не ответы. Лучше использовать технику SMART: поставить конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную и ограниченную по времени цель.
Как правильно поставить цель при изучении английского
❌ Нет | ✔️ Да |
---|---|
Просто для себя | Сдать кембриджский тест на уровень С1 в мае |
Для работы | Через три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег |
Для путешествий | Поехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика» |
❌ Нет | ✔️ Да |
Просто для себя | Сдать кембриджский тест на уровень С1 в мае |
Для работы | Через три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег |
Для путешествий | Поехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика» |
Если вы выберете индивидуальные занятия, преподаватель проверит ваши знания и поможет установить сроки. Делать это самим бессмысленно: цель может оказаться недостижимой, вы разочаруетесь и снова забросите английский.
Если будете заниматься в группе, преподаватель тоже поможет со сроками. Останьтесь после одного из первых занятий, расскажите про свою цель и спросите, когда можно достичь ее с вашим уровнем.
- Я хотела подтянуть английский, чтобы быстрее писать письма и не краснеть в обществе иностранных коллег. Моей первой целью было подготовиться к экзамену TOEFL за шесть недель и сдать пробный тест. Преподаватель посоветовала мне стремиться к 72 баллам из 120, но в итоге я получила 78. Это был уровень B2.
- После этого я нацелилась на С1. С ним я бы комфортно справлялась с рабочими задачами, лучше понимала англоязычные статьи, курсы и материалы. Я пошла на групповой курс общего английского. Целью было за год повысить уровень и подтвердить это тестом. И у меня получилось.
Но будьте осторожны: некоторые школы и репетиторы обещают недостижимые результаты. По моему опыту, в среднем человек способен освоить один уровень за год. При условии, что будет заниматься дважды в неделю без больших перерывов.
Определить количество занятий
На стандартных групповых курсах обычно занимаются два раза в неделю, а на интенсивных — три.
Количество индивидуальных уроков подскажет преподаватель. Оно зависит от цели, уровня вашей дисциплины и того, как быстро вы усваиваете материал. Обычно это тоже два раза в неделю. Но если у вас уровень A2 и через три месяца надо работать на международной выставке, придется заниматься каждый день.
Если уровень выше В2, а цель — подтянуть какой-то навык, то можно и сэкономить. Занимайтесь раз в неделю, а в остальное время учитесь самостоятельно. По моему опыту, лучше выделять по 15 минут каждый день, чем раз в неделю учиться по три часа.
Главное — не пропускать занятия и не делать больших перерывов, иначе прогресса не будет.
Узнать про методику
Я уже упоминала, что есть много методик обучения. Вот самые популярные.
Коммуникативная. Сейчас ее чаще всего используют в школах. Она развивает устную речь и помогает применять иностранный язык в разных жизненных ситуациях.
Проектная. Она дополняет коммуникативную: ученики делают индивидуальные или групповые проекты по реальным жизненным задачам. А потом презентуют их.
Метакогнитивная. Вы самостоятельно планируете обучение, ставите цели и контролируете результаты. А преподаватель просто помогает.
Грамматико-переводная. По ней вы просто переводите тексты и делаете упражнения. Методика устарела, но все равно часто применяется.
Методика может вам просто не нравиться или не подходить под ваши цели. Например, недавно мой знакомый занимался с репетитором, чтобы подготовиться к путешествию. Репетитор месяц гонял его по грамматико-переводной методике, хотя в поездке больше нужен разговорный навык.
Узнайте у репетитора или в школе, по какой методике будете заниматься, и прочитайте о ней. Если вы такую уже пробовали и не достигли результата, лучше попробовать другую. А хорошие репетиторы и школы часто комбинируют несколько методик: в моей школе на общем курсе была коммуникативная и проектная, а когда готовились к экзаменам — метакогнитивная.
- Как-то мы изучали и обсуждали тему социальной ответственности бизнеса. Затем каждый выбрал настоящую компанию, изучил ее деятельность в этой сфере и сделал презентацию. Причем выступил в роли представителя этой компании. В презентации нужно было использовать новые слова и грамматические структуры, говорить не по бумажке и следить за интонацией. Это пример проектной методики обучения.
Есть и другие подходы: в прямом упор делается на устную речь, в лексическом — на изучение новых слов, а в аудиолингвальном нужно постоянно повторять за преподавателем стандартные фразы и конструкции.
Грамотный педагог владеет несколькими методиками и поможет выбрать подходящую.

Узнать про программу и учебник
Программа и учебник — инструменты преподавателя. Студенту не нужно глубоко в них разбираться, но познакомиться все же стоит. Обоснованная программа поможет вам двигаться к цели, а преподавателю — отслеживать прогресс.
Программа. Репетитор должен наметить план на первых занятиях. Однако если у вас специфическая цель или большие пробелы в знаниях, то у него может не быть списка задач на месяцы вперед. Но все же расспросите, что и в какой последовательности будете изучать. Например, если ваша цель — хорошо писать, в программе должен быть упор на этот навык. И не стесняйтесь спрашивать, зачем вам те или иные темы.
Если вы выбираете групповые занятия в школе, план курса будет на сайте или в личном кабинете. А иногда преподаватель выдает его распечатку. У нас на общем курсе была стандартная схема: в начале каждого месяца нам выдавали таблицу с активностями на все восемь уроков и домашние задания.
Посмотрите, близки ли вам темы из плана и подходят ли они по возрасту. Взрослым с карьерными целями лучше изучать работу и бизнес, а не природу и хобби. Еще убедитесь, что по плану вы не только расширите кругозор, но и получите навыки в английском. Ведь ваша задача — именно освоить язык.


Учебник. Если вы будете учиться по учебнику, убедитесь, что издание достаточно новое. Язык меняется, и не стоит заниматься по книгам из прошлого века. Еще здорово, если учебник доступен не только в бумажной, но и в электронной версии. И если к нему есть интересные интерактивные задания.
На моем курсе как раз был такой комплект — Navigate издательства Oxford University Press. У меня был бумажный вариант, но преподаватель на уроке использовала электронный. Она выводила его на экран, включала видео, показывала правильные ответы и вписывала слова в упражнения прямо на интерактивной доске.
Также к нему прилагался тренажер для компьютера, а еще можно было установить приложение с заданиями на телефон.

Подобрать дополнительные материалы по интересам
Учить язык должно быть интересно. Включайте английский в повседневную жизнь: смотрите фильмы, сериалы и «Ютуб», читайте новости. Например, если вы планируете эмигрировать, найдите блоги о жизни за границей, подпишитесь на сообщества экспатов в соцсетях и читайте статьи в изданиях нужной страны.
У меня есть правило: потреблять весь англоязычный контент только в оригинале. Например, я смотрю на английском зарубежные сериалы. С точки зрения языка мне нравится «Закусочная Боба»: там много разговорных фраз и игры слов. А сериал «Голяк» помогает потренироваться с акцентами.
Иногда я слушаю подкасты: The Copyblogger — для работы, Fake Doctors, Real Friends — для веселья.
Но больше всего я люблю читать. В университете нам задавали классику: Джека Лондона, Сомерсета Моэма и Джона Голсуорси. Они казались мне сложными и скучными, и я долго не хотела читать на английском.
Но потом подруга привезла мне современный роман с элементами мистики — и меня затянуло. Это был The Shadow of the Wind Карлоса Руиса Сафона. Автор — испанец, но роман перевели на английский. С тех пор я спокойно читаю на английском. Люблю Нила Геймана, научно-популярную литературу и некоторых классиков: Оруэлла, Бернарда Шоу и Оскара Уайльда.
Но чтобы учить язык, советую современных авторов: Донну Тартт, Маргарет Этвуд, Ханью Янагихару, Джулиана Барнса, Кадзуо Исигуро, Стивена Кинга. В их книгах живой язык, а реалии более понятны. Из них вы узнаете слова и конструкции, которые можно использовать в жизни. А вот реплики аристократов из классики вряд ли принесут пользу.
Современная литература на английском недешева: от 800—1000 ₽ за книгу. Но я беру их в екатеринбургской библиотеке имени Белинского. Для этого оформила договор в отделе международной литературы, плачу за абонемент 500 ₽ в год.

Повторять материал и не пропускать занятия
Если ходить на занятия нерегулярно и не делать домашние задания, вы не продвинетесь в английском. В этом я убедилась, когда наблюдала за учениками школы. Они винили преподавателя, хотя тот был ни при чем. Но гораздо хуже, что эти ученики сомневались в своих способностях и теряли шанс хоть когда-нибудь выучить английский.
Домашние задания. Закреплять знания очень важно. Когда вы повторяете новый материал, он укореняется в памяти.
Мне нравится популярная техника интервального повторения. По ней нужно много раз повторять слова, которые написаны на карточках, но постоянно увеличивать интервалы между повторениями. Чтобы пользоваться этой техникой, достаточно скачать приложение. В Quizlet много готовых наборов карточек к разным учебникам. Но я использовала Anki: там можно бесплатно создавать персональные наборы карточек.
Регулярность занятий. В английском — как в тренировках: если не заниматься регулярно, то мышцы ослабеют и придется начинать сначала. Только вместо мышц задействуются нейронные связи, которые формируются и укрепляются в процессе обучения. Они позволяют быстрее находить нужные слова и строить предложения по конструкциям, которые вы отработали. Чтобы эти связи не распадались, навыки важно отрабатывать.
Проверять знания
Чтобы видеть прогресс, нужно регулярно проверять свои знания. В этом мне помогали проекты, тесты и экзамены.
Проекты были промежуточными аттестациями в языковой школе. В конце каждого месяца мы выступали и показывали, что усвоили за это время. А преподаватель ставил оценки и советовал, над чем еще поработать. Так кроме долгосрочной цели у меня появлялись промежуточные. Они были простыми и понятными, и я очень радовалась, когда их достигала. Это мотивировало двигаться дальше.
Тесты. Я уже писала про недорогие тесты, которые помогут проверить уровень. Но когда у вас есть наставник, он может предложить какие-то свои. Моя школа использовала общие тесты от издательств и отдельно проверяла устную и письменную речь.

Экзамены. Серьезные международные экзамены нужны, только если их требует университет или преподаватель. У каждого теста своя специфика, и к ним нужно готовиться несколько месяцев. А длится один экзамен 3—4 часа. К тому же они недешевы: в 2021 году кембриджские FCE, CAE и CPE обойдутся в 11 000—12 000 ₽, а TOEFL — в 260 $ (19 240 ₽). Цена IELTS варьируется от 14 000 до 26 000 ₽ и зависит от города.
Мне нужно было сдать международный экзамен, чтобы работать с иностранными заказчиками. Я выбрала кембриджский CAE, потому что сертификат по нему бессрочный: по TOEFL, например, он действует всего два года. Экзамен стоил 11 690 ₽.
Если официальный сертификат пока не требуется, но хочется иметь его на всякий случай, можно сдать упрощенные международные тесты, например TOEFL Essentials или Linguaskill. Они стоят 100—120 $ (7400—8880 ₽).
Тест, проект или экзамен покажут, есть ли у вас прогресс и на что обратить внимание. После них вы с преподавателем сможете скорректировать программу, сосредоточиться на том, что не удалось, и быстрее достичь цели.
Перед сдачей CAE я пообещала себе перестать учиться, если удастся подтвердить уровень C1. Так и вышло. Пока мне достаточно знаний, чтобы использовать язык для работы: я легко ищу профильные материалы, читаю исследования, иногда пишу тексты и прохожу англоязычные курсы. У экзамена был терапевтический эффект: наконец-то, спустя 18 лет, я могу сказать, что довольна своим английским.

Если хотите выучить английский
- Узнайте свой уровень в языковой школе или с помощью онлайн-тестов.
- Выберите формат, который можете себе позволить. Можно учиться в группах или индивидуально, в языковой школе или с репетитором, онлайн или офлайн.
- Найдите преподавателя, который хорошо знает язык и с которым вам комфортно.
- Поставьте четкую цель: например, что через определенное время вы планируете сдать экзамен и достичь конкретного уровня. Или собираетесь защитить проект на английском. Или хотите без стеснения писать на нем письма.
- Определите количество занятий. Если у вас высокий уровень и нет срочных целей, достаточно 1—2 занятий в неделю. Иначе может потребоваться больше.
- Узнайте про методику, которую предлагает школа или репетитор. Она должна подходить под ваши цели.
- Узнайте про учебник и программу. Учебник должен быть современным, а программа — четкой и ведущей к цели.
- В перерывах между занятиями читайте книги, смотрите сериалы и слушайте подкасты на английском.
- Делайте домашние задания и не пропускайте занятия.
- Проверяйте знания. Для этого можно писать тесты, защищать проекты в своей школе или сдавать международные экзамены.
Я учила английский 13 лет: с 6 и до 18, пока училась в школе. После этого учить его я перестала, зато начала пользоваться - работа, книги, позже путешествия, а ещё позже - тотальное увлечение веб-новеллами. Что привело меня к САЕ С2 в 34 года - который я сдала ну просто потому что мне хотелось бумажку с печатями.
Что касается помех в обучении:
1. Пожалуйста, не упоминайте такую...эээ...странную мысль, скажем так, как "Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов." Мозг любого человека готов к изучению любого языка - просто потому что каждый из нас освоил хотя бы один - свой родной. И жестовый язык, и чтение шрифта Брайля - это тоже языки. Мы все на это способны. И наш мозг к такому готов. У человека могут возникнуть сложности, но в самой статье уже перечислено много способов их преодолеть. Решение найдётся.
2. Вот конкретно с английским я чаще встречаю проблему отсутствия истинной мотивации. То есть человек учит, потому что надо - на работе, по обстоятельствам жизни, по социальным причинам или каким-то надуманным причинам типа "все знают английский, а я нет, значит, и мне надо". В таком случае часто все заканчивается бесконечной языковой волынкой, складированием непрочитанных учебников, неоткрытых приложений, подписок и прочего.
Для этой проблемы вряд ли есть прямолинейное решение. Скорее придётся нащупывать то, что лично человеку интересно. Я вот обожаю веб-новеллы. И читаю их каждый день. Да, это не всегда английский высшего уровня (послушайте, к примеру, пассажи Дживса из сериала "Дживс и Вустер" - это ж плакать от восторга можно), но это тот случай когда килотонны количества перерастают в приемлемое качество.
Игры и визуальные новеллы, зарубежные ценные бумаги, биохакинг, англоязычная детская литература, Burning man - все, что делает "динь!" в голове ученика. И вот уже с этим можно браться за учебники, школы, репетиторов, и все такое.
3. И не стоит цепляться за трендовые методики. Все так устали от грамматико-текстовой школы из 90х, что резко ринулись в коммуникативную или вот презентационную, которую упомянула автор. Все дороги ведут в Рим. Просто некоторые - для тех, кто пешком, а некоторые - для тех, кто в танке. Главное, чтобы ученику было удобно по этой дороге идти/ехать/ползти. Я лично училась в старой школе и являюсь тем человеком, который заговорил после сотен учебных микротестов и зазубренных топиков. На акцент и fluency не жалуюсь. И вполне возможно, что с китайским мне придётся имитировать примерно тот же путь 🤔 Но это время покажет.
А вообще изучать любой другой язык - это классно. Это окно в другой мир, ведь мы говорим так, как думаем - и в другом языке можно столкнуться с категориями, которых в родном просто нет. А это расширение мировоззрения, ментальная гибкость и все что хотите.
И да. Когда я переехала в общагу при институте, моя новая соседка увидела в моем багаже самоучитель французского и попросила что-нибудь ей прочесть. После этого она выдала: "На кой ляд я бьюсь головой об английский, когда есть такой прекрасный язык как французский?" На английском языке свет клином не сошёлся. Всегда можно попробовать какой-нибудь другой и радоваться жизни!
Anastasiya, согласна с вами.
Огромное удивление вызвала фраза про "мозг не готов". Когда люди переезжают жить в среду - обычно они заговаривают без проблем, и основной помогающий фактор - это молодость. На мой взгляд, чем ближе у изучающего настрой ближе к детскому, гибкому, играющему, когда легко экспериментировать и не бояться ошибок, тем проще обучение. Развитые "логика, восприятие и память" - очень абстрактные понятия.
И интересен такой сильный фокус на платных занятиях в статье, "невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно". Я сдала IELTS на C2, но никогда не ходила на такие курсы или индивидуальные занятия. Что помогло - сильный преподаватель английского в университете (но по традиционной методике с упором на грамматику), много читать, много писать на интересные темы (к вопросу про внутреннюю мотивацию), много смотреть и разговаривать на английском с мужем, у которого тоже была цель улучшить язык.
И вот это был фундамент, который закладывался без SMART-целей. Какая-то измеримая цель была только один раз: сдать IELTS на баллы, достаточные для иммиграции, но мне это помогло только закрыть какие-то точечные вопросы, а не выучить язык.
Olga, так вы же в университете учили английский, а это не бесплатно и не самостоятельно))) вам организовывал обучение преподаватель, а за обучение либо вы сами платили, либо государство. То есть вы только подтвердили, что выучить язык бесплатно и самостоятельно не получится ;)
Olga, Анастасия,
Девочки, чтение книг вроде как должно помогать осваивать язык, только вот я, честно сказать, как-то не особо чувствую этого. Кое-что выписываю (обороты) из них к себе, но... ощущение, что эффект не велик. Читаю просто из интереса.
А вот что понравилось - в дискорде дали один совет: мыслите по-английски. Старайтесь это делать как можно чаще.
Как существенно улучшить распознание акцента/улучшить восприятие беглой речи: найдите подкасты на интересующую вас тему с ведущим, говорящим с акцентом и слушайте 3 месяца каждый день по 30-40 минут. Вот. Мне помогло.
Vladimir, мне кажется, что помогает лучше то, что заходит конкретному человеку. Я люблю читать и читаю в любом состоянии. И использую свою склонность для экстенсивного чтения. Такое чтение более эффективно с текстом уровня адекватного читателю - не слишком простого, не слишком сложного. И конечно это не стоит делать прям единственным методом изучения языка.
Слушание аудиоматериалов - книг, подкастов - тоже прекрасный метод. Кому-то подходит гораздо лучше чтения. Но я вообще люблю тишину.. и с аудио мы, как следствие, несильно дружны 😅
Anastasiya, если с аудио нет дружбы, то как учиться распознавать речь? Если, конечно, нет ежедневной практики на работе.
Vladimir, если язык учится именно для разговора и слушания (можно ведь и для чтения учить, всякое бывает), то без аудио никак, конечно. Просто лично мне этот формат не нравится, поэтому я всячески его избегаю. Ну а к чтению - прибегаю 😅
Vladimir, Определите свой уровень по чтению. И читайте книги из серии Oxford Bookworms. Я уже несколько таких книг прочел и мне понравилось. Плюс что большую часть текста понимаешь. Читать в общем-то не сложно. Еще интересный нюанс что новые слова гораздо легче запоминаются, т.к. они используются внутри сюжета и с ними строишь ассоциацию по сюжету. Когда вижу слово pin, вспоминаю сюжет, где одного второстепенного героя убили pinned knife
Ширинский, адаптированные тексты то? Даже не знаю. Как-то читал что-то и не понравилось. После живого языка писателя, который ещё и хорошо умеет излагать свои мысли эти адаптированные тексты кажутся какими-то угловатыми.
Знаете, в языке меня привлекает то, какие слова буржуи используют и как они это делают: что с чем сочетается и самое главное - в каком значении.
Например, Чейз - сухой язык, ничего интересного; книга Дюна (не помню автора) - весьма цветастый язык, сложный, но мне сюжет не понравился - забросил, а вот как выражался Марк Твен - вот это вот да, вот тут можно многому учиться, сложный, интересный язык; Алистер Маклин - в отдельных местах очень смешно может делать зарисовки англичан; Теодор Драйзер - видно, что произведение (трилогия желания) написано давно по употреблению слов; советовал бы почитать point of impact (тут можно перевести как «точка столкновения/расчётное место подлёта пули») о снайпере Боб Ли Суэггере (ещё и фильм сняли) - интересный сюжет + автор книги- охотник, ну там много специфической оружейной терминологии;
Я и в русском люблю разные интересные обороты, выражения, оригинальное использование значений слов....
Vladimir, читайте книги уровнем ниже. Если у Вас В2, то книги берите В1. Это поможет заполнить пробелы в знаниях + не убьёт мотивацию
Валерия, спасибо за совет
Olga, здорово, что у вас получилось! Согласна, погружение в среду действительно хороший способ. Что касается занятий, то я не говорю, что они обязательно должны быть платными. Как, например, было у меня. Главное, чтобы была структура и компетентый преподаватель. Это моё мнение.
Anastasiya, СПАСИБО И РЕСПЕКТ 👍👍👍
Anastasiya, спасибо, что поделились своей историей! Я вас очень понимаю и абсолютно согласна, что истинный интерес и мотивация сильно помогают продивнуться. И здесь приходится искать именно те подходы, способы и материалы, которые подойдут лично тебе.
Уточню про «мозг не готов». Здесь я писала именно о ситуациях, когда человек уже знает язык на определённом уровне, но не может продвинуться дальше. Например, когда ученик с уровнем B2 усиленно занимается, но не может перейти на C1. Бывает, что у человека недостаточно развито логическое мышление, и он просто не может воспринять сложный текст научной статьи. Тогда стоит заниматься именно развитием логики.
Это сложная тема, поэтому в своей статье я её не разбираю. Для этого нужен нейроучёный или хотя бы преподаватель, который хорошо разбивается в работе мозга при изучении языка.
Настя, я так сильно споткнулась об эту фразу, что не могла не высказаться. Хотя и предположила, что просто неверно поняла вашу мысль за этими словами.
В освоении языка точно иногда приходится разделять языковые сложности и сложности развития общих навыков, так скажем. Я по профессии провизор и на определённой стадии жизни, уже работая, решила получить ДПО как переводчик. Наш преподаватель, прочитав моё первое эссе, заметила: "Анастасия, у меня нет замечаний к вашему языку, но...прежде, чем что-то писать, вам имеет смысл упорядочить мысли в своей голове. Иначе ваш текст останется набором прекрасно составленных предложений, которые непонятно зачем смешали вместе." Так что да, мне пришлось сначала поработать над логикой изложения и над построением текста, а уже потом воплощать это на английском.
Собственно, как мне кажется, мои посты до сих пор страдают от той же проблемы 🤦♀️
Anastasiya, хорошо, что вы об этом написали, и мы смогли разобраться) У меня была похожая проблема с пониманием логики текста и письмом. Мне очень помогла подготовка к TOEFL, особенно написание эссе по его структуре)
У меня другая проблема: мне нравится изучать иностранный язык, нравится смотреть зарубежных блоггеров на ютубе без перевода, нравится встречать и запоминать новые идиомы и прочее. Но никак не могу найти этому применение в профессиональной сфере. Я инженер в сфере разработки промышленного электрооборудования, и кроме как для чтения даташитов и каких-то инструкций, язык особо не нужен...
Георгий, позвольте пару идей как можно использовать язык:
- подкасты в вашей или смежной сфере
- профессиональные сообщества, например, группы в Фэйсбуке или Линкедин,
- отвечать, комментировать на Quora - это сайт любых вопросов и ответов
- дискутировать на Kialo или другой подобной платформе для дискуссий
Svetlana, благодарствую за совет, правда я его не совсем понял:) Я имел ввиду желание конвертировать интерес к иностранному языку в профессиональный и денежный рост. Насчёт подкастов и дискуссий - вы наверное имели ввиду способ подтянуть знания, общаясь с иностранными коллегами?
Георгий, вы писали выше о том, что не можете найти применение языку в своей профессиональной сфере. Общаясь с коллегами и единомышленниками, вступая в дискуссии, вы не только углубляете знания, но и развиваете свою сеть контактов, а значит, потенциально расширяете свои профессиональные возможности.
Удивляют и немого пугают истории про я учил/а 10,15,20…. лет.
Конечно, если мы будем считать время изучения с 5 класса (а нынешняя молодёжь учит со 2), то набегает серьезный стаж изучения, но учили ли вы реально столько лет. В школе английский часто только номинально, репетитор так же часто по инерции, школьник ходит на допы, а че ходит, не всегда понятно ни ему, ни родителям, ни допам. Считать надо осознанное время изучение, когда взялся и выучил.
Я учила (осознанно) 2,5 года с beginner до advanced и читая примеры про десятки лет изучения, мне грустно за тех, кто только планирует заняться английским, а увидя эти цифры эти люди такие, неееее…спасибо…выучим в другой жизни.
Но есть ведь и другие сценарии!
2,5 года 3 раза в неделю групповые уроки по 90 минут (это работа в классе), самостоятельная работа от 30 до 60 минут так же 3 раза в неделю. Летом каникулы. Последние 5 месяцев занятия с носителем (так же в группе). Учебники: headway, new English file, иногда упражнения из Murphy. Методика: коммуникативная и грамматико-переводная, на высоких уровнях только коммуникативная. Цели никакой не было, просто выучить язык, но и был маленький нюанс: английский я обожала и всегда предпочитала пойти на урок прогулке с друзьями, а после урока приходила и смотрела что-нибудь на англ, даже не особо понимая поначалу.
Daria, ого, 2,5 года с beginner до advanced! Очень круто!
Подскажите, пожалуйста, а вы сдавали какой-то международный экзамен на уровень языка?
Елизавета, нет, я обучалась в школе, которая имеет лицензию на ведение образовательной деятельности и выдаёт сертификаты, после тестирования естественно, соответсвующие CEFR. Когда заканчивала курсы был подтверждённый C1, далее ЕГЭ 90б (без подготовки, ну кроме непосредственно курсов), 5 лет в универе на ргф (переводчик). Планирую сдать когда-нибудь САЕ и ещё когда-нибудь СРЕ, но только для собственного удовольствия, для жизни и работы бумажки не нужны, уровня языка хватает.
Следуя логике любителей приукрасить ситуацию, то я тоже «учу» уже лет 20🤣
А 2,5 года, при указанной интенсивности занятий, вполне нормальный срок ;)
Daria, )))) да самое главное у вас, что вы обожаете английский. Вот и всё. А когда расплывчата цель, желание, и не увлечения, то шиш что получится, выучишь.
Целенаправленно английский в данный момент не учу, но стараюсь часть контента потреблять на английском. Всегда казалось, что прогресса минимум. Но по своему небольшому опыту могу сказать: не надо переживать, если понимаете, что ничего не усвоили после занятия английским. До проблем с перемещением по миру частенько доводилось бывать в местах, где приходилось общаться на английском. На третий-четвертый день замечал за собой, что относительно беспроблемно общаюсь на английском с иностранцами. В голове откуда-то всплывают школьные занятия или слова/фразы с зарубежных подкастов. Ощущение, что, если подтянуть грамматику, то вот оно - счастье) К концу таких поездок неуверенность почти пропадает. Но по возращению опять дуб дубом. Так что для себя вывел формулу по изучению - постоянная практика + фактор стресса )
Антон, крутой способ! Мне тоже сильно помогла именно необходимость использовать язык на работе) А как вы организовали себе такую практику и чем сейчас заменяете?
Настя, Если честно, то сейчас только потребления контента на английском языке и переписки с иностранцами в комментариях на Youtube) Разговорной практики в последнее время минимум.
Но пост вдохновил пройти тест на знание языка efset.org и уже от этого начать танцевать.
Вот это здорово! И надеюсь, возможность попрактиковаться в среде скоро снова появится)
//, тягомотина, их задача, чтобы ты как можно тягомотнее учил и 100 раз повторял, при этом либо платил, либо смотрел 100500 рекламы
По поводу Грамматико-переводной методики. Не согласен что она устарела. Тут зависит от человека и цели. Я сейчас занимаюсь по коммуникативной методике и через какое-то время мне сильно стало не хватать грамматики, потому что у меня системное мышление. Мой ум начинает искать какую-то систему а в коммуникативной методике не дают никакой системы, по крайней мере не объясняют её. Поэтому я еще дополнительно стал заниматься в другой группе по "старой" Грамматико-переводной методике и мне стало легче, напряжение стало уходить, потому что структура языка стала понятнее. Стало понятнее ПОЧЕМУ здесь так, а здесь этак, в коммуникативной методике обычно объяснения очень поверхностны, а если занимается с "носителями" то многое вообще не понятно, потому что даже тот минимум грамматики который объясняют - объясняют на английском языке, а для новичка так далеко не всё становится понятным. Лично мне потребовалось нормальное объяснение на русском языке, чтобы нормально понять.
Дмитрий, проблема не в К. методике. В коммуникативной методике и лексика, и грамматика, и фонетика привязаны к коммуникативной ситуации. Возможно, если вы не получали достаточно объяснений и тренировки грамматики, то дело было либо в преподе, который не умел ее презентовать, тренировать и помогать выводить в речь, либо в пособии, в котором мало внимания уделялось правилам и тренировке. Хотя опять же, это было ответственностью препода – подобрать пособия для уроков.
Я с 1 класса школы и до 2 курса Универа учила французский. Могла читать и переводить, но напрочь отсутствовал навык общения. Сейчас, к моему огромному сожалению, французский совсем забыла. Но я не теряю надежды его восстановить однажды.
В 24 года начала изучать английский с нуля с репетитором. Года за два дошла до upper intermediate и с тех пор примерно на этом уровне (как закончила заниматься с репетитором). Последние три года на работе хожу на курсы, но отношусь к ним несерьёзно и слова не учу (хотя реально за эти 3годв могла бы ой как сильно поднатаскать свой словарный запас). Тут я согласна: мотивация важна и выполнение домашки. Раньше у меня мотивация сильная была, а сейчас больше так, чтобы просто понимать.
Ещё отмечу, что мне тяжело даётся аудирование. Пробовала и сериалы смотреть, и ролики на ютуб, да чего я только не пробовала! Очень тяжело даётся понимание речи на слух. Более-менее заходят подкасты в стиле «медленный английский», где ведущий намеренно медленно растягивает слова: тогда я хоть что-то понимаю.
Ещё забавный случай был, когда я только начала учить английский. Я учила его месяца 4 всего и знала только пару слов, типо ручка, стол, полка и пр. И формы глаголов to be и to have. И всё. И в Эрмитаже познакомилась с французом. И мы с ним два дня гуляли, по 6 часов разговаривали: наполовину жестами, наполовину мимикой, эмоциями и пр. Но понимали друг друга отлично. Даже смеялись. Говорили на очень разные темы: от политики до астрологии. Но самое забавное, что он мне сказал, было: «Ты 13 лет учила французский, 4 месяца учишь английский и мы сейчас с тобой на английском разговариваем?» Что ж, Патрис, это результат моих 13-летних занятий по методике «читать-переводить»)
Знаете, я потом долго об этом думала, в том плане, что ведь, реально, за 13 лет я могла французский знать, как родной русский. И немного обидно в тот момент мне стало)
Ольга, у меня тоже такое же ощущение было, когда я приехала в Америку работать и тоже на тот момент было 13 лет изучения языка, вот шок был!
Я учу английский 22 года, и продолжаю его учить. Имею уровень С2, готовлю к международным экзаменам, но по-прежнему есть куда расти, это бесконечный процесс, просто задачи корректируются. Однозначно, скорость прогресса зависит от особенностей мозга: память, внимательность, способность воспроизводить произношение звуков и мелодику иностранной речи. С другой стороны, мотивация имеет огромное значение: у меня есть несколько примеров, когда мои клиенты начинали с нуля и за пять и более лет дошли до приличного Advanced, несмотря на то, что прогресс временами был такой медленный, что хотелось опустить руки. Тем не менее, сейчас смотрят фильмы и читают литературу в оригинале, свободно общаются к носителями на работе и в поездках. Вывод: не останавливайтесь, даже если прогресс почти не виден, хотя бы ползите или лежите в сторону цели. Как только вы прекращайте двигаться вперёд, начинается откат, и потом надо будет начинать все заново.
Я бы из всего перечня рекомендаций выделила 3 самые важные вещи:
1. Реальное целеполагание. Мотивация в стиле "будет строчка в резюме", "хочу общаться с иностранцами" - не работает. Поставьте реальную цель, типа: через год поехать учиться заграницу и начать процесс сбора документов или записаться на сдачу теста через 3 месяца. Проверила на своем опыте, отлично работает.
2. Преподаватель. Да, вы можете и должны много учиться самостоятельно, читать книги и статьи, зубрить слова и т.д., но преподаватель нужен для того, чтобы внимательно отслеживать ваш уровень мотивации и в нужный момент вас подбадривать и объяснять, почему обучение происходит нелинейно.
3. Окружите себя языком. Хотите прокрастинировать и читать про выхухолей вместо работы? Велком в англоязычную Википедию. Скролите ленту в Инсте? Подписывайтесь на англоязычные паблики и блогеров.
Количество занятий в неделю, учебники, формат, ресурсы - все индивидуально и зависит от ваших предпочтений, которые могут меняться на протяжении обучения.
fkmrf, на самом деле у людей разные причины:
Для путешествий: некоторые понимают, например, что их школьный англ не позволяет комфортно общаться на языке в поездках,
Для работы, особенно если это английский
Для сдачи экзамена для собственного удовлетворения
Для общения с иностранными родственниками.
Я согласна с вами в том, что если то, что изучается не используется, оно благополучно забывается, это нормально, так устроена наша психика. Поэтому очень важно как можно чётче и конкретнее поставить цель, без всяких «для себя», «для собственного развития».
Хотя есть всё-таки небольшой процент людей, которые действительно изучают языки, потому что в кайф, их прет сам процесс изучения и освоения, но таких людей меньшинство, не большинство, (на моей практике изучения и преподавания языков).
Какой же бред. Мозг не готов... Дальше даже читать не буду. А почему русский язык выучить мозг готов, а английский нет? Или для английского нужен особый мозг?)
Александр, пожалуйста, посмотрите, я уточнила этот момент в ответе на первый комментарий.
Что касается русского языка, то мы учим его иначе: начинаем повторять за мамой слова, потом предложения, всё время слушаем, что говорят окружающие, и запоминаем, как они это делают. Сначала учимся говорить и думать, а потом уже осваиваем какие-то правила. В английском наоборот: сначала учим грамматику и слова, а потом начинаем говорить. При этом, как правило, не находимся в языковой среде.
Знания английского накладываются на родной язык. Поэтому до определённого уровня мы зачастую переводим мысли и конструкции, которые изначально возникают в нашей голове по-русски.
Присоединюсь к тем, кто советует встроить язык в то, что вам нравится делать. Я учила английский 8 лет в школе и 5 лет в универе, а нормально начала на нем думать, говорить и писать только тогда, когда купила Киндл и стала читать книжки. Сначала было сложно, но было несколько книжек, которые я очень хотела прочитать, а перевода на русский не было. А потом сложно быть перестало) Потом оказалось, что слова и фразы потихоньку оседают в голове и переходят в активный запас. А потом понадобилось по работе писать и редактировать на английском, и оказалось, что я могу это делать.
Понятно, что если человек не любит читать, это не сработает. Но, может быть, он любит смотреть сериалы, играть в игры — много куда можно английский встроить.
Спасибо большое за статью! Некоторые ваши советы действительно помогут мне учиться дальше. Сейчас занимаюсь активным изучением английского. Поэтому статья очень зашла!
С 1989 года. Я учитель и репетитор. А поскольку любой язык постоянно меняется, то и учишь его всю жизнь 🙂
Да,вот я тоже с 5-6 лет учу, учу английский. В этом году начала заниматься им плотно- дуолинго, сериалы и Ютуб, поставила себе цель: выучить его и испанский. Сейчас немного выгорела от этого, и, вместо ежедневных занятий, в лучшем случае занимаюсь 1-2 раза в неделю. Мотивации вообще ноль, кажется, что топчусь на одном месте, и смысла в этой учебе никакого нет.
Hhhjjj, это очень частая проблема самостоятельного изучения. Студент решает быстро выучить язык, заниматься каждый день и перегружает себя слишком большим количеством несистематизированной информации.
Затем мотивация падает и в итоге учеба заброшена.
В языковых школах занятия 2 раза в неделю проводятся не просто так.
Главное в изучении языков это дисциплина, системность и регулярность занятий - тогда успех гарантирован
Hhhjjj, а для чего вы учите английский?
Расскажите про китайский, пожалуйста
Очень грамотная статья, честно и по делу рассказали об изучении языка.
Меня всегда очень напрягает массовая вера людей в то, что английский можно выучить за пару-тройку месяцев самостоятельно.
Спасибо, что помогаете избавляться от стереотипов, навязанных недобросовестными маркетологами языковых школ!
Cпасибо! Есть над чем подумать, взвесить, оценить, особенно на начальном этапе изучения языка.
Наталья, хорошая идея! Если разница в несколько тысяч рублей существенна, то можно поискать такие возможности. Но всё-таки стоимость онлайн-занятий в разных регионах, кажется, не так сильно различается. Стоимость в онлайне скорее зависит от статуса школы и её технологичности
други, а порекомендуйте, пожалуйста, вдруг есть у кого репетитора с ценником 800 руб/час на онн лайн заняти, долгосрочные, по утрам)). Ну или группу pre-intermediate тоже с нормальным ценником
Настя, как это знакомо (про делать, но топтаться на одном месте). И рафинированная школьная программа, и фильмы про Маззи))) У меня главным препятствием в изучении английского языка была лень и отсутствие мотивации. Только во взрослом возрасте, когда на работе потребовались знания языка, отпираться было не вариант. Но так не хотелось вновь возвращаться на школьную скамью, делать домашки)))
Да и денег лишних не было (на работе оплачивать обучение отказались, а цены за 45 мин 1500р - многовато).
Я начала с приложений. У вас в статье про это нет, да и знаю, что многие скептически относятся. Но мне помогло.
Перебрала 5-6 приложений. И Лео и Дуо. Приложения, кстати неплохие, остановилась правда на менее распаренном приложении для изучения английского языка English Galaxy. За 2 месяца дошла до А2.
Кстати, был ли у вас опыт использования приложений? Интересно ваше мнение)
И еще думаю попробовать найти англоговорящего друга по переписке)))
Спасибо за вашу подробную статью!