«До сих пор тяжело отделаться от синдрома самозванца»: 3 истории молодых руководителей
Сотрудники, которые проявляют инициативу и не боятся ответственности, могут быстрее продвинуться по карьерной лестнице.
Читатели Т—Ж, ставшие руководителями в возрасте до 25 лет, поделились своим опытом. Мы узнали, как они начинали карьеру, сложно ли было получить повышение и какие задачи приходится решать на новой должности.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Выбирайте, с чего начать:
«Если ничего не делать или плыть по течению, быстрого роста не будет»
Как начал карьеру. В школе я заинтересовался графическим дизайном, а с восьмого класса начал заниматься фрилансом. Чтобы развивать навыки, тренировал насмотренность: искал и изучал работы других дизайнеров.
Первым заказом стала разработка оформления сайта, а клиентом был магазин кормов для собак и кошек. Проект сулил большие финансовые перспективы, но другая сторона, как это часто происходит, не знала, чего хотела. В результате пришлось трудиться не один месяц, как я планировал изначально, а четыре, поэтому гонорар уже не казался таким привлекательным.
После этого я брал заказы на создание логотипов и изучал разные направления дизайна, в том числе UX/UI и мобильных приложений. Клиентов искал на площадках fl.ru, kwork.ru, freelancer.com.ru. По моим наблюдениям, на каждый заказ откликаются около двух десятков исполнителей. Поэтому у начинающих специалистов практически нулевые шансы поработать над крутым проектом. Чтобы выделиться из общей массы, я решил потрудиться над оформлением своих страниц.
Например, на платформе kwork.ru успех часто зависит от внешнего вида объявлений. Зная об этом, исполнители делают сочные обложки и галереи с портфолио.
В 2020 году я поступил в МАИ на бюджет. Остановился на направлении «инноватика» — так называется область знаний, посвященная инновационному развитию и внедрению технологий. Эта специальность казалась мне чем-то новым, а неизвестность притягивает.
Тогда я интересовался предпринимательством и индустрией ИТ, а еще у меня было несколько идей для своего проекта. О постоянной работе в дизайне совсем не думал — только продолжал в свободное время заниматься фрилансом в этой сфере.
Вуз помог прокачать софт-скиллы, особенно инициативность, самостоятельность и работу в команде. Многое приходилось выяснять самому — это была хорошая школа жизни.
Как пришел в компанию. В мае 2021 года я наткнулся на стажировку в департаменте дизайна «Вконтакте» и спонтанно на нее откликнулся.
Отбор состоял из трех этапов: отправки резюме, выполнения тестового и собеседования. В задании от департамента дизайна нужно было разработать интерфейс функции «Чаты поблизости». По задумке авторов, в приложении появлялась карта, на которой отмечались чаты с привязкой к локации. Соискателей просили подумать над элементами нового раздела.
Разрабатывая дизайн продукта, важно собрать и учесть мнения пользователей. Зная об этом, я подошел к задаче аналитически, о чем решил подробно рассказать в своем блоге. У меня хорошо подвешен язык, поэтому получился материал с шутками и мемами — ссылку на него я отправил вместе с работой. Параллельно рассылал резюме в разные дизайн-студии.
Так получилось, что я проходил два интервью одно за другим: сначала — в одно агентство, а потом — во «Вконтакте». Это было нелегко, но я собрал волю и нервы в кулак и выдал свой максимум.
На первой встрече сразу рассказал ребятам, куда собеседуюсь параллельно, и предупредил, что тот вариант для меня более предпочтителен. Помню, что интервьюеры восприняли это спокойно, а дальше было общение с командой «Вконтакте». Оно прошло легко: мы много шутили, диалог получился дружеским и живым. Оказалось, что больше всего эйчару понравилась моя статья. Обычно с кандидатами обсуждают логику решения задания, но мой материал уже рассказал все за меня.
О том, что меня взяли во «Вконтакте», я узнал очень странным образом: отправили личное сообщение с поздравлениями, которое показалось мне подозрительным, поэтому я заблокировал контакт. Позже выяснилось, что со мной связался рекрутер. Когда я это понял, был несказанно рад.
Надо сказать, я даже не думал, что меня занесет в продуктовый дизайн. Раньше планировал рисовать только сайты и приложения, но со стажировкой все закрутилось довольно быстро, и я решил попробовать себя в новой сфере.
Мой карьерный путь начался с должности стажера в команде «VK Мессенджера». Меня пригласили в главный офис компании в Санкт-Петербурге — для этого я переехал в незнакомый город и снял квартиру. Дело происходило летом, поэтому совмещать работу с учебой не пришлось.
Два месяца я занимался интерфейсами мессенджера. Нужно было, чтобы пользователи могли легко и быстро менять оформление чатов — фон и цвет сообщений. Меня мотивировала атмосфера внутри компании, и я кайфовал от продукта, над которым трудился.
Последняя неделя стажировки стала проверкой на прочность.
Свободные места в командах «Вконтакте» были ограничены, поэтому всех новичков оставить не могли. Целую неделю я волновался и сомневался, но в результате все-таки получил оффер в штат.
После этого я стал младшим дизайнером — но не в «VK Мессенджере», а в core-команде «Вконтакте», которая работает над основным продуктом, то есть социальной сетью, и состоит из множества подразделений.
На контрасте с работой учеба уже не казалась чем-то интересным, поэтому осенью того же года я оформил академический отпуск. Этому решению предшествовали долгие размышления о том, какую функцию выполняет образование и насколько оно полезно для меня.
Например, я считаю, что вузовские программы не поспевают за рынком труда. На парах преподаватели рассказывали о языках программирования, которые были актуальны несколько лет назад, а сейчас все по-другому. Кроме того, я заметил, что среди ИТ-специалистов больше тех, у кого нет дипломов. Но это никак не мешает в продвижении по карьерной лестнице.
Буду ли я возвращаться в вуз, не знаю — мне еще предстоит это понять.
Как стал руководителем. В начале моего пути работа была максимально интенсивной. Часто приходили срочные и важные задачи, которые требовалось выполнить в тот же день. Это был непростой период, но он помог мне вырасти и улучшить скиллы.
Спустя год работы я понял, что хочу чего-то нового и больше ответственности. Поэтому в феврале-марте стал дизайнером в «VK Мессенджере», но уже на позиции мидла.
На этой должности проработал до сентября 2022 года, а затем меня назначили арт-директором. Таким образом, я миновал ступень сеньора и сразу стал руководителем. Не считаю, что должен этим кичиться, скорее, меня повысили авансом, проявив доверие, которое нужно было потом оправдать.
Вместе со мной сотрудниками управляет дизайн-лид: он занимается менеджментом и организует задачи, а я отвечаю за стратегию. Наша команда состоит из пяти человек. Все ребята сами общаются через «VK Мессенджер», поэтому заряжены работать на результат. А еще это помогает нам лучше понимать пользовательский опыт и видеть ошибки и недочеты.
В компании регулярно проводят мероприятия для тимбилдинга. Например, раз в несколько недель мы обсуждаем новости из жизни — в такие моменты чувствуешь себя членом большой семьи. Кто-то рассказывает, что завел собаку, другие делятся впечатлениями после отпуска, а третьи, оказывается, записались на курсы по пляжному волейболу. За год команда мессенджера сильно выросла, но мы стараемся сохранять ламповую атмосферу наших встреч.
Со стороны коллег ни разу не было проявлений эйджизма: я никогда не слышал комментариев о том, что не могу руководить командой из-за возраста. Кроме того, во «Вконтакте» работают много программистов, которым лишь недавно исполнилось 18 лет, — они тоже не ощущают давления со стороны старших сотрудников.
Ограничения возникали только в голове — когда внутри включался синдром самозванца и я размышлял, достоин ли своей должности. Но потом успокаивался, вспоминая, сколько раз проявлял инициативу и выполнял больше, чем просили.
Это именно то, что я бы хотел сказать всем молодым специалистам: если ничего не делать или плыть по течению, быстрого роста не будет. Не демонстрируй я желание браться за сложные задачи, то шел бы до позиции руководителя гораздо дольше — может, семь или даже восемь лет. В то же время не стоит впадать в другую крайность — идти по головам, чтобы получить повышение любой ценой.
«Писал о том, что нравится, и получал за это зарплату»
Как начал карьеру. Когда учился в средних классах, создал фанатский паблик во «Вконтакте», посвященный Minecraft. Тогда эта игра пользовалась огромной популярностью, и в ней убивал время любой уважающий себя школьник. Неожиданно мое сообщество тоже взлетело.
Пабликом я занимался не один, помогали такие же фанаты игры. Работа проходила на добровольных началах, но иногда нам поступали деньги — в основном от рекламы в группе или донатов на сервере. В общей сложности за пару лет я получил не больше 10 000 ₽. Школьнику средних классов эти деньги казались космическими: я мог сам себе покупать лицензионные игры и разные мелочи. Ребятам, которые вели группу со мной, тоже периодически отправлял «зарплату» — в районе 300—500 ₽ в месяц.
В сообществе мы публиковали любопытные факты, новости и моды для Minecraft, но со временем эти темы стали неактуальны. Изменились предпочтения аудитории: старые игроки выросли, а новых, которые были в основном младшеклассниками, интересовало совсем другое. Поэтому ближе к старшей школе паблик заглох, и наш последний пост вышел в феврале 2016 года.
За год до закрытия группы я начал на безвозмездной основе писать новости и обзоры для сообщества Batya. Издатели присылали команде паблика ключи, с помощью которых мы могли пройти игру и подготовить статью, — для школьников и студентов это казалось чем-то невероятным. А потом попал в команду модераторов группы StopGame — популярного сайта и ютуб-канала об играх. Там я тоже работал почти что бесплатно — только раз в месяц получал 1000 ₽.
Пределом своих мечтаний я считал работу в издании DTF, а в 2018 году собрался с мыслями и написал заместителю главного редактора. Он неожиданно ответил и предложил поработать за гонорары. Мне платили в районе 2000—4000 ₽ за текст, но ученику одиннадцатого класса этого вполне хватало. В месяц получал от 8000 до 15 000 ₽.
После выпуска из школы думал изучать бизнес-информатику: мне нравилось программирование, да и бизнес всегда увлекал. А в будущем планировал стать проджект-менеджером, чтобы работать на стыке ИТ и управления проектами и людьми. Подавал документы в ВШЭ, но не прошел по баллам ЕГЭ. В итоге поступил в ИТМО на программу «экономика высокотехнологичной компании». Ради учебы переехал из Новосибирска в Санкт-Петербург.
Я все еще числился внештатным автором DTF, но в какой-то момент там освободилась позиция обозревателя на полставки — как раз когда начались занятия в вузе. Все лето я активно проявлял инициативу, поэтому меня приняли. Так что уже на первом курсе я начал совмещать более-менее постоянную работу с очной учебой. Получал в пределах 35 000 ₽ — это было немного, но достаточно, чтобы я мог оплачивать еду и аренду квартиры.
Работа меня радовала. Я писал о том, что нравится, и получал за это зарплату. Правда, рутина тоже присутствовала: иногда приходилось разбираться в чем-то с нуля или браться за инфоповоды, которые были не по душе. Но благодаря этому я довольно быстро набил руку и начал сдавать как минимум один текст в день.
Со временем я начал ощущать, что перерос свою должность. Хотелось брать на себя больше ответственности и работать с авторами. Но в DTF не оказалось свободной позиции редактора, поэтому я ушел в другое медиа — только появившееся издание онлайн-школы XYZ School.
На новом месте я редактировал сценарии роликов для канала на «Ютубе». Для этого вместе с командой авторов подробно окунался в устройство игр: изучал геймплейные механики, разбирался, как работают дизайнеры, программисты, художники. По сути, мы делали научно-популярный контент, чем и привлекали людей. Это была не только интересная, но и полезная для бизнеса работа: в видео рекламировались курсы, что помогало компании развиваться.
За год своего существования канал набрал 300 тысяч подписчиков, а у большинства роликов было по 100—200 тысяч просмотров. У некоторых даже дошло до миллиона.
В дальнейшем я стал шеф-редактором и подхватил работу над сайтом бренд-медиа школы. Подразумевалось, что на нем будет более сложный контент, который пригодится разработчикам игр. За несколько месяцев наша аудитория выросла с нуля до 400 тысяч уникальных пользователей. И это был повод для гордости: аналогичные сайты про геймдев на английском едва набирали миллион. А мы на русском развивались огромными темпами.
Как пришел в компанию и стал руководителем. Мою работу в XYZ School прервал скандал, вызванный коллективным письмом студентов. Те обвинили руководство организации в обмане, и после этого ее покинула почти вся редакция, включая меня. Около месяца я передавал дела новой команде, но фактически оставался безработным. А потом на нас вышел на тот момент издатель Т—Ж Миша Кафанов, который предложил работу в только что образованной техноредакции. Из всех ребят оффер принял лишь я.
Так в июле 2021 года я стал редактором раздела технологий Т—Ж. Наша миссия — доступно и полезно рассказывать обо всем, что происходит в мире техники и интернета в целом. Мы помогаем разобраться, какой гаджет выбрать, как его настроить, какие сейчас тренды и за чем стоит следить.
Когда я пришел, шеф-редактором рубрики был Султан Сулейманов, но через месяц он начал работать в другом проекте, а я подхватил его обязанности.
Первое время я тянул техноредакцию один: планировал выпуск, общался с авторами, редактировал и публиковал их тексты. Если появлялись новости, сам же их писал. Было непривычно: из небольшого проекта, где многое развивалось с нуля, я перешел в огромный Т—Ж с давно выстроенными процессами.
Со временем я освоился и начал набирать людей в свою команду.
Когда работал один, статьи раздела едва читали от 100 до 200 тысяч пользователей в месяц. Но за первую половину 2022 года редакция рубрики выросла до пяти человек, а в декабре к нам присоединился шестой. Мы вышли на большие обороты: от трех-четырех публикаций в неделю перешли к 10—12. А в декабре 2022 года достигли 1,4 млн уникальных посетителей.
Мои текущие задачи все больше отходят от работы над текстами. С появлением команды я стал чаще заниматься стратегическими вещами: планированием, коммуникациями, руководством. Наверное, это относится скорее к проджект-менеджменту, чем к редактуре, особенно когда речь идет о работе в большой редакции, где много разных рубрик. Но мне нравится.
Сейчас понимаю, что мне помогало не только стремление расти, но и банальная удача. Я часто оказывался в нужное время в нужном месте. А еще вместе со мной в Т—Ж работают люди, чьи статьи я читал еще школьником в бумажной «Игромании». Из-за этого до сих пор тяжело отделаться от синдрома самозванца. Но успокаиваешься, когда видишь, чего получилось достичь: радуют цифры и фидбэк от коллег.
Работая в разных местах, я продолжал учиться в ИТМО, а летом 2022 года неожиданно для себя окончил вуз с отличием.
Стремление связать свою карьеру с маркетингом у меня не пропало. Поэтому я решил пойти в магистратуру и остановился на программе «маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» НИУ ВШЭ. Для поступления нужно было показать портфолио — в нем я указал, что написал научную статью и прошел несколько онлайн-курсов. Также подробно расписал опыт работы и приложил красный диплом. В итоге оказался на втором месте в списках абитуриентов — с 98 баллами из 100. Радости, конечно, не было предела.
Так или иначе, я все равно планирую брать на себя больше задач по маркетингу. Работа над бренд-медиа — это в том числе и контент-маркетинг, поэтому можно сказать, что у меня уже есть некоторый опыт в этой сфере. Да и вуз, я, выходит, окончил не зря, ведь маркетинг — смежное направление с экономикой.
«Старался брать большие и амбициозные задачи, и это не осталось незамеченным»
Как начал карьеру. Я учился в МФТИ: сначала на бакалавриате по прикладной математике и физике, а потом в магистратуре — там моя специальность называлась «нейронные сети и нейрокомпьютеры».
В вузе было много занятий, направленных на научную работу, а практики не хватало. Тем не менее в университете дали мощные фундаментальные знания по математическому анализу, статистике и физике. Поэтому я бы посоветовал МФТИ всем, кто хотел бы получить сильное техническое образование.
Окончив первый курс, я два месяца работал тестировщиком интерфейсов, а после второго захотел пойти на стажировку в Т-Банке. Начал проходить отбор и даже сделал тестовое, но на финальное собеседование меня не пригласили.
Возможно, это произошло из-за того, что я почти ничего не написал в сопроводительном письме, — а оно часто имеет решающее значение при отборе. Поначалу рекрутеры, конечно, смотрят на решенные задачи, но иногда этого недостаточно. К примеру, бывают ситуации, когда правильные ответы дали сто человек из тысячи, но на собеседование нужно пригласить всего десять кандидатов. Тогда рекрутеры и обращаются к письмам.
Как пришел в компанию. В 2018 году я увлекался фотографией и даже зарабатывал этим на жизнь. Школьная учительница математики скинула мне контакт студента МФТИ, который тоже разделял мое увлечение.
Новый знакомый позвал меня в гости и рассказал, что уже не занимается съемками, но дал контакты действующих фотографов. Заодно поинтересовался, не хочу ли я заниматься аналитикой, так как сам работал аналитиком в Т-Банке. На тот момент я понятия не имел, что это такое, но захотел попробовать. Поэтому мое резюме передали эйчару банка, а тот, в свою очередь, позвал меня на собеседование.
Спонтанный для меня отбор состоял из нескольких этапов. Сначала я где-то минут 40 решал простые задачи по математике. Потом к встрече присоединились руководители разных команд и стали давать задачи посложнее. Это заняло около восьми часов.
Через несколько дней меня снова пригласили в офис. На той встрече я познакомился со своим будущим начальником, но тогда я об этом еще не знал. Дальше меня ждали собеседования с топами компании — Костей Маркеловым и Данилом Анисимовым. На последнем интервью я выбирал команду и общался с руководителем своего начальника.
Так я устроился в Т-Банке и стал аналитиком отдела «Таргет». Камеру с тех пор в руки почти не брал. Сейчас наш отдел называется «Т-Банк Выгода», но суть работы не изменилась: мы по-прежнему выдаем разный кэшбэк, рассрочки и промокоды в зависимости от предпочтений клиентов.
Через полтора года работы я стал ведущим специалистом. В это время я активно брал стажеров и занимался менторством младших сотрудников. Команда постепенно расширялась: когда я пришел, нас было только двое, а потом стало пятеро.
Как стал руководителем. В 2021 году, через три года после прихода в компанию, я стал руководителем команды аналитики. Предложение о повышении принял, ни капли не сомневаясь: во-первых, я уже взаимодействовал со стажерами и младшими коллегами, а во-вторых, мне нравилось помогать расти своей команде.
Считаю, что мне помог энтузиазм.
Я всегда старался брать большие и амбициозные задачи, и это не осталось незамеченным. Кроме того, не боялся ответственности и стремился оправдать доверие руководства. Проработав полгода, предложил внедрить систему ранжирования кэшбэка, автоматизировал отчетность, которая собиралась вручную, и начал находить точки роста продукта.
Еще я постоянно узнавал новое. Раньше был сосредоточен на хард-скиллах, чтобы стать сильным специалистом. Для этого разбирался в углубленной статистике, специфических методах A/B-тестирования, машинном обучении и метриках продукта. Сейчас осваиваю новые инструменты аналитики, а также материалы по эффективному управлению командой: они посвящены мотивации, решению конфликтов и ведению переговоров.
В мои обязанности входит выстраивание процессов внутри команды аналитиков. Я отвечаю за обмен опытом, контролирую рост специалистов и консультирую по сложным вопросам. Также регулирую взаимодействие с внешними командами и занимаюсь декомпозицией сложных проектов, то есть делю их на части.
С момента моего прихода на должность сотрудников в подчинении стало больше: когда-то их было пять, а сейчас уже больше 15. К сожалению, не обо всех наших задачах я могу говорить, хотя очень хочется. Расскажу о некоторых начинаниях, которые не попадают под NDA — соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
Так как я работаю в отделе выдачи кэшбэка, мы раздаем деньги, а не зарабатываем. Измерить эффективность наших проектов нелегко, поэтому приходится строить разные модели. Например, мы делаем алгоритмы, которые могут выделять нужные нам группы клиентов и оценивать наш вклад в развитие экосистемы Т-Банка. Для этого применяем методы машинного обучения.
Недавно мы начали тестировать динамический кэшбэк. Это значит, что клиенту возвращается разный процент денег в зависимости от трат. То есть человек не просто получает кэшбек 5% на все покупки, а, например, 5% при покупке до 3000 ₽ и 8%, если траты превышают эту сумму. Так мы можем стимулировать спрос и работать с каждым сегментом пользователей по отдельности. Другая наша важная задача — искать причины ухода клиентов и предлагать варианты решения этой проблемы.
На своей должности я периодически сталкиваюсь с трудностями и вызовами. Например, другие сотрудники могут оспаривать выводы нашей команды, и тогда возникают споры. В таких случаях приходится вкладывать немало времени и сил, чтобы аргументировать свою точку зрения.
Кроме того, бывает сложно мотивировать команду. Если сотруднику не интересно выполнять задачу, ее приходится переформулировать или переделывать. В целом я не сильно эмоциональный человек, но обладаю высокой эмпатией, поэтому мне важно создавать комфортные условия работы для коллег.
Мотивирует и то, что благодаря работе в команде могу выполнять проекты, которые нереально осилить одному. А когда видишь результаты своего труда и понимаешь, что все удалось, это очень радует.