«Ваш опыт шире, чем вы думаете»: 3 совета перед интервью на стажировку в крупную компанию

«Ваш опыт шире, чем вы думаете»: 3 совета перед интервью на стажировку в крупную компанию

Опыт читателей

3
Аватар автора

Лада Кошман

собрала советы

Страница автора

Считается, что студентам сложно пройти собеседование в крупную компанию, особенно на первых курсах и без релевантного опыта.

На самом деле это возможно, если хорошо подготовиться и продемонстрировать на интервью энтузиазм и желание работать именно в этом месте. Собрали советы, которые помогли читателям Тинькофф Журнала получить работу мечты.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
Совет № 1

Внимательно прочитать описание вакансии и тщательно изучить сайт компании

Аватар автора

Ксения Шахторина

стажер департамента продуктового маркетинга для потребительского рынка

Страница автора

Когда я училась на втором курсе ВШЭ, нашла вакансию в «Лаборатории Касперского», которая называлась Consumer Product Marketing Intern — стажер департамента продуктового маркетинга для потребительского рынка. В поисках мне помог «Хедхантер», хотя я успела изучить и множество других ресурсов: тематические телеграм-каналы, сайт Careerspace и университетский паблик с вакансиями.

Отбор в «Лабораторию Касперского» состоял из тестового задания и собеседования, которое проходило онлайн в «Тимс». К интервью я подготовила предварительный список тем, которые могла бы затронуть в беседе с будущими менторами. Выписала на листочек свои достижения, проекты, сильные качества, о которых хотела обязательно рассказать. Даже составила небольшую заметку о себе, чтобы в случае стресса не потерять мысль. У меня были и пометки по тестовому заданию. Это помогло структурировать мысли и более четко их изложить на собеседовании.

На интервью мы прошлись по тестовому. Я старалась показать свой бэкграунд с релевантной стороны и подчеркнуть навыки, которые больше всего подходили под описание позиции. До «Лаборатории Касперского» я уже занималась проектной работой и СММ-проектами, участвовала в кейс-чемпионате и проходила шестимесячную стажировку в другой крупной компании креативным копирайтером. К слову, в Changellenge интервью на стажировку строилось по похожему сценарию: я получила тестовое задание, выполнила его, на собеседовании мы обсуждали мои решения. Интервью прошла успешно.

Перед собеседованием еще очень важно изучить компанию, ее сайт, а также прочитать описание вакансии вплоть до каждого слова. Если это ИТ-компания, можно скачать ее приложение и протестировать основной продукт, посмотреть ее социальные сети, то есть вжиться в роль сотрудника. На мой взгляд, 99% процентов успеха — в этом, такая стратегия здорово поможет в тестовом задании: вы будете понимать, насколько ваша работа соответствует видению компании и ее предложениям. К тому же тестовые с высокой вероятностью основаны на реальных будущих задачах.

Моей целью было работать именно в «Касперском», поэтому я выложилась при подготовке и на собеседовании, пыталась максимально продемонстрировать свой энтузиазм. В моем случае в описании вакансии продакта было упомянуто, что потребуется еще писать тексты, поэтому я говорила о своем опыте работы не только с продуктом, но и с продуктовыми текстами.

Ваш опыт может быть гораздо шире и интереснее ожидаемого, если вы правильно его оцените и презентуете. Например, если бы у меня не было продуктового опыта, я заострила бы внимание на написании текстов. И, как вариант, могла бы рассказать о применении продуктового подхода в написании текстов: об А/В-тестах, ориентации на читателя, выбранных стратегиях, метриках, адаптации текстов на основе обратной связи.

Елка — подарок от компании на Новый год
Елка — подарок от компании на Новый год

На стажировке я работала с продуктами компании, помогала продвигать их, писать продуктовые тексты, анализировать тренды. У меня было два ментора, которые занимались продуктовыми текстами и коммуникацией, а также исследованием пути пользователя и данных. Я должна была продемонстрировать мультидисциплинарность, то есть показать свои разносторонние умения: приходилось чередовать аналитическое мышление и креативность в задачках, а также заниматься ведением проектов.

Не могу утверждать на 100%, но по отзывам знакомых мне кажется, что сейчас на многих хороших стажировках требуется как раз многомерность навыков. То есть стажера учат не только быть хорошим в своей области, например в аналитике, но и подходить к ней с разных сторон, могут вовлекать в какие-то смежные проекты или предлагать прокачать софт-скиллы. Проекты, на мой взгляд, были глобальные и интересные, я очень выросла благодаря поддержке менторов и коллег.

Так выглядел офис возле метро «Водный стадион», в котором я стажировалась
Так выглядел офис возле метро «Водный стадион», в котором я стажировалась

Спустя девять месяцев после окончания стажировки я прошла собеседование на джуниор-позицию в ту же компанию. На этот раз подавалась как внутренний кандидат. Эта вакансия сложнее, поэтому тестовое задание оказалось более детальным. Хотя и в этот, и в предыдущей раз оно сильно соотносилось с реальными задачами, которые предстояло выполнять.

На втором собеседовании в компанию также имели значение подготовленность, инициативность и умение объяснить нюансы решения тестового задания. Пока я не вступила в новую должность, но скоро выйду на первый рабочий день. Предполагаю, что будет больше работы над промоматериалами. Надеюсь, смогу хорошо себя зарекомендовать на новой позиции.

Лейбл заголовка
Совет № 2

Говорить уверенно и не занижать свои способности и навыки

Аватар автора

Ульяна Сергеева

стажер отдела цифровых инноваций

Страница автора

Я студентка РАНХиГС, и еще во время учебы задумалась о стажировке. Известные сайты по поиску работы не помогали найти ее, и я решила обратиться к телеграм-каналам. В одном из них наткнулась на предложение от отдела цифровых инноваций «Боржоми» и направила им резюме с сопроводительным письмом. Уже через полторы-две недели мне ответил руководитель отдела и пригласил на онлайн-собеседование в «Тимс».

Такими были требования и обязанности кандидатов на вакансию
Такими были требования и обязанности кандидатов на вакансию

К интервью готовилась заранее. Было важно узнать, чем занимается компания, изучить их последние новости, проекты, политику, ценности, чтобы понимать, где и с какими людьми предстоит работать. Я даже прочитала в интернете о руководителе отдела, который собеседовал кандидатов.

Собеседование длилось всего полчаса. У меня был минимальный опыт, да и то не по специальности: в 16 лет подрабатывала в колцентре. Мы сразу перешли на «ты», и я не нервничала. Старалась продемонстрировать свою открытость и эмоциональность, искренне обо всем рассказывала, и руководитель мог отметить, что я без опыта, но старательная и энергичная.

Сначала мы обсудили мое обучение в университете, потом руководитель поинтересовался увлечениями, тем, как я развиваюсь, кроме занятий в вузе. Еще просили назвать мои сильные качества и разъяснить, почему мне нужна именно это стажировка. Плюс я должна была рассказать, что знаю о «Боржоми» и почему выбрала эту компанию. Когда человек хорошо знаком с брендом, это очень цепляет работодателя.

Я поняла, что самое важное на собеседовании — четко говорить и не занижать свои способности и навыки. Главное — делать вид, что ты на 100% уверен в своих словах.

В конце собеседования я задала два вопроса о деятельности компании, и руководитель отдела сразу дал обратную связь: он был очень рад, что я проявила интерес к внутренним процессам. По его словам, если кандидаты не задают вопросов, это значит, что они не особо заинтересованы в предложенной должности.

Потом мне скинули ссылку на материалы о проектах компании: нужно было самостоятельно изучить большой объем информации и разобраться в работе отдела. Оказалось, что это еще одна проверка, готов ли кандидат самостоятельно учиться.

В результате пригласили на трехмесячную стажировку. Видимо, я прошла интервью, потому что очень хорошо презентовала себя.

Моя должность на стажировке называлась «менеджер цифровых инноваций». Общалась с бизнес-заказчиками, обрабатывала их запросы и искала решения их задач. Я была единственным стажером в команде, коллектив принял меня хорошо. Работала в удаленном формате, поэтому не приходилось пропускать пары.

В конце пребывания в отделе я уже сама собеседовала новых стажеров. Тогда я смогла посмотреть на рекрутинг с точки зрения эйчара или руководителя отдела. Спрашивала, что студенты знают о компании, к чему хотят прийти в конце стажировки, кем видят себя в организации. Еще с кандидатами мы обсуждали организационные моменты — например, сможет ли человек совмещать стажировку с учебой.

Я успела заметить очевидную разницу между претендентами. Например, проводила интервью с одной девушкой, ее знания о «Боржоми» поразили меня. Она показала свою подкованность, была в курсе всех последних проектов. У нее не было никакого опыта, но во время собеседования сразу стало понятно, что ее мотивация работать именно здесь просто невероятная. Такой стажер нужен каждой компании.

После девушки было онлайн-интервью с молодым человеком. На вопрос, что он знает о деятельности компании, он ответил лишь, что «Боржоми» производит воду. Его, конечно, на стажировку не взяли. Разница была налицо.

Еще я задавала студентам вопрос, какими достижениями в жизни они гордятся больше всего. Главное было не принижать себя и не молчать. Кто-то приводил примеры из спорта, кто-то — из учебы, а кто-то преуменьшал свои заслуги или просто смотрел в пол и ничего не говорил.

По окончании трех месяцев стажировки мне предложили трудоустройство, но я не захотела продолжать работать в этой сфере. Несмотря на то что отказалась от позиции, я приобрела ряд важных навыков: научилась коммуницировать на равных с людьми, которые старше и опытнее меня, в рамках деловых вопросов, а также соблюдать дедлайны.

Лейбл заголовка
Совет № 3

Посмотреть презентации для инвесторов и заглянуть в отчетность компании

Аватар автора

Даниил Пахомов

стажер дирекции торговой площадки

Страница автора

Я учусь во Всероссийской академии внешней торговли. На втором курсе я узнал об Ozon Camp и решил поучаствовать. Это программа конкурсного отбора на оплачиваемые стажировки в компанию «Озон». Есть шесть направлений: аналитика, менеджмент проектов и продуктов, финансы, маркетинг, коммерция.

Отбор был многоступенчатым и состоял из скрининга резюме, крупного домашнего задания, бизнес-игры в офисе и интервью. Скрининг прошли все участники. Домашнее задание было посвящено «Экселю», SQL и работе маркетплейса. После этого этапа в «Москва-сити» проходила бизнес-игра. Нас разбили на команды по 8—10 человек и дали кейс на два часа — тогда нужно было наиболее активно проявить себя.

Сразу после игры проводили интервью с эйчар-специалистом. Если студент проходил этот этап, ему предстояло собеседование с руководителем отдела. Это был завершающий элемент отбора, после которого успешных кандидатов приглашали на стажировку в «Озон».

Можно выбрать нужный раздел и изучить требования к кандидатам. Источник: Ozon Camp
Можно выбрать нужный раздел и изучить требования к кандидатам. Источник: Ozon Camp

Компания обозначила пул команд, куда требовались стажеры, поэтому эйчар стремилась выявить, в какую я хочу попасть. В целом это было больше похоже на разговор по душам. Помню, рассказал, что регулярно участвую в кейс-чемпионатах и пытался пройти в Школу финансов МГУ. Эйчар в свое время состояла в том же инвестклубе при университете и поэтому нам было что обсудить на собеседовании. Интервью я прошел успешно.

На следующем этапе — собеседовании с менеджером команды — мне уже задавали конкретные вопросы об опыте и компетенциях, а также попросили решить пару кейсов. Например, объяснить, какую метрику из существующих или придуманных мной я буду использовать в приложениях.

Кандидатам перед интервью полезно ознакомиться с сайтом компании и понять, чем она зарабатывает. Я, например, заранее изучил, по каким моделям «Озон» взаимодействует с продавцами при хранении и доставке товара, нарисовал схему и показал ее на интервью в один из отделов. Он как раз занимается отрисовкой схем и описанием процессов, поэтому мои знания были очень уместны и помогли пройти на стажировку.

Стоит посмотреть вакансии в конкретные отделы, изучить компетенции и прикинуть, какие могут возникнуть вопросы к кандидату на собеседовании. В моем случае их нужно было искать на Ozon Job — это карьерный сайт компании.

Еще советую посмотреть презентации для инвесторов, заглянуть в отчетность компании, чтобы можно было продемонстрировать свою осведомленность и блеснуть на интервью, сказав что-то вроде: «А я знаю, что в „Озоне“ не было прибыли с момента IPO».

По поведению на собеседовании выработал одно правило: постараться расслабиться и получать удовольствие от процесса, при этом показать релевантный опыт.

Сейчас я стажируюсь в отделе, который занимается поддержкой процессов разных структур, ищу дыры и недоработки в потоке процессов компании. Работа интересная, я начинаю лучше понимать, как функционирует компания в целом, и надеюсь на дальнейший карьерный рост.

«Самая распространенная ошибка на собеседованиях — односложные ответы»

Аватар автора

Катя Шестимерова

руководитель образовательных программ Тинькофф

Страница автора

Отбор в большие компании для стажеров во многом похож: проводятся соревнования в автоматическом режиме. Они подразумевают решение задач с автопроверкой, выполнение тестов и тестовых заданий. Кандидатов с лучшими результатами приглашают на собеседования.

Часто берем на стажировки без опыта — больше чем для 90% стажеров мы стали первым местом работы. Как правило, у кандидатов, успешно справившихся со всеми этапами отбора, есть опыт участия в хакатонах, соревнованиях, кейс-чемпионатах и законченные учебные проекты или собственные пет-проекты — которые они делают для себя в свободное время.

В рамках собеседований нанимающие менеджеры смотрят на навыки, которые будут нужны для работы в их команде. Это обязательно проверка хард-скиллов по направлению работы, а дальше все зависит от проекта. Кто-то придерживается правила пропускать только студентов определенных вузов, кто-то особое внимание уделяет софт-скиллам.

Зачастую при отборе на стажировку наличие опыта не так важно, а вот на знание фундаментальных основ смотрят пристально. Поэтому проверка хард-скиллов часто включает теоретические вопросы. Мы многому готовы учить сами, но без базы это сделать в разы сложнее. Подробнее о нашем процессе можно почитать в статье «Тинькофф Образования» в группе во «Вконтакте».

Самая распространенная ошибка кандидатов на собеседованиях — давать односложные ответы на вопросы с широким контекстом. В рамках знакомства кураторы смотрят, насколько хорошо человек впишется в команду, и хотят взаимопонимания и стройной беседы. Еще одна крайность в ответах — большое количество воды и отсутствие деталей. Иногда лучшим исходом будет честно признаться, что вы не знаете ответа на вопрос, — интервьюер скорректирует вектор разговора.

Будущим стажерам я бы посоветовала перед собеседованием в первую очередь попробовать узнать про вашу совместимость: порасспрашивать знакомых, кто работает внутри, насколько вам подходят ценности этой компании и насколько окружение будет «вашим». Приятным бонусом станет то, что кандидат понимает, на каком рынке работает бизнес, изучает информацию, смотрит доклады спикеров из этой компании. И важное дополнение — изучение вступительных работ прошлых лет и разбор задач оттуда. Самая частая причина отказа — недостаток знаний в предметной области.

Если будущий стажер пришлет резюме в Тинькофф не в качестве отклика на вакансию, а просто так, ему придется подождать следующей волны конкурсного отбора. Мы работаем только с откликами, которые поступили на платформу, чтобы у всех были равные шансы по результатам экзаменов. Если человек откликается после дедлайнов, предлагаем подождать следующей волны. Как правило, отбор проходит три раза в год.


Теги: учеба
Помните свою первую стажировку? Расскажите, как вы на нее попали и чему научились:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество