«Главное правило — переводите по безналу»: как платить ремонтникам, чтобы они не сбежали
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В идеальном мире все люди честные и ответственные.
Но реальность, как это часто бывает, другая. Во время ремонта мастера нередко халтурят, бросают работу на полпути и не выходят на связь. Но не оставаться же без квартиры мечты? А значит, оформлять отношения между заказчиком и бригадой как-то надо.
Есть три способа расплатиться с мастерами.
Полная предоплата. По такой схеме часто работают ремонтники из крупных фирм. После февраля 2022 года к ней вернулись и многие частники. Оно и понятно: если невозможно предугадать, что будет завтра, хочется хоть каких-то гарантий.
Но предоплата — плохой вариант для заказчика: после получения денег бригада может раствориться в воздухе и сменить телефон. Тут многое зависит от надежности исполнителей.
Мой бывший сослуживец как-то провернул хитрый план. Зарегистрировал ИП, расклеил по городу объявления о том, что он недорого устанавливает котлы бойлеров. Потом приходил, заключал договор по своему паспорту, брал предоплату наличкой или переводом на карту и пропадал. Ничем хорошим для него это не закончилось, но для клиента даже в случае возмещения ущерба это лишний стресс.
Частичная оплата. Она подразумевается на сложных и долгих объектах, где много разных этапов: демонтаж, черновые работы, отделка, установка мебели и сантехники. Обычно их прописывают в смете и оплачивают постепенно.
Если ремонтник берет небольшой аванс, это защищает бригаду и строителей от внезапного исчезновения заказчика — такое, увы, тоже бывает. Как-то раз мы делали демонтаж комнатных перегородок. Сломали их, упаковали мусор, спустили на первый этаж. Должен был приехать бункер — мусорный контейнер. Он не приехал, перенесли погрузку мусора на завтра. А дальше заказчик или посредник — я уже не помню — все находил оправдания в духе «заболел», «пришлось срочно отъехать по делам» и так далее. Так мы свои деньги за работу и не получили.
В чем выгода частичной оплаты для клиента? Даже если он не соглашается на аванс, а готов платить за каждый выполненный этап, ремонт получится менее болезненным для бюджета, ведь деньги нужно будет находить постепенно. Плюс к тому, если у заказчика закончатся финансы, он не потеряет бригаду. В таких случаях можно договориться, что мастера уедут работать на другой объект, пока человек не найдет деньги.
По факту выполненных работ. При таком раскладе строители получают деньги только после завершения всего ремонта. Заманчивый вариант для клиента, но для крупных проектов этот способ не подойдет — бригада просто не согласится на такие условия. Представьте себя на их месте: работа может длиться полгода-год, а жить на что-то надо. Да и психологически это тяжело: без денег нет мотивации работать.
Зато оплата по факту подойдет мастерам на час, которых вызывают на некрупные работы: натяжные потолки, установку унитаза, клининг после ремонта. Работа займет не так много времени, и ремонтник с клиентом окажутся в ситуации win-win.
В итоге способ оплаты лучше выбирать в зависимости от ситуации:
- Для частных мастеров, работа которых не предполагает длительного нахождения на объекте, подойдет оплата после выполнения работ.
- Для крупного ремонта, например всей квартиры, выгоднее поэтапная оплата труда.
- Самый рискованный вариант — это полная предоплата. На нее можно соглашаться, только если есть веские причины доверять мастеру. И то, знаете, всякое бывает.
Главное правило: проводите оплату по безналу — так у вас будет подтверждение, что строители получили свои деньги. И если какая-то из сторон не выполнит свои обязательства, чеки об оплате или неоплате работ будут доказательством в суде.
А вообще, конечно, не ленитесь и заключайте договор. Дополнительно можно привлечь специалиста по приемке — он проверяет, насколько работа соответствует проекту. Да, его услуги стоят денег, но все равно в итоге это экономит время, нервы и финансы заказчика.