Озвучить комфортную сумму и не прогадать — задача непростая.
Говорят, кто первый назвал зарплату на интервью, тот проиграл. Читатели Тинькофф Журнала на собственном опыте проверили, так ли это, и поделились способами получить больше денег на новой работе.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Способ № 1Понимать свой минимум
Для себя решил, что иду на обсуждение, понимая минимум, ниже которого не упаду. Потом плюс 30—40% к этому минимуму — стартовая цена торгов. Также должны быть конкретные аргументы, почему такая стоимость и как я смогу быстро принести пользу компании.
Как говорил мой первый руководитель, если работа так себе нравится, надо ломить хорошие деньги. Если дадут — хоть зарплата высокая будет, если нет — то и работа не особо нравилась. А вообще, лучше выбирать то, что нравится.
Я всегда исхожу из имеющегося, то есть последнего оклада. Должно быть не меньше. Добавляю около 20% и называю сумму рекрутеру как необходимый минимум. Все понимают, что на меньшие деньги никто уходить не будет. Но забавляют компании, которые хотят «канарейку за копейку, чтобы пела и не ела».
Я им — сумму оклада, они мне: «Ну, у вас столько будет получаться, если мы посчитаем бонус 200%, еще велком-бонус и еще черт знает что, что очень условно и в карман не положишь». Думаю, ладно, а с остальными составляющими что? Они: «А ничего — ДМС у нас по конкурсу, только 10% лучших сотрудников его получают». Ну и, спрашивается, зачем вы тратили свое и мое время?
Способ № 2Называть максимальную сумму
Называю сумму по максимуму — на что, по моему мнению, могу рассчитывать с учетом моих скиллов. Три раза прокатило. В первый раз дали ровно столько, сколько просила. Во второй и третий — чуть больше. И это сильно выше рынка оба раза было, а в первый — чуть-чуть выше рынка.
Да, многие рекрутеры отваливаются, когда видят такие зарплатные ожидания. Но с другой стороны — не надо тратить время и нервы на техническое интервью, а потом уговаривать себя согласиться на N, когда знаю, что мой минимум — это N + 1. Правда, это ИТ.
Выйти на низкую зарплату и потом добиваться повышения — провальная стратегия. По моему опыту, в первый год поднять зарплату малореально. И потом — работодатель думает, что раз кандидат вышел на работу, то он согласен на такой уровень зарплаты.
Мне тяжело договариваться о повышении зарплаты, поэтому бывало так, что если нет инициативы от работодателя, то я просто меняла работу.
Говорю: «На прошлой работе я получала в конце столько-то, поэтому на меньшее не пойду». Прошлый работодатель деньгами не осыпал, но даже столько некоторые считают много, поэтому отказывают — суммы пятизначные. Зато очень экономит время и мне, и им.
Способ № 3Торговаться
У меня были торги с рекрутером — правда, меня переманивали с текущего места работы. За год до этого я активно искал работу. Было собеседование, с потенциальным работодателем не сошлись в некоторых вопросах. Но эйчар сохранила меня в своих заметках, перешла в другую компанию, где возникла аналогичная вакансия, и подняла мое резюме. Сам я к моменту описываемого ниже разговора уже работал на новом месте, а на собеседование выманили со словами «мы просто пообщаемся, это же вас ни к чему не обязывает». Благо на тот момент был отпуск.
Рекрутер: Какую зарплату хотите?
По факту я получал на тот момент 100 денежных единиц — для моего региона и специфики работы это реально была вполне неплохая зарплата. Суммы условные, просто для понимания ситуации.
Я: Отталкиваюсь от предложений. У меня на текущем месте 130 д. е., поэтому рассматривать ниже, сами понимаете, резона мало, так как я работаю, работа меня устраивает, и все такое прочее.
Р.: К сожалению, у нас вилка только 80—113 д. е., и платить больше не можем.
Я: Ну, на нет и суда нет. Спасибо за уделенное время, было приятно пообщаться.
Р.: Но у нас есть очень хороший ДМС и годовой бонус в размере 15% от годового дохода. Таким образом, если ваш оклад будет 113 д. е. и годовой бонус равномерно распределить на все 12 месяцев, то в среднем получится те же ваши 130 д. е.
Я: Спасибо за предложение, но мой работодатель также оформил мне ДМС и тоже выплачивает годовой бонус. И 130 д. е. — это мой месячный оклад без размазывания этого самого бонуса. То есть я все равно оказываюсь в минусе по деньгам.
Р.: Ну хорошо, давайте возьмем тайм-аут на неделю. Обещать ничего не можем, но мы пообщаемся с руководством и попробуем обсудить увеличение верхней границы оклада.
Я: Ок, хорошо, буду ждать обратной связи.
Спустя неделю на почту падает оффер с окладом 115 д. е. Возможно, у них изначально вилка выглядела как 80—115 или даже 120 д. е., тут я уже не в курсе, поэтому никакого общения с руководством на тему увеличения расходов на фонд оплаты труда не было и в помине. Но даже с окладом 100 д. е. я не особо бедствовал, а тут разово он поднялся на 15%. Хотя изначально, если бы сдался, мог бы увеличиться только на 13%.
Не в качестве собственной похвалы будет сказано, но спустя несколько лет руководитель моего нового места работы признался, что после того собеседования отправил эйчарам обратную связь вида «этого отпускать нельзя — он мне нужен». Так что торги в обсуждении зарплаты тоже случаются :)
Способ № 4Проявлять инициативу
Меня вот бесит «зарплата обсуждается с руководителем на энном этапе». Пройдешь пять этапов, придешь к этому руководителю, а там оклад 30 000 Р, KPI, не рассчитываемый в моменте, белый МРОТ и рассказы про вкусные печеньки.
Всегда сама в первые минуты разговора с эйчаром спрашиваю о доходах, чтобы не терять время на эти пустые квесты и сразу понимать, что тратить силы не стоит. Но я обычно просматриваю вакансии в пассивном режиме, имея работу с весьма неплохими условиями. Ожидания весьма высоки. Очень много эйчаров мне рассказывали, что то, чего я ищу, не существует на рынке :)
Называю сумму сразу, на первом же звонке, и добиваюсь внятного ответа, что попал в вилку, — чтобы зря время не тратить. И еще сразу предупреждаю, что это минимум, но можно больше и что собеседуюсь не только к ним. А потом еще и называю зарплату лучшего оффера тем, кто прислал свой и кто мне интересен. В итоге попадаю в одну из интересных мне компаний по максимальному офферу.
Способ № 5Поэкспериментировать
Есть простой, быстрый и справедливый — в силу симметрии — способ торгов. Соискатель называет минимальную сумму, на которую согласен. Одновременно работодатель называет максимальную сумму, на которую согласен он. Если возможности договаривающихся сторон пересеклись, сходятся на среднем.
Одновременность легко обеспечить записочками, а в случае удаленных торгов — обменом запароленными зипами. Работодатели, как правило, на такое не соглашаются, видимо, считая себя самыми умными, но однажды удалось реализовать.
Можно поступить так: сделать резюме абстрактного Васи и указать мегажелаемый доход. Если не пишут — снижаем сумму. Если пишут — попали. После трудоустройства ставим Васе снова высокую планку, резюме не убираем. Когда начнут писать — мы готовы получать больше.
19.06, 17:14
Я так работу искал, рассылая резюме и указав в нем желаемую зп. По итогу все работодатели просто посмеялись, когда я напрямую у них спросил в чем причина, сказав, что таких зарплат у них нет и можно даже не мечтать. Есть оклад, есть премия, не устраивает, досвидос.
Стоит конечно добавить, что я спасатель с опытом в 8 лет, достижениями по работе. Но так сложилось, что хоть ты супергерой тебе не будут платить больше, чем есть по рынку в регионе или по РФ. Приходится довольствоваться тем что есть и понимать, что работу спасателей, как и врачей у нас совсем недооценивают.
Поэтому всегда читаю такие статьи с улыбкой и горькой слезой на лице, понимая что где-то ты можешь сам сказать сколько тебе платить зп🥲
19.06, 19:25
Александр, все так. Стоимость определяет рынок. Там где дефицыт, там можно торговаться и в статье описаны способы, а там где ситуация иная, то... зп обычно в вакансиях сразу указана.
19.06, 20:44
Дмитрий, в школах дефицит учителей, но торговаться там с вами никто не будет)
20.06, 04:29
Mary, спасатели, врачи, учителя - это работа с людьми. Ценились бы люди, ценилась бы эта работа.
19.06, 22:42
Mary, но сколько учителей бы высвободилось, если бы убрать все отчеты и прочую бумагомарательную деятельность, не связанную напрямую с обучением детей? 🤔
20.06, 06:11
Карина, нисколько))) там ещё в классах по 40 детей бывает.
20.06, 08:00
Mary, для работодателя (кто платит) все ок и дефицита нет. Так как его метрики "бизнеса" не страдают. В частных образовательных учреждениях, где ученик голосует рублем, там все сбалансировано ;)
20.06, 09:47
Mary, откуда ж там дефицит, если в пед идут все кому не лень. Гугл говорит, что дефицит учителей - 3%
20.06, 10:50
Ilya, если бы вы прочитали дальше первой ссылки и официального отчета, увидели бы, что проблема есть
20.06, 08:09
Mary, т.е. вы привели пример плановой экономики, рынка там нет. Поэтому и торговаться бесполезно. В частных школах/вузах все иначе.
20.06, 06:10
Mary, дефицит он для вас,а не для условного гороно)))) это вас учить не будут а не их)) со спасателями аналогично
21.06, 13:28
Mary, да, всегда печально такое слышать:(
Хотя есть пример и из учительской жизни. Родственницу переманили в другую школу на 1,5 ставки, добавив психолога и ЗП, соответственно, тоже в 1,5 раза прибавилась.
21.06, 08:58
Mary,
>школах дефицит учителей, но торговаться там с вами никто не будет)>
В государственных - да. Все просто пойдут искать тех самых нормальных учителей, которых дефицит на рынок репетиторов. Где заплатят сколько им скажут, если хотят, чтобы их дети получили знания.
21.06, 08:57
Дмитрий,
>там где ситуация иная, то... зп обычно в вакансиях сразу указана.>
Т.е. в 90%+ компаний с вакансиями фронтендеров/мобильных разрабов (там указаны либо значения ЗП, либо узкие вилки) ситуация иная и там люди не нужны ?!
21.06, 09:33
Ерофей, а что вас удивляет? Там где вилка указана, в подавляющем большинстве случаев больше не дадут, торгуйся или не торгуйся. Разве что вилка не рыночная и они уже очень долго ищут. Но это скорее исключения, чем норма.
20.06, 07:47
Александр, к большому сожалению в этом несправедливом мире ценность работника определяет денежное довольствие (зарплата), а не моральные стороны профессии
20.06, 07:00
что это за пятизначные суммы которые надо бояться
20.06, 09:51
Максим, 10000 — тоже пятизначная, ага, посмеялась
21.06, 06:29
Воинствующий, просто в моих сферах шестизначные цифры фигурируют гораздо чаще )))
19.06, 15:43
Кажется схема довольно простая. Если новая работа не нужна срочно, то текущая зарплата + 40% как стартовая позиция.
09.11, 10:05
Баньбаус, если конкуренции нет, то может и прокатит.
20.06, 06:37
Прошло 2 года на работе, инфляция, все дела. Говорю работодателю (р):
Я "инфляция , все дела",
Р"уходи"
Я "пока. Но если передумаете, то хочу себе 2 полноценных выходных в неделю".
Р. спустя месяц"привет! Вот тебе 2 выходных в неделю и повышение ЗП"
Опять люди скажут что я сказочница. Но приложить пруфы не могу.
Был случай когда я била в лоб и меня слали лесом. К этому тоже надо быть готовым.
20.06, 10:03
Дарья, вот вот. Люди соглашаются на плохие условия, а надо голосовать ногами, но обычно это работает только когда массовый характер носит или найти замену сложнее и дороже.
02.07, 06:38
Дарья, а до этого не было выходных?
как у меня прям о_О
20.06, 09:32
"Очень много эйчаров мне рассказывали, что то, чего я ищу, не существует на рынке :)".
Я всем говорю, что мои требования к потенциальному месту работы очень просты - высокая зарплата, интересные задачи, свободный график и хороший коллектив!
21.06, 05:03
Я с месяц искала работу и потихоньку начала снижать свою планку с работы по специальности до продажника. И вот работаю я уже в своих продажах и мне начинают идти звонки по вакансиям с прошлого месяца. Ну наверно, бухгалтера сейчас только закрыли квартал и выделили бюджет под нового сотрудника, вот эйчары и названивают. Пришла в одну мегауважаемую компанию собеседоваться, меня сразу попросили мою n зарплату увеличить на 80%, то несерьезно такое резюме гендеру показывать. Я на этом согласилась и хоть меня не взяли после очередного этапа собеседований, я нашла работу с зп 2n просто потому, что изменила у себя в резюме и в голове зарплатные ожидания.
19.06, 15:35
Это все прекрасно, когда вы работаете в коммерческих организациях.
Если работа в бюджетке, то зп смотрится по справке 2ндфл и делится на 12 месяцев. Если средняя цифра устраивает, то живемс.
20.06, 04:15
Тоже так думал до увольнения из одной очень крупной организации (перевозчик-монополист), по итогу когда уже положил заявление на стол, посыпались беседы в духе «а что не устраивает, что такого на новом месте, чего нет у нас» и когда высказался насчет ЗП (на новом месте предложили на 20к больше) выяснилось, что можно выбить себе персональный бонус в виде прибавки к ежемесячной ЗП, просто об этом никто не говорит дабы не было большого потока желающих 😄
20.06, 04:17
Андрей, РЖД хоть и на 100 процентов принадлежит государству, но все равно это бизнес. Я же имела ввиду немного другое (ведовства, циогв).
19.06, 20:48
Никак. Приходится брать, что дают. Кризис же, вроде как :)
20.06, 06:12
Alexandra, сколько ни работаю так в ешда мне говорили что кризис ты чего! Надо подождать! И так каждый год. Потом оказывается что те года были не кризисными)))
21.06, 09:04
Konstantin,
>сколько ни работаю так в ешда мне говорили что кризис ты чего! Надо подождать! И так каждый год. >
Очень верное наблюдение ! Это ведь, действительно так !
Если сравнить 2013 (очень успешный год) с 2007-8, то 2013 г будет просто провалом-провалов. Но если его сравнить с 2022, то успех-успехом.
20.06, 10:02
Konstantin, да я согласна :)
20.06, 09:57
Alexandra, да, да кризис, плохая экономическая обстановка и тд. Индексировать зп не будем, потерпите еще. Капиталисты довольны.
Кризис - это наоборот повод зп увеличить (на текущем месте работе или по теме поста это может быть аргументов при торгах за зп при смене работы), т.к. инфляция жесткая. Если контора на ладан дышит и не может позволить зп повысить или просто упорно прокидывает с индексацией, то стоит задуматься о том, стоит ли там работать. Конечно, может быть это специфика профессии. Но люди сами создавали эту специфику, соглашаясь на плохие условия и тем самым убивая конкуренцию за сотрудника
21.06, 00:57
Отказывают в пятизначных суммах, потому что много. Предлагают, значит, четырёхзначные. Это как? 8000 рублей?
21.06, 05:48
На одном собеседовании отвечая на вопрос, а почему вы хотите такую зп, я сообщила все свои крупные расходы (аренда квартиры, ипотека, предстоящий ремонт), желания (каждый год отпуск заграницей), что у меня один родитель-пенсионер, которому возможно потребуется финансовая поддержка, что реальная инфляция около 15% и минимум 20% от ЗП должно оставаться для накоплений. И без этого я буду несчастна, а любой адекватный человек стремиться к благополучию. Через несколько дней мне пришел оффер на желаемую сумму.
21.06, 06:48
Anny, не думаю что это работает
если вам продавец в магазине будет рассказывать как много ему надо для счастья вы купите у него дороже?
21.06, 17:02
Максим, в вашем примере с товаром он уже произведен и издержки на него ясны. В моем же случае провести аналогию с товаром можно было бы, если это была проектная работа. Но это было постоянное место работы, бессрочное.
Ещё, возможно, стоит упомянуть, что дело было в регионе, а не в Мск или СП. Здесь у нас небольшие зп, но достаточно квалифицированные кадры. Компания находилась в хорошем финансовом положении, а вот конъюнктура рынка труда была такова, что кандидату можно было предложить и меньшую зп. Был прямой вопрос, я дала прямой ответ. Ни о чем не жалею.
22.06, 06:37
Anny, ну если работодатель готов платить больше и просто ищет причину для этого тогда конечно
21.06, 09:41
Anny, сам вопрос "почему вы столько хотите?" достаточно странный... Я бы даже назвал его неадекватным...
21.06, 17:10
Дмитрий, мне так не показалось. Неадекватные вопросы это про замужество, детей и планы в этом направлении 😀 а их не было, чему я несказанно рада
20.06, 06:12
Карина, там от ставки считают и сильно увеличить доход трудно
20.06, 06:33
Konstantin, и все максимальные ежемесячные премии пофиксены, хоть убейся
20.06, 14:45
Пятизначная зарплата:)) больше 10000 = уже пятизначная 😂😂😂
21.06, 17:09
Ерофей, вы приводите обстоятельства, когда сотрудник уже трудоустроен. Я описывала предмет торга при трудоустройстве, а это две большие разницы. Кстати, если у сотрудника возникает потребность в увеличении ЗП, не вижу ничего ненормального в том, что если он подойдёт к начальству и попросит о ее повышении, но обосновав это (готов взять новые задачи, повысил квалификацию и т.д). И конечно, не начинать свою просьбу со "слышь..."😀
21.06, 08:55
>Выйти на низкую зарплату и потом добиваться повышения — провальная стратегия.>
Это зависит от обстоятельств. Если вы:
- идёте в новую отрасль/сферу/профессию, которую вы видите перспективной
- имеете личные обстоятельства (вас неожиданно выгнали с последнего места, а у вас ипотека, которую нечем платить, и семеро по лавкам),
то, возможно, стоит прогнуться, стиснуть зубы и потерпеть.
Да, это не лучший вариант, но в первом случае вы освоитесь в новой отрасли/профессии и через (относительно) короткий период сможете резко вырасти (я сам через это прошёл много лет назад) на текущем месте или же на ином на рынке труда, во втором случае перетерпите, не вылетите в просрочку/порчу кредитной истории, а после сможете в спокойном варианте найти что-то иное или же подняться на текущей работе.
>Одновременно работодатель называет максимальную сумму, на которую согласен он. Если возможности договаривающихся сторон пересеклись, сходятся на среднем.>
Совершенно нерабочая стратегия ! Работодатель никогда не назовёт свой максимум ! Всегда будет топтаться около самого минимума и постепенно отступать вверх, но при понимании, что человек интересен и ну очень по чуть-чуть отступать.
>сразу предупреждаю, что это минимум, но можно больше и что собеседуюсь не только к ним. А потом еще и называю зарплату лучшего оффера тем, кто прислал свой и кто мне интересен.>
Тема работает при условии вашей востребованности в профессии/отрасли. Если нет востребованности, то нет базы для переговоров.
>Очень много эйчаров мне рассказывали, что то, чего я ищу, не существует на рынке :)>
Да, среди поисковиков ну просто запредельное число непрофессионалов мусорного уровня !
Во времена, когда ещё искал работу в найме у меня было несколько схожих историй +\- такого направления:
Звонит барышня и ну очень хочет пообщаться. Общаемся. Озвучиваю пожелания. Ответ "таких ЗП на рынке нет вообще". Отвечаю, что просто плохо знает рынок. Через 1-2 мес мне звонят и предлагают пообщаться на уровне в разы больше чем я озвучил этой барышне. Один такой случай ухода тут где-то на ТЖ даже описал.
>У меня на текущем месте 130 д. е., поэтому рассматривать ниже, сами понимаете, резона мало, так как я работаю, работа меня устраивает, и все такое прочее.>
В корне неверный тип поведения ! Во-первых, врать не хорошо. Во-вторых, озвучивать текущий уровень (любой) - смертоубийство в плане действий по поиску новой работы. Любой (или почти любой) работодатель/рекрутёр начнёт отталкиваться от этой величины по принципу дай столько же от силы +20%. Нужно обсуждать только желаемый уровень оплаты. Его можно озвучить и на 50% выше текущего, и в разы выше, и, вообще, любой.
21.06, 09:52
Ерофей,
>Выйти на низкую зарплату и потом добиваться повышения — провальная стратегия
Вы сами в последнем абзаце объяснили почему это провальная стратегия. Да, если дальше планируется смена работодателя, то норм на время пересидеть/набраться опыта. Но на этом же месте, через короткое время, получить даже +10-20% крайнемаловероятно.
>Тема работает при условии вашей востребованности в профессии/отрасли. Если нет востребованности, то нет базы для переговоров.
Ну как бы это очевидно. Если вы на рынке труда не востребованы, то о каком торге речь? Если таких много, и/или вилка указана в вакансии, то особого торга не будет.
21.06, 13:15
Ерофей, смотря какие "разработчики". Джунов десятки на вакансию, мидлов тоже уже можно повыбирать, а на сеньеров или очень широкая вилка или вообще нет. Сеньеров дефицит большой, джунов вообще ни разу. На несколько месяцев на бесплатные стажировки готовы идти :) Так что все ок с рынком :) но опять же, смотря какой стэк. В общем вы обобщаете до уровня средней температуры по больнице.
21.06, 12:57
Ерофей, просто усреднённый, более менее универсальный вариант. Понятное дело, что какой-нибудь джуниор-разработчик бывший стажёр при переходе на мидла может и в 5 раз больше просить. А уж директора точно сами разобраться могут.
21.06, 13:21
Ерофей, и да, если в позиции указано, условно 100-120круб то хоть вы трижды уникальная снежинка, но даже 150к окладом (без обещаний возможных премий) вам не дадут, поэтому нет смысла тратить свое время. И если эти вакансии закрываются, значит это рыночная цена за которую можно нанять нужного спеца. Иначе вилку подвинут.