«Люди всегда будут путешествовать»: как туристическая компания выживает в кризис
Меня зовут Александр Ким, я руковожу небольшой компанией по приключенческому туризму.
Расскажу, как мы переживаем кризис из-за пандемии, сколько зарабатывали раньше и сейчас и как у нас устроен рабочий процесс.
Об опыте предпринимательства
Проект Adventurity я создал в 2017 году. Мы продаем и организуем приключенческие путешествия в России и мире: сплавы на деревянных плотах под Воронежем, прогулки на коньках по зимнему Байкалу, экспедиции по джунглям Индонезии и на Галапагосские острова.
До 2014 года я с перерывами работал в туристическом бизнесе: руководил офисом продаж в компании, а потом — департаментом ценообразования в крупных туроператорах. Последние несколько лет моя основная деятельность — диджитал-маркетинг.
Как предприниматель, до этого проекта я основал проект по производству и оптовой продаже интерьерных наклеек и через восемь месяцев продал его типографии под контракт с «Леруа Мерленом». С 2014 по 2017 год у меня было агентство Travelmaking — мы делали маркетинг, продажи и пиар для отелей и компаний в сфере туризма.
В какой-то момент решил совместить скиллы маркетолога, предпринимателя и десятилетний опыт в тревеле.
Почему приключенческий туризм
Классический туризм мне надоел за десять лет, в нем скучно и почти невозможно сделать что-то новое. А ниша приключенческого туризма в нашей стране остается достаточно свободной. За рубежом уже лет сорок существуют большие компании, которые предлагают приключения и по объемам не уступают пляжным туроператорам. Но в России это быстроразвивающийся рынок. Еще одна причина, почему я выбрал приключенческий туризм как бизнес — я сам люблю всякие активные штуки и необычные путешествия.
В моей компании есть два бизнес-юнита: агентство и собственный продукт. Мы продаем и чужие путешествия, и свои, такая бизнес-модель позволяет нам быть более гибкими и быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
Ключевые цифры за 2019 год
Общая выручка | 14 736 451 ₽ |
Общие расходы | 13 938 266 ₽ |
Чистая прибыль | 798 185 ₽ |
Ключевые цифры за 2019 год
Общая выручка | 14 736 451 ₽ |
Общие расходы | 13 938 266 ₽ |
Чистая прибыль | 798 185 ₽ |
Выручка по направлениям в 2019 году
Агентские продажи | 10 253 971 ₽ |
Свои путешествия | 4 482 480 ₽ |
Выручка по направлениям в 2019 году
Агентские продажи | 10 253 971 ₽ |
Свои путешествия | 4 482 480 ₽ |
За 2019 год мы продали 82 путешествия. Это 307 человек, из них 138 пришлись на агентские продажи и 169 на свои путешествия. В агентских путешествиях мы в среднем оформляем по 1—2 человека на тур, на свои собираем минимум по 4 человека. Средний чек составляет 48 000 ₽.
- 798 185 ₽
Модель онлайн-агентства: как устроена работа в компании
Я с самого начала рассматривал бизнес-модель онлайн-агентства, у нас никогда не было офиса для клиентов. Здесь мне очень пригодился опыт построения удаленных команд в других проектах. В 2017 году на запуске снимал помещение для сотрудников: на первом этапе так было проще начать строить процессы. Через год отказались от офиса, работаем полностью удаленно и периодически встречаемся в коворкингах с теми, кто в Москве.
Основную работу ведем в Трелло. Тут есть вообще все задачи: анонсирование новых путешествий, доработка сайта, статусы работы сотрудников, создание контента, ведение соцсетей. Еще мы работаем в туристической CRM-системе — U-On Travel. Она не очень удобная, но решает свои задачи по автоматизации работы с клиентами.
В CRM есть вся информация по клиентам, все переписки и заявки с сайта, интеграция с банком, можно в пару кликов сформировать договор и счет для клиента, а также закрывающие документы для партнеров. И еще здесь есть разные напоминания о днях рождения, статусах, реактивация клиентов. Общаемся мы командой в Вотсапе, все звонки в Скайпе.
Работа с партнерами тоже строится удаленно. Сначала заключаем договор по сканам, потом высылаем оригиналы друг другу по почте, то же самое с закрывающими документами (отчетами агента и актами выполненных услуг). Вся бухгалтерия на сервисе «Мое Дело» (у нас тариф с бухгалтером), пока у нас УСН, этого вполне хватает: раз в месяц посылаю им закрывающие документы с комментариями, а дальше они все сводят.
С клиентами общаемся в мессенджерах или по почте, созваниваемся в формате видеоконференции по Скайпу. Иногда это нужно, чтобы оценить адекватность клиента перед сложными путешествиями: например, перед трекингом к базовому лагерю Эвереста мы проводим обязательную видеовстречу. Маршрут требует физической подготовки и может быть опасен из-за возможной горной болезни, а при визуальном контакте проще оценить подготовку участника. Бывает, нужно показать что-то из снаряжения или расшерить маршрут на своем экране.
После оплаты путешествия заключаем договор-оферту. Оплата проходит через интернет-эквайринг или выставление счета. Клиентам это удобнее всего: за три года работы у нас не было случая, чтобы кто-то предложил заплатить наличными. Это вызывает дополнительное доверие у новых клиентов — все официально, без всяких переводов на карту и наличных, и в случае чего всегда можно сделать возврат средств — чарджбэк.
Когда человек оформляет путешествие, мы даем ему подробную информацию о поездке, рассказываем, кто его встретит в аэропорту или на вокзале, сколько пар обуви стоит брать с собой и прочие детали.
Если это агентское путешествие, то рассказываем о компании-организаторе и до старта поездки сопровождаем клиента по всем вопросам. Затем им занимается уже принимающая компания. Мы подключаемся, если возникают какие-то недоразумения и когда клиент возвращается из поездки — запрашиваем обратную связь.
В наших путешествиях мы заранее создаем чат в Вотсапе со всеми участниками и гидом, чтобы участники могли познакомиться заочно. Иногда с участниками из Москвы встречаемся в кафе перед поездкой.
После возвращения из путешествия мы дарим новым клиентам брендированный мерч — металлические походные кружки, значки, дождевики. У поставщиков мерч мы заказываем онлайн, все присылают по почте. Например, кружки нам делают в Ижевске. Клиентам из Москвы отправляем подарки курьерской доставкой, в регионы — по почте.
Как мы работаем с другими туроператорами
В моей компании есть два бизнес-юнита: агентство и собственный продукт. Когда мы продаем путешествия локальных туроператоров, то выступаем как классическое туристическое агентство с поправкой на приключенческий сегмент. Никаких экскурсий, Золотого кольца, автобусов и пляжного отдыха. В основном это разные активные штуки: сплавы на рафтах, путешествия на снегоходах, конные походы на Алтае, трекинги на Камчатке и все в этом духе. Чаще всего для этих приключений нужна своя инфраструктура: транспорт, собственное жилье и так далее.
Комиссию определяет организатор путешествий, и она выше, чем в классическом пакетном тревеле: там агентская комиссия обычно составляет 7—11% и сильно зависит от объемов продаж. В приключенческом туризме комиссия — 10—30%. Здесь нет такой конкуренции, как в пляжном туризме, и выше маржинальность проекта. А также не нужно выкупать места в самолетах: люди сами покупают билеты и добираются до места старта. В 2019 году средняя комиссия по агентским путешествиям составила у нас 16,7%.
- 16,7%
На агентство приходится около 60% всех путешествий. Это сборные группы, которые продают все аналогичные компании, на каждую дату заезда мы оформляем 1—2 человека, редко больше (это может быть мини-корпоратив или семья с детьми). В 2019 году из 307 путешественников 138 человек мы оформили как агенты.
Как мы продаем собственные путешествия
Наши собственные путешествия — это в основном зарубежные направления. Часто оказывается дешевле и проще арендовать транспорт и выкупить места в красивых домиках в Эквадоре, чем провести аналогичное путешествие на плато Путорана в Сибири. В России слабее развита инфраструктура для приключенческого туризма и активного отдыха: дороги плохие, мало хороших мест проживания, не везде есть транспорт и так далее. Например, одна только заброска вертолетом к гейзерам или озерам на Камчатке — посмотреть медведей, охотящихся за лососем — стоит 40 000 ₽ на человека.
Собственный продукт интереснее для бизнеса, так как маржинальность тут значительно выше, чем при продаже чужих туров, и начинается от 40%.
На каждую дату своего заезда мы оформляем от 4 человек, это минимальное количество человек в группе, при котором сходится экономика путешествия. Например, если на трекинг в Непале стоимостью 57 000 ₽ с человека у нас наберется 4 участника, то мы заработаем 28 900 ₽ (с учетом налогов и эквайринга, но без зарплаты гида). Если соберем 5 человек, то заработаем 60 100 ₽, если будет 6 человек — уже 95 280 ₽. А если в группе соберется 3 участника, то путешествие станет для нас убыточным. Можно, конечно, заложить расходы в продукт так, чтобы заработать можно было и с 1—2 человек, но тогда стоимость путешествия получается неконкурентоспособная.
Маржинальность сильно зависит от страны, типа путешествия и размера группы. Мы стараемся работать с местными гидами-проводниками, которые будут сопровождать группу — так конечная стоимость путешествия для клиента получается ниже, чем с гидом из Москвы: только авиабилет из Москвы в Непал для гида может стоить 60 000 ₽.
Большинство туристических компаний закладывают эту стоимость в цену путешествия. Для группы из 6 человек — это плюс 10 000 ₽ к стоимости путешествия на каждого участника (65 000 ₽ за авиабилет, налог на прибыль УСН 7% и эквайринг 2%).
Если гид откуда-то рядом с Непалом (например, из Юго-Восточной Азии), вы можете себе позволить собрать группу не из 12—15 человек, а меньше, не теряя в заработке. Это уменьшает маржинальность, зато можно меньше переживать, что вы вовремя не наберете группу и придется отменять путешествие целиком.
Свои путешествия мы стараемся анонсировать за 8—12 месяцев до старта, чтобы собрать нужное количество участников и чтобы они успели купить недорогие авиабилеты. Обычно за два месяца до старта уже набирается минимальная группа. Бывают, конечно, исключения, когда кто-то отказывается от поездки и приходится оперативно набирать участников за 2—3 недели до начала.
Разработка нового путешествия
Новый продукт мы создаем за 2—3 месяца. За 3 года у нас скопилась хорошая база гидов в основных регионах мира, где мы работаем. Много где у нас есть партнеры — принимающие компании, мы делаем совместные маршруты или арендуем у них транспорт и снаряжение.
На разработку нового путешествия уходит от 25 000 до 80 000 ₽. Вот что входит в расходы на создание новой поездки:
- Время сотрудника в штате, который собирает информацию и просчитывает смету.
- Время на поиск гида, если нет подходящего человека. Под новый маршрут нужен гид.
- Время гида для «полировки» путешествия: оптимизация логистики, активностей. Мы ищем местных гидов, которые хорошо знают регион.
- Реклама нового направления. Она нужна, если не набирается минимальное количество участников. Пока мы стараемся добавлять новые путешествия под запрос наших клиентов, а не ради дополнительного ассортимента.
- Если лидер группы новый — то кто-то из наших сотрудников или постоянных гидов дополнительно сопровождает группу в первый заезд. В этом случае будут дополнительные расходы на оплату второго сопровождающего: дорога, проживание, еда.
Гидов на месте мы находим по-разному. Большинство находят нас сами, пишут на почту или в соцсети, предлагают свои услуги. Периодически мы ищем кого-то через профильные площадки, в соцсетях или на сайтах типа Трипстер-ру. Мы работаем только с русскоговорящими гидами, чаще всего это наши соотечественники — художники, фотографы, сммщики, которые живут в Азии и удаленно работают. У них есть ИП, а в свободное время они могут проводить туры.
Перед тем как начать работать с новым человеком, мы смотрим отзывы, просим рекомендации и разговариваем по Скайпу. Потом вместе накидываем идеи для путешествия и считаем смету. А еще мы всегда берем гида с опытом, который уже знает места, где пройдет путешествие.
Первое путешествие с новым гидом всегда проводим вместе: смотрим, как он или она общается с людьми, как принимает решения, умеет ли организовывать участников. В таких путешествиях всегда что-то может пойти не так: отменят внутренний рейс, из-за погоды нельзя куда-то пройти или проехать, кто-то из участников наступил на морского ежа и так далее. Поэтому нужен не просто гид, а лидер группы, который может оперативно принимать решения, на месте корректировать маршрут и организовать группу незнакомых людей. От того, как пройдет путешествие, зависит, вернутся ли клиенты к нам снова.
Почему у нас почти нет рекламы
Мы проводили активную промокампанию, когда проект только запускался — в 2017—2018 годах, сейчас у нас почти нет рекламы.
57% нашей аудитории — постоянные клиенты, которые рассказывают о нас своим друзьям, и они к нам приходят. При запуске мы разместились в закрытых системах лояльности для сотрудников крупных компаний («Аэрофлот», «Альфа-банк» и у других), оттуда приходит совсем немного людей, около 20 человек за год. Свои путешествия мы размещаем через другие агентства и агрегаторы туров, но оттуда тоже небольшой трафик. Все остальные — органика.
- 57%
Это нормальная практика для небольших туристических компаний. Большая часть проектов закрывается за счет своих клиентов, через рекомендации и органику. Рекламу делаем редко и на точечные предложения, например когда нужно срочно добрать группу.
Подробнее о расходах
Общие расходы компании составили в 2019 году 13 938 266 ₽. Большая часть из них — перевод денег туроператорам за путешествия, которые мы продаем как агенты. Из денег, которые нам платит клиент за агентское путешествие, мы оставляем себе 10—20% комиссии в зависимости от туроператора. Так что это не совсем расход, но мы относим его сюда, чтобы не запутаться между выручкой и прибылью.
Переводы туроператорам — 8 541 557 ₽. Эту сумму мы перевели в 2019 году туроператорам. Это большая часть нашего оборота, которая уходит турфирмам, чьи поездки мы продаем как агенты.
Себестоимость путешествий — 2 162 974 ₽. Все затраты на наши путешествия. Сюда входят, например, оплата за проживание клиентов и внутренние авиабилеты, транспорт и аренда снаряжения, разрешения на вход в национальные парки и прочие сборы, а также работа гида, его проживание, питание и проезд до места старта и обратно.
Зарплаты и расходы на гидов — 2 400 000 ₽. В компании кроме меня работают два постоянных сотрудника, они выполняют много разных задач: общаются с клиентами, продают поездки, редактируют путешествия на сайте, оформляют документы, ищут новых партнеров и просчитывают сметы поездок.
В эти расходы входит дополнительный бюджет на сопровождающих. Основная зарплата гидов заложена в стоимость путешествий, но иногда требуется кто-то еще, например, в некоторые путешествия приходилось брать няню для детей. У всех сотрудников (и у гидов в том числе) ИП, налоги они платят сами.
У меня зарплаты нет (я продолжаю заниматься диджитал-маркетингом), и расходов на рекламу в 2019 году не было.
Налог УСН с выручки — 429 735 ₽. Часть выручки учитывается как агентское вознаграждение. По налоговому кодексу прибылью по агентским договорам считается не вся сумма поступления, а только наша агентская комиссия. Например, мы продали свое путешествие за 50 000 ₽ и заплатили налог 6% с этой суммы — 3000 ₽. Когда мы продаем поездку другой компании как агент (у нас заключен договор с туроператором), то налог мы платим от комиссии — 15% от суммы путешествия. Если агентское путешествие стоит те же 50 000 Р, то налогов мы заплатим всего 450 ₽.
- 429 735 ₽
Сервисы и мелкие расходы — 133 000 ₽. Мое дело, CRM — U-On Travel, «Гугл-драйв», связь, курьеры.
Сувенирка — 139 000 ₽. Брендированный мерч и всякие полезные штуки для путешествий.
Эквайринг — 82 000 ₽. Большая часть людей платит картами, но есть и те, кто оплачивает по расчетному счету.
Поддержка сайта — 50 000 ₽. Оплата подрядчику за разработку и сопровождение сайта: добавляли функциональность, исправляли технические ошибки на сайте.
Чистая прибыль за 2019 год составила 798 185 ₽ или около 60 000—90 000 ₽ в месяц, такой сильный разброс связан с сезонностью. Пиковые месяцы по выручке — с апреля по июль, и сентябрь, когда бронируют Новый год. Самые глухие месяцы в туризме — январь и февраль.
Что случилось с компанией в марте и при чем тут Билл Гейтс
Несколько лет назад я где-то читал, что Билл Гейтс, когда управлял «Микрософтом», говорил, что у компании была финансовая подушка — на счетах всегда был резерв. Его размер должен был позволять два года платить зарплаты и оплачивать расходы компании, если случится что-то непредвиденное.
Как предприниматель, я не застал кризисные времена, но у меня перед глазами был пример родителей и знакомых — как бывает в нашей стране. Подход Гейтса мне показался вполне разумным, и с тех пор во всех своих проектах я всегда стараюсь иметь запас прочности. Только не на два года, а на полгода.
Туристическая компания — не основной мой проект. Я посвящаю ему несколько часов в неделю и не получаю зарплату. Прибыль вкладываю в инвестиционные инструменты — облигации, овернайты (30% от прибыли, которые всегда на счету) и другие депозиты, часть денег держу в коллективных инвестициях в коммерческой недвижимости.
Изначально у меня был план потратить все эти накопления на масштабирование проекта: развитие маркетинга, создание новых направлений. Но в феврале-марте все пошло не так.
В 2020 году мы оформили договоры на 265 человек и 68 путешествий, из них 37 агентских туров и 31 свое путешествие — как раз решили увеличить долю своих поездок. Где-то были полные оплаты, где-то предоплаты. Так сложилось, что у нас всегда было много путешествий по Азии, и когда пошла первая волна инфопаники из-за коронавируса, нас зацепило сразу. Клиенты начали волноваться, никто ничего не знал, мы пытались всех успокоить.
В марте из 68 путешествий клиенты аннулировали 50, 18 остались в подвешенном состоянии.
Сколько денег мы потеряли на эквайринге и комиссиях
Сначала предложили всем клиентам два варианта:
- ждем, что будет дальше, переносим даты или меняем страну;
- возвращаем средства.
- 13 млн ₽
Большинство предпочло вернуть деньги, и 221 человеку мы вернули всю сумму в течение 10 дней. На эквайринге потеряли в районе 230 000—250 000 ₽ (у нас были разные ставки в разных сервисах и отложенный перевод на наш счет, поэтому сумма неточная). Часть клиентов платили по расчетному счету, мы возвращали им деньги на карты и платили за это комиссию. Еще были валютные возвраты (за гостиницы), там мы теряли на разнице валют и валютном контроле банка.
Часть денег относилась к агентству, и мы перевели депозиты непосредственным организаторам путешествий. Кто-то из них полностью вернул нам средства, но большинство оставили как депозит в счет будущих броней, за такие путешествия мы делали возвраты клиентам из собственных средств. Это даже к лучшему — наши партнеры показали свое настоящее лицо, а мы сделали выводы, с кем будем дальше продолжать работу, а с кем нет.
Итого на невернувшихся депозитах, эквайринге и комиссиях за переводы мы ушли в минус на 497 000 ₽.
Суммы, которые остались на депозитах у туроператоров, сюда тоже входят: пока записали их в расход, так как непонятно, когда сможем отправить через них новых клиентов, чтобы отбить эти деньги.
У остальных 44 клиентов заезды еще нескоро. Они все еще могут и хотят поехать, поэтому сами предложили не возвращать им средства. С ними договорились, что, если откроют границы к дате старта, то они поедут, если не откроют, то мы перенесем оплату на любые путешествия и другие даты или вернем деньги.
Почему форс-мажор в договоре не работает на практике
Мы работаем вбелую и по договору, оферта есть на сайте. Там предусмотрен, конечно, форс-мажор, и даже есть пункт «массовые заболевания» — я включил его в оферту после того, как в 2009 году массово отменялись поездки в Азию из-за птичьего гриппа.
Но есть несколько нюансов, из-за которых мы не полагаемся на прописанный форс-мажор в договорах.
Суд может не признать текущую ситуацию форс-мажором, пока официально не объявлено чрезвычайное положение.
Туристические компании обязаны вернуть полную сумму с вычетом фактически понесенных расходов вне зависимости от причин, по которым клиент отказался от поездки, даже если до вылета остался 1 день. У нас нет заранее выкупленных авиабилетов или больших блоков мест в гостиницах. Поэтому фактические расходы документально доказать трудно. При обращении в суд будет 100% удовлетворенный иск в пользу клиента, а еще моральный ущерб и издержки суда.
Конечно, у всех тревел-компаний указаны штрафы за позднюю отмену поездки в договоре, но опытные компании до суда дело не доводят. Так что клиент всегда может отменить поездку не только из-за вируса, а вообще просто так.
Мы работаем вбелую, прозрачно, и с нами безопасно — это наша политика и одно из уникальных торговых предложений компании. Отчасти поэтому клиенты несут деньги нам, а не гиду с авторским туром и словами на сайте «Переведите на Сбер». Да, мы теряем в прибыли и частично платим возвраты из своих средств, но это окупается лояльностью и возвращением клиентов.
Как компания работает во время кризиса
В марте мы сократили рабочий день до 5 часов, и я снизил зарплату сотрудникам. Мне повезло с коллегами, они понимают, что всем сейчас непросто, и что нагрузка у них сейчас меньше. Договорились с ними, что если все будет хорошо (откроют границы и не будет ограничений на перемещения), в конце года каждый получит премию в размере невыплаченной разницы.
Многие коллеги в туризме запустили мастер-классы онлайн, продают подарочные сертификаты на будущие поездки, пытаются как-то удержать клиентов и хоть что-то заработать. Но мы решили это время использовать для восстановления после кризиса и вложили все силы в новые продукты и сайт, пока не нужно продавать путешествия и тратить время на операционные задачи.
В планах:
- Глобально переделать сайт. Сделать его более удобным, подготовить к новому продукту и увеличить конверсию онлайн-трафика — для этого выделили 300 000 ₽ на ближайшие 4 месяца.
- Запустить маркетинг. Сформировать новую стратегию на 2020—2021 год. Часть отложенных средств (если что-то останется после кризиса) потратим на онлайн-продвижение нового сайта.
- Заняться соцсетями. Освежить контент, придумать, что еще можно рассказывать аудитории.
Сотрудники наполняют сайт новым контентом и активно участвуют в переделке сайта. Хантим новых гидов для разработки новых путешествий и пытаемся спрогнозировать спрос после карантина. Для этого проводим опросы среди наших клиентов: насколько они будут готовы поехать в отпуск, куда, на какой бюджет и так далее.
В зависимости от спроса после карантина, мы можем достаточно быстро сделать новый маршрут для наших клиентов, например бюджетный трекинг по Ликийской тропе или встреча декабрьского солнечного затмения в Аргентине.
И, конечно, мы кардинально меняем планы по развитию как минимум на этот год. Уже понятно, что придется сокращать продажи зарубежных направлений (они сами сократятся) и увеличивать продажи по модели агентства, продавать активные путешествия по России. Поэтому мы готовим маркетинговые активности и запуск рекламы, чтобы быстрее восстановить продажи.
Конечно, агентские путешествия менее прибыльны. Но их проще продавать, потому что пока выше спрос. Например, летом очень популярны туры выходного дня: велосипеды в Крыму, байдарки в Подмосковье, трекинги на Кавказе. Эти поездки стоят недорого, и комиссии очень маленькие, но за счет объема на них можно отлично заработать в сезон. В ближайший год, по моим прогнозам, люди поедут, скорее, по России, чем за рубеж, если говорить про приключенческий туризм.
Пока наш худший прогноз такой: снятие карантина произойдет не раньше 1 июня. В Польше, например, говорят о предварительно закрытых границах до 30 июня, но, надеюсь, мы сможем начать путешествовать раньше.
С учетом запланированных работ по сайту и маркетингу после снятия карантина запасов на зарплаты хватит до августа-сентября. Если продажи не восстановятся, буду искать решения из собственных резервов.
Как изменится индустрия туризма после кризиса
Если почитать, что пишут в интернете — все пропало, и туризму конец. Я уверен, что путешествия никуда не денутся, и турпоток восстановится. Кардинально в туристическом бизнесе ничего не поменяется: перераспределятся объемы между игроками рынка, и все. Так было в 2008 и в 2014 годах. Те, кто сидели на оборотных средствах или не выдержали конкуренции, ушли, другие увеличились в объемах. Сейчас будет точно так же.
Мне кажется, это неплохо обелит отрасль, в том числе отвалятся компании с серыми схемами. Такие компании обычно сильно накручивают цену в зарубежных путешествиях, потому что не могут себе позволить официально платить поставщикам услуг (им недоступны тарифы B2B), нет договоров с местными компаниями. Так что все предоплаты от клиентов идут в оборот — на бронирование отелей и билетов, и в случае чего — денег нет.
Думаю, что после кризиса люди будут еще меньше доверять подобным полуофициальным турклубам и частникам. Людям нужны гарантии, что они не потеряют в очередной раз деньги.
Если говорить про приключенческий тревел — думаю, в ближайшие годы средний чек снизится, больше будут путешествовать по России.
Люди как путешествовали, так и продолжат это делать после окончания пандемии. И на мой взгляд, очень вероятно, что первым делом все захотят куда-то поехать отдохнуть — люди устали от изоляции. Об этом говорят и данные опросов наших клиентов. Выборка по размеру у нас так себе, но это наши постоянные клиенты, и у нас нет повода им не доверять.
Я считаю, что постоянные клиенты — залог успеха для многих бизнесов и особенно в тревеле. От того, как мы с ними общаемся и работаем, зависит, как долго они с нами останутся. Уверен, что многие из новых клиентов, которым мы вернули средства, придут к нам снова, потому что увидели, что с нами комфортно. Такую обратную связь мы получили от некоторых клиентов после возврата средств.
В программах господдержки я участвовать не планирую. Мы маленькие, и до нас просто не дойдет очередь, скорее всего, спасать будут крупных игроков.
Нам продлили уплату налога и страховых взносов на полгода, и это хорошо. Мы, правда, уже все оплатили.
Как подготовиться к кризису
Кризис — отличное время перемен для малого бизнеса, возможно, кому-то эта ситуация поможет реорганизовать свое дело. Вариантов много: можно делать свой агрегатор, расширять линейку продуктов, переориентироваться на детский туризм, переходить на формат работы онлайн. Например, мои знакомые из приключенческого тревела, тоже агентство, сейчас нашли инвестора и собираются запускаться в одном из регионов РФ как туроператор.
На рынке уже появилась куча крутых освободившихся специалистов для хантинга. Я это вижу по тревелу и маркетингу, но, уверен, это происходит во многих сферах, которых коснулась пандемия. Так что сейчас отличные возможности для перезапуска бизнеса и создания новых конкурентоспособных продуктов.
У каждого свое развитие в бизнесе и работе. В моем случае спасает разнообразие проектов, отложенный запас средств и гибкая бизнес-модель.
Разнообразие проектов. По возможности создавайте дополнительные источники дохода — инвестируйте прибыль, запускайте новые проекты, не фокусируйтесь на одном направлении.
Отложенный запас средств. Старайтесь иметь запас прочности на случай форс-мажоров — эпидемий, нашествия акул в Египте, революций, природных катаклизмов и экономических кризисов.
Гибкая бизнес-модель. Гибкая модель позволяет быстрее адаптироваться к изменениям рынка. В нашем случае, например, это переориентация с зарубежных направлений на российские.
Чек-лист: что сделать туристическому проекту, чтобы стать успешнее
Выбрать нишу. Например, бизнес-модель моей компании — полностью удаленная работа в быстроразвивающемся сегменте приключенческого туризма. Эта сфера бизнеса будет расти и развиваться еще долго, особенно в нашей стране.
Совет: выбирайте растущую и перспективную нишу, а не стагнирующую.
Уметь адаптироваться. Гибкая бизнес-модель у нас работает, потому что мы не зависим от оборотных средств. Новые путешествия добавляем под запрос клиентов, не гонимся за ассортиментом и кратным увеличением продаж. Наши путешествия пользуются спросом, и почти не тратим бюджеты на рекламу. Растем из-за этого медленнее, чем могли бы, зато уверенно.
Совет: заранее продумайте, как проект будет выживать, если что-то пойдет не так. Как можно быстро измениться под условия рынка.
Варьировать продукты. Сейчас у нас два направления: свои поездки и агентские продажи. В любой момент мы можем менять приоритеты: есть спрос на зарубежные путешествия, значит, делаем свои эксклюзивные проекты и зарабатываем с маржой от 40%. В кризис и не в сезон продаем чужой продукт как агент, зарабатываем меньше, но спрос больше. Мы не привязаны к пакетным турам, не зависим от чартерных блоков на авиарейсах и крупных туроператоров.
Совет: варьируйте свой продукт, развивайте разные каналы дистрибуции, ищите нескольких поставщиков.
Уделять внимание бизнес-процессам. У нас вся команда умеет эффективно работать удаленно. Благодаря построенным процессам и накопленному опыту мы можем быстро развернуть новые направления путешествий, от организации до продаж. Новые сотрудники обучаются быстро, так как у нас описаны вообще все процессы: есть чек-листы по занесению нового путешествия на сайт, хантингу лидеров групп и большой гайд, как работать с клиентом.
Совет: не надо винить вирус, государство или работников за каждую ошибку. Вы сами виноваты, что вовремя не отладили процессы.
Вкладываться в сотрудников. В приключенческом тревеле очень мало специалистов, а специфики очень много. Тут очень отложенный спрос и не работают чат-боты — все индивидуально. Клиенты хотят сервиса, готовы перепробовать кучу компаний и остановиться на той, где этот сервис есть, и готовы за это платить. Это не путевка в Турцию, которую можно купить онлайн в два клика.
Совет: развивайте сотрудников и клиентский сервис — это неистощимый потенциал конкурентного преимущества. Особенно в России, где сервиса очень мало.