Обязан ли я ежемесячно платить за магнитный замок в подъезде?
Насколько законно со стороны управляющей компании принудительно взимать с жильцов ежемесячную плату 64 ₽ за дверь в подъезде с магнитным замком без домофона? Она же была установлена один раз и не требует специального обслуживания.
Да и вообще, почему обязывают платить за доступ к своему жилью? Можно ли это исключить из платежки?
С подъездной дверью все не так однозначно. На самом деле магнитный замок требует постоянного обслуживания: проверок исправности блоков вызова, питания, коммутации, кнопки выхода, доводчика и их ремонта в случае необходимости. Если замок сломается, люди не попадут в свое жилье. Поэтому плата за обслуживание двери с магнитным замком включается в платежки.
Подъездная дверь — общее имущество
Все, что не относится к отдельной квартире: оборудование, помещения, инженерные системы, которыми пользуются больше одного собственника, — это общее имущество, которым собственники помещений в многоквартирном доме распоряжаются по взаимному согласию. Подъездная дверь с магнитным замком — тоже общее имущество.
Тут есть нюансы.
Если дом новый и в нем сразу были подъездные двери с автоматическим запирающим устройством, то это общее имущество собственников квартир и помещений дома. А заботится об общем имуществе управляющая компания или ТСЖ. Стоимость их забот уже включена в тариф услуги по содержанию жилья.
Если дом старый и дверь установили уже после того, как его сдали, то магнитный замок тоже будет общим имуществом, но может не быть на балансе у обслуживающей организации. Чтобы включить новое оборудование в состав общего имущества, которое ремонтирует УК, нужно провести общее собрание собственников. УК может предложить увеличенный тариф, так как появляется новая обязанность — обслуживать запирающие устройства.
Даже если дверь хотят установить жильцы одного подъезда из пяти, собственники помещений во всем доме должны провести общее собрание и решить большинством голосов заказать магнитный замок. Потому что, если соседям потребуется доступ к общему чердаку через этот подъезд, магнитный замок будет мешать. За дверь придется платить, даже если вы не живете по этому адресу.
Поскольку дверь с магнитным замком — общее имущество, ее нельзя ремонтировать без согласования с большинством собственников. Они должны решить на общем собрании, какого именно мастера вызовут, сколько ему заплатят и какого цвета будут новые магнитные ключи. А еще нужно будет прямо на собрании собрать деньги на ремонт магнитного замка — и только потом звонить специалистам. На практике это почти невозможно: все возвращаются домой в разное время, а в доме может быть несколько сотен квартир. Чтобы отремонтировать дверь, во дворе должны будут собраться все собственники квартир дома. А заочное собрание проводить еще дольше.
Чтобы все делалось оперативнее и всегда были деньги на своевременный ремонт, собственники заранее решают, кому и за какие деньги они поручают поддерживать в исправности магнитный замок. В некоторых квитанциях есть отдельная строка оплаты услуг специализированной компании, в других — платеж включен в строку «содержание жилья» и ситуацию с домофонами контролирует управляющая компания. Исключить из платежки обслуживание двери с магнитным замком нельзя.
Именно жильцы дома большинством голосов должны решить, кому и сколько они будут платить за обслуживание двери и магнитного замка. В городе могут быть десятки компаний, и никто не запрещает собственникам заключать договор с теми, чьи услуги дешевле.
Если на общем собрании собственники квартир и помещений большинством голосов решили платить за домофон, то платить придется всем.
- Так, женщина из Мурманска через год после покупки квартиры заключила договор с компанией по обслуживанию домофонов, и ей тут же выставили счет за все время владения квартирой. Женщина потребовала расторгнуть договор, списать долг и заплатить компенсацию морального вреда.
- Суды двух инстанций встали на сторону организации: ежемесячный платеж был определен решением общего собрания собственников многоквартирного дома. Суд расторг договор между женщиной и организацией, но уточнил, что и без индивидуального договора женщине придется платить за общее запирающее устройство на двери в подъезд.
Договор с УК
Между управляющей компанией и собственниками квартир заключается многостраничный договор с длинным списком того, что УК должна делать за оплату содержания жилья. Если в этом списке есть строка «обслуживание домофонов», никакие дополнительные деньги на обслуживание двери с магнитным замком собирать нельзя.
Если такой строки в договоре нет, собственники должны на общем собрании выбрать, кому и сколько платить за работоспособность магнитной двери. На самом деле есть только два пути: на общем собрании выбрать управляющую компанию с конкретным итоговым тарифом или компанию-исполнителя за конкретные деньги. Никто не может принудительно обязать жильцов дома оплачивать дорогие услуги по высшему разряду.
Часто управляющие компании от лица собственников заключают невыгодные договоры, а потом по своему усмотрению поднимают цены. Так делать нельзя. Цены на необходимые энергоресурсы регулирует государство, а все дополнительные услуги собственники вправе покупать по подходящей им цене или не покупать вообще.
Навязывать дополнительные платные услуги запрещено. Если услуги все же навязали, за них можно вернуть деньги.
Если в договоре с УК есть обязанность обслуживать домофон, можно забрать обратно деньги, которые заплатили за обслуживание магнитного замка отдельно. Например, суд Смоленска отказался взыскивать долги за обслуживание домофона, потому что не было решения общего собрания о заключении договора технического обслуживания на предложенных условиях.
Также в отдельном договоре на обслуживание домофона получится найти условия, по которым можно не платить, даже если договор заключен по решению общего собрания собственников многоквартирного дома.
- Например, управляющая компания из Улан-Удэ требовала долг за жилищно-коммунальные услуги с собственницы трех квартир. В том числе компания хотела получить плату за домофон — по 20 ₽ за 46 месяцев.
- Суд не взыскал с женщины деньги за домофон, потому что по договору на техническое обслуживание домофона собственники должны были платить за каждый факт поломки по 20 ₽ с квартиры, а организация не подтвердила, что за несколько лет была хоть одна поломка. Да и домофонной трубки не было ни в одной квартире, принадлежащей женщине.
Как платить меньше
Если вам кажется, что 64 ₽ в месяц за магнитную дверь — это дорого, соберите общее собрание собственников и предложите им проголосовать за вариант подешевле. Организация общего собрания — дело кропотливое и затратное, но только так можно добиться комфортных условий. Мы уже писали про нюансы общих собраний и права собственников квартир. На самом деле вы даже не обязаны платить именно этой управляющей компании: на общем собрании вы можете выбрать другую УК или вообще организовать ТСЖ. Если в доме меньше 30 квартир, можно обойтись без УК и ТСЖ.
Так что за дверь с магнитным замком платить придется, но условия выбираете вы.