Перед Новым годом мы купили плитку в ванную. Ее не было в наличии, поэтому нужно было подождать пару недель.

Прошло 30 рабочих дней, указанных в товарной накладной. После этого продавец перестал отвечать на звонки, но написал смс. Оказалось, что на наши деньги он заказал плитку предыдущим покупателям. А чтобы заказать ее нам, нужно было, чтобы кто-то оформил заказ после нас. Так как продаж не было, заказывать товар продавцу было не на что. Вот такая пирамида получилась.

В итоге мы подали иск в районный суд. Требовали у продавца выплатить неустойку и компенсировать моральный вред. Дело тянется уже больше полугода: судья не рассматривает его по существу. Ее основной аргумент, что продавец не получал от нас ни одного документа. При этом иск мы отправляли ему заказным письмом с описью вложения и объявленной ценностью. Но письмо вернулось обратно, так как продавец не забрал его с почты.

То есть человек, зная, что на него подали в суд, просто скрывается и умышленно не получает письма. А судья ссылается на то, что ответчик должен получить документы, чтобы ознакомиться с материалами дела. В теории это значит, что кто-то может обманывать людей, потом умышленно не получать иск, как в нашем случае, и заседание будет вечно переноситься в связи с тем, что продавец якобы не знает о деле.

Поэтому основной вопрос: реально ли рассмотреть дело без продавца-нарушителя и вынести по нему решение? Какие у судей есть сроки на рассмотрение? Не может же это длиться вечно.

Есть ли какие-то нормы про бездействие судей? Можно ли пожаловаться на них и куда? И можно ли передать дело в областной или верховный суд? После какого срока?

А может, нужно было написать заявление в полицию? Реально ли сейчас это сделать?

Важно понять, какими должны быть наши дальнейшие действия.

Николай

Николай, без продавца-нарушителя дело рассмотреть реально. Сроки рассмотрения установлены законом: месяц — у мировых судей, два — в районных судах.

Сроки могут продлить при необходимости. Например, с апреля по июнь 2020 года суды разбирали только срочные дела — уголовные и административные. Это было связано с нерабочими днями из-за коронавируса. В июле все вернулось в нормальный режим, и у судьи скоро найдется время для вас. Думаю, что сначала она не торопилась, потому что двухмесячный срок по закону не истек и была надежда, что продавец появится. А в марте суды практически прекратили работу. Так и прошло больше полугода.

На бездействие судей можно пожаловаться в квалификационную коллегию. Но обычно юристы так не делают: к тем же судьям ходить еще много лет — лучше договориться. Хотя я знаю и тех, кто жалуется, но без какого-либо результата.

Передать дело в вышестоящий суд, пока его не рассмотрела первая инстанция, нельзя. Полиция тоже не поможет: это гражданско-правовой спор — он не в ее компетенции.

Нужно ли искать ответчика

То, что недобросовестный продавец не пришел на почту за письмом, для вас не имеет значения.

По закону важен факт доставки письма. Но если адресат не получает почту принципиально, считается, что письмо ему доставили. ИП и организации вообще берут на себя риски, если не получают корреспонденцию по адресу регистрации.

Если продавец не пришел на почту за письмом и истек срок хранения почтового отправления, оно считается доставленным. Для вашего письма это 30 дней, для судебного извещения о дате и месте заседания — 7 дней. После этого ответчик считается извещенным — дело можно рассматривать.

Если у вас была долгая и подробная смс-переписка с продавцом, ее можно распечатать и показать судье. Это будет дополнительным подтверждением извещения продавца о процессе.

Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Сроки рассмотрения дела в суде

По закону суд должен рассмотреть гражданское дело в течение двух месяцев после того, как иск поступит в суд. Мировой судья должен успеть разрешить спор за месяц.

Есть дела, которые районный суд должен рассмотреть быстрее: связанные с алиментами, увольнением, строительством. Потребительских споров, как у вас, в этом списке нет.

Кроме того, если суд оставлял ваше исковое заявление без движения, двухмесячный срок надо считать от даты, когда вы устранили недостатки. Например, представили в суд недостающие документы типа квитанции об отправке иска ответчику. Пока у суда не будет квитанции, двухмесячный срок рассмотрения дела течь не начнет.

Также суд может отложить заседание, если продавец на него не пришел, а почта ничего не сообщила о судьбе судебной повестки о рассмотрении дела. Например, почта могла вернуть в суд конверт с повесткой из-за истечения срока хранения письма. Или прислать уведомление о вручении повестки продавцу. Все это означало бы, что ответчика известили о процессе, и дело можно рассматривать. Но если от почты ничего нет, судья обязана перенести заседание на другой день.

Могут быть и другие причины отложить рассмотрение дела. Например, если вы заново пересчитали требования и увеличили желаемую сумму неустойки. В этом случае срок рассмотрения начинается заново.

Судебное заседание в суде общей юрисдикции обычно откладывается на две недели: это время необходимо, чтобы повторно известить всех неявившихся участников процесса. Обычно все расписание судьи на эти две недели занято — ближе поставить заседание все равно некуда.

В последние месяцы главной причиной откладывания рассмотрения дела были меры по противодействию распространению COVID-19 в России. Если судья сочла, что она не может в одиночку вынести решение, у нее было право перенести рассмотрение до лучших времен.

Как пожаловаться на судью

Найдите квалификационную коллегию судей своего региона на сайте Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Там можно отправить электронную жалобу или узнать адрес, на который отправлять письменную жалобу. Это можно сделать на любом этапе рассмотрения дела. Госпошлину платить не надо.

На сайте ВККС можно найти квалификационную коллегию судей любого субъекта и перейти на ее подсайт
На сайте ВККС можно найти квалификационную коллегию судей любого субъекта и перейти на ее подсайт

Жалобу рассмотрят, только если в ней будет информация о конкретном проступке конкретного судьи. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Квалификационная коллегия проверит, были ли у вашего судьи причины рассматривать ваше дело больше полугода. Теоретически такие причины могут быть — я их описала выше. Если причин нет, судье велят максимально быстро разрешить дело. Или вам могут написать, что все претензии — к пандемии.

Я сама никогда не обращалась в квалификационную коллегию судей, потому что знаю об их повышенной загрузке. И мне не хочется портить отношения с судьями. В моей практике было несколько затянувшихся судебных разбирательств, но судьи сами предлагали решить вопрос. Например, назначали заседание на 8:00 вместо 9:00, когда начинает работу суд. Или просили добавить требования, чтобы отсчет срока рассмотрения начался заново.

Я посмотрела на сайте управления судебного департамента по Оренбургской области статистику рассмотрения жалоб на работу судей. В прошлом году обоснованными признали только 5% жалоб — это очень мало. Поэтому, даже если вам кажется, что судья не торопится рассматривать дело, возможно, она все делает по закону.

Как получить денежную компенсацию за волокиту

Я думаю, что это не ваш случай, но будьте в курсе.

В течение шести месяцев после того, как решение по делу вступит в законную силу, вы вправе обратиться за компенсацией из-за нарушения разумных сроков делопроизводства.

Административное исковое заявление подается в вышестоящий суд через тот, на судью которого вы жалуетесь. Это нужно для того, чтобы ваше дело подняли из архива. Жаловаться на судью районного суда нужно в областной суд.

Суд учтет сложность дела, частоту, с которой вы подавали ходатайства и уточнения, и эффективность действий судьи, а также посчитает все сроки. Сроки обычно сравнивают с нормой по делам такой категории.

Если окажется, что ваши права действительно нарушены, из бюджета на ваш банковский счет перечислят денежную компенсацию. На рассмотрение заявления у вышестоящего суда будет два месяца.

Вот как это работало до пандемии. Нижегородский областной суд взыскал компенсацию в размере 5000 Р в пользу истца за то, что с момента обращения в суд до вступления решения в законную силу прошло полтора года. Как и у вас, это был спор о защите прав потребителей с ответчиком, который не приходил в суд, а позже обжаловал заочное решение. Мы о таком уже писали.

Но отказы в денежной компенсации встречаются чаще. Например, Смоленский областной суд решил, что за двухлетнее судебное разбирательство компенсация не положена: заседания переносились в том числе по вине представителя истца и по непредвиденным обстоятельствам, например из-за беременности судьи. Также была долгая автотехническая экспертиза, на время которой приостанавливался расчет срока рассмотрения, и мировой судья добросовестно оштрафовал экспертов за медлительность.

Свердловский областной суд решил, что нормально рассматривать требования о защите прав потребителей пять месяцев вместо одного, как полагается мировым судьям, и отказал истцу в компенсации. Заметьте, это было нормально даже до пандемии — до того, как все суды закрыли на несколько месяцев.

Получается, что, если дело рассматривается медленно, но для этого есть причины, компенсацию вы вряд ли получите и судью наказать не сможете. Ваша ситуация может вызывать гнев и расстраивать, но, скорее всего, это не сочтут нарушением со стороны судьи.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.