Как восстановить трудовую книжку?

8
Аватар автора

Александр К.

спросил в Сообществе

Мне 56 лет. Трудовой стаж — больше 30 лет. В 2021 году меня арестовали и осудили. Трудовая книжка осталась по месту работы в ЧОПе, где работал охранником.

В 2023 меня освободили. Пока сидел, ЧОП реструктурировали, концов не найти, трудовую книжку тоже. Как мне теперь быть? Куда обращаться? Неужели пропадут все данные о моем стаже?

Аватар автора

Марина Суховская

юрист по трудовому праву

Страница автора

Не волнуйтесь, данные о вашем стаже не пропадут. Если вы трудились официально, все сведения о прошлых местах работы должны быть в электронной базе Социального фонда России, СФР. Даже если у вас не получится сделать дубликат трудовой, проблем с назначением пенсии, скорее всего, не будет.

Если вашего последнего работодателя уже нет в природе, попробуйте для начала обратиться в государственный архив по адресу бывшей работы. Возможно, ваша трудовая там.

Расскажу, что еще можно сделать, если человек испортил или потерял бумажную трудовую книжку.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Чем грозит потеря трудовой книжки

Пока человек работает, его бумажная трудовая должна храниться у работодателя в сейфе. Он обязан выдать ее сотруднику на руки лишь в трех случаях  :

  1. При увольнении, то есть в последний день работы сотрудника.
  2. Если тот собрался оформлять пенсию.
  3. Если работник написал заявление о переходе на электронную трудовую книжку, ЭТК.

В остальных случаях работодатель выдает сотруднику заверенную копию или выписку из трудовой.

У тех, кто официально устроился на работу в 2021 году и позднее, бумажной трудовой нет, есть только ее электронный аналог.

Если действующий сотрудник потеряет бумажную трудовую, привлечь его к дисциплинарной ответственности, например объявить выговор, работодатель не может. При этом он должен оформить дубликат книжки. А если работник уже уволился, обращаться за дубликатом ему нужно по последнему месту работы.

Так что единственное, что грозит человеку в случае утери бумажной трудовой, — это хлопоты по ее восстановлению, если в этом есть необходимость.

Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна или пришла в негодность

Если человек потерял трудовую или фатально ее испортил и хочет восстановить, ему нужно обратиться с заявлением к действующему работодателю или по месту работы, где сделали последнюю запись. В заявлении надо написать: «В связи с утерей трудовой книжки прошу оформить дубликат».

К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие периоды работы. Самый быстрый и удобный способ — запросить на госуслугах выписку из электронной трудовой книжки. Это бесплатно. Документ, заверенный ЭЦП, приходит на электронную почту почти мгновенно. Также можно запросить выписку на сайте СФР, если есть учетная запись на госуслугах. А лично получить выписку можно в МФЦ или любой клиентской службе Социального фонда  .

Единственный момент — из нее можно узнать должность и место работы человека только начиная с 1 января 2020 года. Сведения о работе до 2020 года там тоже будут, но в сокращенном виде. Например, у меня не указаны должности, но при этом учтен весь мой трудовой стаж с 1995 года.

Если же в вашей выписке каких-то периодов не окажется, придется подтверждать их другими документами, например трудовыми договорами, выписками из приказов о приеме на работу, справками о периодах работы у конкретного нанимателя.

Хуже, если какие-то организации, где вы раньше работали, уже ликвидировались. Тогда нужно направлять запросы в архивы по месту их нахождения  . Велика вероятность, что документы по личному составу там.

После того как подали работодателю заявление и подтверждающие документы, он должен в течение 15 рабочих дней выдать вам дубликат трудовой книжки. Но если в вашей выписке из электронной трудовой указаны все места работы, я не вижу смысла восстанавливать утерянную или испорченную бумажную. Устроиться на работу можно и без нее. А новый работодатель просто заведет вам новую книжку, если захотите  .

Что делать, если трудовую книжку потерял работодатель

В этом случае алгоритм восстановления книжки такой же, как при потере ее самим работником. С той лишь разницей, что работодатель отвечает за сохранность трудовых книжек сотрудников. И если работник пожалуется в трудинспекцию, работодателю могут вынести предупреждение или оштрафовать по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ:

  1. директора компании, ИП или малое предприятие — на 1000—5000 ₽;
  2. среднюю или крупную фирму — на 30 000—50 000 ₽.

А сотрудника, который отвечает за ведение и учет трудовых книжек, работодатель может привлечь к дисциплинарной ответственности — сделать замечание или выговор.

Марина СуховскаяВы когда-нибудь теряли трудовую книжку?
  • Natalia BalaevaЭэээ... Тот, кто готовил статью вообще в курсе того, что каждый год, начиная кажется с 2000 года работодатель подаёт в пфр сведения о стаже каждого сотрудника, судя по статье - совсем не в курсе. То есть в пфр собран Весь официальный трудовой стаж человека. Весь.1
  • Мишель КоржоваNatalia, только у читателя на момент написания текста в 2017 году стаж составлял 30 лет.3
  • Фидаиль ЮзмухаметовДа0
  • Константин КазневскийДа0
  • OxanaОтправляла по почте заявление на увольнение и просьбу выслать мне трудовую заказным письмом. Ничего не получила, но экс-работодатель уверяет, что трудовую отправил и обратно она не вернулась, как это бывает с неврученными заказными письмами. На вопрос, есть ли у него уведомление о вручении мне этого письма (иначе где оно?), молчит. И что теперь делать? Можно ли как-то узнать, было ли вообще в природе такое письмо? По крайней мере, в приложении Почты России нет никаких уведомлений о том, что ко мне едет заказное. Сроки обращения к Почте России за розыском прошли. В свое время я сама не озаботилась вопросом, потому что других забот было полно. И вот куда теперь обращаться?0
  • Ирина КирееваДа0
  • user5850059Да я потерял... Как восстановить без НФЦ0
  • user5855925Да0