В 2020 году в России начался переход к электронным трудовым книжкам.

С 2020 года сведения о том, что человека приняли на работу, повысили или уволили, передаются в Пенсионный фонд РФ в электронной форме. Переход с обычных трудовых книжек на электронные продолжается и в 2021 году.

Рассказываем, как это происходит.

Что такое электронная трудовая книжка

Специального термина «электронная трудовая книжка» в законодательстве нет. Так называют новый способ хранения сведений о том, где и кем работают люди. Раньше трудовой книжкой называли бумажную книжечку серо-зеленого цвета, в которую работодатели записывают, когда приняли кого-то на работу, перевели на другую должность или уволили. Теперь работодатели передают все это в ПФР в электронном виде, а бумажные трудовые в некоторых случаях могут не вести.

Какого-то отдельного документа вроде оцифрованной трудовой, где бы хранились все сведения о работе человека, нет. Есть база данных, из которой можно сформировать выписку на конкретного человека. Это и называют электронной трудовой книжкой.

Новый порядок действует с января 2020 года. Теперь каждый сотрудник может отказаться от бумажной трудовой, так как все сведения о его работе государство хранит в электронном виде. С 1 января 2021 года тем, кто впервые устроится на работу, трудовые в виде серо-зеленой книжки вообще не заводят.

В чем польза для работодателя. Работодателям проще вести учет в электронном виде, вносить исправления и заверять копии, чем заполнять бумажные книжки. С цифровыми трудовыми книжками можно не переживать, что они потеряются или испортятся, а Роструд во время проверки решит, что они неправильно оформлены или не так хранятся.

В чем польза для работников. Работающий или когда-то работавший человек сможет в любой момент заказать сведения о своей работе в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на портале госуслуг. Если работодатель исчезнет вместе с трудовыми, сведения о работе все равно можно будет подтвердить.

Что нужно делать работодателям

С переходом на электронные трудовые книжки у компаний появилась обязанность отправлять в ПФР отчет по новой форме, если приняли кого-то на работу, уволили, перевели на другую должность или получили от сотрудника заявление о том, хочет ли он сохранить бумажную трудовую книжку.

За не сданный вовремя отчет о трудовой деятельности или ошибки в отчете ПФР может выписать штраф от 300 до 500 ₽ директору или другому сотруднику компании, который обязан сдавать такие отчеты, или ограничиться предупреждением.

Что проверить в локальных актах

Локальные акты — это внутренние документы компании, которые регулируют ее работу вместе с трудовым кодексом. Они не могут ему противоречить, но могут детализировать. В зависимости от размера компании таких документов может быть больше или меньше. Обычно принимают правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие акты. У микропредприятий их может не быть вообще, закон это допускает.

Если есть отдельные положения о порядке приема сотрудников на работу, перевода на другую работу, увольнения, их тоже нужно проверить.

Вот что изменилось из-за перехода на электронные трудовые книжки:

  1. При приеме на работу сотрудник может принести не только трудовую книжку, но и справку со сведениями о трудовой деятельности, если он уже отказался от бумажной трудовой. Ее можно получить у прошлого работодателя или в ПФР.
  2. Сотрудник имеет право отказаться от бумажной трудовой книжки, а значит, правила о том, что ее нужно обязательно оформлять всем сотрудникам по основному месту работы, больше не актуальны.
  3. Работодатели обязаны выдавать справки со сведениями о трудовой деятельности по запросу сотрудников или при их увольнении, если эти сотрудники отказались от бумажных трудовых книжек. Справки можно выдавать в бумажном или электронном виде. Для электронных справок нужна электронная квалифицированная подпись. Если у работодателя ее нет, заводить необязательно, просто нужно будет выдавать бумажные справки.

В отдельном приказе можно определить сотрудника, ответственного за направление отчетов в ПФР. Это может быть сотрудник кадровой службы или бухгалтерии.

Если изменения в локальные акты не внесли, Роструд может посчитать предусмотренный порядок работы с трудовыми книжками не соответствующим Трудовому кодексу РФ, выдать предписание внести изменения в акты или даже выписать штраф.

Как сдавать отчет о трудовой деятельности сотрудников в ПФР

С 2020 года все работодатели сдают в пенсионный фонд новый вид отчетности — сведения о трудовой деятельности. Это основа для формирования электронных трудовых книжек. ПФР собирает все сведения о том, где, когда и кем работал сотрудник, в единую базу данных.

Отчет сдают по форме СЗВ-ТД. Он подается по всем сотрудникам, занятым по трудовым договорам, включая декретниц, иностранных граждан, тех, кто работает дистанционно и по совместительству, то есть сразу у нескольких работодателей. Если сотрудники работают по гражданско-правовым договорам, отчет СЗВ-ТД по ним подавать не нужно.

Сведения о трудовой деятельности включают:

  1. Данные о компании или ИП, где работает сотрудник.
  2. Информацию о подаче заявления с выбором формы трудовой книжки.
  3. Сведения о самой работе.

Вот какие сведения о работе нужно включить в отчет:

  1. О приеме на работу с указанием занимаемой должности.
  2. О переводах на другую постоянную работу, тоже с указанием должности.
  3. Об увольнении — должность указывать не надо, так как и так понятно, с какой должности человек ушел.
  4. О присвоении работодателем работнику нового разряда, класса, категории, классного чина.

Отчет подается в ПФР, если у сотрудника изменились какие-то сведения из перечисленных. Например, он устроился на работу или получил повышение. Если ничего не меняется, не нужно сдавать пустые отчеты или дублировать сведения из предыдущих.

Срок отправки отчета зависит от того, что произошло с сотрудником:

  1. если приняли на работу или уволили, то не позднее следующего рабочего дня;
  2. если перевели на другую работу или он подал заявление о выборе формата трудовой книжки, то до 15 числа следующего месяца.

Форма для отчета утверждена ПФР, она едина для всех организаций и всех ИП с сотрудниками. Порядок подачи такой же, как и по обычной отчетности в ПФР: компании, в которых меньше 25 человек, могут сдавать отчет в бумажном или электронном виде, остальные сдают только в электронном.

Отчеты по форме СЗВ-ТД сдают только с 2020 года, для сведений о работе за прошлые годы предусмотрели вот такие правила:

  1. Работодатель не дублирует в отчет все записи из трудовой книжки, внесенные до 2020 года.
  2. Если он принял сотрудника на работу в 2020 году, первая запись в отчете будет о приеме на работу.
  3. Если сотрудник уже работал в организации на 1 января 2020 года, в отчет дублировали последнюю запись из его трудовой на эту дату и подали эти сведения, когда впервые сдали отчет.
С 1 августа 2021 года применяется новая форма СЗВ-ТД. Источник: kontur.ru

Когда сотрудники должны подать заявления

Отказаться от бумажной трудовой книжки сотрудник может в любой момент, подав заявление. Сотрудники с опытом официальной работы, которые сейчас не работают по трудовой, могут сделать выбор, когда устроятся на работу. Люди, которые будут устраиваются на работу после 1 января 2021 года впервые, никаких заявлений вообще не подают. Работодатель по умолчанию заводит им электронную трудовую.

Если сотрудник решит оставить бумажную трудовую книжку, он имеет право передумать и перейти на электронную позже. Но если он откажется от бумажной трудовой, вернуться к ней не получится.

Что делать с сотрудниками, которые отказались от бумажных трудовых

Если сотрудник подает заявление об отказе от бумажной трудовой книжки, работодателю следует:

  1. Вписать в трудовую книжку, что сотрудник отказался дальше ее вести: «Подано письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации». Последняя запись в трудовой книжке должна быть заверена, как это обычно происходит при увольнении сотрудника: должностное лицо, которое отвечает за трудовые книжки, указывает свою должность, расписывается и ставит печать организации.
  2. Выдать трудовую книжку сотруднику на руки или отправить по почте, если он на это согласился.
  3. Внести запись в книгу учета движения трудовых книжек.

Выдать трудовую книжку сотруднику, который перешел на электронный формат, нужно в течение трех рабочих дней после того, как он подал заявление. Такой же срок установлен для выдачи сотрудникам документов, связанных с их работой. Если сотрудник согласен, трудовую можно отправить ему по почте заказным письмом.

Сотрудник забирает свою трудовую книжку домой и дальше может использовать ее, чтобы подтвердить сведения о работе до 2020 года. Трудовую книжку лучше не выбрасывать, не сжигать и не терять, на случай если у ПФР что-то куда-то пропадет.

Что делать с сотрудниками, которые сохранят бумажные трудовые

Трудовые книжки нужно продолжить вести и хранить, как обычно, в двух случаях:

  1. сотрудник подал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки;
  2. он вообще не подавал никаких заявлений.

Если сотрудник подал заявление до конца 2020 года, работодатель должен был сообщить об этом в ПФР в очередном отчете СЗВ-ТД.

Если до 31 декабря 2020 года сотрудник не сообщил о своем выборе, считается, что он не хочет ничего менять, — до тех пор, пока сам не передумает. Для таких нужно продолжить вести трудовые книжки. В ПФР дополнительно ничего сообщать не нужно.

Вот что еще должен делать работодатель:

  1. Хранить у себя трудовую книжку сотрудника.
  2. Выдавать заверенные копии из нее по запросу.
  3. Вносить в трудовую сведения о переводах и поощрениях.
  4. Заполнять ее при увольнении и выдавать на руки после этого.
  5. Вести книгу учета движения трудовых книжек. Форму книги (журнала) работодатель теперь может разработать сам.

Если сотрудник передумает, он сможет написать заявление об отказе от трудовой книжки в любой момент и забрать ее себе.

Кому оформлять трудовую книжку при приеме на работу

Если человек впервые устраивается на работу в 2021 году, бумажную трудовую заводить не нужно. Если опыт работы у нового сотрудника уже есть, работодатель должен проверить по записям в СТД-Р или в бумажной трудовой, что он решил насчет трудовой книжки. Если он от нее отказался, заводить новую или продолжать старую не придется. Если же он сохранил трудовую книжку, работодатель продолжает ее вести.

Подать заявление о переходе на электронную трудовую можно только работодателю, а перед этим трудовые отношения следует правильно оформить. Не исключено, что этот порядок упростят или у Роструда будет какой-то другой взгляд на эту проблему. Расскажем об этом, когда появится практика.

Как проверить, что выбрал сотрудник. Новый сотрудник может не помнить, подавал он прежнему работодателю какое-то заявление или нет. Если у него нет трудовой книжки, по записи в которой это можно определить, попросите его при приеме на работу представить сведения о своей трудовой деятельности.

В справке с такими сведениями есть специальная отметка о том, что сотрудник решил насчет бумажной трудовой и когда подал заявление. Получить такую справку человек может в ПФР или у бывшего работодателя. Новый работодатель не может сам запросить ее в ПФР, это персональные данные человека, они под защитой.

Как сделать выписку из электронной трудовой

Электронная трудовая книжка — это не какой-то отдельный документ, а совокупность записей в базе данных со сведениями о работе того или иного человека. Выписку из этой базы данных могут выдать работодатель или ПФР.

Работодатели включают в выписку сведения о работе человека в компании с момента трудоустройства и до обращения за выпиской, а в выписке из ПФР будут данные по всем работодателям, которые передали сведения, начиная с января 2020 года.

Форма выписки утверждена приказом Минтруда в январе 2020 года. Пенсионный фонд выдает выписку по форме СТД-ПФР, а работодатель — по форме СТД-Р.

Вот как выглядит выписка из электронной трудовой книжки:

В справке СТД⁠-⁠Р есть сведения только по последнему работодателю. Если нужно подтвердить предыдущий опыт работы до 2020 года, придется доставать трудовую книжку

Работодатели выдают выписки со сведениями о трудовой деятельности только тем сотрудникам, которые отказались от бумажных трудовых. Работодатель обязан выдать выписку в двух случаях:

  1. по запросу — в электронной форме или на бумажном бланке с печатью и подписью;
  2. при увольнении.

В справке СТД-Р будут все сведения о работе у текущего работодателя:

  1. Дата приема на работу и занимаемая должность.
  2. Когда и куда его перевели.
  3. Когда его уволили и по какой причине.
  4. Присваивал ли ему работодатель новый разряд, класс, категорию, классный чин.

В каком виде получать выписку, определяет сотрудник. Он имеет право попросить выдать ему выписку СТД-Р в электронном или бумажном виде. На то, чтобы ее выдать, у организации есть 3 рабочих дня.

Чтобы заверить электронную выписку, работодателю нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, нужно сообщить об этом сотруднику и предложить получить справку в бумажном виде или заказать в ПФР.

Бумажную выписку можно выдать на руки или отправить почтой по просьбе сотрудника. Это актуально для дистанционной работы, сотрудников в декрете и на больничном. В заявлении о выдаче справки нужно указать, в каком виде ее выдавать и куда высылать.

Как получить выписку в пенсионном фонде

С 2020 года сведения о трудовой деятельности можно получить не только у работодателя, но и в ПФР или заказать на сайте госуслуг. Это особенно удобно, если человек давно не работает, а для каких-то пособий нужна выписка из трудовой.

Выписку из ПФР могут получить и те, кто отказался от трудовой книжки, и те, кто продолжает ее вести, — данные работодатели передают по всем сотрудникам.

Объем сведений в справке СТД-ПФР не ограничен периодом с 2020 года. Из информационных ресурсов пенсионного фонда должна подгружаться информация о трудовой деятельности работника до 31 декабря 2019 года. Однако в ней указывается только наименование работодателей и периоды работы у них.

Электронная трудовая книжка: образец заполнения

Если нужно проверить, платил ли работодатель за сотрудника пенсионные взносы, нужно заказать извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.

Как получить электронную выписку. ПФР может выдать выписку в электронном виде или в бумажном, если нужен документ со штампом:

  1. в электронном виде на сайте ПФР или через сайт госуслуг;
  2. в бумажном виде в МФЦ или отделении ПФР на личном приеме.

Чтобы заказать электронную выписку, нужна регистрация на сайте госуслуг. Это бесплатно. На выписке будет стоять электронная подпись сотрудника ПФР — такая выписка равнозначна бумажной.

Чтобы получить выписку на сайте госуслуг, нужно заполнить и подать заявление. Для этого достаточно авторизоваться на портале, личные данные подтягиваются автоматически. Выписку высылают на почту, которая указана в личном кабинете портала госуслуг.

Личные данные подтягиваются из личного кабинета на сайте госуслуг, вводить ничего не нужно, только нажать на кнопку «Подать заявление»
После этого вам на почту отправляют данные

Чтобы получить выписку на сайте ПФР, достаточно зайти в личный кабинет, авторизоваться по данным от портала госуслуг и подать заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Выписка откроется прямо на экране, ее также можно скачать в виде PDF-файла.

Как получить бумажную выписку. Иногда выписку нужно принести и показать кому-то или приложить к пакету документов, тогда электронный вариант не подходит. Выписку в бумажном виде и с подписью уполномоченного лица можно получить в ближайшем отделении ПФР или МФЦ. Объем сведений в ней будет такой же, как и в выписке, заказанной на портале госуслуг или в личном кабинете ПФР.

Электронные трудовые: о чем стоит помнить работодателю

  1. Заставить сотрудников отказаться от бумажных трудовых нельзя.
  2. Бумажные трудовые книжки перестали оформлять с 2021 года, но только для тех, кто впервые устроился на работу.
  3. До 31 октября 2020 года каждому сотруднику нужно выслать уведомление о возможности выбрать формат трудовой книжки и собрать с них подписи, что уведомление получено.
  4. Пока от сотрудника не придет заявление, что он отказывается от бумажной трудовой, ее нужно вести, как и раньше.
  5. В ПФР нужно передавать сведения по форме СЗВ-ТД. Если сотрудника приняли на работу или уволили, то отчет надо сдать не позднее следующего рабочего дня. В остальных случаях есть время до 15 числа следующего месяца.
  6. Если в трудовой деятельности сотрудников никаких изменений не происходит, отчет можно не сдавать. Если ничего не произойдет за весь 2020 год, первый отчет отправляйте к 15 февраля 2021 года, отразив в нем последнюю запись в трудовой книжке на 1 января 2020 года.

Наталия Богатырева
Что выбрали вы: бумажную трудовую книжку или электронную?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Волосат Мохнат

Не понял профита от перевода на электронную версию со стороны сотрудника. Согласишься - вернут бумажную версию о сохранности которой теперь придется переживать. Не согласишься - электронную все равно заведут, но бумажная останется у работодателя, а новой головной боли не будет.
Но эти все нововведения, видимо, для удобства работодателя.

9
Наталия Богатырева

Волосат, профит есть для тех работников, кто не доверяет своему работодателю до конца и опасается, что трудовая может потеряться при переезде или случайно сгореть со всеми данными. Или когда не дают уволиться под предлогом, что не отдадут трудовую. Такое бывает, хотя не для всех актуально. А еще мне однажды в бумажной трудовой написали, что я уволилась 31 июня, пришлось тратить время на исправления. С электронным форматом такого быть не должно. Но я все равно пока выбрала для себя бумажную трудовую :)

7
0
Елена Золотуха

Отличная статья!
Когда принимала сотрудника на работу в феврале, информацию приходилось с нескольких источников в кучу собирать, чтоб разобраться. А эту как инструкцию можно использовать.

5
0
Baking Bread

А что с теми, кто работает на двух работах по двум трудовым?

2
Наталия Богатырева

Baking, по идее, трудовая должна быть одна — лежать на основном месте работы. Вторая работа или несколько других работ — это совместительство. Там новые трудовые книжки не заводят. Если сотрудник попросит, ему впишут сведения о работе по совместительству в основную трудовую. Это прописано в ст. 66 ТК РФ, самый последний абзац.

Сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на совместителей подают, пишут, что они совместители. А вот заявления о выборе бумажной или электронной трудовой с них берут по основному месту работы.

Если у человека оказалось несколько трудовых, и оба работодателя считают, что они — основные, по-хорошему, надо с ними поговорить и выбрать, какое место работы основное, а какое — по совместительству. И заявление о выборе формата трудовой книжки подать по основному месту работы.

5
0
Борис Брыкин

Титаническая работа!

2
0
Виктор Инженер

Перешел, вроде не больно, комарик укусил и всё))) А если серьезно - я только ЗА электронку, экономят много времени все эти госуслуги, в хорошее время живём, ребята. Жаль конечно, что прошлые записи из трудовой в справку не заносят, хотя если делать выписку из ПФР - там все сроки работ и названия организаций есть, даже больше чем в трудовой) Одни плюсы вижу, чем меньше бумаги - тем лучше, правда хранить её теперь надо дома... Ну у нас же есть укромное местечко для остальных документов не правда ли?))))) Автор - умничка и красавица) А Вы можете ради эксперимента отправить в ПФР запрос для перенесения всех данных из трудовой в электронку и её полного уничтожения? Интересно узнать их реакцию))))

2
0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

выбрал электронную, правда еще не видел бумажную и не получил электронную

0
0
Блинкомом

В статье есть неточность. Для того, чтобы оставить бумажную трудовую никаких заявлений писать не нужно. Работодатель обязан будет вести оба варианта. Исправьте пожалуйста.

0
Наталия Богатырева

Сергей, спасибо, что обратили внимание, немного скорректируем текст, чтобы было меньше вопросов.

1
Наталия Богатырева

Сергей, это не неточность, это так закон сформулирован (439-ФЗ, ст. 2, ч. 2). На мой взгляд, не очень удачно, но как есть:

1) Каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление:
- или о продолжении ведения бумажной трудовой книжки,
- или о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

2) Если работник не подал работодателю ни одного из этих заявлений до конца года, работодатель продолжит вести бумажную трудовую книжку. Об этом в статье мы предупреждаем.

При молчании сотрудников работодатель будет вести бумажную трудовую и одновременно передавать сведения в ПФР в электронном виде. Это делают уже сейчас. Но есть нюанс: работнику сведения о работе будут предоставляться в виде выписок из трудовой. А тем, кто перешел на ЭТК, работодатель эти сведения выдает в форме справки СТД-Р, в том числе в электронном виде. Если сотрудник выбрал бумажную книжку, такую справку работодатель присылать не обязан.

Получается, заявление о бумажной трудовой подать нужно, по 31 декабря. Так написано в законе. Но по факту можно и не подавать, если есть желание продолжить ее вести. На мой взгляд, заявление все-таки лучше подать, чтобы было меньше неопределенности в отношениях с работодателем и ПФР, а так, конечно, все сами решают для себя.

1
0
Alexander Tardatian

Я бы выбрал электронную, но я ИП без сотрудников, для меня каких-то процедур даже не предусмотрено. Бумажная книжка и так пятый год лежит без дела и без записей :)

0
0
Андрей Козлов

Страна переходит на электронные трудовые, а банкам пофиг. Чтобы подтвердить места работы за последние пять лет, нужно помимо выписки из электронной трудовой принести ещё копию старой трудовой, заверенной работодателем.
Вместе с тем, что и на выписке из электронной трудовой всё ещё нужна подпись и печать работодателя, у меня ушёл месяц, чтобы собрать документы на ипотеку. Всё потому, что работодатель у меня в другой части страны и документы от него идут две недели. И где тут профит от электронной трудовой?

0
Aleksandr Basyrov

Андрей, прошлые места работы в электронной трудовой не отражаются, поэтому если банку хочется знать, где вы работали последние 5 лет - ему нужна копия бумажной трудовой.
Так что через несколько лет ситуация наладится в этом плане.

0
0
Имя Фамилия
13.12.20, 01:55
Отредактировано

Не могу понять
Если я уволился 15 июня 2020, получил бумажную книжку на руки, то как в 2021 перейти на электронную трудовую?

0
Александр Иванов

Имя, устроиться на работу и подать заявление о выборе ЭТК

0
0
Алексей Смирнов

Спасибо Наталия за ценную информацию в одной статье! Публично ходатайствую перед начальством о Вашем премировании!

0
0
Ирина Щелкова

Меня вообще работодатель не перевел на электронную, сказал нафиг надо. И заявление я ни какие не подписывала и данные по мне не передают, Это же нарушение. Хотя трудовой договор подписан.

0
0
luda.1242

Здравствуйте, заявление о переходе на электронную трудовую книжку в сентябре 2021года.Должен работадатель вносить в бумажную трудовую сведения о заявлении.

0

Комментарий удален пользователем

Александр Иванов

Alexandra, перенесут в 2021 году, без должностей, только стаж и наименования работодателей

0
Екатерина
22.11.21, 11:25
Отредактировано

Александр, что в итоге, перенесли или нет?

0
Александр Иванов

Kate, без обращения в ПФР никто ничего не перенесёт, только стаж и работодателей.

0

Сообщество