Столкнулся с конфликтом управляющей компании и моего провайдера.

Недавно переехал в другую квартиру, снимаю комнату. До этого тоже жил в съемной квартире. Мой провайдер предоставляет услугу «Переезд», по которой я сохраняю свой договор, тариф и т. д. Оставил заявку. Позвонила девушка из службы поддержки и сказала, что в данный момент они не могут подключить домашний интернет в моей новой квартире, потому что УК не пускает их сотрудников в техническое помещение для проведения необходимых работ. Обещала, что со мной свяжутся через несколько дней.

Менять провайдера я не хочу, потому что пользуюсь очень выгодным тарифом. Получается, что есть конфликт между провайдером и УК, а проигравшим остаюсь я.

Скажите, пожалуйста, как я могу повлиять на эту ситуацию? Можно ли хоть что-то сделать?

Вадим

Вадим, повлиять на управляющую компанию можно, но сделать это может только собственник жилья. Если вопросом будете заниматься вы, потребуется доверенность от собственника.

Кто решает вопрос о допуске провайдера

Чтобы предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме интернет и телефонию, интернет-провайдеры должны установить там определенное оборудование. Как правило, его размещают на этажах, в подвалах и на чердаках. Все эти помещения относятся к общему имуществу, распоряжаться которым могут только собственники помещений в МКД.

Собственники обсуждают на общем собрании, кому и какие объекты общего имущества передать в пользование. Например, они могут решить сдать в аренду интернет-провайдеру часть крыши или стены в подъезде для установки оборудования. Если кто-то из жильцов решит подключить интернет от компании, оборудования которой в доме пока нет, ему придется созвать общее собрание. Управляющая компания не вправе сама решать, кто из операторов связи получит доступ к общему имуществу, а кто нет.

Получается, если бы оборудования вашего провайдера в доме еще не было, у УК имелись бы основания не пускать его работников в дом. Но насколько я поняла из вашего вопроса, оборудование уже есть, а УК не пускает работников интернет-провайдера в техническое помещение, поэтому они не могут подключить вашу квартиру к системе. В этом случае УК превышает свои полномочия: собственники уже разрешили провайдеру установить оборудование в общих помещениях.

Вадим, вы снимаете жилье, поэтому самостоятельно не можете потребовать от УК объяснить, на каком основании она препятствует провайдеру. Вам придется договориться с собственником квартиры, чтобы он сам обратился в управляющую компанию или выдал вам доверенность.

Доверенность может быть написана от руки. Удостоверять ее у нотариуса необязательно. В ней нужно указать ФИО и паспортные данные собственника и ваши. А также написать, какие именно действия вы будете совершать от имени доверителя. Например, так: «Уполномочиваю свое доверенное лицо подать жалобу руководителю управляющей компании на действия сотрудников, которые не пускают провайдера к оборудованию, установленному в многоквартирном доме».

В доверенности обязательно должна стоять дата ее составления и подпись доверителя: полностью фамилия, имя, отчество и подпись собственника. Можете указать срок доверенности, но это необязательно. По умолчанию доверенность действует в течение года.

Все о том, как жить в России
И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Что делать, если УК препятствует провайдеру

Бывает так, что УК договаривается с одной-двумя компаниями, заключает с ними договоры на размещение оборудования в обход собственников и не пускает в дом других интернет-провайдеров. Но в этом случае она нарушает антимонопольное законодательство.

По закону физические лица и организации не вправе координировать экономическую деятельность компаний, если такая координация приводит к ограничению конкуренции.

Если УК вмешивается в деятельность провайдеров — координирует ее, решает, с кем сотрудничать, а с кем нет, — это ограничивает их конкуренцию между собой.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность. Руководитель УК заплатит от 40 до 50 тысяч рублей или будет дисквалифицирован на срок до 3 лет. Сама УК заплатит от 1 до 5 млн рублей.

Если УК отказывается пускать провайдера, которому собственники помещений в МКД разрешили поставить оборудование в доме, и не объясняет почему, можно пожаловаться в антимонопольную службу. Жалобу нужно подать в управление федеральной антимонопольной службы — УФАС — своего региона. Сделать это может собственник квартиры или вы по доверенности.

Пожаловаться в УФАС можно несколькими способами:

  1. Направить письменную жалобу обычной почтой на адрес территориального управления или электронной — по адресу delo@fas.gov.ru.
  2. Через портал госуслуг.
  3. Через форму на сайте ФАС России.

Обращение рассмотрят в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Если сотрудникам антимонопольной службы надо сделать запрос в другие ведомства, срок могут продлить еще на 30 дней.

В жалобе укажите, что УК сотрудничает только с одним интернет-провайдером по своему выбору и препятствует другим компаниям, несмотря на то что их выбрали собственники помещений в МКД. Напишите, что это ограничивает конкуренцию между провайдерами и влияет на качество интернета в доме. УФАС проведет проверку и, если выявит нарушения антимонопольного законодательства, привлечет УК к ответственности.

Ответ от антимонопольной службы можно получить на электронную или обычную почту. Выберите удобный для себя вариант и укажите его в жалобе. Если вы этого не сделаете, ответ пришлют тем же способом, каким вы направили жалобу.

Судьбу своей жалобы можно отследить в личном кабинете или по телефону
Судьбу своей жалобы можно отследить в личном кабинете или по телефону

Что делать, если УФАС не хочет разбираться с вашей жалобой

Бывает, что сотрудники УФАС не разбираются в сути заявления, а отписываются, что не выявили нарушений. Если считаете, что должностные лица УФАС не рассмотрели обращение по существу и не провели проверку, можете подать жалобу на их действия или бездействие руководителю регионального УФАС. Если хотите пожаловаться на территориальный орган в целом, подавайте жалобу руководителю ФАС России.

Поступившая жалоба рассматривается также в течение 30 дней со дня регистрации.

Кроме того, вы можете обжаловать действия или бездействие антимонопольного органа в региональную прокуратуру или суд. Жалобу в прокуратуру можно подать через интернет-приемную на сайте. Вот, например, форма обращения в прокуратуру Москвы.

В суд нужно обращаться с административным иском. Его будет рассматривать районный суд по месту нахождения антимонопольного органа. Чтобы правильно составить исковое заявление и подать его в нужный суд, почитайте наши статьи про суды:


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.