«Два года я была ходячим злым мертвецом»: 3 истории об успешной борьбе с выгоранием
Эмоциональное выгорание — опасное состояние: оно может наступить незаметно, но испортить жизнь на много лет вперед.
Истории наших читателей подтверждают, что семья, друзья и успешная карьера не делают нас неуязвимыми. Важно быть настороже и отслеживать неприятные симптомы, прислушиваться к близким и позволять себе отдых. Собрали три рассказа, которые вдохновляют и подтверждают, что с выгоранием можно и нужно бороться.
О выгорании, которое украло четыре года жизни
Что помогло: друзья, отпуск, изменения в образе жизни, отказ от переработок и самоизоляция
Выгорал. В 2020 году летом решил проблему, но далеко не сразу. Помогли друзья, сам бы я еще долго жил в петле «низкая производительность → переработки, чтобы успеть, → стресс → повторить».
Спорт уже не помогал. Отпуска не было несколько лет. Вернее, бывал небольшой, порядка десяти дней в год, но тратился поначалу на долги в аспирантуре, а потом — на отложенные дела.
Все лето меня убеждали в необходимости отдохнуть и сделать паузу. Взял три недели отпуска, отложил все дела и первые две недели провел как зомби: ел, спал, смотрел в потолок. Специально ничего не делал, к спискам дел не прикасался. Потом на неделю уехал на море в отель «все включено», где пришел в себя только под конец отдыха.
Когда вернулся домой, поговорил с начальством. Перестал перерабатывать, кроме крайних случаев, производительность выросла в разы: недельную работу начал делать за два-три дня. Стал выбираться из дома, отдыхать.
А ведь не было сил даже поиграть в «Ведьмака».
Самоизоляция вообще позволила почувствовать себя человеком. Я тот еще интроверт, но софт-скиллы развиты. Например, после выходных с друзьями мне надо провести следующие выходные в одиночестве.
Из-за выгорания предыдущие четыре года прошли как в тумане. События перечислить могу, но ощущения искажены, годы пролетели как мгновенье. Эмоциональной вовлеченности в образы из памяти нет, воспринимаю все как набор фактов. Ошибка совершена, уроки извлечены, такого больше не допускаю.
О хроническом выгорании, с которым приходится постоянно бороться
Что помогает: семья, смена рода деятельности, добрые дела и мечты о путешествиях
Выгораю. Я айтишник — работаю над проектами с маркетплейсами. Состояние стало уже почти хроническим. Приступами ненавижу всех, особенно айтишников «по ту сторону монитора».
Способы купирования приступов:
- Пиво раз в неделю или раз в месяц.
- Ругаюсь матом с компьютером.
- Люблю жену.
- Третирую детей по поводу учебы, а иногда часами болтаю с ними о жизни.
- Покупаю подарки близким, выбор требует много времени, или себе: на день рождения купил холодильник, а собирался это сделать лет десять.
- Изредка катаюсь на роликах и нерегулярно бегаю по вечерам — неторопливо, от двух до шести километров.
- Хожу на выставки.
- Занимаюсь мелкой благотворительностью через Русфонд.
- Раздельно собираю пластиковый мусор дома и немного участвую в жизни своего микрорайона.
- Меняю род деятельности — на несколько дней ухожу работать к приятелю монтажником-слаботочником по СКУД и видеонаблюдению.
- Смотрю бесплатное порно и читаю анекдоты.
- Пью кофе по ночам.
- Посещаю мероприятия по темам, которые близки к моей работе, — ИТ, маркетплейсы, безопасность.
- Осенью шуршу опавшими листьями.
- Интересуюсь политической жизнью в Москве и России и испанским языком — он такой прикольный, произношение вообще шикарное.
Смена мотивации позволяет на какое-то время отключить мозг от постоянного бега на месте и потратить несколько минут на себя. Альтернативная работа приносит радость, когда видишь результат деятельности. Письма счастья от Русфонда тешат самолюбие и дарят приятные эмоции.
Дети учат бескорыстию и вообще радуют, а иногда и не радуют. Жена — супер. Вообще, семья, наверное, значит для меня больше, чем я себе представляю. Бывшие жена и теща, кстати, тоже часть моей семьи.
Политика и участие в жизни района позволяют расширять чувство «своего дома»: то, что за дверью моей квартиры, тоже немного мое.
Путешествия дают мягкий стресс и свежие ощущения. Сейчас мне, да и всей моей семье, очень не хватает возможности слетать в Европу. Есть мечта — попить кофе на улице в Вене. Вот этим и спасаюсь, мотивируя себя заработать на поездку.
О незамеченном выгорании после профессионального спорта
Что помогло: самоизоляция, новые хобби и успехи в инвестициях
В 17 лет пошла в профессиональный спорт, параллельно училась в колледже. Подъем в шесть, приходила домой в 22—23. Однажды мы с друзьями заболтались и я вернулась около полуночи, еле успела на последний автобус. Дорога очень выматывала: до колледжа — 50 минут, до спортшколы — полтора часа с пересадками в толпе. Но несмотря на это, я верила в свой спортивный успех, начала пахать. В 20 лет окончила колледж, в 21 выиграла чемпионат России и… все.
Эмоциональному выгоранию способствовало все: сменился тренер, многие спортсмены из команды перестали ходить, мне не дали звание за достижение. Я заметила, что со мной что-то не так, но не понимала, что это. Около двух лет я была ходячим злым мертвецом. Основной проблемой было отсутствие мотивации и уныние.
Я читала статьи по психологии в духе «Как мотивировать себя», «Эти привычки сделают вас счастливыми». Пару раз обращалась к психологам, но они отфутболивали меня с фразой:
«Ты уже взрослая, должна сама себя мотивировать».
Как ни странно, мне помогла самоизоляция. Я по максимуму занимала себя домашними делами, хобби, пыталась учиться предпринимательству, а главное, не побоялась снова вложиться в акции и преуспела. Это дало мне новый толчок. На самоизоляции я осознала, что это было эмоциональное выгорание, и поняла, какие ошибки совершила.
Все, что помогло справиться, кроме лекарств и психологов, тратами не считаю. Деньги ушли на удовольствие — это бесценно.