Некоторые люди считают, что для того, чтобы запустить свое дело, нужен крупный капитал.

Как показывает опыт наших читателей, так бывает не всегда: стать предпринимателем можно и с небольшими вложениями. Вот истории о том, как читатели запустили бизнес без кредитов и крупных инвестиций.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Организация концертов на крышах

Наш проект стартовал в 2013 году. Мы организовывали на обустроенных крышах в Москве частные мероприятия — дни рождения и корпоративы. Потом начали делать и публичные мероприятия: чтения стихов, джазовые выступления, лекции, спектакли. Это работало и приносило доход.

Рынок мероприятий на крышах тогда еще не был сильно развит, только через пару лет он стал расти. Поэтому в самом начале мы не понимали, как доносить до людей, что мероприятие на крыше — это безопасно. Каждому клиенту минут по десять рассказывали про наши площадки, подробно описывали все на сайте. На его запуск и продвижение потратили около 12 000 Р.

Мы сразу ушли от бизнес-модели свиданий на крышах. Их уже тогда было очень много, и реклама стоила дорого. В концерты мы вложили поначалу около 40 000 Р и сразу же все отбили. Но зимой остановились: испугались конкуренции с джазовыми клубами, барами.

Ситуация изменилась летом 2018 года. Мы тогда ударно отработали и уехали путешествовать. В октябре знакомая уговорила провести один концерт в закрытом помещении. Она сама выступала организатором, а мы удаленно продвигали мероприятие. За осень и зиму 2018 года стали делать концерты на аудиторию от 70 до 350 человек со средней стоимостью билетов 2000 Р. Так мы поняли, что можем работать круглый год.

Сейчас организуем события на 300—500 человек раз в две недели. Делаем мероприятия не только на крышах, но и в лофтах, парках и других местах. Собирали внушительную аудиторию на выступления малоизвестных артистов. В планах делать джазовые спектакли, раз в месяц — большие мероприятия на 1000 человек и фестиваль на 5000 человек.

У нас нет людей в штате, кроме двух основателей. Все остальные работают либо по договору подряда, либо как волонтеры.

Примерная стоимость концерта — 290 000—480 000 Р

Аренда 150 000 Р
Артисты 30 000—200 000 Р
Реклама 40 000—60 000 Р
Украшение зала 30 000 Р
Фото и видео 20 000 Р
Звук 20 000 Р
Аренда
150 000 Р
Артисты
30 000—200 000 Р
Реклама
40 000—60 000 Р
Украшение зала
30 000 Р
Фото и видео
20 000 Р
Звук
20 000 Р

С каждого концерта мы получаем от 120 000 до 230 000 Р.

Самое важное — не бояться и не воспринимать свой бизнес как машину для зарабатывания денег. Как только мы сменили фокус с денег на посетителей, то пришли аншлаги, деньги и благодарные гости. Нужно больше думать о тех, для кого ты делаешь свой бизнес.

Магазин автозапчастей

У меня розничный магазин: продаю запчасти и автомобильные аксессуары для иномарок. Открыла свое дело в октябре 2015 года. Зарегистрировалась как ИП, исправно оплачиваю медстраховку, плачу налоги и взносы в пенсионный фонд.

Изначально у меня было 50 000 Р, этого хватило на открытие. Технику — два ноутбука и принтер — мы с парнем покупали б/у, а столы собирали сами: вымеряли нужные параметры и заказывали распил на мебельном производстве. Кроме этой суммы, у нас была заначка — около 40 000 Р, — которую мы отложили, чтобы выкупать товары у поставщиков без предоплаты.

Первые три месяца мы не платили аренду, так как снимали помещение у знакомых. Если бы не они, пришлось бы потратить еще от 60 000 до 120 000 Р. Сумма примерная, она зависит от того, находится ли помещение в офисном здании или в нем есть отдельный вход для магазина.

Ежемесячные расходы

Аренда 40 000 Р
Налоги, в том числе взносы в пенсионный фонд 6800 Р
Счет в банке и комиссия за эквайринг 5000 Р
Телефоны 850 Р
Интернет 500 Р
Аренда
40 000 Р
Налоги, в том числе взносы в пенсионный фонд
6800 Р
Счет в банке и комиссия за эквайринг
5000 Р
Телефоны
850 Р
Интернет
500 Р

Наша прибыль — 100 000—180 000 Р в месяц, зависит от сезона. Мы забираем по 50 000 Р на зарплату, а остальное пускаем в оборот.

Обычно все запчасти есть в наличии, что-то более значимое везем под заказ — это занимает от трех часов до четырех дней. И тут закон, который говорит, что клиент всегда прав, работает против нас. Любой человек может сначала заказать дорогую запчасть, а потом передумать — и по закону мы не можем обязать купить ее. Остатки товара поставщику если и удастся вернуть, то в лучшем случае с уценкой 30%. В худшем — запчасть останется лежать долгие годы на моей полке.

А еще в команде у нас только я и мой парень — мы справляемся. Найти хорошего менеджера тяжело. Пробовали нанимать сотрудников, но только потеряли 180 000 Р из бюджета на зарплаты. Зато приобрели бесценный опыт.

Из-за того, что работаем вдвоем, мы не можем вместе уехать в отпуск. Нельзя просто закрыть магазин и уйти. Поэтому совершаем поездки на машине по России в длинные выходные, например новогодние и майские праздники, а также во время Курбан-байрама.

Рекламное агентство

У меня свое брендинговое и рекламное агентство в Ростове-на-Дону и Сочи. До того как прийти в эту сферу, я работал в такси и однажды получил заказ на доставку рекламной продукции от ростовского агентства. Мы договорились с компанией, что я буду у них постоянным курьером. Так я увидел, как работает рекламный бизнес изнутри, и узнал всех поставщиков.

Потом увлекся графическим дизайном и прошел обучение в Бюро Горбунова. Дальше начал изучать стратегический маркетинг — сделал учебный проект для крупной южной компании. Немного позднее стал всем рассказывать, чем занимаюсь, и нашел первых клиентов для работы. Кому-то разработал сайт, кому-то придумал название, другим сделал вывеску и полиграфию.

Открыл агентство в 2017 году — у меня официальный бизнес. Изначально потратил только 30 000 Р на компьютер. Работаю удаленно — либо из дома, либо в муниципальном коворкинге. В фирме заняты три человека по трудовому договору, в том числе дизайнер на аутсорсе и доставщик рекламной продукции.

В моем деле есть несколько сложностей: поставщики не вовремя выполняют свою работу, заказчики задерживают оплату, дизайнеры срывают сроки.

Главные затраты — зарплаты сотрудникам и стоимость рекламного производства. Как агентство мы получаем скидку у типографий 25—35%. За доставку продукции платим по 100 Р за каждый выезд. Работа дизайнера обходится в 10 000—20 000 Р, некоторые макеты я верстаю сам. Ежемесячная прибыль — 120 000—200 000 Р.

Услуги по видеонаблюдению

Мы поставляем, монтируем и обслуживаем системы запирающих устройств, видеосистемы и домофоны в многоквартирных домах. Первый проект сделали в 2007 году. В 2009 году официально открылись и продолжаем работать на востоке Москвы.

Затраты на запуск ~50 000 Р

Оформление юрлица З0 000 Р
Покупка плат видеозахвата 15 000 Р
Расходы на поиск клиентов 5000 Р
Оформление юрлица
З0 000 Р
Покупка плат видеозахвата
15 000 Р
Расходы на поиск клиентов
5000 Р

Пять человек работают у нас постоянно. На проекты нанимаем бригады. Регулярные траты идут на нужды фирмы: связь, запчасти и другие материалы, оплату мастерам. Средняя ежемесячная прибыль — 120 000 Р.

Сделка — дело небыстрое. В среднем от первого контакта с клиентом до момента заключения договора проходит один-два года. Бывает много пожилых, токсичных и неадекватных людей, но отказываются от сделки клиенты очень редко.

Продажа очков для дальтоников

Мы занимаемся очками для дальтоников. Они не считаются медицинским изделием, так как не попадают под классификацию медицинских линз и стекол. При этом в подобных очках люди с нарушенным цветовосприятием реально начинают различать цвета.

Открыли дело в сентябре 2019 года. Бизнес полностью официальный, мы напрямую импортируем товар у компании-производителя из США.

Есть распространенный миф: обязательно нужен стартовый капитал на бизнес. Но у нас он был совсем небольшой. Интернет-магазин мы сделали сами, потратили на него 1000 Р. На закупку пробной партии ушло 20 000 Р. Сертификация товара обошлась в 17 000 Р. Маркетинг и онлайн-рекламу наладили собственными силами, поэтому оплачиваем только рекламный бюджет — вначале было не более 5000 Р в месяц.

Сейчас в команде пять человек, из них двое — менеджеры по продажам. В 2021 году средняя выручка за год у нас была 1 546 000 Р. Чистая прибыль — 834 000 Р.

Мы столкнулись с недоверием к технологии. Важно с самого начала проверить продукт на клиентах. Если результат хороший, следует набраться терпения — и все получится, клиент вас найдет.

Сервис по предоставлению рабочего персонала

Мы предоставляем персонал на аутсорс: грузчиков, упаковщиков, фасовщиков, комплектовщиков, разнорабочих на разовые и длительные работы. Наши клиенты — производства, заводы, магазины, транспортные и ивент-компании. Еще мы занимаемся госзаказами.

Открыли бизнес в Санкт-Петербурге в 2012 году, сейчас работаем и в Москве. Зарегистрировали ИП и ООО для крупных заказчиков. Средняя рентабельность от оборота в Санкт-Петербурге — 40%, в Москве — 30%.

В 2015 году нам пришлось поменять профиль: из кадрового агентства, которое занималось подбором высококвалифицированных специалистов, мы переориентировались на подбор линейного персонала. В разгар кризиса компании не могли и не хотели платить за сотрудников, а мы не смогли оплачивать работу рекрутера высококвалифицированного персонала.

Подбором линейного персонала я занимался сам — а также поиском клиентов и взаимодействием с ними. Все это отнимало очень много сил и энергии и приносило мало денег.

Тогда я решил набраться опыта и узнать, как можно работать по-другому: не подбирать, а предоставлять персонал. Устроился простым рабочим к конкурентам. За две недели узнал много нового и решил перестроить работу своей компании.

Один день я работал грузчиком на заказах у конкурентов, а на следующий приходил в свой офис.

Звонил в компании, где вчера работал, и предлагал такие же услуги, только от нашей фирмы. Так я нашел клиентов и сразу начал нанимать рабочих на эти заказы.

Моим первым партнером стал товарищ, который предложил место в своем офисе. Мы арендовали его вместе с компьютерами, а интернет раздавали с мобильных телефонов. За аренду помещения 20 м² платили около 11 000 Р в месяц.

Кроме трат на аренду за первый месяц я приобрел четыре телефона: три — для менеджеров по продажам и один — для работы с наемным персоналом. Около 3000 Р потратили на первичную рекламу: разместили предложение об услугах на «Авито» и других досках объявлений.

С партнером в итоге расстались: он не принимал никакого участия в нашей деятельности, а только получал часть прибыли.

Через какое-то время к нам пришел грузчик на подработку. На прежней работе он был менеджером по продажам, ему задерживали зарплату. Я предложил ему аналогичную должность у нас и нанял еще двух сейлзов. Вместе мы делали по 120 холодных звонков в день. А чуть позже этот грузчик стал моим бизнес-партнером.

Работа пошла — правда, заказов хватало только на зарплаты, аренду и телефонию. Клиенты не понимали, зачем им нужно сотрудничать с нашей компанией. Но я продолжал работать, так как видел, что сфера перспективная.

В сентябре 2016 года мы с новым партнером осмотрели все проекты и поняли, что самое надежное и стабильное направление бизнеса для нас — это аутсорсинг рабочего персонала.

Чтобы зарабатывать на этом направлении, мы решили увеличить объем продаж. Заказали разработку сайта за 18 900 Р, столько же потратили на рекламу. Хотя с сайтом подрядчики затянули, через два месяца мы запустили рекламу и получили поток клиентов.

Через год наняли первого менеджера по персоналу. Сейчас в команде трудятся пять человек: я, партнер, менеджер по работе с клиентами и два менеджера по персоналу — в Москве и Петербурге. Коллеги стали сплоченной командой, а в мужском коллективе царит гармония. Еще у нас на аутсорсе бухгалтер и маркетолог.

Зарплата менеджеров состоит из оклада 30 000 Р плюс процент по факту выполненного плана. Если достигли поставленных целей, можно заработать 55 000 Р. Менеджер по персоналу получает 45 000 Р, и почти каждый месяц мы выплачиваем премию — 1500 Р за перевыполнение плана.

Мой текущий бизнес-партнер отвечает за работу с ключевыми клиентами, взаимодействует с франчайзи, а я занимаюсь управлением персонала и финансовым планированием.

Ежемесячные расходы

Зарплаты 140 000 Р
Реклама 30 000 Р
Налоги с учетом вычетов ~24 000 Р
Аренда офиса 21 600 Р
Взнос на кредит 20 000 Р
Дополнительные расходы: покупка картриджа, телефония, интернет, вода 10 000 Р
Зарплаты
140 000 Р
Реклама
30 000 Р
Налоги с учетом вычетов
~24 000 Р
Аренда офиса
21 600 Р
Взнос на кредит
20 000 Р
Дополнительные расходы: покупка картриджа, телефония, интернет, вода
10 000 Р

Наши финансовые показатели в среднем за месяц:

Основная сложность в бизнесе — это безответственность рабочих. К сожалению, часто люди соглашаются на заказ, а потом могут опоздать, прийти в нетрезвом виде или вовсе не выйти на смену. В выходные мы специально нанимали бригадиров для работы на объектах, но в ответственный момент они пропадали, а наш менеджер начал выгорать от постоянного решения проблем. В итоге мы просто прекратили работать в выходные и устроили себе спокойные два дня в неделю.

А с рабочими теперь поступаем так: подписываем договор материальной ответственности и договор на диспетчерское обслуживание, в котором знакомим их с соблюдением правил техники безопасности. Назначаем не бригадиров, но ответственных за рабочие группы и контролируем их через мессенджеры.

Возникали и другие проблемы. Однажды я поручил менеджеру выдать зарплату рабочим, а он украл все деньги и пропал. Мы могли разориться — пришлось взять кредит и заплатить рабочим.

Был случай, когда мы с бизнес-партнером попробовали расширить линейку услуг: стали заниматься отделкой помещений. Мастера работали за процент от сделки, а мы предоставляли им инструмент. На очередном заказе в мини-отеле на Курляндской мы монтировали гипсокартон, красили стены и потолки, восстанавливали лепнину потолка. Мастера украли новый, только купленный инструмент и исчезли. Работы доделывали сами с партнером — сработали в ноль, но получили много опыта.


Если у вас есть бизнес, расскажите о нем и станьте героем следующего материала