«Осуществить американскую мечту»: 5 бизнесов, в которые вложили больше миллиона рублей
Большие вложения на старте часто помогают воплотить интересные идеи и быстрее раскрутиться.
Конечно, можно открыть дело гораздо дешевле, но любой бизнес будет проще развивать и поддерживать с миллионами в кармане, чем без них. Вот истории читателей Т—Ж, которые вложили в свое дело крупные суммы.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Дома из контейнеров
Первоначальные вложения: 3 000 000 ₽ на производство домов и аренду территории
Идея сделать контейнерные домики родилась случайно, в 2019 году. Еще тогда я начала изучать тему морских контейнеров. Но как я их ни крутила, даже самые большие из них были малы для моей семьи. Кроме того, тогда у нас не было ни понимания, зачем их делать, ни финансов на эксперименты.
За пару лет я доказала семье жизнеспособность своих бизнес-идей: отремонтировала и сдала два жилых полуподвала родителей и купила под сдачу квартиру, которую разбила на три студии. Мы вышли на полупассивный доход, покрывающий потребности нашей большой семьи и делающий нас финансово независимыми.
Я призадумалась над тем, что нужно бы запустить и другие идеи из своего инженерно-дизайнерского запасника — так я начала проект мобильных домов. На момент производства, летом 2022 года, я уже неплохо знала, сколько денег понадобится на их запуск в работу и какая окупаемость у проекта. Я придумала капсульный отель из контейнеров для моей семьи из шести человек, который можно перевозить с помощью крана-манипулятора.
Запустили четыре домика из контейнеров на арендованной территории гостиницы «Топаз» в Таганроге в середине августа 2022 года. Инвестировали 3 000 000 ₽. Срок окупаемости — четыре года. Срок эксплуатации домов — десять лет и более. Производство домов занимает месяц, подключение коммуникаций, установка техники, сборка мебели — две недели.
Жилье пользовалось спросом в сезон: гости с детьми даже продлевали бронь, селились и две пары в один домик — мы получили положительные отзывы. Благодаря локации и оснащению мы сдали три дома в первый день запуска рекламы — на длительный срок с сентября по июнь. Один оставили на посуточную сдачу, для тестирования.
Мой проект занимает середину между рабочими бытовками, палатками и юртами за 150 000—200 000 ₽ и мажорно-гламурными вариантами от 2 000 000 ₽ — А-фреймами, контейнерами, требующими больше инвестиций. Таким образом, модули позволят протестировать локацию с наименьшими затратами, а если не выстрелит — дом останется ликвидным активом: его можно не только установить на новом месте, но и продать.
В качестве портрета покупателя я представляю одинокую маму с детьми, возможно, в чужом городе, которая не уверена, что хотела бы обосноваться там на всю жизнь. Она могла бы купить готовый дом за материнский капитал и накопления или в кредит. При этом, уже имея в нем кухню, санузел и технику, она может заказать дополнительные блоки, например спальни за 200 000—300 000 ₽, чтобы постепенно пристроить их к базовому жилью.
В качестве дальнейшего развития бизнеса можно создать технологические карты производства таких домов для организации сети франшиз, изучить законодательство других стран для установки и создания подобных конструкций и наконец-то осуществить американскую мечту удаленно.
Я думаю, что такие дома — это перспективные конструкция и формат, так как по международной статистике именно модули занимают 60% рынка глэмпинг-конструкций.
Магазин электроскутеров в Коста-Рике
Первоначальные вложения: 22 500 $ (≈ 1 800 000 ₽ на апрель 2023 года) на партию скутеров, регистрацию бизнеса, аренду и ремонт шоурума
Мы продаем электрические скутеры в курортном городке на берегу Тихого океана в Центральной Америке, в 150 км от столицы Коста-Рики. Они здесь популярны, потому что лучше тех, что есть на местном рынке: у них необычный и запоминающийся дизайн, хорошее качество для китайских байков среднего ценового сегмента, достаточно мощный мотор и большая литиевая батарея. Для владения не нужна регистрация ТС, номера, техосмотр и водительское удостоверение.
Мы с мужем искали вариант, чтобы без огромных инвестиций начать бизнес, в котором услуга или товар были бы интересны туристам из США, Канады и Европы. Из разговоров с местными и экспатами мы поняли, что электроскутеры в Коста-Рике могут стать популярным направлением: здесь действует долгосрочная программа по развитию электромобилей, есть инфраструктура зарядных станций, на такие машины нет налога, хотя на обычный транспорт он довольно высокий.
Стартовали в апреле 2023 года. Мы открылись в низкий сезон, потому что ждали поставку четыре месяца. Вложили из своих сбережений 22 500 $ — на тот момент примерно 1 800 000 ₽. Из них 10 000 $ ушли на открытие юрлица и счетов, оплату услуг бухгалтера, покупку платежного терминала, ремонт помещения шоурума, первый месяц аренды, депозит. Оставшиеся 12 500 $ потратили на первую партию скутеров.
Нас двое: супруг и я. Он занимается товаром, сайтом, юридическими и финансовыми вопросами, открывал торговую точку. Я отвечаю за маркетинг и визуальный брендинг. У меня есть проверенная команда специалистов, которую я собирала на протяжении всех лет работы над контентом. Фотографа и видеографа нашли здесь.
Мы планируем продавать 50—60 мотоциклов в год, чтобы выйти на самоокупаемость через 12 месяцев. В среднем скутер стоит 2200 $ (214 500 ₽) без НДС. Самый дорогой скутер продаем за 3000 $ (292 500 ₽) без НДС — это нишевый товар, рассчитанный в основном на туристов, которые здесь живут какую-то часть года и которым нужно быстро перемещаться по городу.
Для сдачи в аренду были предназначены шесть байков: взять скутер на один день стоит 46 $ (4485 ₽), на неделю — 200 $ (19 500 ₽), на месяц — 500 $ (48 750 ₽). В июне мы сдавали максимум два байка одновременно: людей было мало, после Пасхи пляж Хако опустел — поэтому делали ставку на продажу, для аренды ждем возвращения туристов.
Для сайта и соцсетей мы фотографируем людей, которые ездят на мотоциклах, берем у них интервью, рассказываем через их истории об этой субкультуре — городской, экологичной, — делимся концепцией и ценностями нашего магазина. Для этих задач мы спродюсировали фотосъемку, на которую теперь таргетируем. У товара есть вау-эффект: люди поворачивают голову на улице, на парковке у магазинов спрашивают, что это, полностью ли он электрический и так далее.
В Коста-Рике принят план до 2050 года полностью перейти на электротранспорт. Мы в начале этого восходящего тренда. В будущем планируем представлять больше моделей и брендов.
Франшиза по продаже чебуреков
Первоначальные вложения: 300 000 ₽ на запуск розничной точки и 1 000 000 ₽ на развитие франшизы
Мы занимаемся франчайзингом и строим франчайзинговую сеть чебуречных.
Идея пришла просто. У нас уже была франшизная сеть студий лазерной эпиляции, и мы смотрели, на какие еще рынки можем выйти. Первое, что мы выделили, — фастфуд. Этот рынок растет последние четыре года, поэтому мы поняли, что это перспективно. С партнером решили, что это будет чебуречный фастфуд. Запустили его в 2019 году, сняв небольшой павильон в Новосибирске.
Для нас это был эксперимент, и мы понимали, что такой формат может не зайти. Мы взяли понятный продукт, сделали для него яркий маркетинг и постарались привлечь интерес, чтобы люди, которые пробуют чебуреки, переосмыслили этот продукт и выкладывали фото в соцсетях. Для всех это всегда была вокзальная еда в целлофановом пакете, жирная и неприятная, а мы решили сделать чебуреки в упаковке из фольгированного алюминия, в классном павильоне.
На открытие точки потратили около 300 000 ₽: на аренду павильона, ремонт, закупку технологического оборудования, поиск поваров, отработки, чтобы посмотреть, как получается продукт. На рецептуру ушло примерно 30 000 ₽. Так как идея была тестовой, оборудование мы закупили б/у.
На первичный маркетинг ушло 80 000 ₽: для нас было важно сильно заявить о себе. Благодаря продвижению, на открытие первой точки в павильоне площадью 6 м² нам удалось собрать толпу более тысячи человек. Мы запускались в небольшом помещении, выручка в таких не превышает 400 000 ₽. В качестве эксперимента нас все устроило. Через два месяца мы открыли вторую точку, а еще через три — следующую.
На запуск франшизы потратили примерно 1 000 000 ₽, а на создание бренда ушло около 200 000 ₽, мы сразу готовили его под франшизу. Закупили брендинг-упаковки и поставляли франчайзи. Потратились на продвижение, запуск каталогов и штатную команду — специалистов по поддержке партнеров и трех маркетологов. На ИТ и софт ушло примерно 100 000 ₽.
Выручка зависит от сезона, трафика и умения работать в пиковые часы. На одной точке работает от одного до четырех сотрудников. Выручка — от 800 000 ₽ до 1 500 000 ₽, из которых доход партнера — от 250 000 ₽ до 700 000 ₽. Операционные расходы: 30% от выручки уходит на продукты, до 20% — на аренду и столько же на зарплаты. Остальное — рентабельность.
Если говорить о франшизной сети, здесь бизнес зарабатывает на включении партнеров в сеть и на роялти, которые они ежемесячно платят. Регулярные операционные расходы — штат персонала и различные активности, такие как реклама, инвестиции в ИТ, разработка и создание уникальной упаковки и так далее.
Продвижение фастфуда строится на простых вещах. Задача розничной точки — находиться в трафиковом месте, быть привлекательной, яркой. Для этого мы используем специальный дизайн: делаем акцент на желтый и черный цвет, на которых размещаем надписи «Вкуснее, чем у твоей бабушки» или «Бери сразу два, чтобы не возвращаться» и тому подобное. Так же и с упаковкой. Еще мы делаем стартовое открытие, чтобы привлечь максимальное количество людей в день запуска, так как любой общепит распространяется по рекомендациям.
В планах развиваться и дальше в восьми странах мира, цель — прийти к тысяче точек. Сейчас мы прошли только треть пути и ставим перед собой задачу сохранить качество продукта.
Бейглы в Алматы
Первоначальные вложения: около 3 000 000 ₽ на оборудование, аренду, ремонт и сырье
Я продаю в Алматы максимально не представленный на рынке продукт — бейглы. Заразилась идеей выпечки еще в Москве.
Мы открылись в 2023 году. Были ожидания: вот сейчас откроюсь — и люди полюбят хлеб, который очень отличается от того, что все привыкли есть; поставлю лучший кофе — и все начнут пить его литрами; начну продавать самое прикольное пиво — и всем понравится. Реальность: объясняешь каждому гостю, что бейгл вот такой, потому что он должен быть таким, что пиво стоит столько, потому что вы больше нигде такое не купите — у нас все селективное.
Общий бюджет — 16 млн тенге, на тот момент около 3 000 000 ₽. Я использовала инвестиции и немного кредитов, примерно на 200 000 ₽, остальное было отложено с продажи квартиры в Москве. Львиная доля денег ушла на покупку оборудования: брали самые лучшие и качественные товары, поэтому пришлось изрядно потратиться. Привели помещение в порядок, сделали ремонт.
Бизнес, конечно, еще не отбил вложения, мы работаем всего четыре месяца, строили гипотезы на окупаемость за два года.
На доход напрямую влияет погода. Сейчас, чтобы больше зарабатывать, мы проводим чемпионаты по пинг-понгу и просто какие-то вечеринки, а также делаем социально значимый проект по устройству людей с синдромом Дауна.
В нашей команде семь человек: три основателя, два бариста, повар и универсальный боец любого фронта — и бейглы испечь, и трубу прикрутить. Я занимаюсь в основном текущими задачами: как сделать всем комфортно и красиво, мониторю сервис, общаюсь с людьми. Остальные ребята делают чертежи, бумажки и согласуют вопросы со взрослыми дядями из администрации.
На сегодня мы достигли стабильной выручки, которая покрывает наши основные статьи расходов. Сейчас занимаемся развитием бренда и подключением к агрегаторам, чтобы увеличить количество клиентов.
Планы — пережить зиму, стать узнаваемыми и стабильными поставщиками кайфа в этом городе.
Сервис перепродажи ненужных вещей
Первоначальные вложения: 1 300 000 ₽ на исследования рынка, создание сайта, продвижение и зарплаты
В последние несколько лет весеннее расхламление стало трендом. Мировой рынок в этой области растет на 15% в год — это неплохой показатель. Из-за санкций и ухода многих брендов из России отечественный рынок вырос более чем в два раза с 2022 года. Так я понял, что эта ниша достаточно свободна и актуальна, и решил создать сервис, который сделает расхламление способом заработка или простым шагом к благотворительности.
Безусловно, каждый может выложить объявление на «Авито». Но, во-первых, не все хотят тратить время на то, чтобы делать фото товара, составлять описание, вести диалог с потенциальными покупателями, а порой даже мошенниками, встречаться для передачи вещей. Во-вторых, объявление, оформленное профессионалом, работает более эффективно и позволяет продать вещь быстрее и по выгодной цене.
В 2022 году стартовал мой проект — сервис, позволяющий людям превращать ненужные вещи в реальные активы. Клиент оформляет заказ на сайте, указывая, какие вещи хотел бы продать. Наши операторы обрабатывают заказ и высылают курьера. После подписания договора он забирает вещи и передает нашим проверенным продавцам. Они делают фото, описание товара, начинается процесс продажи. После этого вырученные средства либо переводятся на счет клиента, либо становятся пожертвованием в один из наших фондов-партнеров.
Перед запуском бизнеса я ожидал, что это нужно всем, — это и называется достижением product-market fit : когда твоя идея находит реальных покупателей, а ты можешь реализовать ее с нужным качеством. Но оказалось, что не все готовы платить за услугу и могут продавать вещи по инструкции.
К маю 2023 года в проект вложено около 1 300 000 ₽: часть из своих денег, часть взял в кредит. Средства ушли на исследования сферы, определение целевой аудитории, создание сайта, продвижение и зарплаты сотрудников. По моим прогнозам, нужно вложить еще около 700 000 ₽, чтобы проект начал выходить в плюс.
В команду сервиса входят операторы и оценщики, которые помогают клиентам оценить товары, обрабатывают заказы, связываются с продавцами. На парт-тайме работают маркетологи, таргетологи и люди, которые помогают с подбором разного персонала под наши задачи. Вместе мы тяжело нащупывали каналы, где есть целевая аудитория, выясняли, какие вещи продаются, набирались опыта. Сегодня мы многое знаем о рынке, но все еще тестируем разные гипотезы, привлекая для этого продакт-менеджеров.
Больше всего дохода приносят продажи товаров от 50 000 ₽. Мы не зависим от сезона, но наши клиенты часто хотят продать несезонные вещи. Например, лыжи или шубу летом — мы не рекомендуем этого делать, потому что дисконт в таком случае может доходить до 90%. К маю 2023 года наш ежемесячный убыток в среднем был 250 000 ₽, за год — примерно 1 300 000 ₽.
Моя цель — создание крупной компании, поэтому мы пробуем разные каналы, автоматизируем бизнес-процессы, подключаем воронки, ботов и так далее, чтобы в дальнейшем иметь возможность обрабатывать большое количество заказов. Также я надеюсь, что закрою свою потребность в благотворительности и люди будут использовать наш сервис, чтобы преобразовать ненужное в очень нужное.
Проект набирает обороты в Москве и Санкт-Петербурге, но планируется постепенное расширение в другие города, где мы сможем обеспечить постоянными заказами продавцов, с которыми сотрудничаем.