Что такое грузопассажирские рейсы и можно ли ими летать за границу?
Расскажите, пожалуйста, про грузопассажирские рейсы. Непонятны три момента:
- Какие рейсы подпадают под эту категорию?
- Могу ли я купить пакетный тур, в который включен грузопассажирский рейс? И вернут ли мне деньги, если вылет отменят?
- Могу ли я лететь таким рейсом как самостоятельный путешественник? И как вернуть деньги, если вылет отменят или меня не посадят на самолет?
Мы бы не рекомендовали покупать билеты на грузопассажирские рейсы. Они и раньше были лотереей, потому что их могут отменить в любой момент. А после того как Росавиация настоятельно рекомендовала путешественникам воздержаться от подобных поездок, риск стал еще выше.
Что такое грузопассажирские рейсы
В страны и города, с которыми Россия не возобновила авиасообщение, есть грузопассажирские рейсы. Их еще называют нерегулярными. Термин «грузопассажирский рейс» появился во время пандемии, после того как Россия 27 марта 2020 года запретила международное регулярное авиасообщение. За рубежом оказалось много россиян, которые не могли вернуться домой.
Тогда авиакомпании нашли лазейку, чтобы возить людей, и придумали грузопассажирские рейсы. А точнее, позаимствовали такую идею за рубежом. Согласно международной классификации грузопассажирские рейсы смешанные: на них перевозят и пассажиров, и грузы.
На таких самолетах авиакомпании возвращали в Россию застрявших за рубежом туристов. А со временем стали возить обычных пассажиров за рубеж. По большому счету грузы стали только предлогом — фактически это были полеты для перевозки путешественников. Например, такие самолеты летали в США, на Кипр и в Хорватию, когда авиасообщение с этими странами еще не возобновили. Сейчас они тоже летают в государства, с которыми авиасообщение пока не возобновлено, например в Таиланд и Словению.
Почему рискованно покупать билеты и путевки, если рейс грузопассажирский
Правила осуществления грузопассажирских перевозок не урегулированы, потому что в российском законе вообще нет такого понятия. Это значит, что грузопассажирский рейс всегда могут отменить или перенести — на такие перелеты авиакомпании получают разовые разрешения. Перевозчики каждый раз должны согласовывать рейс с Росавиацией и иностранными властями. И все время есть риск, что одобрения они не получат.
Росавиация и Ростуризм говорят, что грузопассажирские рейсы предназначены для определенных категорий пассажиров — тех, кто едет на лечение, работу, для воссоединения с семьей и так далее. То есть, чтобы попасть на такой самолет, нужна уважительная причина.
Но Россия не закрывала воздушные границы, поэтому причина, чтобы улететь из страны, на самом деле не нужна — только если страна не закрыта для туристов. По крайней мере, ни в одном распоряжении и постановлении это не указано. Поэтому самостоятельные туристы спокойно летали грузопассажирскими рейсами в страны, авиасообщение с которыми не было возобновлено, например в США.
Раньше некоторые компании продавали путевки в Тунис и на Кипр на грузопассажирские рейсы. Но Росавиация заявила, что так поступают недобросовестные туроператоры, и рекомендовала клиентам не покупать эти туры. В итоге часть разрешений на вылеты аннулировали, и купившие такие билеты и туры россияне не смогли улететь на отдых.
«Авиакомпания сказала, что не имеет значения, какой у меня рейс»
Я купила билеты на Кипр для нас с мужем у авиакомпании «Азимут» на период с 12 по 26 июня. Мы живем в Петербурге, но вылет был из Краснодара: так дешевле.
На тот момент регулярное авиасообщение с Кипром не возобновилось, но были грузопассажирские рейсы. Их было много — как прямых, так и с пересадками. Билеты стоили 26 400 ₽ на двоих.
Я позвонила в авиакомпанию, чтобы уточнить, какой это рейс — грузопассажирский или регулярный. Мне сказали, что сейчас это не имеет значения. А затем вылет просто отменили, поскольку Росавиация не выдала допуск. В итоге мы никуда не улетели. О том, что вылет не состоится, узнали, когда ехали поездом в Краснодар.
Мы спросили, можно ли перенести билет на другие даты, но нам ответили, что допуска не будет до зимы. Мы сразу написали заявление на возврат. Деньги за прямой рейс из Краснодара в Ларнаку и обратно нам полностью вернули 1 июля. А вот вернуть обратный авиабилет из Краснодара в Петербург не получилось, и мы остались отдыхать на юге. Провели две недели на побережье, в поселке Агой Туапсинского района.
На Кипре мы хотели поплавать, полежать на горячем песке и подышать чистым воздухом. Отдых на нашем юге полностью не соответствовал этим целям. В первую неделю нашего отдыха, с 12 по 19 июня, море было ледяным, на побережье — грязь, а пляжный сервис практически отсутствовал.
В итоге мы вернулись в Петербург уставшие и разорившиеся: вместе с дорогой и питанием за две недели отдыха отдали примерно 75 000 ₽ за двоих. Хотя мы экономили на всем, готовили еду самостоятельно и ничего не покупали из вещей.
Перед поездкой на Кипр мы сделали ПЦР-тесты — отдали 2600 ₽. И они нам не пригодились, потому что на Кипр мы не попали, а в Краснодарском крае их тогда не требовали.
«Туроператоры продавали путевки на грузопассажирские рейсы, потому что не хотели банкротиться»
Туроператоры продавали туры на грузопассажирские рейсы потому, что они не хотели обанкротиться, ведь продавать было нечего, перелетов мало. Они до сих пор продают такие туры, но никто уже не обращает на это внимания. Да и не так-то просто выяснить статус рейса и понять, грузопассажирский он или обычный. Эти перелеты явно согласованы. Как может оперштаб быть не в курсе, когда множество таких рейсов вылетает только из одной Москвы?
По факту страны, в которые есть грузопассажирские рейсы, открыты для российских туристов. Официального разрешения на полеты нет именно с российской стороны. Почему, например, рейсы на Кипр официально восстановили только недавно? Статистика по заболеваемости коронавирусом там еще в мае была гораздо ниже, чем в России.
«Турагенты не знали, что на грузопассажирских рейсах нельзя возить туристов»
В сложившейся ситуации в большей степени виновата неопределенность. Туроператоры формировали путевки на Кипр и в Тунис, а многие турагенты, которые продавали эти туры, не знали, что на грузопассажирских рейсах запрещено возить туристов. Но даже если они и знали об этом, система построена так, что невозможно понять, какие рейсы грузопассажирские, а какие нет. Для этого надо читать решения оперштаба, искать количество квот на перелеты. Люди в это не вникали. Главным было продать тур, чтобы выжить в условиях пандемии.
Грузопассажирский рейс Росавиация подтверждает ежедневно в день вылета. Поэтому ведомство не может наказать само себя за то, что раньше разрешило такие полеты.
Как вычислить грузопассажирские рейсы
Если Россия не возобновила авиасообщение с какой-то страной, а туда летают самолеты, значит, этот рейс грузопассажирский. К сожалению, авиакомпании действительно не обозначают такие перелеты, когда продают билеты.
Чтобы обезопасить себя, перед покупкой мы рекомендуем проверить, возобновлено ли авиасообщение со страной и городом, в который вы планируете лететь, на сайте Росавиации. Еще уточнить тип рейса можно на горячей линии авиакомпании.
Раньше Росавиация указывала направления, по которым есть утвержденные грузопассажирские рейсы. В последних сообщениях Росавиация перестала упоминать такие направления.
Список стран, куда есть грузопассажирские рейсы, публикуют на сайте «Аэрофлота». Сейчас там указаны Дания, Израиль, Иран, Испания, Латвия, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Таиланд, Швеция.
С какими странами Россия возобновила авиасообщение
На момент публикации статьи Россия возобновила авиасообщение с 52 странами, но пока не в полном объеме: самолетам разрешили летать в основном в столицы этих стран и всего несколько раз в день. До пандемии рейсов было гораздо больше.
Например, Россия возобновила авиасообщение с Казахстаном, но самолетам разрешили совершать рейсы только трижды в неделю из Москвы в Нур-Султан и дважды в Алма-Ату. До пандемии самолеты из России летали в Караганду, Актау, Актобе, Шымкент и еще несколько городов.
Вот куда можно попасть регулярными и чартерными рейсами в августе 2021 года: в Австрию, Азербайджан, Албанию, Армению, Беларусь, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Венесуэлу, Вьетнам, Германию, Грецию, Египет, Индию, Иорданию, Ирландию, Исландию, Италию, Казахстан, Катар, Кипр, Киргизию, Кубу, Ливан, Люксембург, Маврикий, Македонию, Мальдивы, Мальту, Марокко, Мексику, Объединенные Арабские Эмираты, Португалию, Республику Корею, Саудовскую Аравию, Сербию, Сейшельские Острова, Сирию, Сингапур, США, Таджикистан, Турцию, Узбекистан, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швейцарию, Шри-Ланку, Эфиопию, Японию.
С 9 августа откроют авиасообщение еще с тремя странами: Молдавией, Бахрейном и Доминиканой.
Возобновление авиасообщения не означает, что страна принимает туристов. Проверить правила въезда вы можете в нашем навигаторе, который мы постоянно обновляем.
Можно ли вернуть деньги, если вы купите билет на грузопассажирский рейс или путевку
Если вы купили билет на грузопассажирский рейс, есть шанс, что вам повезет и вы спокойно долетите до нужной страны, а потом вернетесь домой. Но если авиаперевозчику не согласуют рейс, вы можете вообще не попасть на отдых или застрять в другой стране.
Плату за перевозку российская авиакомпания должна вернуть полностью: отмена рейса считается вынужденным отказом от полета. Это указано в пункте 227 правил воздушных перевозок. Туроператор тоже должен вернуть деньги клиенту, поскольку услугу, о которой было написано в договоре, ему не оказали.
Турист имеет право потребовать, чтобы ему возместили убытки и компенсировали моральный вред, если фирма не выполнила условия соглашения. Исключение — когда путевку отменили из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых.
Как еще путешественники могут потерять деньги при покупке авиабилетов
Во время пандемии авиакомпании могут продавать билеты и на несуществующие рейсы, то есть на которые Росавиация вообще не давала разрешения. Подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье.
Руководитель компании по индивидуальному туризму Майя Котляр говорит, что в разных системах продаются билеты на слоты — плановые рейсы авиакомпаний, не утвержденные к полету. Какие-то могут стать регулярными рейсами, если оперштаб возобновит авиасообщение, на какие-то Росавиация даст разовые разрешения, и это будут грузопассажирские рейсы. Но часть рейсов не получит согласования и вообще не состоится. «Отличить одно от другого невозможно, если человек не знает, как устроена система авиаперевозок сейчас», — отмечает Котляр.