«Узнала, что такое душевная боль»: как пережить смерть сына
Признания читательницы и комментарий психолога
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я живу в маске. После смерти сына мир, как говорится, рухнул.
Даже не хочу слушать тех, кто говорит, что надо отпустить и жить дальше. Такие советы сильно раздражают и усиливают стресс.
Устала. Живу на автомате. Почти постоянно хочется плакать. Пока рядом мой мужчина, я отвлекаюсь, но когда остаюсь одна, начинаю плакать и вспоминать своего любимого сына. Жалею очень, что уделяла ему мало внимания. Понимаю, что ничего не вернуть, но от этого не легче.
Я узнала, что такое душевная боль, и закрылась с ней от всех. Воспринимаю любое радостное событие с оговоркой. Если бы мой сын был жив, я бы могла радоваться в полной мере.
Что такое горе и почему оно существует
В процессе горевания нет строгих правил и норм, как нужно в нем находиться, сколько по времени необходимо чувствовать печаль и допустимо ли полностью отпустить душевную боль.
Горе способно погружать нас в настолько сильные переживания, что хочется спросить, почему оно вообще существует, в чем его смысл. Британский психолог Джон Арчер в книге The Nature of Grief утверждает, что горе — это цена любви и побочный продукт человеческой привязанности. По его мнению, сама по себе эта эмоция бесполезна, но она возникает каждый раз в ответ на утрату и связана с острой эмоциональной болью.
Горе — не болезнь, не какое-то неуместное состояние, которое надо побыстрее вылечить. В нем нет ничего ненормального и неправильного. Это естественное продолжение любви, здоровая реакция на потерю. Горе может быть невыносимо, но само по себе оно — не проблема, требующая решения. Это опыт, который придется пережить.
Те, кто говорит вам, что «надо жить дальше», не совсем понимают, что вы чувствуете и как проживается эмоция горя. Им, возможно, хочется быстрее вывести вас из мучительного состояния, хотя такие попытки скорее вызывают раздражение.
Вы вправе горевать столько, сколько считаете нужным. Вас не нужно «лечить», необходимо просто быть рядом, обнимать и давать возможность выговориться и быть услышанной. То есть поддерживать в сложный период жизни. Именно так и выглядит помощь при горевании — быть рядом без нравоучений и советов.
Может случиться так, что ваша душевная боль останется с вами на всю жизнь. Это не значит, что вы застынете навсегда в текущем состоянии. Через какое-то время вам станет легче. Но душевная мука от осознания утраты сына может никуда не уйти. В вас одновременно способна существовать и она, и радость от повседневных мелочей. Одно не исключает другое.
Хроническая печаль может стать привычной, маячить на заднем плане всех переживаний. Да, мы продолжаем жить дальше, смиряемся со случившимся, адаптируемся к новым реалиям, ищем радости в жизни, но при этом чувствуем печаль от того, что все сложилось именно так, а не иначе.
Как себе помочь
Разграничить горе и депрессию. Некоторые симптомы реакции горя сильно напоминают признаки депрессивного эпизода. В обоих случаях наблюдаются грусть, потеря интереса к деятельности, склонность к изоляции, чувство вины, возможно — суицидальные мысли.
Основная разница между ними в том, что при горе остается способность чувствовать удовольствие, радость хотя бы от простых вещей: еды, прогулок, общения. А в депрессии присутствует стойкое тоскливое настроение и неспособность предвидеть или предвосхитить возможность будущего счастья.
Если вы наблюдаете у себя суицидальные мысли, стойкое отсутствие приятных мыслей и радостных эмоций, а удовольствие перестаете ощущать совсем, стоит обратиться к врачу. Возможно, вам понадобится фармакологическая поддержка. Будьте внимательны и, если заметите у себя симптомы депрессии, обращайтесь к психиатру.
Практиковать сохранение связи с умершим человеком. Есть исследователи, которые не согласны с популярной парадигмой о том, что для дальнейшей жизни нужно отпустить ушедшего. Сторонники сравнительно новой концепции «продолжающейся связи» предлагают рассматривать переживание утраты через воссоединение с ним.
Смерть не уничтожает привязанность, она заставляет нас пересмотреть ее форму и характер отношений. Ведь они не заканчиваются, а трансформируются.
Работа горя — средство, с помощью которого происходит пересмотр этой связи. Она может поддерживаться, например, через разговоры об умершем, организацию вечеров памяти, мысленное обращение к нему внутри себя в виде монолога или диалога, создание мемориала. Даже если вы просто будете чувствовать, что умерший находится где-то рядом с вами, это тоже будет способ сохранять с ним связь.
Не отворачивайтесь от нее, продолжайте ее поддерживать. Она поможет снизить интенсивность душевной боли и справиться со страданиями от потери.
Искать, что помогает именно вам. Чтобы справиться с тяжелой жизненной ситуацией, есть общие рекомендации: соблюдать режим дня, высыпаться, не забывать о прогулках, правильно питаться, общаться с близкими.
Но кроме привычных советов каждому помогает что-то свое. Кто-то испытывает облегчение при уборке дома, кто-то успокаивается, рассматривая старые фотографии с ушедшим человеком, кто-то обнаруживает смысл в продолжении деятельности умершего — например, продолжает ухаживать за его садом. Ищите, что утешает именно вас, и организуйте свою систему поддержки в соответствии с вашими ощущениями.