«Нашли простое решение»: как мы сделали деревянную кухню со столешницей из керамогранита
История читательницы
Читательница Т—Ж много времени проводит на даче и готовит на деревянной кухне, которую обустроил ее отец.
За долгое время фасады не облезли, плитка не треснула, а затирка плиточных швов осталась такой же, как и в первый день. Героиня рассказала, что и как хранит, удобно ли ей пользоваться гарнитуром и где на ее кухне есть специальное место для котика.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Моя дача находится в 140 км от Москвы по Новорижскому шоссе. Это все еще Московская область, но до Тверской рукой подать. Дом стоит на месте бывшей конюшни, поэтому первое время родители и бабушка находили в огороде очень много подков.
Мой папа — строитель. По этой специальности он работает больше 30 лет. Привык не экономить на комфорте и делать так, чтобы всем домочадцам было хорошо. Поэтому он вложил деньги в качественные материалы, технику и обустройство, а еще слушал и воплощал в жизнь пожелания своей жены — моей мамы.
Когда родилась я, папа уже понимал, что строит всесезонный дом с учетом того, что у него будет большая семья. Сначала был один этаж, небольшая кухня. Потом появилась терраса, второй этаж и несколько новых комнат. Теперь весь дом занимает около 150 м².
Сперва кухня была намного меньше, чем сейчас: небольшая столешница советских времен, плита, мойка. Со временем встал вопрос о том, чтобы ее увеличить, потому что мы стали бывать на даче чаще, чем только по выходным, и для комфортной готовки папа решил обустроить это помещение так, чтобы оно не уступало по качеству нашей кухне в городе.
Мебель и другие детали
Папа делал большую часть кухни, да и самого дома, своими руками, но кое-что все-таки доверил другим специалистам.
Фасады. Родители покупали кухню очень давно, больше десяти лет назад. Заказывали ее на небольшом производстве в Волоколамске.
У нас деревянный дом, и, так как меня не привлекали к выбору гарнитура, я предполагаю, что мама захотела фасад кухни, который бы не спорил с основной отделкой дачи. К тому же сначала дом промерзал зимой, внутри была повышенная влажность — стандартные фасады, которые устанавливают в городских условиях, могли гулять. Родители нашли простое и функциональное решение — гарнитур из клееной березы.
У некоторых верхних шкафчиков не деревянные, а стеклянные дверцы. Все они без доводчиков, как и ящики. За много лет с ними ничего не случилось. Единственное — кое-где присутствуют царапки от кошки и небольшие сколы, которые можно шлифануть и покрыть лаком.
Под верхними шкафчиками есть открытые полки. На некоторых мы храним сувениры. Декор для кухни выбираем и покупаем так: понравилось — берем. Так случилось с бумажными стаканчиками из-под кофе. На одном мне нарисовали мой портрет с кошкой, второй я привезла из Нижнего Новгорода — стаканчик показался мне красивым, и я его сохранила, еще на двух других нарисованы прикольные коты.
Хранение. В шкафчиках организована система хранения под названием «Положи так, чтобы не вываливалось». Я разложила самые важные и нужные вещи повыше, чтобы было удобно их достать, не вставая на стул, а то, чем редко пользуюсь, убрала ниже и глубже вовнутрь.
Не люблю постоянно нагибаться, мне проще встать на носочки. А так вся основная посуда, которой пользуюсь каждый день, остается стоять на столешнице или сразу над ней.
Запас специй у нас хранится в самом верхнем левом шкафу на открытой полке. Я столько почти не использую, в основном они нужны маме. Специи для вторых блюд и десертов стоят выше в закрытом шкафу.
Для удобства я купила крутящуюся штуку, куда засыпала все приправы, которыми мы пользуемся чаще всего.
Так как я люблю готовить сладкое, у меня есть отдельный герметичный контейнер, куда я складываю всякие ароматизаторы, кремы и прочее. Если не положить их в специальную тару, зимой все съедят мыши.
В целом в нашей системе хранения пока еще не получилось сделать так, чтобы все удобно доставалось. Но колоссальных неудобств это не доставляет. Все, что не нравилось, я поменяла. И больше всего рада, что купила крутящуюся штуку для специй: теперь все всегда под рукой и не надо постоянно копаться в бесчисленных пакетиках.
Фартук и столешница. Столешница сделана из двухсантиметровой фанеры и двух слоев влагостойкого гипсоволокнистого листа, склеенных на 88-й клей, а сверху на этот «пирог» уложена керамогранитная плитка 10 × 10 см. Папа самостоятельно выкладывал столешницу и фартук по периметру маленькими плиточками, которые остались от другого ремонта, сажая их на клей Litokol K80.
Керамогранит для этих зон выбрали не случайно: мама хотела, чтобы на столешницу можно было поставить горячую сковороду. За 15 лет эксплуатации там побывали и противни только что из духовки, сковороды, кастрюли, снятые с огня, а плитка все такая же, как и была.
Инсталляцию над плитой, вставки в столешницу папа тоже придумал сам. Может быть, подсмотрел идеи в каких-нибудь строительных журналах, которые он периодически изучает для вдохновения. Докупил нужную плитку и выложил.
Швы между плитками у нас неглубокие, поэтому грязь и другой мусор в них не забивается. Для разнообразия в обычной бежевой керамогранитной плитке встречаются цветные вставки.
Обеденная зона. Кухня и гостиная у нас — единое пространство. Его разделяет стол, поставленный по типу острова. За него можно сесть с трех сторон — четвертой он прислонен к стене.
Когда в доме немного людей, от трех до пяти человек, мы собираемся в этой зоне на кухне. Столу много лет, и он тоже из клееной березы. Точнее, это два одинаковых овальных стола, разложенных наполовину и соединенных друг с другом прямоугольными секциями.
Когда людей много, больше пяти и до бесконечности, мы собираемся за огромным икеевским столом на террасе. За него спокойно усаживается 15 человек.
Я люблю нашу кухню и не планирую как-либо менять фасады кухни или столы. В будущем, если позволят силы, хочу лишь немного обновить гарнитур — зашкурить, заново покрыть лаком.
Возможно, сменю посуду: не люблю чашки и кружки со сколами, а таких уже накопилось достаточно. Ну и система хранения у нас пока сделана неидеально: ищу варианты, чтобы можно было убрать все в выдвижные ящики.
Техника и коммуникации
Вода, газ, электричество. У нас в деревне нет центрального газа и воды, только электричество. Вода — колодезная, с пятиступенчатыми фильтрами очистки. Газ — из газовых баллонов, которые надо периодически пополнять. С этим проблем нет: неподалеку находится бензоколонка, на которой есть возможность заправить газ.
Плита у нас газовая, но если газовый баллон внезапно закончится, то на кухне есть электрическая варочная панель с двумя конфорками, которую мы благополучно разбили. На верхних фасадах храним глиняные горшочки, в которых запекаем всякую вкусноту, и один такой однажды полетел вниз, прямиком на плиту.
Бытовая техника. Из техники у нас духовка Bosch — полностью электрическая с режимом конвекции, электрическая варочная панель — тоже Bosch, посудомойка — вы угадали, той же фирмы. А вот вытяжка — Maan, микроволновка — Panasonic, тостер и чайник — Midea.
Есть еще другая мелкая бытовая техника для кухни, которую мы храним в кладовке и достаем при необходимости: соковыжималка, мясорубка, овощерезка, весы, блендер и прочее.
В какой-то момент нам стало не хватать пространства в холодильнике, потому что семья большая, еды и места надо больше. Мы купили на замену белорусскому «Атланту» двухдверный Weissgauff.
Он у нас несколько месяцев, морозит просто шикарно: лед готов меньше чем через 30 минут. «Атлант» все еще в строю — отмыли и храним его как запасной на всякий случай.
Мойка находится напротив окна, ведущего в сад. Там растут крыжовник, смородина, йошта, малина, земляника. Все это очень жалко оставлять гнить, а делать варенье или готовить уже устали, поэтому мы с мужем подарили родителям морозильный ларь Kraft на 115 л.
Готовка и отдых
Отдых. Большую часть времени вся семья и гости проводят на кухне. Здесь мы ведем беседы, смотрим телевизор, танцуем, играем в настольные игры.
Кошки, которых мы подобрали на улице, любят спать на окне, справа от мойки на кухне. Так они находятся в центре событий и своим присутствием добавляют уюта в ненастную погоду.
Предсказывая бугурт о том, что это негигиенично, скажу, что у нас просто гигантская столешница и конкретно эта часть используется для готовки в крайне редких случаях. В основном мы храним там соки, воду. Еще на ней стоит тостер, который мы включаем раз в месяц, и то не всегда.
Готовка. Прабабушка когда-то была владелицей ресторана в Ростове-на-Дону, но потом ее семью раскулачили, и ресторан закрылся. Через некоторое время она решила сохранить самые удачные рецепты вторых блюд, супов, салатов, некоторых видов тортов и настоек из того ресторана и записала их в книжку.
Потом уже моя бабушка добавила туда рецепты различных видов теста, других тортов, например «Наполеона» и «Медовика», пирогов — она любила готовить выпечку. Мама записала рецепты для консервирования огурцов, помидоров, патиссонов, ликерной настойки на вишне и черноплодной рябине. Я еще ничего не написала, потому что пока не уверена в том, какой из рецептов был бы достоин места в этой книжке.
Мы храним книгу на кухне на самой высокой полке в полиэтиленовом пакете, потому что некоторые страницы начали осыпаться. Они вообще многое повидали: местами рецепты неидеально читаются, потому что листы переворачивались грязными руками — в тесте и сливочном масле.
Я очень люблю готовить по этой книжке и делать тот самый «Наполеон» или эклеры моей бабушки. Пыталась найти покупной торт с таким же вкусом, но поиски были безуспешными: всегда какие-то непонятные коржи, странный крем. А в одном ресторане с несколькими тысячами хвалебных отзывов я вообще вернула торт на кухню, потому что было просто невкусно.
Максимально похожий по составу и вкусу крем — но не коржи — мне попался во «Вкусвилле». Если читатели захотят, я как-нибудь приготовлю и выложу с фотками рецепт «Наполеона» моей бабушки. Знаю, что мне нужно перенести все кулинарные секреты своей семьи в электронный вид, но пока не хватает сил приняться за дело.