«Чувствовал себя Скруджем Макдаком»: 3 истории людей, писавших курсовые на заказ
Не все студенты готовы тратить время на курсовую или диплом.
Поэтому всегда есть спрос на услуги гострайтеров — людей, которые пишут работы за других. Читатели Т—Ж, помогавшие студентам за деньги, поделились своими историями. Узнали, сколько приносил такой вид заработка и какие сложности возникали в процессе.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
«За весь бакалавриат не узнал столько нового»
Как стал автором. В университете изучал менеджмент. Про это направление говорят, что оно обо всем и ни о чем, и я с таким мнением полностью согласен. Отличником не был — относил себя скорее к середнячкам. Высшее образование считал способом расширить кругозор и повысить свою значимость на рынке труда.
На последнем курсе задумался о том, чтобы заказать диплом. Не хотелось тратить кучу времени на погружение в книги и думать, как добить работу до нужного объема. К тому же я трудился консультантом в автосалоне, и выходных было не так много. Меня остановила цена: узнал, что такая услуга стоит в среднем 30 000—35 000 ₽, и передумал. Хотя один мой друг нашел вариант за 18 000 ₽, но потом все переписывал.
В итоге я подготовил диплом своими силами и сдал его на отлично, а после выпуска решил делать курсовые и дипломы за других. Не скажу, что меня привлекало желание учиться и узнавать новое, я просто хотел поднакопить денег, чтобы открыть свое дело. Работа автором помогла бы мне осуществить это желание быстрее. К тому же она казалась несложной, ведь всю информацию легко найти в интернете.
Первый заказ пришел от знакомого: он попросил выполнить курсовую по основам менеджмента. Брать с него деньги было неловко, поэтому мы договорились о бартере. Я делал работу, а приятель рассказывал обо мне в своем университете. Так все и началось: друзья советовали меня одногруппникам, а те отправляли мое портфолио знакомым из других вузов.
Доход. Гострайтингом я занимался в свободное от работы в автосалоне время.
Написание курсовой я оценивал в 5000 ₽, а отчет по практике — в 3000 ₽. Подготовка диплома и презентации к нему обошлась бы в 25 000—30 000 ₽. В зависимости от сложности задания стоимость услуг могла меняться, но, раз огласив цену, я ее больше не менял. Поэтому доплачивать за то, чтобы я, скажем, внес правки от преподавателей или сделал что-то срочно, не просил.
Когда заказов было немного, доход составлял от 5000 до 10 000 ₽ в месяц. В начале сессии количество клиентов увеличилось, и выходило около 50 000 ₽. А во время защиты дипломов я чувствовал себя Скруджем Макдаком: как-то за четыре работы получил около 120 000 ₽. Я мог зарабатывать и больше, но необходимости в этом не видел.
- 120 000 ₽
Я знал, что некоторые авторы поднимают ценник в зависимости от количества страниц, правок и дней до дедлайна. Но я этого не делал, потому что ко мне обращались только свои. В качестве благодарности мне иногда переводили чуть больше, чем нужно, — например, на 1000 ₽.
Наверное, поэтому обо мне оставляли хорошие отзывы, и новые клиенты продолжали идти. Меня даже удивляло, какой большой популярностью пользуется такая работа. Знаю, что многие авторы регистрируются на специализированных сайтах, но я так и не решился туда зайти. Да и времени на все заказы у меня бы тогда не было.
Как проходила работа. В основном я специализировался на менеджменте и политологии: меня это интересовало, тексты давались легко. Один раз согласился сделать работу по бухгалтерии, и это был ад — столько цифр! Полтора дня считал прибыльность компании, но почему-то ничего не сходилось. После этого заказы от экономистов больше не брал.
Если сильно заморачивался и писал с утра до вечера, то диплом делал суток за пять. При этом один день уходил на скучную работу с нумерацией, сносками и все такое. В какой-то момент захотелось на это подзабить, и я нашел альтернативу: начал скидывать критерии оформления маме. Она с удовольствием помогала, но деньги брать отказывалась, поэтому я «расплачивался» роллами или тортиками.
У разных университетов свои требования. Где-то дипломы сдают объемом 70 страниц, где-то — 50 страниц. В одном вузе требуют уникальность 85%, в другом — 60%. В экстренных ситуациях, когда дедлайн был совсем близко, я просто рерайтил чужие работы из интернета. А в конце собирал этакое «Лего», подбивая текст под требования заказчика. Но делать такое на постоянной основе не мог: не позволяла совесть.
Информацию я искал в интернете — в библиотеки никогда не ходил. Источники использовал разные, в том числе «Википедию», электронные учебники, чужие дипломы, «Ютуб».
Побыв автором полгода, я решил переехать по личным обстоятельствам в другой город. Мне пришлось уволиться из автосалона, но искать что-то новое не хотел и полностью погрузился в написание дипломов и курсовых. По времени все совпало идеально: была зима, период сессии и зачетов, так что заказов прилетало море. Помню, кто-то даже обращался повторно.
Впечатления и выводы. Готовить студенческие работы мне нравилось. Угнетало лишь то, что все время приходилось сидеть за компьютером. Но вообще постоянно читать и погружаться в разные темы оказалось интересно. Мне кажется, я за весь бакалавриат не узнал столько нового.
В итоге я проработал автором два года, а перестал этим заниматься, потому что открыл свое дело. Теперь я занимаюсь ресейлом на маркетплейсах. Полученный опыт помогает общаться с оптовиками и не бояться назначать справедливые цены на свои услуги.
Мне кажется, в обращении к гострайтеру нет ничего зазорного. Большинство студентов, с которыми я сотрудничал, работали и не успевали написать нужное количество страниц. Некоторые так и говорили: «Занимаюсь суперкрутым проектом, на диплом не хватает сил».
Думаю, такой подход не делает кого-то глупым или ленивым. Просто способы оценки знаний в академической системе устарели, и подготовка выпускной работы превратилась в формальность. Поэтому, даже если ты проведешь исследование на узкую тему, много ума не прибавится. Да и требования к оформлению многих выбешивают, в том числе меня. Так что, если услуги по студенческому гострайтингу настолько востребованы, стоит задуматься о том, что в нашем высшем образовании пошло не так.
«Выбрал путь самурая-одиночки и самостоятельно искал клиентов»
Как стал автором. Я два года проучился на историческом факультете, а потом захотел писать статьи и перевелся на журналистику. Сначала старался получать от учебы максимум: все-таки выбрал направление по душе и планировал в нем развиваться. Но оказалось, что мои представления о журналистском образовании кардинально отличались от реальности. Писать нас не учили, редактировать — тоже, так что со временем мой запал начал иссякать.
На третьем курсе одногруппник попросил написать аналитическую справку по истории. Выполнять работу ему было лень, а я этот предмет как раз хорошо знал.
Не скажу, что такое предложение меня воодушевило, поэтому я по приколу назвал заоблачную цену — что-то вроде 1000 ₽ за страницу. Но знакомый стал торговаться, а я поймал азарт и в итоге согласился. Мы остановились на сумме 3500 ₽ за всю работу объемом шесть листов. При этом половина ее уже была готова — мне оставалось только дописать несколько разделов и придумать красивый вывод.
С той задачей я справился успешно: преподаватель поставил пятерку. Так я приобрел репутацию проверенного автора, и ко мне начали приходить заказы от других ребят — не только из группы, но и c потока. Я даже почувствовал себя популярным, что, безусловно, льстило. Но брать у знакомых деньги было неловко, поэтому сумму назначал символическую — 2000—3000 ₽ за работу в зависимости от объема.
Месяца через три моими услугами начали интересоваться уже не два-три человека, а десять. Писать всем по невысокой цене не хотелось, это было нецелесообразно. К тому же начало попахивать каким-то палевом: думаю, преподавателей бы насторожило, если бы несколько ребят выражали свои мысли в одном стиле. Поэтому я решил свернуть деятельность в стенах университета и выйти на более широкий рынок.
Какое-то время пытался разобраться, как работают специализированные сайты-посредники между студентами и авторами. Закидывал удочку в самые популярные, но оказалось, что многие ресурсы берут грабительскую комиссию 35%. Например, если человек платит площадке 3000 ₽, то из этой суммы я получу только 1950 ₽ — безобразие. Другие площадки демпинговали, привлекая клиентов низкой ценой, и исполнителю доставалось меньше.
Еще на таких ресурсах есть свои проверенные райтеры, которых постоянно предлагают клиентам. Новым пользователям нужно создавать репутацию с нуля, набирая статистику и лайки. Такое занятие показалось мне муторным, поэтому я выбрал путь самурая-одиночки и искал клиентов самостоятельно. Для этого я размещал объявления на форумах, где могли сидеть студенты, в том числе на «Дваче». Кто-то откликался по фану и сливался, другие обращались несколько раз. Путем проб и ошибок сформировал маленькую, но надежную базу заказчиков.
Доход. Даже после раскрутки моя деятельность приносила небольшие деньги — от 20 000 до 30 000 ₽ в месяц. Наверное, потому что я брался в основном за аналитические справки и курсовые, а за дипломы — нет. В тот момент я параллельно занимался собственной учебой, поэтому сил и времени, чтобы писать объемные выпускные работы, у меня не было.
- 30 000 ₽
Как проходила работа. Больше всего обращений приходилось на конец семестра и перед сессией. В этот период я трудился с утра до вечера, а иногда и по ночам. Но писать мне нравилось, поэтому сильного дискомфорта не испытывал.
Мое образование от подработки тоже не страдало: по утрам я ездил в университет, а вечером вместо просмотра фильмов или тусовок с друзьями приступал к писательству. Непосредственно во время сессии заказов не было, а значит, я мог целыми днями спокойно учить билеты.
В основном писал работы по гуманитарным наукам — истории и литературе. Например, готовил курсовую, посвященную развитию отношений России и Африки, — она стоила 6000 ₽. А аналитическая справка о потоке сознания в художественной практике модернизма обошлась заказчику в 3000 ₽.
Все необходимые материалы я искал в интернете: думаю, что пользоваться в наше время библиотекой — уже некоторая эксцентрика. Большую часть информации брал из иностранных ресурсов, тематических видео и научных статей. Книги предпочитал скачивать в основном только для сносок.
Впечатления и выводы. Курсовые на заказ я писал до окончания бакалавриата. Потом решил сменить сферу деятельности и перейти от текстов к графике: сейчас учусь в магистратуре на факультете дизайна и беру заказы на фрилансе.
Работа автором помогала мне расширять кругозор. Например, я блестяще изучил историю Британии от войны Алой и Белой розы до Оливера Кромвеля. Еще открыл для себя философию Мартина Хайдеггера — в обычной жизни я бы, наверное, дошел до такого чтива не скоро, а тут пришлось. Надо сказать, это оказалось весьма интересно, было над чем подумать.
Моральных терзаний я не испытывал, потому что занимался гуманитарными предметами.
Если студент не будет разбираться в тонкостях средневековой литературы, а просто купит курсовую, от этого никто не пострадает — ему же не медицинские операции потом проводить.
В целом, конечно, спрос на услуги авторов студенческих работ — печальная тенденция, которая отражает положение дел в современном образовании. Себя я ни в коем случае не виню, но и такое явление не одобряю.
«Переживала, что все равно могла где-то накосячить»
Как стала автором. Я поступила в юридический колледж и переехала в Москву из Дагестана. Жила в общежитии. К учебе относилась серьезно и старалась получать хорошие оценки.
На втором курсе одногруппники попросили меня законспектировать около сорока лекций по праву — просто послушать записи и сделать выжимки. Мне нравилось учиться, погружаться в интересный материал и излагать мысли на бумаге, поэтому я согласилась. В итоге ребята скинулись и заплатили мне 5000 ₽.
Затем девочка из другой группы попросила написать курсовую по юриспруденции. Мои приятели покупали такие работы примерно за 1500 ₽ — эту же цену я и назначила. На выполнение заказа у меня ушел день.
Так я поняла, что быть автором прибыльно и не требует больших усилий, а значит, я могу подрабатывать без вреда для учебы. Для меня как иногороднего студента это было особенно важно. Родители, конечно, помогали финансово, но мне хотелось быть более самостоятельной.
Я сделала короткую презентацию, в которой указала, что пишу дипломные, курсовые, отчеты по практике, эссе, сочинения для школьников. После этого выложила объявление на «Авито» и создала рабочие аккаунты в социальных сетях. Информацию о своих услугах разместила в сторис и тематических группах. Параллельно просила друзей рассказывать обо мне знакомым. Так пошли первые клиенты.
Некоторым требовалось время, чтобы сделать заказ. Они сохраняли мои посты в закладки и спрашивали о ценах, а возвращались только спустя несколько месяцев. Больше всего обращений было перед началом сессии — в декабре и мае.
Параллельно я следила за тематическими телеграм-каналами, где просят помочь с учебой. Но там были в основном задания по математике, физике и химии. Выцеплять что-то на близкие мне гуманитарные темы удавалось редко. Всего я нашла там около 20 заказчиков.
Доход. Если в месяц было 10—15 заказов, выходило около 50 000 ₽. Многое, конечно, зависело от семестра — например, зимой никто не просил написать диплом, а ближе к маю таких предложений могло поступить сразу несколько. Максимальная сумма, которую я смогла заработать за месяц, — 100 000 ₽. Некоторые клиенты переводили дополнительные деньги, если получали хорошие оценки, а другие благодарили шоколадками.
- 100 000 ₽
Иногда я повышала стоимость услуг из-за сроков и объема работы. Например, как-то возникла ситуация, когда меня попросили подготовить диплом за пять рабочих дней. Естественно, цену я повысила: вместо привычных 20 000 ₽ запросила 40 000 ₽.
Одним из самых легких видов заработка была помощь на экзамене через микронаушник: за 15 минут платили 5000 ₽. Я диктовала ответы по философии, праву, социологии, английскому языку.
Как проходила работа. Основную информацию я предпочитала искать в интернете. Принцип «копировать-вставить» не практиковала: в моих же интересах было сделать максимально качественную работу, чтобы клиент потом снова обратился ко мне. Например, если работа была посвящена Госдуме, я брала определение термина из разных источников и собирала теорию в заметках. Получившийся текст перечитывала и писала по памяти, чтобы повысить его уникальность.
Я училась в колледже и писала дипломы для выпускников вузов — это было сложнее всего.
Поначалу я даже не представляла, как работать над дипломами. Когда взяла первый такой заказ, потратила целый день, чтобы разобраться в правилах оформления и других нюансах. А потом переживала, что все равно могла где-то накосячить. Со вторым дипломом трудностей было гораздо меньше, да и собственный впоследствии писался гораздо легче.
Работая с микронаушником, я просто зачитывала вслух ответы на билеты, которые получала заранее. Когда преподаватель задавал вопросы, например на знание дат или названий, быстро все гуглила и диктовала ответы. Во время языковых экзаменов подсказывала фразы на английском — не скажу, что знаю его идеально, но помогать другим вполне могла.
Впечатления и выводы. Со школьных времен я обожала писать сочинения и эссе, поэтому работала автором с удовольствием. А еще было классно заморачиваться и искать законы и научные статьи. К тому же для меня, иногороднего студента, даже 20 000 ₽ в месяц казались отличной суммой, что уж говорить о заработке в несколько раз больше.
Чаще всего я уставала не от объема работы или сидения за компьютером, а от рекламы и поиска клиентов. Еще я не любила непредсказуемость: неудобно, когда в одном месяце получаешь 60 000 ₽, а в другом — 15 000 ₽.
Я понимаю, почему не все хотят сидеть вечерами за научными статьями, поэтому работа автором не казалась мне чем-то аморальным. Но помощь студентам через микронаушники вызывала смешанные эмоции. Я считаю, что к таким испытаниям можно спокойно подготовиться за пару дней, прочитав готовый материал. Но если человек не хочет этого делать, значит, на то есть какие-то веские причины.
Помню, как удивилась, когда услышала, что девочка, которой я помогала сдать английский, не могла произнести на нем ни слова. Притом что ее факультет был напрямую связан с иностранными языками! Скорее всего, специальность выбирали родители студентки, а не она сама — вот корень всех проблем.
Кроме того, диктовка ответов через наушники была сопряжена с повышенным риском. Я переживала, что студента могут раскрыть, пропадет связь или я не услышу вопросов преподавателей. К счастью, таких казусов не происходило.
Всего я пробыла автором три года — до окончания колледжа и начала учебы в университете. Там я продолжила изучать юриспруденцию, а на втором курсе устроилась на работу по специальности.