«Словили звезду от больших денег»: как я бросил успешный бизнес и делаю сэндвичи

«Словили звезду от больших денег»: как я бросил успешный бизнес и делаю сэндвичи

Ранее месячный оборот был 5 млн рублей, новое место зарабатывает 15 000 ₽

10
Аватар автора

Антон Грошиков

сооснователь Dodgy

Страница автора
Аватар автора

Анна Бобылева

узнала, как делать курицу-гриль

Страница автора
Аватар автора

Михаил Голденков

красиво сфотографировал

Страница автора

По образованию я геолог, но по специальности не проработал ни дня.

В разные периоды жизни пробовал себя в сферах услуг, ретейла и общепита. Самым успешным в моем случае оказался ресторанный бизнес.

В 2020 году мы с приятелем открыли заведение в Воронеже, которое стало очень популярным. Потом у меня началась депрессия, я улетел на Бали, понял, что островная жизнь не мое, — вернулся и открыл в Москве корнер с сэндвичами Dodgy.

Расскажу, почему я вышел из бизнеса на вершине его триумфа и как работает мое новое кафе спустя полтора месяца после открытия.

Первый бизнес — химчистка кроссовок

Я учился в воронежском университете на геологическом факультете и почти все эти годы подрабатывал в фешен-ретейле. В 2017 году переехал в Москву, где мы со школьным другом открыли сникер-химчистку. Чистили и ремонтировали кроссовки и сумки.

На тот момент это было в новинку, дело быстро стало успешным. Но спустя полгода я понял, что это совсем не мое, да и Москва особо не понравилась. Я мирно вышел из бизнеса, продал товарищу свою долю и вернулся в Воронеж.

Здесь я устроился администратором в барбершоп. Как-то мы вместе с владельцами поехали в Астрахань на открытие дружеского заведения. Гуляли по городу и случайно зашли в «Каморру», филиал популярной питерской пиццерии. Это место нас чем-то зацепило.

Прошло месяцев пять-шесть. Мы с товарищем Севой обсуждали, как круто было бы открыть что-то свое в Воронеже. Внезапно вспомнили про «Каморру», написали ребятам. Нас пригласили в Питер на встречу с их представителем. Мы рассказали, кто мы такие, чем занимаемся. Обсудили условия франшизы, получили от них ТЗ.

Я на кухне Dodgy
Я на кухне Dodgy

В Воронеже мы буквально за неделю нашли подходящее помещение. Нам повезло, как раз съезжал предыдущий арендатор. В «Каморре» одобрили локацию, и мы тут же подписали договор на франшизу. Внесли предоплату, начали делать дизайн-проект — все получилось очень стремительно.

Открывались мы полностью на кредитные деньги. Мы с Севой на двоих взяли в банке полтора миллиона. Несколько друзей тоже оформили на себя кредиты, чтобы нам помочь. Взамен получили с нас расписки о том, что мы обязуемся регулярно выплачивать оговоренные суммы. В общей сложности в нашем распоряжении оказалось около 5,5 млн рублей.

У нас не было никакого бизнес-плана. Мы просто хотели сделать для себя рабочие места и что-то полезное для людей. Сформировать место притяжения для молодежи города.

Начались конфликты с соседями

Почти сразу мы столкнулись с серьезной проблемой — вытяжка. Помещение было в жилом четырехэтажном доме в центре города. Дому 100 лет, это объект культурного наследия. Соседи сказали, что разрешение на установку вытяжки по внутренней части дома они не дадут никогда. Из серии «только через мой труп».

С этой вытяжкой мы зависли на три месяца, во время простоя продолжали выплачивать кредиты и аренду. Пытались как-то договориться с соседями, но это была их принципиальная позиция. Они просто не хотели видеть в своем доме общепит, боялись появления крыс и тараканов.

Мы пересчитали всю экономику. «Каморра» дала нам примерные цифры ожидаемой выручки. Мы поняли, что не сможем вести этот бизнес, идея с одним монопродуктом вряд ли выстрелит. Поэтому отказались от франшизы и решили открыть свое дело с нуля.

Мы разделили выплаты по франшизе на две части: сразу заплатили 250 000 ₽, еще столько же денег зависло. Так как мы не начали ремонт, попросили владельцев бренда отменить сделку и разойтись мирно. Договорились, что если кто-то захочет открыть «Каморру» в Воронеже, мы продадим им наши 50% паушального взноса. Но этого не случилось.

За первые три месяца простоя мы потратили около 800 000 ₽. Помимо взноса по франшизе мы оплатили демонтаж и закупили часть оборудования, например печи для пиццы.

У нас с Севой было два варианта, что делать дальше. Либо идти на работу, чтобы покрыть все долги и кредиты, либо рискнуть и продолжить заниматься общепитом.

Мы выбрали второй вариант и начали быстро придумывать новый концепт. Фотография: личный архив героя
Мы выбрали второй вариант и начали быстро придумывать новый концепт. Фотография: личный архив героя

На ремонт ушло восемь месяцев

Мой партнер хорошо разбирался в кофе, поэтому мы решили открыть городское кафе. К хорошему кофе добавили классические завтраки: боулы, сэндвичи, пашот с лососем.

Знакомые девушки, работавшие на большой кухне, согласились составить техкарты. Мы закупили мебель у дизайн-бренда «Дело дизайн» и придумали, как все будет располагаться.

Специально заказали лавочки без подушек и мягкой посадки, чтобы люди не сидели целый день.

Пришли, поели, выпили кофе и пошли дальше. У нас не было дизайн-проекта, все делали по наитию. Я зашел на сайт Pantone и посмотрел цвета года — тогда это были коралловый и синий. Мы просто покрасили стены в эти цвета.

Заведение назвали Temple — в честь выставки дизайнера Вирджила Абло, проходившей в КМ20  . Логотип нарисовали за три минуты: просто написали название шрифтом Helvetica на розовом фоне.

Мы придумали концепцию быстро, но ремонт затянулся на целых восемь месяцев из-за проблем с подрядчиками и задержек с мебелью. Сложности возникли и с электрикой: помещение было рассчитано на 15 кВт, а нам требовалось гораздо больше. На согласования ушло еще три месяца.

В какой-то момент мы нашли ребят, которые продиагностировали вентиляционные каналы в доме. Так как дом старый, в нем есть дымовые шахты, которые раньше выходили из каждой квартиры. Оказалось, что вентиляционные трубы можно проложить через эти шахты, и они никак не будут мешать соседям.

Управляющая компания выдала нам официальное разрешение, но ругань и скандалы с соседями не прекращались. Они прогнали со двора строительный кран, писали заявления в прокуратуру и жилфонд. Но мы своего добились. Через год после подписания документов на аренду заведение открылось. Мы начали работать без кухни, в меню были только кофе и десерты.

Чтобы привлечь людей, в первый месяц сделали все напитки по 100 ₽. Источник: кафе Temple
Чтобы привлечь людей, в первый месяц сделали все напитки по 100 ₽. Источник: кафе Temple
В первый день мы собрали около 13 000 ₽ выручки — приготовили и продали 130 кружек кофе. Источник: кафе Temple
В первый день мы собрали около 13 000 ₽ выручки — приготовили и продали 130 кружек кофе. Источник: кафе Temple

Мы с Севой работали вдвоем. Каждое утро приходили, убирали и мыли полы, затем становились за стойку. Работали с 8 утра до 11 вечера.

Если оставались силы, доезжали до дома. Иногда ночевали прямо в кафе или посменно спали в машине, припаркованной во дворе.

Успех пришел через год после открытия

К открытию кредитные деньги закончились. Весь год мы ничего не зарабатывали, а только тратили. По 30 000 ₽ в месяц выделяли себе на жизнь. Часть денег ушла на ненужное оборудование для пиццерии, которое потом пришлось продавать в два раза дешевле.

У нас было много лишних расходов. Например, мы потратили 80 000 ₽ на краски. На санузел ушло почти 100 000 ₽, хотя его можно было сделать дешевле. Мы купили новые качественные кофемашину и кофемолку. Нашли хороших поставщиков спешелти-кофе. Сразу начали делать воронки, кемиксы, эйр-прессы.

За первый месяц работы ушли в минус, но совсем небольшой. Потом акция «все по 100 ₽» закончилась, напитки стали продаваться по адекватным ценам.

Воронеж город небольшой, все друг друга знают, поэтому аудиторию набрали быстро. Сыграло и место — тихий центр, рядом школы. Источник: кафе Temple
Воронеж город небольшой, все друг друга знают, поэтому аудиторию набрали быстро. Сыграло и место — тихий центр, рядом школы. Источник: кафе Temple

Сева взял на себя операционную часть и финансы, а я занимался кухней, внешним видом заведения и мероприятиями. Находил рецепты и объяснял поварам, что я от них хочу получить.

Через три месяца после открытия мы запустили кухню. Но команда собралась не очень ответственная, меня не устраивало, как выглядит еда. Люди приходили, заказывали еду, но вау-эффекта не получилось. Изначально у нас было довольно посредственное заведение.

Потом наступил ковид. Пришлось серьезно снизить ставку для персонала и самим работать курьерами. Заказов было не очень много, но лояльность клиентов мы повысили. Подкупает, когда учредители сами каждое утро привозят тебе латте и сэндвич с лососем.

Из-за ковида большая часть команды ушла. Но нам повезло — на их место пришли знакомые, ранее работавшие на большой кухне в ресторане. Эти ребята наконец-то смогли дать мне то, что я так долго искал.

В Москве раньше существовало заведение с боулами под названием Bowlroom. Они уже закрылись, но в те времена были очень популярными. Их пример мы взяли за образец — только лучшие ингредиенты и фотогеничные блюда.

Сделали классное меню, сфотографировали, запустили в продажу. И тут случился внезапный бум — видимо, после ковида все резко вышли гулять. Мы не были готовы к такому потоку. На нас свалилось очень много людей и чеков, полная посадка каждый день. С этого момента все пошло в гору.

Получается, что первый настоящий успех пришел к нам через год после открытия. Источник: кафе Temple
Получается, что первый настоящий успех пришел к нам через год после открытия. Источник: кафе Temple

Вышел из проекта и улетел на Бали

В наше заведение приходила вся воронежская молодежь. Стало модно устраивать у нас деловые обеды, назначать встречи. При этом за все время работы на рекламу мы потратили всего 500 ₽ — заплатили, чтобы войти в «Инстаграме»* в какую-то тематическую подборку заведений. Все остальное — сарафанное радио.

Оставалось дело за малым — просто наращивать обороты. Нам стали предлагать совместные мероприятия. Мы не были привязаны к монопродукту и могли делать что угодно.

Я начал придумывать специальные блюда, спешелы выходного дня. Осеннее меню с лисичками, блины на Масленицу — классика московских заведений. Источник: кафе Temple
Я начал придумывать специальные блюда, спешелы выходного дня. Осеннее меню с лисичками, блины на Масленицу — классика московских заведений. Источник: кафе Temple
Этот формат очень хорошо зашел, все ждали наших выходных. Так мы постоянно подогревали аудиторию. Выручка росла, посетителей становилось все больше. Источник: кафе Temple
Этот формат очень хорошо зашел, все ждали наших выходных. Так мы постоянно подогревали аудиторию. Выручка росла, посетителей становилось все больше. Источник: кафе Temple

Через три года мы смогли выплатить все кредиты. Сумма, которую мы отдавали в месяц, с учетом всех выручек, была лояльной, мы могли ее спокойно откладывать. Поэтому мы не старались закрыть кредиты раньше срока. Охотнее вкладывали деньги в команду, в продукты. У наших поваров и бариста были хорошие ставки.

Мы вышли на ежемесячный оборот в 5 млн рублей. Ежедневная выручка — 120 000—200 000 ₽. Эти деньги шли с помещения в 60 м² и кухни 8 м². Честно говоря, мы были в шоке. Словили звезду от больших денег.

Естественно, у меня появились мысли о расширении. Но мой партнер параллельно участвовал в других проектах, на все не хватало сил. Я командный игрок, одному делать ничего не хотелось, поэтому эту идею мы оставили.

В таком режиме я проработал полтора года. Улучшил качество жизни, купил машину, закрыл все базовые потребности. А потом у меня началась депрессия. Мне казалось, что все начало стагнировать, перестало развиваться. Хотелось чего-то большего.

Я пришел к Севе и сказал, что хочу продать свою долю. Вышел из проекта и осенью 2022 года улетел на Бали. Друзья позвали меня на должность управляющего в своем ресторане.

На Бали я довольно быстро понял, что островная жизнь не для меня, и спустя полгода вернулся в Россию. Какое-то время прожил в Воронеже, а потом отправился во второй раз покорять Москву.

Открылись за две недели

Меня позвали в фешен-ретейл заниматься СММ и съемками. Но через три месяца компания закрылась. После этого я начал немного рисовать и продавать свои работы. Не за какие-то великие деньги, но достаточно успешно. Меня даже подписала одна московская галерея.

В этот же период я начал встречаться с девушкой. Ульяна все время спрашивала, не хочу ли я снова влезть в историю общепита. Я отнекивался.

Как-то мы вместе выбирали еду в сервисе доставки и задались вопросом — почему есть бургеры, роллы и пицца, но нет курицы-гриль? Решили, что эту нишу нужно занять нам.

У Ульяны были скоплены деньги, и мы начали считать экономику. Сперва планировали открыть очень маленькое заведение, буквально окошко с едой навынос. Нашли помещение в районе Нового Арбата, внесли предоплату. Но оказалось, что зал слишком уж маленький — негде разместить заготовочный цех.

В январские праздники случайно увидели на «Авито» помещение на «Сухаревской», где мы сейчас и находимся.

Помещение на «Сухаревской» более подходит под наши запросы
Помещение на «Сухаревской» более подходит под наши запросы
Сразу подписали договор аренды, пришлось пожертвовать деньгами, которые мы уже внесли за помещение на Новом Арбате
Сразу подписали договор аренды, пришлось пожертвовать деньгами, которые мы уже внесли за помещение на Новом Арбате

Аренда помещения — первое, на что мы серьезно потратились. Заплатили сразу 300 000 ₽, за первый и последний месяцы. Собственник дал нам две недели арендных каникул, за которые нужно было успеть сделать ремонт. К счастью, мы уложились в сроки.

Через брата Ульяны нашли бригаду, которая взяла на себя основные работы — демонтаж, электричество, потолок. Пришлось заново делать проводку, старые провода просто смешались в кашу. Теперь у нас на каждое устройство свой рубильник. Чаще всего в заведениях этим пренебрегают, в итоге приборы перегреваются, постоянно вырубает электрику. В воронежском кафе была такая проблема, но на этот раз я сразу сделал по-умному.

Вызывать работника с «Профи⁠-⁠ру» на каждую мелкую задачу затратно, поэтому многие вещи я делал своими руками
Вызывать работника с «Профи⁠-⁠ру» на каждую мелкую задачу затратно, поэтому многие вещи я делал своими руками

Я сам повесил бойлер, зашпатлевал в туалете стены, провел воду, установил унитаз. В общей сложности вместе с материалами ремонт обошелся в 160 000 ₽.

Мы сразу закупили оборудование — плиты, столы, холодильники. В Москве, в отличие от Воронежа, с этим проблем нет. В помещении уже была вытяжка, мы просто купили для нее новый мотор. Самый дорогой прибор — гриль для курицы за 50 000 ₽. Всего на технику и мебель мы потратили 300 000 ₽. Еще 30 000 ₽ заплатили за вывеску.

Целая эпопея была с дезинфекцией помещения. На этом месте раньше работало кафе со «столовским» флером, антисанитария была полнейшая.

Честно говоря, я впервые в жизни видел столько тараканов.

За 13 000 ₽ мы вызвали специальную бригаду, которая провела полную дезинфекцию в несколько этапов. Приезжали три раза, чтобы наверняка.

Название придумали быстро. Нужно было что-то звонкое, запоминающееся — dodgy на сленге означает «хитрый». Подруга сделала логотип. Параллельно с ремонтом мы сами разрабатывали рецепты, каждый день дома что-то готовили, смешивали.

Расходы на запуск в 2024 году

Всего расходов850 000 ₽
Аренда за два месяца300 000 ₽
Техника300 000 ₽
Ремонт160 000 ₽
Логистика40 000 ₽
Вывеска30 000 ₽
Посуда и приборы20 000 ₽

Расходы на запуск в 2024 году

Всего расходов850 000 ₽
Аренда за два месяца300 000 ₽
Техника300 000 ₽
Ремонт160 000 ₽
Логистика40 000 ₽
Вывеска30 000 ₽
Посуда и приборы20 000 ₽

Отказались от курицы-гриль

Мы открылись в середине апреля, сразу с полноценным меню. Готовить курицу-гриль оказалось трудозатратно. Сначала она несколько дней лежит в маринаде, потом ее нужно достать, замочить в другом маринаде и только затем приготовить.

Кроме того, оказалось, что аудитория в массе своей не готова к концепции курицы-гриль, пришлось отложить ее в сторону. Мы решили, что пока поработаем с сэндвичами, хороших сэндвичей мы нигде и не ели.

Сейчас продаем дели-сэндвичи — это объемные сэндвичи с кучей салата, мяса, соуса. Они популярны в Австралии, в Мельбурне за ними выстраиваются очереди длиннее, чем в бутики «Диор». В наших планах — продвинуть идею в России, что сэндвич может заменить полноценный обед.

Готовлю сэндвич на открытой кухне
Готовлю сэндвич на открытой кухне
Так выглядит один из наших сэндвичей и стоит он 400 ₽
Так выглядит один из наших сэндвичей и стоит он 400 ₽

В меню шесть сэндвичей, пять из них построены вокруг курицы, один с салями. Это не жирный тяжелый фастфуд вроде бургеров или пиццы.

Курицу мы готовим в су-виде  , а не жарим. Сами смешиваем соусы, обязательно добавляем много зелени. Получается сбалансированная и сытная «комфортная еда», которую можно есть хоть каждый день.

Мы много денег тратим на продукты, потому что не используем заморозку. Овощи покупаем на рынке, охлажденную курицу — во «ВкусВилле».

Как ни странно, сложнее всего было найти поставщика хлеба. Нас не устраивало либо качество, либо цена. Повезло, что на районе обнаружилось небольшое производство.

Производство печет хлеб под нас
Производство печет хлеб под нас
Нечто среднее между фокаччей, панини и сдобной булочкой
Нечто среднее между фокаччей, панини и сдобной булочкой

Пока мы работаем вдвоем, я и моя девушка. Я готовлю, а Ульяна занимается контентом, рецептурой, визуальными штучками. Кстати, она училась во Франции на кондитера.

Каждый день я прихожу на работу в 8 утра и делаю заготовки на день. Не бывает такого, что у нас какие-то салаты или скоропортящиеся продукты остаются на два дня. Как мы любим говорить — готовим для себя, а кормим всех.

Делаем 20 сэндвичей в день

У нас нет дорогой отделки, люстр и декора, упор сделан на открытую часть кухни. Человек заходит, и у него все перед глазами, он может наблюдать, как ты подогреваешь хлеб и собираешь ингредиенты. Получается такой перформанс.

Нас находят либо через соцсети, либо через тематические телеграм-каналы. Кто-то узнает и приводит своих друзей, знакомых — в общем, то же самое сарафанное радио.

На днях пришла девушка, купила сэндвич и говорит: «Сейчас коллеги офигеют». Через 15 минут приходят еще две девушки из ее офиса — видимо, как раз те, которые офигели.

Сейчас решаем вопрос, как нам продвигаться, где рекламироваться
Сейчас решаем вопрос, как нам продвигаться, где рекламироваться
Выходим в доставку, консультируемся с пиар⁠-⁠специалистами
Выходим в доставку, консультируемся с пиар⁠-⁠специалистами

Москва — не Воронеж, здесь другие законы. Хочется продвигать наш продукт широко, а не оставаться в андеграунде. Пока мы продаем всего около 20 сэндвичей в день, но в перспективе хотелось бы открыть несколько точек в людных и популярных местах.

Пока все упирается в финансы. Планируем за лето набрать аудиторию, возможно, через фестивали. Я подал заявку на участие в «Сигнале», концепция сэндвичей как раз для них актуальна. Производство не занимает много места, все быстро собирается. Все моменты учтены для большого потока.

А еще предчувствую, что, когда погода испортится, людям будет не так просто до нас добраться. Мы достаточно далеко от других точек притяжения модной молодежи в Москве.

Я бы всем предпринимателям советовал очень грамотно и с холодной головой подходить к процессу поиска помещения. Если нет больших денег, то локация сильно решает. Каким бы продукт ни был хорошим, если денег на его раскрутку нет, лучше на первом этапе вложиться в помещение. Надеюсь, что осенью удастся открыть второй корнер где-нибудь поближе к посетителям «Энтузиаста».

Операционные расходы в мае 2024 года

Всего расходов281 000 ₽
Чистая прибыль15 000 ₽
Аренда150 000 ₽
Продукты120 000 ₽
Коммунальные расходы8 000 ₽
Налоги3 000 ₽

Операционные расходы в мае 2024 года

Всего расходов281 000 ₽
Чистая прибыль15 000 ₽
Аренда150 000 ₽
Продукты120 000 ₽
Коммунальные расходы8 000 ₽
Налоги3 000 ₽

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Анна БобылеваКакой еды вам не хватает в Москве?
  • Амбассадор ХорусаZ-бургер из мяса зебры0
  • Pirozhok_s_kapustoy"Несколько друзей тоже оформили на себя кредиты, чтобы нам помочь" Даже не предлагайте мне свою дружбу, если не готовы взять для меня >3 кредитов8
  • Pirozhok_s_kapustoy"У Ульяны были скоплены деньги" Не имей 100 друзей, а имей одну Ульяну9
  • Мирный атомТреш. Автор статьи ничего не умеет и живёт на стратегии повезёт/не повезёт. Ни бизнес-плана, ничего, кроме "хочу". Идеальное помещение, в котором сразу возникла проблема - вытяжка. А сразу нельзя всё попытаться продумать или хотя бы позвать специалиста, который скажет подходит место под общепит или нет, что бы потом не воевать с жителями и не портить им жизнь? Автор сам признаётся, что ему элементарно повезло, когда к нему пришли работать друзья из хорошего ресторана, которые и сделали выручку заведению. "Воронеж город небольшой, все друг друга знают, поэтому аудиторию набрали быстро." - топ аналитика. Когда же люди перестанут мыслить шаблонами, что большой город это мегаполис(Москва) с 10+ млн. жителями. Автор сначала начинает продавать курицу-гриль и только потом понимает, что всё таки есть причины почему больше никто её не продаёт.11
  • kefirtapirМирный, я не поняла, почему курица-гриль должна несколько дней лежать в маринаде, это что за рецепт такой?1
  • kefirtapirЕсли вы продаёте 20 сандвичей в день, и они стоят примерно 400 рублей, ваша выручка 8000 рублей, итого 240 тысяч в месяц. Аренда, как я поняла, 150 тысяч рублей. Значит, остаётся 90 тысяч. Коммунальные услуги и продукты, надо полагать, тоже не бесплатные. И ещё нужно окупить инвестиции, 850 тысяч рублей. О чём же эта статья, о милом хобби, которое занимает минимум 8 часов в день у двух взрослых людей?5
  • Александр Федоровkefirtapir, мне кажется, большинство фудбизнесов это отмывание наворованного капитала, либо продажа не очень прибыльных франшиз. Очень странные бизнесы на грани баланса, а ведь у людей еще взгляды на будущее, или хотя бы желание наращивать прибыль нужно, чтобы это все цвело. Очень радует, когда команды/место/наработки есть. Но странное дело, что начинающие на энтузиазме выгорают, а очень древние лошади такого формата - живут. Значит секрет есть, но кому как повезет? Или все же бизнес план?0
  • LushkaЧеловек, который не боится, а делает. Респект автору 😘0
  • Заурядный человекС соседями надо дружить. Мы в доме затормозили открытие медцентр а более чем на пол-года, пока они с жильцами вопросы все не порешали, к тому же- соседи это ваши первые клиенты. Рынок изучать нужно, когда у меня клиент спрашивает - а собственно зачем? Я просто противопоставляю его стартовый капитал+потенциальные затраты на запуск цене своих услуг. Обычно, становится легче договориться. В любом случае - удачи,вы очень активный человек!1
  • Максим ДятчинМожно сколько угодно проводить бизнес аналитику, нанимать специалистов по подборам помещений, и заниматься прочей операционной рутиной, но при этом совершенно не иметь чувства вкуса, стиля и веры в то, что ты сможешь сделать крутой продукт, который выстрелит. Этим и отличается автор, который уже создал в свое время классный бизнес и популярное место от бизнес теоретиков, которые остаются бизнесменами лишь в своей теории. Автору удачи, сил, и неугасаемой веры в себя, всё обязательно получится.2

Вот что еще мы писали по этой теме