На что имеет право пассажир, если авиакомпания изменила маршрут?

4
Аватар автора

Ленок

спросила в Сообществе

Я заранее купила билеты за границу, но российская авиакомпания поменяла маршрут из-за санкций.

Есть ли у пассажира право вернуть деньги за билеты, если сильно увеличивается длительность перелета? И еще я не понимаю, что мне делать, если, к примеру, рейс туда состоится, а обратный нет.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если авиакомпания изменила маршрут, длительность перелета увеличилась и вас это не устраивает, вы вправе вернуть деньги за билет. При этом неважно, предусматривает тариф возможность возврата или нет.

Что может сделать пассажир, если авиакомпания изменила маршрут

Из-за того, что многие страны закрыли небо для российских самолетов, а полеты в 11 аэропортов запретили, перевозчикам приходится перестраивать маршруты. Например, из-за этого перелет из Стамбула в Москву у «Аэрофлота» сейчас занимает где-то на час дольше, чем раньше.

Если авиакомпания поменяла маршрут и клиент согласился лететь, он не должен ничего доплачивать за изменения. А если пассажира не устраивает, что маршрут изменился или стал длиннее, он вправе отказаться от полета — и перевозчик обязан вернуть деньги.

При этом неважно, по какому тарифу клиент купил билет — возвратному или невозвратному. Об этом сказано в главе 22 федеральных авиационных правил.

  • Например, в 2019 году жительница Удмуртии купила 12 билетов на самолет грузинской авиакомпании из Казани в Тбилиси и обратно. Но в июне того же года прямое авиасообщение между Россией и Грузией прекратили.
  • Авиакомпания предложила пассажирке лететь из Москвы в Тбилиси через Ереван. Женщина отказалась и отправила перевозчику претензию. Она потребовала вернуть деньги за 12 билетов — 145 361 ₽.
  • Авиакомпания пассажирке не ответила и деньги не вернула. Тогда женщина пошла в суд. Дело рассматривали в Ижевске, поскольку у авиакомпании было представительство в России.
  • Суд сказал, что, поскольку в Грузии изменилась обстановка и возникла угроза безопасности туристов, а перевозчик поменял маршрут, истица вправе вернуть деньги за билеты — 145 361 ₽. А так как авиакомпания не выполнила ее требования добровольно, ей также придется заплатить штраф — 72 680 ₽. Еще с авиакомпании взыскали расходы за заверку подписи переводчика у нотариуса — 600 ₽.

Чтобы отказаться от поездки, предупредите авиакомпанию до окончания регистрации на рейс и отправьте заявление на возврат билетов. У разных перевозчиков способы подачи заявки для возврата могут отличаться. Если авиакомпания откажется возвращать деньги добровольно, придется идти в суд.

Как поступить, если рейс отменят

Если авиакомпания отменит рейс, она обязана вернуть деньги. Здесь тоже неважно, какой тариф у билета — возвратный или нет. Подробно о том, как оформить возврат, мы рассказывали в другой статье.

Если компания отказывается возвращать деньги добровольно, придется идти в суд. Еще перевозчик может предложить вместо возврата ваучер, но если пассажир с этим не согласен, то ему должны вернуть деньги.

В 2020 году рейсы постоянно отменяли из-за начала пандемии и закрытых границ.

  • Например, житель Московской области в апреле 2020 года собирался лететь из Москвы в Дюссельдорф и обратно. Он купил билеты у посредника, но авиакомпания отменила рейс. Пассажир написал заявление на возврат агрегатору и перевозчику, но ему не ответили. Тогда мужчина пошел в суд.
  • Суд сказал, что поскольку авиакомпания отменила рейс, то должна вернуть деньги. В итоге с перевозчика взыскали стоимость авиабилета — 18 419 ₽, неустойку — 18 419 ₽, проценты за пользование деньгами пассажира — 216 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф — 21 027 ₽, а также почтовые расходы — 454 ₽. А вот в исковых требованиях к посреднику суд отказал. Суд второй инстанции оставил решение в силе.

Что делать, если отменят обратный рейс

Если вдруг пассажир прилетел в пункт назначения, а его обратный рейс отменили, он может потребовать, чтобы ему вернули деньги за несостоявшуюся часть маршрута.

Допустим, турист заплатил за перелет из Санкт-Петербурга в Стамбул 24 000 ₽, а из Стамбула в Санкт-Петербург — 20 000 ₽. Он прилетел в Стамбул, и его обратный рейс отменили. В этом случае клиент может отправить перевозчику претензию на возврат 20 000 ₽.

Но тогда возникнут проблемы с вылетом обратно. Придется искать другой рейс или планировать новый маршрут. Например, лететь через другие страны, что может быть дорого. Вывозных рейсов ждать долго, их и вообще может не быть. Поэтому если есть возможность, лучше договориться с авиакомпанией, чтобы она поменяла рейс бесплатно — перевезла пассажира в другой день или по другому маршруту.

Перед тем как отправляться в поездку, советую учесть эти риски — заложить дополнительные дни и деньги на решение проблемы с возвращением домой. Или взвесить все за и против и вообще отложить поездку до более спокойных времен.

«Когда я путешествовала по Египту, авиакомпания отменила часть моего обратного рейса»

Аватар автора

Антонида Пашинина

добиралась из Турции через Беларусь

Страница автора

В апреле 2021 года я путешествовала по Египту. Домой из Каира в Петербург должна была лететь рейсом «Турецких авиалиний» с пересадкой в Стамбуле. Но 14 апреля авиакомпания прислала мне смс, что мой рейс Стамбул — Петербург отменили. При этом перелет из Каира в Стамбул сохранили. Такое же уведомление пришло на почту от агрегатора, у которого я купила билет.

Произошло это потому, что из-за вспышки коронавируса Россия ограничила авиасообщение с Турцией. Большинство перелетов отменили с 15 апреля, в расписании оставались только несколько регулярных рейсов в неделю. Ростуризм писал, что обратные перелеты пройдут в плановом порядке, но на самом деле все оказалось не так радужно.

До конца отпуска оставалось еще полторы недели, и я не стала паниковать. Для начала написала в службу поддержки сайта-агрегатора. В ответ получила стандартное сообщение, что компания перегружена запросами, но постарается помочь при первой возможности.

Тогда я позвонила на горячую линию «Турецких авиалиний». Мне сказали, что рейсы из Стамбула в Россию выполняют два раза в неделю, но мест на них нет до 14 мая. Авиакомпания предложила вернуть деньги за билеты или поменять направление без доплат. Я не хотела застрять в Египте, поэтому выбрала второй вариант — попросила доставить меня в Минск. В итоге мне выписали новый билет на рейс Belavia на 26 апреля.

Такое сообщение я получила, когда гуляла по Каиру
Такое сообщение я получила, когда гуляла по Каиру

Для пересадки в Турции коронавирусные документы не нужны, если пассажир не покидает транзитную зону аэропорта. Но если он выходит за ее пределы, например, чтобы забрать багаж, у него могут попросить результат ПЦР-теста или сертификат о вакцинации. Я решила уточнить в авиакомпании, придется ли мне покидать транзитную зону, — и русскоговорящая сотрудница сказала, что да, поскольку я полечу рейсом другого перевозчика и должна буду забрать багаж. «Так что вам нужен результат ПЦР-теста», — сказала она.

В итоге вместо похода по музеям в один из дней отпуска я искала, где сдать ПЦР-тест в Египте. Я позвонила в аэропорт и выяснила, что там анализы сдать нельзя. Сотрудник гостиницы, где я остановилась, любезно предложил мне купить поддельную справку за 200 EGP (940 ₽), но я отказалась. Тогда он дал мне бумажку с адресом лаборатории. Когда я приехала туда, увидела, что в одном неопрятном здании находятся по меньшей мере пять медцентров. И у всех цены на ПЦР-тесты отличаются.

В одном мне предложили сдать анализы за 1250 EGP (5875 ₽), в другом — за 1500 EGP (7050 ₽). А самая высокая цена составила 2050 EGP (9635 ₽). Все цены, о которых я пишу, актуальны на апрель 2021 года — тогда курс египетского фунта был выше, чем сейчас. Но в воскресенье забрать результаты можно было не во всех медцентрах.

Я стала искать отзывы иностранцев о лабораториях в Каире и узнала, что анализы можно относительно дешевле сдать в Children’s Cancer Hospital, а результат подготовят точно в срок. Я отправилась туда. Заплатила 800 EGP (3760 ₽), сделала ПЦР-тест, а на следующий день получила результат — за ним пришлось прийти в клинику. Но самое смешное, что он мне не понадобился: сотрудники «Турецких авиалиний» уже в аэропорту сказали, что транзитную зону мне покидать не придется.

Я долетела до Минска, подождала несколько часов, потом села на поезд в Петербург и благополучно вернулась домой.

Расходы на возвращение были небольшими. Мой билет из Петербурга в Каир и обратно стоил 29 160 ₽, билет Стамбул — Минск мне выдали бесплатно. А билет на поезд из Минска в Петербург я купила за 3291 ₽.

Я не жалею, что отправилась в эту поездку, а произошедшее воспринимаю как приключение. Хорошо, что я не стала ждать возобновления рейсов: ограничение на полеты в Турцию действовало аж до 21 июня 2021 года.

Бывают ситуации, когда пассажир еще не успел отправиться в путешествие, а перевозчик уже отменил один из сегментов рейса. Например, перелет из Москвы в Хургаду оставил, а из Хургады в Москву убрал. В этом случае пассажир имеет право никуда не лететь, отказаться от билета и вернуть полную стоимость независимо от тарифа — и за перелет туда, и за рейс обратно.

Если компания откажется вернуть деньги добровольно, пассажир может потребовать эти деньги через суд.

Как обратиться в суд

Перед подачей иска в суд обязательно направьте авиакомпании досудебную претензию. У многих авиакомпаний это можно сделать на сайте. Если компания не ответит или ее ответ вас не устроит, можете подать на перевозчика в суд.

Подготовьте исковое заявление. В нем укажите, что были вынуждены отказаться от полета из-за того, что продолжительность полета увеличилась или авиакомпания отменила рейс либо его часть. Подробно о том, как подать в суд, я рассказывала в другой статье.

К иску приложите подтверждение того, что вы направляли авиакомпании претензию. Например, это может быть скриншот электронного письма или с сайта компании либо уведомление о вручении письма Почтой России. Также вы можете добавить скриншоты переписки с авиакомпанией. Приложите копию билета и документ об оплате. Например, электронный чек.

Вы можете потребовать, чтобы авиакомпания вернула стоимость билетов, компенсировала моральный вред, выплатила штраф — 50% от суммы иска — и неустойку.

Неустойку считают по такой формуле:

  • Не возвращенная в срок сумма × 3% × Период просрочки

Период просрочки отсчитывают со дня, когда авиакомпания получила ваше требование о возврате. Например, если билет стоил 20 000 ₽, а период просрочки составил 60 дней, то неустойка составит 36 000 ₽: 20 000 × 3% × 60. Но неустойка не может быть больше стоимости билета. Поэтому рассчитывать можно только на 20 000 ₽.

Если сумма иска больше 100 000 ₽, заявление подают в районный суд. До 100 000 ₽ — мировому судье.

Анастасия КорниловаСталкивались с изменением авиамаршрута? Расскажите, как поступили:
  • SkyCruiserНемного некорректен ответ юриста. Пассажирка при вопросе имела ввиду не изменение маршрута перевозки в плане аэропорта назначения(тогда гл.22 применима) а из-за увеличения времени полёта (« сильно увеличивается длительность перелета»(с)) В данном случае возврат невозможен. Читаем Правила Выполнения Полетов в РФ и то, как рассчитывается маршрут полёта. Рассматриваемый пример также некорректен, ибо там изменился МАРШРУТ, а не время. Время полёта зависит от многих факторов: метеоусловия в А/П прилёта/вылета, закрытых зон по NOTAM и тд и тп. На данный момент нет ни одного дела, выигранного в суде по причине УВЕЛИЧЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ полёта. Для примера: рейс Москва-Питер-1ч. Из-за длительной рулёжки, в аэропорту,обхода грозовой облачности и сильного ветра в АП прибытия,где борт был направлен в зону ожидания, общее время полёта вместо 1 часа, составило 2. Продолжительность полёта увеличилась в 2 раза. Попробуйте обратиться в суд;)1
  • Мария СтейнерАнастасия, прокомментируйте пожалуйста, следующую ситуацию: В декабре 2019 г. куплено 7 билетов Аэрофлота МСК-Бангкок- обратно на апрель 2020 г. Невозвратный тариф. С началом пандемии в марте 2020 "наш туризм пошел к х...."))). Рейс был отменён. Мы перенесли билеты бесплатно на ноябрь 2020. Рейс снова отменяют. Мы, снова, переносим билеты на апрель 2021. Рейс, снова, отменен. Больше уже ничего никуда не переносили, ибо полетной программы у Аэрофлота просто не было. Сейчас появились комбинированные рейсы Аэрофлота с ланкийцами и ещё кем-то с пересадкой. Мы ждём прямых рейсов и надеемся, всё-таки, в ноябре 2022, слетать по запланированному маршруту. Естественно, нам неоднократно предлагались ваучеры/сертификаты. Но они нам не нужны. Также, как и деньги за билеты - билеты были куплены по акции в 3 раза дешевле нынешних цен. Вопрос - будут у Аэрофлота основания требовать доплаты за перенос билетов, когда появятся прямые рейсы в Бангкок? Будут ли иные основания у авиакомпании для отказа в перевозке без доплат? Буду благодарна за ссылку на нормативно-правовую базу. Спасибо.0
  • Bold typeНе совсем понимаю, почему "Маршрут стал длиннее" подпадает под 22 главу ФАП - более того, я почти уверена, что это некорректно. Практики у вас не приведено по этому поводу, а та, которую встречала я - исключительно проигрышная для потребителя. Хотя по логике, я считаю, что это нужно считать изменением - потому что люди рассчитывают провести в воздухе определенное время и прибыть в определенное время +- 20 минут, если не случится форс-мажора.1
  • Раиса ИвановаМаршрут самолета компании Азимут: Сочи Анталия 25 ноября 2023 г. из за погодных условий изменили : самолет полетел на Стамбул.Затем в 19 часов самолет направили на Анталию.Даже на простой карте погоды было видно, что над Анталией сверкают многочисленнве молнии. Самолету не дали посадку и в результате он кружился в воздухе 3 часа.На борту этого самолета летели мои внуки 2010 и 2014 годов рождения.Это был их первый ааиаполет. Они с мамой летели к отцу, работнику- строителю атомной станции Аккую. После нахождения в воздухе более 3 часов, для ожидания разрешения на посадку, в 22 часа самолет развернули и отправили опять а Стамбул. На следующий день в 13 часов самолету разрешили вылет и в 15 часов он приземлился в Анталии. В результате незапланированного нахождения в воздухе более е часов, дети испытали страх, шок, панику. Подскажите дальнейшие действия для полусения компенсации0