ПРОМО
Дед Мороз передал бесплатную кредитку

Как мы запустили сервис по вывозу отходов и вошли в «долину смерти»

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Ранее я уже писал о нашем проекте, честно, тогда не хотел рассказывать всех подробностей, так как на тот момент не было понятно, когда мы его запустим, что будет работать в первую очередь, а что нет. Прошло уже шесть месяцев с момента релиза нашего сервиса и два месяца с момента старта продаж.

Что за проект

ЭкоТакси — это убер-платформа, которая позволяет создать заказ на вывоз сортированных (производственных, строительных и жидких) отходов до пункта приема или переработки. Клиент создает заказ, исполнитель его видит на карте и берет в работу.

В сервисе реализовано несколько важных фич, которые делают сервис прозрачным для клиента:

  1. Безопасная сделка: деньги клиента «холдируются» на карте или счете и списываются только в том случае, если исполнитель верно выполнил заказ.
  2. Зеленая зона и точки контроля исполнителя. Исполнитель, забирая заказ, обязан вывезти отходы только в Зеленую зону (пункт приема/переработки отходов). Если он вывезет отходы в какое-то другое место, то не сможет закрыть заказ и получить деньги.
  3. Фотофиксация и геофиксация в Зеленой зоне, принцип как у каршеринга, есть определенная зона, в рамках которой можно закрыть заказ + подтвердить фото.

Все это работает через приложение ЭкоТакси, доступно пока только на iOS.

Как мы вошли в «долину смерти»

В феврале 2022 года наш проект вошел в «долину смерти». Нам пришлось резко сократить инвестиции в проект, отказаться от некоторых дорогостоящих работ и сделать выбор — останавливаемся мы или продолжаем.

5 марта я попросил нашего технического директора релизить проект в том виде, в котором он есть. На тот момент было готово:

Я параллельно пытался пробиться через инфополе о важности раздельного сбора отходов и удобной перевозки их через наш сервис. И как вы считаете, кому-то был интересен наш сервис? Конечно же нет. Результатом наших потуг была 1 продажа за 750 рублей. Вложили миллионы и заработали на старте 750 рублей. Прелести бизнеса.

В итоге заказ я выполнил сам, параллельно с этим выявил кучу косяков работы сервиса, что, конечно же, требовало новых доработок.

Напомню. В главных ролях:

Вот с этими ребятами мы выпустили первую версию, которая, кстати, работает и сейчас, но уже с внесенными правками. Итак, у нас есть полуготовый продукт, команда которая его пилит, и самое сложное время за последние 25 лет. И что было дальше? Дальше я принял решение делать мелкие доработки, которые бы устранили основные проблемы работы сервиса. И мы ждали начала акселерации в ФРИИ заявку, на которую подали еще в декабре 21 года.

На этот момент мы уже пытались найти Android-разработчика, который должен был сделать нам приложение для перевозчиков, у нас была гипотеза «чтоб обработать как можно больше заказов, нам нужно больше перевозчиков».

Мы искали фрилансеров за вменяемые деньги на различных сайтах фриланс-услуг, пабликах, телеграм-каналах и т.д. Нашли спеца из Средней Азии за минимальные деньги. Ну и, конечно, получили результат на эти минимальные деньги. Провозились с ним месяца два, он, конечно, что-то сверстал, но это "что-то" не работало от слова совсем. Договорились с ним, что он дает нам то, что сделал и получает половину от оговоренных денег.

Мы продолжили поиски и нашли хорошего вовлеченного молодого (junior) специалиста, где бы вы думали? Правильно в Украине. Мы заранее обсудили с ним нюансы взаимоотношений. Ударили по рукам и уже по истечению 2х месяцев у нас была готова прилка на Android, которая проходит сейчас модерацию в Google Play, в итоге сейчас с нами работают три украинских специалиста, и я им за это очень благодарен:

  1. Android специалист
  2. Word Press разработчик
  3. VUE разработчик.

Мы решили немного перестроить front, переделать немного дизайн и скоро будет готова вторая версия нашего продукта. С технической точки зрения мы совершили несколько ошибок, которые сейчас тормозят наш процесс органического развития.

Ошибка №1. Весь front-end мы сделали на VUE. Проблема заключается в том, чтоб опубликовать какой-нибудь годный материал по нашей теме, нужно танцевать с бубном и по факту получится не то что нам нужно — корявые статьи с поехавшей версткой. Мы решили вывести весь программируемый front на VUE на субдомен, а на главный повесить Word Press, что позволит нам публиковать материал быстро, легко, стильно.

Пример:

Ошибка №2. Мы не заложили более 1 заказа для курьера, т.е. сейчас перевозчик может взять 1 заказ и пока его не выполнит не получит другой, это, конечно, ломает экономическую целесообразность работы перевозчика, но мы это сейчас поправим. В перспективе будет до 30 заказов на одного перевозчика.

Два месяца акселерации в Фонде развития интернет-инициатив. Наша акселерация стартовала в начале июня и длится уже 2,5 месяца. Получили доступ к ней бесплатно, нам говорили, что был конкурс 10 команд на 1 место, круто если так. Если задать вопрос, полезно или нет? Конечно полезно, после акселерации вообще изменился подход к тому, как нужно запускать бизнес, что нужно делать в первую очередь, что в последнюю. Рекомендую.

Сложности при поиске исполнителей

О, это вообще отдельная песня. Честно, я не думал, что для нас это будет узким горлышком. У меня складывается впечатление, что каждый перевозчик сортированных отходов ощущает себя помазанником Божьим, ну серьезно. Нам приходится неделями объяснять, почему с нами выгодно работать, а один тут заявил: «Если когда-нибудь мы примем решение сотрудничать с вами, то заказы мы должны будем закрывать сами на себя (т.е. мы ему будем предоставлять контакты клиентов и они сами будут решать финансовые взаимоотношения). Подумайте над такой опцией. Ну и комиссия…10%».

Почти каждый исполнитель пытается диктовать нам условия, но это, наверное, нормально, когда сервис только начинает свой путь. Мы уже запускаем пилотный проект с b2b перевозчиком, с которым таких вопросов не возникает с начала нашего диалога. Думаю, что через какое-то время мы полностью откажемся от таких «фрилансеров» и будет работать с компаниями.

Какой рост мы показали за время акселерации в ФРИИ. Это, конечно, для нас слабый рост, наша цель выйти в первый год работы на 90 заказов в день, а сейчас статистика такая:

Планы

Выход в новые города. Мы одновременно открыли работу приложения в Санкт-Петербурге и Москве, отработали на них все "косяки" сервиса, и сейчас планируем стартовать в Краснодаре и Сочи. Но прежде чем там запуститься, мы, конечно же, должны найти пункты приема отходов (Зеленые зоны по нашему) и перевозчиков, кто разбирается в сортированных отходах.

Какие планы мы сейчас перед собой ставим:

  1. Занимаемся поиском seed-инвестиций.
  2. Подаем заявку на грант в ФСИ.
  3. Выход в большее количество городов (Краснодар, Сочи).
  4. Запуск доппродукта который увеличит продажи и упростит сбор вторсырья, о его запуске мы расскажем в нашей инсте.
  5. Развитие партнерской сети.
  6. Выход на международный рынок, да мы видим огромную необходимость в нашем продукте и видим создающийся тренд на него во всем мире. Уже есть предложение от международных инвесторов, они готовы вложиться только в зарубежную ОООшку.
  7. Готовим продукт к международному формату, готовим для этого свои информационные ресурсы.

Выводы

Я всегда говорил, самое простое, что можно сделать, — сдаться. А еще кто-то говорил, если ты сейчас получил н-количество проблем, значит, ты сейчас в состоянии с ними справиться. Поэтому несмотря ни на что, мы не останавливаемся, а только набираем свои обороты.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Viktor Platonov
Герой Т—Ж 🏆

Проект выглядит классно, не поспоришь. Тем не менее - версия по Андроид все должна быть в приоритете. Как ни крути, но все же она более распространена. И ох уж эта юнит экономика - шаябутдинова и бизнес молодость насмотрелись? То, что считаете каждую копейку - молодцы, но как бы методика, на мой взгляд, не лучшая.
Выполнили заказы самостоятельно и нашли кучу косяков - как бы с этого и надо начинать, сразу же, как только смогли сделать MVP. И самим начать им пользоваться сразу же. Так еще на раннем этапе найдутся основные проблемы и затраты на их решение будет меньше, может даже придется весь roadmap переписать, чем сократить траты ещё больше на то, что совсем не нужно или даже вредно.
Но радует, что вы запустились, что не сдались, что идете вперед.

7
Евгений Алиев

Viktor, всякие эти ваши аязяи бм попортили itшные метрики. Юнит-экономику не они придумали

1
Viktor Platonov
Герой Т—Ж 🏆

Евгений, вот потому ваш проект и не взлетает... Не туда смотрите.

1
Евгений Алиев

Viktor, не городите ерунды)

0
Иван Мишанов

Почему в инсте планируете рассказывать о новостях? Разве эта платформа не потеряла сейчас в нашей стране львиную долю аудитории?

1
Евгений Алиев

Иван, нет не потеряла

0
Александр

Может просто люди не хотят это сортировать самостоятельно...
У нас все урны которые были для раздельного - стали для любого....
А вот пункт который принимает и даёт за мусор деньги - работает....
Это касается и предприятий - кто на производстве должен сортировать мусор - новая штатная единица - в чем тогда для предприятий целесообразность работы с Вами....

1
Евгений Алиев

Александр, конечно если объем позволяет за раз сдать 300 кг, то это уже другая бизнес модель, возможно мы к ней когда-то придем, или наоборот, с учетом того что 1 кг. картона потерял в цене 300%, утилизаторы перестанут платить за такого рода сырье.

0
Алексей Сергеев

Незнаком с техническими деталями, но автору лайк за выдержку и упорство.

1
Алия Зиганшина

У нас в Казани эко такси работает, но - как дополнение к стационарному пункту раздельного сбора мусора. Может, вам чем-то пригодится их опыт?

0

Сообщество

Популярное за неделю