Как работает эмоционально-фокусированная терапия
Большинство видов психотерапии предполагают встречи тет-а-тет, даже если проблемы человека — в отношениях с партнером.
Однако существует и иной подход: партнеры встречаются со специалистом одновременно, и тот помогает им заново научиться общаться друг с другом — конструктивно и не продолжая прошлые ссоры.
Эмоционально-фокусированная психотерапия — именно такой вид психотерапии. Ее основной тезис — что каждый человек нуждается в любви так же, как в пище и воде, и стремится к близости с другими людьми. Не получая ее и чувствуя себя отвергнутым, человек испытывает страдания. И происходить такое может даже в отношениях — если понимание между партнерами нарушено, их разделяет конфликт. И эмоционально-фокусированная психотерапия помогает это исправить.
Вот главное, что стоит знать об эмоционально-фокусированной психотерапии.
Что такое эмоционально-фокусированная терапия
Эмоционально-фокусированная терапия, или ЭФТ, разработана как парная терапия — она помогает справиться с проблемами, которые возникают во взаимодействии партнеров. Это метод краткосрочной терапии — работа с психотерапевтом длится от 8 до 20 сеансов. Хотя обычно специалисты работают с парами, иногда они проводят и индивидуальные консультации — для того партнера, который не удовлетворен отношениями.
Эмоционально-фокусированная основана на теории привязанности. Ее в 1950—1970-х годах разработали психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Они считали, что любовь — это базовая потребность человека. Особенно — в детстве. То, сколько любви человек получает в процессе взросления, определяет то, как он будет выстраивать свои отношения с партнером в будущем.
Теория привязанности изначально описывала отношение ребенка к родителям. Все началось с небольшого эксперимента — теста «Незнакомая ситуация». Детей в возрасте 9—18 месяцев поместили в лабораторию и изучали их реакцию на уход и возвращение матери.
Большинство детей — 60% — вели себя так, как и предполагали ученые: расстраивались, когда родитель уходил из комнаты, но и радовались его возвращению. В присутствии матери они активно взаимодействовали с окружающей средой — исследовали комнату, играли с игрушками, проявляли интерес к незнакомцам. Их отношение к значимому взрослому называли безопасным типом привязанности. А матери были отзывчивыми и чуткими к потребностям ребенка.
Однако далеко не все дети реагировали на уход и возвращение матери таким образом. После разлуки с родителями 20% детей очень расстраивались, а при воссоединении — долго не могли успокоиться, настойчиво привлекая к себе внимание и требуя утешения. Игрушки и окружающая среда их не интересовали. Исследователи пришли к выводу, что такая реакция связана с тем, что матери таких детей в своей любви и заботе были крайне непоследовательны — то ласкали, то отталкивали. Их тип привязанности называли тревожно-избегающим, или амбивалентным.
Еще около 20% детей вели себя совсем странно — как будто вовсе не расстраивалась из-за ухода родителя, а после их возвращения не обращали на мать особого внимания, проявляя больше интереса к игрушкам и окружающей обстановке. Так происходило потому, что их матери обычно были холодными и отстраненными, и дети как будто научились жить без их эмоциональной поддержки. Их тип привязанности называли избегающим.
Эксперимент стал наглядной демонстрацией того, как с первых лет жизни формируется отношение к родителям. Но позже психологи предположили: тип привязанности не перестает влиять на человека, даже когда он взрослеет — так как романтическая связь во многом схожа со связью, которая образуется между младенцем и родителем.
Партнеры также стремятся быть рядом друг с другом, чувствуют себя комфортно, когда находятся вместе, и испытывают тревогу и одиночество, когда расстаются. А значит, люди с безопасным типом привязанности уверены в своем партнере и его любви, как и в детстве — в любви родителей, и легче переносят любые трудности в отношениях. Обладатели тревожного или избегающего типа привязанности, наоборот, чувствуют тревогу, что партнер их оставит.
Люди с тревожным типом привязанности из-за этого склонны реагировать на любой признак разлада в отношениях как на катастрофу. Например, непрочитанное в течение часа сообщение может вызывать сильнейшую тревогу и превратиться в ссору с упреками и выражением ревности. Люди с избегающим типом привязанности, наоборот, предпочитают в отношениях сохранять дистанцию — как будто специально избегая близости с партнером, чтобы разрыв не стал излишне болезненным.
Именно эти тезисы и легли в основу эмоционально-фокусированной терапии. Автор метода Сью Джонсон объясняет выбор так. Человек — социальное существо. С первых дней жизни он находится в обществе, поэтому его основные потребности связаны со стабильностью, безопасностью, принятием и вниманием. Он как бы «запрограммирован» на поиск и создание прочных эмоциональных связей с другими. Потребность в понимании, поддержке и принятии характерна для каждого, а ее отсутствие вызывает сильный стресс. Теория привязанности учитывает все эти аспекты человеческого опыта.
Помимо этого, эмоционально-фокусированная терапия уделяет большое внимание эмоциональным переживаниям человека.
Существует два пути возникновения эмоций: короткий, импульсивный — и более медленный, осознанный. В первом случае эмоциональная реакция возникает мгновенно, в ответ на внешний стимул — например, на страх и удивление. Такие эмоции связаны прежде всего с работой миндалевидного тела — области мозга, которая реагирует на окружающую среду быстро, но неточно, неосознанно.
Во втором случае путь возникновения эмоциональных реакций более длинный и проходит через неокортекс — область мозга, которая отвечает за высшие нервные функции. Эти эмоции уже опосредованы мыслью — например, таковы симпатия и восхищение.
Эмоционально-фокусированная терапия предполагает: структуры мозга, отвечающие за формирование эмоций, способны изменяться, а вместе с ними — и эмоциональная реакция человека. Вот что это значит.
Пережитые в прошлом эмоции формируют так называемые схемы эмоций — это нейронные программы, согласно которым возникает та или иная реакция. Например, страх перед недовольным голосом отца или радость от звуков любимой песни. Схемы эмоций запускаются мгновенно и неосознанно.
Предположим, человек пережил предательство. Это стало для него достаточно сильным эмоциональным событием, чтобы сформировалась эмоциональная схема. Теперь в любых схожих ситуациях он будет испытывать те же эмоции, которые пережил в тот момент, даже не контролируя это. И основная цель эмоционально-фокусированной терапии — изменение таких эмоциональных схем.
Принципы эмоционально-фокусированной терапии
- Важность эмоций. Эмоции — неотъемлемая часть жизни человека. Они влияют на его поведение и способы взаимодействия с окружающими. Изучение своих эмоциональных реакций и получение нового эмоционального опыта помогает парам справиться с разногласиями и достичь близости.
- Важность привязанностей. Базовая потребность человека — близкие эмоциональные связи, принятие и поддержка. Эмоционально-фокусированная терапия помогает осознать, как тип привязанности влияет на поведение в романтических отношениях, благодаря чему партнеры лучше понимают друг друга и становятся ближе.
- Создание безопасной среды. Эмоционально-фокусированный терапевт стремится создать такую атмосферу, в которой пара и каждый из участников по отдельности чувствуют безусловную поддержку и принятие. Это позволяет партнерам безбоязненно выражать и исследовать свои эмоции и помогает прийти к взаимопониманию.
- Содействие принятию и изменению. В процессе терапии пары приходят к принятию и лучшему пониманию себя и друг друга. Кроме того, изменения, происходящие в процессе терапии, позволяют клиентам разработать новые способы взаимодействия и создать более прочную эмоциональную связь.
Как проходят сеансы эмоционально-фокусированной терапии
Попытки справиться с конфликтами в отношениях иногда приводят партнеров в тупик, потому что они каждый раз ведут себя как бы по одному сценарию, не находя иных способов договориться друг с другом. Этот замкнутый круг называется негативным циклом пары. Часто он связан с типом привязанности человека.
Например, в паре может разыгрываться история с преследованием и отстранением. Один из супругов постоянно что-то требует или ожидает от партнера, а тот, в свою очередь, отстраняется — не оправдывает ожиданий, не отвечает на требования и проявляет эмоциональную холодность. Партнеры в конфликтах руководствуются поверхностными эмоциями, такими как гнев, раздражение, холодность. В то время как более глубокие эмоции, например страх быть покинутым, потребность в эмоциональной близости или чувство беспомощности, остаются скрытыми.
Разорвать негативный цикл самостоятельно довольно сложно. Пара продолжает искать новые поводы для ссоры, а во время конфликта использует привычные способы с ним справиться. В таких ситуациях необходима помощь эмоционально-фокусированного психотерапевта, который поможет не только обозначить негативный цикл, но и понять, какие глубинные эмоции испытывают партнеры.
Для этого эмоционально-фокусированный психотерапевт применяет разные методы из других видов психотерапии — из гештальттерапии, например, технику пустого стула, из когнитивно-поведенческой терапии и так далее. Главное отличие от других подходов — не в методах, а в том, как именно происходит работа с парой.
Стабилизация, или деэскалация. Психотерапевту нужно создать безопасную среду, чтобы партнеры могли делиться своими переживаниями. Так как многие пары приходят на терапию во время кризиса в отношениях, в разгар конфликта, это бывает непросто. Нужно сделать их взаимодействие спокойным, деэскалировать конфликт.
Партнеры вместе с психотерапевтом выделяют основные триггеры, провоцирующие конфликт, а также стереотипное поведение каждого из участников этого конфликта. Специалист помогает им понять свои чувства, которые лежат в основе типичного поведения в конфликтной ситуации.
Преодоление повторяющегося сценария конфликта — негативного цикла — становится общей целью пары. Это объединяет партнеров, превращая их из враждующих сторон в союзников.
Реструктуризация. Новая цель психотерапевта — помочь паре относиться с большим принятием и пониманием друг к другу, а также усилить их эмоциональную привязанность. Чтобы этого достичь, специалист предлагает партнерам изменить то, как они обычно ведут себя во время конфликтов, и сформировать новый, более конструктивный способ общаться. Например, критичный супруг должен смягчиться, стать более открытым к диалогу и прислушиваться к желаниям партнера.
Консолидация. На заключительном этапе психотерапии пара пересматривает старые проблемы и разногласия с учетом новых способов взаимодействия. Они находят решения проблем, а также осознают, почему прежние способы общения не работали.
Вот пример работы эмоционально-фокусированного психотерапевта.
У пары рождается ребенок. После этого ссоры в паре участились. Муж жалуется, что потерял жену из-за ребенка, что его сексуальная жизнь пострадала, в то время как жена говорит о том, что чувствует себя утомленной материнскими обязанностями и нуждается в поддержке и утешении от мужа.
ЭФТ-специалист помогает переосмыслить конфликт, выделив в нем главное: каждый из партнеров испытывает потребность в привязанности. Эта потребность особенно обостряется, когда родители сталкиваются со стрессом, недостатком сна и отдыха при появлении первенца.
Супругам будет предложено выразить свою потребность в том, чтобы знать, что партнер все еще рядом. Им предстоит выработать новый способ общения, научиться проявлять понимание по отношению друг к другу и тем самым поддерживать тесную эмоциональную связь.
Кому подходит эмоционально-фокусированная терапия
Эмоционально-фокусированная терапия помогает партнерам стать ближе друг другу и решить конфликты самого разного рода. Например, исследователи пришли к выводу: этот метод терапии улучшает отношения супругов, которые физически не способны зачать ребенка. В таких парах часто возникают конфликты, вне зависимости от того, кто именно бесплоден — мужчина или женщина.
В исследовании приняли участие 30 пар, которые долго не могли завести детей. Отношения партнеров были на грани разрыва, а уровень сексуальной удовлетворенности — низким. Пары разделили на две группы. Основная посетила 10 сеансов ЭФ-терапии, контрольная — нет. Спустя 4 недели исследователи сравнили качество жизни, физическое и психическое здоровье и уровень привязанности партнеров до и после эксперимента. Оказалось, все они улучшились у пар, которые посещали психотерапию, — но не у контрольной группы.
Другие исследования также показали: после сеансов ЭФ-терапии повышается уровень удовлетворенности браком, партнеры чувствуют большую близость друг к другу. Причем не только эмоциональную: исследователи отмечают, что сексуальная жизнь пар тоже становится лучше.
Но разрешение конфликтов и улучшение отношений партнеров — еще не все, на что способна эмоционально-фокусированная терапия. Исследователи также обнаружили, что она полезна тем, кто переживает депрессию и горе или чей партнер столкнулся с такими проблемами.
Например, в одном исследовании ЭФ-терапия помогла справиться со стрессом супругам, когда один из них оказался неизлечимо болен. В другом исследовании она не только позволила парам, в которых один партнер или оба партнера страдали от депрессии, улучшить отношения, но и уменьшила выраженность депрессии.
Однако есть и проблемы, которые эмоционально-фокусированная терапия решить не в силах. Прежде всего речь о случаях домашнего насилия, а также о зависимости от психоактивных веществ одного из партнеров. Это не трудности, связанные с отсутствием близости в паре, а проблемы конкретного человека.
Кроме того, перед началом терапии специалист оценивает, способен ли он решить задачи, которые ставят перед ним клиенты, и сходятся ли цели партнеров. Например, нельзя изменить молчаливого и хмурого супруга, но не меняться при этом самому. Сомнительно также, что психотерапевт сможет восстановить доверие в паре, если партнер не собирается прекратить измены и сохраняет связь на стороне. В таких случаях специалист может отказаться вести терапию, не видя в этом смысла.