БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым

5 ошибок, которые я совершила при открытии образовательного центра

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Идея открытия образовательного центра была не спонтанной. Я уже работала репетитором, в том числе и в таких вот небольших образовательных центрах.

В 2014 году в нашем городе Одинцово образовательная деятельность была представлена в основном языковыми школами по франшизе. Я же задумалась о том, куда водить ребенка для подготовки к школе, если он не посещает детский сад, и само собой, поскольку по образованию я являюсь преподавателем английского языка, языковые курсы для детей и взрослых.

Ошибка № 1
Бизнес с подругой

Весь бизнес-план мы с приятельницей писали «на коленке». У меня хотя бы был опыт небольшого личного предпринимательства, а у нее вообще никакого опыта не было, но было горячее желание слезть с шеи супруга и внести вклад в семейный кошелек. Сразу скажу, идея была так себе. Мы в итоге не сошлись во взглядах на бизнес с ее мужем, который и хотел дать денег (с ее стороны) и она перестала быть моей приятельницей. Вывод: идея создания бизнеса с близкими друзьями/товарищами в итоге обернется обидами и потерей этих самых друзей и товарищей.

Ошибка № 2
Дорогой ремонт арендованного помещения

Далее я выбрала помещение. Это было моей стратегической ошибкой. Потому что локация в любом виде бизнеса — основа основ. Так же как и цена аренды. Я выбрала место в третей линии от шоссе, в многоэтажном доме, с отдельным входом, 40 м². Рядом располагались детская парикмахерская (только делали ремонт) и еще один небольшой центр для детей, но постоянного пребывания типа мини-детского садика. Неподалеку достраивался большущий новый корпус, и я ожидала, что оттуда со временем тоже пойдут клиенты. Все портила стоимость аренды. Тогда это было 40 000 рублей и коммуналка. Помещение выглядело вполне себе жилым. Что такое сорок тысяч, сказала себе я, пустяки, дело житейское. И… Начала там делать хороший стильный ремонт. Ремонт обошелся в 150 000 рублей. Делали мы его своими силами с мужем. Благо, что он умеет все своими руками. Сделали туалет, прихожую, зонировали помещение, купили в «Икее» мебель. Заказали вывеску недорого, если не ошибаюсь, тысячи за две. Вывод: если помещение позволяет, ничего особо туда вкладывать не надо, это большой подарок арендодателю, потому что никто не горит желанием зачесть ремонт в стоимость аренды.

Ошибка № 3
Очень подробное описание услуг на сайте

Наш товарищ сделал нам сайт. Где я вдумчиво и серьезно подошла к написанию того, что мы будем делать, какая я профессиональная, как у нас уютно, тепло и прочее образовательное. Пришла к тому, что надо писать о том, что получит ваш клиент. Как быстро он это получит. И почему он должен получить это у вас. То есть создать уникальное торговое предложение. Вывод: людям не интересно читать долго и много о вас, даже если ваша деятельность ведется сто лет, и никто дольше пяти минут не будет вникать в занудные описания процессов.

Ошибка № 4
Отказ от рекламы

Далее было торжественное открытие. Соседи пришли, поздравили, мы выпили шампанское и… решили, что раз мы такие невероятно замечательные, надо воплотить идею о том, что «никогда и ничего ни у кого не просить, сами предложат и все дадут». Как писал замечательный Михаил Афанасьевич Булгаков. То есть рекламу мы не давали. Вообще никакую. А что?! Сайт есть, вывеска есть. Рядом ходят родители с детьми. Реклама — это лишние траты. И я стала ждать. В первые дни пришли человека четыре просто посмотреть, что там у нас. На следующей неделе арендодатель привела к нам на занятия свою дочку и… мужа. На этом клиенты закончились. И деньги тоже закончились. Вывод: реклама — двигатель торговли. Старый лозунг как всегда прав. Если вас нет в интернете, соцсетях, на форумах, если о вас никто не говорит, значит, максимум, на что можно рассчитывать, — вылет в «трубу». И если бы я заново открывала этот центр, все деньги, что я потратила на ремонт, я бы потратила на рекламу.

Ошибка № 5
Открытие без учета сезонности бизнеса

В течение первого месяца к нам пришли еще пара клиентов, но все на индивидуальное обучение английским языком. Вела занятия я. Стоимость занятий была чуть выше рынка. 1500 рублей за 45 минут. Клиенты были довольны. В основном это были жители рядом стоящих домов. Так прошел месяц. Все, что я заработала за месяц, ушло на оплату части аренды и на коммуналку. Остальное добавил мой муж. Второй месяц я загрустила, опустила руки и напечатала флаеры. Их я раздавала на улице тоже сама, так же закинула в почтовые ящики трех домов поблизости. Из такой рекламы ничего не вышло. Я потратила рублей 700, но никто не пришел. Потом я пошла с поклоном к соседям, у которых была детская парикмахерская. Они разрешили бесплатно повесить объявление с рекламой у себя. Судя по оптимизму хозяйки, ее мужа и их партнеров, бизнес должен был принести хорошие деньги. В следующем месяце я заработала половину аренды. А еще через месяц решила закрыться и, с согласия арендодателя, передала право аренды своему товарищу под офис строительной компании. Потому что это был май и даже те, кто ко мне ходил, уехали бы на каникулы и в отпуска и клиентов до сентября не было бы вовсе. Вывод: я не учла сезонность бизнеса, надо было открываться в августе. Когда все приехали и готовятся к новому учебному году. Юридическое лицо я не открывала, пользовалась ООО моего друга.

Итоги

Итоги подвела следующие: аренда могла быть меньше, местоположение крайне важно, реклама должна быть заранее и массовой, сезонность бизнеса определяла многое. Я не все возможности использовала для продвижения. И да, я рано сдалась, не имея подушки безопасности для оплаты аренды хотя бы на полгода вперед. Кстати, все ученики остались у меня в частном порядке, а соседи мои, у которых была парикмахерская, закрылись через полгода, продав машины и взяв кредиты для поддержания бизнеса. Всего я потеряла около 250 000 рублей, включая ремонт, мебель, рекламу и оплату аренды из своих денег.


Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
user1407876

Я конечно извиняюсь, но читается как будто вы понятия не имели об образовательном рынке 🙄 источников студентов у вас не было, зато был ремонт и сайт - класс вообще. Повезло видимо строительной компании, которой достались эти офисы и арендатору, получившему ремонт

9
Анна Сокадеева

user1407876, так собственно о том и речь, кэп:)

2
Мария Белокопытова

Это вроде бы очевидные вещи, но сжато и по делу, как конспект, люблю такое.
Задумывались с мужем тоже снять помещение, пока отложили эту мысль, как раз во многом по причине локации.
Про сезонность бизнеса тоже хорошее замечание. У всех преподавателей летом бывает просадка в учениках, зато по осени они как возвращаются, как давай писать и звонить!))
В целом, конечно, надо было действительно иметь запас денег на аренду и попробовать ещё, не сдаваться рано. Но неудачный опыт - тоже опыт! Теперь вы знаете, как не надо!)

3
Анна Сокадеева

Мария, вам желаю удачи в начинаниях, а главное - удачи в рекламе. Без нее какой бы ни был продукт - все равно ничего толкового не получится.

2
Алексей Федечкин

40 квадратов чтобы работать одной? Вам вообще помещения тогда не нужно

1
Анна Сокадеева

Алексей, я планировала работать не одна

0
Алексей Федечкин

Анна, вот когда будете не одна тогда и можно думать о помещении, когда выйдете на окупаемость можно начинать думать о ремонте помещения. Для того чтобы понять что ваш бизнес не работает или вы не способны на это не нужно терять деньги

0
Надежда Махова

Отсутствие рекламы-это большой просчёт. Я работала в одной конторе, которая позиционировала себя супер-пупер, да 15 лет на рынке, и всё такое, но у них не хватало понимания, чтобы вырасти в нечто большее, как они хотели (сравнивая с конкурентами), не хватало именно тыкаться в разные рекламные сотрудничества (как это модно говорить -"коллоборации").
Я работала на должности маркетолога и убеждала, что нужно пробовать разное. Но там сидели тётушки 50+, которые говорили "у нас это не сработает".
Вы пробовали? Нет. Но не сработает.

Когда ты начинаешь небольшой бизнес, это либо уводить за собой некую базу, либо пробовать всё, что подвернется.

1
Анна Сокадеева

Надежда, согласна, вот казалось бы даже такие гиганты рынка как Кока-Кола, которую знают абсолютно все, или там Адидас, Рибок и Найк, постоянно снимают и выкладывают рекламу. Зачем им это? а однако же.

1

Сообщество

Лучшее за неделю