Зачетка
9K

«Первый раз сдавала ЕГЭ в 14 лет»: как я поступила на бюджет в Сеченовский университет

История читательницы, которая пересдала экзамен спустя семь лет

38
«Первый раз сдавала ЕГЭ в 14 лет»: как я поступила на бюджет в Сеченовский университет

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Елисавета Сгонник

успевает все

Страница автора

В 2014 году, когда мне было 14 лет, я выпустилась из школы с золотой медалью, а спустя семь лет пересдала ЕГЭ и поступила в вуз на бюджет.

Я изначально проходила программу с опережением. В восемь лет меня прикрепили к московской школе, но я отходила на занятия ровно неделю. Поскольку я бегло читала, писала прописью и знала простые математические действия, стало ясно, что в первом классе мне делать нечего.

Тогда семья нашла школу, которая лояльно относилась к семейному обучению. Преподаватели протестировали меня и подтвердили, что я прошла программу первого и второго классов. Мне приняли в третий класс, но буквально спустя несколько месяцев учительница математики перевела меня в четвертый. Получилось, что начальную школу я окончила за один год.

Я была очень довольна, что не ходила в школу очно, потому что, во-первых, я бы заскучала на обычных уроках, а во-вторых, любимые занятия требовали много времени: танцы, балет, рисование, лепка, тхэквондо, музыка и несколько иностранных языков — в разное время я учила английский, французский, шведский, японский и испанский. С социализацией проблем не было: на кружках и курсах я общалась с ровесниками и школьниками даже на пять лет старше.

В 2008 году мы с семьей переехали из Москвы в Санкт-Петербург, где я поступила в музыкальную школу имени Римского-Корсакова и стала там самой юной ученицей — мне было восемь лет. В Питере мы тоже нашли школу, которая приветствовала семейное обучение, и я опережала программу средних и старших классов.

В 2013 году я освоила программу за 11 классов и окончила музыкальную школу. Чтобы не перегружать себя, сдала ЕГЭ по русскому и математике только через год. Выпустилась из школы с отличием. Мы с мамой всерьез рассматривали химико-биологический факультет в Стокгольмском университете, но я все-таки решила получить музыкальное образование.

Я поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Римского-Корсакова. После возвращения в Москву в 2017 году продолжила учебу в колледже имени Шопена по классу академического саксофона. Позже я поняла, что не готова отказываться от науки, и решила после получения музыкального образования поступать в Сеченовский университет на клинического психолога. Тогда встал вопрос о пересдаче ЕГЭ.

Первый раз я сдавала тест в 14 лет. Второй раз — в 2021 году, когда мне был 21 год. Расскажу, как проходил экзамен в последний раз.

Подготовка

Из-за перерыва в семь лет я опасалась, что самостоятельной подготовки будет недостаточно. Я рассматривала несколько онлайн-школ и выбрала «Школково»: наткнулась на 24-часовой стрим по математике от их преподавателя Максима Олеговича и влюбилась в его подход, горящие глаза и умение шутя объяснять сложный материал.

Моя подготовка шла с начала осени и до самих экзаменов летом. На уроки по биологии на платформе «Школково» у меня ушло 10 800 ₽, по математике — около 20 000 ₽. Мне показалось, что это копейки, учитывая, сколько знаний я получила. По русскому смотрела бесплатные вебинары школы на «Ютубе».

Тарифы на обучение в онлайн⁠-⁠школе «Школково» в 2023 году. За три года цены выросли. Источник: shkolkovo.online
Тарифы на обучение в онлайн⁠-⁠школе «Школково» в 2023 году. За три года цены выросли. Источник: shkolkovo.online

Ближе к экзаменам мы с другими учениками курса по биологии, помимо уроков на платформе и общения в чатах, стали встречаться в «Дискорде», чтобы отдохнуть, поддержать друг друга или разобрать сложные темы.

Параллельно я оканчивала музыкальный колледж: готовилась к выпускной работе по практике и к экзаменам по специальности, сольфеджио, гармонии и музыкальной литературе. Диплом у меня красный, так что я смогла достичь максимума по всем фронтам.

Экзамен

Когда я в первый раз готовилась к ЕГЭ, то просто нарешивала пробные варианты. Сдавала только русский и математику, так как планировала поступать в Стокгольмский университет, а заграничному вузу не нужны были дополнительные предметы — надо было только получить аттестат. Оба экзамена сдала на 78—80 баллов.

Не могу сказать, что в 14 лет я испытывала сильное напряжение или психологическое давление. Для меня это было… обычно. Я воспринимала ЕГЭ просто как очередной экзамен, проверку знаний. Я много практиковалась, но сверхценности экзамена не ощущала, поэтому тревога не помешала сосредоточиться и сдать на хорошие баллы. Сейчас, благодаря моим знаниям психологии, я могу сказать, что сработал закон Йеркса — Додсона: наивысшие результаты достигаются с умеренной мотивацией, а чрезмерный стимул, наоборот, мешает концентрации.

Так выглядит кривая Йеркса — Додсона — о ней я узнала, когда начала учиться на клинического психолога. Источник: 4brain.ru
Так выглядит кривая Йеркса — Додсона — о ней я узнала, когда начала учиться на клинического психолога. Источник: 4brain.ru

В 2021 году я сдавала ЕГЭ как выпускник прошлых лет. На все экзамены приходила с энтузиазмом и азартом. Как говорил мой преподаватель математики: «Ты приходишь убивать егэшку, ты мощный, тебе все по силам». Его напор, энергия, заряд мотивации помогали во время подготовки, а на самом экзамене фразы всплывали в сознании. Иногда мне казалось, будто он сидит где-то рядом в аудитории, — этот образ меня очень поддерживал.

Во второй раз на ЕГЭ было даже проще, потому что я более осознанно подошла к выбору заданий. Например, я четко понимала, что на тесте по математике мне бессмысленно брать стереометрию, а вот тригонометрию, планиметрию и экономическую задачу я могу осилить.

Я не сильно переживала и ни разу не выходила из аудитории. Я знала, что уже много раз прорешивала пробники, поэтому ничего кардинально нового в заданиях не увижу.

По математике была настолько спокойна, что даже решила один пункт из задачи с параметром, хотя не делала ставку на него. Планиметрия далась по щелчку пальцев: в пробных вариантах я видела все возможные вариации этой задачи. Про первую часть, пожалуй, можно даже не говорить: с ней я расправилась за 10—15 минут.

По биологии были новые задания, и я попалась в ловушку: написала ответ без фактологических ошибок, но не попала в «ключи» — критерии, по которым комиссия проверяет ответы.

По моим ощущениям, за семь лет задания и структура ЕГЭ не сильно изменились. Сложнее оказалось только поступление, потому что было сложно определить позицию в списке, если кто-то из абитуриентов подал заявление не только в Первый мед, но и в другие вузы, например МГУ. Неопределенность заставляла понервничать.

Результаты

Русский сдала на 100 баллов, профильную математику — на 80, биологию — на 76. Такой результат обеспечил мне бюджетное место в Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова на факультете клинической психологии, причем я была третьей в списках.

Сейчас я учусь на третьем курсе и в целом довольна. Я убедилась в том, что хорошее базовое образование дает великолепный фундамент. Оно ограняет мышление: мы с первого курса учились мыслить в контексте психологических и научных понятий, докапываться до точных определений, быть внимательными к деталям. На занятии в психиатрической клинике кураторы сказали, что очень заметна разница между нами, клиническими психологами с базовым медицинским образованием, и специалистами после курсов переподготовки.

У нас много практики — этим и отличается Первый медицинский вуз. На неврологии мы ходим к пациентам, а на научных кружках разбираем реальные психиатрические кейсы. В МГУ, например, больше теории, а мне нравится более прикладной подход.

Безусловно, везде есть свои минусы и нюансы. Например, существенный недостаток — это расписание. Мне, как человеку-системе, сложно принять, что преподаватели могут скинуть задание за сутки до дедлайна. А еще раздражает, что даже если серьезно занимаешься спортом, все равно нужно ходить на физкультуру.

Некоторых ребят шокировало, сколько приходится анализировать и изучать индивидуально, были студенты, которые из-за этого отчислялись. Для меня формат самостоятельных занятий был привычен, потому что я сама именно так и училась на семейной форме.

Советы

Во-первых, нужно четко осознавать свою цель: ради чего вы хотите сдать ЕГЭ, куда поступить, сколько баллов набрать, к каким заданиям стоит готовиться.

Во-вторых, навыки планирования очень помогают в подготовке. Не стоит пренебрегать сном и отдыхом — это жизненно необходимо! Лучше поспать семь-восемь часов и с утра снова сесть за подготовку, чем заниматься ночью. Вам кажется, что, задерживаясь допоздна, вы больше времени уделяете занятиям, но это иллюзия, которая сыграет злую шутку в неподходящий момент.

Поделюсь правилами планирования, которые я выработала за время учебы:

  1. Лучше начинайте с «рыбы», то есть с самых важных дел, которые никуда нельзя сдвинуть.
  2. Учитывайте время на сборы и дорогу при составлении списка дел. Именно в этом секрет отсутствия регулярных опозданий. По этой же причине лучше не ставить дела впритык друг к другу, а оставлять время на форс-мажор. Так расписание «нарастает» на костяк «рыбы».
  3. Записывайте мысли, идеи и планы, иначе они забудутся и будет обидно. Я планирую дела по методике Дэвида Аллена getting things done, или GTD. Ее основная идея — переносить задачи и мысли из головы во внешнюю систему, чтобы разгрузить мозг.
  4. Уделяйте внимание только одной задаче в каждый момент времени: сели решать математику — не думайте о русском. Так эффективность будет в разы выше.
  5. Не забывайте про активности, спорт или прогулки на свежем воздухе. Переключаться с подготовки и разгружать мозги необходимо. Мне давно полюбились дни информационного детокса, когда я не беру в руки телефон и не захожу в соцсети. Только иногда проверяю «Телеграм», так как я сейчас в отношениях на расстоянии.
  6. Если удастся выделить время на встречи с друзьями, будет здорово. Я сама была тем еще отшельником в год подготовки к ЕГЭ и четко следовала плану: математика, биология, колледж и спортзал. Но мне не было одиноко, так как я общалась в чатах ЕГЭ с другими учениками, у нас была одна цель, и это ощущение единения закрывало мою потребность в общении.

В-третьих, советую учитывать специфику предмета. Начну с математики. ЕГЭ по этому предмету напоминает лего из разных блоков, и чтобы получить высокий результат, не обязательно решить все задачи. Можно выбрать те, которые получаются лучше, занимают меньше времени и весят много баллов. Например, именно поэтому я даже не открывала стереометрию: слишком запарно, а по баллам довольно бедно.

Готовясь к русскому, я поняла, что зубрить не обязательно: я не знаю наизусть ни одного правила, потому что пишу грамотно от природы. Если правила вас только путают, как меня, не тратьте время на них.

Рекомендую заранее прописать примерные аргументы к темам, которые могут попасться в сочинении, — информация о самых распространенных есть в открытом доступе. Совсем не зазорно придумать пример «из собственной жизни», чтобы набрать максимум баллов.

По биологии могу посоветовать только нарешивать варианты ЕГЭ как можно больше и как можно чаще. Во второй части лучше писать все, что знаете, потому что чем больше напишете, тем выше шанс, что попадете в «ключи». Главное, чтобы не было фактологических ошибок.

Напоследок главный совет: начинайте готовиться не зимой, а осенью, по чуть-чуть, в спокойном темпе. Если сомневаетесь, стоит ли тратить силы и идти на золотую медаль, лучше сфокусируйтесь на ЕГЭ. Набрать 100 баллов или хотя бы приблизиться к этому результату намного проще, чем пытаться выудить пятерки по всем школьным предметам.

Редакция
Тоже пересдавали ЕГЭ? Расскажите, как это было:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

Это реклама Школково?

21

Shev, естественно

8
Герой статьи

Shev, мне не жалко поделиться ценной информацией для абитуриентов) Почему нет? Если вы имели ввиду, платили ли мне, то ответ: нет, не платили :)

5
0

Расскажите тогда пожалуйста, по какой системе и как обучались дома

6
Герой статьи

Юлия, самообразование. По профилирующим предметам (химия, биология) был репетитор. По остальным - занималась сама. Мама передала мне навыки самообразования, работы с информацией, что позволило мне в раннем возрасте уйти в "свободное плавание", то есть учиться без репетиторов (по всем предметам) дома. Была приписана к школе, где сдавала экзамены. На них записывалась в индивидуальном порядке (это работало и в гос.школах, и в лицее Альма-Матер).

7
Герой

Елисавета, Какая же Вы умница! Спасибо за кривую Йеркса-Додсона. Многое объясняет в жизни. Вопрос Вам: Такими как Вы рождаются, или становятся? Напишите в %, как Вы думаете, насколько Ваши успехи - это поцелуй Божий, а насколько это Ваши труды? Спасибо. Успехов Вам!

0
Герой статьи

ПФ, спасибо большое!
Ох, тема одаренности до сих пор изучается в науке, нет точного ответа на ваш вопрос, к сожалению 🥹 К тому же, человек может быть невероятно талантливым, однако не прилагать усилий для огранки своих способностей и умений. И с другой стороны, «терпение и труд всё перетрут».
Поэтому, я уверена, мои результаты - это сумма и генетики, и воспитания, и моих личных усилий тоже)
Благодарю, и вам тоже желаю успехов!)

2

Елисавета, очень надеялась, что посоветуете он лайн школу ))

0
Герой статьи

Юлия, нет-нет, онлайн-школа дома = та же школа))) Какой смысл тогда уходить на семейное образование?) Наш выбор (мой и родителей) был обоснован моим опережением в освоении материала и большой внешкольной загруженностью (танцы, спорт, языки, лепка, рисование и тд)

8

Елисавета, ну, вы вроде прекрасно справились с подготовкой в школково, совмещая с другими активностями )) он лайн школа сейчас так же рассматривается в качестве альтернативного варианта, когда много других активностей помимо школьных и жалко время на плохо используемое школьной программой временного ресурса ребёнка: он лайн можно проходить материал в любом темпе. Но я поняла, что у вас был другой вариант

2
0

Если бы меня кто то содержал, я бы тоже всю жизнь не в напряг саморазвитием занимался, а не вот это вот все по зарабатыванию денег )

5
Герой статьи

Алексей, а кто вам сказал, что я не зарабатываю?) И что всё в моей жизни "не в напряг" идет?

6
0
Герой

Баллы хорошие, но далеко не высокие. Даже считая +10.
Видимо элемент везения тоже был. Но на него нельзя твердо рассчитывать.

5
Герой статьи

Anna, спасибо за ваше обесценивание) Надеюсь, вам полегчало 😌

2
0

С 256 баллами вы прошли в мед.вуз в Москве?Даже если плюс 5 баллов за диплом с отличием.Все равно. Дочка на юридич.в хороший вуз (МГЮА)балл не добрала с 278 баллами.Учится на вечернем А в Ваш мед.поступить гораздо сложнее.Странно..

4
Герой статьи

Наталья, у меня было 10 доп.баллов. Да, я прошла в первый мед на факультет клинической психологии. В год, когда поступала я, были «слепые» анонимные списки - многие могли испугаться и забрать заявление на зачисление. Повезло ли мне? Ну да, кто-то может так сказать, обесценив мой труд - по разным причинам ;) Умаляет ли это мои усилия? Нет, ни в коем случае.

Сравнивать поступление в разные ВУЗы, в разные годы и пытаться найти подвох там, где его нет - вот, что странно)

9

Елисавета, напиши вторую статью с описанием своего метода - для многих будет поучительно!

4
0

Молодец, девочка!Студентка Сеченова! Я гожусь тебе в бабушки, но для себя многое почерпнула тк изучают иностранные языки. Удачи тебе нам выбранном пути!

3
Герой статьи

user2700706, спасибо большое! И вам хочется тоже пожелать удачного изучения языков) Это очень интересно! Помню, когда учила испанский, не могла оторваться от программы Полиглот))

3
0
Герой

Вы, однозначно, одарённый ребенок.

3
Герой статьи

Gilmoregirl, я часто это слышала..) Да, тут и гены свое сыграли, и соответствующая среда помогла. Спасибо)

5
0
Герой
Отредактировано

Что-то не вяжется в 8 лет первый клас и тогда же начала (Вы пишете, что её освоили за год, не за полгода, не за месяц), но также в 8 лет переезд в СПб, поступление в музыкальную школу и учеба уже в средней школе. Так сколько классов Вы освоили в 8 лет?

2
Герой статьи

Кот-муркот, да, действительно, моя ошибка, спасибо вам за внимательность! В 2007 году осенью я была впервые приписана к школе. Но из-за того, что я родилась в январе, мне было ПОЧТИ 8 лет, да, не 7. Соответственно, переехали мы зимой - уже наступил 2008 год, мне исполнилось 8 лет, то есть за 2007-2008 учебный год я закрыла начальную школу.
Осенью, когда я перешла в среднюю школу, мне всё ещё было 8 лет.

1
0

Не робот ли Вы? Для меня кажется чересчур для живого человека

1
Герой статьи

Вероника, )) я сама удивляюсь, как я выжила в таком режиме, когда оглядываюсь назад) мною двигало огромное желание поступить на бюджет, одновременно с этим я хотела в своей музыкальной истории поставить точку, а не оставлять незакрытый гештальт. Ну а спорт исключать мне нельзя по здоровью. Хотя я так и так не захотела бы уходить из большого спорта, мне это нравится)

Что касается золотой медали в 13-14 лет, то это вполне реально. Да, скорее исключение, но после моей аттестации был период, когда мама проводила семинары, посвящённые теме семейного образования. И многие родители тоже с удивлением обнаруживали, что где-то их дети учатся с опережением. У каждого свой темп)

7
0
Герой Т—Ж

+1

"пишу грамотно от природы" - кто-нибудь знает, как работает этот механизм?

0
Герой

+5

Перепела, много читать с самого детства. Потом мозг сам будет сопротивляться, когда увидит ошибку в тексте.

6
Герой Т—Ж

+1

Far, я что-то такое и подозревала, но всё же это "не от природы". Или всё-таки природой определяется, что приоритетным увлечением станет чтение?

0
Герой

+5

Перепела, врядли. Но в обиходе этот эффект почему-то зовут врожденной грамотностью. Может быть имеется ввиду, что человеку нет необходимости учить правила.

2

Перепела, надо с детства много читать. Вслух с выражением в том числе. Стихи учить и, рассказывая, не побыстрее их оттараторить, а так же с выражением рассказывать.
Тогда знаки препинания будут чувствоваться интуитивно, правильное написание слов при большом количестве прочитанной литературы будет запоминаться на подсознательном уровне.
Генетически грамотность, к сожалению, не передаётся.

2
Герой Т—Ж

+1

ЛБ, согласна со всем вами сказанным. Но мои наблюдения говорят о том, что есть какой-то механизм предрасположенности. Среди читающих знакомых безграмотных нет. А вот среди нечитающих есть такие, сообщения которых я без смеха или слёз читать не могу, действительно ужас и просто непонятно, блин, ну откуда ты мог это взять??? Шомпанское, например. А есть те, кто 100% не читает кроме необходимого минимума (договоры, там), но в переписке задумывается и на какие-то сигналы, что звучит не очень/странно, реагирует. В общем, как будто кто-то изначально нацелен какую-то структуру выделять и применять в других ситуациях. А для кого-то это просто шум. Людей с особенностями развития в моих примерах нет. Господин с шомпанским, например, вполне успешный юрист с двумя во. 🤷🏼‍♀️

0
Отредактировано

Перепела, в Петербурге есть великолепная школа грамотности Наташи Романовой, где учат грамотно писать и говорить вообще без правил из школьных учебников...

1
Герой Т—Ж

+1

Отредактировано

Сергей, всех учат или "предрасположенных"? Мне, к сожалению, уже не актуально, но механизм правда интересен.

1

Перепела, учат всех, кто пришёл. У Натальи есть любопытная практика. Наталья Романова в первый вводный день проводит тестирование грамотности. Потом обучение. И в последний день тоже тестирование. Запросивцы сами удивляются, как в начале обучения у Натальи они умудрялись совершать те ошибки, которые зафиксированы в начальном тесте. Мне механизм не известен, я и мои дети (а вскорости и внуки) были для Натальи объектами воздействия методики, но результаты удивительные. У Натальи есть книги с описанием методики.

0
0

В ТЖ был уже материал похожий, там тоже девушка одаренная, ушла в айти с большой зарплатой и всем доказывала, что и без образования будет получать миллионы и править миром.
Тут ситуация немного другая.
Но я обратил внимание, что обе они пишут одинаково, подробно, с описанием всех вариантов, выстраивая глухую защиту по всем возможным упрекам и подводным камням. Такое ощущение, что на одаренных детей оказывается огромное давление родителями, обществом и они вынуждены постоянно защищаться. Нет ощущения легкости бытия, даже в комментариях спрашивают "не робот ли вы?". В итоге, наверно, вырастают закрытые и бесчувственные люди.

0
Герой статьи

Максим, со стороны родителей давления не было, наоборот) Было б давление, они бы изначально попытались, например, сделать так, чтобы я перепрыгнула через несколько классов. В моем случае мы наоборот даже «тормозили», порой, если мне было тяжело.

А вот со стороны общества - да. Конечно. Сколько комментариев я наслышалась: и что «девочки такой не существует, это невозможно», и что «просто повезло» (такие обесценивающие комментарии и тут есть тоже). Конечно, такие истории привлекают внимание.

Про закрытость и бесчувственность не могу согласиться) Говорю за себя: я очень эмпатичный человек. Да и профессию (психологию) выбрала такую, где без эмпатии ну никак)) В музыке безэмоциональному человеку, к слову, тоже было бы сложно..)

3
Герой

+5

Максим, ну не безчувственные, но многие свои эмоции они блокируют, вынужденно обороняясь

2
0

Ого! Ваша история по настоящему вдохновляет никогда не сдаваться и твердо идти к намеченной цели! Често говоря, самую малость завидую вам, но стараюсь совершенствоваться и эффективно учиться. :) Спасибо большое за советы и полезный опыт. Как раз планирую поступать в Сеченовский университет, не могли бы вы пожалуйста по-больше рассказать о ваших впечатлениях от учебы? Если вам конечно же не сложно. Спасибо!

0

Сообщество