За последний год я провел в командировках за границей 206 дней — больше, чем в России.

На первый взгляд, работа, связанная с постоянными поездками, кажется интересной. Знакомые завидуют и считают, что мне очень повезло. Но это пока они не узнают обо всех тонкостях и нюансах.

В этой статье я постараюсь обо всем рассказать.

Что за работа

Моя должность — внутренний аудитор в международной компании. Если коротко, мы ездим по предприятиям холдинга, изучаем процессы на самых эффективных из них, внедряем в практику на остальных заводах и контролируем исполнение. У аудиторов в команде есть своя специализация — каждый изучает отдельное направление. Внутренние аудиторы в основном из стран Восточной Европы: тут дешевая рабочая сила при высоком уровне образования.

В составе холдинга 45 производственных площадок и сотни обслуживающих компаний. Все это раскидано по 27 странам мира.

Важное преимущество работы — постоянное расширение кругозора и общение с иностранным менеджментом. Каждый менеджер, которого мы проверяем, обычно занимает свою позицию не менее 10 лет и очень недоволен, когда его приходят проверять «студенты». И такое давление со стороны опытных и образованных — постоянный стимул развиваться. Забыл термин по-английски — провал. Представил анализ с ошибкой — провал. Составил заключение, основываясь на ошибочном анализе, — выговор или увольнение.

А еще в выходные во время проекта можно посетить новые места и посмотреть страну. За год работы я побывал во многих столицах: Вене, Варшаве, Будапеште, Анкаре, Риге, Берлине, Лондоне и Бухаресте. А также посетил другие красивые города: Питтсбург, Банска-Штьявница, Констанца, Лланголлен, Пустков и Краков.

Отпуск тоже можно брать прямо за границей. Это помогает экономить: я из Уфы, а лететь куда-то из Уфы всегда дороже. По Европе и США можно летать за 25—30 $, но обычно цены на уровне 50 $. Например, я летал из Кракова в Валетту за 41 $ (2700 Р); из Берлина в Манчестер за 60 $ (4500 Р); из Питтсбурга в Лос-Анджелес за 50 $ (3300 Р).

Улочка в словацкой глубинке, куда я никогда бы не поехал за свой счет
Улочка в словацкой глубинке, куда я никогда бы не поехал за свой счет
Прямо рядом с гостиницей на северо-востоке Уэльса находится акведук Понткисиллте — самый длинный и высокий акведук в Великобритании
Прямо рядом с гостиницей на северо-востоке Уэльса находится акведук Понткисиллте — самый длинный и высокий акведук в Великобритании

Как все устроено

Расходы на жилье и транспорт в командировках несет компания: билеты на самолет заказывает агентство, гостиницу и трансфер оплачивает принимающий завод. Иногда бывают исключения, когда за гостиницу необходимо заплатить самостоятельно, но в этом случае моя компания компенсирует затраты.

Сотрудникам в командировках выплачивают суточные — это сумма, которую работодатель выделяет на питание. В командировках по России работодатель платит всего 700 Р в сутки, но вот за пределами страны сумма заметно выше — в среднем 62,4 $.

Как часто нужно летать

Ровно за год работы продолжительность моих командировок составила 206 дней: из них 121 в Евросоюзе, 34 в СНГ, 20 в Великобритании и 14 в США. Оставшиеся 17 дней — это последние дни командировок, когда я ехал домой.

В теории график командировок выглядит вполне сносно: 2 недели дома, 2 недели на выезде. В жизни все иначе: при мне уже в первый месяц работы ребят закидывали на срочные проекты по две-три недели, а у меня поездки идут практически в режиме нон-стоп. Над этой статьей я успел поработать из Словакии, Великобритании и Румынии. Причем в Румынии у меня была четырехнедельная командировка без выходных, потому что новые процессы стараются запускать в наименее загруженные дни, то есть в выходные.

Зарплату за работу в выходные и праздничные дни рассчитывают по двойной ставке, а еще за это начисляют дни отгула. У меня их всегда много, их удобно использовать вместо дней отпуска.

При трудоустройстве сразу предупреждают о поездках и специфике работы. Обязательно выясняют, есть ли у сотрудника дети. Если есть, ему подробно описывают, что его ждет. Многие отсеиваются на этом этапе. Но бывают случаи, когда люди переоценивают свои силы и соглашаются. Часто это касается специалистов в возрасте: средний возраст команды 28 лет, когда приходит человек за 40, ему бывает тяжело мотаться по всему миру и редко видеть семью — такие быстро уходят.

Бывают довольно капризные молодые ребята, которые воротят нос от тех или иных стран. Производственные площади часто располагаются в глубинке, а не в столицах, к этому тоже нужно быть готовым.

Железнодорожный вокзал в городке Лланголлен, север Уэльса
Железнодорожный вокзал в городке Лланголлен, север Уэльса

Можно попытаться отказаться от поездки без уважительной причины, но после двух или трех раз отношения с руководством накаляются, что в результате может привести к увольнению. Но начальство прислушивается к просьбам сократить поездки или дать паузу, если командировок очень много. Могут оставить на месяц дома и поставить на проект, на котором можно работать удаленно.

Главный минус такой работы для меня в том, что невозможно строить личные планы. Я всегда беру с собой загранпаспорта «на всякий случай», потому что работодатель может отправить в новую командировку когда угодно.

Был случай, когда я вышел из самолета после 9 часов полета Нью-Йорк — Москва и собирался домой в Уфу, но получил смс: «В Уфу не летишь, тебе взяли билет до Минска». Все планы, обещания и встречи приходится перестраивать.

Вид из окна гостиницы в Румынии
Вид из окна гостиницы в Румынии
Вид из гостиницы в маленьком городе на севере Турции
Вид из гостиницы в маленьком городе на севере Турции

Финансы

Я получаю около 50 тысяч рублей на руки. Премий или бонусов у нас не бывает. А еще на мне ипотека с ежемесячным платежом 35 тысяч рублей, так что экономить деньги и использовать привилегии я умею.

Несмотря на длительные переезды, я остаюсь налоговым резидентом РФ, потому что не все поездки считаются командировками, часть из них — это тренинги. Как резидент я планирую в следующем году получить налоговый вычет за покупку квартиры, несмотря на то, что за границей в прошедшем году провел больше 230 дней.

Из зарплаты я сразу отдаю 35 тысяч за ипотеку, еще 5 тысяч откладываю на черный день. На время строительства квартиры переехал жить к родителям ради экономии 18 тысяч в месяц. И пересел с личного автомобиля на вахтовый автобус — экономлю 4,5 тысячи на топливе. С продуктами вопрос решен достаточно просто: на заводе я ем в бесплатной столовой для сотрудников — там трехразовое комплексное питание. За коммуналку не плачу, взамен договорился с родителями, что основные обязанности по поддержанию порядка в доме лежат на мне.

Тем не менее расходы на продукты составляют около 4 тысяч в месяц. Чистыми остается 5—6 тысяч в месяц: они уходят на кафе, мобильную связь и развлечения. Для жизни в Уфе этого мало, но если держать себя в руках — терпимо. Выживать помогают командировки и суточные.

Если в заграничных командировках не тратиться на бесполезные вещи и питаться в кафе или столовых, то в зависимости от страны можно сэкономить от 27 до 41 $ в день. Если я провожу в командировке полмесяца, получается около 500 $ остатка — это 33 тысячи рублей в месяц. Если работать эффективнее и получать больше проектов, то и суммы могут быть больше.

В итоге 6 тысяч остатка от оклада и 33 тысячи экономии на суточных складываются в 39 тысяч рублей ежемесячно. Этого уже вполне достаточно для досрочного погашения ипотеки и отпуска на море раз в год.

Средние суточные и расходы в командировках по миру, в долларах

СтранаСуточныеЗавтракОбедУжинОстаток
США72992034
Великобритания6910122027
Венгрия61991528
Белоруссия57331041
Украина53341036
Среднее62771533
США
Суточные
72
Завтрак
9
Обед
9
Ужин
20
Остаток
34
Великобритания
Суточные
69
Завтрак
10
Обед
12
Ужин
20
Остаток
27
Венгрия
Суточные
61
Завтрак
9
Обед
9
Ужин
15
Остаток
28
Белоруссия
Суточные
57
Завтрак
3
Обед
3
Ужин
10
Остаток
41
Украина
Суточные
53
Завтрак
3
Обед
4
Ужин
10
Остаток
36
Среднее
Суточные
62
Завтрак
7
Обед
7
Ужин
15
Остаток
33

Как не сойти с ума от частых перелетов

Одна из проблем регулярных перелетов — джетлаг. Это нарушение режима из-за резкой смены часовых поясов. Джетлаг сказывается на общем состоянии и внешнем виде — чтобы жить в нормальном ритме, необходимо заранее просчитывать часы сна и разницу временных поясов. Например, если перелет из Москвы в Нью-Йорк вечером, лучше не спать в самолете. Прилет по местному времени будет вечером того же дня — если выспаться в полете, потом ждет бессонная ночь.

В самолете низкая влажность и пониженное давление. По моему опыту, лучше отказаться от алкоголя, пирожных, сэндвичей, газированных напитков, бобовых: пониженное давление усиливает «газообразующий» эффект. В идеале стоит употреблять только воду. Еще в полете снижается восприимчивость к соленому и сладкому, поэтому в продукты добавляют больше приправ. Меня это не беспокоит, но тем, кто старается контролировать употребление соли и сахара, стоит иметь в виду. Есть лучше до и после перелета, при этом до вылета рекомендуется отказаться от всё тех же сложных для пищеварения продуктов.

Когда у тебя 8 перелетов в месяц, есть и другая проблема: начинаешь проклинать аэропорты, залы ожидания и современную систему паспортного контроля и досмотра в аэропортах. Справиться со всем этим помогают программы лояльности и доступ в бизнес-залы.

Программы лояльности. При частых перелетах каждый час в общем зале ожидания означает боль в спине, а от мысли о том, чтобы вздремнуть на холодных металлических креслах, становится не по себе. Поэтому я сразу зарегистрировался в трех программах лояльности: «Стар-альянс», «Скай-тим» и «Уан-ворлд». У первого альянса слишком жесткие условия даже для меня, поэтому внимание сконцентрировано на оставшихся двух.

Для заметных привилегий нужен серебряный статус. У «Уан-ворлд» это 20 полетных сегментов, то есть 20 тысяч миль; у «Скай-тим» — 25. Заметные привилегии — это приоритетное обслуживание, дополнительное место багажа и кресла с расширенным пространством для ног. К сожалению, я еще не набрал достаточно миль в альянсе «Уан-ворлд», но вот с серебряным статусом в «Скай-тим» меня периодически балуют. Например, в США авиакомпания «Дельта-эйрлайнс» регулярно усаживала меня на места бизнес-класса, «Аэрофлот» тоже иногда сам по себе повышает класс обслуживания до бизнеса без доплат.

Статусные и бонусные мили, накопленные с помощью перелетов и партнеров программы, можно использовать для покупки авиабилета или повышения класса обслуживания. Расскажу о своем опыте.

Повышение класса обслуживания на рейсе Нью-Йорк — Москва до комфорта обошлось мне в 17,5 тысяч миль. В итоге я сидел в удобном кресле, которое раскладывается до полулежачего положения и не мешает соседям, и питался как в бизнес-классе: каре ягненка, шампанское и выбор из разнообразных десертов. Правда, посуда где-то между: в бизнесе керамические тарелочки, а в простом экономе подают гречку с курицей в контейнере из фольги.

Путешествие комфорт-классом: еда уже из бизнеса, но подача все еще в пластике, кроме приборов — они стальные
Путешествие комфорт-классом: еда уже из бизнеса, но подача все еще в пластике, кроме приборов — они стальные
Бизнес-класс на рейсе Москва — Уфа: скатерти, керамическая посуда, меню для искушенных
Бизнес-класс на рейсе Москва — Уфа: скатерти, керамическая посуда, меню для искушенных

Бизнес-залы. Однажды оценив приоритетное обслуживание, сложно продолжить жить как прежде. Я забыл про очереди и нервотрепку при регистрации и посадке. Для меня работает круглосуточная выделенная линия поддержки, а при золотом статусе откроются двери в бизнес-залы авиакомпаний.

На золотой статус я еще не налетал, поэтому для прохода в бизнес-залы приходится пользоваться банковскими программами «Приорити-пасс». Стоимость пакета обслуживания обходится в 2500 Р в месяц.

Бизнес-зал освобождает от душного переполненного зала ожидания с железными креслами, дорогущими кафе, прожорливым дьюти-фри и грязными туалетами, а еще от вчерашнего бутерброда на борту самолета.

Практически в каждом более-менее проходном аэропорту мира (и на железнодорожном вокзале) есть залы повышенной комфортности «бизнес-лаундж». Это закрытый зал с ресепшеном, диванами и шведским столом. Обычно там есть бесплатный вайфай и розетки. В последнее время все чаще встречаю там бесплатный чистый душ. Такой зал может частично заменить гостиницу при длительной пересадке или задержке рейса. В них почти всегда есть нормальная еда (супы, каши, салаты), кофе, вода и алкоголь.

Приятнее ожидать посадки в самолет в спокойной обстановке и с чашкой кофе
Приятнее ожидать посадки в самолет в спокойной обстановке и с чашкой кофе
Бизнес-зал в аэропорту Кракова радует разнообразием деликатесов
Бизнес-зал в аэропорту Кракова радует разнообразием деликатесов
Приятнее ожидать посадки в самолет в спокойной обстановке и с чашкой кофе
Приятнее ожидать посадки в самолет в спокойной обстановке и с чашкой кофе
Бизнес-зал в аэропорту Кракова радует разнообразием деликатесов
Бизнес-зал в аэропорту Кракова радует разнообразием деликатесов

Итог

У работы с постоянными поездками есть много недостатков: сложно строить личную жизнь, из-за постоянных перелетов можно подорвать здоровье, трудно поддерживать связь с друзьями. Балансируют эти недостатки такие преимущества, как расширение кругозора, личностный рост, бесплатные путешествия в новые места, куда за свой счет и не поехал бы.

Основной стимул продолжать работать — перспектива карьерного роста. В планах отработать в таком темпе 2—3 года и уйти в менеджмент. Компания с удовольствием ставит специалистов из внутреннего аудита на позиции управленцев из-за их широкого кругозора и детальных знаний бизнес-процессов.

Еще приятнее, что можно уйти на позицию менеджера отдела на завод в другой стране. Компания берет на себя все обязанности по подготовке документов (визы, вида на жительство, разрешения на работу), а также предоставляет жилье на первое время.