Как я отсудил у авиакомпании компенсацию за отмененный рейс

И получил в 20 раз больше, чем заплатил за билет

131

Самолетами я летаю часто. За пять лет активных путешествий накопился уже 231 перелет.

Аватар автора

Андрей Кузнецов

выиграл суд у авиакомпании

Страница автора

За это время бывало всякое: рейсы задерживали, отменяли, переносили. Однажды мне пришлось сделать вынужденный возврат билетов по болезни: самолет улетел без меня, но деньги вернули. Обычно сотрудники аэропортов и авиакомпаний помогали решить ситуацию.

Но в декабре 2018 года рейс, которым я должен был лететь из Краснодара в Москву, сначала задержали, а потом и вовсе отменили. Сотрудники авиакомпании отказались пересадить меня на другой рейс и даже высмеяли за то, что я требую компенсации. Тогда я самостоятельно купил новые билеты, а потом обратился в суд и отсудил 10 000 ₽.

В статье расскажу, как действовать в подобной ситуации.

Что произошло с рейсом

3 декабря 2018 года я должен был улететь из Краснодара в Москву рейсом авиакомпании-лоукостера «Победа». Билет мне удалось поймать очень дешевый — за 499 ₽.

499 ₽
я заплатил за билет на рейс, который потом отменили

В тот день на Краснодар опустился сильный туман. В аэропорту я открыл трекер «Флайтрадар» и увидел, как самолет, который должен меня увезти, кружит над аэропортом. Выполнить посадку в Краснодаре он не смог и улетел в Ростов-на-Дону.

За 10 минут до планового времени вылета в аэропорту объявили о задержке рейса на час, потом еще на час. По закону, если рейс задерживают, через два часа авиакомпания обязана предоставить пассажирам воду, а через четыре — питание. Так и произошло: сначала нам дали бутылки с водой, а затем еду.

Мой посадочный талон. Отметки спецконтроля и его аннуляции поставили, когда я выходил из чистой зоны аэропорта за питанием, а потом вернулся
Мой посадочный талон. Отметки спецконтроля и его аннуляции поставили, когда я выходил из чистой зоны аэропорта за питанием, а потом вернулся
Скриншот приложения «Флайтрадар»: мой самолет кружит над Краснодаром
Скриншот приложения «Флайтрадар»: мой самолет кружит над Краснодаром
А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов
А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов
1/2
Скриншот приложения «Флайтрадар»: мой самолет кружит над Краснодаром
Бесплатное питание: котлета явно не из мяса, гречка — холодная и недоваренная. Зато малосольный огурчик порадовал
Бесплатное питание: котлета явно не из мяса, гречка — холодная и недоваренная. Зато малосольный огурчик порадовал

Через семь часов рейс отменили. Представитель авиакомпании предложила пассажирам расписаться в списке, чтобы сделать вынужденный возврат билетов и вернуть деньги. Их обещали перевести в течение 30 дней.

Меня такое предложение не устраивало. Я хотел не получить обратно 500 рублей, а улететь домой. Как часто летающий пассажир, к тому моменту я выучил свои права и решил за них бороться.

Что написано в законе

Когда вы покупаете билет на самолет, вы автоматически заключаете с авиакомпанией договор перевозки. По этому договору авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. Расторгнуть договор по своей инициативе авиакомпания может в нескольких случаях: например, если пассажир отказывается оплатить багаж или везет запрещенные предметы.

Мой рейс отменили из-за погодных условий. Погода не входит в список причин, по которым авиакомпания может расторгнуть договор. Право на это есть только у пассажиров. Согласно Федеральным авиационным правилам, в такой ситуации пассажиры могут выбрать один из двух вариантов:

  1. Оформить вынужденный возврат билетов.
  2. Дождаться, пока погода наладится и рейс сможет вылететь.

Вынужденный возврат — это право пассажира вернуть полную стоимость билета в случае форс-мажора. После оформления вынужденного возврата договор перевозки считается расторгнутым. Кроме стоимости билета авиакомпания ничего вам не должна.

В каких случаях вы имеете право на вынужденный возврат билетов

Согласно статье 227 Федеральных авиационных правил, форс-мажором считаются:

  1. Отмена или задержка рейса.
  2. Изменение маршрута перевозки или существенное изменение времени вылета — какое время считать существенным, определяют внутренние правила авиакомпании.
  3. Внезапная болезнь или смерть пассажира или близкого родственника.
  4. Необеспечение стыковки рейсов — когда пассажир не успевает на следующий рейс при пересадке.
  5. Невозможность предоставить пассажиру место на рейс — например, если авиакомпания продала больше мест, чем есть в самолете.
  6. Задержка на досмотре — если пассажира или его багаж необоснованно долго досматривали, но запрещенных предметов не нашли, а самолет уже улетел.

В перечисленных случаях деньги вернут, даже если билет куплен по невозвратному тарифу. В остальных ситуациях возврат считается добровольным, и авиакомпания имеет право вернуть только часть стоимости билета или не возвращать ничего.

Вынужденный возврат — это право пассажира, а не обязанность.

Я выбрал второй вариант: решил не оформлять вынужденный возврат, а дождаться вылета моего рейса или улететь другим. В этом случае договор перевозки остается в силе, а авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажиру:

  1. Два телефонных звонка.
  2. Воду при задержке рейса на два часа.
  3. Горячее питание при задержке на четыре часа и далее каждые шесть часов вплоть до вылета самолета.
  4. Гостиницу при задержке на восемь часов в дневное время и при задержке на шесть часов в ночное время, а также транспорт туда и обратно из аэропорта.
  5. Хранение багажа.

Продолжительность ожидания правила никак не ограничивают. Пользоваться услугами авиакомпании можно хоть неделю. Но обычно компании стараются побыстрее отправить пассажиров в пункт назначения.

Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Как было у меня

Представитель авиакомпании не озвучила пассажирам, что вынужденный возврат — не единственная возможность. Мне показалось, что большинство из тех, кто должен был лететь со мной, были только рады. Я слышал, как они говорили: «Ну хоть деньги вернут».

А вот меня ждала неудача. Я попросил пересадить меня на другой рейс, но представитель авиакомпании отказала мне и в новом билете, и в размещении в гостинице, и даже в звонке в колцентр.

С большим трудом я уговорил сотрудников аэропорта распечатать маршрут-квитанцию. На ней я попросил поставить отметку об отмене рейса. Сначала сотрудники отказались это делать — по их словам, во внутренней системе была информация только о задержке. Мне показалось это странным, ведь на табло уже горела надпись «Рейс отменен».

В итоге сначала мне поставили отметку о задержке рейса, и только позже я добился второй отметки — об отмене. Я просил указать на маршрут-квитанции, что мне отказали в гостинице и новом билете, но снова получил отказ.

Маршрут-квитанция такая бледная, потому что чернила в принтере в аэропорту были на исходе. Наученный этим опытом, теперь я распечатываю квитанции заранее, дома
Маршрут-квитанция такая бледная, потому что чернила в принтере в аэропорту были на исходе. Наученный этим опытом, теперь я распечатываю квитанции заранее, дома

Параллельно я дозванивался в колцентр. Поговорил с двумя специалистами, но оба склоняли меня на вынужденный возврат. Я отказался, предупредил, что буду защищать свои права в суде, и узнал имя и идентификационный номер сотрудника.

Было очевидно, что помогать мне не хотят. Поэтому я решил сохранить как можно больше доказательств нарушения закона и записал на диктофон все разговоры с представителями авиакомпании — и телефонные, и в аэропорту. В итоге записи не пригодились мне в суде, но помогли в составлении иска.

Дорога домой

Билеты из Краснодара на ближайшие даты были дорогие — около 10 000 ₽. К тому же туман не хотел рассеиваться, самолеты не вылетали. Поэтому я взял такси из аэропорта на вокзал, доехал поездом до Адлера, взял такси до аэропорта Сочи и уже из Сочи вылетел в Москву. Из аэропорта Шереметьево я взял еще одно такси до дома. Всего на дорогу я потратил около 5000 ₽.

5000 ₽
я потратил на дорогу из Краснодара в Москву

Все перемещения заняли около 11 часов без учета времени, проведенного в аэропорту. Домой я приехал с высокой температурой и расшатанными нервами после двух бессонных ночей.

Билет Краснодар — Адлер, распечатанный в автомате на вокзале Краснодара
Билет Краснодар — Адлер, распечатанный в автомате на вокзале Краснодара
Посадочный талон на рейс Сочи — Москва. На этот раз обошлось без приключений
Посадочный талон на рейс Сочи — Москва. На этот раз обошлось без приключений

Чтобы восстановиться, я взял четыре дня больничного и решил использовать это время по максимуму. Я планировал требовать возврата денег и компенсации. Сначала в досудебном порядке, а затем, если понадобится, и через суд.

Я знал, что срок подачи иска — год, и думал, что мне хватит пары месяцев. Но я ошибался.

Досудебная претензия

Первое, что я сделал, — составил и отправил досудебную претензию.

В претензии я описал все, что случилось, перечислил расходы и попросил их компенсировать, а также указал реквизиты для перевода денег. Юридических формулировок и обоснований я не использовал — просто призвал компанию к здравому смыслу и сделал акцент на том, что я их постоянный клиент. К тому моменту я летал «Победой» целых 104 раза.

Что такое досудебная претензия

Досудебная претензия — это документ с требованием устранить нарушения и выполнить обязательства по договору. В спорах с авиакомпаниями закон требует отправить такой документ ответчику перед тем, как идти в суд. Срок претензионной давности — полгода. По истечении этого времени дело считается закрытым.

Претензии редко удовлетворяют, но если ее не отправить, суд не примет дело к рассмотрению. В то же время для авиакомпании это шанс решить дело полюбовно, сэкономить на судебных издержках и компенсации морального ущерба.

Претензию я отправил заказным письмом на юридический адрес компании, который нашел на ее сайте. К письму приложил опись вложения — это описание содержимого письма на отдельном бланке, который заверяет сотрудник почты. Опись составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй сохраняют на случай, если в суде ответчик будет отрицать, что в письме была претензия.

Стоимость отправки письма зависит от того, какую ценность вы укажете. Я указал минимальную ценность — 1 ₽. Отправка обошлась в 145 ₽.

Я перестраховался и выбрал письмо с уведомлением о вручении — чтобы в случае чего тоже предъявить его в суде. Но как выяснилось, это было необязательно. Суд сам проверяет через сайт Почты России, получено ли письмо адресатом.

Ответ авиакомпания прислала по электронной почте. Содержание письма было неутешительным. Авиакомпания сослалась на обстоятельства непреодолимой силы и право отменить рейс в целях безопасности, по существу моей претензии ничего не ответила, а в удовлетворении требований в очередной раз отказала.

Так выглядела моя претензия. Формулировки мягкие, по тексту не скажешь, что я серьезно собираюсь подавать в суд. Если бы я составлял претензию сейчас, она бы была больше похожа на иск
Так выглядела моя претензия. Формулировки мягкие, по тексту не скажешь, что я серьезно собираюсь подавать в суд. Если бы я составлял претензию сейчас, она бы была больше похожа на иск
Так выглядела моя претензия. Формулировки мягкие, по тексту не скажешь, что я серьезно собираюсь подавать в суд. Если бы я составлял претензию сейчас, она бы была больше похожа на иск
Уведомление о вручении досудебной претензии, которое пришло по почте за 43 дня
Уведомление о вручении досудебной претензии, которое пришло по почте за 43 дня

Жалобы в регулирующие организации

В ожидании ответа на досудебную претензию я решил пожаловаться в регулирующие организации. Это можно сделать онлайн.

Что за регулирующие организации

Это надзорные органы, которые следят за соблюдением закона. Компанию, которая его нарушила, они могут оштрафовать. А вот взыскать деньги в вашу пользу не могут — это решает только суд.

Зато регулирующие организации могут помочь с составлением иска. А если в ответном письме они признают вашу правоту, это письмо можно приложить к иску и использовать в суде.

Росавиация ответственна за обеспечение полетов. Их ответ пришел первым, через две недели после моего обращения. Организация переслала мою жалобу в авиакомпанию и получила ответ, который отправила мне на электронную почту вместе со своим комментарием.

Письмо авиакомпании слово в слово повторяло ответ на досудебную претензию, а комментарий Росавиации сводился к пересказу авиационных правил.

Я продолжил переписку с Росавиацией через форму обратной связи на сайте и засыпал их вопросами:

  1. Должна ли была авиакомпания выполнить перевозку?
  2. На какой максимальный период предоставляют гостиницу?
  3. Как понять, что договор расторгнут?
  4. Считается ли устный отказ представителя авиакомпании предоставить альтернативную перевозку односторонним расторжением договора?
  5. Каким образом по закону пассажира уведомляют о расторжении договора?

Но ответы меня не порадовали. В одном письме мне сообщили, что гостиницу предоставить в случае отмены рейса должны. В другом — что требования о предоставлении альтернативной перевозки в законодательстве нет. Подкрепить свою позицию в суде ответом Росавиации мне не удалось. Зато я подробнее узнал аргументацию авиакомпании и использовал это в подготовке к судебному заседанию.

Авиакомпания никак не прокомментировала отказ в предоставлении места на альтернативный рейс. Меня это только больше разозлило и зарядило продолжать отстаивать свои права
Авиакомпания никак не прокомментировала отказ в предоставлении места на альтернативный рейс. Меня это только больше разозлило и зарядило продолжать отстаивать свои права
Одно из писем Росавиации: вместо ответов на вопросы — цитаты из законодательства РФ
Одно из писем Росавиации: вместо ответов на вопросы — цитаты из законодательства РФ

Прокуратура — высший надзорный орган, отвечающий за соблюдение прав и свобод человека. Жалоба туда была напрасной: оказалось, что прокуратура занимается только надзором за органами власти. В моем случае был спор двух субъектов. Мне сообщили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, и рекомендовали обратиться в суд.

Позже мне пришлось еще раз обратиться в прокуратуру: последняя из организаций, Роспотребнадзор, не отвечала мне целых 66 дней, хотя по закону должны отреагировать в течение месяца. Ответ пришел только после жалобы на нарушение сроков ответа.

Роспотребнадзор защищает права потребителя в РФ. От них я получил шаблон искового заявления. К сожалению, к тому моменту я уже устал ждать, составил и подал иск сам, используя материалы из интернета.

Шаблон иска, который мне прислал Роспотребнадзор. Если бы я дождался его, то сэкономил бы кучу времени
Шаблон иска, который мне прислал Роспотребнадзор. Если бы я дождался его, то сэкономил бы кучу времени
Шаблон иска, который мне прислал Роспотребнадзор. Если бы я дождался его, то сэкономил бы кучу времени

Составление иска

Судиться я решил самостоятельно по двум причинам.

Первая — ради опыта и любопытства. Я человек далекий от юриспруденции, но люблю цифры и официальные документы, поэтому мне было интересно в них разбираться.

Вторая причина — я не хотел тратить деньги на адвокатов. Я понимал, что сужусь с большой компанией, и осознавал возможность проиграть дело.

Если бы я обратился к юристам, возможно, мне удалось бы получить от авиакомпании большую компенсацию. Но изначально я не ставил такой цели. Суд был для меня скорее делом принципа: хотелось восстановить справедливость.

Поэтому иск я составлял сам. Суммарно на это ушло около 20 часов: к задаче я подошел гораздо серьезнее, чем к составлению досудебной претензии. Чтобы нигде не ошибиться, дважды перечитал Федеральные авиационные правила и воздушный кодекс, а также статью 131 ГПК РФ — в ней перечислены требования к содержанию и оформлению исков.

В иске я указал, что авиакомпания отказалась выполнять обязательства по договору, и потребовал компенсировать мои расходы на дорогу, а также выплатить 50 000 ₽ в качестве компенсации морального вреда и штраф 50% от общей суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований. В подтверждение я сослался на статьи 310 и 793 ГК РФ, статьи 103, 107 и 120 ВК РФ, и статьи 13, 15 и 17 закона «О защите прав потребителей».

Компенсацию морального вреда я посчитал так: из-за больничного я пропустил 4 рабочих дня — за это время мог бы заработать примерно 25 000 ₽. Но так как я не просто пропустил это время, а болел, то умножил сумму на два.

При подаче заявления в суд необходимо оплатить пошлину. Ее размер зависит от цены иска. В моем случае иск был освобожден от пошлины, так как речь шла о нарушении прав потребителя.

К иску я приложил все имеющиеся доказательства: билеты, посадочные талоны, кассовые чеки на такси, уведомление о вручении досудебной претензии и т. д.
К иску я приложил все имеющиеся доказательства: билеты, посадочные талоны, кассовые чеки на такси, уведомление о вручении досудебной претензии и т. д.
К иску я приложил все имеющиеся доказательства: билеты, посадочные талоны, кассовые чеки на такси, уведомление о вручении досудебной претензии и т. д.
К иску я приложил все имеющиеся доказательства: билеты, посадочные талоны, кассовые чеки на такси, уведомление о вручении досудебной претензии и т. д.

Подача иска

Иски к авиакомпаниям рассматривают в двух видах судов: районном и мировом. Куда обращаться — зависит от цены иска, то есть убытков, которые понес заявитель. Районный суд рассматривает только иски с ценой больше 50 000 ₽. Мировой — все остальные.

В моем случае цена была около 5000 ₽ — это траты на дорогу из Краснодара в Москву. Но все-таки я решил попробовать подать заявление в районный суд Москвы, потому что это можно сделать в интернете через личный кабинет на сайте суда с помощью учетной записи госуслуг.

Это оказалось ошибкой. Целый месяц мне ничего не отвечали, а потом вернули иск. Виртуального правосудия не получилось.

Определение районного суда о возврате моего иска. Если бы возврат не соответствовал закону, его можно было бы обжаловать, но это не мой случай
Определение районного суда о возврате моего иска. Если бы возврат не соответствовал закону, его можно было бы обжаловать, но это не мой случай

Пришлось взять отгул на работе и лично подать иск в приемную мирового суда. Куда именно подавать иск, я узнал с помощью модуля территориальной подсудности. Суд находится в городе по месту регистрации ответчика, поэтому в модуль я вбил юридический адрес «Победы».

Перед тем как подавать иск, я отправил его авиакомпании заказным письмом с описью вложения, а опись и квитанцию об отправке приложил к иску. Можно было сделать иначе: ничего не отправлять, а сделать две копии иска и обе предоставить в суд. Тогда суд бы сам отправил исковое заявление ответчику.

Мне сказали, что после того как суд примет иск и назначит заседание, информация об этом появится на сайте суда. Это должно произойти в течение пяти рабочих дней. Если пять дней прошли, а информации на сайте нет — нужно позвонить в суд и уточнить статус заявления.

Уже на следующий день на сайте суда узнал, что иск зарегистрирован. А вскоре мне пришла смс с датой заседания.

Суд

Чтобы отстоять правду, понадобились три судебных заседания.

Первое заседание состоялось 16 апреля. На нем суд рекомендовал мне уточнить исковые требования.

Во-первых, по мнению судьи, расходы на такси из аэропорта Краснодара до вокзала были необоснованными, потому что дело происходило днем. Спорить с этим я не стал.

Во-вторых, к моменту заседания авиакомпания перевела мне 698 ₽: 499 ₽ за несостоявшийся перелет и 199 ₽ за услугу выбора места в салоне. Это меня удивило, потому что заявление на вынужденный возврат билета я не подписывал. Тем не менее теперь я должен был изменить иск и требовать компенсировать разницу в стоимости билетов, а не оплатить перелет из Сочи в Москву.

Я составил заявление об уточнении исковых требований, отправил его в авиакомпанию и стал ждать нового заседания. Дату назначили еще в конце первого. Уведомление о нем мне дали под подпись прямо в зале суда.

В заявлении об уточнении исковых требований получилась такая сводная таблица: вычел из суммы убытков 698 ₽, которые мне перевела авиакомпания, и убрал одну поездку на такси
В заявлении об уточнении исковых требований получилась такая сводная таблица: вычел из суммы убытков 698 ₽, которые мне перевела авиакомпания, и убрал одну поездку на такси

Второе заседание состоялось 29 апреля. На нем решение снова не приняли: во время заседания секретарь суда уточнила на сайте Почты России, что авиакомпания не получила заявление об уточнении исковых требований. Пришлось перенести рассмотрение дела. Обидно, потому что заявление на тот момент ожидало вручения в почтовом отделении уже 5 дней. Ответчик просто не ходил на почту.

Перед третьим заседанием я решил взять дополнительные доказательства, что пострадало здоровье. Я обратился в поликлинику, где для меня созвали врачебную комиссию и выдали справку о том, что я действительно болел после несостоявшегося перелета. Не знаю, повлияло ли это на решение суда, но считаю, что больничного листа могло бы быть недостаточно, и никакой компенсации я бы не получил.

Третье заседание дважды переносили: сначала из-за отпуска судьи, потом из-за его отсутствия по другой причине — мне ее так и не назвали. В итоге заседание состоялось 4 июня.

Представителей авиакомпании в суде не было, но свои возражения они прислали. В них утверждалось, что мне якобы предлагали переоформить билеты на следующий рейс без доплаты, но я отказался.

В качестве доказательств авиакомпания предъявила два акта о питании для пассажиров при задержке рейса
В качестве доказательств авиакомпания предъявила два акта о питании для пассажиров при задержке рейса

В ответ я обратил внимание судьи, что следующий рейс улетел только через сутки, а документов на размещение «улетевших» пассажиров в гостиницах нет. Предложил приобщить к материалам дела диктофонные записи, но судья сообщил, что в этом нет необходимости. Возможно, записи бы пригодились, если бы ответчик присутствовал в суде и отстаивал свою позицию.

Судья принял решение в мою пользу. Спустя шесть месяцев после несостоявшегося перелета суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с авиакомпании:

  1. Разницу в стоимости авиабилетов.
  2. Расходы на билет на поезд.
  3. Расходы на такси в Сочи.
  4. Стоимость телефонных разговоров.
  5. Компенсацию морального вреда в размере 5000 ₽.
  6. Штраф 50% от суммы присужденных фактических расходов, исключая компенсацию морального вреда.

В случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы.

Суммарно авиакомпания заплатила мне 10 535 ₽. Это примерно в 20 раз больше стоимости несостоявшегося перелета.

10 535 ₽
выплатила мне авиакомпания за отмененый рейс

Суд отказал мне в компенсации еще одного такси — от аэропорта до дома, а также питания в кафе у краснодарского вокзала по пути в Москву. Чеки из кафе я предоставил, но в них не было информации, что платил именно я. Надо было взять выписку из банка с транзакциями по карте.

Еще я забыл указать в иске почтовые расходы — они составили около 400 ₽. Но несмотря на это и на то, что компенсация морального вреда оказалась гораздо меньше, чем я рассчитывал, я был рад. После всех испытаний я одержал победу.

Решение суда в мою пользу, которому я очень обрадовался даже несмотря на то, что компенсацию морального вреда сократили в 10 раз. Главное, что справедливость восторжествовала
Решение суда в мою пользу, которому я очень обрадовался даже несмотря на то, что компенсацию морального вреда сократили в 10 раз. Главное, что справедливость восторжествовала

Исполнительный лист

После суда всё еще не закончено. Чтобы взыскать деньги, понадобится исполнительный лист.

Для получения исполнительного листа мне был нужен еще один документ — мотивированное решение суда. По закону его должны составить в течение пяти дней. Но по факту бывает по-разному — из-за загруженности судов это может занять год и даже больше.

Я ждал месяц, после чего решил подать жалобу через сайт Высшей квалификационной коллегии судей — там рассматривают претензии к судам. Через три недели после обращения суд сообщил, что решение готово. Думаю, что если бы я не обратился в коллегию судей, ждать пришлось бы еще дольше.

Я забрал мотивированное решение и подал в приемную суда заявление на изготовление исполнительного листа. Его мне выдали через три рабочих дня.

Исполнительный лист — главный документ для восстановления справедливости
Исполнительный лист — главный документ для восстановления справедливости

Взыскание

Наконец, с исполнительным листом на руках, я приступил к последнему шагу. Взыскать деньги можно через судебных приставов либо самостоятельно. Я знал, что приставы работают очень медленно, и решил снова действовать сам.

Чтобы взыскать деньги, нужно знать, в каких банках у авиакомпании есть счета. Эту информацию можно запросить в налоговой инспекции, обратившись в любое отделение с письменным заявлением и исполнительным листом.

Я нашел и другой способ: вбил в Гугл запрос «site:pobeda.aero БИК». Первая часть запроса — сайт, на котором поисковик будет искать информацию. А БИК — это банковский идентификационный код. Эта аббревиатура встречается только в реквизитах.

Нужную информацию удалось найти сразу. Я вбил реквизиты в строку поиска и обнаружил множество документов на сайтах госзакупок с названием авиакомпании. Еще я проверил счет через «Сбербанк-онлайн». Высветился получатель — авиакомпания «Победа».

В итоге я обратился в другой банк, в котором у авиакомпании также был счет. Там я написал заявление в свободной форме о принятии к исполнению исполнительного листа и указал мои банковские реквизиты.

На следующий день после обращения мне перевели деньги.

Платежное поручение из банка авиакомпании. В назначении платежа указывается номер исполнительного листа, по которому было выполнено взыскание
Платежное поручение из банка авиакомпании. В назначении платежа указывается номер исполнительного листа, по которому было выполнено взыскание

Запомнить

  1. Заранее изучайте свои права и не соглашайтесь на невыгодные предложения, даже если авиакомпания говорит, что по-другому нельзя.
  2. Если попали в подобную ситуацию, сохраняйте все доказательства. Чем больше бумажек, печатей, записей разговоров, выписок с банковского счета — тем лучше. Даже если они не пригодятся в суде — вы сможете их использовать при составлении иска.
  3. Распечатайте заранее маршрут-квитанцию, чтобы в случае чего было на чем ставить отметки.
  4. Не стесняйтесь писать жалобы в регулирующие организации. Они для этого и существуют.
  5. Обращайтесь в суд, который займется вашим делом. Лучше потратить два часа на поездку, чем месяц на ожидание ответа.
  6. Выиграть суд без юристов — реально.
  7. Взыскать деньги без приставов — реально.
Андрей КузнецовПолучалось ли у вас добиться от авиакомпании того, что она должна вам по закону?
  • GreLIПравильно сделали! Почему-то компании часто плюют на Закон о Защите прав потребителей, хотя это должно быть их основным руководством к действию. Иногда такое себе позволяют даже крупные компании, которые делают вид, как будто им важна репутация. Например, в моём случае «Озон» с мая не возвращает деньги за возвращённый товар, по которому курьер не захотел оформлять сразу, хотя по закону должны это сделать в течение трёх дней.23
  • Leonid PolkovnikovАвтор - молодец! Привлек нерадивого Продавца, в данном случае, авиакомпанию к ответственности. Да, он потратил уйму своего времени - и именно благодаря таким, как автор, авиакомпании (и прочие Продавцы - Застройщики, Интернет-магазины и прочие) хоть чуть-чуть, а все-таки боятся обидеть простых потребителей, в данном случае - пассажиров.18
  • Aleman LemanБольшое спасибо за статью. Автор молодец. Плохо то, что не все люди готовы проходить через это. Пока граждане не выдрессируем компании и регулирующие органы работать корректно, придётся проходить такую волокиту.7
  • Niki FedorovЗвонили из Всемирной организации по отстаиванию справедливости, я дал Ваши контакты.31
  • Niki FedorovПосле всех испытаний я одержал победу. ... над Победой. Ба-дам-тсссссс... А если серьёзно, автору респектище! Но больше плевания на твои права бесят тупые отписки, в том числе от органов власти, чтобы ничего не делать. Если мы все будем стремиться к такому же уровню принципиальности в вопросах, касающихся своих прав, как у автора, мы рискуем стать цивилизованным обществом.37
  • Александр ДонскихЕсли бы каждый россиянин начал отстаивать свои права как вы, то уже через полгода мы бы не узнали страну!64
  • Marcos PolosGreLI, надо с ними посудиться2
  • Анатолий КарповNiki, поддерживаю! Вообще ситуация не из приятных - домой хочется больше, чем получить возврат денег. Тем более, что это 500 рублей... А ущерб? А если бы это была рабочая поездка и на следующий день требовалось бы быть на месте, на важной встрече, к примеру? И билет приобретён работодателем... В общем: нюансов много. Вернуть стоимость - этого мало!5
  • Андрей СазоновАвтор герой, не все решатся на такое :)9
  • Елизавета ТаироваПросто шок! Я не вылетела тем же рейсом, до сих пор вспоминаю эту ситуацию с содроганием. Пришлось ехать на поезде. Я в итоге добилась только возврата билета2
  • МаксимВ случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы. Только не фактически понесённые, а на усмотрение суда.2
  • Виктор ПетровАлександр, к сожалению, через полгода вся страна стояла бы а очередях в суд...11
  • Андрей КузнецовЖелаю Вам удачи с возвращением денежных средств от озона. Возможно они отреагируют на досудебную претензию и судиться не придётся.0
  • Андрей КузнецовNiki, спасибо за Ваш отзыв! Надеюсь, моя статья поможет людям в отстаивании своих прав.10
  • Андрей КузнецовLeonid, благодарю за комментарий! Будем надеяться, что ситуация с правами потребителя в нашей стране будет меняться к лучшему.5
  • Андрей КузнецовАлександр, спасибо! Считаю что только такими методами можно заставить наши законы работать.30
  • Anton PetrovВы молодец! Я не пробовал судиться с нашими компаниями. От зарубежной получал компенсацию - 600 евро за опоздание в пункт назначения на 12 часов, но там законы нормальные, хватило просто претензии.3
  • GreLIАндрей, на досудебную претензию бредом ответили.0
  • Фархад АлиевЯ Вами восхищен! Хотя считаю, что здесь "Победа" ещё должна Вам оплатить всё время, потраченное на сбор документов, составление жалоб и исков.6
  • Poivre Blanc,Reima,KerryСлушайте ! Ну Вы молодец !) не денег ради а позиции для !) респект3
  • Антон ОкушкоАндрей молодец! Только благодаря таким людям наше общество может развиваться.4
  • Oleg BerezhnoyВиктор, по началу может и постояла бы несколько лет, зато после этого права стали бы соблюдаться более четко, и необходимости уже такой не было.23
  • Świętosław MoszegowА в России нет компаний, занимающихся отстаиванием прав пассажиров в суде в обмен на процент от полученной от авиакомпании компенсации (вроде европейских airhelp, compensair)? Если нет, может Автор открыл бы такую? :-)4
  • Алексей ГлазковИлья, вы счастливый человек: у вас, похоже, очень много времени и полная свобода в планах. Если бы таких нетребовательных людей, как вы, было больше, Победе стоило бы продавать билеты по 200р с датой вылета "когда-нибудь" :)3
  • Андрей КузнецовИлья, погода от авиакомпании не зависит, но закон един для всех и все должны его соблюдать. Давайте порассуждаем. Представьте, что это был бы не договор перевозки, а договор Вашего валютного вклада в банке под хороший процент. Ситуация за год изменилась, курс валюты изменился. Разве банк в этом виноват? У банка трудности, сотрудник разводит руками и говорит Вам, что вернут деньги в течение 30 дней по старому курсу, в рублях, да ещё и без процентов. Будет ли у Вас при этом ощущение, что с Вами банк несправедливо поступил?3
  • Андрей КузнецовФархад, спасибо! Увы, всё Вами перечисленное можно отнести к моральному вреду. Это оценивается, как правило, не очень справедливо.1
  • Андрей КузнецовАнастасия, если нет никаких других вариантов, кроме оленьей упряжки:) Моральное удовлетворение получил полное, действовать буду также, но быстрее и с большей уверенностью!4
  • Александр КотовАплодирую стоя!!! Больше "Победой" не летаете?5
  • ВячеславВиктор, по честноку компания должна предложить альтернативный вылет, чтобы клиент не беспокоился по этому поводу6
  • Rodion Potekhinвопрос технического характера: а сам исполнительный лист вы в банк в оригинале отдавали или копию приложили или же только реквизиты его указали? как банк проверил его подлинность?3
  • Андрей КузнецовRodion, исполнительный лист в банк подаётся только в оригинале. Вместе с ним подаётся заявление на принятие к исполнению документа, в нем указываются реквизиты. После исполнения банк отправляет лист взыскателю (в данном случае взыскатель был я) с отметкой об исполнении по почте.2
  • Андрей КузнецовАлександр, спасибо! Не летаю.3
  • Оксана БодроваNiki, Я прям тоже сразу сложила "победа над "Победой")))1
  • Екатерина ГавшинаАвтору огромный респект! Очень уважаю людей, которые борются за свои права. Каждая такая победа заставляет безответственных продавцов, перевозчиков и даже чиновников, уважать людей, которые своей "копеечкой" оплачивают их не всегда качественный труд. Я летом 2019 года пыталась добиться компенсации от Победы за испорченный багаж, зафиксировала повреждения, составила претензию, отправила заказным письмом. Компания проигнорировала ее, а бороться дальше у меня не было возможности, т.к. я не живу в России постоянно и должна была уезжать. А желание "вздрючить" Победу по полной было неописуемое: не столько из-за понесенных убытков, сколько из-за хамов-сотрудников авиакомпании, которые отвратительно вели себя во время посадки. Спасибо за подробный рассказ о том, как защищать свои права! Однозначно в закладки!3
  • Александр ТрофимовК сожалению, российски суд скор только на расправу над своими же гражданами, если хочешь что-то отсудить у организации, имеющей в штате юриста, придется потратить до полутора лет. Очень часто в суде первой инстанции решения не в пользу гражданина, несмотря на, казалось бы, железные аргументы и доказательства. Заседания часто переносят, то по причине болезни судьи, то ответчика, то просто так - без внятного объяснения причины, а это твое время, деньги и нервы. С материалами дела знакомиться дают только непосредственно перед заседанием, грубо нарушая процессуальный кодекс, а если ты не юрист до мозга костей, ты не заметишь все нестыковки и пробелы в материалах, которыми ответчик, подмазавший судью, пытается оправдаться. Соответственно, не сможешь во время заседания аргументированно, со ссылками на нормы, правила и законы защитить свою позицию. Как следствие - проигранное дело. И это только нервов и постоянных хождений в канцелярию на первые полгода. Если у тебя имеется в запасе много сил, нервов, времени и денег, то можно попытать счастья в мособлсуде - 2я инстанция. Здесь твои аргументы рассмотрят уже более внимательно, не сквозь пальцы, а если сумма иска не исчисляется миллионами - гораздо более высока вероятность, что компания-ответчик предпочтет отделаться малой кровью и пойдет на досудебное урегулирование. Я судился полтора года. Большинство людей к тому времени уже плюют и машут в сторону ответчика рукой. На это и расчет.3
  • Igor KireevLeonid, они никого не боятся. Потому что 10 000 руб для авиакомпании - это траты на покупку карандашей на один рабочий день. Если бы за подобные выходки авиакомпании получали бы миллионные штрафы, тогда бы они уважали своих клиентов. Просто представьте ситуацию. С автором случится точно такая же ситуация ещё раз, он будет требовать в аэропорту того же самого и даже будет показывать решение суда по прошлому аналогичному делу. Вы думаете авиакомпания сделает по-другому? Да нет, конечно. Автору придется судится ещё раз.1
  • Leonid PolkovnikovIgor, в том-то И дело, что если все будут вести себя как автор, например, все пассажиры по 10000 руб. отсудят, то компания в следующий раз куда внимательней будет к пассажирам. как минимум , всё в досудебном порядке решит. Пока случай автора единичный, а основная масса потребителей боится идти в суд, ничего и не изменится. И то же самое везде. Например, я покупал квартиру в новостройке, и легко взыскал деньги за просрочку. И все кто взыскивал, у всех получилось. Да только нас было мало, меньше 10% жильцов. Если бы застройщик понимал, что наоборот, 90% жильцов в суд пройдёт, он бы в лепешку разбился, но сдал бы всё в срок, и все были бы довольны. А если ныть и бояться, мол, застройщик или авиакомпания обанкротится, или я потерплю и ничего страшного не будет - так и будешь терпеть3
  • Василий КарповŚwiętosław, нет таких законов, чтобы такие компании работали0
  • Igor KireevLeonid, как правило, люди в этом не сильно виноваты. 1. Они не знают, что можно получить какую-то компенсацию. Они довольны тем, что им вернули деньги за билет. 2. У них нет возможности заниматься этим. Не хватает знаний. Нет времени, потому работа/учеба/дети/внуки/ремонт/дача/фитнес/теща/сломанная машина и т.д. Да и вообще, почему люди должны этим заниматься? Есть надзорные органы, которым мы с вами платим зарплату. Авиакомпания нарушила закон. Задача этих надзорных органов - заставить её соблюдать закон и наказать за эти нарушения. А пока Победе дешевле оплатить такие судебные иски, чем соблюдать закон.0
  • Margarita ParfenovaТот редкий случай, когда удалось победить-и суд, и огромную компанию. Большое спасибо за ссылку на сайт Квалификационной комиссии судей-пожалуюсь на нерадивую судью. В Московский городской суд(высшая инстанция) на судью из районного суда жаловаться бесполезно, как оказалось. Они спускают жалобы на районный суд в этот же суд и я получила отказ от той же судьи на неё же.3
  • Наталия МельниковаАлександр, отличная статья и порадовал результат! Судилась с Победой из-за отмены рейса Калининград-Москва. Также было 3 заседания, тоже мировой судья. Просила вернуть разницу между пропавшими из-за отмены рейса билетами и вновь приобретенными. Суд отказал - в ответе на досудебную претензию Победа написала, ну отменили рейс, деньги же вернули - до свидания, а в возражении на судебную претензию ответили - попадание птицы в правый контур двигателя! Мировую судью Климовского городского округа (Московская область) это ничуть не смутило!3
  • Андрей КузнецовŚwiętosław, в Европе очень четкое законодательство для подобных ситуаций. Процедуру получения компенсации у них я бы сравнил это с получением имущественного вычета, т.е. ситуация, при которой ты не получишь компенсацию при соблюдении всех условий маловероятная. В России к сожалению компенсации за задержку рейсов смешные, поэтому компенсэйр в России на сегодня невозможен, точнее он себя врядли окупит...3
  • Фанис СибатовОтсудил летом 2020 г. с Уральские авиалинии около 150 тыс руб. отменили рейс, я купил новые билеты и мы улетели. Добровольно не возместили мне разницу за 2 авиабилета, всего около 50 тыс руб.2
  • Сергей КолесниковСфотографировал представительницу авиакомпании без маски - получил отказ в регистрации на рейс (пока не удалю фото). Составляю претензию на возврат денег. Не сработает - подам в суд со всеми компенсациями и подам жалобы везде, куда смогу, плюс в СМИ! ) Спасибо за некоторые наводки и другую инфу! =)2
  • Alisa ShlyorAleman, суды - в любой стране волокита. К этому стоит привыкнуть.0
  • Елена СероваОтличная статья! Спасибо, Андрей, что поделились своим успешным опытом.1
  • Сергей КолесниковДополню. Авиакомпания признала вину, и вернули деньги за несостоявшийся перелет.1
  • Андрей КузнецовСергей, хорошо что обошлось мирно :)1
  • Сергей КолесниковАндрей, Но с судом я выиграл бы больше денег..)1
  • Туманный туманАлександр, и цены на билеты0