Я летел на чартере, его задержали, а мне — доплатили!
Туроператор отказывался, но я его заставил
Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 ₽. Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».
Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.
Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.
Справки, чеки, детализация звонков
Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.
По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем — разместить в гостинице.
Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.
Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие — вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.
Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам — и попросил оформить чек.

Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание — а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.
За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день — с задержкой в 13 часов.
По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.
Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.

Отвечает туроператор
По закону за ваш отдых отвечает туроператор. Вы платите ему за всё, что есть в договоре: дорогу, проживание, питание, обслуживание. Туроператор делает так, чтобы вы всё это получили. Если что-то пошло не так, он договаривается, чтобы проблема вас не коснулась. Если не получилось — вы вправе потребовать у туроператора компенсацию. Так работает туристический пакет, и именно для этого в мире существуют туроператоры.
В реальности туроператор далеко не всегда может повлиять на ситуацию, поэтому суды иногда встают на его сторону и говорят, например, что за задержку рейса отвечает авиакомпания и компенсацию должна платить тоже она. Там есть нюансы и многое зависит от того, что написано в договоре.
Но исключение касается только регулярных рейсов — за чартерные всегда отвечает туроператор, Верховный суд подтвердил.
Что особенного в чартере
Воздушный чартер — это договор, по которому одна сторона предоставляет другой воздушное судно или его часть для перевозки пассажиров и грузов.
Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го — вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».
Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.
Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС» и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.
Как предъявлять претензию
Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.
В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.
К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск
Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.
По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.
Если ответчик — крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.
Найти нужный суд проще всего так: напишите в поиске адрес организации и слово «подсудность». Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то нужно также добавить в поисковый запрос слова «мировой суд».
Еще один вариант — искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».
В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.
Исковое заявление
В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения — без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.
Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций — это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска — это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.
Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска — 5123 рубля.
От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше — районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.
В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:
- Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
- Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
- Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги — 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
- Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии — 50% от присужденной суммы компенсации.
К иску я приложил две его копии — для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица — если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.
Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.
Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.
Жалоба в Роспотребнадзор
Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.
Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.
Поэтому свой иск я составлял сам.
Решение суда
Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:
- Стоимость проживания в отеле — 1153 ₽.
- Неустойку за нарушение сроков путешествия — 3215 ₽.
- Моральный вред — 20 000 ₽, по 5000 ₽ каждому члену семьи.
- Штраф за отказ удовлетворить претензию — 12 184 ₽.
Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 ₽ — это 34% от стоимости тура.
Получение компенсации
В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.
Другой вариант — получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.
Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.
Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора
- Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы — только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
- Требуйте компенсацию у туроператора — на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
- Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
- Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.
08.06.18, 12:08
Небольшое дополннение.
Если должник ЮЛ, Вы можете обратиться с оригиналом исполнительного листа (нот. заверенной копией) в налоговую и они через пять рабочих дней вернут вам оригинал исполнительного листа со справкой об открытых счетах организации должника.
02.05.19, 11:53
Кирилл, можно обратиться и просто с копией листа, но предоставить в налоговую для сверения оригинал.
06.06.18, 14:34
Путешествовали с женой на велосипедах в Армению.
Перед покупкой авиабилетов я уточнил условия провоза велосипедов на сайте авиакомпании. В них было указано, что провоз велосипедов считается как провоз обычного багажа, но вес не должен превышать 23 кг. В Домодедово мы отдали разобранные, укомпонованные велосипеды и спокойно доехали до Еревана.
На обратном пути мы также спокойно сдали в багаж наши велосипеды и в хорошем настроении пошли за покупками в Duty free. Но буквально за 20 минут до посадки к нам подошёл представитель компании с распечаткой правил перевозки багажа с сайта авиакомпании. В нем было указано, что провоз велосипеда считается перевозом крупногабаритного груза и что за него нужно доплачивать. В довесок он предъявил ультиматум: либо мы вас высадим, либо оплачивайте багаж. В сумме заплатить нудно было около 12 тыс. реблей. В аэропорту был бесплатный интернет и я показал представителю, что правила, которые видел я отличаются от тех, что указаны на распечатке. Кроме того наш багаж уже отдан на погрузку в самолёт, а мы прошли все контроли. На мои убеждения он никак не реагировал. Мне ничего не оставалось как оплатить негабаритный багаж. Когда мы вернулись я написал перевозчику письмо со своей претензией. Спустя 3 месяца звонков я добился полной компенсации своих расходов. Должен заметить, что квитанцию об оплате багажа я потерял, но смог восстановить её через авиакомпанию. Хорошо, что всё обошлось без суда, тонда ещё не было таких полезных статей вашего журнала.
06.10.18, 05:52
Дмитрий, мы тоже с велосипедами летели из Ростова в Прагу и затем в Рим. На первом рейсе представитель чешских авиалинии потребовал по 100 евро за каждый велосипед как негабаритных багаж. Мои распечатки с правилами с сайта проигнорировал, хотя там велосипед как спортинвентарь идёт отдельным пунктом в единицу багажа. Пришлось заплатить, даже рейс из-за наших споров задержали немного. На обратном пути проблем не было, хотя рейс из Рима в Прагу выполнялся партнёром, у которых вел платный, но когда мы показали, что билет приобретен у чешских авиалиний, нас посадили без проблем. Вернувшись в Ростов, написали претензию через сайт авиакомпании и деньги вернули. Жаль только, что в рублях по чеку. Тогда курс рос, а мы могли эти евро в поездке потратить.
30.10.18, 11:30
Путешествовали из Марокко в Москву через Амстердам. Рейс Касабланка Амстердам выполняла марокканская авиакомпания, а рейс Амстердам - Москва был совместный Аэрофлот и КLM, но багаж мы сами не забирали. В общем второй рейс не просто задержали, а отменили. Пассажиров из других стран пересадили на другие самолёты, пассажиров с детьми тоже постарались отправить пораньше. Через несколько часов нам раздали карточки на звонки и чеки на еду) время близилось к полуночи. Нас осталось человек 15, и нам раздали посадочные аж на следующий вечер. И больше ничего!
Тогда мы сели на пол и вскрыли покупки из дьютика. И начали разливать: коньяк, виски, вино, у кого что было. Прибежали ребята из службы безопасности, сказали нам, что здесь пить нельзя! Ха, ну выгоните нас! - сказали мы им.
В течении следующего получаса материализовались чеки на отель, дорожные наборы, транзитные штампы в паспортах и автобус, в который нас упаковали и увезли в отель.
Утром мы могли уехать тем же автобусом в аэропорт, но конечно же поехали в город, покатались на трамвайчике, съездили на экскурсию и купили вкусного сыра)
Вот такие веселые воспоминания оставил отмеренный рейс.
13.10.19, 11:24
Отвратительные "Уральские авиалинии" и "Победа" на разные ситуации (порча багажа" и некорректная инф. на сайте авиакомпании) на посланные заказным письмом претензии... не отреагировали. Из-за смешных сумм не стал заморачиваться. Хотя теперь жалею, т.к. наглость монополистов огорчает)). Но народ должен знать свои компании - герои. Жду с нетерпением прихода нормальных лоукостеров в Пулково и др. аэропорты
29.10.18, 21:54
Несколько лет назад летели из Коломбо в Москву со стыковой 1 час в Абу-Даби, без пакета, билеты покупали сами. Авиакомпания на весь путь - Этихад. Рейс из Коломбо задержали на час. В итоге, на стыковку опоздали. Предложили отправить нас через сутки. При этом пассажиров нашего рейса из других стран отправляли в этот же день из других аэропортов, организовывая трансфер. В то время виза для гр.РФ была нужна. У нас ее не было, естественно. Мы долго, нудно, но корректно добивали представителей компании, чтобы они предоставили нам положенные компенсации здесь и сейчас. Аэропорт переполнен, нам предложили талоны на еду, талоны на отель в аэропорту, в который было невозможно попасть. Самые стойкие, 12 человек, остались с нами массовкой, добиваться нормальных условий. Нам сказали, что виза делается 3 дня и нереально поселить нас в городской отель. В итоге -всех сфотографировали и отправили в зал ожидания для гостей премиум-класса. Очень неплохо, кстати. Арабская роскошь, прекрасный ресторан, компьютеры с интернетом, душевые комнаты, мягкие диваны, пледы :) Наши сообщники были сыты, довольны и наконец-то перестали ворчать на нас с мужем, что занимаемся бесполезным делом. Одна печаль, визы нам все-таки сделали и поздним вечером увезли на такси в отель. Отель, конечно, не 5 звезд, но вполне нормальный. Утром завтрак и такси до аэропорта. Вот такое дополнительное приключение :)
17.01.19, 06:57
Прошлым летом вылет из Антальи был задержан более чем на 7 часов.
Мы узнали об этом уже на пути в аэропорт, автобус с туристами вернули в отель с полдороги, нам снова надели браслеты, отельный гид порекомендовал "провести время до выезда в баре или на пляже".
Мне не хотелось в бар или на пляж, а хотелось принять сначала холодный душ, а потом горизонтальное положение под кондиционером в сумрачном номере - за счёт туроператора это сделать не удалось, пришлось арендовать номер.
По возвращении домой написал претензию туроператору с просьбой возместить стоимость аренды номера на 6 часов (цена вопроса 30 долларов), копия претензии передана турагенту. В течении полугода ответа от туроператора не получил. Решил забить, т.к. и без того нахожусь в вялотекущем конфликте по очень смешному поводу с другой организацией (бог даст - расскажу на страницах ТЖ :) )
Вчера при бронировании тура для летнего отдыха турагент в рамках клиентоориентированности дал скидку около 8 тыс. руб., поскольку ответа по моему прошлогоднему вопросу не получил и он.
Туроператор - Анекс Тур, турагента не назову.
01.05.19, 12:22
Отличная статья! А как вы считаете, если при покупке был указан один чартерный рейс (скриншоты сохранились), а потом туроператор заменил его на другой в неудобное время и другой авиакомпании, есть шанс на компенсацию? Было очень неприятно купить тур специально с хорошими условиями, а в итоге лететь очень ранним утром с двумя малышами. Туроператор ссылается на то, что тур с чартером - на что хочет, на то и меняет, и условия сохранять не обязан.
02.05.19, 15:13
Alexandra, тоже интересен этот вопрос
12.06.18, 13:07
Удалось получить компенсацию за задержку самолёта от авиакомпании даже при том, что задержка возникла из-за неисправности. Пусть не много, но приятно.
13.06.18, 13:41
Это единичный случай, авиаперевозчиком была а/к ВимАвиа, у нее были очень большие проблемы последние 2 года существования. И конкретно в данном случае действительно ущерб возмещает туроператор, только не из своих собственных средств. Тогда к этой проблеме привлекли Ростуризм и Ассоциацию, деньги возвращали всем пострадавшим и в суд даже не надо было обращаться. Возникает вопрос, что за туроператора Вы выбрали, который сотрудничал с Вимами зная, какие проблемы у авиаперевозчика.
07.11.18, 05:39
Добрый день, чартерный рейс был в 00:20 за сутки до вылета задержали на 15 часов те вылет в 15:20 по прилету получается теряю день отдыха, в договоре написано что 7 ночей оплачено, есть ли шанс получить какую то компенсацию ?
16.01.19, 07:58
Главное помнить что в случае задержек по Европейским правилам вы можете рассчитывать на компенсацию в 600 Евро. О правах пассажиров можно почитать тут https://www.claimflights.ru/prava-passazhira Я так получил 300 Евро за 4-х часовую задержку в Мюнхене. Так что это работает
26.04.19, 11:38
Добрый день!
Возможно, кто-то сталкивался с подобной ситуацией, будем признательны за ответ.
Мы приобрели билет на чартерный рейс на сайте компании, которая по ее словам не зарегистрирована в РФ, а зарегистрирована в ТУрции. Договора у нас с этой компанией нет, тур пакет мы не покупали, только билеты. Рейс был задержан на 20 часов. Авиакомпания признала свою вину письменно, но компенсацию выплатить отказалась, сослалась на туроператора. Но у нас его нет, мы просто купили билеты. Кто в этом случае несет ответственность за задержку рейса и кого привлекать к ответственности?
24.06.19, 01:51
Здравствуйте! Если я правильно поняла, вы юрист и знаете как составлять претензию. У Меня возникла проблема не с турагентством, а с авиакомпанией. Могли бы вы помочь в данной ситуации с составлением иска/претензии?
21.07.19, 11:32
Зачем прятать банк плательщика с платёжке, если его видно по штампу?
21.07.19, 19:11
Сергец, какой Вы молодец! Так все грамотно сделали и описали, приму статью, как пособие в дальнейшем.
Мне вернули Болгарские авиалинии стоимость чемодана, так при прилете в Москву у чемодана не было одного колеса. Может его сломали в аэропорту при разгрузке, но оказывается за сохранность багажа отвечает авиакомпания-перевозчик, нужно только зафиксировать поломку в аэропорту.
12.09.19, 19:04
А как вы думаете, если в договоре написано ,что туроператор за задержку рейса ответственности не несет, то имеет смысл писать им претензию и в дальнейшем идти в суд?или писать в авиакомпанию?
05.10.19, 08:03
Добрый день Сергей. Я еще ни чего не получил, но пытаюсь. Уральские авиалинии опоздали в Москву и мы с супругой не попали на стыковочный рейс. Правда рейс был другой компанией и, как я понимаю это не в мою пользу. Но ужас был в том, что мы опоздали на регистрацию на 2 минуты и нас не захотели просто отвести на посадку. Хотя я не уверен обязаны ли они это делать. По письму УА место на другой рейс нам не дали и в Питер мы уехали поездом. Может подскажете что делать
13.10.19, 14:05
Подскажите, а если чартерный рейс наооборот перенесли на полдня раньше с 19-00 на 08_00 утра, .т.е фактически лишили дня на море можно требовать компенсацию?
20.01.20, 18:35
Сергей , здравствуйте
31.01.20, 06:25
Спасибо за пост! Мой чартер задерживается уже на 7 часов, фактически день отдыха потерян. По возвращении буду использовать ваш опыт. Не знаете случайно, как правильно высчитать стоимость потерянных суток? Не тупо же делить стоимость тура на количество дней/ночей?
29.09.21, 13:29
Добрый день. А можно ли так же подать в суд на авиакомпанию, если рейс наоброот на 12 часов раньше поменяли. Должны были улететь в 18.30, а по факту летим в 6.30 утра того же дня?
20.01, 13:45
Добрый день нужна помощь купили
Горящие путевки через тур агенство за 71 000 на 9 ночей ,все было хорошо отдыхали тоже , на за 2 дня нам прислали что наш вылет изменился и мы вылетаем раньше на 2 дня , у нас было много планов , но выхода не было пришлось улетать не догуляв 2 дня , по приезду нам оплатили всего 4600 за наши не отгулиные дни , если бы я знала я бы вообще не поехала в такую даль на 7 дней, можно как нибудь моральный ущерб подать
06.11, 17:57
Кутилу журнал ! Строчила несколько минут вопрос, а ничего нет😅
06.11, 18:00
Здравствуйте, Сергей. Меня зовут Анна. Подскажите как получить компенсацию от турагентства за невыполнение своих обязательств? Прямо сейчас нахожусь в странной ситуации. Модернизация Tinkoff журнал рассказать ситуацию не дает. Куда к вам можно обратиться?