В начале 2020 года мы с мужем самостоятельно купили свою первую машину.
На поиски у нас ушло целых пять месяцев, потому что нам нужен был старый и недорогой, но ухоженный автомобиль. Мы много раз сталкивались с нечестными продавцами и рисковали потерять единственные накопления, но все обошлось.
В этой статье расскажу, как мы выбирали подходящую машину, как ее купили и сколько на нее ушло денег за два года владения.
Как мы поняли, какой автомобиль стоит искать
Нам нужен был простой, недорогой и надежный хэтчбэк. При этом мы не собирались перевозить грузы или устраивать вылазки за город. Мы посмотрели объявления в пределах 150—300 тысяч рублей в нашем и соседних городах. Сначала рассматривали четыре модели, но через какое-то время поняли, что будем искать Форд Фокус 2005 года.
Прежде чем звонить по объявлениям, я вступила в несколько групп во «Вконтакте», где сидят владельцы Фокусов. Они посоветовали искать вариант в комплектации Ghia с двигателем Zetec 2.0, в худшем случае — какой-нибудь восьмиклапанный на 1,6 л. Этим двигателям не страшен обрыв ремня ГРМ: клапаны не загнет, не придется тратиться на дорогостоящий ремонт.
Фокусы-хэтчбэки дороже седанов. Еще мне не советовали брать американские версии ZX3 и ZX4: могут возникнуть проблемы с запчастями.
Форд Фокус первого поколения тогда выставляли в среднем за 200 тысяч рублей — примерно на эту цену мы и ориентировались.
Как мы общались с продавцами и искали машину
У подержанной машины всегда можно найти недочеты, особенно если ей больше 10 лет. В истории такой машины, скорее всего, были и аварии, и некачественные ремонты — и это совершенно нормально. Тем не менее мы стали искать хороший вариант. Вот что мы уточняли у продавцов.
С кем мы имеем дело. Мы прекращали разговор со всеми, кто не вписан в ПТС и хотя бы год не владел машиной. При этом было время, когда мы пару раз пытались дать шанс перекупам, но в обоих случаях попадались не машины, а намытый и отполированный автохлам.
VIN и госномер. Первым делом мы просили продавца выслать VIN на фотографии. Это мог быть фрагмент свидетельства о регистрации автомобиля — СТС, паспорта транспортного средства — ПТС, ОСАГО. Немало машин продают по подставному VIN, поэтому мы прощались с продавцами, которые отказывались присылать такую фотографию.
VIN с фото проверяли по «Автотеке» — и уже на основе полученных данных разговаривали дальше. Важно помнить, что базы появились в 2015 году: более ранние ДТП и расчеты страховых не попадут ни в один отчет. Чистая история за последние пять лет нас все равно радовала.
Сколько было собственников. Много собственников для машины 2005 года — это вполне естественно. Важно, чтобы они не менялись слишком часто, например раз в полгода: это дурной знак.
Попадала ли машина в ДТП, какие элементы красили. Если верить объявлениям, большинство машин никогда не били, кузов — в родной краске. Но доверять им, конечно, не нужно
Отчет при этом действительно может быть чистым — мы уже говорили, что данные туда попадают с 2015 года. Поэтому нужно расспрашивать про повреждения максимально подробно. Реальный владелец может спокойно рассказать, какие у машины проблемы с кузовом.
Что с залогами, арестами, штрафами, была ли машина в угоне. В объявлениях о проблемах со всем этим пишут крайне редко. Здесь отчет по VIN незаменим.
Какой у машины пробег. Все данные есть в отчете, но опять же с 2015 года. При этом всегда интересно послушать продавца. Машину с маленьким пробегом не искали: у старых авто смотрят не на одометр, а на состояние.
Как мы смотрели машины
Мы ездили на очную проверку с отцом мужа, который разбирается в авто: знает, как должен звучать двигатель, а как не должен, с ходу видит, что крыло покрашено. Первый общий выезд был неудачным — тогда мы дали шанс старой Мазде. Свекра даже не пришлось ни о чем спрашивать: перед нами был очевидный хлам.
После этого мы стали дольше переписываться с продавцами, чтобы избегать подобных ситуаций. Всего было четыре встречи с собственниками. Сами выезды не занимали много времени, на осмотр уходило три-четыре часа. Свекор был рад нам помочь и отмахивался от любых наших попыток его отблагодарить.
Наша будущая машина устроила нас на осмотре, и мы поехали на подъемник знакомого автомеханика. В подвеске были вопросы только к стойкам и втулкам стабилизатора, все остальное было в хорошем состоянии. Днище и защита сохранились в целости, пороги — в отличном состоянии, масло ниоткуда не текло. Такая проверка обошлась нам в 400 ₽.
Форд продавал мужчина 57 лет. По записи в ПТС мы поняли, что он владеет машиной два с половиной года. Обслуживал, скорее всего, своевременно: в подвеске ничего не стучало, двигатель работал ровно, в салоне было достаточно чисто. Понравилось, что он явно не готовил машину к продаже, а просто помыл кузов и показал все как есть.
По «Автотеке» пробег 121 000 км проходил как настоящий — в отчете стояла галочка «реальный пробег». Значит, как минимум два последних хозяина его не крутили. Но это точно делали до 2015 года: реальный пробег за 300 000 км выдают протертая до железа педаль тормоза и состояние руля под оплеткой. Однако машина при этом была ухоженная и целая.
Мы проверили кузов толщиномером: везде было примерно 115 мкм за исключением пассажирской двери. Там было 220 мкм: похоже на дополнительный слой краски, что нельзя считать проблемой.
Как оформляли сделку
Мы заранее нашли в интернете и распечатали свежий шаблон договора купли-продажи — ДКП. Предварительно проверили автомобиль по VIN и на сайте Федеральной нотариальной палаты. Все было чисто.
На встречу продавец принес свой паспорт, ПТС, СТС, полис ОСАГО и диагностическую карту. Вот что мы сделали:
- Заполнили ДКП в трех экземплярах, один из них продавец оставил у себя.
- Попросили продавца расписаться в ПТС и расписались в нем сами.
- Забрали два экземпляра ключей, СТС, ПТС и диагностическую карту.
- Передали 200 000 ₽ наличными. Хотя сейчас мы бы вряд ли так делали: гораздо безопаснее перевести деньги на счет продавца. Так будет проще доказать факт покупки.
Теперь нам предстояло пройти техосмотр. Это по-прежнему обязательно при постановке машины на учет. Мы приехали на СТО, заплатили 500 ₽ и показали машину специалисту. Он сказал, что все в порядке, и выдал диагностическую карту.
Полис ОСАГО оформили онлайн, он обошелся в 3639 ₽.
Потом нужно было поставить машину на учет. Для этого через госуслуги заполнили заявление, заплатили 350 ₽ госпошлины за изготовление СТС и 245 ₽ за внесение записи в ПТС. Менять старые номера мы не стали.
Процедура была абсолютно стандартная, никаких проблем не было: машину поставили на учет, а потратили мы примерно полтора часа.
Постановка на учет и ОСАГО на первый год — 4734 ₽
ОСАГО | 3639 ₽ |
Пошлины в ГИБДД | 595 ₽ |
СТО | 500 ₽ |
Постановка на учет и ОСАГО на первый год — 4734 ₽
ОСАГО | 3639 ₽ |
Пошлины в ГИБДД | 595 ₽ |
СТО | 500 ₽ |
Сколько мы потратили на 15-летний Форд Фокус за два года
Расходы на ремонт и техобслуживание. Срочного ремонта машина не требовала, но мы на всякий случай заменили рычаги, прокладку ГБЦ, масло и фильтры. Обратились в ближайший сервис, там же купили запчасти.
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки — 17 940 ₽
Тип работ | Что делали | Цена |
---|---|---|
Ремонт, работы и запчасти | Продольные и поперечные рычаги передней подвески | 8000 ₽ |
Прокладка ГБЦ | 3000 ₽ | |
ТО, работы и запчасти | Моторное масло 5W-30, 5 л | 3500 ₽ |
Работы по ТО | 1400 ₽ | |
Воздушный фильтр | 1230 ₽ | |
Салонный фильтр | 410 ₽ | |
Масляный фильтр | 400 ₽ |
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки — 17 940 ₽
Ремонт, работы и запчасти | |
Продольные и поперечные рычаги передней подвески | 8000 ₽ |
Прокладка ГБЦ | 3000 ₽ |
ТО, работы и запчасти | |
Моторное масло 5W-30, 5 л | 3500 ₽ |
Работы по ТО | 1400 ₽ |
Воздушный фильтр | 1230 ₽ |
Салонный фильтр | 410 ₽ |
Масляный фильтр | 400 ₽ |
На поворотах корпус авто сильно кренился, а на лежачих полицейских от подвески слышался глухой стук. Мы часто ездили к родителям — там вообще не было асфальта, только проселочная дорога с глубокими рытвинами. Поэтому через пару месяцев заменили амортизаторы, сайлентблоки, стойки стабилизаторов и поставили новые пружины.
Летом в жару мы поняли, что нужно обслужить кондиционер. Диагностика показала, что система негерметична, неисправен конденсор — радиатор кондиционера, пришлось ставить новый. Отдали за него 7900 ₽. Чтобы его поменять и обслужить систему кондиционирования, заплатили 5000 ₽.
Мы покупали Форд Фокус с расчетом набраться водительского опыта и взять что-то получше через три-четыре года. Мы пятые в ПТС и успели наездить только 20 000 км, пробег на одометре — 139 000 км. В ДТП мы ни разу не попадали.
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км — 48 923 ₽
Тип работ | Что делали | Цена |
---|---|---|
Ремонт, работы и запчасти | Работы по подвеске | 9000 ₽ |
Радиатор кондиционера | 8390 ₽ | |
Задние амортизаторы, 2 шт. | 7900 ₽ | |
Пружины на заднюю ось, 2 шт. | 7200 ₽ | |
Работы по кондиционеру | 5000 ₽ | |
Стойки стабилизаторов, 2 шт. | 1820 ₽ | |
Сайлентблоки, 4 шт. | 1640 ₽ | |
ТО, работы и запчасти | Моторное масло 5W-30, 5 л | 3470 ₽ |
Концентрат антифриза, 2,5 л | 1693 ₽ | |
Воздушный фильтр | 1230 ₽ | |
Работы по ТО | 1100 ₽ | |
Масляный фильтр | 480 ₽ |
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км — 48 923 ₽
Ремонт, работы и запчасти | |
Работы по подвеске | 9000 ₽ |
Радиатор кондиционера | 8390 ₽ |
Задние амортизаторы, 2 шт. | 7900 ₽ |
Пружины на заднюю ось, 2 шт. | 7200 ₽ |
Работы по кондиционеру | 5000 ₽ |
Стойки стабилизаторов, 2 шт. | 1820 ₽ |
Сайлентблоки, 4 шт. | 1640 ₽ |
ТО, работы и запчасти | |
Моторное масло 5W-30, 5 л | 3470 ₽ |
Воздушный фильтр | 1230 ₽ |
Работы по ТО | 1100 ₽ |
Масляный фильтр | 480 ₽ |
Расходы на чистоту и уют в салоне. Сразу после покупки мы отогнали машину на мойку, заказали химчистку. В принципе, в салоне просто прибрались и попытались оттереть пятна на обивке сидений. За это с нас взяли 1500 ₽. Стало почище, но до идеала было очень далеко. Потом наводить порядок всегда приходилось самостоятельно.
Мы заказали на «Алиэкспрессе» торнадор за 3800 ₽. Он здорово помогает почистить обивку сидений и потолок: результат был сильно лучше, чем после химчистки на мойке. Устройство подключается к компрессору — его мы взяли у родителей. Внутрь заливали воду, разбавленную концентратом очистителя для салона. Для панели приборов купили обычные универсальные очистители и комплект салфеток, чтобы лежали в бардачке. Вся химия для мойки, чистки салона и стекол обошлась нам примерно в 3500 ₽, но запаса хватило надолго.
В основном пользовались мойками самообслуживания: чеков никто не хранил, да и сказать, сколько именно раз мы туда заезжали, будет сложно.
Уют и чистота в салоне — 8800 ₽
Торнадор с «Алиэкспресса» | 3800 ₽ |
Химия и аксессуары для мойки, чистки салона и стекол | 3500 ₽ |
Плохая химчистка на мойке | 1500 ₽ |
Уют и чистота в салоне — 8800 ₽
Торнадор с «Алиэкспресса» | 3800 ₽ |
Химия и аксессуары для мойки, чистки салона и стекол | 3500 ₽ |
Плохая химчистка на мойке | 1500 ₽ |
Расходы на детали интерьера и экстерьера. Все началось с решетки радиатора: родная была сломана и серьезно портила вид. Замену ей мы нашли на «Авито» за 1000 ₽. Покрасили ее свежей черной краской из баллончика, чтобы скрыть незначительные дефекты и потертости, — получилось здорово.
Кулису переключения передач и ручник муж обновил самостоятельно за пару вечеров. Он купил три метра экокожи за 1800 ₽ — с запасом, чтобы была возможность ошибиться. Разобрал каркасы, распорол старые чехлы, сделал лекала, перевел их на новый материал и сшил детали между собой на бытовой швейной машинке. Мы выбрали слишком плотную кожу, поэтому получились некрасивые твердые складки.
Взяли с рук далеко не свежие, но целые фары за 4600 ₽ и докупили линзы HELLA — тоже б/у, но в хорошем состоянии. Пара обошлась в 3000 ₽. Мы отполировали стекла, заменили линзы и провели гибкую светодиодную ленту — ее купили за 1800 ₽. Вышло недорого, но трудоемко, ведь мы занимались этим впервые. Разобранные фары неделю валялись по комнате, пока мы подбирали удачный изгиб ленты. Результат понравился, нам совершенно не жалко потраченного времени и денег.
Когда нужно было покупать комплект летних шин, мы решили взять под них дополнительный комплект литья. Купили с большой скидкой на «Яндекс-маркете» колеса R17 за 20 000 ₽, отдельно нашли шины за 14 000 ₽. Зимняя резина была в порядке, она стоит на старых колесах. На шиномонтаж за все время владения потратили примерно 5000 ₽.
Детали интерьера и экстерьера — 51 200 ₽
Литые диски R17 | 20 000 ₽ |
Резина летняя 205/50 R17 | 14 000 ₽ |
Шиномонтаж за все время | 5000 ₽ |
Передние фары, левая и правая | 4600 ₽ |
Линзы HELLA 3R, 2 шт. | 3000 ₽ |
Черная экокожа, 3 м | 1800 ₽ |
Гибкая светодиодная лента | 1800 ₽ |
Решетка радиатора | 1000 ₽ |
Детали интерьера и экстерьера — 51 200 ₽
Литые диски R17 | 20 000 ₽ |
Резина летняя 205/50 R17 | 14 000 ₽ |
Шиномонтаж за все время | 5000 ₽ |
Передние фары, левая и правая | 4600 ₽ |
Линзы HELLA 3R, 2 шт. | 3000 ₽ |
Черная экокожа, 3 м | 1800 ₽ |
Гибкая светодиодная лента | 1800 ₽ |
Решетка радиатора | 1000 ₽ |
ОСАГО за последние два года — 7380 ₽. КБМ мужа — 0,75, регион — Волгоградская область.
Общие расходы за два года на Форд Фокус 2005 года без бензина — 138 977 ₽
Детали интерьера и экстерьера | 51 200 ₽ |
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км | 48 923 ₽ |
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки | 17 940 ₽ |
Уют и чистота в салоне | 8800 ₽ |
ОСАГО за 2021 и 2022 годы | 7380 ₽ |
Постановка на учет и ОСАГО на первый год | 4734 ₽ |
Общие расходы за два года на Форд Фокус 2005 года без бензина — 138 977 ₽
Детали интерьера и экстерьера | 51 200 ₽ |
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км | 48 923 ₽ |
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки | 17 940 ₽ |
Уют и чистота в салоне | 8800 ₽ |
ОСАГО за 2021 и 2022 годы | 7380 ₽ |
Постановка на учет и ОСАГО на первый год | 4734 ₽ |
Запомнить
- Найти старую иномарку в хорошем состоянии сложно, но возможно: главное — запастись терпением. Оптимально выбирать неприхотливую и простую в ремонте машину гольф-класса.
- Старую иномарку лучше поискать в регионах: больше шансов найти худо-бедно целый кузов.
- Не стоит тратить все сбережения, оставьте 30—50 тысяч рублей на непредвиденные расходы и первичное ТО.
- Подвергайте сомнению все, что кажется подозрительным. Задавайте как можно больше вопросов и перепроверяйте информацию сами: по VIN, на форумах автолюбителей.
- Большой пробег или лишние слои краски на кузове — не приговор. В случае со старой машиной смотрите на техническое состояние.
- Недочеты по интерьеру и экстерьеру решаются довольно просто и недорого. Если на кузове нет жуков, обратите внимание на световые приборы и колеса.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.