«Остался без рубля и с долгами по кредитам»: 10 историй о бизнесе по франшизе
Не все хотят создавать дело с нуля — и бизнес по франшизе может помочь предпринимателю на старте.
Читатели Т—Ж поделились историями о том, как они развивали дело под чужим торговым знаком, боролись с проблемами, закрывались и даже запускали собственную франшизу.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
О том, как хотел приобрести франшизу, но оттолкнули условия покупки
У меня дилемма: свой бизнес есть — тренинг-центр для айтишников, — но хочу параллельно запустить что-то в сфере общепита, в которой ничего не понимаю. Здесь важно найти разбирающегося партнера. Пока что на горизонте таковых нет. Вот и вопрос: рисковать — и в омут с головой, самому шишки набивать или продолжать поиски адекватного человека с горящими глазами?
Подумывал о покупке франшизы, но пообщался с опытными в этом деле людьми, почитал договор первой попавшейся франшизы, и волосы дыбом встали — неужели кто-то в своем уме на эту дичь может согласиться? Абсолютно кабальные условия.
Например, в одной франшизе по фастфуду, если я подписываю с компанией договор, то даже после окончания его действия не имею права заниматься аналогичным бизнесом пять лет. И мои ближайшие родственники не имеют такого права ни во время действия договора, ни пять лет после.
Также я буду обязан ежемесячно оплачивать рекламу в «Инстаграме» — по 3000—5000 ₽ на каждые 100 000 жителей города. Были и другие моменты, которые мне показались не ахти.
В другой франшизе — медицинской лаборатории — указано, что при досрочном расторжении договора я буду оплачивать недополученную прибыль компании — по ее расчетам. Выходит, что даже если ты работаешь в минус, то при закрытии через год-два заплатишь компании несколько миллионов рублей.
О том, как купила бизнес по продаже кроссовок, но нарвалась на мошенников
Купила франшизу по продаже кроссовок в «Инстаграме», во «Вконтакте» и на маркетплейсах. Стоимость со скидкой была 57 500 ₽, а так мой пакет стоил бы 115 000 ₽. Оплатила с кредитной карты.
Уже написала заявление в полицию, потому как для подтверждения подлинности бизнеса мне дали ссылку на сайт Сбербанка с этой франшизой. На самом деле на сайте Сбербанка нет никаких франшиз, а та страница оказалась фейковой. И во «Вконтакте» и «Инстаграме» магазины, скорее всего, тоже фейковые.
О том, как набрался опыта по всей стране и сам стал франчайзером
Я сейчас франшизу развиваю. Ни под один «инфоцыганский пункт о подозрительности» не подпадаю. Мы проводим противоаварийные работы: просевшие фундаменты, затопленные подвалы, сползающие в проливы ГРЭС — всякое бывает. И вот мы шастаем по всей России. Почему? Потому что объектов не очень-то и много. Потому что мобилизация наша стоит весьма дорого: например, недавно в контракте с заказчиком из Нерюнгри я потребовал завесить 3 млн рублей просто за то, что он своими силами начнет перевозить мое оборудование, — ему невыгодно и неинтересно, мне тоже.
Какой выход — чтобы на ХМАО, ЯНАО, в Тюмени работал свой исполнитель. Это не должен быть «скромный слесарь, решивший открыть свое дело», это должна быть компания, занимающаяся, например, обследованием зданий и сооружений, но стремящаяся вырасти. Или строитель домов, который, обладая хорошим опытом общестроя, не отказался бы иметь 3—10 контрактов в год с маржой 30—100% и чеком в несколько миллионов при отсутствии конкурентов.
Пускать франчайзи в свободное плавание я не собираюсь, чтобы не навредили. Грабить какими-то ежемесячными платежами — тоже. При этом честную, взаимовыгодную сделку я в этом вижу. И не планирую брать во франчайзи кого угодно. Даже если у меня будет прирастать по партнеру в год — и то красота! Командировки своей команды я не отменял, маркетинг пашет, никуда не спешу.
О том, как раскусил продавцов заведомо убыточной франшизы
Мне предлагали купить франшизу коворкинга за 4 млн рублей или хотя бы «эксельку» с бизнес-планом за 1,2 млн рублей — нет, у них ничего не пригорало. Конторе как юрлицу меньше года, но «десять лет на рынке» — и я в это должен поверить за свои же деньги. При этом на организаторе сего лохотрона висит толпа открытых и ликвидированных ООО, и это я еще по базе приставов его не пробивал.
Что особенно удивляет: они общаются так, будто это совершенно нормально и естественно — предлагать откровенный шлак под видом успешного бизнеса. Люди из параллельной реальности или, может, это я такой неправильный потребитель?
О том, как бизнес по франшизе детского центра обернулся долгами
Купили несколько лет назад франшизу детского центра раннего развития. При покупке просили продать для нашего города, Тулы, формат «лайт»: меньше затрат, в том числе паушальный взнос, помещение нужно в два раза меньше площадью. И допрасходы в разы меньше: занятия длятся 45 минут, стоимость абонемента гораздо ниже. Но нам продали только формат круговой интеллектуальной тренировки: занятия там длятся почти два часа, а абонемент в три-четыре раза дороже.
Такой формат с трудом шел у нас в городе. Мы много денег тратили на рекламу, из-за этого часто сменялись сотрудники. Работали с утра до ночи, все время сами придумывали пути решения методом проб и ошибок. По договору у нас должен был быть бизнес-куратор, но его не было.
Потратили на открытие 3 млн рублей и еще столько же — после. Весь карантин — с марта по сентябрь 2020 года — нам было запрещено работать законом, но за аренду мы платили, выплачивали зарплаты и даже роялти.
Когда пришло время открываться, сотрудники уволились, франчайзер закрыл все базы данных, так как появилась дебиторская задолженность. На уступки не идут, никак не помогают в сложившейся ситуации, только хотят денег. Денег ноль, кредит на 500 000 ₽ ушел на зарплаты, роялти, аренду.
Еще заметили в договоре такой косяк: со стороны франчайзера стоит подпись одного человека, а указан другой. Должна быть подпись владельца, а стоит подпись сотрудника компании.
О том, как потратил миллион рублей, но франчайзер не выполнил свою часть договора
Я покупал франшизу, оборудовал офис. Все затраты обошлись в 1 млн рублей. Через четыре месяца работы ушел в очень большой минус. Доходов не то чтобы не было — я даже один месяц в ноль не отработал. Франчайзер после оплаты на связь выходил неохотно. Обещанной поддержки не было, договор не был исполнен.
Позднее я пошел на наемную работу, на которой тоже были задержки зарплаты, и я остался с носом — без рубля и с долгами по кредитам. Каждый день звонили кредиторы, от которых я устал. Так что не берите франшизы, люди.
О том, как открыл агентство недвижимости по франшизе и сам выбрал управляющего
Один из моих бизнесов — агентство недвижимости по франшизе, на определенную территорию.
Из плюсов: мое минимальное вмешательство как инвестора. Систему маркетинга, обучения, продаж предоставляет владелец франшизы, несколько сотрудников подготовлены головным офисом, и с первых дней есть работа на результат.
У меня есть директор, его предоставил головной офис. Вернее, было несколько кандидатов из опытных сотрудников — я провел собеседование и выбрал максимально симпатичного мне по общению. Его профессиональный уровень — забота владельца франшизы. Если увидят, что директор не справляется, они его поменяют, но пока все ок.
Из минусов: не очень жесткое соблюдение регламентов и сроков, большие вложения на старте — если сравнивать с таким же офисом, но без франшизы.
Мое изначальное требование: я только инвестор. Естественно, когда я вел переговоры и покупал франшизу, все рисовали совсем радужно. Но я был готов к реалиям и открывался не на последние деньги.
В целом я понимал, куда вкладываю деньги, и быстрого результата не ждал, но как еще один камешек в маленькую группу разных компаний — вполне себе.
О том, как закрыли детский кружок из-за снижения спроса
У нас с мужем пять лет был детский кружок по франшизе. После февраля 2022 года поток клиентов сократился — приняли решение закрыться. Плюс накопилась усталость: было ощущение, что не можешь не думать, что дальше с арендой, с учениками, с деньгами — ответственность всегда и круглосуточно на нас. С детьми и их родителями я больше работать точно не хочу, наелась на жизнь вперед :)
Из нашего опыта я сделала вывод, что маркетинг — то, в чем нужно разбираться, или следует иметь друга-профессионала. Так получилось, что через два года после открытия кружка муж отучился на интернет-маркетолога и смог сделать экспертизу того, что настраивали нам в головном офисе и привлеченные за плату сторонние специалисты. Позднее уже сам настраивал таргет и контекст, это хорошо экономило нам деньги. До этого получалось, что ты платишь, платишь, а звонков мало, и ты не понимаешь почему.
Кстати, у нас франшиза была более честная, если можно так сказать. У франчайзи действительно были открытые кружки в других городах, был некий обмен опытом. Не все было гладко и уж точно не соответствовало первоначальному плану, но все-таки это реальное партнерство.
Подведу итог: если бы можно было вернуться на пять лет назад, я бы себе посоветовала не ввязываться, а лучше — развиваться самой как специалисту.
О том, как не выдержали конкуренции с другим франчайзи
Я вляпался с пунктом выдачи заказов маркетплейса. Франчайзеры перекрыли выручку, одобрив открытие еще одного ПВЗ рядом с нами, и в итоге нам достались гроши, да и изменение оферты все подкосило.
Решили закрыть, чтобы не тянуть убыточное предприятие. Благо затрат было не так много.
О том, как знакомая не смогла добиться помощи от франчайзера и выгорела от попыток заработать
Моя знакомая пробовала работать по франшизе московской сети в регионе. Потратила примерно 1,5 млн рублей кредитных денег на магазин недорогой бижутерии. В целом она поняла свои ошибки, большинство из них не были проблемами франшизы — просто неудачные или непродуманные бизнес-решения.
Открылась в дорогом ТЦ, было большое помещение, дорогие ремонт и оборудование, необоснованные для недорогой бижутерии. Это не было условием франчайзера, а было ее желанием «сделать красиво». В Москве точки этого бренда были маленькими. Договор аренды заключили в долларах — через несколько месяцев доллар взлетел в два с половиной раза, потом немного опустился, но все равно стоил в два раза дороже. То есть она платила за аренду в два раза больше, чем было в бизнес-плане. Кроме арендной платы были дополнительные платежи владельцам ТЦ — типа «за вход» в новый торговый центр.
Ставка была на респектабельность и большую проходимость в новом ТЦ. Но открытие задержали, арендаторы не заплатили штраф, и в скором времени открылся еще один большой ТЦ в этом городе.
Получился замкнутый круг: место не сменить, так как нет денег на новый ремонт и переезд, а прибыли нет, потому что аренда баснословная. Знакомая неоднократно обращалась к франчайзеру по поводу повышения стоимости аренды и, следовательно, повышения цен на ее продукцию, но ей все время отказывал менеджер, мол, это невозможно провести в их бухгалтерской программе. Не знаю, почему они не пошли ей навстречу, ведь убытков с их стороны не было бы.
Сама франшиза стоила 150 000 ₽ — знакомая знала это перед подписанием договора. Была наценка на товар 100%, и заказывать его нужно было только у франчайзера. Дороже продавать нельзя, даже если работаешь в минус. Она это тоже знала. Скачок стоимости валюты и кризис — тут уж не знаю, можно ли было это предвидеть.
Потом она многое переделала, но, как часто бывает, на тот момент уже перегорела. Через несколько месяцев на свой страх и риск знакомая перестала заказывать товар у своего франчайзера, покупала все в Китае и Москве, расширила ассортимент, но из-за высокой арендной платы в стабильный плюс все равно не вышла. Когда она под их вывеской стала продавать все подряд и выкладывала фото в группы в соцсетях, франчайзеры не подали в суд и вроде бы вообще никак не отреагировали.
В итоге она закрыла магазин, распродала товарные остатки и оборудование, частично погасила кредит деньгами от продажи, но выплачивала его довольно долго.