Что такое буллинг в школе и как с ним бороться
Дети
53K
Фотография — FatCamera / iStock

Что такое буллинг в школе и как с ним бороться

Как помочь ребенку, если он стал жертвой травли
65
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

пережил буллинг сам и помогал пережить другим

Страница автора

Когда-то я и сам был жертвой буллинга. Правда, тогда такого слова не знали, но травля в школах все же случалась.

Впервые я столкнулся с буллингом еще в 80-х годах. Причем в моем случае активное участие принимали учителя. В итоге после восьмого класса мне пришлось уйти из школы. Затем я окончил техникум, институт и вернулся в эту же школу учителем. Главное, что я понял: защитить своего или чужого ребенка от буллинга можно и нужно.

Тема детского насилия сложная и решается только в комплексе: с помощью учителей, психологов, родителей, самих детей, а иногда — правоохранительных органов. Расскажу, как буллинг трактуется с точки зрения закона и что с этим делать.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое буллинг

Буллинг происходит от английского bullying — запугивание. Это бытовой термин — он не закреплен ни в законах, ни в школьных документах, но им пользуются и родители, и педагоги, и психологи.

Так называют форму взаимодействия, когда одни дети создают нетерпимую обстановку для других детей. Например, когда хулиган в классе, пользуясь физическим превосходством, «быкует» и регулярно донимает более слабых сверстников.

У буллинга нет цели обогащения за счет жертвы, хотя иногда доходит и до этого. Основной мотив — самоутверждение, и без зрителей это не работает: нет смысла доказывать свое превосходство, когда никто не видит.

Если старшеклассник отбирает карманные деньги у более слабых учеников после уроков, это не буллинг. Ведь мотив — обогащение, и свидетели в этом деле ни к чему. С точки зрения закона здесь речь идет о грабеже — открытом хищении имущества  .

Ситуацию можно расценивать как буллинг, только когда она происходит на системной основе и достаточно длительное время. Так, если два ребенка подрались, а потом помирились, это не считается буллингом. Но если избиения или психологическое давление повторяются — тогда да.

Кто участвует в буллинге

Условно участников буллинга делят на жертв, инициаторов и наблюдателей.

Возраст в данном случае ни на что не влияет. Бывает так, что участники буллинга — дети, а его инициаторы — взрослые. И наоборот — жертвой буллинга может стать учитель в школе.

В буллинг обычно вовлечены все, кто о нем знает. Не обязательно нападать всем классом: кто-то из зрителей будет подбадривать задиру, а кто-то — молча наблюдать. Учителя, взрослые или соседи, которые знают и молчат, — такие же участники, как и те, кто обижает ребенка.

Жертва — это человек, который подвергается агрессии. Многие думают, что жертвами становятся только «слабые» люди и просто надо уметь за себя постоять. Но в реальности жертвой буллинга может стать кто угодно, даже взрослые.

Инициатор, булли — от английского bully, — хулиган, драчун или насильник. Им тоже может стать как ребенок, так и взрослый.

Наблюдатели — это люди, которые видят конфликт, но не принимают в нем непосредственного участия. В школах роль наблюдателей часто играют учителя, придерживающиеся позиции «дети сами разберутся».

Наблюдателями также могут быть другие дети, родители, соседи или даже случайные прохожие. Часто они считают себя нейтральной стороной, но если наблюдатели молчат, то фактически поддерживают инициатора буллинга.

Роли могут меняться даже в процессе взросления. Например, в младшей школе ребенок был жертвой, но потом сменился коллектив — и он начинает самоутверждаться по уже знакомой схеме, только в роли инициатора насилия.

Какую роль в буллинге могут играть взрослые

Родители, родственники и даже школьные учителя — зачастую объекты подражания для инициаторов буллинга.

Так, у детей нет понятия субординации и структуры подчинения. И если учитель несколько раз отчитал при всех неопрятного ученика, другие дети могут воспринять это как руководство к действию. При этом внутренних ограничителей у детей тоже нет, и «воспитательный» процесс часто перетекает в издевательство.

Другой пример: ребенок в семье наблюдает, как родители оскорбляют друг друга, и переносит эту модель поведения в свой класс. Тут тоже нет ограничителей — если можно делать это дома, значит, можно и в школе. А дальше такое поведение распространяется как вирус: одноклассники копируют его.

Бывают ситуации, когда участники буллинга — педагоги. Причем иногда умышленно. Например, если у родителей ребенка сложные отношения с учителем, тот может не замечать нападки на этого ученика или напрямую их провоцировать: достаточно периодически отчитывать ребенка перед всем классом. Если делать это систематически, класс рано или поздно начнет копировать учителя.

Иногда к буллингу приводит так называемый принцип коллективной ответственности — когда за проступки одного наказывают весь коллектив. Понятно, что в таком случае все озлобляются на нарушителя. Педагоги при этом могут считать, что дети сами между собой разберутся. Так оно и бывает, только формы «разбирательств» могут быть довольно жестокими.

Аватар автора

Ксения Петрова

была свидетельницей буллинга

Страница автора

«Потащили через весь класс, чтобы мы видели»

Помню, что буллинг начался примерно класса с третьего среди мальчишек, когда появилось четкое разделение на отличников и троечников. Класс у нас был сильный, 22 мальчика, из них всего трое учились не очень, им и доставалось. Удивительно, что ботаники были самыми большими задирами: начинали ссоры, как правило, насмехаясь над неудачами во время уроков. Периодически дрались после школы и на переменах.

Один эпизод прямо врезался в память. Нас с другими девочками было всего шестеро, мы не вмешивались и держались подальше, но это было уже слишком. С одного мальчика стянули до обуви штаны вместе с трусами, подхватили за руки и ноги и потащили через весь класс, чтобы мы видели. Кто-то улыбался, но большинству было совсем не смешно.

Взрослых не было, мальчик тот не жаловался никому. Жаловаться 20 лет назад в принципе было не принято, это был стыд и позор, который кончался еще большим буллингом и переводом в другой класс или даже школу. Такое я тоже наблюдала.

С каждым классом буллинг сходил на нет, и после девятого класса я не помню, чтобы кого-то травили. Все были настолько заняты, что делились на друзей и равнодушных, агрессивных не осталось.

Мальчик тот вырос и стал тяжелоатлетом, у него красивая девушка, может, уже и жена. Трудно поверить, что когда-то он был самым затравленным в классе. Ботаники тоже стали успешными людьми, кто в Бауманку поступил, кто на нефтегазовые отрасли. Интересно, помнят ли они о том, что творили и стыдно ли им…

Какие есть виды буллинга

Зачастую это:

  • физические издевательства, например избиение;
  • моральные унижения — насмешки, оскорбления и тому подобное;
  • запугивания и шантаж — ребенка угрозами принуждают совершать какие-либо действия;
  • сексуальные домогательства.

Этот перечень не исчерпывающий. Школа — далеко не единственное место, где встречается буллинг. Как правило, он есть и в других закрытых сообществах — меняется только название и специфические черты. В армии это называют дедовщиной, в среде коллег — моббингом, в семье — абьюзом. Причем совершенно необязательно жертва школьного буллинга станет жертвой абьюза, когда вырастет: бывает и наоборот.

Аватар автора

Ольга Викторова

психолог клиник DocDeti и DocMed

Что приводит к появлению и продолжению буллинга

Буллинг не обязательно возникнет в любом коллективе, но он может появиться там, где есть подходящие условия. Чаще всего они заключаются в политике и действиях взрослых: равнодушие к происходящему между детьми, поддержание токсичных отношений — любимчики, изгои и тому подобное. А также отсутствие включенности в происходящее и игнорирование конфликтов.

Жертвой буллинга может стать любой ребенок, для этого не нужно обладать чем-то выдающимся. Авторами буллинга чаще становятся дети неуслышанные, находящиеся где-то под таким же давлением, возможно, желающие проявить власть и привлечь внимание.

Если ваш ребенок оказался зачинщиком травли, главное — не оставлять без внимания подобные действия. Чуткие отношения, разрешение ребенку проявлять чувства, наличие разумной свободы выбора и возможности управлять своей жизнью — обычные постулаты адекватного родительского подхода будут полезны и здесь.

Если говорить о работе психолога, то она будет эффективна в целом с тем коллективом, где происходит буллинг. Но может быть эффективна и с отдельными участниками. При этом так же важна включенность педагогов и родителей в эту работу. Благодаря этому участники буллинга могут выйти из своих ролей и продолжить успешно находиться в том же коллективе.

Какие могут быть причины буллинга

Технически буллинг в детском саду или начальной школе почти всегда начинается с формального нарушения. Оно может быть реальным — например, когда ученик опаздывает на урок. А может быть вымышленным: поводом для преследования могут стать, например, кудрявые волосы, слишком большой или маленький рост, национальность. А также абстрактные признаки — фамилия, профессия родителей или даже случайно данное обидное прозвище. На этой почве зарождается буллинг.

В такой ситуации инициаторы буллинга искренне считают, что с помощью вымышленного предлога наводят порядок и устанавливают дисциплину. А жертва при этом воспринимает, что ее наказывают за что-то реальное.

Именно поэтому жертвы редко обращаются за помощью к взрослым. Логика тут такая: вчера за проступок отругал учитель, сегодня — одноклассники. Зачем идти к родителям и рассказывать про конфликты, ведь они почти наверняка тоже отчитают за это.

Скрывать издевательства одноклассников — это один из способов самозащиты ребенка. Он неэффективен, но ребенок обычно этого не знает. И когда издевательства станут систематическими, ребенок по привычке выберет именно этот способ защиты.

Как распознать буллинг

Ребенку может быть сложно самостоятельно распознать буллинг.

Представьте: учителя постоянно говорят, что драться нехорошо, надо со всеми дружить. Но стоит педагогу выйти из класса — и ребенок тут же видит вокруг себя агрессию, конфликты, оскорбление слабых. Он возвращается домой и порой замечает, как папа бьет маму. А при попытке обсудить с родителями свои проблемы слышит, что сам во всем виноват, потому что не может дать сдачи.

В этом случае ребенок будет воспринимать все происходящее вокруг как норму. Изменить ситуацию он не сможет. Зато растет вероятность того, что школьник попытается занять более высокое положение в неформальной иерархии, чтобы вместо жертвы стать инициатором буллинга, поскольку это для него выгодно.

Поэтому при первых признаках неладного родителям нужно помочь ребенку распознать буллинг. Его главные отличия от драк и скандалов такие:

  1. Длительность. Драка заканчивается через пару минут. Но если ребенка избивают каждый день при выходе из школы — это буллинг.
  2. Ярко выраженные лидеры преследования — инициатором регулярных оскорблений будут выступать один-два лидера неформального детского коллектива.
  3. Распределение ролей среди участников. Так, ребенка избивают более сильные дети, организовывают их действия — более авторитетные. Остальные, например учителя, могут знать о ситуации и сначала просто молчать. А потом скрывать происходящее, убеждая родителей, что все нормально: «Ну подрались дети один раз, ну два, ну три — с кем не бывает!»

Чтобы отличить буллинг от бытового конфликта, родители могут задать ребенку такие вопросы:

  • как долго это продолжается;
  • кто конкретно обижает;
  • как к этому относятся окружающие, включая учителей.

Если в рассказе будут упомянуты все вышеперечисленные признаки — сам собой конфликт не разрешится. Придется вмешиваться.

Какая ответственность предусмотрена за буллинг

Инициаторы и участники буллинга — такие же несовершеннолетние, как и жертва. По закону к административной ответственности нельзя привлечь человека до 16 лет  .

К уголовной ответственности также можно привлекать только с 16 лет, за исключением некоторых статей — например, за убийство, похищение человека, умышленное причинение здоровью тяжкого вреда или средней тяжести. За эти преступления уголовная ответственность — с 14 лет.

Также за нарушение устава и внутреннего распорядка образовательного учреждения к ученику могут применяться меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор и отчисление  .

Для многих хулиганов такие меры — пустые слова. На кого-то подействуют, на кого-то нет. Кроме того, к дошкольникам, ученикам начальных классов и детям с ограничениями по здоровью — например, с задержкой психического развития — даже дисциплинарные наказания применять нельзя.

Поэтому толчки, плевки, легкие побои и прочие нарушения, за которые взрослого можно привлечь к ответственности, детям почти ничем не грозят. Тут даже заявление в полицию не поможет: если возраст виновного не позволяет наказать его — разбирательство прекратят.

С возмещением причиненного ущерба — например, за разбитый телефон, порванный учебник, одежду, а также с компенсацией за моральный ущерб тоже все непросто  . Вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, возмещают родители, усыновители или опекуны. Но если малолетний причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной организации, то за это отвечает школа.

Например, если учитель знал, что ребенок подвергался травле, но ничего не сделал, чтобы это прекратить, скрыл это от родителей или администрации — отвечать школе. Правда, доказать вину учителя будет сложно: в случае буллинга школьная администрация часто не признает проблему и старается спустить ситуацию на тормозах. Родителям объясняют, что ничего страшного — дети просто ссорятся и мирятся. А если они и дерутся, то за воротами школы.

Нести ответственность за ваших детей школа не хочет, поэтому учителя будут делать все, чтобы доказать свою невиновность. О том, как лучше поступить в таком случае, — расскажу ниже.

А еще есть куча элементов буллинга, за которые в принципе не может быть ответственности. К ним, например, относятся:

  • насмешки. Нельзя наказать за то, что над ребенком подшучивают или в ироничной форме его поддевают;
  • бойкот, или ограничение общения. Когда группа детей перестала общаться с кем-то из сверстников, их нельзя за это наказать, ведь общение — дело добровольное;
  • жалобы учителю на другого ученика и «стукачество» — как по надуманным предлогам, так и реальным. Иногда учителя даже поощряют это.

В общем, не ждите, что ситуация легко разрешится.

Как бороться с буллингом

Чтобы бороться с буллингом, о нем нужно узнать. Это непросто. Дети неохотно рассказывают о том, что стали жертвой, могут специально скрывать это от родителей. Или наоборот — рассказывать о буллинге как о вполне обыденном факте, не показывать, что это их расстраивает или задевает. Свидетели тоже могут воспринимать ситуацию как нормальную: в итоге взрослые просто не знают, что с детьми что-то не в порядке.

Важно интересоваться делами в школе и обращать внимание на детали: если ребенок доверяет родителям — рано или поздно расскажет обо всем.

Не пытайтесь решить вопрос насилием. Наказывать чужого ребенка — плохая идея. А за физическое воздействие могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказание будет зависеть от тяжести причиненного вреда здоровью, а возраст потерпевшего станет отягчающим обстоятельством  . Например, за причинение тяжкого вреда здоровью ребенку до 14 лет можно лишиться свободы на срок до 10 лет.

Даже если просто причинить чужому ребенку физическую боль, могут привлечь по статье 6.1.1 КоАП РФ. Возможные санкции:

  • штраф от 5000 до 30 000 ₽;
  • административный арест от 10 до 15 суток;
  • обязательные работы от 60 до 120 часов.

Замечания чужим детям тоже работают не всегда. Вы для постороннего ребенка — человек без прав и полномочий, и слушаться вас он не обязан. А если и послушается — не факт, что ситуация изменится. Ведь буллинг обычно растянут во времени и пространстве: он может происходить в классе, около школы и даже во дворе дома, если одноклассники живут по соседству. После разговора с обидчиком агрессия может на время утихнуть, а через какое-то время возобновиться.

А вот поговорить с родителями обидчика и с учителями надо.

Если узнали о буллинге — не молчите. Даже если травля не касается напрямую вашего ребенка, а он только свидетель — обязательно сообщите родителям жертвы и школьным учителям. Молчать вам не выгодно — ведь сегодня ваш ребенок просто свидетель, а завтра сам может стать жертвой.

Также стоит поговорить с родителями агрессоров. Можно сделать это при личном общении или в родительском чате. Но не ждите адекватной реакции в стиле «я разберусь и накажу его». Родители обычно отвечают, что их ребенок не такой и не мог так поступать — это ваш все придумывает. Но высока вероятность, что родители обидчика с него спросят и зададут неприятные вопросы, — иногда этого достаточно, чтобы агрессия прекратилась.

Со школой устные переговоры, как правило, неэффективны. Признавать факты буллинга школе невыгодно — ведь родители могут попытаться взыскать ущерб. Поэтому педагоги будут уходить от ответа, либо заверят, что разберутся и примут меры, но ничего не будет сделано.

Поэтому я рекомендую составить письменное заявление на имя директора, например такое:

Заявление можно отдать в школьную канцелярию, попросить зарегистрировать и сказать вам входящий номер. Но если боитесь, что вам откажут, — можно воспользоваться сервисом заказных писем Почты России. Потребуется регистрация на сайте госуслуг.

Такое письмо считается равнозначным подписанному собственноручно и отправленному электронной почтой, и факт отправки можно подтвердить даже в суде. Подробно о том, как пользоваться сервисом, рассказывали в статье Т⁠—⁠Ж «Стоит ли переходить на заказные электронные письма?».

При отправке письма выберите адрес школы и укажите свой домашний адрес. Если у вас нет принтера — бумажная версия не обязательна. Нажмите на кнопку «Создать письмо» — почта сама его распечатает и доставит
А так выглядит шаблон для заполнения письма

Дальше администрация обязана действовать в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны, и для школы исключений нет. На рассмотрение и принятие мер у администрации обычно не более 30 дней.

Гарантий, что не дадут простую отписку, нет. Зато любую отписку и отказ можно обжаловать. Но на практике до жалоб в прокуратуру или департамент образования обычно не доходит — все решается на уровне учебного заведения, особенно если администрация видит, что родители настроены серьезно.

Соберите как можно больше информации и доказательств. Травля всегда коллективная, и у каждого участника — своя роль и место. Часто школьные учителя наказывают участников буллинга по принципу коллективной ответственности — всех одинаково. Эта схема работает плохо, ведь часть детей будут чувствовать себя несправедливо наказанными, и травля начнется по новой.

Чтобы этого избежать, школьная администрация должна четко разделять роли каждого участника, и наказание должно зависеть от этого. Например, наблюдателей буллинга вызвать на профилактическую беседу, а инициатору поставить вопрос об отчислении.

Если есть видео или аудиозаписи — предоставьте их администрации школы. Если ребенок пострадал физически — снимите побои в травмпункте. Если причинен материальный ущерб — не бойтесь выдвигать требования о его возмещении. Предъявить их можно как к школе, так и к родителям виновных.

Какие могут быть последствия буллинга

Последствия травли в том или ином виде наступят для всех.

Для жертвы это как минимум снижение успеваемости, как максимум — реальный вред здоровью или суицид.

Для инициаторов буллинга и их родителей — поиск адвоката, трата времени и нервов, риск быть привлеченным к ответственности.

Для учителей возможны меры дисциплинарного воздействия.

Аватар автора

Мария Княжер

психолог центра Good Poin

Страница автора

«Травля негативно сказывается на всех участниках процесса»

Большинство исследований про буллинг посвящено жертвам травли — последствия сильнее отражаются именно на них. Это:

  • снижение успеваемости — ребенок может прогуливать школу или отказываться туда идти;
  • депрессия, тревога, низкая самооценка, селфхарм  , мысли о самоубийстве, агрессия, употребление алкоголя и наркотиков;
  • травмы в результате нападения, нарушения сна, боли в животе, головные боли, учащенное сердцебиение, головокружение, ночное недержание, хронические боли и соматизация  .

Как бы странно это ни звучало, агрессоры и свидетели по-своему тоже страдают от буллинга. Как минимум — испытывают повышенную тревогу, неуверенность и боятся, что когда-нибудь жертва им отомстит.

Изменят ли учителя отношение к ребенку после жалоб

Родители часто переживают, что учителя станут хуже относиться к ребенку, но этого бояться не стоит. Я неоднократно помогал родителям защищать интересы детей в учебных заведениях. Иногда вопрос решался на уровне администрации, иногда — на уровне прокуратуры. Но во всех случаях администрация начинала относиться к такому ребенку как к хрустальной вазе — аккуратно и с соблюдением всех прав.

Логика тут такая — если родители не побоялись один раз дойти до прокуратуры, то и во второй раз не испугаются. И в третий, и в четвертый. А такое количество проверок не каждый директор выдержит. Да и может получиться, что будут искать одни нарушения и в процессе найдут другие.

Поэтому никто вашего ребенка не тронет. Плохо относиться к таким детям — себе дороже.

Стоит ли переводиться в другую школу

Есть вероятность, что это поможет — в другом коллективе может быть и более здоровая атмосфера. Но это в любом случае лотерея: там может быть как лучше, так и хуже.

Поэтому перевод ребенка в другую школу я рекомендую, когда противодействие со стороны учебного заведения и коллектива учеников превышает возможности родителей: когда времени, терпения и сил не хватает.

Есть еще один вариант — перевести ребенка на семейное обучение. Но это вопрос индивидуальный, его нужно рассматривать отдельно.

Также важно помнить, что любой коллектив — это конфликтная среда. Не обязательно в виде буллинга, но какие-то коллизии и недопонимания всегда будут. Полностью оградить от них ребенка не получится при всем желании — а вот обеспечить ему защиту и моральную поддержку можно всегда.

Аватар автора

Мария Коленкова

сменила класс из-за буллинга

Страница автора

«Смутно помню какие-то драки за школой»

Я пережила буллинг в школе. Первый класс я помню отлично, потом мы переехали, я сменила школу и все, провал в памяти. Со второго по шестой класс — ничего: ни имена учителей, ни одноклассников, как училась, что происходило. Смутно помню какие-то драки за школой или как лечу по школьному коридору. Но это будто бы сны, не уверена, что это правда было.

О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить.

В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно. Не было никаких сложностей с социализацией — я будто всегда там и училась, одноклассники сразу стали друзьями. Причина во многом в классном руководителе, которая чутко следила за атмосферой в коллективе и устраивала внеурочные мероприятия. К примеру, все — от отличников до отъявленных хулиганов, приходили к ней на день рождения и весело проводили время вместе. Поэтому мне не пришлось даже вписываться в коллектив.

С бывшими одноклассниками я не пересекалась. К счастью, они потеряли ко мне интерес сразу после перевода.

Аватар автора

Аноним

до сих пор переживает последствия буллинга

«Было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет»

С травлей я столкнулась в школе, мне было 12—13 лет. Травила меня компания одноклассниц, которым очень не нравилось, что я отлично учусь, на хорошем счету у учителей и нравлюсь мальчикам.

Началось все с мелких издевок, обзывательств, выкриков в спину. Затем они стали поджидать меня на выходе из школы, подговаривать своих друзей из параллельных классов ждать меня на повороте у дома, говорить мне гадости. Самый жесткий момент, который помню до сих пор — они шли за мной от школы до подъезда дома, затем зажали у подъезда четверо на одного, угрожали. Спасло, что кто-то из соседей вышел из подъезда и поинтересовался, почему тут такая толпа стоит. Я воспользовалась моментом и пулей влетела по лестнице на свой этаж и зашла в квартиру.

Меня трясло, я плакала. Мама была в этот момент дома, и я ей все рассказала. На что она ответила, что вмешаться не может, так как я уже взрослая, и помощь родителей сделает только хуже. В общем, было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет.

Травля продолжалась несколько месяцев. Наша классная руководительница заметила неладное, начала по очереди со всеми беседовать, пытаться разобраться. Не знаю, были ли разговоры с родителями травивших меня девочек, но в какой-то момент вместо ругательств в мою сторону наступил молчаливый бойкот, а затем все сошло на нет.

Повлияла ли на меня эта ситуация? Однозначно да. С того момента я более настороженно отношусь к людям, тяжело завожу новых друзей. Были еще эффекты в виде неуверенности в себе, страха осуждения, но это я прорабатывала с психотерапевтом во взрослом возрасте.

Кратко о буллинге

  1. Сам ребенок с буллингом не справится. Но чтобы помочь ребенку, о травле нужно узнать: развивайте доверительное общение с детьми, уделяйте им время и узнавайте, как у них дела.
  2. Не стоит учить ребенка давать сдачи. Так конфликт может обернуться против него: от серьезных травм до уголовного дела, если ребенку уже есть 14 лет. Родителям тоже грозит уголовное наказание, если они попробуют решить конфликт с чужим ребенком силой.
  3. Школа постарается замять любой инцидент с буллингом. Тем не менее поговорить с учителями и написать заявление на имя директора стоит. Это покажет ваш серьезный настрой, и школа станет более щепетильно относиться к буллингу в ее стенах.
  4. За права своих детей бороться не только можно, но и нужно. Если письменные обращения в школу не помогают, а учителя бездействуют — жалуйтесь на это в прокуратуру и департамент образования.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Дмитрий СергеевСталкивались с буллингом? Расскажите, как решили вопрос:
  • Elena LoriВопрос буллинга решился только когда я закончила школу, все 10 лет была объектом травли. Причём я хорошо общалась с кем угодно в школе, кроме своего класса.12
  • ДекабрьЯнварьФевральЭто конечно не может быть полным решением проблемы буллинга, но когда в классе есть устоявшийся лидер, добрый и общительный ребенок, обычно он следит за атмосферой в классе и может пресекать попытки буллинга, стычки и конфликты. Работает в некоторых случаях1
  • Мать_программистовБыло. В 7 и 8 классах. Компания неблагополучных одноклассников доставала практически половину класса. В том числе и меня. За что? А фиг знает. Может быть нормально учились, были полные благополучные семьи. Не знаю. Рациональности не вижу. Притом они объединялись и травили поодиночке. Сегодня одних, завтра других. Где-то чувствую себя виноватой, что когда лично меня не трогали, то молчала. Наверное, надо было объединяться, но было страшно, что перейдут ко мне. Закончилось все в конце восьмого класса, когда всю эту компанию благополучно не перевели в 9 класс и выдали свидетельства о неполном среднем образовании. Вздохнули все, в том числе и классная руководительница. 9 и 10 класс вспоминаю с радостью, было здорово, прошло уже больше 30 лет, до сих пор каждые 5 лет встречаемся на вечере встречи выпускников. Тех, с кем учились до 9 там нет, кто-то спился, кто-то скололся в 90е. Года три назад откинул копыта их вожак. Нашли на улице... Испытала радость...42
  • YuliannaПрежде всего нужны доверительные отношения дома, внутри семьи. Вокруг всегда будут хорошие и плохие люди, в школе, на работе, соседи и нужно учиться с ними взаимодействовать и помочь может только родитель, ни доносами и разбирательствами, а поддержкой.12
  • AlenaStribog FТема буллинга интересует с психологической точки зрения, т.к. я была и жертвой, и наблюдателем, и заметила следующее. Не хочется стигматизировать агрессоров, у которых возможно не все было самих благополучно в детстве, но та гнильца, которая была у них в детстве в 100% случаев в очень скрытом виде сохранилась и во взрослом возрасте, хотя безусловно люди повзрослели, стали адекватнее, добрее там, ответственнее в целом. Но тем не менее, с ними и со взрослыми дела делать не хочется, дружить - тем более. Возможно, у вас иной опыт. Но интересно было бы узнать, в чем заключается этот аспект личности, и какие именно карты складываются так, что человек стремится буллить других.20
  • ДреБуллинга со мной, к счастью, не происходило. Была только неприятная ситуация с одноклассниками. Постоянные приставания, комментарии о моей внешности типа "классная задница!", попытки полапать. Один раз парень схватил меня за волосы и потащил в мужской туалет. Я вывернулась и убежала. Всё кончилось только, когда где-то через год я побила одного из пацанов на глазах у всех. Родителям и не подумала сказать, подруги-одноклассницы как будто не замечали, а учителя делали замечания МНЕ, типа что я мальчиков от учебного процесса отвлекаю, и они вместо того чтобы слушать учителя, меня трогают. Интересно, как такое называется.24
  • Аглая ВороноваAlenaStribog, а Вы не замечали хейтеров тут? Лично меня удивляет не критика или несогласие с моей точкой зрения (это нормально). Меня глубоко поражает, что есть люди, и их много, которые специально пишут комментарии с целью безнаказанно обидеть, оскорбить. У взрослых людей больше эмпатия и в лицо сказать оскорбление и обиду сложно. Но ненависть и злость у взрослых уж точно не меньше, чем у подростков. Вот они и льют хейт в интернете.5
  • УAlenaStribog, я думаю это нездоровая обстановка дома. И конечно это приводит не только к буллингу, но и к целому букету гаденьких черт личности в будущем.2
  • AlenaStribog FАглая, я думаю, что буллинг в школе имеет другую природу, это какое-то ощущение своей власти над человеком, наслаждение его страхом и страданием. В интернете же всем все равно. Обижай/не обижай, очень сложно получить какую-либо власть или влияние на других. Наоборот, чувство, что твои слова вряд ли могут произвести хоть какой-то эффект, позволяет людям высказываться довольно жестко. И, как правило, люди просто очень агрессивно не согласны с чужой точкой зрения. Адресный групповой хейт кого-то конкретного на протяжении долгого времени я тут не встречала.7
  • ДекабрьЯнварьФевральАглая, Лидеры обычно не подвергаются буллингу, но могут этому поспособствовать в отношении других5
  • ВеленаА ответа нет не предусмотрено, как я понимаю. Опять лучше нас знают, что у нас было в школе.2
  • Свинья АпокалипсисаКак-то в начальных классах меня пробовали дразнить небольшой компанией. Дома отец дал один из лучших советов в моей жизни: мол, когда подкатят в очередной раз - просто начни спокойно и со знанием дела организовывать процесс: "Так, ребят, в целом неплохо. Но нужно дразнить более синхронно. Соберитесь и попробуйте еще раз! Вась, не отвлекайся. Ты не поспеваешь за остальными. Петя, громче! Твой голос не слышен в общей массе! И! Раз-два-начали!". Когда на следующей день я применил полученные знания на практике, у одноклассников просто взорвался мозг. Больше никто и никогда дразнить меня не пытался. А я усвоил на всю жизнь, что хакать человеческое сознание намного проще и эффективнее, чем размахивать кулаками против толпы. Это определило мой жизненный путь и выбор профессии - "Реклама и PR".48
  • Аглая ВороноваСвинья, хорошо получилось)))1
  • Аглая ВороноваAlenaStribog, а природа буллинга очень разная и у детей. Например, «буллинг» не про желание обидеть или даже задеть, а констатация факта. Допустим, у меня в классе был мальчик, от которого жутко воняло. И все с ним не хотели сидеть. И дети реально встали плечом к плечу: «Вонючка!» Взрослые так не говорят. При этом самое распространённая причина хейта и буллинга - это желание выместить злобу. И природа этого желания в основе своей одна и у хейта в интернете, и у у буллинга. И на счёт «все равно в интернете» - Вы зря. После хейта к дневникам и статьям многие авторы расстраиваются. Слышала, что кто-то хотел покончить с собой… Меня задевает хейт в комментариях и лайки к ним… Не до слез или желания покончить с собой, и все же. Посмотрите на комментарии к дневнику «Балаба». Чем не групповая травля? И не оскорбления внешности?0
  • Марина ИльинаКак ни странно, в двух школах главными инициаторами буллинга в мою сторону были классные руководительницы. Училась я в первой школе на одни пятёрки, но родителей постоянно вызывали в школу за якобы моё плохое поведение (я просто никогда не давала себя в обиду и адекватно отвечала обидчикам). А когда родители в конце 8 класса захотели перевести меня в школу от Академии Педогагических наук - долго не отдавали документы *кто ж у нас теперь на медаль будет идти*. Во второй школе мне попалась двинутая на всю голову классная (её дочь с 15 лет шаталась по пивным ларькам с мужиками, в 16 родила) - она всех подозревала в разврате (особенно кто был покрасивее). Я была обвинёна в том, что крашусь и пудрюсь (у меня просто очень белая кожа), подругу, родители которой не хотели покупать ей новую форму, а старая была прилично выше колен, она обвиняла в "верчении голой *опой". Мальчики у неё все поголовно курили и пили водку, о чем она сообщала периодически их родителям на собраниях. Вот так вот несли разумное, доброе, вечное в моё время!9
  • Crazy FoxОй, за что меня только не травили в школе. В младших классах причиной насмешки был мой суржик и иногда проскальзывающие украинские словечки. В средней школе я наступила в какашку и меня прозвали как-то очень обидно на эту тему, никто не хотел со мной сидеть и многие дразнили. В старшей школе девочка наплела про меня сплетни мальчику, который нам нравился обоим, мы даже подрались с ней. Ссора стала "объектом достояния" и нескончаемых подколов. Отдельное "спасибо" учительнице младших классов. Она поощряла всяческие издевки над некоторыми учениками, в том числе и надо мной. Ещё и сама активно в этом участвовала. Но я ещё легко отделалась. Помню был у нас умный паренёк. Его запугивали, заставляли давать списывать, делать задания за весь класс, а после школы систематически избивали. Из одноклассников ни с кем не общаюсь, за исключением одной подруги, с которой учились вместе 10-11 класс. Многих не вспомню по имени и даже не узнаю на улице. Темное время было какое-то эти 11 лет😕5
  • Дмитрий СергеевAshley_Nightingale, даже тот недолгий период моей работы в школе в 90-е годы, учителей, падающих в голодный обморок, я не видел. А тогда реально зарплату платили с задержками - собственно, из за этого я сменил работу в школе на службу в полиции. С тех пор многое изменилось - зарплата выросла у учителей, и платить ее стали регулярно. Голодных учителей вы сейчас не увидите.10
  • ментальный застой желчиу меня в 7 классе были регулярные стычки с группой парней, которые вели себя неадекватно, но я всегда пыталась дать отпор. однажды они подстерегли меня после уроков и толпой избили перед школой. на секундочку, это была центральная и оживленная улица небольшого города. была зима, на мне была огромная и несуразная шуба (потому что денег на хорошую одежду в семье не водилось). я не смогла устоять на ногах и убежать, поэтому упала и меня коллективно запинывали. мимо шли взрослые, которые спокойно смотрели как толпа пацанов избивает девочку, лежащую на земле, и никто, абсолютно никто не помог мне. я не помню, если честно, как добралась домой и сколько это продолжалось. обидчикам я потом отомстила и ко мне больше никто не лез, но событие оставило свой отпечаток - не надеяться ни на кого, не ждать чуда, не обманываться, быть всегда настороже. пс. если бы сейчас увидела такую ситуацию с позиции взрослого - разогнала бы пацанов, не смогла бы пройти мимо.15
  • КсенозаврДре, спермотоксикоз.2
  • MikeОтдайте ребенка в секцию бокса, только обязательно к хорошему тренеру. Именно по тренеру выбирайте. И физической подготовки ребенку прибавит и уверенности в себе. И отобъет охоту буллить, в большинстве случаев.1
  • Дмитрий СергеевАглая, да, согласен, стереотипы живучи. В комментариях еще часто пишут про пенсионеров которые милостыню просят. Хотя я тех, кто просит милостыню, вижу крайне редко, и вид у них совсем не пенсионерский. Так же и с учителями.5
  • Аглая ВороноваДмитрий, да. Я тоже часто говорю, что старики живут плохо. Но хоть в помойках не роются, как в 90-ые. И милостыню не простят. А врачи 100 получают в месяц.2
  • Cutty SarkДа, с буллингом столкнулась в новой школе в маленьком посёлке, куда переехали с семьёй из большого города. Я была новенькая, училась на отлично и сильно выделялась на фоне местных - говор не тот, не та одежда, учителя хвалят. Слишком долговязая, слишком прыщавая (ну подростковый возраст как бы). В итоге классе в 7 стало прям тяжело в моральном смысле - со мной то не разговаривали, то делали мелкие гадости (что-то подложить в портфель, наклеить листок на спину незаметно, писать гадости в подъезде), один раз дошло до побоев от вожака стайки. Было не особо больно, сколько обидно, что так ведут себя ребята, по отдельности в общем-то нормальные, девочки смотрят или хихикают, которые не прочь поболтать, когда рядом нет никого. Поразила позиция учителя, которая видела конец потасовки, но в итоге она просто сделала замечание обоим (!) и начала урок, как ни в чём не бывало. Мои родители замечали конечно проблемы, переживали, но я просила их не вмешиваться насколько возможно. Тк боялась ещё большего буллинга со стороны детей и их родителей (не все они были адекватными). Мама предлагала мне перевод в другую школу, но в итоге я справилась - как-то ментально окрепла, настроила себя на то, что если будет драка, я уже дам сдачи (и видимо это чувствовалось потом в классе), доучилась и под конец взяла почти всех обидчиков в оборот - платили мне за сочинения и больше со мной не связывались))) Захотела бы я сейчас с ребятами с той школы пообщаться, узнать как дела? Однозначно нет. Скучаю ли я по той школе? Точно нет. Опыт получила, но было бы лучше, если б такой ситуации не было вообще.9
  • Кроха КартохаСтолкнулась с буллингом в третьем классе. Мальчик из параллельного казахского класса (дело было в Казахстане: в школе были русские классы, где обучение велось на русском языке, и казахские, где обучение шло на казахском языке) стал меня обижать: презрительно называл "орыс" (русская), толкал, плевал в меня и прочее. Дело дошло до того, что мы с ним подрались за школой, в итоге я пришла домой с синяком под глазом. Мама пошла разбираться к его маме, благо городок был маленький, где все друг друга знали. Как я поняла, разговор у родителей с этим мальчиком был серьезным. После этого он кардинально поменял свое отношение. Мы с ним подружились и даже играли вместе, пока мы не переехали.7
  • Марина ИльинаСорри, опечаточка закралась - педагОгических0
  • ВеленаСвинья, ну повезло, что это было с третьеклашками, со взрослыми такое не прокатит) Я вообще хз, кстати, что прокатит со взрослыми. Ничего. Взрослых остановит страх, либо если язык уж очень хорошо подвешен, как у стендапера. Но сколько на это надо энергии? Проще в рожу уметь давать, честное слово.9
  • ВеленаВ школе никакого буллинга не было, а вот в вузе и на работе- сколько хочешь) Прямо один только буллинг. Вопрос решила просто: закончила вуз, что буллинг существенно осложнил, конечно, но ничего. И прекратила попытки устроиться на неудаленную работу. И жить стало сразу веселей)4
  • Александр СидельниковС 6 по 8 класс был жертвой, в 9 вроде всё наладилось. 10-11 класс нас всех поделили на профильные классы, соответственно образовался новый коллектив. И уже там я был не то чтобы инициатором, но участвовал в буллинге двух одноклассники послабее... Чем конечно не горжусь2
  • MikeВелена, взрослых останавливает либо физическая сила либо навык переговоров. Если в чем-то из этого Вы лучше противников, то все шансы, что от Вас отстанут.4
  • ВеленаMike, навык переговоров? Нет, мне кажется, что именно навык стендапа. Это немного разное. Навык переговоров- это когда вы спокойно можете что-то обсудить, можно сконцентрироваться. Дипломатия. Переговоры могут идти годами. В них к тому же заинтересованы обе стороны всегда. А тут - скорей, как в передаче у Соловьева какого-нибудь. Реагируй быстро. Кто кого перехамит, переуколет, переострит. Это не дипломатия. Здесь главное - вовремя ответочку кинуть. И желательно, оригинальную. Вот точно так, как выше написали. Это не переговоры ни разу... Ну и физ силу надо именно что продемонстрировать, а не просто быть.1
  • MikeВелена, именно переговоров. Это не обязательно как в МИДе и в пиджаках и все стороны заинтересованы. Сторона обращается (буллить) - это уже может быть зацепкой для начала какого-то обсуждения. Это не в 100% ситуаций и, к сожалению, дети далеко не всегда обладают необходимым навыком (да и взрослые тоже). Есть даже отдельный раздел в искусстве переговоров, как отвечать на хамство, оскорбления, неудобные вопросы. Вор в законе, например, не самый физически сильный человек в преступном мире и вокруг отморозки похлеще "буллящих". Именно психологией, манипуляциями и переговорами добивается высшего положения среди тех, кто даже законов не признает.1
  • ВеленаMike, "Есть даже отдельный раздел в искусстве переговоров, как отвечать на хамство, оскорбления, неудобные вопросы". Ну и как? Спокойно? Если спокойно, тебя просто никто не будет слушать. Толпа не слышит, она не ставит такой цели. Мы просто про разное говорим, по-моему. Тут вот девушка описывала, как ее толпой избивали. Я про такое вот, а не про то, когда есть время строить интриги и задумываться о том, как бы насолить кому. Это, кстати, тоже очень сложно. У воров в законе есть куча телохранителей, которые за выгоду кому надо свернут шею. Сам по себе на зоне ты никто и ничто, это же всем известно.4
  • Anna KuloveАглая, у меня так на одной работе было. Я узнала, что такое буллинг в виде конкуренции.1
  • Дмитрий СергеевEll', формально - учитель прав. За территорией школы его полномочия заканчиваются2
  • NataМоему ребенку устроил буллинг одиннадцатиклассник. Подкарауливал и бил, выдирал волосы. Мой кудрявый мальчик всегда молчал до тех пор, пока терпение было. Продолжалось полтора года. Когда старшеклассник его избил в очередной раз, он пожаловался соцпедагогу. К сожалению не все социальные педагоги занимаются своими обязательствами. Там просто пошла травля на моего девятиклассника уже с учителями. Ребенок решил защищать себя сам: просто « шпагой» брызнул в лицо этому одиннадцатикласснику. И началось: теперь уже моего ребенка поставили на «особый учет» в школе, так как ему всего 15 лет. Пошла травля уже на меня. Зато тот одиннадцатиклассник больше никого в школе не трогает, к девчатам не пристает, учителей не « парафинит».1
  • Елена ЗубоваAlenaStribog? имхо, эти люди сами очень сильно пострадали, прежде всего, от своих родителей, прежде всего, от постоянного рукоприкладства и оскорблений. Искать причины надо там. Среди тех, от кого пострадала я , будучи 2-классницей, все стали алкоголиками и наркоманами, сидельцами тоже, большинства нет в живых. Спас лишь перевод в другой класс через 3 месяца. Били правда только один раз и то я до сих пор не знаю, за что. Но я была новенькой из очень образованной семьи на фоне понаехавших за длинным рублем в Тольятти в 70е. Это я теперь понимаю, тогда я была в шоке. Видимо мое отличие было написано на лице, что им не нравилось, они чувствовали себя сами ущербными. У меня другого объяснения нет. При этом я никогда не выказывала никакого превосходства ни словом, ни делом - ну слишком воспитанная была.. Именно поэтому я думаю, что только мой вид вызывал у них злобу. К слову сказать, в жизни я состоялась , слава Богу, в отличие от них.1
  • Ольга МараткановаYulianna, поддержка - это хорошо, конечно, но если травля - это лучше доносы и разбирательства, да. Если родители не станут разбираться, а будут только по головке гладить с причитаниями "бедный ты наш ребëночек", то ничего хорошего из этого не выйдет. С травлей надо бороться.1
  • Денис КутергинСвинья, это если подвешен язык, но таких почти никогда не травят. Жертвами становятся те, кто не умеет дать физический или словесный отпор.1
  • Денис Кутергинментальный, а когда и где это было? В 90-х бить девочек считалось зашкваром, и они после этого были бы не пацаны, а чyшпaны или еще кто похуже (из пернатых).0
  • Денис КутергинВелена, ну с работы надо сразу увольняться, это-то как раз не проблема. Вот в других случаях нет анологичной возможности. Я работаю удаленно программистом, там все хорошо.0
  • Дмитрий СергеевДенис, я не в столице живу. Даже больше вам скажу - не в столице субъекта РФ :)1
  • Денис КутергинДмитрий, периодические оскорбления и унижения, надсмешки, разговоры за спиной, непрямые угрозы, вроде "ты один, никому не нужен, сдохнешь как бомж на теплотрассе". Я аутист, социофоб, не умею нормально общаться, чем многие мрази и пользуются. Не всегда есть возможность не общаться с ними. Административка - это либо прямая угроза, либо использование физической силы, до этого не доходит (наоборот, меня провоцируют). Не знаю, что делать в подобных случаях, кроме избегания таких моральных уродов.0
  • Денис КутергинДмитрий, да хоть в другой стране. Обычный 15-рублевый кремлебот, все понятно. У меня мама бывшая учительница математики на пенсии, и не надо мне рассказывать сказки про богатых учителей. Когда я был студентом и не мог работать, а отец пьянствовал, ей приходилось мыть полы и подрабатывать дежурной на складе ГСМ. Человеку с высшим образованием. Сейчас ее пенсии не хватает даже на еду. Так что иди лесом со своей убогой пропагандой...0
  • Денис КутергинУчитель математики, с. Бурмакино Кировской области - 31 - 35 тысяч р: https://sovetck.careerist.ru/vakansii/uchitel-matematiki-mbou-sosh-s-burmakino-56033722.html Думаю, на этом можно закончить. Не случайно все учителя в государственных школах - женщины либо пенсионеры. Мужчина не сможет содержать семью на подобной работе.0
  • Дмитрий СергеевДенис, оскорбление - это уголовное преступление https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/d40cbd099d17057d9697b15ee8368e49953416ae/ Что делать - по возможности фиксировать и обращаться в полицию. У нас есть статьи про то, что можно сделать: https://journal.tinkoff.ru/omg/ham/ https://journal.tinkoff.ru/tot-sam-tak-nazyvaetsya/ https://journal.tinkoff.ru/list/beru-slova-obratno/0
  • Дмитрий СергеевДенис, про богатых учителей не расскажу - в сфере образования состояния не сделаешь. У самого мама была учителем всю жизнь. И времена были сильно разные - например, у нас в регионе в 1998 году учителям не платили зарплату совсем. Меня самого тогда в систему образования занесло - в результате зарплату за 3 месяца мне выплатили только по предъявлению повестки из военкомата. А насчет денег из кремля - ни один из самосвалов с деньгами до меня так и не доехал :)1
  • Дмитрий СергеевДенис, из объявления по ссылке: Условия: 25 часов в неделю, 5-дневная учебная неделя, работа в одну смену. То есть учитель за такую зарплату в школе будет проводить в среднем 5 часов в день. Это конечно не то же самое, что 5-часовой рабочий день, но тем не менее. Меры соцподдержки: компенсация в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; выплата за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности, в размере 10% от должностного оклада; возмещение расходов арендной платы за жилье до 15 тысяч рублей; возмещение расходов на оплату 100 % стоимости проезда к месту работы и обратно. На мой взгляд - не идеально, но для старта выпускника педвуза - вполне приемлемо. По сравнению, например, с вакансией продавца в том же населенном пункте с зарплатой 26 000 рублей вакансия учителя выглядит неплохо https://sovetck.careerist.ru/vakansii/prodavets-sovetsk-kondakova-20a-56134162.html1
  • ВеленаДенис, ну да, а есть в это время что будешь) Пока увольняешься и ищешь) Но в общем я с вами согласна. В других случаях как краз аналогичные возможности есть. Поменять учебное заведение, в них избегать неприятных личностей - это, в целом, можно устроить.0
  • Крошка КСпасибо за такую статью. Я бы хотела сказать родителям: не смейте быть наблюдателями. Вы - родители, вы - стена и опора ребёнка.когда обращается ребёнок и ты даёшь заднюю типа вмешиваться не будешь в детские разборки, чтоб хуже не сделать... Вы делаете всё ещё хуже... Так я поняла, что у меня не мать, а сестра, причём младшая. Это я по силе духа, осознанности сужу.0
  • ГузельЯ столкнулась в буллингом в новой школе, после 9 класса. Класс был небольшой, и травили меня три девчули -красотули, инициатором была атаманша этой мини шайки, остальные были наблюдатели,с интересом бдили за процессом, и ржали. Я всегда была активная, деятельная, творческая, в общем часто выступала на мероприятиях, тут яркий пример того, что необязательно жертва буллинга-тихоня, задрот. Достаточно просто выделятся. К концу учебного года меня постоянными нападками и насмешками довели до неврозов, стала неуверенная в себе, хотела уйти в колледж. Моя подруга уговорила остаться и дать сдачи. К чему всё привело? : в начале следующего учебного года я шла в школу воевать, вот о какой учёбе в такой обстановке может быть речь? Дошло до того, что я применила смекалку и рассорила нашу прекрасную троицу подружек, две змейки начали травить третью свою бывшую подружку. Мне было и жалко её, и мерзко от этой ситуации, помню как она со слезами спрашивала, ну вот были мы против тебя, теперь травят меня, за что мне это? Ну хз за что, тут как бы ответочка прилетела. Сейчас со всеми одноклассниками прекрасно общаюсь, собираемся на годовщины, но атаманшу класс не простил, токсичная обстановка была из за неё0