Новые комплектующие и детали от надежных производителей — самый очевидный и во многих случаях единственный вариант для ремонта или обслуживания машины.
Про такие запчасти мы уже говорили в отдельной статье. Но бывает, что новая деталь стоит запредельно дорого или приедет в ваш город через пару месяцев, и то не факт. В этом случае можно попробовать поискать подержанную деталь и хорошо сэкономить. Как это сделать грамотно, все предусмотреть и не переплатить — рассказываем в этой статье.
Какие детали есть смысл покупать не новыми
Если деталь можно отнести к расходникам, ее не стоит искать в б/у варианте. Это справедливо для всех фильтров, тормозных колодок и дисков, различных шарниров и резиновых деталей подвески. Остальные автозапчасти можно купить б/у, но только если тщательно изучить все варианты.
Кузовные детали — самая популярная покупка. Отремонтировать машину после ДТП с помощью таких деталей кажется отличной идеей, ведь они дешевле. Иногда продают варианты в сборе: бампер со всеми накладками, капот с решеткой, на двери будет ручка и молдинг.
Выбирать такие детали нужно максимально тщательно. Можно не заметить ржавчину, сломанные крепления или вмятины — дефекты придется устранять и тратить на это дополнительные деньги. Деталь без повреждений или с незначительными царапинами можно просто загрунтовать и покрасить.
Не рекомендую покупать б/у детали из неокрашенного текстурного пластика: их почти невозможно найти без царапин. На разборках товар часто хранят на металлических стеллажах или просто на полу: покупателю все равно придется их красить. Но если деталь на машине не окрашена с завода, лучше искать ее новой.
Детали интерьера: сиденья, дверные карты, подлокотники, пластиковые накладки. Пластик есть на разборках, его можно искать как обычную запчасть. Можно рискнуть и поискать новую пластиковую деталь: не исключено, что она ждет вас на отдаленном складе дилера и продается с большой скидкой.
С салонами и сиденьями сложнее. В первую очередь узнайте, сколько стоит восстановить тот салон, что есть. Перетянуть его экокожей может быть дешевле, чем купить такой же б/у.
Если решили искать б/у — не торопитесь, заложите на поиски несколько недель: хорошие варианты редко получается просто пойти и купить. Главный критерий — состояние материала обивки и швов.
Фары и фонари. Здесь важно искать варианты с абсолютно целым корпусом и прозрачным стеклом. Вот возможные проблемы б/у световых приборов:
- Мутное стекло. Снаружи — в мелких царапинах и сколах, с обратной стороны — налет. Вроде бы фара целая, но машина с ней будет выглядеть старой.
- Сломанные крепления. Так бывает, если фару или фонарь сняли с битой машины. Фара без крепления будет вываливаться или встанет криво.
- Повреждения на корпусе. В такой световой прибор будет попадать вода.
- Изношенные линзы, которые плохо пропускают свет.
Если ранее не занимались покупкой таких деталей, советую поручить это сервису или попросить помочь опытных знакомых.
Металлические детали ходовой части. Можно попробовать сэкономить на всем, на чем нет резиновых или пластиковых элементов. Перед покупкой обязательно изучите цены на новые детали. Даже если придется немного переплатить, лучше выбрать новую. В подержанных запчастях могут быть повреждены резьбовые соединения, они могут быть сильно ржавыми или деформированными.
Навесное оборудование двигателя стоит покупать с большой осторожностью. Генератор с разборки может сломаться через пару месяцев, и его снова придется менять. Рекомендую узнать стоимость ремонта своей детали и гарантию на нее после этого. Покупать бывший в употреблении агрегат имеет смысл только за значительно меньшие деньги.
Контрактные двигатели и коробки передач — это агрегаты, которые буквально сняли с других машин. Про них мы будем писать отдельный большой материал.
Не стоит покупать подержанные детали выхлопной системы, это расходник. Глушители, трубы, гофры и катализаторы изнашиваются и прогорают.
Лучше обратиться в специализированную мастерскую: там подберут универсальные компоненты, а саму конструкцию сделают на специальном станке. При грамотной установке универсальный резонатор прослужит дольше, чем б/у оригинал.
Где искать б/у детали
Универсальные разборки. Почти в каждом городе есть разборка без какой-либо специализации, где продают части автомобилей любых марок. Большой минус такой разборки — слабая экспертиза. Здесь не знают болезни и слабые места определенной марки и модели, поэтому вряд ли смогут дать дельный совет по покупке. Все машины разбирают одинаково, могут повредить ценную проводку или неудачно выпилить крыло.
Есть преимущество: такие разборки не знают спроса на отдельные детали — можно найти что-нибудь очень редкое в разы дешевле среднерыночной цены. Я так покупал коробку с блокировкой дифференциала для Мини Купера: на обычной сетевой разборке отдал за нее 15 тысяч рублей и был очень рад, потому что на профильных разборках за такую просят не меньше 60 тысяч.
Специализированные разборки встречаются реже. Здесь разбирают только автомобили одной марки и знают о них почти все. Цены будут средними или высокими, зато можно найти редкую деталь, получить консультацию или попросить подобрать крепеж.
Сайты-агрегаторы. Основные: ferio.ru, drom.ru и его зеркало — farpost.ru. На «Ферио» покупатель оставляет заявку и ждет предложений. «Дром» — огромная площадка для размещения объявлений по автотематике, здесь много разборок. Значительная часть машин на «Дроме» и «Фарпосте» — с правым рулем, к леворульным подойдут не все запчасти. Большой плюс — сервис для безопасных сделок: с ним меньше тревоги и риска потерять деньги.
Доски объявлений. На «Авито» и «Юле» полно объявлений о продаже подержанных запчастей. Многие разборки открывают магазин на «Авито», там могут быть тысячи предложений. Они редко продают товар через «Авито-доставку», но попросить об этом можно и нужно: это хороший способ получить запчасть из другого города и осмотреть ее, а если не подойдет — вернуть.
Частные продавцы. Б/у детали продают и частные лица. Причины могут быть самыми разными: продали машину, какие-то запчасти остались после ремонта, купили запчасть, которая не подошла, но в магазин ее не вернуть. С такими объявлениями нужно быть особо внимательным: очень часто продавцы плохо знают свой товар. Может быть путаница в номерах деталей и даже моделях машин.
Иногда такие продавцы нечестны с покупателем, есть риск купить сильно изношенную деталь. Главное преимущество — возможность хорошо сэкономить: запчасти не хочется хранить долго и цену на них скидывают.
Как выбирать и проверять б/у детали
В каталогах разборок не всегда можно найти запчасть по ее номеру из оригинального каталога. Тогда их ищут по марке, модели и году выпуска автомобиля. Тем не менее лучше знать номер детали по оригинальному каталогу: это поможет не ошибиться при покупке. Мы писали о том, как это сделать, в статье про новые запчасти.
Далее действуйте по такому алгоритму:
- Узнайте цену запчасти — новой оригинальной и нового аналога, а также цену восстановления вашей детали.
- Сфотографируйте нужную деталь самостоятельно или попросите специалиста на СТО сделать несколько снимков.
- Ищите на всех основных площадках и сравнивайте цены. Контакты специализированных разборок могут подсказать в сообществах по марке автомобиля: часто у разборок нет сайта, но есть страница во «Вконтакте», магазин на «Авито» или аккаунт на «Драйв2». Обязательно сравнивайте деталь на фото продавца со своей.
- Помните про цену доставки. В случае с габаритными деталями вроде бамперов, капота или контрактной коробки передач транспортная компания может запросить от 3000 ₽.
- Когда выберете два-три подходящих объявления, уточните у продавцов расположение руля разобранного автомобиля. У автомобилей из Англии или Японии он справа — не все детали могут подходить для леворульной версии машины.
- Попросите продавцов проверить детали по оригинальным каталогам, уточните, подойдет ли деталь к вашему автомобилю. Это не даст абсолютных гарантий, но точно не будет лишним.
- Уточните стоимость доставки и упаковки, условия проверки и возврата детали.
- Постарайтесь оплатить деталь через «Фарпост», «Авито» или СДЭК. Переводы на карту и наличные — только в крайнем случае и только под расписку с указанием паспортных данных и места регистрации продавца.
- Как только получите запчасть, отвезите ее в сервис и не затягивайте с ремонтом. Даже у одинаковых деталей и узлов бывают особенности. На возврат обычно дают от дня до пары недель.
Гарантия и обязательства продавцов б/у деталей
Подержанные детали могут продавать обычные частники, здесь все будет зависеть только от их порядочности. Большие разборки принадлежат организациям и ИП, а они дают гарантию.
Можно вернуть даже б/у деталь, если вы обнаружили в ней существенные недостатки и продавец о них не сказал. В то же время продавец может ставить какой угодно гарантийный срок. Разборки редко дают гарантию больше месяца на отдельные запчасти, гарантия на узлы и агрегаты — от месяца до полугода. Тем не менее шансы получить компенсацию за некачественный товар невелики даже после суда. В лучшем случае вам дадут другую запчасть, но все работы придется оплатить самостоятельно.
Вернуть можно и деталь, которая не подошла или оказалась не нужна. На разборку не получится вернуть номерные агрегаты — двигатель или раму. Но обычно продавцы не делают исключений и принимают обратно любые детали, если со дня покупки прошло не более 14 дней.
Запомнить
- Обязательно сравните цену детали, бывшей в употреблении, и новой. Если разница несущественная, то в покупке на разборке нет смысла.
- Проверяйте деталь очень тщательно. Сравнивайте ее с деталью, которую нужно заменить, убедитесь, что на ней нет повреждений.
- Заранее узнайте условия гарантии и возврата: у разных продавцов они различаются.
- Не откладывайте установку подержанной запчасти. На проверку редко дают больше двух недель.
- Если не уверены в своих знаниях и опыте, а деталь дорогая — обратитесь за помощью к опытному другу, коллеге или специалисту сетевой разборки.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil