Авто
12K

Турбонаддув: как устроен и как работает

Зачем в системе турбокомпрессор с интеркулером и где все это стоит

27
Турбонаддув: как устроен и как работает

Чем больше топливовоздушной смеси поступит в цилиндры, тем выше будет КПД двигателя.

Подать больше топлива не проблема: достаточно установить более производительный топливный насос и форсунки. С воздухом сложнее: в конце такта впуска в цилиндре атмосферного двигателя он будет разреженным.

Система турбонаддува использует энергию отработавших газов и делает так, чтобы воздуха в цилиндрах было больше. Атмосферный двигатель 1,6 л 103 л. с. прослужит дольше турбированного 1 л. Но последний при этом будет более экономичным и экологичным при той же мощности.

Разберемся, как устроена система турбонаддува и как она работает.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

На какие двигатели ставят турбонаддув

Турбонаддув встречается и на бензиновых, и на дизельных двигателях. На последних значительно чаще.

Работой бензинового ДВС управляет дроссельная заслонка: топливо подается пропорционально поступающему в цилиндры воздуху. Поэтому атмосферный бензиновый двигатель выдает неплохие показатели во всем диапазоне оборотов.

Работа дизельного двигателя регулируется количеством топлива, которое распыляют форсунки в цилиндры. Дроссельной заслонки нет, воздух в них поступает свободно. На холостом ходу и в режиме частичной нагрузки дизельный ДВС работает отлично. В режиме средней и полной нагрузки подача топлива увеличивается, а воздуха столько же: топливо в избытке, смесь переобогащенная, двигатель теряет эффективность.

Турбонаддув компенсирует недостаток воздуха. Благодаря турбине дизельный двигатель легкового автомобиля работает фактически в том же рабочем диапазоне оборотов, что и бензиновый.

Система турбонаддува состоит из турбокомпрессора, интеркулера, а также из регулировочных и предохранительных клапанов. Дальше мы поговорим о компонентах системы турбонаддува, поймем, где их искать, а также разберемся, как все это работает.

Из чего состоит система турбонаддува

Турбокомпрессор

У турбокомпрессора есть холодная и горячая части — обе похожи на улитку. Такая форма позволяет наиболее эффективно направлять потоки газов. Улитки соединены через картридж — корпус для вала, с одной стороны которого закреплено колесо турбины, а с другой — колесо компрессора. В корпусе картриджа есть масляные каналы и каналы для охлаждающей жидкости.

Горячая часть турбины работает с выхлопными газами высокой температуры — обычно 500—1000 °С. Улитка здесь отлита из чугуна с добавлением никеля, крыльчатка турбины — из жаропрочного сплава стали, никеля и хрома — инконеля. Холодная часть работает с воздухом из атмосферы, поэтому улитку и крыльчатку чаще всего отливают из алюминия.

Один из способов повысить производительность турбокомпрессора — сделать крыльчатки с обеих сторон более легкими. Горячую крыльчатку могут изготовить из титана или керамики, холодную — из магния. Также холодную крыльчатку можно выточить с помощью ЧПУ из цельного куска алюминия, ребра в таком случае будут тоньше. Все вышеперечисленные доработки делают турбокомпрессор более дорогим.

Горячая часть — оранжевая, холодная — синяя, а картридж — зеленый. Желтым покрасили масляный канал. В этой турбине нет канала под охлаждающую жидкость, ее охлаждает поток моторного масла. Источник: SergeyKlopotov / Shutterstock
Турбокомпрессор двигателя Фольксвагена Тиугана 1.4 CAVA. Горячая часть турбины в одной чугунной отливке с выпускным коллектором, это позволяет сэкономить пространство под капотом. Холодная часть — из алюминия
Каналы для охлаждающей жидкости. Они есть не на всех турбинах: бывает, что вместо антифриза картридж турбины охлаждает то же масло, что смазывает вал турбины

Турбокомпрессор или турбокомпрессоры — если их два или больше — ставят там, откуда выходят отработавшие газы. Вот какие могут быть варианты:

  1. один турбокомпрессор: обычно на рядных двигателях с тремя или четырьмя цилиндрами. Включается, когда энергии выхлопных газов достаточно, чтобы раскрутить турбинное колесо, — в среднем и высоком диапазоне оборотов двигателя;
  2. два разных турбокомпрессора, которые стоят один за другим. Систему можно встретить на рядных двигателях с четырьмя или больше цилиндрами. Маленький работает в низком диапазоне оборотов двигателя. При средних и высоких оборотах он выключается и начинает работать большой турбокомпрессор;
  3. два одинаковых по размерам и характеристикам турбокомпрессора, которые почти всегда стоят по отдельности. В рядном шестицилиндровом двигателе будет по одному на три цилиндра, в V-образном или оппозитном — по одному турбокомпрессору на головку блока цилиндров.

Одна и та же конфигурация с двумя турбокомпрессорами у одного производителя может называться «Битурбо», у другого — «Твинтурбо».

Теперь попробуем разобраться, где под капотом искать турбокомпрессор. Иногда его видно, иногда нет. Примеры — на фотографиях ниже.

Двигатель БМВ M5 4.4 V8 TwinPower Turbo. Два одинаковых турбокомпрессора, которые совершенно не видно под капотом. Источник: Mohd_Syis_Zulkipli / Shutterstock
Двигатель Фольксвагена 1.4 TSI CAXA. Горячая часть турбокомпрессора защищена алюминиевым термозащитным кожухом — все это чуть ниже значка Фольксвагена. К картриджу подходят металлические трубки. Правее — алюминиевая улитка холодной части турбокомпрессора, связана массивной гофрой с корпусом воздушного фильтра, а патрубок уходит вверх к интеркулеру
Двигатель 1.4 TSI CZDA. Турбокомпрессор в самом верху, ближе к моторному щиту. Горячая часть тоже защищена термоизолирующим экраном, к картриджу также подходят металлические трубки, холодную часть с этого ракурса видно плохо, но в целом понятно, что она там есть. Корпус воздушного фильтра в этом случае расположен непосредственно на двигателе
Из чего состоит система турбонаддува

Интеркулер

Интеркулер — это радиатор для охлаждения сжатого воздуха. Бывает воздушный и жидкостной.

Воздушный интеркулер работает на открытом воздухе. Через его каналы проходит сжатый разогретый воздух, который потом поступает в цилиндры ДВС. А набегающий воздух с улицы идет через соты: все работает так же, как в случае с радиатором охлаждения двигателя.

Такие интеркулеры чаще всего устанавливают перед основным радиатором или под ним. Иногда его располагают над двигателем, в этом случае на капоте будет явно выраженный воздухозаборник.

Интеркулер может быть расположен даже в боковых дефлекторах бампера, под фарами. Так делали на Пассате в кузове B5, Шкоде Октавии Тур. На Фольксвагене Туареге два интеркулера — с обеих сторон переднего бампера.

Проблемы воздушных интеркулеров:

  1. Соты забиваются грязью, воздух проходит хуже, появляются проблемы с охлаждением.
  2. Может потерять герметичность из-за механических повреждений или коррозии. Сжатый воздух уходит, давление наддува снижается, мощность падает.
  3. Даже будучи абсолютно чистым, может перегреться, если машина стоит в пробке. Встречного потока воздуха нет, сжатый воздух не охлаждается, эффективность интеркулера падает. Но восстанавливается, когда машина начинает двигаться с достаточной для охлаждения скоростью.
Интеркулер на спортивном автомобиле. В этом случае подсоединен к системе через нештатные синие силиконовые патрубки. Источник: Setta_Sornnoi / Shutterstock
Источник: Rakhmat_Darmawan / Shutterstock
Поток воздуха через воздухозаборник попадает прямо на интеркулер. Двигатель у Субару Импрезы WRX STI прямо под ним. Источник: Sport_car_hub / Shutterstock
Форд Транзит. Интеркулер расположен над решеткой радиатора, но уместился в подкапотное пространство. Патрубки напоминают по форме пружины не просто так: интеркулер жестко закреплен, а они позволяют мотору раскачиваться вперед и назад, но при этом не повреждаются
Форд Транзит. Интеркулер расположен над решеткой радиатора, но уместился в подкапотное пространство. Патрубки напоминают по форме пружины не просто так: интеркулер жестко закреплен, а они позволяют мотору раскачиваться вперед и назад, но при этом не повреждаются
Штатный интеркулер под радиатором кондиционера. Основной радиатор охлаждения прямо за ними. Источник: Smile_Fight / Shutterstock
У Фольксвагена Туарега два радиатора интеркулера за боковыми решетками переднего бампера. С обратной стороны — локер с воздуховодом для того, чтобы воздух легче проходил через интеркулер
У Фольксвагена Туарега два радиатора интеркулера за боковыми решетками переднего бампера. С обратной стороны — локер с воздуховодом для того, чтобы воздух легче проходил через интеркулер

Жидкостной интеркулер — радиатор с охлаждающей жидкостью внутри впускного коллектора и с собственным контуром охлаждения. Такой интеркулер сильно экономит подкапотное пространство, вдобавок уменьшает объем впускного тракта от турбины до двигателя. Благодаря такой конструкции турбокомпрессор раньше выходит на рабочее давление.

Машина с жидкостным интеркулером ведет себя практически одинаково и в жару, и в мороз. Минус — более сложная конструкция: нужен дополнительный радиатор, чтобы охладить горячий антифриз из интеркулера.

Если жидкостный интеркулер перестанет быть герметичным, антифриз попадет в масло. В одном случае может образоваться эмульсия, в другом случится гидроудар — тут как повезет.

Жидкостной интеркулер Фольксвагена Тигуана с двигателем 1.4 TSI. Закреплен во впускном коллекторе десятью винтами, из него выходят патрубки охлаждающей жидкости. Машина после ДТП, передняя часть разобрана
Жидкостной интеркулер Фольксвагена Тигуана с двигателем 1.4 TSI. Закреплен во впускном коллекторе десятью винтами, из него выходят патрубки охлаждающей жидкости. Машина после ДТП, передняя часть разобрана
Радиаторам тоже досталось, зато хорошо видно, что их три
Радиаторам тоже досталось, зато хорошо видно, что их три
Из чего состоит система турбонаддува

Вестгейт и актуатор турбины

Актуатор турбины управляет регулировочным клапаном — вестгейтом. Или, в простонародье, калиткой. Как только в горячей части турбины возникает максимально допустимое давление наддува, актуатор открывает вестгейт. Часть выхлопных газов проходит мимо крыльчатки турбины. Благодаря этому она не разгоняется больше, чем необходимо.

На конце тяги актуатора есть резьба, которая позволяет отрегулировать положение вестгейта. В нормальном состоянии он должен быть плотно закрыт
На конце тяги актуатора есть резьба, которая позволяет отрегулировать положение вестгейта. В нормальном состоянии он должен быть плотно закрыт
Выход из горячей части турбины: вестгейт слева, крыльчатка — справа
Выход из горячей части турбины: вестгейт слева, крыльчатка — справа
Из чего состоит система турбонаддува

Предохранительный клапан

Если резко сбросить газ, обороты двигателя упадут быстро, дроссельная заслонка закроется. Но турбокомпрессор продолжит быстро вращаться по инерции и создавать повышенное давление. Если это произойдет, вал может сместиться, а масляный клин — разрушиться. Возникнет трение, детали картриджа износятся.

Чтобы не повредить детали впускного тракта, нужен предохранительный клапан. Есть два варианта.

Перепускной клапан, байпас. Когда водитель резко отпускает газ, дроссельная заслонка закрывается, давление на впуске растет, а клапан открывается и перепускает сжатый воздух обратно — в зону до турбины, к воздушному фильтру. Нагрузки на крыльчатку не избежать, но такая система позволяет хорошо амортизировать такие толчки и перенаправлять уже сжатый воздух обратно во впуск.

Двигатель Фольксвагена 1.4 TSI CAXA. Перепускной клапан — байпас — в черном корпусе, прикручен к холодной улитке. Байпас связан с блоком управления двигателя через разъем и может открываться не при возрастании давления, а как только закроется дроссельная заслонка. Это существенно снижает риск критических нагрузок
Двигатель Фольксвагена 1.4 TSI CAXA. Перепускной клапан — байпас — в черном корпусе, прикручен к холодной улитке. Байпас связан с блоком управления двигателя через разъем и может открываться не при возрастании давления, а как только закроется дроссельная заслонка. Это существенно снижает риск критических нагрузок

Редукционный клапан, блоу-офф. Работает по тому же принципу: открывается при достижении предела допустимого давления, но выбрасывает наружу сжатый воздух, а это также снижает нагрузку на крыльчатку турбины. В процессе слышен характерный свист — его ценят любители автомобильного тюнинга.

Автопроизводители чаще используют байпас: он не создает излишнего шума под капотом. Это преимущество, если речь идет о семейном или рабочем автомобиле.

Блоу-офф на патрубке подвода сжатого воздуха, синий шланг подключен к нему же. Когда давление на впуске возрастает, давление через этот шланг передается на мембрану внутри редукционного клапана. Он открывается и стравливает избыточное давление наружу. Такие часто используют в автоспорте либо в тюнинге, чтобы получить от турбины «пшик». Источник: taro911_Photographer / Shutterstock
Блоу-офф на патрубке подвода сжатого воздуха, синий шланг подключен к нему же. Когда давление на впуске возрастает, давление через этот шланг передается на мембрану внутри редукционного клапана. Он открывается и стравливает избыточное давление наружу. Такие часто используют в автоспорте либо в тюнинге, чтобы получить от турбины «пшик». Источник: taro911_Photographer / Shutterstock
Как звучит блоу-офф разных производителей. Источник: канал «AJS Нюансы Тюнинга» на «Ютубе»

Как работает турбонаддув

Поток отработавших газов в турбированном двигателе первым делом попадает на турбинное колесо, а только потом — в выхлопную трубу. Крыльчатка турбинного колеса преобразует энергию во вращение и через ось передает его на крыльчатку колеса компрессора. В свою очередь, она засасывает воздух в центре и разгоняет его по радиусу.

Форма улитки на горячей стороне помогает эффективно улавливать поток отработавших газов. На холодной стороне — собирать атмосферный воздух и направлять его дальше по каналам интеркулера. Ось при этом работает в масляном клину и развивает до 150 000 оборотов в минуту.

При сжатии воздух сильно нагревается и попадает в интеркулер. После него уже охлажденный воздух попадает в цилиндры двигателя. Вестгейт и предохранительный клапан срабатывают по мере необходимости.

Дополнительные системы в турбонаддуве

Изменяемая геометрия турбины — решение, которое позволяет направлять потоки выхлопных газов на крыльчатку турбины под разным углом. Работают специальные подвижные лопатки. Когда давление выхлопных газов низкое, они встают под острым углом и почти смыкаются. Газы попадают на крыльчатку под более острым углом, скорость потока увеличивается, турбина работает на низких оборотах. Когда двигатель набирает обороты, давление выхлопа возрастает, лопатки изменяемой геометрии встают в исходное положение и не препятствуют потоку выхлопных газов.

Такая система почти всегда есть на дизельных двигателях: у них невысокий рабочий диапазон оборотов.

Горячая часть справа. Над крыльчаткой турбины есть подвижные лопатки. Источник: dreamnikon / Shutterstock
Горячая часть справа. Над крыльчаткой турбины есть подвижные лопатки. Источник: dreamnikon / Shutterstock
Принцип работы турбокомпрессора с изменяемой геометрией. Источник: канал «Coupemaniaful» на «Ютубе»

Управление подъемом выпускных клапанов. Клапаны здесь также ускоряют поток выхлопных газов на пути к крыльчатке турбины: приподнимаются на определенную высоту, при которой могут его усилить, когда это необходимо.

Такое техническое решение применили на двигателях 1.8 и 2.0 TSI третьего поколения. Их можно встретить на Шкоде Октавии в кузове A7, в новом Фольксвагене Тигуане или Пассате. При этом есть такие же двигатели, но электроника на них управляет подъемом впускных клапанов. Такие ДВС менее мощные, но более экономичные.

Антилаг можно встретить на гоночных автомобилях, особенно на раллийных. Когда пилот бросает газ, дроссельная заслонка резко закрывается и блок управления двигателем устанавливает очень позднее зажигание.

Топливовоздушная смесь поджигается уже с открытым выпускным клапаном, появляется прямой поток горящего пламени. Турбина продолжает благодаря этому работать на высоких оборотах, а из выхлопной трубы вылетают языки пламени.

Обычно это происходит, когда гоночная машина входит в поворот: в этот момент пилот отпустил газ и включилась антилаг-система. На выходе из поворота он выжмет газ, а во впускном коллекторе уже будет сжатый воздух.

Запомнить

  1. Машины с турбонаддувом более дорогие при покупке и в эксплуатации.
  2. Прибавка 30—50% мощности — весомый аргумент в пользу турбированного двигателя.
  3. Почти любой дизельный двигатель на легковой машине — турбированный.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Теги: авто
Что еще хотели бы узнать о турбонаддуве?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Кто, душно стало

1
Шеф Авторедакции

22.11.22, 11:14

Отредактировано

По поводу первого предложения: есть много примеров, но раз у вас на аватарке БМВ, пример будет про них.

БМВ 3 335i E90 — Твинтурбо
Альпина B3 E90 — Битурбо. Альпина так захотела и обозвала.
Как так?

По интеркулеру резонное замечание, обязательно допишем, спасибо!

1

Григорий, никто не сможет помешать эксцентричному человеку назвать свою дочь Григорием, но от этого имя женским не станет)

2

Григорий, впрочем, технически к фразе "Одна и та же конфигурация с двумя турбокомпрессорами у одного производителя может называться «Битурбо», у другого — «Твинтурбо»" придраться не в чем, действительно может))

1

Григорий, похоже что это торговые марки, от производителя для звучности. А техническим языком наддув бывает последовательным ( и ступенчатым) и параллельным. На многоголовых даже параллельно-последовательным.
Я не упомянул вариант где в нижней части крутящего момента наддувают механической улиткой, а в верхней обычной турбиной. Потому, как это вариант ступенчатого последовательного наддува.

0
0

Хочу поставить турбокит на G6DJ. Может когда-нибудь руки дойдут, если я эту машину не продам раньше =)

0

Sergey, очень сомнительная затея. Детишек в садик быстрее довезти или быстрее всех до Ашана доехать?:)

0

ПОЖИЛАЯ, да норм затея, не хуже и не лучше любого другого тюнинга. Ну а мощность она лишней никогда не бывает и карман тянет в разумных пределах. В стоке он у меня 348 л.с, а с турбокитом без переделки на пониженную степень сжатия 525 л.с получить можно, плохо что ли? При этом машина не превращается в корч, который надо на прицепе на трек возить, и может дальше использоваться для повседневной эксплуатации.

3

Sergey, таки куда 525 лс? где их реализовывать как не на треке?

1

ПОЖИЛАЯ, можно и на треке, но лучше на дрэгстрипе, трек это не только и не столько мощность. Но вообще, не стоит тут искать рационализм, если покупать автомобиль рационально, то это будет какой нибудь SUV/вэн/универсал на 150-200 лошадок потому что нафига больше? Но для меня авто это не просто транспортное средство и возможность получить 500 сил под капотом при относительно небольших вложениях выглядит весьма привлекательной затеей, так что по большому счету просто потому, что так можно сделать и это достаточно веская причина.

1

Sergey, "потому что потому" весьма веская причина:) просто в Москве и области, особенно зимой негде такую "дурь" реализовать. Сейчас езжу и турбина даже дуть не начинает, так как все едут медленно, так и еще и дорога мокрая/снежная/скользкая. Как снега выпадет больше можно в поле где-то покатать или еще где за городом, да и там что 200, что 500 уже разницы не будет. Хотя 500 сил может быть даже хуже :)

0

ПОЖИЛАЯ, я уже вроде бы сказал, не нужно искать рационализм там, где его нет. Для кого-то автомобиль это просто транспортное средство для доставки их тела из точки А в точку Б и я вполне понимаю такой подход. Но для меня это нечто большее, хобби если так будет угодно.

1

ПОЖИЛАЯ, ну не знаю, катаю по Питеру на стоковых 530, мне все нравится

0

ПОЖИЛАЯ, странное замечание от ищущего суппорта четырёхпоршневые для своего автомобиля..

0

Александр, у меня не автомобиль-диван же :) на моем и в поле и в грязь, куда душе угодно.

0

ПОЖИЛАЯ, тогда вы либо хотите, чтобы у вас одного был мощный автомобиль, отговаривая остальных от тюнинга, чтобы в Ашане всё-таки быть первым) либо оснащаете свой с избытком: обычных тормозов с плавающей скобой вполне хватит на 200-250 сил в рекламируемой вами спокойной езде) и проще диски колёсные подбирать - Х-фактор не так важен

1

Александр, ну не хватает сток машинок и все :( если тормозить, условно, с 160 км\ч, то страшновато очень даже. Речь про то, что 500+ сил это уже избыточная мощность, у человека и так 300-350 в стоке, в городе еще поищи где можно их реализовать, поэтому особого смысла не вижу. На треке эту "дурь" можно использовать по полной:) езди, тюнингуй, улучшая время и мастерство вождения. Но хундай на 500 сил... мое имхо это более странно, чем жигули на 500 сил)

0
Герой

24.11.22, 15:39

Отредактировано

ПОЖИЛАЯ, что странного? ВАЗ на 500 сил это корч в котором от ВАЗа только декор останется, а Hyundai солярисом не ограничивается и такие показатели относительно небольшим вмешательством достигаются, но даже без этого у них есть двигатели в стоке выдающие 400+ л.с. на массовых моделях.

0

Sergey, ну таки таз на 500 сил будет не по дорогам ездить, об этом и речь:)
у хенде есть конечно мощные авто, но в городе для чего? Условная БМВ М, кто ее берет катать в городе? если посетить какой-нибудь трек день, то там их будет куча. В городе она не нужна. За глаза будет 335i.

0

ПОЖИЛАЯ, условную бмв М как раз-таки берут для повседневной езды те, кто хочет мощную тачку (и может себе позволить), но при этом ему нужен задний ряд, багажник и/или клиренс (привет, Х3,4,5,6М, вообще тачки для трека, да?). Не будет такой человек париться и покупать 530xd для города и М5 на выходной. Те, о ком вы говорите, купят 530хd и реальный спорткар.
А про таз 500 сил - согласен

0

И про Твинскролл ни слова.

А следующая статья наверное будет про компрессор.

0

И раз уж статья претендует на просвещение далёких от техники людей и практическую пользу в каком-то обывательском плане, стоило бы рассказать почему нельзя сразу глушить наддутый двигатель после его длительной работы в номинальных режимах. Что в этом случае происходит, как избежать, турботаймеры раньше, что делать сейчас.

0

Это будет отдельный достаточно большой материал — «Как правильно пользоваться + как ломается». Материала очень много, мы не можем рассказать про все в одной статье

5
0
Сообщник

22.11.22, 12:40

Отредактировано

Формально -"пневматический привод" калитки работает не на сжатии воздуха (используется термин пневматика), а на разряжении и является вакуумным приводом.
Автор озвучил необходимость наддува воздуха, но не упомянул, что нагнетать его можно разными способами , и турбокомпрессор в приводом от выхлопных газов -лишь один из вариантов. А есть компрессоры и с механическим приводом от валов, и даже электрические.

0

Свинья, есть, но это отдельная тема

0

Сообщество