29.11.18
85K
87

Сколько зарабатывает хедхантер

В Москве

Сколько зарабатывает хедхантер

Каждые две недели мы выбираем одного читателя, который рассказывает нам о своей профессии.

О специфике своей профессии и уровне доходов уже рассказали сисадмин, геолог, преподаватель, турменеджер и провизор. В новом выпуске — сотрудник кадрового агентства, который подбирает ИТ-персонал для разных компаний. Он поделился, почему не любит работать с программистами, как общаться с людьми, у которых зарплата 2 500 000 рублей, и сколько стоит его парфюм.

Выбор профессии

Я окончил школу в 15 лет: в пять пошел в первый класс и перескочил четвертый. Поэтому не могу сказать, что мой выбор профессии был обдуманным: выбирал вуз поблизости от дома. В итоге поступил на странную специальность «экономика и управление на предприятии в машиностроении» — такая смесь инженера и экономиста. С тех пор разбираюсь не только в экономике, но и в том, как выплавляют чугун. Правда, мне это ни разу не пригодилось — разве что, когда по работе общаюсь с ИТ-директором какого-нибудь крупного производства, могу поддержать беседу на тему заводов, сплавов и формирования себестоимости продукции.

С четвертого курса наш вуз предлагал формат «днем — работа, вечером — учеба», чтобы к диплому у студента уже было год-два опыта. Нам предлагали какие-то варианты, но это было неинтересно, а пойти можно было куда угодно, не обязательно по специальности. Я искал место работы сам, по тому же принципу, что и вуз: я еще ничего не умел, смотрел все позиции подряд, главное — в 1—2 станциях метро от учебы, чтобы вечером успевать на пары.

Устроился в аутсорсинговую компанию, которая работала с сетевыми магазинами вроде «Дикси», «Спара» и «Спортмастера», менеджером по подбору линейного персонала — такого, как повара, продавцы-кассиры, комплектовщики, продавцы на выкладку товара. Контингент был так себе: много приезжих из Средней Азии, плохо говорящих по-русски и готовых работать в графике 6/1 по 12 часов за 20 000 Р черной зарплаты. Принцип отбора кандидатов был простой:

«Не пьяный? Судимости нет? Выходи завтра».

Компания была ужасной: странные кандидаты, черная зарплата, начальница, которая материлась на подчиненных, недружелюбная атмосфера. Я решил, что надо продержаться 5 дней и, если не втянусь, уходить. В итоге проработал год — я адаптивный и миролюбивый. Это не значит, что легко прогибаюсь под авторитарного босса, но могу вежливо сказать нет. Плюс завоевал авторитет результатами работы. На старте моя зарплата была 20 000 рублей со стандартным графиком 5/2 по 8 часов. За год я вырос с младшего менеджера до супервайзера — это тот, кто разъезжает по магазинам и контролирует работу персонала на местах, решает их проблемы, общается с директорами, — и получал 35 000 на руки. Когда защитил диплом, уволился.

Мне стукнуло 20 лет, и надо было уже выбирать работу посерьезнее. Так как я уже получил опыт подбора персонала, искал в этом направлении. Устроиться по специальности даже не пробовал: экономика — это очень скучно, а я люблю общаться. Ездил на все собеседования подряд. Часто мне не нравились люди, которые меня собеседовали, или офис — приезжаешь, а там кабинет и три стола.

В одном кадровом агентстве собеседование проводили сразу генеральный директор и партнер компании, они мне предложили стать ИТ-рекрутером. Я ничего в ИТ не понимал, но сказал, что в принципе готов.

На следующий день на моей почте был оффер.

Меня наняли младшим менеджером по подбору ИТ-персонала с зарплатой 35 000 на руки. У начальства была позиция «бросить в воду» и надеяться, что человек выплывет, поэтому я разбирался во всем сам. Предыдущий опыт был полезен — я умел общаться с людьми. Но шоком для меня было то, что раньше я подбирал людей с зарплатой 20 000 до НДФЛ, а здесь начал работать с людьми, получающими 200 000 рублей. Но я быстро освоился: через 1,5 месяца трудоустроил какого-то очень дорогого Java-архитектора, и моя карьера пошла вверх.

Место работы

Последние 2,5 года я работаю уже в другой компании — британской «Антал». Это тоже кадровое агентство, мы в основном подбираем менеджеров среднего звена и выше для работы в России и за границей. Это большая международная компания с белой зарплатой.

Меня схантили через «Линкед-ин». Я добавился в друзья к коммерческому директору «Антала» Люку Джонсу. Он мне написал что-то из серии: «Привет, как дела, ищешь работу? Присылай резюме». Я выслал наудачу. Через 1,5 месяца мне позвонили и позвали на собеседование. Я к тому моменту чувствовал, что уже перерос себя на прошлой работе, и был готов двигаться дальше.

Суть работы

Мы помогаем искать персонал, который компания сама не может найти по разным причинам: нет своего рекрутера, либо он перегружен, либо очень сложная и редкая роль. Например, консультант по внедрению системы бесконтактных платежей со знанием языка Java. Сейчас все мы пользуемся бесконтактными платежами с мобильных, но когда это только начиналось, я нашел одного из первых таких специалистов в России. А может быть еще так, что хотят конфиденциально заменить сотрудника.

Компания обращается к нам с заявкой на конкретную должность, иногда у нее есть описание позиции, а иногда все выясняется просто в телефонном разговоре. Мы согласовываем условия, знакомимся с нанимающим менеджером, уточняем детали позиции и желания клиента, ищем нужного человека и высылаем резюме с нашими сопроводительными письмами: почему подходит, какие плюсы и минусы мы видим.

Есть разные уровни: подбор линейного персонала с зарплатой до 70 000—80 000 гросс в месяц, подбор менеджеров среднего звена — от 100 000 гросс и подбор менеджеров высшего звена — в среднем от 300 000 гросс и до бесконечности. У нас в компании, например, консультант закрепляется за определенным рынком или направлением: производство, ретейл, фарма и так далее. Я, например, старший консультант ИТ-практики и специализируюсь на топ-менеджменте в ИТ и диджитал-индустрии: ищу исполнительных директоров для стартапов и ИТ-директоров. Это называется executive search.

Как правило, люди, которые мне нужны, работу не ищут. Я на них охочусь.

Пытаюсь достать контакты, выманиваю их на встречу — многие топ-менеджеры охотно соглашаются на знакомство, но не все. На встрече я рассказываю про моего клиента и позицию, мы обсуждаем плюсы и минусы, после чего либо сам человек отказывается, либо я ему отказываю, объясняя почему.

Важно не путать эйчар-менеджера и консультанта в агентстве. Эйчар — это не только подбор персонала, это еще развитие, адаптация, обучение и много чего другого интересного. Наша же цель — найти и трудоустроить, на этом обычно наше влияние на жизнь человека снижается, а роль внутреннего эйчара для него резко возрастает.

Это профессия для активных, нацеленных на результат людей. Стресса будет много. Консультанты в агентствах не работают за оклад — как правило, он невысокий, но за каждого трудоустроенного кандидата мы получаем бонусы. Есть прозрачная для всех сотрудников шкала процентов: чем больше сумма оплаченных счетов в месяц, тем выше твой личный процент. Поэтому если кандидат не выходит на работу или отклоняет предложение нашего клиента, это может демотивировать — понимаешь, что в следующем месяце денег будет мало.

Обычно у меня одновременно до 10 позиций в портфеле. Сроки работы с кандидатом бывают разные: самый быстрый плейсмент ИТ-директора у меня занял 3 дня, а самый долгий — 8 месяцев.

Консалтинг не для тех, кто любит зону комфорта и предсказуемость. Все меняется каждый день с бешеной скоростью. Например, ищешь ИТ-директора для одного из российских олигархов, а его, твоего клиента, сажают в тюрьму. Другой пример: в 7 вечера могут позвонить с просьбой завтра до обеда прислать два суперкрутых резюме — где хочешь, там и ищи.

Главное — уметь продавать. В основном идеи.

У меня нет задачи продать то, что человеку не подходит. Моя основная задача — красиво презентовать моего клиента и заинтересовать кандидата, чтобы он захотел узнать больше. Рекрутер собирает пазл: видит, что может дать определенная компания определенному кандидату и что он может дать ей. Если это совпадает — все счастливы, особенно я. Но иногда ты видишь, что человек полон стереотипов, нужно поменять его убеждения, это сложно.

Очень важно уметь располагать к себе людей. Я когда-то услышал фразу о том, что самые циничные люди — это рекрутеры и врачи. Невольно начинаешь смотреть на людей иначе, безжалостнее, что ли, потому что, если пропускать все встречи через себя, сойдешь с ума.

Я больше люблю общаться с топ-менеджерами: они культурные, бизнесовые, знают «правила игры», кто такие рекрутеры и зачем они им. А вот, к примеру, некоторым разработчикам, которых мало и которые всем нужны, разные компании звонят и пишут по 50 раз в день. Из-за этого они настолько зазнались, что нахамить по телефону для них нормально, опоздать на полтора часа и не извиниться — тоже.

Или бывают случаи, когда тебя нагло используют, чтобы выбить денег из нынешнего работодателя: человек начинает с тобой общаться, доходит до оффера от твоего клиента, а потом пропадает, не берет трубку и пишет письмо: «Спасибо, я передумал». Просто он получил больше денег от своего босса. Все это мне не нравится, поэтому я перестал работать по таким позициям.

Встречаясь с сотнями людей в год, ты получаешь возможность прикоснуться к колоссальному объему жизненного опыта совершенно разных людей. Ты лучше видишь мир, понимаешь, что у него нет границ. Раньше я думал, что 200 000 рублей — это очень много, потом встретил человека с зарплатой в 1 000 000 в месяц, потом другого с зарплатой в 2 500 000 в месяц. Если компания, неважно российская или международная, входит в топ-5 своего сектора, то это нормальная зарплата топ-менеджера.

Но вот разговаривать после работы порой абсолютно не хочется — 8 часов общения могут очень выжать, хотя я экстраверт.

Обычный рабочий день

Утром в лучших традициях офисного планктона я покупаю кофе и иду на работу. Открываю почту — там обычно по 15 писем с утра, смотрю в календаре, какие назначил встречи, готовлюсь к ним, обзваниваю тех кандидатов, которые ходили на интервью к моим клиентам. Потом звоню клиентам, рассказываю, что думают кандидаты, и спрашиваю, как им. Я ни на секунду не перестаю быть мостом между ними. Наша работа не заканчивается, даже когда человек вышел на работу: как минимум еще 3 месяца мы звоним и спрашиваем, как дела.

50% времени занимает процесс поиска кандидатов на позицию. Довольно рутинная операция, но это фундамент успеха, поэтому к нему нельзя относиться легкомысленно. Ищу по рекомендациям своих знакомых ИТ-директоров, на «Линкед-ине», в нашей базе данных, на «Хедхантере» и Фейсбуке.

Иногда хожу на тусовки, но обычно я там и так всех знаю.

До обеда обычно ставлю одну встречу, а всего в день назначаю не больше четырех. Многие мои кандидаты работают и приезжают после 18:00, так что часто я ухожу с работы после семи. Встречаемся у нас в офисе, иногда в ресторане, а недавно мне настолько срочно нужен был конкретный человек, что я приехал к нему на работу.

Собеседование занимает примерно час. В моей практике было и 3 часа, и 5 минут. В последнем случае кандидат опоздал на час, не извинился, а когда я вошел и поздоровался, он продолжил говорить по телефону, после стал невежливо общаться — я сказал, что мой клиент ищет человека иного формата, улыбнулся, и мы попрощались. На собеседованиях говорим в основном о мотивации. Важно, чтобы после беседы я знал, куда, зачем, на какие задачи и за какие деньги пойдет этот человек. В конце разговора, если ему интересно, я даю рекомендации и профессиональные советы: какие были ошибки в самопрезентации, как сделать лучше его резюме и так далее.

Я занимаюсь не только рекрутментом, но и продажами услуг по подбору персонала, то есть продаю сам себя своим будущим клиентам. Звоню и предлагаю сотрудничество, езжу на деловые переговоры, согласую процентные ставки и условия, участвую в тендерах, хожу на конференции и мероприятия.

Случай

Однажды, еще на моей первой работе, ко мне на собеседование пришел очень странный мужчина: 2 метра ростом, с татуировками на пальцах, в спортивном костюме и с большим черным пакетом. Сел напротив, я дал ему заполнить анкету с обычными вопросами: ФИО, место жительства, возраст. Увидел, что он оставил пустой графу про судимость, а там простой вопрос, была или нет. Спросил об этом. Он: «Да так, ничего важного, было по молодости». Я, наивная душа, а мне 19 лет: «А какая статья?» Он: «105-я». А я же не разбираюсь, пошел к нашему руководителю службы безопасности, рассказал, он мне говорит:

«Ты в своем уме? Он за убийство сидел».

Мне стало не по себе, но я, сохраняя каменное лицо, вернулся в переговорку, улыбнулся и сказал: «К сожалению, мы не можем продолжать с вами работу, потому что наши клиенты с судимостью не возьмут». Мне было очень страшно. Он сначала молча на меня посмотрел, а потом попрощался и ушел.

Доходы

Уровень дохода нестабилен. В один месяц у меня может быть оклад, в другой — 100 000, в третий — 300 000. Все зависит от обстоятельств, на которые ты иногда влиять не можешь. Например, у меня было так, что полгода я зарабатывал в среднем по 200 000, а бывало, что полгода сидел с окладом (тогда это было 40 тысяч). Это чистые продажи, если ты очень успешен, потолка может и не быть.

Расходы

Большинство трат — это обеды на работе, на них уходит не меньше 500 рублей в день. Работаю в центре, ланчи здесь дорогие, но таскать еду с собой мне лень. Продукты домой — это еще, наверное, 30% расходов, такси — 3 тысячи в месяц, плюс помогаю маме — это 5—7 тысяч. На одежду каждый квартал трачу 15—20 тысяч. У нас в компании дресс-код, и хотя в ИТ-индустрии джинсы и свитшоты — это нормально, но все-таки я работаю с топ-менеджерами, так что стараюсь соответствовать и ношу костюм, а в обычной одежде хожу в выходные и отпусках.

Я умею экономно путешествовать, поэтому на отпуск раз в 5—6 месяцев трачу 70—90 тысяч. Например, в январе 2018 был в автобусном туре по Европе: посетил Польшу, Германию, Бельгию, Люксембург, Голландию, Францию и потратил 70 тысяч. Или другой пример: неделя в Дубае в шикарном четырехзвездочном отеле с завтраком на берегу канала с яхтами в элитном районе Марина за 43 500 рублей с человека.

Экономия

Экономлю только в те месяцы, когда получаю один оклад. Тогда меньше трачу на стихийные покупки типа кофе, ланчи становятся дешевле, одежду покупаю реже. Тратить деньги просто так я не привык, но экономить тоже не люблю — мне нравится жить со вкусом. Например, как-то купил себе парфюм Creed Aventus за 13 000 рублей — вообще не пожалел. Но сейчас он стоит 18 000, и мне жалко денег.

Финансовые цели

Я коплю на квартиру, хотя бы на однушку в Москве. В голове у меня цифра 5 миллионов рублей. Но подозреваю, что мне понадобится больше. Я уже ощутимо продвинулся, научился копить и зарабатывать на накопленном. Пользуюсь Тинькофф-инвестициями и все свои сбережения вкладываю в ценные бумаги. С каждой зарплаты минимум 5 тысяч перечисляю на брокерский счет. Когда доход выше, вкладываю в акции больше.

Будущее

Работа в консалтинге, как коньяк: с каждым годом моя ценность растет, так как я опытнее, у меня больше связей. Потому что рекрутмент — это только человеческие отношения. Чем больше людей тебя знают и доверяют тебе, тем ты успешнее. Я чувствую, что в этой профессии мне предстоит долгий и классный путь.

Еще сейчас у меня в приоритете курсы по инвестициям на профессиональном уровне. А в будущем планирую получить степень МБА. Вижу по кандидатам, с которыми общаюсь, что у многих МБА делит жизнь на до и после, многие получали офферы мечты именно после бизнес-школ вроде INSEAD во Франции. Да и пожить 2 года во Франции — чем не мечта?

Когда-нибудь хочу создать свой бизнес, но не в рекрутменте. Хотелось бы открыть свой спортзал с крутым дизайном и сервисом.

Катя Прокудина
Тоже работаете хедхантером? Как там у вас?

Отличная статья. Юра, респект!

15

Natalia, спасибо большое!!)

0

Спасибо за статью!
Интересует вопрос, почему рекрутеры не любят, когда кандидат на вопрос о причинах заинтересованности в вакансии сообщает, что ожидает получать больше денег на новом месте?

5

Володя, я думаю, что деньги на первом месте это у тех людей, у кого от незначительных прибавок сразу меняется уровень жизни. Например, человек зарабатывает 30, ему предлагают 45 - для него это сразу другой уровень свободы. А если человек зарабатывает 200-300, или 2,5 млн в мес и у него уже закрыты практические все материальные потребности, что серьезно изменит в их жизни эта прибавка в 10-15% или сколько им там предлагают?? Мне кажется, это ведь очевидно, что даже для самого человека на первое место выходят его внутренние желания по самореализации, вместо "заработать больше бабла, чтобы выжить"..

9

Леона, мне кажется, это философия.

"Что изменит" - то и изменит - уровень жизни. Для высокооплачиваемого сотрудника эти +10-15% дадут как раз ощутимо много, потому что в абсолютном исчислении это сами по себе существенные деньги.

Но на деле 200 тыс руб - это всего лишь 3000$. Это что, большие деньги? Нет, маленькие - только в экономически неблагополучных странах типа РФ их можно считать большими. В Сингапуре, скажем, на них еле проживешь.

Получая эти 3000$, человек получает возможность путешествовать и видит, соответственно, как живут в других странах - намного лучше живут. И понимает, как много ему могут дать деньги.

Тут вот авторы в ТЖ все пишут, как копят на квартиру - и что, им не хотелось бы копить на 10-15% быстрее? Или на более комфортную квартиру? Да конечно хотелось бы.

Так что про "карьерную незрелость" - это все красивые слова, придуманные рекрутерами. Они же не могут клиенту сказать - вот, я нашел подходящего кандидата, он хочет больше получать на новом месте, работая столько же.

Клиент оскорбится на такое. Ему нужна сказка, красивые слова - вот рекрутеры и пускают пыль в глаза ему про "нематериальную мотивацию перехода". А заодно и сами в эту сказку верят, и кандидатам рассказывают.

9

https://republic.ru/posts/92847 - "Опрос 800 человек, проведенный рекрутинговым агентством Randstad, выявил значительные расхождения в представлениях работодателей и работников. Так, работодатели считали, что за лояльность сотрудника компании отвечают бренд и пакет предлагаемых ими преимуществ. Сами же работники во главу угла поставили оплату."

Так что все это bullshit story про "нематериальную мотивацию", сказки для дураков.
Работодателям, конечно, выгодно считать, что для их работников главную ценность представляют не деньги - тогда им можно меньше платить.

8

Yury, спасибо! Просто мне кажется, что такой подход вынуждает кандидатов просто врать рекрутерам о высоких стремлениях, но в конечном итоге деньги на первом месте за редким исключением. Это моя гипотеза, с позиции вашего опыта, вероятно, все выглядит иначе.

6

Володя, спасибо за отзыв! Присоединяюсь к комментарию Felix-a, мотивация на деньги это нормально, но об этом нужно уметь говорить правильно и точно не первым пунктом. Для нас рекрутеров важнее всегда нематериальная мотивация перехода : новые новыки, рост в должности, вызовы, больше свободного времени для семьи и т.д.

5

Felix, добрый день! Спасибо! Подскажите, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие карьерной незрелости?

3

Потому что финансовая мотивация - одна из самых ненадежных. Да и часто коррелирует с карьерной незрелостью.

0

Леона, отчасти согласна с вами. Видела топов которые режут друг другу яйца тупымм ножницами, лишь бы выделить себя перед учредителями и получить бонус в конце года))

0

Felix, а можно подумать людей мотивирует работать за еду

0

Интересно было почитать, как разработчик могу сказать - на одного разраба приходится много хантеров и это может раздражать. Реально порой как спам долбят. Но это не самое страшное, самое раздражающее это когда хантер нифига не понимает в профиле разработчика, и предлагает откровенно мимо или задает настолько тупые вопросы, что проще пропустить это лишнее звено и сразу перейти к технической части собеседования со специалистами в компании, потому что разработчик только там реально поймет, а нужно ли ему это. Мне повезло работать с грамотными рекрутерами, а предложения мимо просто игнорируются.

4

"Или бывают случаи, когда тебя нагло используют, чтобы выбить денег из нынешнего работодателя... Все это мне не нравится, поэтому я перестал работать по таким позициям." а как ты можешь перестать работать по таким позициям, если до ответа на оффер у тебя не будет ни какой информации?

3

Konstantin, здесь я имел в виду, что после нескольких подобных ситуаций - я перестал заниматься поиском разработчиков, завершил те проекты и сменил специализацию на новые - на поиск CIO =)

2

Vitya, напишите мне на Facebook, я вам пришлю пару хороших статей

1

Vitya, как ёмко!) согласен на все сто!

0

Yury, ещё круче то, что пищу я это работая на заводе.

0

Konstantin, Нет комуникационных способностей и они их не разваивают/бояться развивать.

0

Yury, Был бы рад послушать от вас советы по утроиству на должность разработчика. Что и как говорить, и под ками соусом подавать.

0

Интересно! Спасибо, все ясно изложено. Хочется пообщаться вживую с Юрием, опыт впечатляет!

3

Olga, спасибо! а вы из какой сферы?

0

> Очень важно уметь располагать к себе людей.

> А вот, к примеру, некоторым разработчикам, которых мало и которые всем нужны, разные компании звонят и пишут по 50 раз в день. Из-за этого они настолько зазнались, что нахамить по телефону для них нормально, опоздать на полтора часа и не извиниться — тоже.

Молодой человек по сути – обычный СПАМЕР, но почему-то считает, что к нему должны относиться с уважением, а ведь СПАМЕР – это хуже чем серийный убийца или там людоед. Попробуйте воспользоваться собственной "мудростью" (цитата выше) и научиться располагать к себе людей (подсказка: СПАМ никого не располагает).

3

Лошадь, на самом деле. Им вежливо пишешь, что не надо звонить без согласования предварительно по почте. Они все равно звонят, будто у меня есть желание и время с ними общаться. А потом пишут про "неадекватов и маргиналов".

9

Лошадь, 🤦‍♂️

0

Какая хорошая работа - надо попробовать! Я так люблю общаться, мне сейчас прям этого не хватает(

1

Т-Ж, эту же статью опубликовали на vc.ru
Со ссылкой на первоисточник, правда. Может у вас договоренность, но на всякий случай пишу )

1

Вопрос не совсем в тему, т.к. он именно о разработчиках. Стало ли со временем больше российских работодателей, которые понимают, что разработчик на удаленке (не "классический" фрилансер-раздолбай, а полноценный работник с обязательствами) умеет работать. И можно не только искать сотрудника в офис, но и работать с удаленным сотрудником. p.s. адекватных и ответственных фрилансеров задеть не хотел.

1

Юрий, спасибо за статью. Вы верно отметили, что разработчики часто не самые лучшие собеседники. Но что вы могли бы посоветовать, чтобы развить коммуникативные навыки?

1

Maks, просто уважать других)) нормальный рекрутер сам раскачает на интервью. А ещё можно сходить на курсы ораторского мастерства, почему нет?

2

Хедхантер? Я сперва подумал это работа как в фильме "Отвратительная восьмерка" )

1

Действительно интересная статья! Спасибо!

1

Была на собеседовании у Юрия.

1

отличная статья

1

Вячеслав, спасибо!

0

Так, ну по порядку. Специальность "экономика и управление в отраслях машиностроительной промышленности" есть в Гос Университете управления. Очевидно герой живет где-то рядом с метро Выхино, раз он искал вуз рядом с домом. Специальность эта не скучная, как и все остальные ( базовые) специальности в этом учебном заведении. Там и готовят не экономиста-теоретика как в МГУ , например, а экономиста со знанием отраслевых особенностей. Утверждение героя о том, что он " знает как выплавляют чугун" говорит о том, что он либо редко посещал занятия, либо перепутал теплое со сладким. Доменное производство- а выплавка чугуна это именно оно, изучается на соседнем факультете- экономики и управления в металлургических отраслях. Все- таки машиностроение и металлургия это несколько разные отрасли. Может не надо было в школе-то через класс перескакивать?
Вообще статья оставляет шершавое послевкусие какой-то заказности и наигранности - опять молодой перспективный шикарно зарабатывающий представитель офисного планктона , "хантящий" суперпрофессионалов одной левой, легко и непринужденно зарабатывающий на телефонных звонках и письмах в "мордокниге" и вкладывающий заработанные денежки в Тиньков банк . Если эта статья не написана редакторами и литсотрудниками, то грустный итог- молодой человек учился кое-где и абы чему, по специальности работать не стал, более того, не стал даже искать себя в полученной специальности, хотя и мог бы как-то с пользой себя применить, а так- жизнь ни о чем.

1
УЧЕБНИК

Как улучшить жизнь с помощью «Экселя»

Узнайте из нашего курса, как таблицы помогут планировать бюджет, считать расходы и структурировать бытовые дела. Даже если с «Экселем» на вы.
  Начать учиться  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Т⁠—⁠Ж, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.
Подписаться
Вакансии Т—Ж