«Путь героя»: практика, которая помогает преодолеть жизненные трудности
Мозг
4K

«Путь героя»: практика, которая помогает преодолеть жизненные трудности

Как посмотреть на свою биографию под другим углом

6
Аватар автора

Афина Шлейнинг

ищет свой путь

Страница автора

В книгах и фильмах трудности, с которыми сталкиваются герои, помогают им стать лучше. В реальности такое тоже иногда случается.

Воспринимать кризисы в своей жизни как испытание, открывающее новые возможности, сложно. Думать таким образом помогает техника «Путь героя».

Изначально «путь героя» — это концепция из культурологии. Она утверждает, что сюжет всех мифов, от древнегреческих до индийских, построен по одной и той же схеме. И с помощью этой схемы, как считают психологи, можно переосмыслить свою жизнь, научиться видеть в трудностях полезные сюжетные повторы и лучше справляться с ними.

Рассказываем, как работает техника «Путь героя» и как правильно ее выполнять.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое «путь героя»

«Путь героя» — это письменная практика. Она состоит из вопросов, с помощью которых человек может переосмыслить опыт и связать ключевые события в последовательное повествование. Главное, с чем помогает техника, — почувствовать смысл в своей жизни.

Смысл жизни — это ответы на вопросы, почему и зачем существуют люди и конкретно ты сам. Представления об этом индивидуальны. Но вот условия для веры, что жизнь имеет смысл, одинаковы для всех. По мнению психологов, их три:

  1. Значимость — уверенность человека, что его существование ценно и важно для других.
  2. Целенаправленность — способность человека видеть свою жизнь как движение к значимым целям.
  3. Связность — понимание причинно-следственной связи между событиями в жизни человека, а также согласованность убеждений и действий.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, ощущение осмысленности жизни снижается, становится сложнее бороться со стрессом, повышается риск развития депрессии.

Согласно нарративной психологии, на которую опирается техника «Путь героя», любая проблема или сложность подводит человека к выбору: укрепить веру в смысл жизни или ее лишиться. Что именно произойдет — зависит от интерпретации негативного опыта. У некоторых получается воспринимать даже тяжелейшие события, например потерю любимых или пережитое насилие, как испытания, которые приносят не только боль. Например, помогают больше ценить близких, стать более добрым и эмпатичным человеком, обрести новые ценности и цели. Психологи называют это посттравматическим ростом.

Воспринимать негативный опыт как испытание, которое помогает развиваться, сложно. Поэтому люди в тяжелое для себя время часто обращаются к историям: романам и фильмам, биографиям.

Такая особенность человека — склонность познавать мир через повествования — и легла в основу техники «Путь героя». Исследователь из Бостонского колледжа Бенджамин Роджерс и его коллеги, которые разработали упражнение, опирались на идею исследователя мифологии, автора книги «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла о мономифе. Он увидел, что сюжеты всех мифов похожи друг на друга — герои проходят один и тот же путь. Сначала они попадают в приключение, потом сталкиваются с каким-либо кризисом, который им удается преодолеть, и, наконец, возвращаются домой преображенными.

Хотя упрощенный подход Кэмпбелла обоснованно критикуют многие фольклористы, психологи взяли его на вооружение. Ведь с концепцией мономифа историю любого персонажа можно рассматривать как метафору позитивных изменений, которые проходит человек на пути к желаемому, — или деградации в случае отказа от такого путешествия.

Авторы техники посчитали, что представление о происходящем как об истории героя способно повлиять на ощущение осмысленности жизни. Принцип следующий: если человек превратит свою биографию в полноценное повествование, он сможет лучше увидеть причинно-следственные связи между разными событиями и убеждениями. То есть повысится связность, которая необходима, чтобы человек верил в наличие смысла в жизни. А вместе со связностью усилятся и целенаправленность, и значимость.

Исследователи проверили, насколько основные тезисы Кэмпбелла согласуются с результатами научных исследований о смысле жизни. И обнаружили: герой мономифа действительно ведет осмысленную жизнь.

Так, герой в концепции мономифа:

  1. Самостоятельная и сильная личность, которая сама отвечает за свою судьбу. Согласно исследованиям, независимость и способность нести ответственность за собственный выбор — одна из основ психологического благополучия и чувства собственной значимости.
  2. Герой должен решиться на путешествие к цели и желать его. В реальности люди с высокой открытостью к новому опыту чувствуют больше смысла в своей жизни.
  3. Герой стремится достичь некой цели. Наличие важной цели, будь то успешная карьера, большая семья или помощь животным, — основное условие того, что жизнь будет ощущаться осмысленной.
  4. У героя есть союзники. Социальная поддержка, согласно исследованиям, важна для поддержания ощущения, что в жизни есть смысл.
  5. Герой переживает личностный рост во время испытаний. Психологи замечают, что иногда люди, преодолевшие трудности, например тяжелую болезнь, проходят через трансформацию, находят новый смысл в жизни и острее его чувствуют.
  6. Герой использует результат путешествия, например новый опыт или полученный предмет, чтобы приносить пользу окружающим. В реальности просоциальное поведение, например благотворительность или волонтерство, повышают ощущение осмысленности жизни.

Ученые предположили: человек с сильной верой в смысл жизни действует так же, как и герой мономифа.

Чтобы проверить гипотезу, они разработали специальную шкалу, помогающую оценить, насколько жизнь конкретного человека похожа на героическое повествование. А затем сравнили полученную оценку с ощущением смысла жизни каждого участника. Всего в эксперименте приняли участие более 1000 человек.

Те, кто считали жизнь осмысленной, рассказывали свою биографию в героическом ключе. Их истории состояли из вызовов, обретений союзников и попыток достичь значимой цели, которая полезна как для них самих, так и для окружающих. Люди редко говорили о финансовой стороне жизни или карьере, но делали акцент на личностном росте благодаря пережитым трудностям.

Кроме того, рассказы отличались связностью, последовательностью и целенаправленностью. Иначе говоря, учитывали все условия для поддержания смысла жизни. И наоборот: люди, которые не видели смысла в жизни, рассказывали свою историю так, будто это просто череда обстоятельств, не связанных с друг другом.

Как работает техника «Путь героя»

Итак, некоторые люди не видят свою жизнь как полноценную историю, где одно событие влияет на другое, и не видят смысла в жизни. Чтобы помочь им воспринимать прошлое по-новому и обрести чувство осмысленности, ученые разработали технику «Путь героя». Это серия вопросов и подсказок, с помощью которых можно иначе взглянуть на свою биографию и превратить ее в связное и героическое повествование.

Первый этап: герой. Персонаж ведет обычную, ничем не примечательную жизнь. Человек — пусть это будет девушка — работает пять дней в неделю в офисе и не видит в своей жизни особого смысла.

Второй этап: сдвиг. Обыденную жизнь и персонажа, и реального человека нарушает желание или внезапное обстоятельство. Например, герой хочет добыть эликсир для спасения города, а девушка — бросить ненавистную работу и найти свое призвание.

Третий этап: квест. И герою, и реальному человеку необходимо преодолеть собственное сопротивление переменам и отправиться в путешествие для достижения цели. Герой должен покинуть свой город, а девушка — изучить, в каких сферах она может реализовать свои таланты.

Четвертый этап: препятствия. Каждый, кто идет по пути достижения цели, сталкивается с препятствиями. Например, персонажу придется столкнуться с недоброжелателями, а девушке — с неодобрением родителей и неуверенностью в собственных силах.

Пятый этап: союзники. Преодолеть препятствия помогают союзники. Например, персонажу — мудрый наставник, а девушке — поддерживающие друзья и психотерапевт.

Шестой этап: трансформация. Персонаж проходит главное испытание. Персонаж сражается с врагом, а девушка — рассылает резюме и получает отказ за отказом. Преодоление главного испытания завершает цикл личностных изменений. Персонаж становится героем или героиней, а человек — героической личностью. Каждый получает желаемое: эликсир или работу по душе.

Седьмой этап: наследие. Происходит возвращение героя в прежнюю среду, но уже с новым опытом. Этот опыт — наследие для других людей. Герой спасает город с помощью эликсира, а девушка вдохновляет знакомых тоже изменить что-то в жизни.

Персонаж переживает лишь несколько таких циклов. Но жизнь человека состоит из бесконечных повторений этой структуры. Поэтому более чем 1600 участникам шести исследований ученые предложили найти основные, самые важные испытания в прошлом, вспомнить своих союзников, а также сделать вывод, к какой общей цели они двигались и к чему пришли. То есть вернуть своей биографии значимость, целенаправленность и связность.

И это сработало. Справившиеся с задачей сильнее поверили, что жизнь не бессмысленна. Причем техника помогла увидеть смысл даже тем, кто изначально не был уверен, что он вообще существует.

Достоинства и недостатки техники «Путь героя»

Ощущение осмысленности жизни снижает риск развития депрессии и поддерживает психологическое благополучие. Под последним ученые понимают удовлетворенность жизнью, уверенность в своей значимости, адекватную самооценку, самостоятельность и низкий уровень негативных эмоций.

Путь героя также помогает стать устойчивее к трудностям. Согласно исследованиям, стрессоустойчивость зависит от способности находить в проблемах позитивный смысл.

Еще, если смотреть на свою жизнь как на путешествие героя, получается обращать внимание не только на препятствия, но и на союзников. А это помогает больше ценить тех, кто рядом. Иными словами, быть благодарным. Чувство благодарности, в свою очередь, идет на пользу ментальному здоровью.

Путь героя легко адаптировать к различным сферам жизни, например образованию или карьере. Так и сделали участники одного из исследований техники. Переформулирование своей трудовой биографии открыло для них новый смысл в той работе, которой они занимались сейчас. После выполнения упражнения они почувствовали, что больше удовлетворены своей сегодняшней деятельностью.

Но у техники есть свои недостатки. Прежде всего, не у всех получается переосмыслить свою жизнь с ее помощью, а из-за неудачи негативные убеждения человека о себе и мире могут даже усилиться.

Вероятность этого особенно велика для тех, кто страдает от депрессии или переживает трудности прямо сейчас. В таких случаях авторы техники советуют отложить ее на потом, а пока что сфокусироваться на своем ментальном здоровье и работе с психотерапевтом.

Кроме того, позиционировать себя героем полезно, но нелегко. А значит, метод вряд ли подойдет каждому.

Еще он не дает ответов на вопросы, зачем ты живешь. То есть смысл жизни все равно придется искать самостоятельно.

Как использовать технику «Путь героя»

Нужно пройти три этапа, причем первый — в один день, второй и третий — в другой.

Также стоит иметь в виду, что, пока вы выполняете упражнение, вас ничего не должно отвлекать. Еще важно не спешить — зачастую на первый этап нужно два-три часа.

Первый этап. Напишите историю своей жизни. Постарайтесь обозначить ее ключевые события — в отдельном предложении или по ходу изложения. Не концентрируйтесь на пунктуации, орфографии или стиле повествования — пишите ровно так, как считаете нужным.

Например: «Развод родителей, смерть одного из них, буллинг в школе, смерть подруги, первая любовь и опыт измены партнера, успехи в университете, депрессия, религиозные поиски и волонтерство, период путешествий автостопом, отчисление из вуза по собственному желанию, попытка сепарации от родителя, попытка построить карьеру художника, полумарафон, поиск призвания и встреча с будущим мужем, путешествия вместе с ним, замужество, переезд в другой город, разочарование в себе и депрессия, отказ от живописи, снова поиск себя, счастливая перемена профессии, смена мировоззрения».

Второй этап. Письменно ответьте на вопросы в двух-трех предложениях. Стоит строго придерживаться порядка вопросов из списка — это важно для переосмысления своей истории по героической структуре. Начинайте ответы с подсказок.

Герой. Что делает вас вами? Укажите свои главные личностные качества, основные ценности. Подсказка: «Я человек, который…»

Например: «Я человек, который много раз переживал потери и разочарования, но верит в то, что лучшее впереди, и ищет смысл в жизни».

Сдвиг. Какая смена обстановки или новый опыт побудили вас к тому, чтобы стать собой в настоящем? Подсказка: «Мой путь к тому, кто я есть сегодня, начался в результате…»

Например: «Мой путь к тому, кто я есть сегодня, начался после смерти одного из родителей».

Квест. К какой общей цели вы стремились? Что привело вас к тому, кем вы являетесь сегодня? Какие события — в том числе негативные — сделали вас собой? Подсказка: «Меня побудило стать тем, кто я есть сегодня, мое стремление…»

Например: «Меня побудило стать тем, кто я есть сегодня, стремление стать счастливым и обрести себя».

Испытание. Какие проблемы, вызовы или препятствия стояли на вашем пути в этом путешествии? Может быть, обстоятельства, соперники, сложности? Подсказка: «Во время путешествия передо мной стояли препятствия в виде…»

Например: «Во время путешествия передо мной стояли препятствия в виде моих же собственных представлений о мире. Например, что я должна нести ответственность за других».

Союзники. Кто поддерживал вас или помогал вам в путешествии? Подсказка: «На моем пути мне помогли…»

Например: «На моем пути мне помогли родственники, учителя, настоящие друзья и любимый человек, психолог и мудрые книги».

Трансформация. Какой личностный рост или изменения вы пережили на пути к себе в настоящем? Подсказка: «В результате своего пути я стал человеком, который…»

Например: «В результате своего пути я стала человеком, который знает, что мир всегда будет шире моих представлений о нем».

Наследие. Какое наследие оставило ваше путешествие? Каким образом ваш опыт помог другим, как вы можете использовать его в будущем для пользы окружающих? Подсказка: «Мое путешествие полезно для…»

Например: «Мое путешествие полезно для меня самой и тех, кто тоже пережил много трудностей в прошлом».

Третий этап. Прочитайте свои ответы. Проанализируйте тот путь, который прошли, и его результаты.

Например:

  1. Падение — взлет. Пример — Икар.
  2. Взлет — падение. Пример — Ромео и Джульетта.
  3. Взлет — падение — взлет. Пример — Золушка, Оливер Твист, Джейн Эйр.
  4. Падение — взлет — падение. Пример — Эдип.
  5. Постепенный рост. Пример — Эбенезер Скрудж.
  6. Постепенный спад. Пример — Дориан Грей.

Теперь расширьте контекст ответов и напишите новую версию истории о своем героическом путешествии.

Например:

«Я человек, который много раз переживал потери и разочарования, но верит в то, что лучшее впереди, и ищет смысл в жизни.

Мой путь к тому, кто я есть сегодня, начался с ухода из жизни одного из моих родителей. Это событие сформировало негативные убеждения о себе, других людях и мире в целом.

Меня побудило стать тем, кто я есть сегодня, стремление стать счастливой и обрести себя. Это желание возвращалось ко мне в самые тяжелые моменты. Мне нужно было как-то объяснить себе, зачем жить дальше.

Периодически я верила, что нашла смысл своей жизни. Но это было не так. Мне мешали препятствия — мое же собственное представление о мире и моей роли в нем. Например, нужно было избавиться от желания нести ответственность за жизнь других и страха нести ее за себя.

На моем пути мне помогали другие люди и их истории. Вопреки моему недоверию к людям и циничному отношению к дружбе в моей жизни появились настоящие друзья или незнакомцы, которых я встречала в путешествии и которые ничего не ждали взамен за свою доброту. Мою уверенность, что любовь обречена окончиться несчастьем, помог победить любимый человек. А волонтерство и общение с людьми, которым повезло гораздо меньше, чем мне, помогло больше ценить свою более привилегированную жизнь.

В результате моего пути я понимаю, что мир всегда будет шире моих представлений о нем. Конечно, все может измениться, и кривая моей жизни снова пойдет вниз. Но теперь я готова к этому и воспринимаю такие периоды как временные, иногда даже полезные. Не только успех, но и проблемы делают тебя тобой.

Мое путешествие полезно в первую очередь для меня самой. Еще я способна помогать другим людям с похожим опытом и думаю, как это лучше сделать».


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Афина ШлейнингРасскажите, на какие книги, фильмы, сериалы похожа ваша жизнь:
  • Мирный атомМне не подходит техника, т.к. я даже не могу всю статью прочитать.16
  • Dmitry SmirnovМирный, так и должно быть: вы столкнулись с препятствием, которое предстоит преодолеть. Заручитесь поддержкой наставника или союзников — и всё получится! Это и есть «Путь героя»3
  • Пиарщик на пуантахТема прекрасная, но подача! Очень сложно продраться сквозь текст. Хотя смысл уловила. Попробую технику. Мне она напомнила прием геймификации, а он довольно эффективен. Ну, а что касается книг и фильмов, то вряд ли что-то подойдет, хотя все чаще отождествляю себя по характеру со Скарлетт О"Хара. Вот вроде умная женщина, практичная. Но в то же время импульсивная, избалованная отцом и недолюбленная холодной матерью, еще и с абсолютно дурацкими установками, вложенными воспитанием в определенной среде. Прекраснейший пример трансформации как личности!)))1
  • Антон РоншаковСловно прочитал часть курса по КЖП Плигина. Там весь курс построен на анализе событий, правда более детально и с дополнительным критериями. Рекомендую0
  • Alis AndreevaОчень искренне, думаю что автор пережил все что написал, за каждым словом стоит личный опыт !! Спасибо за эту статью,в самое сердце!0