Ощущение, что жизнь наполнена смыслом, делает людей счастливее.
Но универсального ответа на вопрос о смысле жизни нет — нужно понять, что важно именно для вас. Для одних людей самое важное — это отношения с любимыми, для других — самореализация, а третьим важнее всего получать максимум удовольствия каждый день. Мы спросили читателей Тинькофф Журнала, в чем, по их мнению, заключается смысл жизни. Вот их истории.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Удовольствие
Смысл — получать удовольствие от каждого дня. Вечером задаешь себе вопрос: «Был ли я сегодня рад?» Вот я стараюсь жить так, чтобы ответ всегда был «да». Короче, у самурая нет цели, только путь. Путь и есть цель, путь и есть смысл.
Смысл в гедонизме. Раз уж ты здесь оказался, не ломай мозг размышлениями, кому и зачем это понадобилось, — просто сделай так, чтобы хотя бы тебе самому это понравилось. В пределах «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
Смысл жизни — быть счастливым. Счастье — получать удовольствие от каждого прожитого дня. Все просто. Мудрость не моя.

Польза для других людей
Для меня смысл в том, чтобы приносить пользу людям. Оставить после себя чуть больше, чем было до тебя, или не дать погаснуть тому, что передали тебе жившие раньше. Нет, я не собираюсь отказываться от удовольствий в жизни, но они не главное. Нас не станет, и всем будет все равно, что мы ели, куда ездили и как мы жили. И правнуки, если они будут, нас не будут помнить, разве что по имени, как и я едва помню прадеда, которого видел только на старом фото, и вряд ли именно мой генофонд столь ценен для человечества, чтобы стоило жить ради потомства.
Но некоторая общая сумма знаний от нас останется, если мы прожили жизнь не зря. Когда я пришел работать на кафедру в конце девяностых, там не осталось почти никого. Все умерли или разбежались. Еще немного, и знание затухло бы, как свечка, и пришлось бы потом восстанавливать все по крупицам, как и произошло много где. Или не восстанавливать вообще. А сейчас у нас много молодежи, мои ученики защищают кандидатские, один — даже докторскую. Разве я зря прожил жизнь? Ну, будем надеяться, что ее первую половину :)
Смысл жизни — прожить ее так, чтобы тебя знала Википедия, но не знал «Ютуб».
Почему-то вспомнился Владислав Тетюхин. Коренной потомственный москвич, окончил Московский институт стали и сплавов, уехал на Урал в Верхнюю Салду на ВСМОЗ — так тогда назывался завод, известный ныне как ВСМПО-АВИСМА. Всю жизнь занимался титаном, был директором, вывел завод на мировой уровень. Потом решил построить медицинский центр. И построил! Почти полностью на свои деньги. Вот в его жизни явно был особенный смысл, как думаете? Хотя вряд ли он над этим задумывался. Просто делал то, что умел, отдаваясь по максимуму.
Так, может быть, в этом смысл жизни? Делать то, что тебе интересно, что хорошо получается и что приносит пользу другим людям.
Начала задаваться этим вопросом еще в школе, потом в институте, теперь в юности. И у меня один ответ, и звучит он примерно так: смысл жизни — это путь, гедонизм — моя цель, оставить за собой наследие — высшая награда.
Как бы ни хотелось верить в нечто сакральное, но эта жизнь у меня одна, и жить я ее хочу с удовольствием и радостью. А если получится, оставить наследие — для меня это мое творчество. Праправнуки будут читать мои дневники, стишки, разглядывать картинки и думать, какая у них прикольная бабка была, — тогда я буду счастлива :)

Достижение гармонии
Глобально — смысл в достижении единства с Богом. Или с миром, если хотите. Меня самого термин «Бог» несколько коробит, слишком уж он дискредитирован спекуляциями вокруг. Для конкретного человека — в изменениях себя, которые помогут достичь этого единства, возможно, даже в незначительных подвижках, но в правильную сторону.
Познать себя настоящего без масок и ролей. Научиться жить комфортно в нашем мире, не нанося себе вреда.

Саморазвитие
Изучить себя, вот смысл. Можно придумать любой смысл, но для меня этот самый прикольный. На что я способна, что я могу с собой сделать, какой у меня ресурс. Сначала это внешние проявления, типа «вау, оказывается, я могу хорошо делать всякие штуки». Например, залить столешницу эпоксидной смолой. Нарисовать что-нибудь могу, получается хорошо — и так далее. Просто испытываю себя на слабо.
Но это начало, игрушки, а когда начинаешь лезть в другие сферы — на что способно не тело, а ум, психика, энергетика, намерение и прочее, — вот это уже масштабно. Человек способен на очень многое, даже, можно сказать, на колоссально многое, а не просто вышивать крестиком. Жалко прожить жизнь и так и не узнать всех этих возможностей, когда они внутри есть, лежат себе без дела.
Для меня смысл жизни в развитии своей психики, лечении психотравм, преодолении своих страхов и привычных реакций, которые мешают жить.
Стараюсь находить для себя очень сложную задачу и фигачить, приближаясь к ней. Мне нравится видеть, как я тренирую какой-то сложный навык и он получается все лучше и лучше. Узнавать новое — например, смогу ли я сколотить состояние на инвестициях :)

Cама жизнь
В молодые годы каждый ищет смысл жизни. Когда я училась в десятом классе, наш учитель физики — вот уже не вспомню, какая тема была, — заканчивал урок рассуждениями о поиске смысла жизни и о том, что каждый из нас начнет страдать этой фигней буквально через несколько лет. «Смысл жизни, ребята, в самой жизни. Но вы это поймете не скоро. И вы найдете его, потому что в каждом из вас заложен огромный потенциал». До сих пор помню нашего физика.
А еще я где-то читала наивную, но изящную идею о том, что можно представить человечество как газон на поверхности земли, состоящий из миллионов травинок-человеков. Все они сидят плотненько друг к другу, держатся друг за друга. Одни травинки посильнее, покрепче, повыше, а другие — наоборот. Сильные помогают слабеньким, а некоторые сильные отбирают у соседей питательные вещества и колосятся выше всех. Правда, потом все равно погибают, как и остальные. На их месте нарождаются новые травинки-человеки — и так до бесконечности. И смысл этой жизни — в самой жизни, больше ни в чем. Как говорится, у самурая нет цели, только путь.
У меня был период активных загонов на эту тему лет в 20—25, что-то искала, читала, размышляла. Страдала, что все не то. Думала, что, когда найду ответ, сразу достигну просветления, жизнь станет простой и понятной, я пойду к этому смыслу прямой дорогой и уверенным шагом.
Постепенно пришло понимание: чтобы найти смысл жизни человека, надо сначала найти смысл жизни человечества — а вот это уже не моего уровня задачка. Как ни парадоксально, жить стало проще, когда я приняла мысль, что смысла жизни нет и уж точно не стоит искать его принудительно. Возможно, когда-то он найдет меня сам.
Как в той небезызвестной притче, смысл жизни — передать солонку.
Размышления по поводу смысла жизни — возрастная психическая особенность юношеского возраста, ничего более. «Кто понял жизнь — тот не спешит». Но это догоняешь хорошо за 30.

Интересный опыт
Смысл в том, чтобы под конец жизни была куча интересных историй, которые с тобой случались. Чтобы было что рассказывать окружающим, чтобы они слушали, смеялись и удивлялись, а потом пересказывали их своим знакомым :)

31.01, 15:35
Как психолог, могу сказать, что каждый день сталкиваюсь с тем, что люди, приходящие ко мне, в той или иной степени говорят о смыслах. В жизни, в работе, в семье... И у каждого он свой. И у каждого в каждый период времени он может быть разным, в 12 лет - один, в 45, конечно, другой. Жизнь идёт, человек живёт, теряет одни смыслы и находит новые.
Какой в данный момент у меня?
Думаю, я в этом мире - чтобы радоваться и радовать. Вдохновляться и вдохновлять. Приносить пользу и наслаждаться этим прекрасным миром и людьми.
31.01, 19:49
Нет его. Как и цели.
Вы можете попытаться придать смысл ветру или космосу, морской волне. С таким же успехом. Им начхать. И жизни начхать, что вы там думаете о её смысле.
01.02, 06:47
Олег, конечно ты прав. Добавлю только, что подытожил многовековые поиски В. Франкл, и если внимательно его читать, в том числе между строк, получается, что в мире смысл, как нечто объективное, возможен только если допустить гипотезу "бога". Сделать следующий логический шаг, признав безусловное отсутствие в мире не только бога но и какого-либо смысла Фракл, к сожалению, не решился
24.09, 17:00
Иван, Он и не пытался. Он был убеждённым евреем
01.02, 18:00
"Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь"
(Екк. 1:18)
Если за все века никто так и не нашел ответа на вопрос о смысле жизни, значит, либо вопрос задан некорректно, либо ответа на него никогда не существует.
Я с подросткового возраста пытался найти ответ, но находил только частные смыслы, скорее даже цели. Сейчас мне под 30 и вот к чему я пришел: думаю, что не важно, есть ли какой-то общий смысл или нет, а главное то, как я ощущаю себя сейчас, что меня окружает, кто со мной рядом, обращаю ли я внимание на казалось бы такие мелочи как деревья, закат, цветы (хотя, конечно, это не мелочи), ну и т.д.
Все вопросы отпадают, когда ты счастлив, когда вовлечен в жизнь, когда ты нужен жизни, семье, природе, миру, а все это в свою очередь нужно тебе. И ведь вот какая штука: именно вот этот поиск на ответы, это желание понять истину, как раз и отдаляет от нее. Вместо того, чтобы жить и чувствовать жизнь, многие уходят в свою голову, в свои проблемы, вопросы, психодраму и т.д.
Когда ты чувствуешь, как жизнь проходит через тебя, ты понимаешь, что несмотря на все мучения, страдания, боль, жизнь сама по себе - это дар, это что-то прекрасное. Хотя на самом деле это очень трудно принять, когда случается какое-то сильно бьющее по твоему сердцу горе или вся жизнь соткана из бед и страданий.
Сам себе я постоянно стараюсь напоминать: только практика поможет почувствовать ценность жизни, тихую радость и спокойное счастье. Т.е. никакими умозаключениями никогда ни к чему не придешь, будешь ходить по спирали. Только практикой, жизнью и деятельной в ней любовью возможно получить ОЩУЩЕНИЕ счастья.
Кстати, о деятельной любви. Сейчас читаю Братьев Карамазовых Ф.Д. Достоевского и приходит понимание, что когда ты действуешь в мире так, что приумножаешь любовь в себе к миру и другим людям, то никакие вопросы тебе не нужны, ты просто ценишь этот мир и это состояние.
Вот пару цитат из этого произведения по этой теме, возможно прозвучат слащаво или как-то излишне религиозно, но могу сказать, что эти слова можно понять, когда прочувствуешь на себе опыт т.н. деятельной любви:
"Но доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно. – Как? Чем? – Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно"
"Любите все создания Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью"
29.09, 12:36
Humaz, спасибо за этот ваш комментарий, невыразимо мне помог
31.01, 17:06
С некоторых пор я чувствую как внутри меня как будто растет новая личность. Часть меня изменятся и развивается, а другая часть как будто устаревает. Вот тот новый человек, которого в себе ощущаю, даёт смысл жить. Ему нужно время, чтобы созреть. На это жизнь и дана. Почему-то я уверена, что надо ему успеть созреть до смерти, чтобы родиться в иную реальность. Как-то так. Звучит может фантастично. Но мне это дает силы жить. Пока я эту личность в себе не идентифицировала, находила смысл в других вещах: удовольствии и прочем. Но все прошлые смыслы не вынесли испытание временем. А этот смысл с годами только крепнет :)
01.02, 09:48
Смысл жизни для меня - найти и пройти свой путь к счастью. А счастье у каждого своё. Жить в гармонии с природой, а не по щелчку маркетологов, которые только и заставляют нас потреблять. Ресницы, сумки, машины - это просто чепуха. Надеюсь, на Земле появится новая цивилизация, подобно Аватару.
31.01, 17:16
После рождения ребёнка вопрос поиска смысла жизни сам собой решился) И больше не надо искать никакой другой смысл :)
31.01, 17:40
Комментарий удален пользователем
31.01, 17:48
ВсяВБелом, конечно, но смысл я теперь вижу в том, чтобы вырастить и воспитать человека, а там будь как будет :)
01.02, 11:28
В Любви
31.01, 17:44
Самый близкий ответ был у Антона Крутова, я считаю, зря не включили))
01.02, 04:00
« Меня самого термин «Бог» несколько коробит, слишком уж он дискредитирован спекуляциями вокруг.»
Ну так не поддавайся на дискредитации и спекуляции на эту тему, и перестанешь коробиться.
01.02, 11:51
Филипп, нет критерия дискредитации.
01.02, 13:36
Anton, вы можете это доказать?
25.05, 16:06
Филипп, а вы можете доказать обратное?
01.02, 13:32
Поскольку подзаголовок "Достижение гармонии" это выбор редакции, нужно уточнить, что и понятие "гармония" у нас весьма извращено. Это совсем не дзен, при котором тебе кайфово. Я в своем комментарии имел в виду скорее достижение состояния, когда ты живешь в соответствии с законами мироздания. И на первом этапе (а подавляющее большинство из нас находятся именно на первом этапе) пути к этому тебе ни разу не кайфово, т.к. надо рушить свои привычки и ломать свое в корне ложное представление о прекрасном.
01.02, 15:41
На сегодняшний день мне кажется, что смысл жизни ( по большому счету, и награда для понявшего это) заключается в ОСОЗНАНИИ величайшего для тебя везения: твоего рождения в этом мире!.. Из миллионов папиных сперматозоидов повезло именно тебе: видеть закаты и рассветы, любить, добиваться и т.д и т.п. Проще говоря - купаться в океане возможностей вместо скучного сидения в .. яйце.
А поняв, что мы - лишь временный союз вечных атомов, одна из множества форм их возмошных объединений в одном объекте (теле, камне, дереве, газе и т.д.), не стоит сильно горевать и о конечности самой жизни. Все союзы, и атомов - в том числе, однажды распадаются...
Поэтому, поддерживаю сторонников теории "счастье - каждый день!". А вот в чём его счастье - каждый решает сам...
01.02, 21:21
В данный момент - помогать дочери и внуку. И попытаться доделать недоделанное, отдать долги... И пытаться не терять внутренее равновесие).
03.02, 15:55
Принести в этот мир минимальное количество боли и лжи. Не хочется умирая понимать, что все, что я после себя оставил - это полоса грязи
05.02, 10:28
– Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!
– Как же так сразу? И потом - где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской – другое…
Этот диалог хорошо иллюстрирует разницу между юношеским, идеалстичным подходом к смыслу жизни и мудрым, простым и практичным. Каждый соответствует своему периоду жизни.
Смысл жизни зависит не столько от самого человека, сколько от обстоятельств в которых он находится, иногда это выживание, иногда наслаждение, иногда помощь другим. Иногда смысл жизни в его поисках. В целом мы всегда знаем когда он есть и когда его нет, и последнее всегда связано с болью.
26.07, 18:19
Жизнь - это игра. У любой игры есть прохождение. Смысл - пройти игру. Счастье в этом процессе. Метод - приобретение нового опыта.На данном этапе я считаю - что это игра в самоосознание (от ложного к истинному эго)
18.11, 02:14
В юные годы когда все мечты были о любви и семье .Казалось что смысл жизни только в этом ,что невозможно жить на земле без любви да и незачем.Сейчас я приближаюсь к сорока годам и осознаю ,что у меня просто нет смысла,дети вырастают и в тебе больше не нуждаются ,а любовь между мужчиной и женщиной вообще илюзия.Так в чем же смысл жизни?????Мне бы очень хотелось знать
31.01, 17:06
Лично для меня, как для обычного среднестатистического жителя земли, точно могу сказать, самым главным и основным смыслом жизни являеться в самом проживании моей жизни так как хочеться и столько сколько захочеться, и в идеале, конечно, в поддержании своего здоровья и тела в состоянии способном помочь моему телу дожить до момента полной победы людьми над старостью и смертью и обретения бессмертия, что бы иметь возможность жить на земле спокойно столько сколько захочеться, не страдая от старости и не боясь умереть необратимо, и больше некогда не вернуться к жизни, поэтому эти два смысла в моей жизни являются для меня единственными необходимыми для меня в жизни.
01.02, 07:35
Анастасия, боюсь, что ваша цель нереальна. Во-первых, проблема бессмертия, в которую традиционно вкладывали и вкладывают немалые деньги всякие миллиардеры, не будет решена в обозримом будущем. Просто потому что она противоречит законам природы. Старение и смерть - неотъемлемые элементы эволюции, а человек - существо биологическое. Да, есть живые организмы, которые не стареют, но это всякие колонии простейших, все высокоорганизованные животные смертны. Во-вторых, если эту проблему все же решат (грубым вторжением в организм человека или переносом разума на электронный носитель - пока непонятно), то это будет очень дорого, и начнут явно не с вас, а с тех же миллиардеров и политиков. Скорее всего ими же и ограничатся, иначе Земля не выдержит такого количества бессмертных. Ну и наконец, с высокой вероятностью человек не выдержит самого бессмертия. Со временем он может просто сойти с ума, ведь и сейчас в старости частота психических отклонений увеличивается не только из-за органического поражения мозга, но и по чисто психологическим причинам, разум тоже стареет. Я думаю, лучше смириться со своей смертностью (ну или удариться в какую-нибудь религию, если так легче), и ставить цели на период оставшейся жизни.
01.02, 11:45
Нет его.
05.04, 06:42
его нет
14.05, 14:01
Сколько людей жили до нас, о них кто-то помнит? Да, некоторые оставили нам какое-то наследие в виде изобретений, другие участвовали в написании истории. Но это единицы из всего человечества. Нас (и кассиров супермаркета, и владельцев заводов) одинаково не вспомнит никто, кроме пары поколений потомков.
Поэтому живите, любите себя, близких, людей вокруг. Старайтесь украсить свою и чью-то ещё жизнь. Будьте добрыми и отзывчивыми - тогда и жизнь будет прожита не зря.
Хотите поваляться день на диване - не терзайте себя муками совести, отдохните. Наши подвиги, глобально, нужны только нам, и то не факт.
19.06, 21:24
Смысл жизни, в деньгах.
02.08, 20:31
Мой смысл в жизни был ребенок, полностью им жила, пока он не вырос и не стал самостоятельным. И я оказалась потеряшкой, как будто всё потеряно, ушла в саморазвитие, но чувствово долга осталось, хотя оно уже и не нужно. Прочитав мнения людей на эту тему и разобравшись в себя - смысл жизни заключается делать действия, которые приносят тебе удовольствия и автоматически приносят радость и полезность других. Оставить новые знания своим родным и максимально помочь своему роду - вот мой смысл жизни.
07.08, 19:10
Вариант 6. Мемуары потом написать.
24.08, 16:09
Жизнь бессмысленна. Твори, созидай, для чего, для кого. Результат- смерть. Смерть твоя, детей, внуков. Вот такой вывод за 70 лет жизни.
24.09, 16:28
Когда я задавался этим вопросом, я хотел знать не смысл жизни, а в целом предназначение Вселенной. Кто, зачем и как это всё создал? Ответ очень прост — никто не знает. Ну я и смирился, одновременной осознав, что причиной трех летней дипрессии были вредные привычки и окружающая среда. Дальше, каждый сам по себе развлекаеться как хочет. Но суть в том, чтобы жизнь была в сласть. Как говорил мой дед — счастливым и помереть не страшно.
04.10, 14:01
На самом деле никто, ничего , не знает, и ничего нет. Все просто происходит!
13.10, 22:25
Есть вариант запечатать свою жизнь навеки в человечестве.
Смысл жизни есть в изменении мира.
В каждом изменении есть частица нас. Каждое изменение печатается в памяти у других людей. Следовательно, в других людях есть частица нас
17.10, 14:57
Для меня жизнь ?
Я вот хочу прожить её достойно!Жизнь одна нужно прожить её так чтобы все знали о тебе.
И как говорится жизнь одна нужно все попробовать !
31.10, 10:30
11.11, 21:52
о смысле жизни ты начинаешь задумыватся когда тебя все за.бало, когда ты понял как всё это работает. рутина. ради чего? голым прийти в этот мир и голый уйти . все что может остатся после тебя это память, и то не на долго. может мы здесь находимся в наших телах, совершенствуемся , учимся разным качествам для того чтоб они пригодились после смерти ? мы здесь ка на передержки. как фрукты -спеим
18.11, 23:34
Думою смысла жизни нет, но есть смысл жить, в любом случае на этот вопрос никто не даст одностороннего ответа мы просто делимся своим мнением
22.11, 10:24
Верю, что для каждого смысл свой. И мы сами его создаем. так что если в вашей жизни нет смысла - обратите внимание в первую очередь на свои же действия.
22.11, 10:27
Serge, отчасти согласна. Я свою жизнь наполнила смыслом в последние годы сама, когда стала изучать искусство, его историю. появился стимул жить. Жаль только, что хороших книг по искусству в книжных найти задачка не из легких.. За последний год купила что-то стоящее разве что в буквоеде, в остальных голяк.