«Мне 33, а я так и не знаю, кто я»: 5 поводов пожалеть о полученном высшем образовании
Грустный опыт читателей

Считается, что университетский диплом гарантирует успех в карьере и жизни.
Но все не так просто. Некоторые читатели Тинькофф Журнала жалеют о вышке: одни считают, что неправильно выбрали вуз и специальность, а другие грустят о несовременной программе или упущенных возможностях. Собрали самые распространенные поводы — если тоже хотите поделиться опытом, ждем вас в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Специальность, выбранная вопреки мечте
Проучилась почти год на бизнес-информатике. Почти — потому что вторую сессию уже не дотянула. Сидела на нейролептике, потом на антидепрессанте. Сну пришла хана, выгорание, усталость и полное отсутствие энергии.
Я не айтишник ни разу, и чем дальше в лес, тем злее дятлы. Перепоступила на менеджмент, скоро распределение — маркетинг или логистика. Мечу на маркетинг. Безумно люблю эту сферу. Теперь все будет хорошо.
Училась очно пять лет на экономиста, хотя мечтала быть журналистом. Подрабатывать не могла, так как училась на дневном отделении.
Сейчас понимаю, что потратила время зря: могла бы учиться заочно и уже работать. Тем более ни разу за карьерный путь ни один работодатель не поинтересовался моим образованием. Есть диплом? Хорошо, молодец.
В итоге все равно после вуза устроилась журналистом на региональное телевидение. Но это уже совсем другая история.
Спустя несколько лет после выпуска начинаю жалеть, что предпочла работу аналитика с формулами и запросами и не решилась на сложный путь получения профильного архитектурного образования. А поезд ушел — оно нынче будет и дорого, и долго, и бессмысленно. Все же оно требует определенной подготовки — курсов по черчению, академическому рисунку и прочим дисциплинам — для успешного прохождения внутренних экзаменов. Ну или опыт художки хотя бы. А у меня полное зеро. Да и на ЕГЭ нужно было бы сдавать физику, в которой я отнюдь не сильна.
Предметы подбирались в первую очередь таким образом, чтобы сдать как можно лучше и поступить на бюджет, но чтобы еще и нравилось плюс-минус. И мотивация тех лет вполне понятна: вариант платных курсов или репетиторов не рассматривался вообще, тем более какой-нибудь там gap year. Не хотелось еще больше финансово нагружать маму — единственного работающего на тот момент человека в семье.
Вуз свою задачу отработал — о нем не жалею и считаю, что при имеющихся вводных сделала лучший выбор. Но, возможно, стоило быть чуть смелее, рискнуть, прислушаться к себе, вспомнить, что реально интересовало, и понять, с чем действительно хочется связать дальнейшую жизнь. Но увы.
После девятого класса было популярно новое направление — маркетинг. Хотя я хотела быть бухгалтером, родители отправили на маркетинг в один из лучших колледжей нашего маленького города. После этого поступила на экономический, но забросила.
Далее поступила в вуз на ГМУ — государственное и муниципальное управление, успешно получила диплом бакалавра. В итоге маркетологом никогда не была: десять лет проработала на госслужбе, пять из которых мечтала уйти оттуда. Также зарабатывала в торговле и банке.
Зачем было нужно это образование — не понимаю, так, для галочки. Даже слышала шутку как-то: «Не ГМУ, а ГМО». В итоге мне 33, а я так и не знаю, кто я. Хотела бы получить образование логопеда, но думаю, что уже поздно. Да и вообще не представляю, как сейчас сдавать вступительные, если нет ЕГЭ.

Недостаток актуальных знаний
Учился первый год в МГУ на прикладной математике и информатике. Недоволен, что программировали на никому не нужном «Паскале». Также приходилось изучать историю России, безопасность жизнедеятельности, русский язык и другие бесполезные предметы. Но что круто, так это математика. Ее очень много, и качество преподавания неплохое. В итоге понял, что знания, которые получаю, не подходят под мои задачи в будущем.
После переехал в Вену и поступил в Венский экономический университет, Wirtschaftsuniversität Wien, на направление «бизнес и экономика». Тут подход к обучению другой. Мы изучаем только то, что действительно нужно, работаем в командах и учимся по высококлассным книгам типа Pearson, Cambridge University Press и тому подобным. Советую учиться за границей.
Жалею о двух годах в магистратуре — стоило заканчивать бакалавриатом. Возможно, в те годы, 2008—2009, программа не была хорошо продумана и сейчас ситуация лучше.
Тогда сложилось впечатление, что поставили рандомные предметы, абы закрыть обязательные часы. Даже вспомнить не могу, что это за курсы были, а ведь я по ним экзамены сдавала. Зато от первых четырех лет прекрасные впечатления.
Не получилось поступить туда, куда хотел. Родители сказали: «Поступай куда получится, все равно не будешь по специальности работать, главное — корочки получить». В конце девяностых такая риторика была вполне нормальной. В итоге поступил на специальность «электроника и микроэлектроника». Ожидал, что будем с компьютерами работать, а оказалось, это про СВЧ-лампы и изготовление транзисторов.
Работали на допотопной технике и изучали устаревшие технологии и методы производства. Например, черт знает сколько времени убили на изучение германиевых транзисторов
После учебы в голове отложился только предмет, который вел преподаватель-зверь, приходилось зубрить днями и ночами. Сейчас, по прошествии почти 20 лет, помню только, что такое p-n-переход у диодов и транзисторов. В жизни знания из универа не пригодились — знал бы, как ситуация сложится, вообще не получал бы высшее и тратил время на более практичные вещи.
Думаю, 90% людей, оттарабанивших классическую вышку на пресловутом дневном бюджетном, жалеют о бесцельно прожитых 4—6 годах. Специальности могут быть разными, но беда у всех жалеющих одна: страшно далеки полученные «глубокие и разносторонние» знания от необходимых работодателям навыков. Почти в любой профессии так.
Поэтому я рада, что возрождается интерес к среднему специальному. Оно по-настоящему прикладное, в отличие от высшего образования, — по крайней мере, так было раньше. На вечернем хоть работать можно в выбранной сфере и выпуститься уже реальным специалистом с практическим опытом. Еще и знакомствами деловыми обрасти, и софт-скиллами.
А на дневном? И работать нормально не получится, и учиться всякой теоретической муре по давно устаревшим программам аж пять лет в мире, где все стремительно меняется, слишком долго.
И вообще, высшее надо получать в осознанном возрасте, а не делать выбор, во многом определяющий всю взрослую жизнь, в 16—17 полудетских лет. И да, гуманитарные специальности надо порезать. Раз этак в пять, если не больше. Многовато филологов выпускают.
Искренне ваш, филолог :)

Упущенная возможность поучиться в большом городе
Сам выбор специальности очень устраивает. Но жалею, что училась в Нижнем Новгороде. Мои баллы ЕГЭ позволяли поступить в любой вуз страны, но мама настояла на том, чтобы я оставалась в родном городе. Много лет меня мучил незакрытый гештальт о неслучившихся перспективах и классном окружении из лучших студентов со всей страны.
В качестве образования я уже курсу ко второму разочаровалась. Универ больше стал площадкой для выстраивания социальных связей и участия в разного рода студенческих активностях. Понимаю, что в Москве это развито лучше. Может, и качество образования тоже лучше, но я об этом не задумывалась.
Претензия у меня только к себе: я поступил в обычный вуз своего города. Программа давалась очень легко. Я бездельничал и ничего не делал, занимался гедонизмом. Это был явный мезальянс с вузом, надо было ехать в московский или питерский — ну или самостоятельно дополнительно копаться.

Неправильный выбор вуза
Жалею о том, что училась в МГУДТ — бывшей Академии легкой промышленности. Единственное хорошее воспоминание — красивый вид из окна на Москву-реку и сталинскую высотку, на этом все.
А теперь обыденность: унижения от преподавателей, задания в стиле «открываем Word и начинаем чертить», понимание собственной ничтожности и ненужности — как обучающегося и как работника. Спустя десять лет меня догоняют флешбэки, хотя учусь теперь в хорошем вузе.
Меня в юности занесло в МГУДТ. Только в их новосибирский филиал. Отношение большинства преподавателей к студентам было неприятным. Один откровенно требовал денег за зачеты.
В довесок никудышное для технического вуза оснащение. Было ощущение, что не новому учусь, а просто использую школьные знания в ухудшенных условиях. Бросила перед второй сессией.

Решение, принятое на эмоциях
В этом году дочь поступала в вуз. Изначально планировала на архитектуру в наш местный университет, ходила на подготовительные, хорошо сдала вступительные, была на пятом месте из 30 бюджетных мест.
Но вдруг решила, что хочет жить отдельно, поехать в другой город. Подалась на совершенно другие специальности, куда проходила по ЕГЭ, так как вступительные сдавать одновременно в двух городах было невозможно физически.
В итоге поступила на бизнес-аналитику, проучилась месяц и уже жалеет, специальность ей совсем не нравится. Надеется перевестись или перепоступить в следующем году.
08.11, 16:37
Мне кажется, многие сожаления исходят из элементарного неумения принимать свои ошибки и извлекать из них урок, а это супер-важное умение, которому напрямую не учат нигде, но косвенно в любом ВУЗе. Сначала легонько: если не учил, то не сдал экзамен, не получил зачет, придется снова учить и идти на пересдачу. Потом посложнее: надо выбрать кафедру для диплома, а для этого хорошо бы собрать информацию по преподавателям, их деятельности, отзывы предыдущих дипломников и принимать решение. Не сделал это? Значит, отложил в голове, что в следующий раз будет лучше сначала выяснить, что ВасильИваныч болт кладет на студентов, а потом думать, подходит это или нет. Затем еще сложнее: выпустился и понял, что от того, что умеешь, тошнит? Значит, пришла пора снова сесть за анализ, а что именно я знаю и в какой области я могу это реализовать, может, поработав бесплатно или за минимум для смены деятельности. И так, по одной жемчужине, можно нанизать чудесное ожерелье жизни. Да, оно будет с неровными краями и сколами, но именно этим и ценно. Надо самой или самому себе честно сказать: да, косяк, но со мной мой опыт подготовки к дедлайнам, сбора информации, нетворкинга и прочая, теперь надо сесть и подумать, как извлечь из того, что имеем, максимальную выгоду, кто и что мне в этом поможет. А жаловаться на глупость пяти- и десятилетней давности смысла нет, года не вернешь, теперь главное - через еще пять или десять лет не жалеть о том, что сегодня не начала или начал все менять.
08.11, 20:13
Регина, если бы речь шла о решениях взрослых людей, то да. Но многие люди принимали решение о выборе вуза в 16-17 лет и под давлением родителей. Если 16 лет родители воспитывали послушного ребёнка, «знали, что лучше», то даже если ребёнок сомневался в выборе, он попросту не умел противостоять родителям, если его 16 лет давили до этого. Нельзя упрекать людей, что они-де не воспротивились и не пошли наперекор родителям, будучи зависимыми и так воспитанными детьми. Это виктимблейминг.
Даже если родители делали выбор, руководствуясь не эгоистичными соображениями, к исходя из лучших побуждений («бухгалтер всегда при работе будет» или «в родном городе»), этот выбор мог не подойти ребёнку. Бросить вуз осуждалось и осуждается.
Хорошо, если человек в течение учебы осознает, чем ему хочется заниматься, тогда можно или перепоступить или для многих специальностей можно пойти в магистратуру по отличному от бакалавриата профилю. Но многие из таких «направленных» родителями детей смогли осознать, что им нравится только годам к 25, когда стали сами зарабатывать, съехали от родителей, стали взрослыми и разобрались в себе. Отсюда и возникают такие истории. Хорошо, когда в желаемую профессию можно перейти через курсы (ИТ, дизайн, маркетинг и др.). Намного тяжелее, когда нужно перепоступать в вуз (медицина, архитектура и др.) - даже осознав ошибку, не каждый решится на это ближе к 30.
08.11, 20:32
Женя, ну в 18 не решаешься поспорить с родителями, в 30 не решаешься перепоступить туда, куда хочется. Так может проблема не в вузах, а в нежелании оказаться в ситуации, когда не на кого ответственность будет переложить? Если надо, то берешь и делаешь, если "не решаешься", значит не очень и надо. Как-то так 🤷🏼♀️
08.11, 20:47
Татьяна, вот это качество «если надо, то берёшь и делаешь» - оно не у всех по-умолчанию в 16-18. Вы смотрите либо с позиции человека, родители которого не выбирали за него вуз, либо с позиции человека 30 лет. Я уже написала, что человек растёт не в вакууме, если ему 16 лет говорили «мама лучше знает», то он в 16 может и не знать, как это вообще хотеть чего-либо. У него ещё лобные доли мозга даже не до конца сформировались, а вы говорите, что он перекладывает ответственность.
В 30 лет - другое дело. Но жизнь сложнее лозунгов «если не делаешь, значит, не хочешь». Как вы посмотрите на мужчину 30 лет с женой в декрете, если он бросит работу и поступит в медицинский с нуля? Или женщину с ребёнком? Надо было думать головой прежде, чем заводить ребёнка? Так они может думали и ребёнка любят. Читала, кстати, истории, как люди шли в медицинский в 40. Когда уже ипотека выплачена, дети выросли.
Повторюсь, хорошо если то, чем решил заниматься требует не такой длительной переквалификации. Тогда можно и с работой совмещать или взять небольшой перерыв для интенсивного переобучения.
08.11, 18:27
Регина, сожаления лично у меня вызваны тем что 30 лет это уже не 20
09.11, 07:42
Регина, интересные мысли.
08.11, 16:32
Ой, ну и чего сопли на кулак мотать? Все в жизни можно изменить кроме смерти. Образование дает возможность научиться учиться, дальше уже самообразование и научиться при желании можно чему угодно. Корочка-это для отдела кадров,да и там далеко не всегда спрашивают. Важно то, чему смог научиться и на сколько хорошо это делаешь, а диплом с этим не поможет
09.11, 04:37
Татьяна, учат учиться только на физфаке.
На физфак кто попал, тот грустить перестал.
На физфаке не жизнь, а малина.
Только физика соль, остальное всё ноль,
А юрист и филосов — дубина!
😂
09.11, 05:56
Гога, 😂😂😂
08.11, 18:01
Татьяна, иногда "образование" ничего не даёт, кроме потрепанных нервов и потраченного времени. Мантру "мы учим учиться" я слышала миллионы раз, но что-то на мою обучаемость это не повлияло
08.11, 18:38
Алиса, ну может проблема локальная? 🤷🏼♀️
08.11, 21:16
Татьяна, понимаю вас, я тоже меняла и тоже много работала, имея маленького ребёнка, и муж менял. Но как-то я все равно считаю, что все люди разные, у всех разный уровень энергии, разное воспитание, разные «установки» в голове, о которых сейчас много говорят, да те же тылы хотя бы в виде возможности жить с родителями, если какая-то жесть с деньгами случится. Поэтому я не считаю правильным, что если человек что-то хочет, но не делает, то значит ему не так и нужно. Ситуации у всех разные и люди разные. При этом я согласна, что в силах людей менять свои ситуации, хотя это чаще всего нелегко и не быстро(
Но в первую очередь я писала конечно про детей 16-17 лет, которые на 99% продукт своей среды, и их нельзя упрекать в неправильном выборе вуза.
08.11, 21:44
Женя, я же и не упрекаю, тем более по поаоду выбора вуза. Ну невозможно в 17 лет со 100% вероятностью сказать, чем ты захочешь заниматься через 20 лет. Жизнь вообще так изменчива и столько всего случается от чего нельзя застраховаться или предугадать. Я знаю, что такое быть на грани, когда хоть в петлю. Но так же знаю, что в эти поворотные моменты ты принимаешь решение и меняешь жизнь, или не меняешь. Да, наверное вопрос в стержне: сломает жизнь тебя или сломает ногу об тебя, но просто очень часто вижу как люди сидят и ноют из-за мелочей, которые выеденного яйца не стоят. Я понимаю, что все в сравнении познается, не хочу обесценивать ничьи переживания, тк то, над чем мы будем смеяться через 5 лет могло казаться концом света в определенный момент, я просто хочу сказать, что люди способны на очень многое, если есть цель, им просто нужно поверить в себя и бороться за то, что им нужно. Очень легко оказаться затянутым в трясину, слушая о том, что невозможно ничего изменить, выше головы не прыгнешь и тд. Все можно, но часто не легко дается и главная самая проблема сидит у нас в головах, та самая установка про сложно и страшно. Если с ней разобраться, то дальше проще становится :)
08.11, 18:17
Ни о чём не жалею) Студенческие годы были прекрасны, работаю по специальности. Географ.
09.11, 07:47
bytheway, глобус пропили?))
08.11, 16:47
Почему то вспомнил интервью Кирилла Бледного Дудю, где он рассказывал что с завистью смотрел на своих одногодок, получавших вышку. У них тусовка , общение. Образование это же ещё неповторимая социализация.
08.11, 20:01
Хотя и работаю в сфере драматически отличной от той, что осваивал в Университете, никогда не жалел, что получил высшее образование в хорошем ВУЗе.
Во-первых, он научил меня думать и постоянно самосовершенствоваться, во-вторых, познакомил с десятком интересных, нестандартных личностей и, в третьих, научил самостоятельности, т.к. я учился далеко от дома и редко видился с родными.
ВУЗ - Новосибирский Государственный Университет, диплом магистра физической химии. Сейчас занимаюсь стратегическим развитием крупной торговой сети. Доп образования не получал, но благодаря умению учиться реализовал себя в совершенно отличной сфере. Причем это уже третье направление в моей жизни, до этого был управленцем в логистике, а еще раньше работал в НИИ научным сотрудником.
Главное выборать хороший ВУЗ и специальность посложнее ;-) После освоения курса по квантовой механике и строению вещества меня уже мало что может поставить в тупик в этой жизни
09.11, 08:27
Станислав, главное - не употреблять кальку "драматически".
Драматически можно сказать про человека, который закатывает глаза, придыхает и что-то вещает. Вот это - драматически. Нет такого слова в русском языке, ну или пишите его сразу по-английски.
13.11, 16:30
Нехетти, да, издержки работы в корпоративном мирке, калька с английского. Приношу извинения
08.11, 19:35
Мне повезло, хоть поступила не куда планировала. Вместо пединститута и дошкольного факультета с английским (не рискнула но сейчас это модно а тогда считалось просто перспективным) я прошла по конкурсу в Красноярский государственный университет, на педагога биолога. Повезло из-за разностороннего образования, недаром университет. Далее мы биологию и все естественные науки проходили вместе с биологами разных кафедр. Нас гоняли по библиотекам, филармониям, практикам. Даже получала стипендию. Но после диплома не было распределения и взяв свободный диплом я пыталась устроиться с трудом. Инновационные педагогические наработки в тогдашней школе не были нужны. В универе призывали напрочь забыть чему учили в школе, в школе - то чему научились в универе. Несовместимые системы знаний. школа была традиционная и осталась ею ещё когда я вышла из стен вуза, где нас погружали в педагогику и психологию развития, идеи Эльконина и Давыдова.
Ещё один неприятный момент был в том, что нам обещали, что наше образование позволит работать где-нибудь в лабораториях. Оказалось нужно всё же медицинское. Или чисто биологическое.
Плюсы. Университет научил учиться. Мы одними из первых освоили интернет, постоянно торчали в компьютерах, расчёты, постоянные курсовые.
Ещё университетская жизнь (так и газета наша называлась, контент для которой сочиняли студенты), мероприятия как познавательные так и развлекательные После неудавшейся школьной и биологической карьеры я довольно легко поступила в медучилище и выучилась на медицинскую сестру, кем до сих пор и работаю. В училище была традиционная школа, диктовка, но патологию у нас вела вузовский преподаватель, никого не ждала, просто читала лекцию, успевала конспектировать только я, остальные ныли просили подождать. Отрадно было встретить своего человека.
Сейчас я тоже не жду халявы, не выпрашиваю у начальства разрешения на необходимые мне учебные курсы, покупаю если надо и да свой счёт. Но и повышать квалификацию стало интереснее- появились образовательные порталы, информационные модули и т д.
В общем я считаю, что я состоялась, но не по вышке, хотя оно сыграло огромную роль в моей жизни.
08.11, 16:27
Потерял 5 лет впустую на получение специальности "инженер по стандартизации и сертификации". Поступал туда только потому, что это была самая невостребованная специальность, на которую был низкий проходной балл.
По-хорошему надо было нанять репетиторов и подготовиться к поступлению на какую-нибудь интересную и востребованную специальность. Но к сожалению, когда мне было 14-15 лет, заниматься мной было просто некому.
08.11, 23:25
Парад инфатилов какой-то. Да, в 16-17 лет не у всех есть возможность сделать наилучший выбор специальности, и возможность поступить на желаемый факультет тоже не у всех есть, но жалобы в духе "там плохо учили, поэтому я ничего не знаю / мной никто не занимался и не нанимал мне репетиторов"... в 16 лет нормально так думать, но обычно в 25+ уже включается понятие личной ответственности за свою жизнь )
Ну не получил ты образование мечты, что поделать, бери от жизни лучшее из того, что дают.
Из опыта: поступила туда, куда хватило баллов (иняз), считаю, что получила отличное образование, использую полученные знания и в работе, и в жизни, и в хобби, хотя и не работаю прямо по специальности, указанной в дипломе, просто стараюсь извлекать максимум из имеющихся навыков.
08.11, 18:32
Очень обидно за пренебрежение к Паскалю. У нас в школе был Паскаль, и я за это крайне благодарна школьной программе: он дает общие базовые знания о структуре языка программирования (объявление переменных, циклы и т.д.) В том числе благодаря ему, а также изучению Access на информатике в вузе мне было не очень сложно осваивать sql. Считаю школьные знания по изучению Паскаля крайне полезными и пригодившимися мне на практике.
09.11, 09:39
Дарья, во вам повезло, какие-то Паскали и SQL. Я с одноклассниками в школе на уроках информатики играла в Baby Type, о чем теперь очень жалею.
09.11, 11:33
Маринара, у нас и правда была хорошая школа. Я воспринимала это как само собой разумеющееся и думала что везде так. Потом поступила в вуз, начала общаться с ребятами из разных уголков страны, и поняла, что далеко не все школы такие 😬
09.11, 07:06
Первое образование инженер-механик, но в 90-е не получилось работать по специальности. В 33 года пошла на второе высшее, строительный вуз, инженер-строитель, работаю в проектной компании. Училась и работала, растила сына, спать ложилась порой в 3 ночи, но выдержала. Ни о чем не жалею и ни разу не пожалела, первое высшее образование дало мне прекрасную техническую базу, благодаря которой я во втором вузе намного легче училась. Да и сейчас мне эти знания порой помогают. Очень благодарна преподавателям в обоих вузах, отличная школа жизни. Ни разу не слышала на работе фразу "забудь все, чему учили в вузе", а наоборот, объем вынесенных из вуза знаний всегда радовал наставников. Считаю, что кто хочет из вуза системные знания вынести - тот вынесет, не хочет - выйдет с калейдоскопом знаний и неумением применять их на практике (тогда ему и скажут "забудь...", так как проще переучить).
Мне 46 лет, есть дети, муж, пару лет назад думала о получении архитектурного образования, но известные события все спутали. Теперь вот думаю, что надо все же идти дальше независимо ни от чего.
08.11, 18:26
"Предметы подбирались в первую очередь таким образом, чтобы сдать как можно лучше и поступить на бюджет, но чтобы еще и нравилось плюс-минус." - прям про меня
08.11, 17:31
Если бы я вернулась в годы окончания школы я бы оставила свою специальность, но выбрала институт в другом городе и потом осталась бы там жить. Почему то даже в голову мне не пришло тогда что можно уехать в другой город учиться ))
08.11, 17:40
Ольга, а почему это нельзя сделать после учебы?
08.11, 18:09
Можно ) но когда уже есть дети семья страшно начинать жизнь в новом городе, ответственности очень много )
08.11, 18:39
Ольга, поверьте, я знаю :) страшно, но не невозможно. Вопрос в том, на сколько это нужно
11.11, 16:36
Татьяна, проблема же не только в детях, я в разводе и поэтому сын закончил школу и мы переехали с ним, а была бы замужем, то о переезде речь бы и не шла, тк БМ даже не рассматривал возможность уехать из города.
11.11, 16:42
Екатерина, да, если кто-то категорически против-очень сложно :( тут нам повезло и с мужем всегда можем договориться и сделать так, как решим, что лучше
08.11, 19:57
Ольга, вы же теперь гораздо взрослее, смелее и опытнее, можно это использовать! Я переезжала через полстраны с трёхлеткой, коллега из того же города - с двумя дошкольниками, другая коллега - с семиклассником через всю страну. Ничего, хоть и не без приключений, все адаптировались. Полёт нормальный) Так что вопрос действительно больше в желании.
08.11, 20:04
Soledad, это точно. Мы в другую страну с подростком и годовасом переехали:) и вообще таких примеров очень много. Вопрос стимулов.
10.11, 18:23
Те, кто сожалеет о своем высшем, просто не знают каково живётся без образования. Сравнить не с чем. Я вот в 35 пошла в колледж, чтобы всё-таки получить знания, и расширить границы своих возможностей, мышления, и иметь профессию.
09.11, 04:04
Поступил в бауманку на специальность, связанную с оборонкой. В детстве хотел быть юристом, но родители настояли - их сейчас как собак нерезаных, то ли дело инженер - им вон президент обещает зарплаты платить хорошие и так далее. Отучился все 6 лет, закончил. Местами было очень тяжело. Никогда не забуду тост, который один из кафедральных преподавателей задвинул после защиты диплома - мы очень рады что вы наконец-то от нас уходите. Все годы учебы редкий преподаватель относился по-человечески, выслушивание какие мы бездельники и всех отчислить надо продолжалось до самого последнего курса.
После окончания института попал в хорошую немецкую компанию, не по специальности, но тоже связано с техникой. Спустя какое-то время стал осознавать, что по специальности все равно никогда работать не буду, а тяга к гуманитарным наукам осталась. Но идти на вторую вышку, совмещая с работой, я просто не вытяну. Может быть сказывается опыт бауманки - учась тогда я даже не думал о том, чтобы еще и работать - не вытянул бы и семестра с таким графиком.
Да и специальность испортила мне жизнь - например получить визу в штаты я не смог - помню глаза консульского сотрудника на собеседовании, когда она дочитала анкету до моего высшего образования.
Сейчас мне 31 и поступать и учиться дальше нет никакого желания. Немецкая компания больше не существует в РФ, сам я релоцировался в другую страну и сменил область деятельности, но ощущение, что я все равно не там, где мог бы быть, меня так и не покидает.
Очень показателен пример моего одноклассника, с которым мы много общались в школе - он как раз поступил на право, отучился, уехал в Европу и теперь преподает право там.
Возможно, если бы мы поступали вместе, где-то не очень далеко друг от друга были бы и с точки зрения карьеры - а то, что делает он сейчас, в душе мне на самом деле очень близко.
09.11, 08:45
Виалетта, ок)
09.11, 09:44
"Считается, что университетский диплом гарантирует успех в карьере и жизни."
Это какие-то совковые представления. В рыночной экономике успех гарантирует наличие знаний и спрос на эти знания. Посмотрите на it, там у 2/3 дипломы непрофильные или их вообще нет.
12.11, 15:26
Закончил с отличием весь возможный цикл знаменитой Гнесински (училище, академия и аспирантура). Работал в школе в т.ч. и с откровенно слабыми во всех отношениях учениками и бестолковыми/ выгоревшими коллегами. Паралельно решил развиваться, поступил в российско-британскую магистратуру МВШСЭН (много известная Шанинка +Манчестерский университет) на менеджмент в образовании, закончил с отличием, но по данной специальности устроиться в сфере культуры очень непросто т.к. в Москве озобилует блат, коррупция в среде столичных чиновников от культуры, кумовство, лизоблюдство, зависть, мнительность, садомия и ещё много чего, а я к счастью не из этой обоймы. Пока был ковид прилетел Флэш Бэк из времён подросткового возраста о профессии врача, которой я был так увлечён тогда, но профильные химия и биология в общеобразовательной школе были просто никакущими, а у родителей оплачивать репетиторов мне не было никакой возможности. Я понял что вообще не тем занимался и занимаюсь, понял что должен делать что-то важное и ценное для всех, и для себя в том числе... В мед. по возрасту было уже поздно поступать, стал как проклятый всё подряд читать (книг 50 минимум прочёл от корки и до корки), усиленно готовиться к поступлению на Дефектологический факультет, чтобы в дальнейшем заниматься медицинской логопедией, и именно - фонопедией (реабилитацией и восстановлением голосовых патологий у различных пациентов (благо был для этого многолетний задел в виде работы с различными голосами в качестве вокального педагога). В итоге ровно через год поступил одновременно в 3 вуза на бюджет в магистратуру, выбрал очное отделение в старейшем университете в Москве, закончил в этом году, тоже с отличием. В данный момент работаю логопедом-фонопедом и вокальным педагогом в системе образования, готовлюсь к переходу в учреждения системы здравоохранения, для чего прохожу расширенную проф. переподготовку в университете в одном из лучших лечебных центров по реабилитации в РФ на медицинского логопеда на базе, уже имеющегося дефектологического оборазования, согласно новым требованиям Минздрава. Успел запрыгнуть в последнюю дверь последнего вагона! Вообщем, к чему это я!? - Удачи всем усомнившимся или наоборот уверовавшим, вновь или впервые! Ни о чём не жалейте пока вам нет 40-ка, как минимум, всё в ваших руках! ✊🎓
30.11, 17:08
Сергей, очень классная история,удачи Вам!
09.11, 04:08
В 22 года пошла учиться в тот вуз, который хотела изначально, но не могла из за количества бюджетных мест (их было 9) и отсутствия возможности платить за образование. На тот момент жалела об упущенной возможности.
Сейчас нет, так как за 5 лет первого вуза успела поработать в нескольких сферах (общепит, маркетинг, продажи), походить на разные курсы (массаж, графический дизайн), чтобы понять, что интересно, а что нет. В итоге, выбор второго вуза был в точку, хотя и пришлось много заниматься самообразованием, но это нормально)))
16.11, 00:05
Татьяна, вам очень повезло с родителями. Вас еще к 16 годам вырастили уверенной в себе, знающей чего вы хотите и даже умеющей отстоять это перед людьми, которые тебя кормят и дают крышу над головой.
Мой жизненный опыт показал, что то каким будет человек в 18-20 лет решают родители. То как он использует возможности и исправит ошибки родителей будет видно к 35-40 годам.
Обдумайте все пооизошедшее с вами в жизни через этот фильтр, и поймете о чем я пишу.
Благодарите родителей, они дали вам отличный старт в жизни. Знаете как ракета готовая к бою ждет только запала. Вот в таком состоянии вы были подведены своими родителями к своим 16 годам.
Это очень важно. И определяет практически всю последующую жизнь человека. Либо он будет осознавать комплексы и ошибки, а потом их исправлять. Либо он стартанет бесстрашно и уверенно.
16.11, 06:32
Вероника, :) допускаю, что не только родители, но и обстоятельства :)) подростковый возраст у меня не совсем стандартный был, может быть в этом дело (характер точно закалило, но было жесковато :)) а к 40 годам всякого разного для закалки накопилось вообще с запасом :)
09.11, 18:27
>>Училась очно пять лет на экономиста, хотя мечтала быть журналистом. Подрабатывать не могла, так как училась на дневном отделении.
А что вам мешало учиться очно и одновременно работать? Журналистикой же можно заниматься без привязи к офису.
12.11, 05:28
У меня история Михаила Соловьёва, но работаю по специальности последние пять лет (хотя и не планировал), учился на отвали, было вообще не интересно, главное - была ВК. После 10 лет зарабатывал далеко не умственным трудом, и вдруг решил устроиться по специальности, попал случайно и сам себе удивляюсь как уже 5 лет разрабатываю электронику. И также считал что образование ничего не даёт, но на деле не всё так просто. Оно конечно зашкварное, особенно в те годы (свою кафедру и сейчас бы распустил) , но польза есть однозначно. А вообще всё эти недовольства по выбору университета не понятны, если с детства знаешь что хочешь быть врачом - на сварщика поступать не будешь, т е вас воспитали не целеустремлённым и жалеть нужно более глобально - что вы вообще родились в это время ,в этом месте, и у этих людей.
13.11, 07:25
Я не жалею об образовании,но считаю, что программы можно сократить минимум в 2 раза и учиться быстрее, чтобы были стажировки в разные города и страны, Времени много уходит на обучение, сейчас уж точно за деньги не стала бы учиться в институте. Хорошо,что раньше бесплатно выучилась.
13.11, 09:53
Раньше сожалела. Ну, у меня были на то весомые причины, о которых мне даже сейчас, когда я успешно реализуюсь в своей профессии, вспоминать страшно. И это не просто маленькая зарплата, отсутствие перспектив и т.д. Я ведь даже на год из нее ушла, но, потом вернулась...уже совсем в другом государстве и с совершенно другой жизненной ситуацией, отношением к жизни и с другими людьми. Я сама стала совершенно другим человеком. Очень многое пересмотрела в своей жизни. Да и очень многое произошло, включая и страшные вещи на грани какой-то мистики. И моя профессия стала единственной спасательной веточкой для меня тогда! А сейчас я поняла, что хочу в ней расти и развиваться дальше. Это профессия врача. Раньше я была педиатром, а сейчас учусь на детского кардиолога и понимаю, что люблю эту профессию! В меде детская кардиология у нас не просто мимо прошла. Ее не было вообще! А на взрослой кардио...ну, я не могу сказать, что нас учили расшифровывать ЭКГ. Нас учили зазубривать ЭКГ и никто его не понимал. Я лично не понимала и мои одногруппники тоже! И этот было ужасно. Я чувствовала себя тупее деревяшки. Оказалось, просто надо было, чтобы нам это объяснили нормально, потому что сейчас, учась в ординатуре на детского кардиолога, я прекрасно понимаю ЭКГ, пусть ещё и не все знаю!
13.11, 14:04
Нет, не сожалею. И считаю, что к образованию должно прилагаться хоть сколько-нибудь ума.
13.11, 14:42
История про архитектурный разбила мне сердце. Это просто моя история((