Точно нет: 7 причин не оставлять чаевые курьерам и официантам

Негодование читателей Т⁠—⁠Ж

Точно нет: 7 причин не оставлять чаевые курьерам и официантам

Чаевые — вечный вопрос. Оставлять или нет, и если да, то кому и за что — у каждого человека свой подход.

Один из читателей Т⁠—⁠Ж поделился своей болью: он подрабатывает курьером, но получает мало чаевых. В комментариях многие читатели возмутились и рассказали, почему давать чаевые — это тоже боль. Собрали семь главных аргументов в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

ПРИЧИНА № 1
Курьеры и официанты ничем не лучше других людей, которым не дают чаевые

Игорь Маренков
не платит дважды

Я заказал услугу, мне выставили за нее счет, я согласился. Если этого мало, увеличьте цену за услугу. Почему я должен платить дважды?

Аналогично с курьером: он согласился работать за зарплату, согласованную с работодателем. Почему он ожидает, что ему заплатят сверху? Если не устраивает зарплата, проси больше или меняй работу. Почему пожарному, врачу, архитектору, бухгалтеру, шахтеру и остальным не приходит в голову просить чаевые за свою работу, а официанты с курьерами какие-то особенные?


Денис Локостов
видит несправедливость

Человек пошел на работу и негодует, почему за его оплаченный труд, который входит в стоимость еды или товара, не подкидывают еще деньжат. А он сам дает чаевые гардеробщицам, слесарям в ЖЭКе, депутатам за исполненные обещания?

Нет чтобы поговорить с работодателем о повышении зарплаты или организовать профсоюз курьеров, легче переложить ответственность на клиента. Без обид, но похоже на попрошайничество. И да, я очень рад, что в России нет безумия с чаевыми, как в США.


ПРИЧИНА № 2
Если не устраивает зарплата, нужно менять работу, а не надеяться на чаевые

Мария Шабанова
никому не оставляет чаевые

Никогда нигде не оставляю чаевых и прочих подачек. Работодатель и так заработает, а курьеру или мастеру и так заплатят. Человек сам выбрал эту работу и сам согласился на условия оплаты. И исполнять должностные обязанности человек должен в любом случае хорошо и качественно, а не только в надежде на подачку от клиента. Если его не устраивает зарплата, пусть идет на другую должность.


Екатерина
поделилась горьким опытом

Меня бесит, когда официанты, курьеры или таксисты считают, что клиент обязан оставлять им чаевые. Это не моя проблема, что вы устроились на работу с низким окладом, и я явно не должна думать о том, что вы рассчитывали чаевые грести лопатой. Особенно это касается обнаглевших курьеров, которые считают, что подвиг совершили, доставив заказ. Правда, меня не касается, что вам не хватает зарплаты, что на улице плохая погода или что вы изо всех сил давите из себя вежливость в надежде на лишнюю сотку.

Как-то заказывала доставку, указала, что потребуется сдача с 1000 Р, заказ вышел на 700 Р с копейками. Курьер, приехав с опозданием, отдал заказ, получил деньги и собрался уходить. Я говорю: «А сдача?» А он в ответ: «А вам что, сдачу нужно отдавать?» В итоге отдал деньги с таким видом, будто я ему в лицо высморкалась. В другой доставке оплачивала картой, курьер приехал и спросил, как мне удобнее будет отдать ему чаевые — наличными или переводом? Я, если честно, в шоке была от такой наглости, причем такое чаще всего именно с курьерами происходит. Опаздываете, заказы приносите в таком состоянии, как будто на своей сумке с горки катались, но на чаевые рассчитываете. Да даже если к доставке вопросов нет, не обязана я вам платить, я не ваш работодатель, тем более если доставка и так платная: я оплатила товар, оплатила услугу доставки.


ПРИЧИНА № 3
Чаевые можно давать только за работу сверх нормы

Александр
негодует

Я использую сервис А, который просит с меня Х денег за услугу, например доставку еды. Доставка осуществляется в установленный срок и в полном объеме, то есть так, как мне и обещали за мои деньги. За что платить сверх установленной суммы? За то, что человек сделал свою работу, за которую ему и так платят зарплату? Я, как и многие, считаю чаевые пережитком и возможностью занижать зарплаты людям, занятым в сфере обслуживания.


Айдар Бариев
не готов отдавать деньги просто так

Чаевые, которые мне почему-то необходимо оставлять, не из воздуха берутся. Эти деньги я зарабатывал своим трудом, и бесит, когда кто-то считает, что я обязан их ему просто отдать.

Я различаю, когда человек действительно выполнил больше того, что было положено, и тогда мне хочется оставить чаевые. А вот качество сервиса в сфере доставки еды — какое-то непонятное определение: вы что, довезете быстрее, чем едет поток машин? Или еду будете очень аккуратно в машину складывать? В чем сервис, за который нужно оставлять чаевые?


ПРИЧИНА № 4
Если давать чаевые всем, из бюджета постоянно будет уходить значительная сумма

Artem
не готов платить за медленную доставку

Курьер думает, что у него много клиентов, а он у них один такой, поэтому заказчики не обеднеют. Но это не так. Курьеру из интернет-магазина чаевые оставь, доставщику пиццы оставь, доставщику корма для кошек оставь, в кофейне на обеде оставь, в кафе вечером оставь, в ресторане в выходные оставь, в баре с друзьями оставь. Если давать чаевые каждому просто за факт выполнения работы, то за месяц набежит кругленькая сумма, от которой, конечно, не обеднеешь, но и терять ее просто так, за то, что заказываешь доставку или пришел в заведение, не хочется.

Одно дело, если мы действительно довольно долго сидим в ресторане или баре и официанту пришлось потрудиться, чтобы выполнить все наши хотелки, и он сделал свою работу хорошо. За такое можно и больше 10% от счета оставить, так и делаем иногда. Но платить курьерам за выполнение доставки, которая к тому же иногда задерживается на неопределенное время? Когда звонишь и уточняешь сроки, а в ответ получаешь: «Не знаю, когда привезу. Ближе к вечеру. Или, может быть, завтра» — все желание оставлять чаевые всем представителям этой профессии пропадает.


ПРИЧИНА № 5
Культура чаевых не свойственна России, и заимствовать ее не надо

Алан Гутнов
предлагает следовать примеру японцев

Только в США такая культура чаевых, когда работодатель считает возможным платить минимальный оклад, а дальше сами пусть крутятся, ну а клиенты должны отнестись с пониманием и помочь беднягам из сферы обслуживания.

В некоторых странах за вами пару кварталов пробегут, чтобы вернуть деньги, которые вы «забыли» на столе в ресторане. И таксист откажется от чаевых, потому что это оскорбительно. Мне в целом непонятно, почему так надо тянуть к нам эту культуру из США, а не отсутствие чаевых в принципе, как, например, в Японии.


ПРИЧИНА № 6
Из-за чаевых услуга или товар становятся дороже

Александр Журавлев
отказывается от пиццы

Я оставляю чаевые, если есть наличка, а она есть не всегда, но мне не нравится вся эта система. В итоге я решил не пользоваться доставкой: предпочту сам пройтись или прокатиться, благо есть возможность. Или даже откажусь от заказа в пользу покупки чего-то другого, потому что, с одной стороны, курьера обидеть не хочется, а с другой, какого черта?

Если пицца стоит 699 Р, я не хочу покупать ее за 799 Р. В итоге в проигрыше все. Магазины поумнее вносят эти 100 Р в стоимость заказа и делают бесплатную доставку от 1000 Р, не жлобятся, а деньги сверх стоимости заказа идут как бонус курьеру к его базовой зарплате.


ПРИЧИНА № 7
Люди в сфере обслуживания не так уж мало зарабатывают, чтобы платить им дополнительно

Ольга Мартынова
готова расщедриться в плохую погоду

Даю чаевые курьерам, только когда погода реально плохая: проливной дождь или метель. Все остальное время не хочу. Человек сам выбрал такой жизненный путь. Не хочешь вкалывать за копейки — научись чему-то другому.

К тому же зарплата размером почти 30 000 Р за 22 рабочих дня по 8 часов — не так уж и мало за минимальную ответственность — не уронить пиццу по пути, доставить вовремя и в нужную квартиру — с минимальными навыками. Расскажите о своих проблемах обычному терапевту, который восемь лет не спал сутками из-за учебы в меде и интернатуры. Давайте теперь всем давать чаевые: кассирам, учителям, машинистам в метро, гардеробщицам.


Wegeograph
живет в регионе с низкими зарплатами

У меня в мыслях даже ни разу не проскользнуло, что я должен дать чаевые. А за что? Ресторан и так заработает. Курьеру тоже заплатят. 165 Р в час — это, конечно, мало. Но реальность в том, что эта ставка выше, чем средняя зарплата по моему городу.

И почему чаевые не платят представителям других профессий? Например, учителям. Зарплата у них меньше, чем у курьера, но они ничего подобного не требуют.


Расскажите, как принимаете решение оставить или не оставить чаевые:

Оставлять чаевые - очень вредная практика. Помимо очевидных ненужных трат, они еще стимулируют урезать зарплату обслуживающему персоналу, делая их менее защищенными и более зависимыми от клиентов. Риск должен нести владелец бизнеса, а не работник.

187
Отредактировано

Edgar, поэтому человек, который нанимается на работу официантом/курьером, обязан включить мозг и понять, что зарплату ему платит начальник. Мало или доберёшь с чаевых? Разворачиваемся и уходим от такого горе-начальника. Курьерская работа - физически тяжёлая, но не нужно оканчивать курсы по тому, как научиться топать от пункта А в пункт Б. Сейчас в приоритете реальные навыки специалиста и качественная работа. Либо развивайся и зарабатывай больше, либо нигде не обучайся, но получай соответствующую навыкам зарплату

24

Edgar, Согласен очень вредная практика. Низкая зарплата с расчетом, что сотрудник доберет сам ведет к занижению зарплат и в других отраслях, где добрать с клинта можно только взятку.

1

Сергей, капитализм

0
Герой Т—Ж

Сейчас будет полотно по поводу чаевых официантам (и барменам). И да, я работала в общепите.
По поводу того, что официантам платит работодатель и если не устраивает зарплата нужно валить - да, вы совершенно правы. Опустим тот момент, что в общепите люди в принципе не окладами зарабатывают, вы абсолютно правы. НО. Вы не правы в том, что зная, что никаких чаевых вы не собираетесь оставлять требуете от персонала максимум внимания - а потом с оттопыренным мизинчиком «это их работа».
Так вот, работа официанта - встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения.
А когда вы, извините, начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлечённые темы и, повторюсь, другими способами требовать внимания за спасибо - вы не правы. Это уже не входит в ОБЯЗАННОСТИ официанта и предполагается, что за это оставляют чаевые. Или когда приходит мамочка с ребёнком, всучает сок, говорит перелить и нагреть, потом просит отдельно принести трубочку и тд, чем забирает оооочень много времени и потом не оставляет ничего - это дно, извините. Туда же относятся: дай плиз свою зарядку, телефон садится, поставь пожалуйста себе там куда-нибудь заряжаться; дружище, послушай историю моего расставания с телкой (на баре); а дай сигу; а можешь сделать коктейль не из меню? Нет ингредиентов? Я щас метнусь куплю - а ты сделаешь мне то, что я хочу (на баре); и так можно продолжать бесконечно.
Поймите, что у работников общепита помимо общения с гостями ещё море обязанностей и не тратьте его время, если придерживаетесь позиции «ему платят». Опять таки, я не говорю про прямые обязанности из разряда принять заказ или выслушать отзыв.
За это время бармен может сделать нарезку, наполировать бокалы и сварить сахарный сироп, а у официанта не перейдут в другую прожарку стейки на раздаче и не умрут коктейли для других столов. Давайте уважать чужой труд, сколько бы и как ему не платили.

155
Герой Т—Ж

Nasty, люди, которые вот это все просят-требуют, и не оставляют чаевых - отмороженные эгоистичные безалаберные колхозники, это всё те же, кто на последние гроши летит отдыхать в какую-нибудь Турцию, и считают себя Богами, потому что "олл-инклюзив". А в статье все же рассматривается как раз случай поощрения чаевыми за стандартные "встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать"

163
Герой Т—Ж

Vladimir, люди, которые все это требуют, путают РАБОТНИКОВ общепита с личной прислугой. А виноваты в этом кто? Правильно, бизнесмены, которые активно поддерживают этот миф.

24

Vladimir, А что это Вы на колхозников клевещете? Да колхозник ни в жисть не пойдет в ресторан и тем более не будет там себя так вести. В колхозе деньги доставались кровавым потом. Платили палочками в табеле. Так что колхозник ценит каждую копейку. А вот официантов,которые лишний раз жопу от стула не оторвут, смотрят на тебя как на гавно, а потом чаевых требуют полный карман, таких куча. Поэтому в рестораны не хожу. Дома готовлю лучше любого повара.

6

Nasty, я не болтаю с официантами о погоде. Я даже не спрашиваю, из чего какое блюдо состоит. Мне с плакатом заходить, что я не собираюсь оставлять чаевые?

99

Ольга, идея для надписи на футболках - за стандартные "встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать" ЧАЕВЫЕ НЕ ОСТАВЛЯЮ👍

23

Grn, классная идея!

0

Ольга, плюсую. Мне тоже не нужны разговоры. Принять заказ-принести-унести-счет. Все. Больше мне ничего не надо. Даже на баре когда сидели, болтали с подружкой, мнение бармена было как-то не очень нужно.
Ходила долго в один и тот же салон, около 3 лет. И пока мне мыли голову два мастера болтали: "мне та вообще ничего не дала, а я 2 часа её красила" - "вот коза". Больше я туда не ходила.

21

SuperXsenon, как это "на баре'?? В баре ?

0

Инна, «за барной стойкой».

0

Ольга, не надо плакатов, просто не платите чаевые)

0

>работа официанта - встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения.

часть официантов не справляется и с половиной этих требований, но все равно ждёт денюшку

72

Nasty, вы не представляете как докучают официанты с этими дежурными улыбками «вам стейк понравился? Все вкусно?» - и при этом, иногда с этими идиотскими вопросами могут влезть в разговор людей за столом, типа увидел что блюдо кончилось, подошёл убрать посуду , люди говорят о своём и тут наш герой решает что ему позволительно задать этот скрипт , перервав беседу уважаемых людей и перетянув внимание на себя. Я скажу за себя, как по мне - задача официанта принести еду, нормально сервировать стол, вовремя уносить посуду и больше не отсвечивать, хороший официант и обслуживание - которого не заметно. И да это служебная обязанность, за что тут доплачивать? Если мне понравится - я приду ещё раз, если обслуживание плохое я не приду и официант вообще лишится зарплаты. Так что никаких чаевых.

36

Vyacheslav, это называется чекбэк. Если блюдо не понравилось и гость промолчал(а таких много), то они сразу после выхода из ресторана начинают строчить негативные отзывы. Очень важно выяснить у гостей перед уходом все ли им понравилось, если нет, то есть много способов вернуть расположение гостя. Другое дело как официант делает этот чекбэк.

15

Vyacheslav, неистово плюсую

2

Vyacheslav, мне не нравится тоже вопросы ,что мне понравилось или нет ,зачем ??

0

Vyacheslav, самый лучший ответ по этой теме! Браво!🌹🤗

0
Отредактировано

Nasty, в каждой работе есть издержки! Таксиста могут кинуть не заплатив, менеджеру по продажам могут несколько часов делать мозги и в итоге ничего не купить, всем, контактирующим с людьми могут хамить, так и официантов могут просить сделать лишние движения и в итоге не заплатить. Это - жизнь, это - работа с людьми! Официант должен это понимать и, если он хочет остаться работать в заведении или сделать карьеру в этой отрасли, ему придется это принять 🤗

5

Nasty, а отказать нельзя в общении ,и сказать свои обязанности ?

1

Анекдот.
Нью-Йорк. Миллиардер берет такси и расплачивается строго по счетчику без чаевых. Таксист возмущается:
- Вчера я подвозил вашего сына, и он оставил 1000$ чаевых. А вы - ничего!
- Все логично. У него отец - миллиардер, а у меня - сантехник.

Чаевые часто платят люди, которые плохо знают цену деньгам.

138

Роман, не могу не согласиться - раньше оставлял чаевые, а как устроился на работу перестал ходить в кафе и рестораны:)

19

У меня была подруга, которая в студенчестве подрабатывала официанткой. И на одном её дне рождения присутствовали другие её подруги, тоже официантки из ресторанов. И разговоры они вели околорабочие. С того дня я мечтаю, чтобы заведения поскорее стали с автоматизированным обслуживанием, и даже вариант с самообслуживанием, но ресторанной едой меня бы устроил. Мне не нужен отдельный человек, чтобы поставить стакан и разложить вилки. И тем более я не хочу думать о том, сколько оставить, должна ли я, а плюнут ли мне в кофе, если я не оставлю, и приду второй раз. Чаевые - неприятная культура, я за нормальную зарплату.

129

Alice, как верно!🌹

2

Долго думал, что в России не принято оставлять чаевые, но недавно услышал, что многие оставляют чаевые всегда или почти всегда, для них это признак хорошего воспитания, так что может я просто не в тех кругах вращаюсь)

Сам оставляю чаевые, если чувствую, что доставил человеку проблемы. Например, указал неправильный адрес в такси, и из-за этого водителю пришлось мотаться туда-сюда.

88

Оставляю под настроение в качестве именно личной благодарности- когда человек явно сделал больше чем должен или сделал "красиво" (в ресторанах/барах бывает - ну вот видно что человек добавил что-то от себя).
Но просто потому что "так принято" - неа, с чего бы? Я сам проработал достаточно долго например в ночной аптеке. И чаевых я там почему-то не видел ниразу, да и в принципе на них не рассчитывал. Хотя часто делал больше чем должен, ибо вопреки мнению - провизор НЕ заменяет врача, и НЕ должен назначать лечение. Но - ночь есть ночь, и людям помочь нужно.
И момент с "ну зарплата маленькая, зароботок с чаевых" - это не моя проблема. Я заплатил вашей компании обозначенную сумму, дальше вы уж сами её делите. И если вы согласились на вот такую систему оплаты - вы сами себе злобные буратино. У меня сейчас на работе есть бонусы, которые я либо достигаю либо нет. Часто не достигаю по внешним обстоятельствам. Ну не повезло значит. И как бы никто из клиентов не бежит доплачивать лично мне. Но изначально я рассчитываю именно на з/п, по ней и компанию выбираю

76

Д, например таксист помог с тяжелыми сумками или негабаритной поклажей, он не обязан помогать, но он помог, при этом его помощь оказалась очень к месту.

Или еще пример с такси: водитель не обязан лететь превышая скорость, когда вы опаздываете, а тут вы вдруг видите, что добрались во время и водитель при этом не лихачил.

Касаемо неудобств - от этого никто не застрахован. Вы можете застрять в пробке из-за дтп и какой-нибудь сантехник/монтажник/электрик, с которым вы договорились на определенное время, как пёс прождал вас 40 минут у вашей двери.

59

Даю чаевые, если сотрудник сферы услуг делает что-то (необходимое для меня) сверх своих стандартных обязанностей.

Или чтобы компенсировать доставленные мною неудобства)

55

Дмитрий, официанта вы видите раз- два в жизни. А домфея за вами убирает и во многом становится своим человеком. Вот лучше ей подарок к празднику сделать, чем непонятно кому

52

Елисей, клиенты не обязаны тратить деньги сверх установленных цен только потому что владелец заведения решил сьэкономить на зарплатах персоналу. В Москве стоимость блюд превышает их себестоимости в несколько раз (если не х10)

44
Герой Т—Ж

Елисей, люди в основном в курсе. Они просто не хотят чтобы чужие финансовые проблемы становились их финансовыми проблемами.

39

Джеймс,
> К примеру мой барбер не должен отменять или переносить запись другого клиента, но он это делает

И в норме сразу теряет клиента.

38

Оставляю чаевые как правило:
1) в ресторанах, когда нет нареканий к качеству сервиса.
Именно когда нет нареканий, то есть выполнена программа минимум со стороны персонала - с тобой поздоровались (это происходит не всегда, частенько хостес с порога спрашивает - бронировали? Приходится отвечать - и вам добрый день), не пришлось ждать официанта 20 минут (когда он освободится принять заказ), и не приходится готовность этого заказа ждать ещё длительное время.
2) Также оставляю чаевые курьерам, опять же за адекватную работу - позвонил заранее, согласовал время доставки, приехал в это обозначенное время.
3) Ну и таксистам бывает даю на чай - за банальную вежливость, комфортное вождение и состояние авто, но совпадают все эти факторы достаточно редко.

37
Герой Т—Ж

Роман, я правильно понимаю, что вы доплачиваете людям за то, что они должны делать по умолчанию БЕЗ доплаты?

44

Karl, не совсем. Я премирую/поощряю людей, выделяющихся из общей массы своих коллег.
Де-факто да, получается доплачиваю.

35

Ненавижу культуру чаевых. Восемь лет работал инженером, и мне не то что 10%, даже 0,1% от стоимости установленного оборудования на чай не оставили! Контракты по 500 миллионов, а им сотню тысяч жалко, жлобы некультурные! А я все делал всегда хорошо, качественно, с улыбкой и в срок!

А если серьезно - то я обычно оставляю если результат превзошел ожидания. Еда была вкуснее чем я планировал или обслуживание как-то зацепило по-особенному. Идею чаевых по умолчанию считаю неудачной. Почему-то за повышение зарплаты на 10% приходится биться или работу менять, а повышение цены на 10% это типа нормально потому что кому-то платят мало?
А есть опция ходить в кафе и бары где персоналу платят нормально и платить можно сколько написано?

36
Герой Т—Ж

Меня напрягает культура чаевых. Есть цена услуги, я решаю, что она мне подходит и заказываю. А потом оказывается, что я ещё чаевые должна (да ещё точно не известно, сколько). Если эта услуга не жизненно важная (а в нашем обществе потребления таких 3/4), то я вообще от нее в будущем откажусь.

35

Иногда от очень хорошего настроения оставляла чаевые в ресторане и перечисляла курьеру. С некоторых пор не делаю этого: я действительно выбираю услугу по цене и не хочу переплачивать за красивые глаза или улыбку. Те же деньги лучше перечислю в благотворительный фонд. А все эти заявы типа "зп 3 тысячи" - люди, вас что, угоняли в это рабство?

33
Герой Т—Ж

О, ещё очень напрягают заправщики на АЗС, которые кидаются заправлять машину и мыть фары без спроса. А когда потом говоришь только "спасибо", ещё и по колесу могут пнуть. Теперь приезжая на заправку, бегом бегу к пистолет с криками "спасибо, я сама", чтобы не быть ничего должной..

33

Джеймс, значит тот, которому перенесли запись, должен недоплатить?)

32
Герой Т—Ж

Никогда нигде не оставляю чаевых и прочих подачек.

Аналогично.
Мало зарабатывают? Я вас умоляю, у знакомого курьера зарплата средняя по региону. Я еще считаю,что это много за такую работу.
Мало- это учитель( и то- не везде), уборщица, гардеробщица, любые стажеры, даже кассиры в конце-концов. Молодой взрослый мужик на велике мало зарабатывает? Го в профессии. где надо много и долго учиться, нести огромную отвественность: серьезная наука, программирование, технологии... Ну или физический изнуряющий труд, та же обожаемая всеми шахта.

Нравится колесить по городу с нулевой ответственностью? Получай, что получаешь. Все честно.
Туда же и про водителей, обучиться водить может даже обезьяна, к сожалению. У нас вообще ничего не надо для это, 18 есть? Пожалста. Ну и за что чаевые? За выполнение своей работы? Не нравится- вперед в вышеописанное.

28

Я работаю за зарплату, никого не нанимаю, так почему должен доплачивать!

27

После пары случаев с неадекватностью курьеров из доставки еды - перестал вообще оставлять чаевые. Или те же такси - когда таксист специально останавливается почти в километре от тебя и решает включить платное ожидание - тоже перестал таксистам давать чаевые.

Ведь ну вроде же просто нормально доставить еду - это же не rocket science. Однако постоянно - то в домофон не получается у курьера позвонить, то парадные путают, то вообще если на машине - просят выйти на улицу. Так что пусть без чаевых обходятся, раз даже на свою зарплату не могут обязанности выполнить.

26
Герой Т—Ж

чаевые это моральный тупик. с одной стороны работодатель который платит копейки за тяжелый труд перекладывает ответственность с себя на нас и это прям очень стремно и заслуживает порицания. с другой стороны официанты ни в чем не виноваты и ничего изменить не могут (большинство заведения общепита низкомаржинальны к тому же ОСОБЕННО СЕЙЧАС) - и когда мы им не даем чаевые страдают ТОЛЬКО они а не работодатель. вот такая вот ситуация. лично я всегда оставляю чаевые хотя и недоволен тем что рестораторы ставят нас в такое положение.

25

Работал курьером в организации - развозка документов по контрагентам, отправка, получение почты, документы в госорганы - никто не давал чаевых. Вопрос - чем отличается такой курьер от курьера условной Яндекс.Еды. Явно же, что ни чем. Так с какой стати я должен давать ему чаевые? Я чаевые не даю.

25

Д, например у меня была история, когда мне продавец в обычном магазине реально помог. И не просто показал, а прямо проконсультировал и помог выбрать, ничего не выпаривания, и это при том, что я был там туристом и говорил не на его родном языке.

Вот это то что называется "услуга вне прайса". С радостью отдал ему чаевые. Жалею только что тогда наличных были маловато - дал бы больше.

24

Занимаюсь развозом людей - машинист электропоезда - никогда не дают чаевых ; (((

22

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю