Как смотреть велогонки

И почему велосипедные соревнования так любят в Европе
21
Как смотреть велогонки
Аватар автора

Салим Макеев

влюблен в велоспорт

Страница автора

С пяти лет мне было интересно смотреть разные спортивные трансляции и разбираться в каждой дисциплине.

С годами времени на это стало меньше — и я решил остановиться на одном любимом виде спорта.

Я выбрал шоссейные велогонки: это уникальная дисциплина, не похожая ни на одну другую. Каждый год я по три недели проводил у экрана за просмотром знаменитых гонок вроде «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия». Со временем интерес к велоспорту только усиливался, и теперь я смотрю все соревнования Мирового тура.

В тексте я расскажу, как быстро разобраться в правилах, в чем уникальность велоспорта и почему не все гонщики стремятся финишировать первыми.

✍️ Что нужно знать перед просмотром

На первых порах шоссейные велогонки могут показаться скучными и непонятными: толпа велосипедистов едет куда-то по дороге. Но наблюдать за борьбой в пелотоне станет интереснее, когда вы будете понимать, что происходит на экране.

Главный смысл — преодолеть дистанцию. Как и в других видах гонок, здесь участникам необходимо добраться до финиша. Конечно, каждый гонщик мечтает занять первое место, но на деле не все велосипедисты борются за победу: многое зависит от тактики команды и маршрута конкретной гонки.

Гонка продолжается более трех часов. На соревнованиях мирового уровня, как правило, нужно проехать от 120 до 300 км, исключение — гонки с раздельным стартом, они существенно короче. На то, чтобы преодолеть такое расстояние, у велосипедистов может уйти от трех до шести часов.

Велогонки — командный вид спорта. Команды в пелотоне можно различать по цвету формы, а у каждого гонщика в коллективе есть свои задачи — примерно как у защитников и нападающих в футболе.

В гонке участвует более 150 велосипедистов. В однодневных гонках стартует 25 команд по семь гонщиков в каждой, в многодневных — 23 команды по восемь гонщиков.

Гонщики едут группой. Один велосипедист из команды едет впереди, остальные — в линию за ним. Так проще противостоять сопротивлению воздуха, а значит, выше скорость передвижения. Гонщики постоянно меняются местами, эффективно расходуя силы, а лидеры могут отсидеться в глубине и в нужный момент рвануть вперед. К тому же в группе легче следить за соперниками и отвечать на их обгоны.

Понять, сколько километров осталось до финиша, позволяет графика. В левом верхнем углу экрана располагается информация о расстоянии до финиша, а также об отставании лидеров друг от друга. Если гонщики едут в гору, графика информирует о том, сколько километров осталось до вершины и какой градиент на этом участке.

Графика в верхней части экрана показывает, сколько осталось до финиша, как расположены группы с лидирующими гонщиками и какие между ними разрывы
Графика в верхней части экрана показывает, сколько осталось до финиша, как расположены группы с лидирующими гонщиками и какие между ними разрывы

❤️ За что любят велоспорт

Непосвященному зрителю может показаться, что шоссейные велогонки — нишевый вид спорта. Но на самом деле у него огромное количество поклонников: например, телевизионная аудитория «Тур де Франс» перевалила за 150 млн. И любовь к велоспорту вполне объяснима.

Любой болельщик может сравнить себя с профессионалом. Любители футбола могут выйти на поле, но вряд ли когда-нибудь смогут сыграть против профессиональных игроков вроде Лионеля Месси. В велоспорте же вы можете проехать тот же маршрут, что и гонщики Мирового тура. Да, вы не будете соревноваться с ними напрямую, но сможете сравнить результаты.

Здесь ценятся разные физические показатели. В командах выступают очень разные гонщики. Есть мощные спринтеры, развивающие высокую скорость на финише, миниатюрные специалисты езды в гору и мастера индивидуального хода. Они различаются комплекцией, у каждого своя особая роль в гонке.

В велоспорте разнообразная тактика. Она зависит как раз от специализации гонщиков в составе и конкретной гонки. Если этап равнинный, то во главе пелотона — основной группы — будут команды с сильными спринтерами, партнеры постараются создать им условия для удачной атаки на финише.

Если гонка проходит в горах, на первый план выходят мастера езды в подъем и скоростного спуска. На таких этапах судьба первого места может решиться задолго до финиша, а успех зависит в том числе от того, как преодолевают подъемы партнеры по команде.

Велоспорт позволяет насладиться красотой. И речь не только о спортивной борьбе на трассе, но и о том, что окружает гонщиков: альпийские горные перевалы, французские шато, средневековые замки и виноградники — все это встречается на пути пелотона и попадает в трансляцию. Организаторы гонок даже готовят дополнительные материалы о достопримечательностях, чтобы болельщики могли узнать больше об истории и традициях того или иного региона.

Гонщики в Доломитовых Альпах во время 20-го этапа «Джиро д’Италия» 2022 года. Источник: Tim de Waele / Getty Images
Гонщики в Доломитовых Альпах во время 20-го этапа «Джиро д’Италия» 2022 года. Источник: Tim de Waele / Getty Images

Главные термины

Чтобы лучше понимать комментаторов, необходимо знать некоторые специальные обозначения.

Смена — время, которое проводит гонщик на первой позиции в группе или пелотоне. Велосипедист, который едет впереди, рассекает воздух, а значит, прилагает больше усилий, чем остальные. Гонщики меняются на первой позиции — «сдают» и «выходят на смену», чтобы поддерживать постоянную высокую скорость и сохранять силы.

Сидеть на колесе — отсиживаться за спиной гонщика, который едет на первой позиции, буквально ехать вслед за ним, за его задним колесом. Причины таких действий могут быть разными: например, у велосипедиста банально нет сил. Или он использует такую тактику, специально изматывая соперников. Это особенно актуально, если в лидирующей группе или в большом пелотоне у такого гонщика есть сильные партнеры по команде.

Грегари — гонщик, который помогает лидеру своей команды. Грегари может работать на первой позиции в пелотоне, взвинчивая темп, чтобы соперники отстали, либо, наоборот, помогать догнать лидеров. Также он может передавать питание из машины сопровождения.

Горняк — гонщик, специализирующийся на езде в подъем.

Панчер — гонщик, обладающий мощным рывком в небольшую гору.

Разделка — гонка с раздельным стартом.

Завал — массовое столкновение гонщиков, во время которого падают несколько велосипедистов, а остальные вынуждены снизить скорость или вовсе остановиться.

Гранд-тур — одна из трех самых престижных многодневных гонок: «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта». Гранд-туры часто называют супермногодневками — только эти три гонки продолжаются три недели подряд.

Майка лидера — джерси, которое надевает велосипедист, занимающий промежуточную первую позицию в общем зачете многодневной гонки.

Техничка — машина сопровождения команды. В ней чаще всего едут два спортивных директора и механик, готовый в любой момент выскочить из машины и оказать гонщику техническую помощь — снять с крыши запасной велосипед, быстро поменять колесо или что-то починить.

📋 Основные правила и обозначения

Правила велоспорта подробно описаны на сайте Международного союза велосипедистов, UCI. Перечислять все тонкости не имеет смысла, но упомянуть самые важные необходимо: без них во время просмотра будет сложно понимать, что происходит в гонке.

Зона нейтрализации. За три километра до финиша предусмотрено что-то вроде чекпойнта, как в видеоигре: если на заключительном отрезке один из гонщиков потеряет время из-за форс-мажорных обстоятельств — прокола или аварии, — на финише ему все равно засчитают общее время его группы.

Зона передачи питания. Получать питание и бачок с напитком из технички можно на протяжении всей дистанции, за исключением последних 15—20 км. Но по ходу гонки не всегда удобно ждать свою техничку, а после этого тратить силы, чтобы вернуться в пелотон.

Из-за этого в середине маршрута обычно расположена специальная зона передачи питания — в этот момент гонщики получают от своих команд сумки с гелями, батончиками и другой пищей. Скорость пелотона на этом участке обычно падает, а атаковать и уезжать от основной группы не принято.

Если же гонщик получает от своей команды питание на последних 15 км дистанции, он будет оштрафован или вовсе дисквалифицирован.

«Мусорная» зона. Выбрасывать обертки от питания и пустые бачки можно только на отведенных для этого участках трассы. За нарушение этого правила гонщика могут дисквалифицировать.

Прямолинейность в спринте. На финишной прямой спринтерам запрещено «вилять» и резко менять траекторию движения. Это необходимо для того, чтобы обезопасить гонщиков от столкновения на высокой скорости — она может достигать 60 км/ч — и сделать борьбу за победу более сбалансированной и интересной.

🌐 Какие бывают команды и как они устроены

В мужском шоссейном велоспорте существуют свои дивизионы — по аналогии с другими командными видами спорта. Команды распределены по силам и финансам.

Мировой тур. Элитные команды, своеобразная премьер-лига велоспорта, которая насчитывает 18 команд. До 2020 года это был закрытый клуб, но затем UCI ввела новую систему начисления очков, по сумме которых каждые три года две слабейшие команды Мирового тура вылетают из дивизиона, а на их место приходят лидеры из лиги рангом ниже.

Каждая мужская команда Мирового тура может заявить на сезон 30 гонщиков. Это позволяет элитным проектам участвовать в нескольких соревнованиях одновременно, иногда в разных концах света.

Гонщики Jumbo-Visma, одной из лидирующих команд в пелотоне, перед стартом «Вуэльты Каталонии». Источник: Joan Cros Garcia / Corbis / Getty Images
Гонщики Jumbo-Visma, одной из лидирующих команд в пелотоне, перед стартом «Вуэльты Каталонии». Источник: Joan Cros Garcia / Corbis / Getty Images

Профессиональные команды. Второй по силе дивизион. В 2023 году таких команд тоже 18, но это число из года в год меняется. Оснащение и уровень зарплат здесь ниже, чем в высшем дивизионе.

Две сильнейшие профессиональные команды получают автоматическое приглашение на все гонки Мирового тура.

Континентальные команды. В этом дивизионе представлены полупрофессиональные и любительские коллективы высокого уровня. Континентальную команду может содержать, например, велосипедный магазин или локальная кофейня. В сезоне-2023 таких команд 199, а гонщиков в составе может быть не больше десяти.

В женском велоспорте всего два дивизиона — Мировой и Континентальный тур. В первом представлены 15 команд, которые соревнуются в женских версиях популярных гонок вроде «Тур де Франс», «Париж — Рубе» и «Вуэльты». Маршрут там менее протяженный и сложный, чем у мужчин.

🚴 Какие бывают гонки

Элитный велосезон начинается в январе, заканчивается в конце октября и насчитывает 35 гонок. Все они делятся на два типа — по продолжительности.

Однодневные гонки. Здесь все просто: заезд происходит в один день, а победителем считается тот, кто первым приезжает на финиш. Протяженность таких гонок может приближаться к 300 км, а на трассе встречаются гравийные участки и брусчатка.

Многодневные гонки. Такие соревнования продолжаются от пяти до восьми дней и включают в себя набор из равнинных и горных этапов, а также разделки. Победителем становится гонщик с наименьшим суммарным временем на всех этапах. На многодневках также есть спринтерский и горный зачеты — победителями становятся участники, набравшие наибольшее количество очков на определенных участках.

Гранд-туры. Те же многодневки, но более сложные и протяженные. Гранд-туры продолжаются больше трех недель, за это время гонщики проезжают 21 этап и преодолевают более 3 тысяч километров. Таких гонок в сезоне всего три: «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта». В мире велоспорта победа в одной из них ценится выше, чем золото Олимпиады.

📺 Велогонки, которые стоит смотреть

Знакомство с миром шоссейных велогонок стоит начинать с просмотра самых престижных соревнований. Сезон устроен таким образом, что в любое время года, кроме зимы, проходит один из достойных внимания стартов.

Прежде всего стоит обратить внимание на «монументальную классику». Таким статусом обладают исторически важные и популярные однодневки. Следить за ними проще, чем за многодневками: достаточно наблюдать за тем, кто финиширует первым. Всего классических гонок пять. Четыре из них проходят весной, а одна считается завершением сезона.

«Милан — Сан-Ремо». Самая протяженная однодневка — 294 км. Привлекательна маршрутом вдоль побережья Средиземного моря. Это первая серьезная проверка гонщиков в сезоне — проходит в марте.

«Ронде ван Влаандерен», или «Тур Фландрии». Это самая регулярная однодневка в истории велоспорта: она проходит в начале апреля ежегодно с 1919 года, а первая гонка состоялась в 1913. Ее главная особенность — больше двадцати довольно крутых холмов, на многие из которых гонщикам приходится подниматься по брусчатке.

«Париж — Рубе». Самая суровая гонка велосипедного сезона, ее еще называют «Северный ад». Она довольно протяженная, более 250 км, и сложная для прохождения из-за большого количества брусчатых участков, их на трассе около 30. Брусчатка здесь бывает разбитой, из-за чего гонщики часто пробивают колеса и ломают велосипеды.

«Париж — Рубе» проходит в начале или середине апреля и считается одной из старейших велогонок в мире: проводится с 1896 года. Если в день гонки идет дождь, то она становится еще сложнее для велосипедистов и интереснее для болельщиков.

Участок в Аренбергском лесу одновременно самый живописный и самый сложный на маршруте гонки «Париж — Рубе»: здесь крупная брусчатка, ехать по которой не очень приятно. Источник: Bas Czerwinski / Getty Images
Участок в Аренбергском лесу одновременно самый живописный и самый сложный на маршруте гонки «Париж — Рубе»: здесь крупная брусчатка, ехать по которой не очень приятно. Источник: Bas Czerwinski / Getty Images

«Льеж — Бастонь — Льеж». Старейший из «монументов», проводится с 1892 года. Отличается протяженным маршрутом, около 260 км, и большим количеством холмистых участков. Проходит в конце апреля.

«Иль Ломбардия», или «Классика опавших листьев». Итальянская гонка проходит в начале октября и традиционно завершает сезон в шоссейном велоспорте. Отличается живописным маршрутом с финишем на озере Комо.

Среди знаковых однодневок можно также выделить нидерландскую «Амстел Голд Рейс» и бельгийскую «Флеш Валонь». Они не относятся к монументальной классике, но все равно довольно престижны.

Отдельно нужно упомянуть самые престижные велогонки в мире — гранд-туры. Их названия знакомы даже тем, кто имеет отдаленное представление о велоспорте, — во многом благодаря богатой истории и популярности. Из-за своей протяженности в 21 этап каждый гранд-тур для болельщиков превращается в увлекательный трехнедельный сериал, смотреть который лучше с самого начала.

«Джиро д’Италия». Первая супермногодневка сезона, маршрут которой традиционно проложен по северу Италии. Гонка основана популярной газетой La Gazzetta dello Sport в 1908 году для привлечения внимания к изданию и проходит ежегодно в мае. Майка лидера на «Джиро» розового цвета — такого же, как страницы газеты.

«Тур де Франс». Самая известная и престижная велогонка в мире, победа в ней — мечта любого гонщика. Проводится в июле на территории Франции, нередко захватывая итальянские Альпы и испанские Пиренеи. «Тур» традиционно финиширует на Елисейских полях в Париже, однако в 2024 году из-за проведения в столице Франции летних Олимпийских игр гонка завершится в Ницце — это первый подобный случай с 1905 года.

«Вуэльта». Самый молодой из трех гранд-туров: первая гонка прошла в 1935 году. Проходит с конца августа по начало сентября и отличается от остальных супермногодневок большим количеством крутых горных участков.

Чемпионат мира. Проводится каждый год преимущественно в конце сезона. Титулы лучшего велосипедиста мира разыгрываются отдельно у мужчин и женщин среди взрослых и юниоров в групповой гонке и разделке. Обладатели титула чемпиона мира весь следующий сезон выступают в специальной майке с разноцветными полосами на груди.

Календарь шоссейных велогонок

🇮🇹 «Милан — Сан-Ремо»Начало марта
🇧🇪 «Ронде ван Влаандерен»Начало апреля
🇫🇷 «Париж — Рубе»Начало или середина апреля
«Амстел Голд Рейс»Середина апреля
🇧🇪 «Флеш Валонь»Конец апреля
🇧🇪 «Льеж — Бастонь — Льеж»Конец апреля
🇮🇹 «Джиро д’Италия»Май
🇫🇷 «Тур де Франс»Июль
🇪🇸 «Вуэльта»Конец августа — начало сентября
🇮🇹 «Иль Ломбардия»Начало октября
🌐 Чемпионат мираАвгуст, сентябрь или октябрь в зависимости от сезона

Календарь шоссейных велогонок

🇮🇹 «Милан — Сан-Ремо»Начало марта
🇧🇪 «Ронде ван Влаандерен»Начало апреля
🇫🇷 «Париж — Рубе»Начало или середина апреля
«Амстел Голд Рейс»Середина апреля
🇧🇪 «Флеш Валонь»Конец апреля
🇧🇪 «Льеж — Бастонь — Льеж»Конец апреля
🇮🇹 «Джиро д’Италия»Май
🇫🇷 «Тур де Франс»Июль
🇪🇸 «Вуэльта»Конец августа — начало сентября
🇮🇹 «Иль Ломбардия»Начало октября
🌐 Чемпионат мираАвгуст, сентябрь или октябрь в зависимости от сезона

👀 За какими гонщиками следить

Сегодня в шоссейном велоспорте очень много сильных гонщиков, здесь есть за кем понаблюдать.

Тадей Погачар. Молодому словенцу всего 24 года, но он уже два раза подряд победил в общем зачете «Тур де Франс» и по праву считается одной из главных звезд в пелотоне. У Погачара весьма сильная команда — UAE Team Emirates, и болельщики уверены, что главные победы еще впереди.

Йонас Вингегор. Датский гонщик в 2022 году опередил в общем зачете «Тур де Франс» более молодого Погачара, а их борьба за победу на 11-м этапе во время восхождения на Коль дю Гранон уже стала классикой велоспорта. Болельщики с нетерпением ждут их нового противостояния на «Туре».

Тадей Погачар и Йонас Вингегор на финише «Тур де Франс» 2022 года. Источник: Michael Steele / Getty Images
Тадей Погачар и Йонас Вингегор на финише «Тур де Франс» 2022 года. Источник: Michael Steele / Getty Images

Ремко Эвенепул. Бельгийский суперталант начинал спортивную карьеру в футболе и даже успел поиграть за юношескую сборную. В 2017 году Ремко ушел из «Андерлехта» и переключился на велоспорт, где сразу стал побеждать — в 2018 году стал чемпионом мира и Европы среди юниоров в разделке и групповой гонке. В 2022 году Эвенепул выиграл общий зачет «Вуэльты» и стал чемпионом мира.

Примож Роглич. Еще один гонщик из Словении также начинал карьеру в другом виде спорта — прыжках на лыжах с трамплина. В 2013 году Роглич получил травму, ездил на велосипеде, чтобы быстрее восстановиться, и со временем стал одним из лидеров пелотона. На его счету три победы на «Вуэльте» подряд — с 2019 по 2021 год.

Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт. Нидерландец и бельгиец соперничают друг с другом с 16-летнего возраста, когда оба еще выступали в велокроссе. Спустя десять с лишним лет они продолжают бороться за высокие места и на шоссе.

Ван Арт — универсальный гонщик, он умеет практически все, в том числе бороться с сильнейшими спринтерами и удивлять мастеров горовосхождения. Ван дер Пул — внук знаменитого в прошлом велогонщика Раймона Пулидора и один из лучших панчеров в мире.

Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт на подиуме гонки «Милан — Сан⁠-⁠Ремо» 2023 года. Источник: Sara Cavallini / Getty Images
Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт на подиуме гонки «Милан — Сан⁠-⁠Ремо» 2023 года. Источник: Sara Cavallini / Getty Images

Том Пидкок. Британский гонщик — олимпийский чемпион и чемпион мира по маунтинбайку, чемпион мира по велокроссу и невероятный мастер прохождения спусков. Пидкок выиграл этап «Тур де Франс» в 2022 году и рассчитывает развить свой успех.

Хуан Аюсо и Арно де Ли. Им по 20 лет, и это два главных молодых таланта прямо сейчас. Аюсо в 2022 стал призером общего зачета «Вуэльты» и в этом году поедет супермногодневку в качестве капитана UAE Team Emirates. Де Ли заточен под спринт и трассы с брусчаткой. В прошлом году он одержал немало побед на соревнованиях второго эшелона, в этом готов побеждать на гонках рангом выше.

🎙️ Где смотреть

Сейчас велоспорт официально в России не транслируется. Однако посмотреть гонки можно онлайн на зарубежных каналах и сервисах. Для доступа к ним понадобится VPN, а для оплаты подписки — карта иностранного банка:

  1. Eurosport Player. В стриминговом сервисе есть опция просмотра с комментариями на русском языке.
  2. GCN. Официальный партнер Мирового тура транслирует гонки онлайн с английскими комментариями.
  3. SBS. Австралийский канал бесплатно транслирует знаковые гонки сезона. Чтобы их посмотреть, понадобится австралийский IP-адрес.

Резюме

  1. Велогонки — это командный вид спорта, у каждого гонщика есть роль, которая раскрывает его лучшие качества на том или ином этапе. Многие сознательно не борются за победу в гонке из-за особенностей трассы или тактики. Персонал команды сопровождает своих велосипедистов на дистанции — везет питание, одежду, новые велосипеды и колеса на случай поломки.
  2. Гонщики имеют разную специализацию. В команде встречаются как универсалы, так и спринтеры и мастера езды в гору. Каждый из них хорош в гонках определенного типа, а в многодневках предусмотрены отдельные зачеты для спринтеров и горняков.
  3. Команды распределены по трем дивизионам. Каждый коллектив набирает очки в зависимости от выступлений своих гонщиков и может подняться в элитную лигу или вылететь из нее в зависимости от результатов.
  4. Гонки бывают однодневными и многодневными. Также выделяют гранд-туры — три самые известные и престижные гонки, которые продолжаются больше трех недель каждая. Это «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта».
  5. Отдельная гонка или этап продолжается более трех часов. Начинать просмотр велоспорта лучше с однодневок: здесь правила проще, а победитель определяется сразу на финише.

Салим МакеевРасскажите свою историю знакомства с велогонками. Почему они вам нравятся?
  • Андрей КуприяновЧтобы понравились велогонки, нужно посмотреть любой Гран-Тур с комментарием Курдюкова. Он как экскурсовод – великолепно рассказывает про каждую гору, замок, перевал. И про характеры гонщиков. Потом начнёте понимать, что происходит, разбираться в тактике.10
  • Артем СоколовАндрей, не обязательно гранд-тур, можно вообще любую гонку с его комментариями смотреть и кайфовать. всегда удивляюсь, как можно так интересно рассказывать часов пять подряд и всякий раз находить классную тему для рассказа3
  • Иван БогдановАндрей, Сергей Курдюков, просим вас перелогиниться.6
  • Товарищ БабаясинАртем, Не согласен. Курдюков интересен новичкам, но как только начинаешь разбираться, понимаешь что Сергей часто плывет, выпадает из гонки, не видит событий которые решают гонку.1
  • Sandy CheeksОчень люблю смотреть. Раза три была на этапах Тур де Франс вживую. Гонщики проносятся мимо за секунды. Никого не разобрать, но атмосфера замечательная.6
  • Павел БасистовЧасто любители велогонок сами катаются, а любители футбола чаще кушают перед телевизором.8
  • Артем СоколовТоварищ, если разбираешься, то все эти моменты в гонке уже сам замечаешь)1
  • Пошлый кактусЯ: не смотрел велогонки, мне они кажутся скучными Статья: ну вообще-то это не так… Кто-то: не смотрю Формулу 1, Наскар и вот это все, они мне кажутся скучными Я: НУ ВООБЩЕ-ТО ЭТО НЕ ТАК 1114
  • Товарищ БабаясинАртем, Так я про это же и говорю. Поэтому слушаю английскую дорожку на Евроспорте и ТДФ на ITV.1
  • ВилкоВелоспорт сам себя не полюбит!1
  • Любитель ВелогонокРаньше я был уверен, что велоспорт - спорт друзей, но Салим позволил себе в телеграм-канале про велоспорт оскорбления и мат... А велоспорт я люблю! Это не футбол, где все друг друга мутузят, наоборот - на гонке атмосфера добра. Но есть люди, типа Салима, кто готов обзывать велогонщиков, которые хотят его превратить в футбол... А еще вам Салим не рассказал об очень увлекательном соревновании: командная раздельная гонка (TTT). Там вся команда едет со всей дури, но зачет засчитывается по 3ему или 4ому гонщику, в зависимости от соревнования. Очень интересная тема.2
  • Любитель ВелогонокПошлый, так драфтовые гонки и велоспорт - это же одно и то же!0
  • Любитель ВелогонокSandy, рекомендую стоять где-нибудь не в Париже. Иногда их можно обогнать бегом. Например на Альп-д'Юэз... А смотреть - клево! Самое лучшее времяпрепровождение! Особенно, с комментариями Курдюкова, который расскажет, где что поесть, где что посмотреть. И даже, где машину припарковать. Мне однажды пригодилось!1
  • Любитель ВелогонокТоварищ, конечно, 5-6 часов в течение 3х недель - иной раз можно упустить что-то. Но какая альтернатива? Можно слушать интершум. Ни кто не плывет. Можно слушать Отара Мамучашвили. Ну почти интершум... Что предложите на русском?1
  • Товарищ БабаясинЛюбитель, Я слушаю в основном английскую дорожку. Там обычно двое комментаторов не дают друг другу уснуть.1
  • Андрейлетние каникулы последних школьных лет и все студенческие я проводил в одном месте за городом. и там среди шести каналов на тв всегда был евроспорт. поэтому знаком с Тур Де Франс юношества и всегда смотрел. позже отпуск летом всегда брал в июле-августе и попадал на просмотр тура во время отдыха от самого сильного солнца. мне больше нравились горные этапы. они самые сложные. никогда не видел, чтобы гонщик сходил с трассы раньше времени, а на горном этапе таких всегда бывает несколько. И это профики в самой элитной велогонке!!! только представьте себе какие там нагрузки, если вдруг решите проехать в отпуске весь тур. титул "горного короля" в этой гонке некоторым специалистам кажется поважнее победителя всего тура. и непросто так у горного короля есть своя майка. у лидера тура она есть. желтого цвета и у горного короля. по-моему, это очень круто. также один раз заставал Вуэльту, точнее, подготовку к нему. в месте отдыха в Испании. было очень обидно, что не застали ее, так как этот этап выиграл россиянин. гонка проходила на следующий день после отъезда. в последние годы наблюдаю не бум, а сумасшествие по поводу ЗОЖа и особенно велоспорта. скорее всего, это в том числе связано с тем, что я живу в районе, построенном для велосипедистов, регулярно гуляю по нему и езжу на занятия спортом. то есть велосипедистов вижу тоже постоянно. Плюс у меня товарищ влюбился этот вид спорта. настолько, что переехав по работе в другую страну, купил себе специальный пластиковый чехол для велика и перевез его туда. я о таких специальных чемоданах не знал. позже недалеко от дома родителей познакомился с семьей, где глава - фаната велоспорта. я вживую увидел ногу велосипедиста после долгой каталки. это жесть. зрелище не для слабонервных. посмотрите в сети, ужас просто. сам я катаюсь очень редко. именно на покататься меня не зацепило. люблю другие виды. периодически бросает в пот, когда вижу, как упомянутый выше товарищ, утром в субботу 150-180 км прокатывает вместо зарядки))).0
  • АндрейАндрей, забыл написать. по моему комментарию ясно, что смотреть ТДФ я начал, когда лидером Тура Был Лэнс Армстронг. Восхищался им.....пока не прочел его автобиографию. более гов..нистого и мерзкого человека я в мире спорта не знаю. Разве что Диего Коста поспорит. Лэнсу повезло с семьей и людьми, которые его окружали, терпели его отвратительный характер и, по сути, сделали его. Если кто-то воздвиг его на пьедестал, очень рекомендую прочесть. Он для вас прекратит существование. Отдельная тема его рекорды на гонках Тура. последние он ставил только за счет команды и тактики, описанной автором в статье. То есть Лэнс, ни разу не выиграв ни на одном из этапов Тура, выиграл общий зачет. закатывая истерики после окончания почти каждого из этапов.0
  • АндрейАндрей, Да, отдельная тема ТДФ - виды. На мой взгляд самые красивые в Швейцарии (да, часть Тура проходит по ней) и в приграничных с ней районах.2
  • АндрейПошлый, как может нравится "длинный поворот налево"?)))0
  • Пошлый кактусАндрей, я не прям фанат, но оказалось, там не все так просто))0
  • Владимир МаловВ молодости занимался велогонками шоссе.0