Я открыла компанию по озеленению и уходу за растениями за 34 000 ₽

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Лиана Чистякова

Страница автора

Идея и суть вашего бизнеса

Liana.green — компания по озеленению и уходу за растениями в офисах. Также мы делаем стены из живых растений, и специалисты МГУ им.Ломоносова признали их лучшими на рынке несколько лет назад.

Наши услуги:

  • озеленение офисов
  • сервисный уход за растениями
  • производство стен из живых растений
  • поставка растений из Голландии
  • декор искусственными и стабилизированными рстениями

Я услышала разговор коллег о предпринимательских курсах, взяла кредит 24т 000 руб. и пошла на 2-месячную программу.

На курсах нас научили выбирать и тестировать нишу. Я вообще не знали куда податься, и просто решила попробовать красивый бизнес — направление, связанное с цветами.

Через 4 недели я держала в руках первые 42 тысячи рублей от заказчика — я оформляла свадьбу цветами.

Через 2 месяца пришел заказ на горшечное озеленение от одного из крупнейших банков нашей страны с бюджетом 300 000 руб.

А через полгода через обычную контекстную рекламу я получила заказ на вертикальное озеленение 50 кв.м. (это очень большой объем для такого проекта) с бюджетом 2 000 000 руб.

Так я стартовала.

1/2

Открытие

2013 год, Москва.

В 2013 году я поняла, что в офисе (спустя 20 лет) достигла стеклянного потолка. Я работала в PR в одной из структур Минобороны и зарабатывала 70 000 руб., из которых 40 000 руб. платила няне и 40 000руб. — ипотека.

Да — дебет с кредитом не сходился от слова совсем, а на руках было 3 детей-погодков (1,2 и 4 года). Муж не зарабатывал.

Траты на запуск

  • 24 000 на обучение на бизнес-курсах
  • 5 000 на лендинг — посадочную страницу, из которых сделала 7-10 лендингов в разных нишах и тестировала
  • 5 000 на первую рекламу в я.директ

Ошибки на этапе открытия

Не умела считать и даже не знала о финансовой модели.

Лезла во все ниши, в том числе не удобные, низкомаржинальные, высокорискованные, типа новогоднее оформление зданий, или неблагодарные — «свадьбы».

Команда

До пандемии было 30+

Сейчас 12-15.

Доходы и расходы

За 2023 год выручка 29 700 000 руб

Расходы 23 000 000 руб

Маржинальность 21.5% (в 2022 году выручка — 45 709 000 руб., прибыль 16 592 000руб.)

38% расходов приходится на персонал

58% на закупку растений и материалов для проектов озеленения

Остальное: офис, связь, налоги.

Уже два года как я отказалась от трат в разделе Маркетинг (мы не закупаем рекламу) и Продажи (сократили отдел продаж и связанные с ним сервисы).

Продвижение

Раньше мы всегда продвигались осредством контекстной рекламы в яндекс.директ.

Последние 2 года не используем рекламу вообще. Повторные заказы приходят от старых клиентов (LTV), по SEO, которое работает, так как был наработан хороший бэкграунд за 10 лет.

Также мы активно участвуем в тендерах.

Сложности в сфере

  • Узкая ниша
  • Емкость рынка
  • Санкции на привоз растений — но мы одни из немногих продолжаем возить растения из Голландии сами
  • Работа с В2В через тендеры, где выигрывают ИПшники по цене ниже себестоимости
  • Продукт — скорее премиальный, и первое от чего отказываются компании в сложные времена — от озеленения

Интересная история о бизнесе

Я разместила контекстную рекламу и мне — о боги! — наконец мне позвонили!!! Это была первая победа! Потому что этот первый лид был очень живым…

В общем, компании надо было озеленить небольшой офис на Китай-городе, а затем ухаживать за растениями. Я, повторюсь, не биолог, я просто начинающий предприниматель, а начала три недели назад:(

И вот я приглашаю на встречу к заказчикам специалиста-биолога, который и должен был мне помочь с озеленением этого офиса. Осень, дождь, я стою у подъезда заказчиков в 9.55 и мне приходит смс от фитодизайнера: "Лиана, извините, свалилась с температурой, приехать не смогу, Катя".

Сказать, что меня ошарашило — не сказать ничего: через 5 минут встреча, заказчик уже спускается за мной. В моем арсенале только 2 названия растений — но этого недостаточно, ведь важно знать, на какой стороне света, какое растет, насколько привередливо, и прочая специфика.

Но поздно — меня встречает заказчик и мы едем в лифте. Тут я беру айфон и набираю в гугле запрос: "Неприхотливые растения для офиса". Фотографирую экран, и всю встречу подглядываю туда, пытаясь запомнить эти растения на латыни.

Я, по всем законам жанра веду встречу — а именно, пытаюсь выяснить потребности заказчика — все как нас учили. "А что вы хотите? А здесь? И в этом углу? и в коридоре? А тут группу растений? Окей отлично…"

Тут мои навыки продажника заканчиваются — и пора выдавать все, что выучила в лифте. "А как вы относитесь к тому, что здесь мы поставим хлизолидокарпус? А тут — хинокактус Грузони №50? Здесь зонируем группой филодендронов на моховой опоре, а на столе антуриум ред №21?".

Я произнесла это так, будто говорила об очевидных и всем известных вещах — тишина в зале. Я поворачиваюсь и понимаю, что у заказчиков расширились глаза, они кивают, и произносят: "Отлично! Вы нам сделайте предложение и мы завтра его рассмотрим!". Я говорю: "Конечно" и…ретируюсь с гордым видом!

Кстати, мы работали с этими прекрасными клиентами до пандемии, и помимо наименований этих нескольких растений мои компетенции выросли в десятки раз!

Планы

Возможно, открыть онлайн курс по профессии «Биолог/Фитодизайнер», так как поиск биологов — наша главная боль.

Рассматриваем привозить из Голландии срезанные растения, и, возможно — черенки на доращивание.

Теги: бизнес
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество