Как вернуть деньги из зарубежного интернет-магазина, который не работает в России?

62
Аватар автора

Карина

спросила в Сообществе

Сейчас многие интернет-магазины приостановили поставки товаров в Россию. А что делать, если я уже оплатила заказ, а после этого магазин объявил, что не будет ничего направлять в нашу страну? Более того, с сайта магазина удалились все жалобы и заявления на возврат средств. Как в таком случае вернуть деньги?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Возвращать деньги из иностранного интернет-магазина всегда было задачей со звездочкой, а сейчас стало еще сложнее. Но это не означает, что никаких шансов нет.

Прежде всего, необходимо написать претензию в адрес самого магазина. Копию этой претензии надо сразу отправить в банк, с чьей карты вы перечисляли деньги. В банке надо попросить не списывать деньги со счета, а если он их уже списал, то осуществить чарджбэк.

Если в течение нескольких дней магазин не пообещал вернуть деньги, то можно предъявить к нему иск, а также уведомить о нарушении Роспотребнадзор. Расскажу обо всех вариантах подробнее.

Вариант 1

Попробовать совершить чарджбэк

Роспотребнадзор рекомендовал во всех спорных ситуациях использовать чарджбэк для возврата денег за неполученный товар или услугу.

Слово «чарджбэк» — от английского chargeback — переводится как «возвратный платеж». Это внутренний механизм платежной системы, который позволяет оспорить некоторые операции. Иногда с его помощью можно вернуть деньги, которые списали с карты. У российской системы «Мир» он называется «диспут».

В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», но этот процесс описан в регламентах платежных систем. Допустим, покупатель оплатил товар в интернет-магазине, но ему ничего не отправили. Он пишет продавцу претензию — тот отказывается вернуть деньги или вообще ничего не отвечает. Дальше у покупателя два пути: судиться с продавцом, потому что тот нарушил закон о защите прав потребителей, или попробовать оформить чарджбэк.

Иногда суд выгоднее: чарджбэк делают только на сумму платежа, который вы оспариваете. А отсудить можно, например, компенсацию морального вреда, расходы на юриста или проценты за пользование чужими деньгами. Но совершить чарджбэк намного проще — достаточно обратиться в банк с просьбой отменить платеж.

Проблема в том, что международные платежные системы «Виза» и «Мастеркард» тоже объявили об уходе с российского рынка. Из-за этого провести чарджбэк, если товар оплатили картой «Мастеркард» или «Виза», к сожалению, не получится.

Вариант 2

Пожаловаться на российское представительство

У многих иностранных интернет-магазинов в России есть филиалы или дочерние компании. Филиал — это структурное подразделение компании. Чтобы узнать, есть ли в России филиал иностранной организации, можно воспользоваться реестром налоговой. Достаточно набрать название магазина в русской транскрипции, например «Фарфетч», «Самсунг», «Эпл», «Сони».

При этом суды принимают иски к российским подразделениям иностранных интернет-магазинов, даже когда деньги перечислялись напрямую в иностранную компанию.

  • Женщина из Ульяновска заказала за 88 898 ₽ в британо-португальском интернет-магазине Farfetch куртку Missoni. Вместо этого магазин прислал ей жилетку Dsquared стоимостью 456 фунтов стерлингов.
  • Из истории операций по дебетовой карте было видно, что деньги за товар получила иностранная компания GBR London Farfetch, судиться с которой было неудобно. Но в реестре налоговой было указано, что у этого бренда есть российский филиал ООО «Фарфетч-ру». В адрес этой организации покупательница направила заявление о возврате денег. Российский филиал ничего не ответил, и покупательница предъявила к нему иск.
  • Суд взыскал с филиала стоимость куртки — 88 898 ₽, убытки за уплату таможенной пошлины — 11 545 ₽, штраф за отказ добровольно выполнять требование потребителя — 51 221 ₽, моральный вред — 2000 ₽, компенсацию расходов на представителя — 8000 ₽, а также переводчика — 2900 ₽. Плюс неустойку за период с 30 октября 2020 по 13 мая 2021 года — 10 000 ₽. В свою очередь, суд обязал покупательницу вернуть магазину жилет.

Некоторые иностранные бренды открыли в России полноценные дочерние компании. Чаще всего так бывает, если у компании есть как интернет-магазин, так и обычные магазины. Например, ООО «Икеа-дом» и ООО «Адидас» продают свои товары как через интернет, так и в торговых центрах. Узнать о таких российских дочерних компаниях можно на сайте магазина, в разделе «Контакты» или «Юридическая информация».

Есть дочерние компании и у многих крупных интернет-магазинов. К примеру, у сайта «Алибаба» в России есть ООО «Алибаба-ком (ру)». С этой компанией часто судятся российские потребители.

  • Так, у покупателя из Кемерова перестал работать жесткий диск на ноутбуке с «Алибабы». Он смог взыскать стоимость некачественного ноутбука — 65 591 ₽, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя — 157 420 ₽, неустойку за невыполнение требования вернуть стоимость товара — 184 968 ₽, а также штраф — 204 990 ₽. Всего покупателю присудили 547 379 ₽. В свою очередь, он был обязан вернуть «Алибабе» неисправный ноутбук.
  • Другой потребитель из Калининграда купил на «Алибабе» смартфон Samsung Galaxy S10, который после программного обновления перестал работать. Потребитель взыскал стоимость смартфона — 61 401 ₽, неустойку — 61 401 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя — 63 901 ₽, расходы на почтовые услуги — 253 ₽.

Если у интернет-магазина в России есть представительство или дочерняя компания, то можно не спешить идти в суд, а попробовать для начала написать жалобу в Роспотребнадзор. Инспекторы этого ведомства могут вынести предписание об устранении нарушений, а также оштрафовать российское подразделение интернет-магазина.

Если же инспекторы Роспотребнадзора не смогли помочь, то можно подать иск в российский суд. Судиться с российскими подразделениями иностранного интернет-магазина проще, чем с головными компаниями, которые находятся за рубежом.

Во-первых, не потребуется объяснять судье, почему он должен рассматривать иск к иностранному магазину. Ведь если подразделение зарегистрировано в России, то и работать оно должно по российскому закону. Во-вторых, если суд удовлетворил иск, то его будет намного проще исполнить на территории России.

  • Например, Мосгорсуд принял иск к голландской компании Booking.com B.V., потому что в России у нее есть имущество — московский офис.
Вариант 3

Предъявить иск к иностранной компании, которая продает товары россиянам

Даже если интернет-магазин находится за границей, но рассчитывает на продажу товаров россиянам, к нему можно предъявить иск в российский суд.

Для этого должно выполняться хотя бы одно из таких условий:

  1. Доменное имя связано с Россией. Например, сайт находится в доменной зоне.рф,.ru,.москва или.moscow.
  2. Оплатить заказ можно рублями напрямую или через платежную систему, доступную гражданам РФ.
  3. Оплата проходит через российский банк.
  4. Есть прямая доставка на территорию РФ.
  5. На сайте есть реклама на русском языке.
  6. Есть другие признаки, что компания хочет заключать договоры с гражданами РФ.

Несмотря на санкции, Россия и другие страны формально не расторгали международные договоры о взаимном признании судебных решений. Но, скорее всего, сейчас исполнить решение российского суда в Европе или США будет сложнее. Например, местные суды могут посчитать, что у магазина были уважительные причины не обслуживать россиян, и откажутся признать решение нашего суда.

Поэтому если цена возвращенного товара невелика, подумайте, имеет ли смысл затевать суд. Возможно, вы потратите много времени на судебное разбирательство, убедите суд в своей правоте, но иностранное государство откажется исполнять решение суда.

Вариант 4

Обратиться в Роспотребнадзор

Сложнее вернуть деньги от иностранного магазина, у которого нет российского представительства и который не ориентирован на продажу товаров россиянам. Скорее всего, российский суд откажется рассматривать иск к такому магазину, а судиться в иностранном суде дорого и сложно. Но в таком случае можно попробовать обратиться за помощью в Роспотребнадзор. Не стоит ожидать мгновенного результата: ведомство не сможет оштрафовать иностранную компанию.

12 марта 2022 года Роспотребнадзор открыл горячую линию по защите прав потребителей, пострадавших от действий иностранных компаний, которые в одностороннем порядке перестали работать на территории Российской Федерации. Горячая линия работает бесплатно по телефону 8 800 555-49-43.

На сайте ведомства написано, что его специалисты будут делать запросы исполнителям услуг и помогут готовить претензии и исковые заявления в особо сложных ситуациях. Возможно, выяснится, что у иностранного магазина все-таки есть российское представительство и на него можно подать в суд.

Более того, Роспотребнадзор обещал на основании поступивших жалоб составить групповые иски или иски в защиту неопределенного круга лиц. То есть специалисты ведомства составят списки пострадавших россиян и сами обратятся в суд с исковым заявлением. Еще Роспотребнадзор рассматривает возможность переговоров с иностранными компаниями, а также обращения в международные организации по защите прав потребителей.

Сейчас трудно понять, насколько успешными будут обещанные действия. Но попробовать стоит, тем более что звонок на горячую линию не должен отнять много времени. Чтобы данные по вашей жалобе не потерялись, я рекомендую не только позвонить, но и написать жалобу на официальном сайте Роспотребнадзора.

Расскажите, были ли у вас проблемы с заказами на зарубежных сайтах после введения санкций? Как их решали?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество