ПРОМО
Tinkoff Black с бесплатным обслуживанием

Как вернуть деньги из зарубежного интернет-магазина, который не работает в России

Сейчас многие интернет-магазины приостановили поставки товаров в Россию. А что делать, если я уже оплатила заказ, а после этого магазин объявил, что не будет ничего направлять в нашу страну? Более того, с сайта магазина удалились все жалобы и заявления на возврат средств. Как в таком случае вернуть деньги?

Возвращать деньги из иностранного интернет-магазина всегда было задачей со звездочкой, а сейчас стало еще сложнее. Но это не означает, что никаких шансов нет.

Прежде всего, необходимо написать претензию в адрес самого магазина. Копию этой претензии надо сразу отправить в банк, с чьей карты вы перечисляли деньги. В банке надо попросить не списывать деньги со счета, а если он их уже списал, то осуществить чарджбэк.

Если в течение нескольких дней магазин не пообещал вернуть деньги, то можно предъявить к нему иск, а также уведомить о нарушении Роспотребнадзор. Расскажу обо всех вариантах подробнее.

Вариант 1
Попробовать совершить чарджбэк

Роспотребнадзор рекомендовал во всех спорных ситуациях использовать чарджбэк для возврата денег за неполученный товар или услугу.

Слово «чарджбэк» — от английского chargeback — переводится как «возвратный платеж». Это внутренний механизм платежной системы, который позволяет оспорить некоторые операции. Иногда с его помощью можно вернуть деньги, которые списали с карты. У российской системы «Мир» он называется «диспут».

В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», но этот процесс описан в регламентах платежных систем. Допустим, покупатель оплатил товар в интернет-магазине, но ему ничего не отправили. Он пишет продавцу претензию — тот отказывается вернуть деньги или вообще ничего не отвечает. Дальше у покупателя два пути: судиться с продавцом, потому что тот нарушил закон о защите прав потребителей, или попробовать оформить чарджбэк.

Иногда суд выгоднее: чарджбэк делают только на сумму платежа, который вы оспариваете. А отсудить можно, например, компенсацию морального вреда, расходы на юриста или проценты за пользование чужими деньгами. Но совершить чарджбэк намного проще — достаточно обратиться в банк с просьбой отменить платеж.

Проблема в том, что международные платежные системы «Виза» и «Мастеркард» тоже объявили об уходе с российского рынка. Возможно, из-за этого они откажутся проводить чарджбэк. Но стоит попробовать, так как уход с рынка не означает прекращение обслуживания операций, совершенных до введения санкций.

Вариант 2
Пожаловаться на российское представительство

У многих иностранных интернет-магазинов в России есть филиалы или дочерние компании. Филиал — это структурное подразделение компании. Чтобы узнать, есть ли в России филиал иностранной организации, можно воспользоваться реестром налоговой. Достаточно набрать название магазина в русской транскрипции, например «Фарфетч», «Самсунг», «Эпл», «Сони».

При этом суды принимают иски к российским подразделениям иностранных интернет-магазинов, даже когда деньги перечислялись напрямую в иностранную компанию.

Женщина из Ульяновска заказала за 88 898 Р в британо-португальском интернет-магазине Farfetch куртку Missoni. Вместо этого магазин прислал ей жилетку Dsquared стоимостью 456 фунтов стерлингов.

Из истории операций по дебетовой карте было видно, что деньги за товар получила иностранная компания GBR London Farfetch, судиться с которой было неудобно. Но в реестре налоговой было указано, что у этого бренда есть российский филиал ООО «Фарфетч-ру». В адрес этой организации покупательница направила заявление о возврате денег. Российский филиал ничего не ответил, и покупательница предъявила к нему иск.

Суд взыскал с филиала стоимость куртки — 88 898 Р, убытки за уплату таможенной пошлины — 11 545 Р, штраф за отказ добровольно выполнять требование потребителя — 51 221 Р, моральный вред — 2000 Р, компенсацию расходов на представителя — 8000 Р, а также переводчика — 2900 Р. Плюс неустойку за период с 30 октября 2020 по 13 мая 2021 года — 10 000 Р. В свою очередь, суд обязал покупательницу вернуть магазину жилет.

Некоторые иностранные бренды открыли в России полноценные дочерние компании. Чаще всего так бывает, если у компании есть как интернет-магазин, так и обычные магазины. Например, ООО «Икеа-дом» и ООО «Адидас» продают свои товары как через интернет, так и в торговых центрах. Узнать о таких российских дочерних компаниях можно на сайте магазина, в разделе «Контакты» или «Юридическая информация».

Есть дочерние компании и у многих крупных интернет-магазинов. К примеру, у сайта «Алибаба» в России есть ООО «Алибаба-ком (ру)». С этой компанией часто судятся российские потребители.

Так, у покупателя из Кемерова перестал работать жесткий диск на ноутбуке с «Алибабы». Он смог взыскать стоимость некачественного ноутбука — 65 591 Р, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя — 157 420 Р, неустойку за невыполнение требования вернуть стоимость товара — 184 968 Р, а также штраф — 204 990 Р. Всего покупателю присудили 547 379 Р. В свою очередь, он был обязан вернуть «Алибабе» неисправный ноутбук.

Другой потребитель из Калининграда купил на «Алибабе» смартфон Samsung Galaxy S10, который после программного обновления перестал работать. Потребитель взыскал стоимость смартфона — 61 401 Р, неустойку — 61 401 Р, компенсацию морального вреда — 5000 Р, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя — 63 901 Р, расходы на почтовые услуги — 253 Р.

Если у интернет-магазина в России есть представительство или дочерняя компания, то можно не спешить идти в суд, а попробовать для начала написать жалобу в Роспотребнадзор. Инспекторы этого ведомства могут вынести предписание об устранении нарушений, а также оштрафовать российское подразделение интернет-магазина.

Если же инспекторы Роспотребнадзора не смогли помочь, то можно подать иск в российский суд. Судиться с российскими подразделениями иностранного интернет-магазина проще, чем с головными компаниями, которые находятся за рубежом.

Во-первых, не потребуется объяснять судье, почему он должен рассматривать иск к иностранному магазину. Ведь если подразделение зарегистрировано в России, то и работать оно должно по российскому закону. Во-вторых, если суд удовлетворил иск, то его будет намного проще исполнить на территории России.

Например, Мосгорсуд принял иск к голландской компании Booking.com B.V., потому что в России у нее есть имущество — московский офис.

Вариант 3
Предъявить иск к иностранной компании, которая продает товары россиянам

Даже если интернет-магазин находится за границей, но рассчитывает на продажу товаров россиянам, к нему можно предъявить иск в российский суд.

Для этого должно выполняться хотя бы одно из таких условий:

  1. Доменное имя связано с Россией. Например, сайт находится в доменной зоне.рф,.ru,.москва или.moscow.
  2. Оплатить заказ можно рублями напрямую или через платежную систему, доступную гражданам РФ.
  3. Оплата проходит через российский банк.
  4. Есть прямая доставка на территорию РФ.
  5. На сайте есть реклама на русском языке.
  6. Есть другие признаки, что компания хочет заключать договоры с гражданами РФ.

Мы уже разбирались, как подать в российский суд на иностранную компанию.

Несмотря на санкции, Россия и другие страны формально не расторгали международные договоры о взаимном признании судебных решений. Но, скорее всего, сейчас исполнить решение российского суда в Европе или США будет сложнее. Например, местные суды могут посчитать, что у магазина были уважительные причины не обслуживать россиян, и откажутся признать решение нашего суда.

Поэтому если цена возвращенного товара невелика, подумайте, имеет ли смысл затевать суд. Возможно, вы потратите много времени на судебное разбирательство, убедите суд в своей правоте, но иностранное государство откажется исполнять решение суда.

Вариант 4
Обратиться в Роспотребнадзор

Сложнее вернуть деньги от иностранного магазина, у которого нет российского представительства и который не ориентирован на продажу товаров россиянам. Скорее всего, российский суд откажется рассматривать иск к такому магазину, а судиться в иностранном суде дорого и сложно. Но в таком случае можно попробовать обратиться за помощью в Роспотребнадзор. Не стоит ожидать мгновенного результата: ведомство не сможет оштрафовать иностранную компанию.

12 марта 2022 года Роспотребнадзор открыл горячую линию по защите прав потребителей, пострадавших от действий иностранных компаний, которые в одностороннем порядке перестали работать на территории Российской Федерации. Горячая линия работает бесплатно по телефону 8 800 555-49-43.

На сайте ведомства написано, что его специалисты будут делать запросы исполнителям услуг и помогут готовить претензии и исковые заявления в особо сложных ситуациях. Возможно, выяснится, что у иностранного магазина все-таки есть российское представительство и на него можно подать в суд.

Более того, Роспотребнадзор обещал на основании поступивших жалоб составить групповые иски или иски в защиту неопределенного круга лиц. То есть специалисты ведомства составят списки пострадавших россиян и сами обратятся в суд с исковым заявлением. Еще Роспотребнадзор рассматривает возможность переговоров с иностранными компаниями, а также обращения в международные организации по защите прав потребителей.

Сейчас трудно понять, насколько успешными будут обещанные действия. Но попробовать стоит, тем более что звонок на горячую линию не должен отнять много времени. Чтобы данные по вашей жалобе не потерялись, я рекомендую не только позвонить, но и написать жалобу на официальном сайте Роспотребнадзора.

Алексей Каблучков
Расскажите, были ли у вас проблемы с заказами на зарубежных сайтах после введения санкций? Как их решали?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Sanye West

Airbnb не возвращает деньги за два бронирования.
Я их отменил. На неработающую зарубежом Мастеркард деньги не вернулись.
В поддержке сказали добавить метод выплаты - банковский счёт.
Все добавленные счета не проходят проверку.
В поддержке по телефону практически прямым текстом сказали, что не вернут деньги, потому что я русский. Жаль не записал разговор.

15
Шальная Бухгалтерица

Alexander, мне айрнбнб предлагает вывести деньги на иностранную карту (есть такая) или счёт не в рублях. Самому ничего нельзя отменять, так вы потеряете деньги.

2
Sanye West

Шальная, У меня тоже скоро будет и счёт и карта в европейском банке.
Но меня возмущает явный нацизм.
Они прикрываются санкциями, хотя все мои банки не под санкциями.

Более того они пытались свалить это всё на Тинькофф Банк. Мол Airbnb честно отоварили микроплатёж для подтверждения способа выплаты, а Тинькофф его не принял.

После беседы с поддержкой Тинькофф Банка, узнал, что никакой попытки платежа не было.

И вот после этого, в общении с поддержкой явно промелькнула мысль, что они мне ничего не выплатят из-за ситуации в мире.

2
Sanye West

Шальная, а отменять можно. Это часть их сервиса.
Я отменил в период бесплатной отмены.
Они около месяца уже играют со мной в эту игру.

0
Мария Бердичевская

Alexander, подайте на них жалобу в суд. Совсем озверели.

0
Sanye West

Мария, В какой? В российский?

0
Мария Бердичевская

Alexander, нет, в суд страны ответчика, если нет филиала в России. Так как это прямое нарушение прав потребителя, это просто грабёж. Другое дело, как на это ответит демократическая западная сторона, учитывая двойные стандарты. Но стоит попробовать написать.
Я так делала, правда консультировалась с юристом русскоязычным , просто сумма была серьёзная, и хотелось поставить нечистых на руку на место.

1
Sanye West

Мария, для меня сумма недостаточно серьезная, чтобы судиться в зарубежном суде. Тем более доказательств дискриминации у меня нет. Деньги я выведу позже другим способом.

0
Мария Бердичевская

Alexander, к тому же вы ещё и дискриминации подверглись. Можно пошутить, что вы еврей, американцы евреев побаиваются ;)

0
Евгений Петровский

Alexander, в Беларуси на данный момент работает visa и Mastercard. Если что, могу помочь с выводом.

0
Sanye West

Евгений, Я найду как вывести эти деньги. Но репутация фирмы в моих глазах упала ниже некуда.
А жаль. Это практически безальтернативный сервис

0
Евгений Петровский
Отредактировано

Alexander, здорово что не отчаивайтесь в этой ситуации. А по поводу этой компании и других с схожей политикой - согласен, не скоро они смогут вернуться на ру рынок.

0
sc0ville

Alexander, такая же проблема, только я сам не отменял, а брони отменились автоматически, когда не получилось списать основную сумму с российской карты.

0
user836423

Была оплаченная годовая подписка на сервисе http://depositphotos.com/ на 100 долларов с декабря 2021 до декабря 2022;
В начале марта 2022 они аннулировали подписку и отказываются возвращать деньги ссылаясь на санкции запада против России.

Предоставил документы в Тиньков, ожидаю возврата денег по чарджбэку

6
Кристина Новикова

еще они бесконечно шлют письма на электронную почту с новыми условиями подписки.
Какая подписка если сами все отменили?

0
Мария Бердичевская

Рэкет какой-то. Вот вам и права человека, спущенные в сортир.

3
Inna.lss

Мария, расскажите пожалуйста подробнее. У меня такая же ситуация с асос

0
Юрий

Заказал на АлиЭкспресс товар, заказ не был отправлен вовремя!! На сайте написано что вернут деньги через 20 рабочих дней, возврата до сих пор нет, служба поддержки на сообщения не отвечает, пишу им каждый день и в чат и со своей почты!!!!

2
YaNa

Юрий, у меня был спор по заказу, который разрешили в мою пользу. Это было ещё 2 марта. Али пишет, что деньги перечислили в банк, но на карту не пришли. Оплата на покупку на Али проходит, а обратно деньги не возвращаются при споре или отмене покупки.

0
Анна Натова

У меня возникла проблема с возвратом денежных средств на Алиэкспресс. Сделала заказ, оплатила его через ВТБ - банк, деньги успешно списались. Через два дня магазин самостоятельно отменил заказ и рекомендовал открыть спор по возврату стоимости товара. Спор я выиграла (решение от 03 марта). Деньги не вернули. Связалась со службой поддержки Алиэкспресс, посоветовали дождаться 31 марта, затем 1 апреля (якобы технические проблемы), а со 2 апреля перестали выходить на связь. На просьбу предоставить фото возврата денежных средств не отвечают. Сумма 1 200 рублей по четырем заказам. В суд идти смысла нет, для мошенничества сумма недостаточная. Что делать?

2
Роман

Купленная лицензия elmedia player превратилась в ничто. Плеер начал крутить видосики с войной. Саппорт закрывает тикеты с претензиями. Жаль т.к. относительно недавно купил.
странно как просто все эти товарищи подрывают доверие к своим брендам открыто кидая людей на деньги.

2
Тютинка

Друзья, подскажите как быть :были куплены билеты на самолёт.. Компания Азимут. Куплены через поддержку Тинькофф. Наш аэропорт закрыт до сих пор из-за военных действий , сроки поездки прошли. Азимут шлёт меня туда, где покупала билеты, а поддержка Тинькофф тоже пишет, что авиаперевозчик их игнорит. Как правильно поступить в этой ситуации? Как составить заявление на возврат? (в поддержку уже писала, но это было в свободной форме)

1
Sanye West

Тютинка, Мне казалось, что когда платишь через Тиньков (они же там еще денег накидывают), то такими вопросами должны заниматься люди из Тиньков. Иначе какой смысл в этом сервисе?

Я вот буквально в прошлом месяце через них покупал. Они мне сначала искали замены отменённых-перенесенных рейсов, потом занимались возвратом. В итоге всё вернули.

> поддержка Тинькофф тоже пишет, что авиаперевозчик их игнорит

Выглядит как проблема в Азимуте.

2
Тютинка

Alexander, у меня были уже ситуации, когда меняла билеты, купленные через Тинькоф. Все хорошо было. Я вообще люблю их поддержку. Но тут что-то пошло не так... 12 тысяч. Хоть и не запредельная сумма, но все равно обидно

0
Яна Ботвиньева

Чувствую тоже предстоит этот процесс :/ заказала себе спальный мешок на trekinn 25 февраля, и до сих пор его не отправили. Но там поют песню о том, что он к ним на склад не приехал до сих пор. Но шансы какие-то тоненькие что он сможет доехать до России. С возвратом тоже засада будет - оплачивала картой Сбера, а он санкционный.

1
Шальная Бухгалтерица

Нельзя сделать чарджбек, если виза и мастеркард ушли из России. Запрашивали в банке такую услугу, банк отказал — нет у них технической возможности. Этот способ надо удалить из статьи, он не рабочий.

1
user1622348

Шальная, мне Тинькофф вернул на мастеркард возврат с Асос чарджбэком в конце марта, например

1
Анжела

Заказала одежду в asos, не подошло, успела оформить возврат, интернет-магазин возврат получил, о чем пришло уведомление-подтверждение, а вот денежные средства, мне так и не вернули, потому что санкции:( поддержка ответила только один раз, в кратце, мол ждите…на повторные мои обращения, тишина😕

1
user1622348

Анжела, тоже самое было. В Тинькофф обратилась за чарджбэком, приложила все скрины от Асос - вернули

1
Виктория

Анжела, а я успела оформить возврат и отправить его через Boxberry - но отправить его в asos они уже не смогли...
Прислали письмо: "Ваш возврат сейчас находится на складе Boxberry. Вернуть его обратно в отделение или постамат технически невозможно."
В результате я и без денег, и без покупок((((
Так бы хоть на Авито можно было продать!!....

0
Тина

Анжела, вот тоже самое. Написали возврат оформлен, но от Асоса ничего не пришло, на сообщения не отвечают. Карта сбера Мастеркард. В сбере сказали ничего сделать не можем, Роспотребнадзор тоже развёл руками: «Ну вы же понимаете какая сейчас ситуация» В общем, пропали денежки.

0
Marina Ilina

Заблокируйте уже наконец этого пользователя, сколько можно читать этот бред сивой кобылы!

1
Владимир Бычков

А мне Тинькофф ничего не вернули, написали:
"К сожалению, оспаривание возвратов из зарубежных магазинов по chargeback возможно до 03.04."

1
Hässlich Willkommen

Владимир, мне тоже именно Тинькофф в чарджбэке отказал.

0
Александра Кусаинова

26.02 сделала заказ на 2300, makeupstore. Прислали декларацию на подпись и тишина. 04.03 подала чарджбек, приложила скрины писем и информации с Инстаграмма что никто ничего не собирается не отправлять и не возвращает деньги. Сбербанк принял, раза три продлевал рассмотрение и вот на днях пришло что вернут до 22.04. Сейчас стали рекламировать что можно сделать заказ с иностранных сайтов через посредников, но на фиг надо. Пока никакого онлайн шопинга за рубежом.

0
Анна Малинина

Александра, дааа, такая же ситуация с этим магазином, жду ответа от тинька)

0
Шальная Бухгалтерица

Александра, Сбербанк ответил, что технически вернуть не может деньги за иностранные покупки и бронирования. Виза и мастеркард ушли. Вряд ли и вам вернут.

0
Михаил Шардин

Выглядит сложным. А сколько времени на это уйдет?
Хорошо конечно, что есть такие решения.

0
aduevskii_ilia

У меня был запланирован рейс из Шарм-эль-Шейха в Стамбул авиакомпанией Turkish Airlines, покупал на сайте агенства supersaver. Авиакомпания отменила рейс, и предложила оформить возврат, написал в поддержку supersaver с просьбой вернуть деньги за отмененный рейс, в возврате отказали сославшись на санкции, представительства в России у них нет. Написал в тинькофф с просьбой оформить чарджбек, пока еще жду результата.
Заодно еще пытаюсь получить компенсацию за отмену рейса менее чем за 14 дней до вылета, с помощью специального сервиса, уже подали претензию в авиакомпанию.

0
Sanye West

aduevskii_ilia, Turkish Airlines знатно так косячат послдение два месяца.

Отмены рейсов из/в Сочи я связывал с перегрузкой этого аэропорта, но получается у них просто постоянно какие-то отмены-переносы.

Значит надо аккуратнее с этой авиакомпанией. Пытаться избегать. Ибо мне как раз они отпуск испортили.

0
Полина

Купили билеты на Линдеманна. Отменил концерт, Волков про( организатор) молчат, чарджбэком не получается, банк продлевает сроки рассмотрения уже третий раз. Писать досудебный претензию?

0
Анна Сербина

Yoox не возвращает за недоставленные 2 товара. сумма 25900 руб. отправить заказы по адресу в Европе не могут технически, вернуть деньги тоже не знают как, тк оплата была с карты Visa, по их правилам вернуть на другие реквизиты он не могут. в итоге страдаю я. на Письма отвечают вежливо.

0
Олег Гордеев

Анна, в точно такой же ситуации с этим магазином оказался. У вас получилось вернуть деньги?

0
Екатерина

Сайт корейской косметики Jolse.com. Посылка была доставлена на корейскую таможню еще 11.02.2022, лежала там до конца марта. Потом корейская таможня отклонила посылку с указанием "отказано в выпуске". Тех. поддержка начали предлагать оставить деньги на их сайте до лучших времен со ссылками на блокировку PayPal, я настаивала на возврате по реквизитам (оплата была произведена картой Сбербанка, при этом в банке сказали, что деньги из Южной Кореи придут без проблем, было бы желание у продавца их вернуть). Сложилось впечатление, что им прямо нужно мое письменное согласие на оставление денег на сайте. Кстати, Почта России тоже по телефону меня уверила, что никаких ограничений на сообщение с Южной Кореей на официальном уровне не установлен.
В общем-то эта переписка длится до сих пор, буду предпринимать попытки призвать их к ответу дальше, свяжусь с Роспотребнадзором. Полезная статья, спасибо!

0
Сергей Гараничев

Добрый день! Возврат, к счастью, состоялся, правда 10 раб дней превратились в 30

0
Олеся Анатольевна

Статья выходит 07.04., делаю запрос в Тинькофф о чарджбэке, на запрос получаю ответ: «С 03.04.2022 года международные платежные системы Visa и Mastercard закрывают возможность оспаривания операций, совершенных по российским картам в магазине или банкомате, которые обслуживаются иностранными банками.
Продолжить работу по запросу не можем, у нас нет на это прав.»

Тинькофф, где логика?!)))

0
Hässlich Willkommen

И что делать, если российский банк отказывается оформлять чарджбэк?

0
Валерия Кондратенкова

В начале февраля отменила доставку от ASOS на моменте растаможки, товар не получила, далее магазин обьявил об уходе с рынка. Дозвониться и написать никуда не получается.

0
Александр

В январе 2022 года заказал на Алиэкспрэс товар на 3300 рублей. Товар не пришёл и был открыт спор. Решение по спору - возврат 3300 рублей от 07.03.2022. Сегодня исполнилось уже 3 месяца с даты закрытия спора, а деньги Алиэкспресс так и не хочет возвращать. Оплату производил через Тинькоф по платёжной системе МИР. За 3 месяца было всё, и переписка и дополнительное предоставление данных банковской карты. Всё сваливают на санкции и трудности с банковскими переводами, хотя это откровенная ЛОЖЬ - по платёжной системе МИР санкций нет и после предоставления дополнительных данных по банковской карте успешно прошли операции по списанию и зачислению 1 рубля на Алиэкспресс. Думаю что в сложившейся ситуации разумным решением будет отказаться от совершения покупок на Алиэкспресс, в противном случае это просто игра в русскую рулетку.

0
Durant87

Здравствуйте, такая ситуация, сделал возврат в интернет-магазине амазон, долго ждал решения, в итоге 21 апреля они сделали возврат (транзакция возврата есть в истории амазона), но деньги так и не пришли, покупку делал картой с платёжной системой visa, в поддержке тинькофф говорят, что не могут сделать запрос в платёжную систему по статусу возврата, и говорят искать альтернативный способ, в амазоне сказали, что альтернатив нет, так как деньги уже отправлены и отменить операцию они не могут, подскажите, что можно сделать в такой ситуации?

0

Сообщество

Популярное за неделю