Чтобы помогать людям, не нужны деньги. Необязательно даже выходить из дома.
Об интеллектуальном волонтерстве я узнала весной 2018 года, когда случайно увидела рекламу платформы ProCharity. Там люди бесплатно помогают некоммерческим организациям с их задачами. Я зарегистрировалась на этой платформе, и меня затянуло: за первым заданием по дизайну последовало другое, а затем еще одно. Через полтора года я неожиданно для себя оказалась на сцене рядом с Иваном Ургантом — он вручил мне награду «Герой ProCharity».
Расскажу, как стать интеллектуальным волонтером, какие задачи придется выполнять и что можно получить от такой деятельности, помимо морального удовлетворения.
Что такое интеллектуальное волонтерство
Помощь бывает не только физической или финансовой, но и интеллектуальной. Интеллектуальные волонтеры применяют свои навыки на пользу благотворительным фондам. Для этого не нужно никуда выезжать: можно сидеть в глухой сибирской деревне или на пляже в Таиланде и все равно помогать.
У благотворительных фондов есть разные задачи: составлять договоры, вести соцсети, настраивать рекламу, верстать сайты. Все это стоит денег — так же, как и уход за больными людьми или уборка вольеров в приюте для собак. Маленькие фонды не могут позволить себе нанимать в штат юристов, дизайнеров, маркетологов, разработчиков: все вырученные от благотворительности деньги идут подопечным. Но им на помощь приходят интеллектуальные волонтеры.
Это тоже благотворительность, только вместо денег вы жертвуете свое время и навыки.
Когда я впервые попала на платформу ProCharity, там было несколько задач по дизайну и маркетингу, еще парочка — в категории ИТ. Сейчас ассортимент намного шире. Фондам нужны люди, которые безвозмездно проведут фото- и видеосъемку, сделают сайт или нарисуют стикеры, помогут с фандрайзингом — привлечением финансирования. Волонтеров с каждым месяцем становится все больше, сейчас их уже больше двух тысяч.
Интеллектуальным волонтером может стать любой человек, который умеет делать что-то не только руками, но и мозгами. Если вы можете придумать слоган, написать статью, сверстать презентацию или смонтировать видео и при этом хотите как-то помогать фондам — интеллектуальное волонтерство для вас.
Как работать с платформой ProCharity
ProCharity объединяет благотворительные организации и профессионалов, которые готовы безвозмездно делиться своей экспертизой ради общественного блага. Платформа работает по принципу биржи услуг: фонды — это «работодатели», а волонтеры — «исполнители».
Регистрация. Чтобы пользоваться платформой, нужно зарегистрироваться — здесь нет ничего сложного.
Отклик на задание. Например, вы дизайнер. Зарегистрировались на платформе, перешли на вкладку «Задания» и откликнулись на задачу по созданию визитки. Если фонду понравится ваша кандидатура, вас выберут исполнителем.
При отклике на задание вы увидите, сколько людей уже подали заявки. Новичкам нелегко получить первые задания: заказчики предпочитают проверенных специалистов. И наоборот, опытные волонтеры не хватаются за все подряд, а выбирают наиболее интересные задачи.
На платформе есть список, где волонтеры расставлены по количеству выполненных заданий и рейтингу. Фонды изучают этот список, читают отзывы других заказчиков и решают, можно ли доверять исполнителю.
Бывает по-разному: иногда только откликнешься — и уже через минуту на почту приходит уведомление, что тебя выбрали. Так случается, если заказчику важно выполнить задачу побыстрее или когда откликаешься на задания знакомых фондов.
Например, с фондом «ОРБИ» я работала чаще, чем с любыми другими: делала для них буклет, баннеры, инфографику, писала тексты. Они отдают мне предпочтение, потому что знают мой уровень. А кроме того, я уже «в теме» — не нужно тратить время, чтобы детально погрузить меня в задачу.
А бывает, откликаешься на задание — в ответ тишина. Забываешь про него, а через несколько недель приходит уведомление, что фонд тебя выбрал. В этот момент нужно трезво оценить силы: если я рассчитывала выполнить задание еще две недели назад, есть ли у меня сейчас на это время.
Работа над задачей. Вы начинаете выполнять задание, если заказчик вас выбрал. В процессе работы можно связываться с фондом, запрашивать дополнительные сведения, предлагать новые идеи.
Общение с заказчиком — неотъемлемая часть работы исполнителя. Вначале я всегда погружаюсь в задачу, выясняю детали. Некоторые фонды не очень подробно описывают задание или даже сами не до конца понимают, что им нужно. Например, пишут «разработать баннер», но не указывают размер и где он будет висеть. Приходится «копать»: когда выясняешь, что это баннер для «Инстаграма», уже как минимум понимаешь его размеры.
Все материалы, которые нужны для работы, я запрашиваю у фондов напрямую. С некоторыми заказчиками мы общаемся прямо на платформе: к каждой задаче прикреплен чат, где фонд и волонтер могут переписываться. Но чаще всего разговор переходит в почту: так удобнее передавать файлы.
У каждого задания есть свой срок сдачи — исполнитель заранее видит дедлайн и оценивает свои силы перед тем, как оставить отклик. Но все мы люди: волонтер может заболеть, а заказчик — слишком поздно прислать дополнительную информацию по проекту.
Обычно фонды идут навстречу и продлевают сроки, если сдать работу вовремя не получается. Например, когда я работала над отчетом для фонда «Мархамат», ребята затянули с правками и сами предложили перенести дедлайн.
Приемка задачи. Каждое задание оценивается в определенное количество баллов: чем оно сложнее, тем больше награда, которую получит волонтер. Например, дизайн буклета стоит один балл, а разработка фандрайзинговой кампании — пять.
Баллы копятся на «личном счете» волонтера. Их можно тратить на бонусы от партнеров ProCharity — среди них «Мастеркард», издательство «Манн, Иванов и Фербер», «Нетология», «ЛитРес». Я еще расскажу о баллах, которые заработала, и о том, на что их потратила.
Если фонду не понравится результат, он может попросить его доработать. Здесь, как и на бирже фрилансеров, заказчики бывают разные: один принимает работу сразу же, другой по сто раз отправляет на доработку.
Сложности с приемкой задания у меня возникали редко. Большинство фондов понимают, что волонтеры — специалисты в своем деле, чьим словам стоит доверять. Иногда у заказчиков возникают вопросы или пожелания, как что-то исправить. Но я не отрабатываю правки бездумно — стараюсь объяснить, почему сделала именно так, а не иначе.
Обычно со мной соглашаются — такое отношение радует. Я фрилансер, который не раз натыкался на вредных заказчиков, поэтому ценю, когда по ту сторону экрана ко мне прислушиваются и меня уважают.
Решение проблем. Если возникнут спорные ситуации, можно обратиться к модераторам ProCharity. Они помогут, если, например, заказчик пропал и не отвечает на вопросы исполнителя. Или когда представители фонда забыли закрыть задание и оставить отзыв, из-за чего волонтер не получил заработанные баллы.
Несколько раз я попадала в такие ситуации. Однажды взяла задачу, которую нужно было сдать только через две недели, — времени достаточно. Но фонд долго молчал и вышел на связь только за четыре дня до дедлайна. На тот момент у меня в работе уже появились другие проекты, и я понимала, что не успеваю. Поэтому пришлось писать модераторам, объяснять ситуацию и отказываться от задачи.
Для другого заказчика я создавала дизайн листовки. Сделала первый вариант, второй, третий — а директору фонда все не нравилось. При этом никто не мог объяснить, что конкретно не так. Пришлось отказаться от задания. Больше с этим фондом я не сотрудничала.
Еще одному заказчику нужна была презентация. Я выполнила работу и ждала обратную связь на случай, если нужно что-то поправить. Но фонд ничего мне не ответил, а просто снял задачу и разместил заново. Пришлось обратиться к модераторам: они сделали так, что заказчик все-таки принял задание. Я получила баллы, но о дальнейшей судьбе моей презентации ничего не знаю.
Обычно проблемы возникают, если заказчик уверен, что ему «виднее». То есть волонтеров он воспринимает не как специалистов, а как бесплатную рабочую силу. До таких фондов сложно достучаться: объясняешь, почему в этом месте логотип ставить нельзя, а они стоят на своем. Чаще всего я шла навстречу и выполняла пожелания заказчика. Но работу в портфолио не добавляла, потому что результат мне не нравился — не хотелось никому его показывать.
Какие задания я выполняю
Мне одинаково интересны маркетинг и фотосъемка, разработка слоганов и редактура, создание сайтов и дизайн. Благодаря этому я успела поработать с разными задачами для фондов.
За все время я выполнила 125 заданий — расскажу о некоторых из них, чтобы вы понимали, какая помощь обычно нужна фондам.
Благодарственное письмо для социальной сети доноров крови DonorSearch. Сделала два варианта, потратила на это около двух часов. Обошлось без правок — мы быстро согласовали один из вариантов.
Это была бы самая обычная задача, но мне она запомнилась, потому что привела к долгому и плодотворному сотрудничеству. После письма я еще много раз работала с DonorSearch: верстала плакат, делала обложку для подкаста, разрабатывала принты для футболок, придумывала слоганы.
Это одна из моих любимых НКО — работать с ними всегда приятно.
Лендинг для фонда «Александра». Я верстала лендинг для проекта по сбору денег на обучение равных консультантов. Равные консультанты — это женщины, которые сами прошли через онкологию, а теперь помогают другим пациентам. Вся информация у фонда уже была, оставалось структурировать и упаковать ее в одностраничный сайт.
С помощью лендинга фонд хотел рассказать истории обычных людей, которые помогают друг другу. Конечная задача сайта — собирать пожертвования, поэтому кроме верстки нужно было подключить и настроить платежную систему.
Примерно час я потратила на то, чтобы погрузиться в задачу и продумать структуру лендинга. Около трех часов ушло на верстку и настройку сайта, еще час — на правки. Замечания были мелкими: тут иконку заменить, там передвинуть логотип на другое место.
Аудит сайта для благотворительного фонда помощи «Единение». Сайт — это важный инструмент сбора денег. Большинство регулярных платежей фонды получают именно через интернет: посетители могут как внести разовое пожертвование, так и настроить подписку. Важно было сделать так, чтобы сайт «Единения» располагал к пожертвованиям.
Аудит занял у меня примерно два часа. За это время я прописала детальные рекомендации: как улучшить структуру сайта и переделать текст, что поправить в дизайне. Задача хоть и не сложная, но комплексная: пришлось думать сразу о многих вещах. Я опиралась на свои навыки работы с текстом, дизайнерский опыт и общую насмотренность. Пыталась ответить на вопросы:
- Нравится ли мне сайт в целом?
- Понимаю ли я, что от меня хотят?
- Легко ли мне ориентироваться на сайте и находить нужную информацию?
Письма для центра «Прикосновение». Я делала два фандрайзинговых письма: одно для массовой рассылки и другое персональное, для конкретного донора. Фонд показал мне исходный текст, который нужно было взять за основу и превратить в интересную историю, которая располагала бы к пожертвованию.
Работа заняла примерно час. Обошлось без правок: фонд полностью доверился мне и прислушался ко всем советам. В этом смысле центр «Прикосновение» — идеальный заказчик.
Годовой отчет для фонда «Мархамат». Ежегодный отчет — важный инструмент фандрайзинга для некоммерческих организаций. Люди видят, куда пошли их пожертвования, и доверие к фонду растет.
Было сложно, но круто: очень трудно структурировать и оформить в едином стиле огромное количество разнородных данных. Всего на этот отчет я потратила около 20 часов.
После первого варианта отчета меня еще ждали правки, пришлось много общаться с фондом. Часть замечаний удалось снять: я объяснила заказчику, почему мое предложение лучше. На некоторых изменениях фонд настоял — и правильно сделал. Когда долго работаешь с одним проектом, глаз замыливается — не видишь лучшие решения. Например, я даже не подумала добавить в начало отчета его содержание, чтобы было легче ориентироваться.
Главное — работать с фондом в одной связке, прислушиваться друг к другу. Ведь у нас одна цель — сделать крутую работу, которая принесет пользу.
Сколько «стоит» быть интеллектуальным волонтером
Я фрилансер, стоимость моего часа — около 1000 ₽. Ради интереса я подсчитала, сколько реальных денег могла бы заработать за время, которое потратила на помощь фондам.
Я сгруппировала все задания по степени сложности, затраченному времени и номинальной стоимости. Получилось, что я могла бы заработать около 418 000 ₽. Но я смотрю на ситуацию не с точки зрения «сколько потеряла денег», а с позиции «сколько помогла сэкономить фондам». Ведь эта статья не о заработке, а о желании помочь.
За три года я могла бы заработать 418 000 ₽, если бы выполняла эти задания за деньги
Сложность задания | Кол-во заданий | Потраченное время | Могла бы заработать |
---|---|---|---|
Простое — 2 часа | 73 | 146 часов | 146 000 ₽ |
Нормальное — 4 часа | 36 | 144 часа | 144 000 ₽ |
Сложное — 8 часов | 16 | 128 часов | 128 000 ₽ |
За три года я могла бы заработать 418 000 ₽, если бы выполняла эти задания за деньги
Простое — 2 часа | |
Кол-во заданий | 73 |
Потраченное время | 146 часов |
Могла бы заработать | 146 000 ₽ |
Нормальное — 4 часа | |
Кол-во заданий | 36 |
Потраченное время | 144 часа |
Могла бы заработать | 144 000 ₽ |
Сложное — 8 часов | |
Кол-во заданий | 16 |
Потраченное время | 128 часов |
Могла бы заработать | 128 000 ₽ |
Что получают волонтеры
Интеллектуальное волонтерство — это безвозмездно, но платформа и фонды стараются отблагодарить людей: начисляют бонусы, дарят подарки.
Бонусы на ProCharity. Партнеры платформы дают волонтерам подарки — их можно получить в обмен на накопленные баллы. Список бонусов находится в подразделе «Волонтерам — Бонусы» и периодически обновляется.
За каждое задание начисляют от 1 до 5 баллов, а бонусы стоят от 1 до 10 баллов. Например, за 1 балл можно получить скидку в «Нетологии», а за 10 — билеты в Мариинский театр.
Всего за время работы на платформе я получила 64 бонуса. Сейчас на моем счете осталось 93 балла, в денежном эквиваленте это 33 500 ₽. И я уже не знаю, на что их тратить.
В реальной жизни эти бонусы стоят денег. Я посчитала, в какую сумму мне обошлись бы все подарки, если бы я покупала их сама. Только на одних походах в кино я сэкономила 21 000 ₽, а на книгах — еще 51 600 ₽.
Я бы потратила на эти бонусы 146 089 ₽
Бонус | Количество | Реальная стоимость бонуса | Я бы потратила |
---|---|---|---|
Книги | 86 книг | Около 600 ₽ за книгу | 51 600 ₽ |
Билеты в кино — IMAX и «Киноход» | 14 сертификатов | 1500 ₽ | 21 000 ₽ |
Подписка Canva Pro | 1 сертификат | 7990 ₽ | 7990 ₽ |
Курс испанского языка от школы StarTalk | 1 сертификат | 6500 ₽ | 6500 ₽ |
Сертификат в игровой центр «Цель» | 2 сертификата | 3000 ₽ | 6000 ₽ |
Курс скорочтения | 1 сертификат | 5999 ₽ | 5999 ₽ |
50 $ на счет в UniSender | 1 бонус | 3750 ₽ | 3750 ₽ |
Кофе с выпечкой от Ladurée | 5 сертификатов | 750 ₽ | 3750 ₽ |
Карта друга МАММ | 1 карта | 2700 ₽ | 2700 ₽ |
Сертификат в «Мегу» | 2 сертификата | 1000 ₽ | 2000 ₽ |
Билет на «Робостанцию» | 2 билета | 650 ₽ | 1300 ₽ |
Остаток бонусных баллов | 93 балла | 33 500 ₽ | 33 500 ₽ |
Я бы потратила на эти бонусы 146 089 ₽
Книги | |
Количество | 86 книг |
Реальная стоимость бонуса | Около 600 ₽ за книгу |
Я бы потратила | 51 600 ₽ |
Билеты в кино — IMAX и «Киноход» | |
Количество | 14 сертификатов |
Реальная стоимость бонуса | 1500 ₽ |
Я бы потратила | 21 000 ₽ |
Подписка Canva Pro | |
Количество | 1 сертификат |
Реальная стоимость бонуса | 7990 ₽ |
Я бы потратила | 7990 ₽ |
Курс испанского языка от школы StarTalk | |
Количество | 1 сертификат |
Реальная стоимость бонуса | 6500 ₽ |
Я бы потратила | 6500 ₽ |
Сертификат в игровой центр «Цель» | |
Количество | 2 сертификата |
Реальная стоимость бонуса | 3000 ₽ |
Я бы потратила | 6000 ₽ |
Курс скорочтения | |
Количество | 1 сертификат |
Реальная стоимость бонуса | 5999 ₽ |
Я бы потратила | 5999 ₽ |
50 $ на счет в UniSender | |
Количество | 1 бонус |
Реальная стоимость бонуса | 3750 ₽ |
Я бы потратила | 3750 ₽ |
Кофе с выпечкой от Ladurée | |
Количество | 5 сертификатов |
Реальная стоимость бонуса | 750 ₽ |
Я бы потратила | 3750 ₽ |
Карта друга МАММ | |
Количество | 1 карта |
Реальная стоимость бонуса | 2700 ₽ |
Я бы потратила | 2700 ₽ |
Сертификат в «Мегу» | |
Количество | 2 сертификата |
Реальная стоимость бонуса | 1000 ₽ |
Я бы потратила | 2000 ₽ |
Билет на «Робостанцию» | |
Количество | 2 билета |
Реальная стоимость бонуса | 650 ₽ |
Я бы потратила | 1300 ₽ |
Остаток бонусных баллов | |
Количество | 93 балла |
Реальная стоимость бонуса | 33 500 ₽ |
Я бы потратила | 33 500 ₽ |
Подарки от фондов. Иногда фонды дарят волонтерам что-то от себя. В описании задачи заказчики иногда предупреждают, что помимо баллов исполнитель получит благодарственное письмо или сувенир от фонда.
В качестве сувенира может прийти что угодно: например, благотворительный фонд «Старость в радость», которому я сверстала два лендинга, вручил мне рюкзак-антивор. А ребята из НКО «Вверх» удивили домашними закрутками — абрикосовым вареньем и вялеными помидорами.
Награды. Но самым дорогостоящим и долгожданным бонусом оказалась награда, которую я получила на ежегодной премии ProCharity.
На это мероприятие приглашают волонтеров, которые по результатам года выполнили больше всего заданий. Летом 2019 года представители платформы объявили, что авиакомпания «Эйр Франс» стала партнером ProCharity, поэтому четыре самых активных волонтера получат билеты в Европу.
Я очень люблю соревноваться и выигрывать, а тут еще и такой крутой приз. Поэтому я пыталась сознательно победить: стала брать еще больше заданий, следить за успехами других ребят. В конце концов закрепилась на первом месте по количеству выполненных заданий не только за тот год, но и за все время существования платформы.
В феврале 2020 года мне пришло письмо от ProCharity с приглашением на церемонию награждения — я попала в число победителей. Эту победу я считаю одним из самых крутых достижений в своей жизни.
На торжественном мероприятии в марте 2020 года авиакомпания наградила самых активных волонтеров билетами в Париж и Амстердам. Город можно было выбрать самому — я остановилась на столице Франции. Воспользоваться подарком пока не удалось из-за пандемии, но авиакомпания пообещала продлить срок действия билетов. Жду, когда откроют границы, — и сразу в Лувр.
- 46 000 ₽
Моральное удовлетворение. Я прошла курсы по графическому дизайну за несколько месяцев до того, как узнала о платформе ProCharity. Профессионально заниматься дизайном не собиралась, училась просто для удовольствия.
Но вдруг оказалось, что интеллектуальное волонтерство — идеальный способ прокачать навыки в новой области и заодно принести пользу людям. Это и было моей главной мотивацией — развиваться и одновременно помогать другим.
Активнее всего я занималась интеллектуальным волонтерством, когда работала в офисе. Мне не нравилось сидеть в офисе, а волонтерство стало чем-то вроде отдушины. Несложные задания делала во время обеденного перерыва, на остальные задачи уходило почти все свободное время по будням и выходным.
Ни на что другое сил после работы не оставалось, а волонтерство что-то во мне зажигало.
Через две недели после премии ProCharity я уволилась и занялась развитием собственного проекта. После этого на волонтерство не осталось ни времени, ни эмоциональных ресурсов.
Свое последнее задание на платформе я выполнила 21 сентября 2020 года. Новые задачи иногда отслеживаю, но пока не беру: понимаю, что сейчас мне важнее позаботиться о себе, тогда найдутся силы снова помогать другим.
Родные и друзья позитивно относятся к моему увлечению волонтерством. Мама постоянно спрашивает, помогаю ли я фондам сейчас, а муж после премии страшно гордился мной и всем рассказывал, какая у него крутая жена.
Что в итоге
Если смотреть только на цифры, то я потеряла на волонтерстве около 226 000 ₽. Но помощь другим — это всегда бесплатно, и вопрос выгоды здесь не стоит в принципе.
От интеллектуального волонтерства я получила намного больше, чем отдала:
- Прокачалась в новых сферах. Например, до знакомства с платформой я ни разу не работала над реальными дизайн-проектами, а теперь без проблем верстаю отчеты на 50 страниц — хороший прогресс. Вдобавок собрала внушительное портфолио.
- Познакомилась с классными ребятами и подружилась со многими фондами.
- Услышала сотни «спасибо» и увидела, как моя работа приносит реальную пользу.