В конце прошлого года мы предложили читателям Т—Ж поделиться своими успехами и провалами в бизнесе.
2021 год для всех сложился по-разному: одним удалось выйти на рекорд по прибыли, другие закрыли бизнес, а третьи потеряли часть заказов, но открыли новые направления.
Когда перевели бизнес в онлайн и перестали бояться ограничений
Мы полностью перешли в онлайн-формат. Языковая школа для этого идеально подходит. Потеряли почти треть клиентов, но и огромная часть расходов тоже отпала: не надо оплачивать аренду, охранную и пожарную сигнализацию, покупать воду и канцелярию. Бумаги тоже уходило много.
Меня теперь не беспокоят сосульки над входом, бездомные собаки у дверей, лед и снег на дорожке перед школой. И вообще, появилось намного больше времени, чтобы заниматься именно развитием бизнеса, а не решением бесконечных хозяйственных проблем.
Плюсов онлайн-работы огромное количество. Всех учителей перевели на удаленный режим — мы не боимся карантина и ограничительных мероприятий. Появляются новые учащиеся, география охвата растет. Так что наши клиенты тоже оценили экономию времени и удобство изучения иностранных языков онлайн. Спасибо, 2021 год, ты был неспокойным, но это того стоило!
Когда в конце года пришлось отдать круглую сумму
Я работаю в общепите, и прошлый год начинался тяжело. Мы сделали ремонт на первой точке и запустили вторую. Были проблемы с персоналом из-за ковида и введения обязательной вакцинации, но их удалось решить.
В целом 2021 год прошел для нас хорошо, хотя к его концу прилетела пара новостей, которые все омрачили. Первая: выяснилось, что работа с агрегаторами по доставке еды не покрывается патентом и с объемов продаж нужно заплатить налог — 6% по УСН. Для нас это вылилось в непредвиденные расходы в размере 500 000 ₽.
И вторая новость: стоимость патента для общепита в Москве подняли в два раза! И теперь два патента обходятся нам в 480 000 ₽.
Когда в кризис дела пошли в гору
Я ИП: преподаю английский язык, специализируюсь на постановке британского произношения. В 2021 году бизнес не подвел, мы с ним молодцы. Люди продолжают приходить учиться языку, работать над своим произношением, покупают курсы и индивидуальные консультации.
В кризисные времена преподаватель английского живет еще лучше, потому что люди стремятся найти работу в более стабильных компаниях. А это обычно мировые гиганты, куда без знания языка попасть сложно. Некоторые и вовсе эмигрируют: тут уж хочешь не хочешь, учи язык страны или хотя бы английский, чтобы общаться с местным окружением.
Мой бизнес состоит из двух направлений: индивидуальных консультаций и курсов. Сейчас у меня запущены два курса: по фонетике и правилам чтения. За прошлый год фонетический марафон принес мне 600 000 ₽, второй курс — 200 000 ₽, личные консультации — около 2 000 000 ₽.
Расходы на рекламу были небольшие — около 150 000 ₽. Еще 300 000 ₽ потратила на работу ассистента, которая помогает мне с материалом, сторис и ведением марафона.
Продвигаю свой бизнес в основном через «Инстаграм», на втором месте — «Фейсбук» и телеграм-каналы. В прошлом году попробовала рекламироваться через «Яндекс-директ», это принесло мне примерно 10% от общего количества учеников. Немного, но в этом году планирую продолжать.
В основном я либо покупаю рекламу у блогеров, либо устраиваю конкурсы для подписчиков. Например, предлагаю бесплатное участие в моем фонетическом марафоне — при условии, что участники отмечают в комментариях знакомых, которым актуальна английская фонетика. Или выкладываю отзывы учеников в сторис.
Еще я состою в телеграм-чате родителей, которые учат детей языкам с рождения. Консультирую, помогаю, периодически выкладываю ссылки на старт нового марафона или на бесплатные вебинары. Недавно выложила подкаст о своем опыте воспитания билингвальных детей. Из этого канала ко мне тоже приходят люди.
И работает сарафанное радио — для преподавателя это один из самых действенных способов привлечь клиентов.
В 2021 году я улучшила дизайн инстаграм-аккаунта, сделала несколько профессиональных фотосетов. Обновила сайт: добавила более подробную информацию о продуктах, сделала его более удобным и читаемым. Запустила новый продукт — «Фонетику в мини-группах». Это нечто среднее между личными консультациями и участием в фонетическом марафоне — и по деньгам, и по количеству внимания, которое достается участникам. Формат оказался востребованным. В октябре 2021 года запустила две группы, в этом январе — еще две.
За год в инстаграм-блоге не произошло прироста аудитории, и это огорчает. Мне кажется, я никак не приноровлюсь к этому инструменту. Сложнее всего мне работать со сторис, не могу найти свой формат. Хотя новые ученики и сейчас все равно приходят из числа подписчиков.
Когда потерял бизнес и влез в долги
В 2021 году я потерял свой бизнес. Исчезли заказчики, и деньги тоже начали иссякать, хотя ранее я считал себя весьма обеспеченным человеком. Влез в долги, меня преследовали коллекторы.
Сейчас уже нашел решение проблемы. Скоро вместе с партнерами стартую в новом направлении — сфере ресурсов. Убежден, что в 2022 году начинается моя история успеха, и она будет не хуже, чем у Абрамовича.
Когда купили готовый бизнес и через три месяца он стал приносить доход
В июне 2021 года мы купили небольшой готовый бизнес в развлекательном торговом центре — точку с подарками, игрушками, сувенирами. Несмотря на пандемию, введение QR-кодов и закрытые детских комнат, через три месяца мы вышли на прибыль за счет увеличения ассортимента. В январе мы ожидали сильный спад продаж, но средняя выручка держится на уровне 10 000 ₽ в день. Маржинальность порядка 50%.
В начале работы активно тестировали спрос, определялись с целевой аудиторией. Для этого закупали различные товары из смежных категорий, например бижутерию, а затем анализировали продажи. В итоге нашли еще несколько ходовых и выгодных наименований, портрет аудитории стал шире. Если что-то не пользовалось спросом, продавали с минимальной наценкой.
Выручило то, что у нас небольшая площадь, 13 м², а следовательно, недорогая аренда: мы платим 20 000 ₽ со светом. А еще работали в основном сами: супруга до этого была наемным продавцом и имеет большой опыт в выкладке товаров. Сейчас готовимся нанимать продавца.
Еще есть такой нюанс: торговый центр работает с 10 утра и до 10 вечера, в договоре прописаны штрафы за более раннее закрытие. По факту нас сильно не гоняют, есть возможность закрыться пораньше — как правило, около девяти вечера. Но официально другой режим работы прописать нельзя.
Из-за этого, во-первых, тяжелее найти работника. Во-вторых, если полностью перевести магазин на наемных работников, одним не обойдешься, так как в неделю можно работать 40 часов. Но это одновременно и плюс: до восьми-девяти часов, особенно в выходные, торговля идет активно, это положительно влияет на выручку.
Когда пришлось закрыть магазин из-за конкуренции с маркетплейсами
Итог 2021 года — я закрыл бизнес. Наш магазинчик, даром что специализированный и пятибалльный, не смог конкурировать с маркетплейсами: спрос уходил туда с динамикой 20% в год и в 2021 году оставил нам околонулевой результат. На маркетплейсы также ушли все поставщики, многие стали продавать товары чуть ли не по нашей закупочной стоимости. Магазин стал не нужен, и я решил дальше не рисковать.
Импортерам и самим скоро будет непросто: передушат друг друга. Еще они побаиваются, что маркетплейсы однажды сами начнут возить товары. Тогда придет черед поставщиков, как вчера пришел наш. В товарах массового спроса решает цена.
Когда удалось установить рекорд по прибыли
У меня не совсем бизнес в классическом понимании: я занимаюсь обработкой данных инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий и сопутствующими расчетами.
В 2020 году мы с женой получили чуть больше 2 000 000 ₽ — это был худший год за пятилетку. Как сейчас помню: от уныния в ноябре и декабре спасал только список заказов на следующий год. Зато в 2021 году мы впритык уложились в лимит по доходам для самозанятых: в сумме получилось заработать почти 5 000 000 ₽, это наш рекорд.
Высокий доход в прошлом году на 80% обеспечили изменения на рынке. Моя деятельность тесно связана с жилищным строительством, а оно испытало серьезный подъем за счет льготной ипотеки. Строители начали спешно строить даже те объекты, которые изначально планировали на 2025 год. Правда, по этой же причине в ближайшие несколько лет меня ждет существенный провал в заказах.
Еще 20% успеха в прошлом году случилось за счет расширения клиентской базы. Хотя я чуть умом не двинулся от усталости: за первые четыре месяца сделал 80% всех заработанных за 2021 год денег. Для сравнения: в среднем за последние 10 лет я выполнял по 30—35 объектов в год, а в 2021 году их было 60, и 52 из них пришлись на первое полугодие.
Обычно на один объект я отвожу полторы-две недели. Этого мне хватает, чтобы без авралов сделать все необходимые расчеты, оформить графику и написать пояснительную записку. В марте — апреле 2021 года на меня одновременно свалилось несколько крупных работ от якорных заказчиков, которым нельзя было отказывать ну совсем никак.
На протяжении почти двух месяцев я сдавал до трех объектов в неделю. Это было очень тяжело, но я делегировал часть работы коллегам — в первую очередь собственной жене, так как она имеет смежное образование и достаточную квалификацию. Только это меня и спасло.
Когда расходы съели почти весь доход
Этот год выдался худшим с 2012 года.
В середине 2020 года я поставил онлайн-кассу, тестировал ее полгода и с 3 января, сделав инвентаризацию и учет, начал свой белый бизнес. Было интересно почувствовать себя боссом, вечером дома просматривать продажи, планировать закупки, смотреть в компьютере ежедневный доход, выручку, приход, расходы и так далее.
У меня УСН 1% — розничная реализация табака и всякой продуктовой «сопутки». Недавно закрывал налоговый год и прослезился. Моя выручка — 6 000 000 ₽, из них доход — 690 000 ₽.
А теперь вычитаем: зарплаты — по 700 ₽ на 362 дней, премии — 15 000 ₽, налоги за год — 90 000 ₽, аренда помещения — 120 000 ₽, программное обеспечение — 25 000 ₽, коммуналка — плюс-минус 50 000 ₽ за год, накладные расходы — еще 20 000 ₽.
В итоге мне осталось всего 130 000 ₽ за весь год, то есть чуть больше 10 000 ₽ в месяц. Получилось, что при обороте 6 000 000 ₽ я зарабатывал 350 ₽ в день.
В табачной сфере с каждым годом все тяжелее работать, поскольку на законодательном уровне уменьшают маржинальный процент. Табаком стало вообще не интересно заниматься, а без табака рознице не выжить: перестанет ходить покупатель. Пришлось срочно поднимать цену на нетабачный ассортимент, но это уже совсем другая история.