«Моя мечта — создать свой „Яндекс“»: как я в 18 лет стала разработчиком и получаю 220 000 ₽

«Моя мечта — создать свой „Яндекс“»: как я в 18 лет стала разработчиком и получаю 220 000 ₽

Прошла вечерние занятия, курсы, стажировку и разрабатываю микросервисы

827
Аватар автора

Влада Сабельникова

работает инженером-программистом

Страница автора
Аватар автора

Мария Беликова

выведала секреты успеха

Страница автора

Влада выросла и живет в Москве. Училась в обычной общеобразовательной школе, расположенной неподалеку от дома. В свободное время профессионально занималась спортом — даже стала кандидатом в мастера спорта по акробатике.

Когда героиня училась в восьмом классе, папа посоветовал сфокусироваться на обучении в сфере ИТ, потому что это перспективная область. Школьница прислушалась к совету отца.

В статье Влада расскажет, как училась в «Яндекс-лицее» и ИТ-классе, прошла стажировку и онлайн-курс для программистов, чтобы к 18 годам стать мидл-Python-разработчиком.

Путь Влады в разработчики
Путь Влады в разработчики

Поступление в «Яндекс-лицей»

Обычно у подростков нет представления, кем они станут в будущем, а школьные учителя и родители не всегда готовы подсказать. Мне повезло: мой отец, работающий разработчиком, помог определиться с направлением и стратегией.

В 2019 году, когда я училась в восьмом классе, папа рассказал мне о «Яндекс-лицее». Я заинтересовалась: изучила информацию на сайте, почитала отзывы бывших учеников и начала готовиться к поступлению.

Это двухгодичная программа для школьников 8—11-х классов. Ученики проходят базовые понятия разработки, учатся писать код и работают над своими проектами. Например, ребятам предлагают создать чат-бота для мессенджера, разработать веб-приложение или обучить Алису новым командам.

Учеба включает занятия дважды в неделю и домашние задания. Уроки проходят очно во второй половине дня: предполагается, что школьники смогут совмещать обучение в школе и в лицее. Ребята, которые проходят курс до конца, получают сертификат. Его можно добавить в портфолио.

Обучение бесплатное, поступить могут только те, кто прошел отбор. Он состоит из двух этапов: первый проходит в онлайне и включает выполнение математических и логических задач на скорость, а второй — очное собеседование. Мне удалось попасть на программу только со второго раза. Расскажу, как это было.

Первая попытка. Я хорошо справилась с решением задач. На собеседовании меня попросили объяснить, как именно я решила одно из заданий. Я переволновалась и, к сожалению, не смогла ответить на все вопросы комиссии.

Помню, как один из экзаменаторов сказал, что с такими знаниями меня никуда не возьмут и мне стоит забыть об ИТ. Это прозвучало ужасно обидно. Тем более, как я потом узнала, финальное решение об отказе приняли не из-за моих ответов. Дело в том, что я тогда активно занималась спортом. В лицее есть какая-то особая метрика учета времени — у будущего студента не должно быть сторонних дел вне учебы, иначе он не выдержит нагрузки.

Письмо от лицея с отказом
Письмо от лицея с отказом

Я решила показать, на что способна, и не отказываться от своей цели. Так что собралась с силами и весь восьмой класс прокачивалась в задачах уровня Всероса по математике для старшеклассников. Я решала все возможные варианты и затем проверяла себя по ответам.

Вторая попытка. Ее я предприняла летом 2020 года, перед девятым классом. С первым этапом снова справилась блестяще. Накануне второго у меня был сильный стресс: хотя я знала формат встречи, боялась отказа и особенно потери еще одного года.

На собеседовании комиссия поинтересовалась, чего бы я хотела достичь с помощью программирования. Среди российских айтишников считается престижным устроиться в «Яндекс», «Лабораторию Касперского» или Сбер, но я ответила, что хочу создать собственный «Яндекс». Вероятно, именно эти слова стали решающими.

Через несколько недель получила письмо — меня зачислили в лицей.

Письмо о том, что меня зачислили. День, когда я его получила, — один из самых счастливых в моей жизни
Письмо о том, что меня зачислили. День, когда я его получила, — один из самых счастливых в моей жизни

Совмещение учебы в лицее и школе. Преподаватели лицея утверждают, что он не помешает получать базовое образование: уроки в школе проходят утром, а на курсах — вечером. Достаточно грамотно составить график занятий, и тогда получится их совмещать. Но я считаю так: если хочешь добиться результата, обо всем, кроме своей цели, придется забыть.

Моим приоритетом были знания в ИТ, поэтому я отодвинула школу на задний план. В то же время я осознавала, что мне придется сдавать ОГЭ. Между мной и учителями назревал конфликт: от того, как дети справятся с экзаменами, зависят рейтинг школы и премия преподавателей.

Я обратилась за советом к отцу — подготовила аргументы, почему обучение программированию для меня важнее. Мы решили, что папа поговорит с администрацией школы и объяснит нашу позицию. А она была такова: я существую для учителей только перед экзаменами. Да, я подготовлюсь и сдам ОГЭ. Но в течение учебного года не посещаю уроки, не делаю домашку. К счастью, преподаватели приняли наше условие.

Правда, в итоге я перевелась в другую школу, но об этом позже.

Обучение в лицее

Насколько я знаю, сейчас уроки в лицее проходят очно. Но я поступила в 2020, когда была эпидемия коронавируса. Так что в первый год мы занимались только онлайн на платформе «Яндекса». Расскажу подробнее.

Первый учебный год. Мы изучали базовый синтаксис языка программирования Python. На каждом уроке преподаватель объяснял новую тему — мы не засиживались над чем-то одним.

В лицее обучают с нуля, так что ученикам было достаточно уметь решать простые алгоритмические задачи. Мы прошли базовые паттерны программирования: циклы, переменные, условные операторы, функции, классы.

Каждую неделю нам давали около 40 заданий с нарастающей сложностью: классные, домашние и дополнительные. Задачи первых двух типов помогали закрепить теорию. А вот последние иногда выходили за рамки тем, которые мы изучали на уроках. Порой я часами ломала над ними голову.

Учителя никого не заставляли решать задания. Но лицеисты четко понимали, зачем пришли, и старались брать от учебы максимум.

Все задачи оценивались по какой-то внутренней системе — уже не помню как. В конце учебного года итоги каждого ученика суммировали и составляли рейтинг. А еще общее количество баллов влияло на вид сертификатов. О них расскажу чуть позже.

Как мне иногда казалось, учителя не знали или забывали, что мы дети. Заданий было много, некоторые оказывались очень сложными. К тому же после каждого урока давали новые задачи. Я никогда не бросала их, пока окончательно не разберусь. Засиживаться за учебой до шести утра стало для меня нормой.

Конечно, я могла попросить совета у папы или однокурсников, но я принципиально этого не делала, ведь они не всегда будут рядом. Для меня отличительная черта разработчика — это самостоятельность.

Однажды я получила на почту приглашение на олимпиаду для лицеистов. Она длилась около шести месяцев и включала по одной задаче в неделю. Конечно, я захотела поучаствовать.

Задания присылали по почте. Их можно было решать без ограничений по времени, но с лимитом попыток. Когда я увидела первую олимпиадную задачу, то поняла, что упражнения из домашки были элементарными.

В итоге мне удалось решить все задания, но за одно я набрала не максимальный балл и оказалась на втором месте в рейтинге. Первое разделили шесть человек — они выполнили все упражнения идеально.

Я заняла второе место в олимпиаде, но в таблице итогов нахожусь на седьмом. Первое разделили шесть человек. Они набрали всего на 0,4 балла больше, чем я. Источник: yastatic.net
Я заняла второе место в олимпиаде, но в таблице итогов нахожусь на седьмом. Первое разделили шесть человек. Они набрали всего на 0,4 балла больше, чем я. Источник: yastatic.net
Диплом призера олимпиады, на которой я заняла второе место. Затем меня и остальных победителей пригласили в офис «Яндекса». Мы послушали доклад разработчиков о том, как они защищают «Яндекс‑браузер» от всевозможных угроз
Диплом призера олимпиады, на которой я заняла второе место. Затем меня и остальных победителей пригласили в офис «Яндекса». Мы послушали доклад разработчиков о том, как они защищают «Яндекс‑браузер» от всевозможных угроз
Мы с ребятами из лицея быстро нашли общий язык
Мы с ребятами из лицея быстро нашли общий язык

Второй учебный год проходил очно: мы занимались промышленным программированием, решали реальные кейсы. Например, нужно было написать коннект в API с базой данных — проще говоря, получить данные с удаленного сервиса.

Изначально в моей группе собрались 30 учеников, но до конца дошли лишь четверо, включая меня. Насколько я знаю, многим ребятам не хватило мотивации.

Сертификаты выпускников имеют золотой, серый или зеленый цвет — в зависимости от того, сколько баллов в итоге набрал ученик. Золотой диплом — с отличием — получали ребята, заработавшие за учебный год более 80 баллов.

Я получила сертификаты с отличием за оба курса.

Золотой сертификат за первый год обучения в лицее
Золотой сертификат за первый год обучения в лицее
Сертификат об окончании курсов. Тоже с отличием
Сертификат об окончании курсов. Тоже с отличием

Переход в другую школу

Мои успехи в первый год обучения в лицее настолько впечатлили куратора, что он предложил мне перейти в ИТ-класс школы № 1560 «Лидер», где преподавал информатику. Я пришла в восторг и подумала, что отказаться будет преступлением. Папа меня поддержал. Так в середине девятого класса, в 2020 году, я перешла в другую школу.

Отец и в этот раз поговорил с куратором и руководством и объяснил нашу позицию: знания в ИТ для меня в приоритете, а к ОГЭ я буду готовиться, когда окончу первый курс в лицее.

Поначалу я ходила на уроки в «Лидере». Меня интересовали знания и потенциальные связи, которые я могла здесь получить. Контраст в образовательной программе по сравнению со старой школой действительно присутствовал — на первом же уроке алгебры мне показалось, что я попала на занятие по арабскому. Было очень сложно.

Но так как я в то же время училась в лицее и уделяла заданиям все свое время, на школу времени не оставалось. Я перестала ее посещать.

Вернулась лишь в начале мая, когда в лицее закончился первый курс. Я сразу перенаправила усилия на подготовку к ОГЭ: не спала, не ела, а только прорешивала варианты. В итоге, хоть на все было меньше месяца, я сдала русский и математику на четверки, а информатику — на отлично.

Кабинет для практических занятий в школе «Лидер»
Здесь проходили теоретические уроки
Робот, которого собрали ученики
Шкаф с пластиком для 3D‑ручек

Стажировка и первая работа

Я многому научилась в лицее, но мои знания на момент выпуска соответствовали уровню джуна. Мне кажется, что российский рынок перенасыщен такими специалистами и я вряд ли нашла бы работу. Поэтому предпочла другой путь — прокачать навыки на стажировке и стать более квалифицированным разработчиком.

После учебы в лицее я могла бы податься на стажировку в «Яндекс». Но у бывших учеников никаких льгот нет — компания рассматривает заявки на общей конкурсной основе. Я подумала, что стажерам там не платят. Мне же не хотелось работать бесплатно.

Я воспользовалась связями отца и попросилась в компанию его знакомых. Фирма разрабатывала ПО для государственных организаций и работала с передовыми технологиями. Например, одной из задач было создание системы контроля радиационной обстановки на военном заводе.

Сначала мне доверили писать только докстринги  . Это помогло разобраться, как работает код — хотя сама я его только описывала, а не создавала с нуля. Затем мне стали передавать более сложные задачи.

Помощь и доверие коллег, возможность разобраться в промышленном коде и практика подарили мне бесценный опыт. Постепенно я стала частью коллектива и полноценным бэкенд-разработчиком. Там же получила первую зарплату, пусть и небольшую.

Всего я провела в компании два года, с 2020 по 2022. Первые месяцы работала как стажер бесплатно, а с июня 2021 — как настоящий сотрудник с зарплатой. Осенью 2022 у компании начались трудности, она стала разваливаться, и мне, как и многим, пришлось уйти.

Курс для мидл-Python-разработчиков

О нем мне тоже рассказал отец, когда я училась на втором курсе лицея. Это программа «Яндекс-практикума» для разработчиков, которые обладают базовыми знаниями Python, SQL, фреймворков и хотят разобраться, как работает бэкенд.

Я решила пройти обучение по таким причинам:

  1. Мечтала стать лучшей в своей профессии.
  2. Планировала применить новые навыки на будущих стажировках.
  3. Доверяла компании-создателю курса.

В 2021 году обучение стоило 96 000 ₽. Я заплатила за него сама — из тех денег, которые получала в компании, где стажировалась и потом работала.

Программа тогда была рассчитана на шесть месяцев, но я проходила ее год. Мне не хватало времени, чтобы усвоить теорию и технологии, а их было много: Apache Kafka, Redis, ELK, RabbitMQ.

Я делала месячные перерывы и отрабатывала каждую тему. Например, чтобы разобраться в асинхронном программировании  , я написала собственный цикл событий (event loop) — основной механизм, ядро асинхронного программирования.

Документ подтверждает, что я прошла обучение по программе «Мидл-Python-разработчик» в объеме 500 часов
Документ подтверждает, что я прошла обучение по программе «Мидл-Python-разработчик» в объеме 500 часов

Уход из «Лидера» и поиск новой работы

Когда я перешла в десятый класс, поняла, что все школы, независимо от уровня, одинаковые. Вместо того чтобы преподавать заявленные предметы вроде алгоритмов и дата-сайенс, учителя «Лидера» стали натаскивать нас на ЕГЭ. Я разочаровалась в этом образовании.

Я осознала, что не вижу причин здесь оставаться: школьные преподаватели вряд ли смогут научить меня чему-то полезному. Я только потеряю время, окно возможностей закроется, шумиха вокруг ИТ утихнет — рынок перенасытится специалистами. В итоге найти хорошую работу станет еще сложнее. Так что я решила бросить школу.

Прежде чем действовать в этом направлении, я поговорила с отцом. В наших отношениях нет старшего и подчиненного, мы используем систему вопросов и противовесов — опираемся на разум и логику. Я поделилась аргументами, и он меня поддержал. Да и что тут скажешь, если я буду на работе зарабатывать больше, чем учитель в любой школе?

Так я сделала еще один шаг навстречу мечте: в ноябре 2022 года, когда мне исполнилось 18 лет, я отчислилась из 11-го класса моей второй школы.

Примерно месяц, с октября по ноябрь 2022, я отдыхала и набиралась сил. А затем начала искать работу. Расскажу, как это было.

Подготовка резюме. Выпускники «Практикума» получали не только сертификат, но и консультацию эйчара. Специалист помог мне составить резюме. В нем мы указали реальную пользу, которую я могла бы принести компании, добавили пункты про мои навыки и стажировку. Я опубликовала его на hh.ru в декабре. Возраст специально не указала, чтобы не столкнуться с предубеждениями.

Поиск работы и ситуация на рынке. Уже за первую неделю мне поступили три оффера. Думаю, помогло то, что я позиционировала себя как мидл-специалист, а не джун. В этой категории спрос значительно превышает предложение.

Уровень квалификации помог мне четко обозначить условия и не соглашаться на неинтересные варианты. Требования были простыми: гибридный график работы и зарплата от 200 000 ₽. Если мне называли другую сумму, я отвечала: «меньше не рассматриваю». Сейчас добавила бы еще одно условие — хочу работать в офисе в «Москве-Сити».

Рынок мидл-разработчиков нуждается в достойных кадрах, поэтому никто не давал десять тестовых заданий и не устраивал 50 собеседований. Работодатели хотели побыстрее закрыть вакансию, а не месяцами проверять навыки специалиста. Кроме того, выбирали не только они меня, но и я их.

Работаю в любимой кофейне
Работаю в любимой кофейне
Рабочий процесс
Рабочий процесс

Собеседования. Я проходила их каждый день — в среднем по одной-две встречи. Сначала мне предлагали первичный созвон, где обсуждались какие-то общие моменты, например ожидания по зарплате и графику. Дальше следовало техническое интервью — самый сложный этап. Наконец, были финальное собеседование и встреча с будущей командой.

Я общалась с представителями разных компаний, включая самые крупные в России: МТС, Сбербанк, VK. В большинстве похожих организаций соискатели проходят несколько этапов собеседований. На них проверяют технические навыки, за которые, собственно, и платят такие деньги. Помимо этого, смотрят и на софт-скиллы: умеет ли потенциальный сотрудник работать в команде, размышлять логически.

Например, на собеседовании в «Яндекс» я провалила первый этап, где проверяли хард-скиллы, потому что мне не хватило технических знаний. Тогда я очень расстроилась. Но сегодня, когда у меня еще больше опыта, смотрю на ситуацию иначе. И выбираю компанию не по имени, а по задачам и зарплате.

Работа. В итоге я нашла ее за три недели. Устроилась в крупный российский межбанковский финансовый сервис. В компании моя должность называется «инженер-программист». По факту я позиционирую себя как мидл-Python-разработчик.

Когда есть желание, я приезжаю на работу в офис
Когда есть желание, я приезжаю на работу в офис

Я разрабатываю микросервисную архитектуру. Из последних задач: с нуля написала микросервис Session pool. Это высокоуровневый пул сессий для доступа к внешнему API. Короче говоря, делаю ту же работу, что и в компании, где проходила стажировку, только теперь официально и за зарплату 220 000 ₽.

Иногда использую технологии, которым меня обучили на онлайн-курсе: заказчику нужны современные решения, такие как ElasticSearch или Kafka, а мне — практика. Так что отлично заходит. Все довольны.

Планы

Последние три года я училась и работала без праздников и выходных. В мае исполнилась еще одна моя долгожданная мечта — отпуск. Я провела месяц в раю — на острове, окруженном океаном, где наслаждалась манго на завтрак и лобстерами на ужин.

Я хочу повысить грейд и претендовать на зарплату от 450 000 ₽. Чтобы достичь этого, купила еще один курс — «DevOps для разработки». С его помощью я хочу получить навыки работы с такими технологиями, как Kubernetes или Terraform. После этого буду претендовать на senior-разработчика или DevOps-инженера. Думаю, с моим рвением я найду желаемую работу раньше, чем доучусь.

Я считаю так: достичь результата можно, только если полностью отдать себя делу. Если мы в выходные по чуть-чуть учимся писать код, то так всю жизнь и будем оставаться на месте и завидовать успеху других. Если же мы ставим четкую цель, то должны забыть про все остальное.

Моя мечта — вместе с коллегами из первой компании создать свой «Яндекс». Это будет платный видеохостинг с уклоном в обучающие материалы. Мне предстоит овладеть еще большим количеством практических навыков и создать финансовую подушку. Уверена, что у меня все получится.

Проходили собеседование по учебе или работе? Расскажите об этом — ваша история поможет читателям не сдаваться и избежать ошибок
Влада Сабельникова
Можно ли найти хорошую работу без высшего образования? Поделитесь мнением:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество