Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.

Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.

Менять окружение

Люди, с которыми мы общаемся, влияют на наши мысли и цели. Когда окружение считает за счастье зарабатывать 15 000 Р, мы мыслим такими же категориями. Если хотите построить успешный бизнес, общайтесь с предпринимателями. Это принесет уверенность, полезные знания и контакты.

Пробовать, а не думать

Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.

Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.

Выбрать свою нишу

Заниматься нужно тем, что получается лучше всего. Вспомните, за какой помощью к вам обращаются? Перевести письмо на французский? Выбрать телефон в пределах 10 000 Р? Найти дешевые авиабилеты и забронировать гостиницу?

Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть». Возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.

Делать то, что приносит деньги

Вокруг важного вертится много дел-паразитов. Они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.

Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.

Просчитать риски

Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.

Если знаете, что в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, то не думайте, что все дураки, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.

Составить бюджет

Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?

Посчитайте прибыль с одной продажи, учитывая зарплату сотрудникам, аренду, рекламу, налоги и амортизацию. Может оказаться, что с арендой в центре города продавать качественный кофе навынос за 100 Р — самоубийство. Нужно повышать цену до 200 Р, искать аренду дешевле или делать кофе классом ниже.

Нанять профессионалов

Бизнес с друзьями прекрасен только на уровне планирования. Люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.

Найти ментора

Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.

Сделать заявление

Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.


Открытие собственного дела — непростой шаг. Не у всех предпринимателей есть денежный запас на первоначальные вложения. Чтобы быстрее накопить, читайте наши статьи об экономии и правильном ведении бюджета:

  1. Как начать вести бюджет.
  2. Как перестать спускать всё на ненужное.
  3. Как наш мозг мешает нам экономить.