Муж отремонтировал квартиру жены. Получит ли он долю при разводе?
До того, как я вышла замуж, родители подарили мне трехкомнатную квартиру в хрущевке. Сейчас я живу в ней с мужем и детьми. Квартира стоит около 8 млн рублей, но в 2023 году дом снесут, а я получу аналогичную трешку в новостройке — она будет дороже.
Пока же мы сделали в этой квартире ремонт: залили новый пол, ободрали и покрасили стены и потолки, поменяли кухню, а в ванной вместо плитки сделали бетон. Получилось не блестяще. Например, пол очевидно бракованный. К тому же видно, что ремонт дешевый: мы покупали недорогие материалы в «Леруа Мерлене», а мастеров нашли на «Авито». Потратили 400 000 ₽, из которых 2/3 — деньги мужа.
Но вот я решила развестись, и муж заявил, что будет претендовать на долю в квартире. Мол, раз он вложился в ремонт — неважно, что мне подарили ее до брака, — это теперь и его квартира. Правда ли, что он имеет право на долю? Если нет, придется ли мне компенсировать ему затраты на ремонт?
Ваш муж поторопился, когда заявил, что квартира теперь и его тоже. Ни вся трешка, ни ее часть не перейдут в собственность супруга без решения суда. Деньги за ремонт муж тоже может потребовать только через суд.
Не факт, что иск удовлетворят. Суд может посчитать, что ремонт — это не имущество, поэтому его нельзя делить. Так уже случалось в Приморском крае. Или суд может решить, что это вкусовщина, которая не повлияла на цену квартиры. А если ремонту несколько лет, суд может прийти к выводу, что и делить-то уже нечего: ремонт пришел в негодность, и пора делать новый. Так что вряд ли ваш муж что-то получит.
Расскажу подробнее, когда имущество одного из супругов становится общим для обоих. И какие вложения в квартиру считаются значительными, а какие нет.
Когда личное имущество становится общим
Личное имущество — это то, что было у одного супруга до брака или появилось после него в результате безвозмездной сделки. К личному имуществу относятся, например, добрачные накопления, наследство от бабушки, подарок от родителей и деньги от продажи приватизированного жилья. У вас квартира появилась до брака, то есть это ваше личное имущество, и при разводе оно не делится.
А общее имущество — это то, на что супруги заработали, пока были женаты. К общему имуществу относятся деньги с зарплат, пенсий, пособий, стипендий и все, что на них куплено. Причем, если один из супругов в декрете или учится, зарплата второго все равно считается общей, то есть каждому принадлежит ее половина. Исключение — если супруги заключили брачный договор и прописали в нем другие условия.
Суд может признать личное имущество одного супруга общим, если выполняются три условия:
- Супруги вложили в него общие деньги или личные деньги второго.
- Это случилось, пока они были в браке.
- Вложения значительно увеличили стоимость имущества.
Если из-за вложений квартира подорожала, то первый супруг стал богаче, а второй — беднее. Закон называет это неосновательным обогащением, и при разводе суд может разделить личное имущество первого на части. Часть, которая достанется второму супругу, будет равноценна приросту стоимости.
Поясню эти условия по порядку.
Что значит вложить деньги в имущество
В понимании суда вложить деньги в имущество — значит реконструировать его, переоборудовать или капитально отремонтировать. Реконструировать — это, например, пристроить к дому веранду или увеличить балкон в квартире. А переоборудовать — это, допустим, заменить сантехнику на более современную.
Капремонт отличается от косметического тем, что затрагивает конструктивные элементы квартиры. Например, если переносятся стены и кухня объединяется с комнатой. Или полностью заменяются коммуникации — системы отопления и водоснабжения, — а вместо газовой плиты ставится электрическая.
Если один супруг выплачивает добрачную ипотеку второго, это не считается вложением, ведь квартиру купил второй супруг. Но при разводе первый все равно сможет вернуть половину ипотечных платежей — об этом мы уже писали.
В вашем случае речь идет о ремонте. Даже если его признают капитальным, есть три варианта развития событий:
- если ремонт был небольшим, делался давно и уже истрепался, то делить вам нечего. Мужу вы ничего не должны;
- если ремонт еще не износился и есть чеки на покупку стройматериалов и оплату работ, то вам придется вернуть мужу деньги. Если они были общими, то половину, а если личными — все;
- если ремонт значительно увеличил стоимость квартиры, то муж получит право на долю. Она будет равноценна половине разницы в цене.
Кто определяет значительность вложений
У каждого свои предпочтения в отделке. Если квартира была в хорошем состоянии, то после ремонта ее стоимость может не измениться. Например, новые обои и счетчики будут выполнять функции прежних — это не повод выделять долю второму супругу. К тому же квартиры часто дорожают не из-за ремонта, а из-за роста цен на недвижимость. В этом случае второй супруг тоже ничего не получит.
Только эксперт по оценке может определить, из-за чего подорожала квартира. Но каждый из супругов может нанять своего эксперта: один подтвердит, что дело в ремонте, а другой — что в общем росте цен.
Еще можно ходатайствовать о судебной экспертизе. Такие экспертизы дороже обычных, потому что судебный эксперт несет уголовную ответственность за ложное заключение и составляет его тщательнее.
Судебной экспертизе суд верит больше. Так что если вы уверены в своей правоте, то лучше от нее не отказываться.
- Например, в Тамбове муж при разводе пытался отсудить половину квартиры жены. В браке они поставили там пластиковые окна, заново выровняли стены и полы, поменяли проводку. Еще постелили новый ламинат, поклеили обои, обшили пластиком потолок, а в ванной положили плитку, заменили межкомнатные и входные двери, обшили балкон вагонкой — все это на общие деньги. По мнению мужа, квартира подорожала благодаря ремонту.
- У супруга были шансы на долю, но он отказался от судебной экспертизы и заказал ее в компании, которая представляла его интересы в суде. В итоге эксперты не рассчитали рыночную стоимость квартиры без ремонта и не приложили к отчету документы, которые подтверждали право проводить экспертизу.
- Истец не смог доказать, что квартира стала дороже именно из-за ремонта. Суд предположил, что жилье подорожало из-за общего роста цен. Муж проиграл, а апелляционная инстанция подтвердила, что его требования получить долю в квартире необоснованны.
Бессмысленно идти в суд и совсем без заключения.
- Так, в Челябинской области двое супругов построили возле дома баню и погреб и замостили тротуар. Дом принадлежал мужу, и при разводе жена потребовала половину. Такие улучшения считаются неотделимыми: их нельзя забрать с собой, как холодильник или телевизор. Но стоимость улучшений составила 19% от цены дома, а поскольку на них ушли общие деньги супругов, этот показатель разделили на два. Вложения жены составили всего 9,5%. Суд посчитал, что ее вклад незначительный, и отказал в иске.
- Ошибка жены была в том, что она просто принесла в суд два отчета: сколько дом стоит сейчас и сколько супруги вложили в ремонт. Вот суд и сравнил эти суммы. А эксперт сравнил бы стоимость дома при покупке и на момент развода — разница в цене могла быть больше, и жена могла бы получить долю.
То есть, чтобы обратиться в суд, вашему мужу придется потратиться на оценку. Иначе ему точно не на что рассчитывать.
Какие вложения считаются значительными
Значительность вложений суд оценивает субъективно и учитывает обстоятельства каждого конкретного дела.
Иногда все очевидно. Например, в моем городе — Оренбурге — квартиры с ремонтом на 30—50% дороже, чем «коробки» от застройщика. Если один супруг купит до брака новостройку без отделки, а в браке оба сделают в ней ремонт, то при разводе судья может решить, что вложения значительные. Если второй супруг докажет, что действительно вкладывал деньги, он может получить долю. Но есть и менее очевидные примеры.
- Так, в Тамбовской области мужчине принадлежала двушка на первом этаже. Пока он был в браке, они с женой оформили квартиру как нежилое помещение, сделали перепланировку и реконструкцию — и площадь увеличилась с 57 до 82 м2. Затем помещение отремонтировали и сдали в аренду банку. При разводе жена потребовала долю, потому что ремонт делали на общие деньги.
- Судебный эксперт сравнил рыночную стоимость нежилого помещения, которое у них получилось, и аналогичной двухкомнатной квартиры. Оказалось, помещение гораздо дороже, поэтому жена получила долю, равноценную половине разницы.
- Цена могла вырасти по разным причинам. Например, потому, что площадь стала в 1,5 раза больше, или потому, что теперь имущество постоянно приносило прибыль за счет сдачи в аренду. Перепланировка тоже могла увеличить цену. Хотя, возможно, квартира стала дороже просто из-за того, что в городе выросли цены. Но суд все равно решил, что прирост цены — это совместно нажитое имущество, и жена выиграла дело.
Когда речь о частном доме и большом ремонте, то риск, что имущество придется делить, гораздо выше.
- Например, на Ставрополье жена помогла мужу отремонтировать его дом. Они восстановили стену, поменяли крышу, пристроили веранду, заменили 11 окон на пластиковые и установили газовую колонку и сантехнику.
- При разводе суд решил, что это можно считать капремонтом. А экспертиза показала, что из-за него выросла стоимость дома. Суд посчитал размер долей пропорционально тому, как подорожало жилье, и присудил жене не половину дома, как она хотела, а только четверть.
- Предполагаю, что суд считал так. Дом со старой крышей, без веранды и газовой колонки стоил бы вдвое дешевле. Значит, половина нынешней стоимости — совместно нажитое имущество, которое делится пополам. Вот жена и получила четверть доли.
Сейчас ваша квартира стоит 8 млн рублей. Стоимость косметического ремонта — всего 400 000 ₽, то есть только 5% от цены квартиры. Суд вряд ли посчитает это значительными вложениями, поэтому, скорее всего, не отдаст мужу часть квартиры.
Но муж может потребовать, чтобы вы вернули деньги хотя бы за ремонт. Объясню на вашем примере, когда это возможно.
Может ли ваш муж отсудить деньги за ремонт
Чтобы ваш муж потребовал деньги за ремонт, должно быть все то же неосновательное обогащение. Но суд удовлетворит иск супруга, если он докажет свои вложения. А сумма, которую муж сможет вернуть, зависит от того, личные или общие средства он вкладывал.
Как доказать вложения. В вашем случае у мужа могли сохраниться чеки из «Леруа Мерлена». Но они не подтверждают, что стройматериалы использовали в вашей квартире, а не в квартире свекрови.
Траты на работу тоже придется подтвердить. Но я сомневаюсь, что вы заключали договор с рабочими с «Авито». Если бы он был, вы бы потребовали исправить недостатки, о которых пишете.
В общем, предполагаю, что вашему мужу будет трудно доказать свои траты.
Чьи средства потрачены на ремонт. Вы с мужем потратили на ремонт 400 000 ₽, из которых 266 000 ₽ называете его деньгами. Но по факту все зависит от того, откуда они взялись.
Если деньги мужу подарила его мама, то они его личные и вы не имеете на них права. Теоретически при разводе муж может потребовать всю эту сумму. А если оставшиеся 134 000 ₽ — это не ваши личные, а общие средства, то еще и половину от них, то есть 67 000 ₽.
Но я предполагаю, что все 400 000 ₽ вы с мужем нажили в браке, и эти деньги общие. Суд не посмотрит, сколько по факту заработал муж, а сколько вы. Так что муж сможет потребовать максимум половину этих вложений, то есть 200 000 ₽. И то, если докажет, что деньги ему подарили, а материалы из чеков точно использовались в вашей квартире.
Что в итоге
То, что при разводе ваш муж потребует долю или деньги, еще не значит, что он выиграет суд. Судья может решить, что вложения мужа были незначительными или что квартира, наоборот, подешевела после неаккуратного ремонта.
К тому же вы можете помешать мужу в суде. Например, сказать, что ремонт не требовался и муж сам захотел изменить интерьер. Это могут подтвердить свидетели, например ваши подруги.
Могу расстроить вас только насчет новой кухни: при разводе мебель и технику приходится делить.